Методическая разработка "Ученическое самоуправление в школе"
методическая разработка (7 класс)

Бакурова Галина Анатольевна

В материале раскрывается содержание самоуправления как социального феномена; описываются модели организации ученического самоуправления в школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon uchenicheskoe_samoupravlenie_v_shkole.doc64.5 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования Дом детского творчества Петродворцового района Санкт-Петербурга

Методическая разработка

для специалистов по воспитанию общеобразовательных учреждений

«Ученическое самоуправление в школе»

Разработчик

     Бакурова Г.А.

методист ГБУ ДО ДДТ

Санкт-Петербург

2019 г.

Содержание:

  1. Самоуправление - социальный феномен
  2. Модель организации ученического самоуправления
  3. Анкета
  4. Литература

Развитие самоуправления как социального феномена

Развитие самоуправления как социального феномена сегодня является официальной государственной политикой, которая зафиксирована в Конституции Российской Федерации отдельной главой № 8, где в статьях №№ 130-133 изложено понимание местного самоуправления, его основные функции и правовые гарантии его существования. Следовательно, вопросы организации самоуправления школьников и молодежи – это вопросы государственной политики, которые заслуживают самого серьезного внимания.

Развитие ученического самоуправления – это многоплановая, систематическая, целенаправленная и скоординированная деятельность государственных органов

 (прежде всего в лице школы, учреждений дополнительного образования), общественных организаций и семьи – по формированию самостоятельной и жизнеспособной личности, по развитию у молодежи чувства ответственности за судьбу Родины, готовности к выполнению гражданского долга через разнообразные виды деятельности в малых группах, коллективах, социальных общностях.

Первое принципиальное положение, на которое следует обратить внимание при организации той или иной модели ученического самоуправления, заключается в том, что, несмотря на внутренне присущую самоуправлению самостоятельность , в школьном возрасте эта деятельность нуждается в определенной педагогической помощи, минимальной и дозированной поддержке   педагогов, а также прежде всего взрослых членов семьи.

Это одно из направлений педагогической деятельности, которое должно занимать ведущее место в целостном учебно-воспитательном процессе, так как дополнительные знания, практические навыки и умения, социальные установки и ценности, формируемые в ходе реализации самоуправления, во многом определяют жизнеспособность и социальные перспективы выпускников школы, воспитанников учреждений дополнительного образования, а в более узком аспекте  - качество корпуса управленческих кадров различного уровня, от местного самоуправления до высших эшелонов государственной власти, то есть будущее нашей страны.

Самоуправление как педагогический феномен давно является объектом пристального изучения. Практически все ведущие педагоги, многочисленные научно-педагогические  школы и коллективы в той или иной мере рассматривали этот вопрос и на практике реализовывали свои  теоретические выводы.

Первое упоминание о школьном самоуправлении и его организации относятся к   XVI столетию. В 1531-1556гг. в г. Гольдберге (Силезия) работала латинская школа, которой руководил Валентин Тротцендорф. Он был первым педагогом, использовавшим   в целях гражданского воспитания специально организованное им школьное самоуправление. В школе ежемесячно избирался сенат из 15 учеников, который рассматривал и разрешал возникающие конфликты. Ученики привлекались к выполнению различных общественных обязанностей.

Элементы самоуправления детей были заложены М. В. Ломоносовым в подготовленный им в 1758 г. «Регламент московских гимназий», согласно которому порядок занятий в гимназии поддерживается самими гимназистами.

16 октября 1918 г. было принято обращение Государственной комиссии по просвещению «Основные принципы единой трудовой школы», в котором говорилось о том, что дети должны участвовать во всей школьной жизни. «Для этого они должны пользоваться правом самоуправления и проявлять постоянную активную взаимопомощь. Готовясь стать гражданами государства, они должны, возможно, раньше чувствовать себя гражданами своей школы».

Неоценимый вклад в становление теории самоуправления, а также в практику его развития внес А. С. Макаренко, который выявил и убедительно раскрыл основные элементы системы управления жизнедеятельностью школьного коллектива: целеполагание, планирование, организацию и самоуправление. Вершиной школьного самоуправления в 20-30-е годы можно считать созданную А. С. Макаренко коммуну им. Ф. Э. Дзержинского. Как известно, все управление жизнью коммуны осуществлялось самими коммунарами. Ученическое самоуправление, существовавшее в советской школе в виде пионерских и комсомольских организаций, давало свои результаты, к которым можно относиться по-разному, но одно очевидно – молодой человек, прошедший эту школу самоуправления, оказывался в большей мере подготовленным к жизни, ее трудностям и проблемам, готовым к эффективному сотрудничеству.

