"Свобода и ответственность"
методическая разработка (7 класс)

формирование у воспитанников   осознанного отношения к своим поступкам и понимания ответственности за свои действия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл svoboda_i_otvetstvennost.docx25.95 КБ

Предварительный просмотр:

Цель: формирование у обучающихся  осознанного отношения к своим поступкам и понимания ответственности за свои действия.

Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:                                                      - продолжить  работу по развитию умений работать в коллективе, в паре, в группе;                                                                        - применять полученные теоретические знания для определения социально одобряемого поведения и порядка действий    в конкретных ситуациях.

        - сформировать у учащихся понятия «ответственность», «свобода» через осознание ценности человеческой жизни;        - подвести  учащихся к пониманию того, что существуют разные виды ответственности;                                                                           - показать детям связь между свободно выбранным поступком и ответственностью  за сделанное.

Оборудование  для детей:

- раздаточный материал  

Оборудование для учителя:

- ноутбук, проектор, экран

- презентация

- толковый словарь  С. Ожегова

Для создания психологического настроя в начале урока ученикам предлагается  посмотреть друг на друга, улыбнуться и подарить друг другу капельку тепла и хорошего настроения.

Слайд 2-      Ребята, о каких понятиях мы говорим на уроке Основы светской этики? Давайте их вспомним.

- Соотнесите понятие с его определением.

  • Наука, которая рассматривает поступки и отношения между людьми с точки зрения представлений о добре и зле, - это … (этика)
  • Это понятие появилось в Древней Греции и в переводе с латинского означало «возделывание земли» … (культура)
  • Особый вид духовной культуры, система норм и ценностей, регулирующих поведение людей … (мораль)
  • Нравственная ценность, которая относится к человеческой деятельности, образец поступков людей и отношений между ними…(добро)
  • То, что мораль стремиться устранить и исправить … (зло)
  • Стремление человека к добру, стремление быть похожим на нравственную личность, которая является для него образцом … (добродетель)
  • Действия, результатом которых оказывается причинение зла себе или другим людям, называется … (порок)

Моральное правило, регулирующее отношения между людьми при распределении благ, наград и наказаний, доходов и т.п. … (справедливость) 

Озвучивают свой выбор и сверяют с «ключом» Слайд 3

Остались два определения. Не достаточно знаний.

 Предлагаю  игру «Паровозик».

- На столе разложены карточки двух цветов.

Возьмите, пожалуйста, карточку со стола  и найдите «Своих друзей», объединившись в группы (по 4 человека).

-Вы объединились в группы. Каждая группа – паровозик. Встаньте друг за другом, положа руки на плечи впереди стоящего ученика. Первый ученик в группе – «голова» паровозика, остальные трое должны закрыть глаза. По- моему хлопку «паровозики» начинают движение по классу в хаотичном порядке. Следующий хлопок в ладоши означает, что дети в «паровозиках» должны поменяться местами: 1-ый игрок становится в «хвост» паровозика, 2-ой – «голова» паровозика. Игра продолжается до тех пор, пока каждый участник группы не побывает в роли «головы» паровозика.

 Задает вопросы:

-В какой роли вам было интересно? Почему?

-В какой роли было труднее всего? Почему

- от кого зависело движение? Кто принимал решение, куда будет двигаться «паровозик»?

  • Способность человека определять свое поведение с учетом законов природы и общества …(свобода)
  • Черта характера личности и ее действий, которая говорит о том, что человек отвечает за собственный свободный выбор … (ответственность)
  • Утренний выбор» про себя (слайд 4) и подумайте, о  каком выборе говорится в этой притче.
  • -Что в вашем понимании означает слово «блаженство»? (Блаженство — это счастье, как состояние доброты и наслаждения. Быть на верху блаженства).

- Прочитайте эпиграф к нашему занятию  (слайд 5).

 « Ваш выбор – это выбор, который Вы делаете сами и за который несёте ответственность»

  А. М. Прихожан.

Антуан  де Сент – Экзюпери  сказал

: «Быть человеком – это чувствовать свою ответственность»(слайд 6)

- Как вы понимаете эти слова?

- Как думаете, какое отношение они могут иметь к нашему уроку?

 (слайд 7 ) (слайд8)

- Как вы думаете, так что же такое ответственность?

- Попробуйте подобрать синонимы к этому слову.

- Где вы можете уточнить свои предположения?

Прочитайте  определение ответственности из словаря С. Ожегова (слайд 9 ).

  Вам поручили ответственное задание – выбрать подарок для одноклассницы. Легко ли это сделать? Почему?

