МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ВОСПИТАТЕЛЬНОГО МЕРОПРИЯТИЯ «ЛЮБЛЮ ТЕБЯ, МОЙ КРАЙ РОДНОЙ» ТЕМАТИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ: ГРАЖДАНСКО - ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
методическая разработка (6, 7 класс)

Костякова Нина Григорьевна

Тематическое направление методической разработки воспитательного мероприятия –гражданско-патриотическое.

         Тема: «Люблю тебя, мой край родной»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka.docx46.65 КБ

Предварительный просмотр:

государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области

средняя общеобразовательная школа  с. Девлезеркино муниципального района Челно-Вершинский Самарской области

Номинация №2  «Воспитательные практики работы с обучающимися в образовательной организции»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

ВОСПИТАТЕЛЬНОГО МЕРОПРИЯТИЯ

«ЛЮБЛЮ ТЕБЯ, МОЙ КРАЙ РОДНОЙ»

ТЕМАТИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ:

ГРАЖДАНСКО - ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ

Костякова Нина Григорьевна,

учитель русского языка и литературы

ГБОУ СОШ с. Девлезеркино

 Челно-Вершинского района

Самарской области

2023г.

РАЗДЕЛЫ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАЗРАБОТКИ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО МЕРОПРЯТИЯ:

  1. Пояснительная записка
  1. Тематическое направление
  2.  Актуальность воспитательного мероприятия и обоснование ее выбора.
  3.  Целевая аудитория
  4. Роль и место воспитательного мероприятия в системе работы классного руководителя (связь с другими мероприятиями, преемственность)
  5. Цель, задачи и планируемые результаты воспитательного мероприятия
  6.  Форма проведения воспитательного мероприятия
  7. Педагогическая технология/методы/приёмы, используемые для достижения планируемых результатов
  8. Ресурсы, необходимые для подготовки и проведения мероприятия
  9. Рекомендации по использованию методической разработки в практике работы классных руководителей
  1. Основная часть
  1. Описание подготовки воспитательного мероприятия
  2. Описание проведения воспитательного мероприятия (конспект мероприятия)

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

1.1. Тематическое направление, тема воспитательного мероприятия

        Тематическое направление методической разработки воспитательного мероприятия –гражданско-патриотическое.

        Тема: «Люблю тебя, мой край родной»

1.2. Актуальность темы

        Вероятно, что ничто на земле не может быть роднее, чем место, где ты родился и рос. У каждого человека есть своя родина. У одних - это большой город, у других — маленькая деревушка, но все люди любят ее одинаково. Наша малая Родина – прекрасный  Челно-Вершинский  район, уникальный в историко-археологическом отношении регион, заселённый человеком ещё в эпоху каменного века, расположенный в северной части Самарской области - один из двадцати семи районов Самарской губернии. Проводя беседы  с детьми о малой родине,  убедилась в том, что у детей поверхностные представления о месте, в котором они живут, об истории, достопримечательностях, архитектуре родной земли. В последние десятилетия в России произошли экономические и политические изменения, которые привели к значительной потере духовных ценностей. Стала все более заметной постепенная утрата нашим обществом традиционного патриотического сознания. Я считаю, что проблема любви к родине, патриотизма в наше время – это одна из актуальных и серьезных проблем общества. Мы должны показать подрастающему поколению красоту и богатство нашего края,  величие и самоотверженность подвига советских людей, завоевавших Победу. Воспитывая у детей патриотизм, мы воспитываем и духовно – нравственные качества.

В связи с этим была выбрана данная тема.

        Биография района насчитывает уже 95 лет. Я убеждена в том, что знать свое прошлое - значит уверенно стоять на земле.

Отечество. малая Родина, родное село играют значительную роль в жизни каждого человека, но мало говорить о любви к родной земле, необходимо знать его прошлое и созидать будущее.

1.3. Целевая аудитория воспитательного мероприятия

        Методическая разработка воспитательного мероприятия направлена на 6-7 классы (12-14 лет).

1.4. Роль и место воспитательного мероприятия в системе работы классного руководителя

        Методическая разработка воспитательного мероприятия «Люблю тебя, мой край родной» имеет  важное  значение и играет огромную роль в системе работы классного руководителя.  Данная разработка тесно связана с межличностными взаимоотношениями в классном коллективе, помогает воспитывать в учащихся чувство уважения к иным точкам зрения, отличным от  их собственных.