Сегодня многие старшеклассники входят во взрослую жизнь, не пройдя школу самоуправления, поэтому вынуждены восполнять данный пробел опытным путем. Но этот опыт многим из них очень дорого обходится. Значимость самоуправления возросла настолько, что дальнейшее игнорирование работы в этом направлении просто недопустимо. При этом речь не идет о вытеснении самоуправлением других видов педагогической деятельности. Оно органично сочетается и с образованием, и с воспитанием, и с дополнительными занятиями по интересам.  

Неоценимый вклад в становление теории самоуправления, а также в практику его развития внес А. С. Макаренко, который выявил и убедительно раскрыл основные элементы системы управления жизнедеятельностью школьного коллектива: целеполагание, планирование, организацию и самоуправление. Вершиной школьного самоуправления в 20-30-е годы можно считать созданную А. С. Макаренко  коммуну им. Ф. Э. Дзержинского. Как известно, все управление жизнью коммуны осуществлялось самими коммунарами. Ученическое самоуправление, существовавшее в советской школе в виде пионерских и комсомольских организаций, давало свои результаты, к которым можно относиться по-разному, но одно очевидно – молодой человек, прошедший эту школу самоуправления, оказывался в большей мере подготовленным к жизни, ее трудностям и проблемам, готовым к эффективному сотрудничеству.

Сегодня многие старшеклассники входят во взрослую жизнь, не пройдя школу самоуправления, поэтому вынуждены восполнять данный пробел опытным путем. Но этот опыт многим из них очень дорого обходится. Значимость самоуправления возросла настолько, что дальнейшее игнорирование работы в этом направлении просто недопустимо. При этом речь не идет о вытеснении самоуправлением других видов педагогической деятельности. Оно органично сочетается и с образованием, и с воспитанием, и с дополнительными занятиями по интересам.  

Возрастающий интерес к восстановлению самоуправления в детском коллективе превращается в необходимый атрибут целесообразной педагогической деятельности, предпосылку успешного жизненного самоопределения молодого человека  с минимальными потерями средств и времени.

Настало время не только декларировать необходимость введения (или восстановления) ученического самоуправления, но и заниматься систематической работой как с педагогами, так и с учащимися, которые также нуждаются в разъяснении значения этого вида деятельности.

        Школа- это маленькое государство, которое будет процветать, если каждый его житель научится нести ответственность за общее дело. А класс – это семья и, как во всякой семье, в ней не обходится без конфликта «отцов» и «детей», поэтому обе стороны должны научиться уважать права друг друга. Самоуправление является современной формой работы с ученическим коллективом, позволяющей детям развивать свои способности, решать непростые задачи, овладевать навыками делового общения, строить страну своей мечты.  

Модель организации ученического самоуправления

Развитие самоуправления в школе может начаться с анкетирования учеников 5-11 классов. Ответы на вопросы о том, что нравится в школе, что хотелось бы изменить, какие из школьных мероприятий можно организовать самим, оказывают действенную помощь на первом этапе. Детям можно доверить работу по таким направлениям деятельности, как планирование свободного времени, школьная пресса, организация спортивных мероприятий, трудовое воспитание, шефская помощь престарелым и ветеранам войны, обеспечение правопорядка в школе. После этого можно провести выборы органов самоуправления в классах и в школе.

Структура самоуправленческого коллектива:

Одна из возможных структур органов самоуправления школы изображена на слайде № 13. Высшим органом самоуправления является Школьное ученическое собрание, которое базируется на классных ученических советах и включает в себя палаты по различным видам деятельности, куда входят представители от каждого класса, школьный парламент, состоящий из председателей палат и президента. Во главе Школьного ученического собрания стоит президент, который избирается в ходе избирательной кампании тайным голосованием на один год. Президентская кампания проходит по обычной схеме:

  • Выбор кандидатов от класса
  • Представление программ кандидатов
  • Образование инициативных групп для поддержки кандидатов
  • Проведение дебатов: «Я самый лучший президент»

Президент совместно с парламентом определяет основные направления развития ученического самоуправления, осуществляет контроль за выполнением принимаемых указов и распоряжений. Он же представляет школу на районных и областных мероприятиях.

В школьный парламент, состоящий из представителей палат, входят заведующие отделами классных ученических советов. Заседания палат могут проводиться раз в две недели, в случае необходимости – чаще.

Формирование ученических советов в классах:

Из числа ребят, проявляющих интерес к деятельности одного и того же направления, в классах формируются первичные активы соответствующего школьного рабочего органа самоуправления, именуемые классными ученическими советами. Из членов первичного актива избирается руководитель, и за учащимися закрепляются участки работы. Не все ребята могут проявить интерес к работе в органах самоуправления. На первом этапе часть школьников останется вне самоуправления. Одному руководителю не под силу вовлечь их в органы ученического самоуправления, но при помощи руководителей первичного актива он сможет решить эту задачу. Активисты втянут этих ребят в свои дела, предложив поучаствовать в организуемых ими мероприятиях. Не найдя дело по душе в одном активе, ученик получит приглашение поучаствовать в работе другого, третьего и т. д., пока не найдет свое место в интересной для него деятельности.