Возврат к эпиграфу урока: « Ваш выбор – это выбор, который Вы делаете сами и за который несёте ответственность»

Мы доказали с вами, что понятия свобода и ответственность идут рядом.

 Ответственное поведение личности возможно только при определённых условиях. Определим эти условия.

Игра «Водоворот мнений».

Учитель делит класс на  группы по 3 чел  . Каждая пара в группе  получает лист бумаги, который поделен на три колонки: Я, ДРУГИЕ, ШКОЛА.

-Вам предстоит определить три вида ответственности: перед собой, перед другими, перед школой (слайд 14, 15)

- Ребята, а вам часто приходилось признавать свои ошибки? Трудно это делать? Какие чувства испытывали при этом?

- Мы уже  говорили сегодня о том, что ошибки лучше предвидеть, чтобы потом не пожалеть о содеянном.

-А сейчас  я предлагаю вам вспомнить сказки и ответить на вопросы:

- Какая черта характера Красной Шапочки привела к трагическому событию в сказке? (Болтливость)

- Какая черта характера оставила старуху у разбитого корыта в сказке А.С.Пушкина? (Жадность)

- Из-за чего Заяц лишился лубяной избушки? (Из-за доверчивости)

- Из-за чего братец Иванушка стал козлёночком? (Из-за непослушания)

- Из-за чего Стрекоза из басни И.А.Крылова осталась без тепла и крова? (Из-за легкомысленности)

- Из-за чего Буратино из сказки А.Н.Толстого остался без золотых монет? (Из-за глупости)

- Такие черты характера как глупость, легкомыслие, непослушание, доверчивость, жадность, болтливость могут привести к непоправимым последствиям. Чтобы не произошло в жизни беды, надо предвидеть все неприятности заранее и ответственно отнестись к происходящему (слайд 16)

-Достоин ли уважения тот человек, который совершает ошибочные действия, но признает свои ошибки? - Прочитайте мудрые мысли на слайде 17).  Объясните их смысл с позиции нашего с вами разговора  об ответственности.

 составить синквейн к слову  Свобода (слайд 18).

-  Свобода без ответственности – это путь в никуда. Полной свободы в природе не существует вообще. Такая свобода не предполагает жизни. Свободный человек отличается тем, что он готов нести личную ответственность за свой выбор, не перекладывая вину за последствия на других. Прежде чем заявить о своем праве на свободу, задайте себе вопрос: какими будут последствия моей свободы для меня и окружающих меня людей? (слайд 19)

 В заключении мне хотелось бы пожелать вам воспитывать в себе такое качество, как ответственность, и тогда в вашей жизни будет меньше проблем. Ответственное поведение позволит не навредить вашей безопасности и здоровью, а так же другим людям и окружающей среде.(слайд 20) С какими понятиями работали на уроке? Какие цели поставили перед собой, смогли ли их достичь?

- Что вас особенно заинтересовало? О чем вы хотите рассказать родителям?

- Закончите  предложения (слайд 21)

Закончим наше занятие стихотворением. Вы должны только сказать хором фразу: «…любите друг друга» (слайд 22)

Чтобы выйти из заколдованного круга

(дети хором: любите друг друга)

Чтобы не быть в обиде, когда придётся туго (хором: любите друг друга)

 Во время труда и в час досуга

 (хором:любите друг друга)

Зимой за окном свирепствует вьюга,

 а вы всё равно (любите друг друга)!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по теме "Свобода и ответственность".

Разработка урока №10 по предмету ОРКСЭ, модуль  "Основы светской этики"....

Свобода. Выбор. Ответственность.

Классный час к 1 сентября. Тема направления этого года "Свобода. Выбор. Ответственность."...

"Свобода и ответственность"

Разработка урока по предмету "Основы светской этики" для 4 класса. Урок 10 "Свобода и ответственность"....

Классный час «Свобода и ответственность»

Классный час о возможности задуматься над понятиями «свобода» и «ответственность»....

Презентация к уроку ОРКСЭ "Свобода и ответственность".

Презентация содержит вопросы, задания, пояснения к уроку ОРКСЭ  "Свобода и ответственность" и дополнит материалы учебника....

Методическая разработка мастерской "Свобода и ответственность"

Цель занятия - создать условия для осознания обучающимися ценности свободы и единства свободы и ответственности. Использование различных приемов и средств, в том числе и видеоролик из социальных сетей...

Методическая разработка урока по обществознанию в 10 классе "Единство свободы и ответственности личности"

Целью урока является ознакомление учащихся с различными смыслами и аспектами понятия "свобода". Дать представление о том, что абсолютной свободы не бывает. Закрепление материала проводится в тестовой ...