Патриотическое воспитание является приоритетным направлением  в работе классного руководителя, которое формирует   гражданскую позицию, патриотическое сознание,    национальное самосознание,   любовь и уважение к истории семьи, села, города, Отечества.

        При реализации данной разработки используются следующие формы: экскурсии по Челно – Вершинскому  району, селу Девлезеркино,  классные часы,  посвященные известным людям нашего села,  района, беседы по профориентации «Предприятия нашего района», творческие конкурсы- (конкурс рисунков «Мой Челно -Вершинский район», « Моя малая родина – Девлезеркино», написание творческих работ).

1.5. Цель, задачи и планируемые результаты воспитательного мероприятия

        Цель: 1.Изучить историю Челно - Вершинского района с помощью различных источников информации,

2. Знать  о наших односельчанах села Девлезеркино, участниках Великой Отечественной войны, удостоенных высоких воинских званий.

3. Формировать активную гражданскую позицию, чувство любви к прошлому, настоящему и будущему страны, своего города, села.

4. Воспитать чувство патриотизма, чувства долга перед родиной, ответственности за свои поступки.

Задачи:

        Образовательная: обобщить понятия Родина и малая Родина.

        Развивающая:  развить у детей коммуникативные способности, умение пользоваться и отбирать нужную информацию в рамках темы;

развить эстетический  вкус и творческое мышление;

        Воспитательная:  пробудить интерес к истории своего народа;

создать условия для коллективной деятельности.

Планируемые результаты:

        Личностные УУД: развитие любознательности, чувства патриотизма.

        Предметные УУД: учатся анализировать свои действия, формулируют ответы на поставленные вопросы, приобретают опыт работы в группах.

        Метапредметные УУД: проявляют интерес  к новой информации; развивают навыки сотрудничества с другими участниками коллектива.

Форма проведения воспитательного мероприятия

Форма проведения мероприятия – тематическая беседа.
Формы работы учащихся:
 индивидуальная, групповая, фронтальная.

Педагогическая технология/методы/приёмы, используемые для достижения планируемых результатов:

-информационно-коммуникационные технологии.

Применение ИКТ на всех этапах урока позволяет оптимизировать образовательный процесс, эффективно использовать время. Таким образом, использование информационно-коммуникационных технологий позволяет  активизировать познавательную деятельность учащихся, повысить мотивацию, создает дополнительные условия для формирования и развития коммуникативных умений и навыков учащихся. Использование данной технологии помогает осуществить переход от репродуктивных форм к самостоятельным, творческим видам работы.

-здоровьесберегающие технологии:

-обеспечение учащимся возможности сохранения здоровья во время обучения в школе, формирование у них необходимых знаний, умений и навыков по здоровому образу жизни и  применение полученных знаний в  повседневной жизни.

-смена видов деятельности;

-индивидуальный подход к учащимся с учетом личностных возможностей;

-построение занятия с учетом работоспособности учащихся;

Применение данной технологии помогает сохранению и укреплению здоровья  школьников, препятствует их переутомлению на уроках, улучшает психологический климат в детских коллективах, повышает концентрацию внимания, снижает показатели заболеваемости и уровня тревожности детей.         

-игровые технологии:

Игра, наряду с трудом и учёбой, - один из основных видов деятельности человека. По определению игра - это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.

Познавательные, интеллектуальные игры.

-стимулируется познавательная деятельность;

-активизируется мыслительная деятельность;

-самопроизвольно запоминаются сведения;

-формируется ассоциативное запоминание;

-усиливается мотивация к изучению предмета.

Во время внеклассного мероприятия были использованы следующие методы:

 -технология сотрудничества. Технология сотрудничества – коллективный способ обучения/воспитания в парах или группах, который развивает навыки мыслительной деятельности, включает работу памяти, повышает ответственность за результативность коллективной работы, позволяет актуализировать полученный опыт и знания, работая в индивидуальном темпе.

- наглядный ( просмотр презентации).

и приёмы:

-просмотр видеофрагментов по изучаемым темам;

-проведи исследование;

-свои примеры;

-опрос – итог

1.8. Ресурсы, необходимые для подготовки и проведения мероприятия

        Для успешного проведения внеклассного мероприятия важное значение имеет предварительная работа с учениками.