       Создание организационной структуры школьного ученического коллектива завершается следующим образом: руководители первичных активов образуют общешкольные рабочие органы, а в каждом из них избирается руководитель из числа старшеклассников и его заместитель из учеников среднего звена.

       Работа органов самоуправления строится на основе Устава школьного ученического собрания и программы, принятых на уровне ученической конференции.

Вариант анкеты для определения результатов работы школьного самоуправления

        

Дорогие ребята!

Попробуйте объективно оценить себя, подчеркнув те ответы на вопросы, которые вы считаете верными.

  1. В каком качестве ты сегодня принимал участие?
  • Организатор
  • Вдохновитель
  • Автор
  • Исполнитель роли
  • Зритель
  • Оформитель
  1. Какие способности и качества личности позволяет развить тебе участие в общешкольных мероприятиях (можно выбрать только 3 ответа)
  • Расширить знания об окружающем мире
  • Улучшить свою речь
  • Повысить самооценку
  • Стать более самостоятельным и организованным
  • Почувствовать себя более спокойным и уверенным, когда приходится отвечать у доски
  • Контролировать свои эмоции и чувства
  • Осознать свои жизненные цели
  • Анализировать свои и чужие поступки
  • Сочинять песни, стихи, сценарии
  • Изготовлять что-либо своими руками
  • Приобретать оформительские навыки
  • Исполнять стихи, песни, роли перед зрителями
  • Научиться играть на музыкальном инструменте
  • Открыть в себе таланты
  • Придумать и организовать со своими сверстниками различные игры, развлечения, праздники
  • Научиться оказывать влияние на других людей: убеждать, спорить, разрешать споры
  • Увлечь своей идеей других людей
  • Чувствовать себя более непринужденно и уверенно
  • Сопереживать окружающим
  • Уметь слушать и слышать других

  1. Что заставляет тебя участвовать в общешкольных мероприятиях?

  • Нравится в школе что-то делать помимо уроков
  • Хочется не подвести одноклассников
  • Люблю выступать на сцене
  • Люблю заслуживать похвалу, одобрение
  • Хочу сблизиться с одноклассниками
  • Хочу поиграть

  1. На каком мероприятии ты смог проявить себя, быть активным, полезным для своей команды? (напиши)

Смысл введения ученического самоуправления заключается не в предоставлении возможности управления одних детей другими, а в обучении всех детей основам демократических отношений в обществе, в обучении их владеть собой, управлять своей жизнью в коллективе, найти свое место.

Литература:

  1. Степанов Е. Н. Самоуправление в детском коллективе.  

ж. Классный руководитель, 2006г. № 8 с 14-20

  1. Бакушина А. Н., Бойко Т. В. Традиции детского самоуправления в петербургской школе СПб 2001г.
  2. Инновационные подходы к организации школьного самоуправления. Авт.-составитель И. Д. Демакова, Н. Л. Селиванова. М., 2004г.
  3. Кабуш В. Т. Ученическое самоуправлени: теория и практика. Мн, 1999г.  
  4. Справочник классного руководителя № 0/ август/ 2006г.
  5. Приложение к ж. Внешкольник» № 2 2007г. Модели ученического самоуправления в системе дополнительного образования
  6. Конституция РФ глава №8, ст. №№ 130-133


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Самоуправление в школе

Искусство воспитания имеет ту особенность, что почти всем оно кажется делом знакомым и понятным, и иным делом лёгким, - и тем понятнее и легче кажется оно, чем менее человек с ним знаком, теор...

Организация ученического самоуправления в школе

В статье рассматриваются формы организации ученического самоуправления, более подробно я останавливаюсь на организации пресс-службы школы...

«Каким я вижу ученическое самоуправление в школе завтрашнего дня»

«Каким я вижу ученическое самоуправлениев школе завтрашнего дня»...

«Каким я вижу ученическое самоуправление в школе завтрашнего дня»

«Каким я вижу ученическое самоуправлениев школе завтрашнего дня»...

Самоуправление в школе

Цели и задачи воспитательной работы: Цель программы :Раскрытие, развитие и реализация творческих способностей, формирование гармоничной личности в максимально благоприятных условиях организ...

Методическая разработка урока по английскому языку в 5 классе по теме "Spring" (для Дня Самоуправления в школе)

Данный урок нацелен помочь учащемуся побывать в роли учителя на Дне Самоуправления в школе и провести урок в 5 классе....

Методическая разработка проведения Дня самоуправления в школе.

Данная методическая разработка была реализована в рамках Дня учителя в школе.День самоуправления в школе проводится с целью развития ученического самоуправления, демократизации учебно-воспитатель...