        К материально-техническим относится наличие интерактивной доски и заранее подготовленной презентации.

1.9.Рекомендации по использованию методической разработки в практике работы классных руководителей

Данная методическая разработка может быть использована педагогами, классными руководителями, социальными психологами для воспитания патриотизма среди учащихся.

На мой взгляд, перечисленные  выше технологии, наряду с привлечением учащихся к ценностному отношению к России, своему народу, отечественному культурно-историческому наследию, государственной символике, районной символике, законам Российской Федерации, историческими ценностями района, села, Родины  способствует созданию эффективных  условий  для воспитания личности гражданина - патриота  Родины, способного встать на защиту государственных интересов страны.

Надеюсь, что данная методическая разработка окажет методическую и практическую помощь учителям в организации работы по  патриотическому  воспитанию  учащихся 6-7 классов.         

2. Основная часть

2.1. Учитель готовит материал для воспитательного мероприятия, задания и вопросы. Распечатывает цветные фотографии достопримечательностей района, села.  Готовит презентацию.

2.2. Ход воспитательного мероприятия

- Учитель создает рабочую атмосферу, записывает эпиграф к мероприятию на доске, стимулирует активную деятельность учащихся, подводит их к теме.

- Учащиеся отвечают на вопросы учителя, затем сами озвучивают тему внеклассного мероприятия. Выступают с докладами по теме.

- На стадии рефлексии ученики делают выводы о важности темы.

Ход мероприятия:

Учитель записывает на доске эпиграф к уроку:

О, Россия!
С нелегкой судьбою страна...
У меня ты, Россия,
Как сердце, одна.
Я и другу скажу,
Я скажу и врагу –
Без тебя,
Как без сердца,
Прожить не смогу…

Ю.Друнина. 

1. Приветствие. Мотивационная беседа. Определение темы и цели внеклассного мероприятия

- Здравствуйте, дорогие ребята! Сегодня вас ждет интересное занятие, прочитайте эпиграф к уроку и сделайте вывод, о чем этот эпиграф, о чем мы сегодня будем говорить? (Следуют ответы учащихся)

- А давайте вы самостоятельно сформулируете цель нашей сегодняшней встречи. (Показать значение родины в жизни каждого человека).

2.  Актуализация первичных знаний.

        Учитель:  Родина! Какое значение для вас имеет это слово? Что такое малая Родина?

Учащиеся:         Это страна, в которой мы родились и живем, семья, родная природа, традиции и праздники нашего народа, соседи, родная школа. Малая, потому что у каждого в огромной стране есть местечко, где он родился - это может быть город, село или хутор.

        Учитель: А какие синонимы можно подобрать к слову Родина?

        Учащиеся: Отечество. Отчизна.

Учитель: А где ваша малая Родина? Что интересного вы можете рассказать о ней? (Учащиеся, которые заранее подготовились к мероприятию, выступают с докладом)

        Ученик: Моя Родина – Челно-Вершинский район, это уникальное и неповторимое место,  самый северный муниципалитет Самарской области. Он обладает особым притяжением – манит красотой природы, своими достопримечательностями и, конечно, радушием живущих здесь людей. Здесь,  на расстоянии примерно 6 километров по прямой на восток от районного центра села Челно - Вершины, расположилось мое родное село Девлезеркино - моя малая Родина.

Челно-Вершинский район представляет собой уникальный в историко-археологическом отношении регион, заселённый человеком ещё в эпоху каменного века.

 В период могущества Волжской Булгарии в X—XIII веках территория района входила в состав этого государства. В XIII веке после покорения Булгарии до XV века регион был частью Золотой Орды. С XV века район находился под властью Казанского ханства. В конце XVI века край был присоединен к Московскому царству. Территория района в составе Российского государства относилась к Казанской губернии, а с конца XVIII века к Самарской.

Район образован в 1928 году . «Второе рождение» района, после укрупнения, состоялось в ноябре 1965 года.

Наш район  на севере граничит с Республикой Татарстан, на западе — с Кошкинским районом, а на юге — с Сергиевским районом, на востоке — с Шенталинским районом. Районный центр находится в селе Челно-Вершины . Территория района составляет 1162,3   квадратных метров. И вся эта территория покрыта плодородными пашнями,  лугами, реками.

Учитель:  Очень хорошо.  Примечательно, что район имеет свой флаг и герб. Символика флага многозначна:  полотнище разделено на четыре сектора — красный, жёлтый, зелёный и пурпурный (малиновый), вдоль свободного края полотнища расположен чёрный треугольник. Оба треугольника соприкасаются своими вершинами.

Четыре разноцветных сектора, собранные вместе, символизируют многовековую дружбу четырёх этнических групп населения, издавна проживающих на территории района: красный — русские, жёлтый — чуваши, зелёный — татары, пурпурный (малиновый) — мордва.

Чёрный треугольник (вершина горы) говорит о холмистом рельефе, что отражено в названии района. Чёрный цвет — цвет плодородного чернозёма, олицетворяющий землю, а также этот цвет в геральдике символизирует мудрость, скромность, честность и вечность бытия.

Синий цвет в геральдике — символ красоты, чести, славы, преданности, истины, добродетели и чистого неба.        

        Учитель: А теперь, ребята, скажите, какие достопримечательности есть в нашем родном Челно- Вершинском районе?

        Ученики отвечают:

        - В нашем районе расположены следующие из красивейших достопримечательностей России:

Этно-краеведческий музей, завоевавший два гранта на проекты «Родные просторы», «Северные Амазонки». Центральный образ проекта «Северные Амазонки» посвящен легендарным амазонкам, женщинам-воительницам, погребения которых были обнаружены и исследованы на горе Маяк близ села Сиделькино. Также в музее создана постоянная выставка «Как жили наши предки», на которой представлены находки из археологических раскопок на горе Маяк и Пролетарском городище.
На территории района сохранились остатки уникального объекта культурного наследия «Усадьба Шелашниковых» - усадебный дом, пруд, устроенный на ручье, фрагменты парковых насаждений. Выходцы из Подмосковья, Шелашниковы принимали активное участие в общественно-политической жизни Самарской губернии в XIX веке. Степан Петрович Шелашников был избран первым губернским предводителем дворянства, был почетным мировым судьей, гласным губернского и уездного земских собраний, членом губернского крестьянского комитета. В 1865 году в зале дома Шелашникова в Самаре, на углу улиц Казанской и Воскресенской, было создано учредительное земское губернское собрание - первое губернское земское собрание в Российской Империи.

«Музей под открытым небом» ( с. Красный Строитель,  Зубовка)

Барский дом. Широкий  въезд,  начинавшийся от парадных ворот, встречал

гостей. Имение состояло из сада, около 30 га с яблонями, смородиной, малиной, довольно обширного барского дома (зала, спальни, канцелярия, коридоры), отдельно стоящей кухни,  сторожки. Также в имении были 2 теплицы площадью 100 кв.м, баня, 4 дома для прислуги, каменная конюшня, кладовые с холодильниками,, в которые вел подземный ход, артезианский колодец, земли около 7 000 десятин, спиртзавод. Парк был окружён каменной изгородью двухметровой высоты, шириной 60 см. и протяженностью 600-700 метров и представлял собой отличное место для отдыха. Ухоженные аллеи с беседками спускались к небольшому пруду с кристально чистой родниковой водой, гладь которой величаво разрезали красавцы-лебеди.

Церковь Успения Пресвятой Богородицы. В селе Зубовка имелись две церкви: первая - старая, деревянная, вторая – новая, каменная. Старую церковь построили в 1797 году на средства, выделенные хозяйкой имения А.А. Суворовой-Зубовой, дочерью великого полководца А.В. Суворова.

 Лавка купца Калашникова. Здание лавки купца Н.В. Калашникова было построено, как и многие другие постройки в Зубовке. в середине 19 века  и до сих пор отлично сохранилось.

Мельница в селе Красный Строитель. Это великолепное добротное здание в стиле конца 19 века. Его толстые стены говорят о том, что оно строилось на века.

(Слайды известных мест)

Учитель:  В истории любого народа особая роль принадлежит  людям, чьим умом, деяниями он прославился. Давайте вспомним выходцев из нашего села Девлезеркино,  которые  внесли свой невесомый вклад для нашей Родины. Знать своих предков, ребята, - значит не позволить уйти им в забвение. (Подготовленные заранее ученики выступают с докладом. Демонстрация слайдов.)

 Ученик : Рядом с нами жили и живут замечательные, славные люди с интересной судьбой. Каждый из них внёс лепту в жизнь села, края, Родины. Послужной список генерал-майора Саватеева Аркадия Ильича  начался в годы Великой Отечественной войны. Когда началась война, ему исполнилось 17 лет. Вместе со своими товарищами каждый день приходил в военкомат и просился  на фронт, но им объясняли, что несовершеннолетних не берут. И всё же Аркадию Саватееву удалось попасть в список набора в Высшее Военно-морское училище им.Фрунзе в Ленинграде. В октябре 1942 года ему присвоили звание «лейтенант», и он получил назначение на Балтийский флот. Балтийский флот, где  служил Аркадий Ильич, вместе с Ленинградским фронтом принимал участие  в операции по ликвидации блокады Ленинграда.

Известие о победе он получил на окраине Клайпеды, в местечке, где потом стал зенитно-ракетно-артиллерийский полигон Прибалтийского военного округа.  

Остальная служба от лейтенанта до генерала (1945-1968г) прошла на Тихоокеанском флоте; с 1969-1976 год – на Балтийском флоте, с 1976 по 1986 год, когда стал годным только к нестроевой службе, - в Ульяновске на большом военном предприятии.

Таким образом, ему удалось повоевать на воде, в горах и на берегу рядовым, командиром отделения и офицером, с немцами, японцами.

 Саватеев Аркадий Ильич умер в сентябре 2010 года в Ульяновске.

 Ученик : Генерал-майор Казанцев Константин Ильич  родился в 1921 году в Девлезеркино и жил тут до августа 1940 года. В этом же году поступил на литературный факультет Ульяновского педагогического института, который окончить не удалось. В связи с «Законом о всеобщей воинской повинности» поступил в Саратовское танковое училище, где освоил ускоренную программу и сдал выпускные экзамены в январе 1942 года. В апреле этого же года в звании лейтенанта в составе маршевой роты убыл на Юго-Западный фронт. За полгода страшного 1942 года его родители успели дважды получить официальное извещение о его смерти. Под Харьковом, в 25 километрах западнее Купянска, был его первый бой, первая настоящая танковая атака. После четырёх часов боя несколько немецких танков атаковали танк Казанцева К.А. Был ранен в плечо, но мысли оставить машину не было. Выводит танк из огня, чтобы сбить пламя в движении, и в это время в башне начали рваться снаряды. Так он «погиб» в первый раз.

В сентябре 1943 года северо-западнее Ржева, на северном берегу Волги, разведывательный дозор во главе с Казанцевым, ликвидировав плацдарм противника, врывается в деревню Спас-Митьково и сталкивается с прицельным огнём немецкого орудия из-за угла местной церкви. Танк загорелся. Комиссар роты, сам раненый в этом бою, видя горящий танк, решает, что экипаж погиб. Прибыв в госпиталь, он пишет об этом родителям Аркадия Ильича. Так он «погиб» второй раз. Но несмотря ни на что он остался жив. Потом долго пришлось писать и доказывать, что он жив и невредим. А боевые действия он закончил 8 мая в районе Ростока. Имеет многочисленные награды, в том числе награды от Правительства Болгарии, Чехословакии, Монгольской Народной Республики.

Казанцев Аркадий Ильич умер  в июне 2003 года в Подмосковье.

Учитель: Стоит ли говорить, как важна роль каждого человека в истории родной земли, как важно воспитывать чувство ответственности за свои поступки. Мы хотим видеть будущее нашей малой и большой Родины чистым, светлым, здоровым, правильным. Хорошее и светлое будущее зависит от нас, от людей, от поколения.

Игра «На красивые слова скупиться нельзя»

   Учитель: А сейчас, ребята, давайте с вами разделимся на две команды. (Ученики делятся на две команды, учитель раздает бумаги и ручки).

Ваша задача состоит в том, чтобы в течение минуты написать как можно больше эпитетов к слову Родина. Выигрывает команда, записавшая больше слов. (Учащиеся:  независимая, сильная, неповторимая, незабываемая, любимая, свободная, хорошая, бескрайняя, огромная, прекрасная...... )

5. Итог занятия. Рефлексия.  

Учитель:Ребята, чему посвящено было занятие?

Учащиеся: истории и развитию нашей малой Родины. О том, какой она была и какой она становится, о славных людях села.

Учитель:

Люблю тебя, мой отчий край родной,
Берёзок перелески не густые,
Речушку, что бежит там под горой,
И журавлей, летящих вновь в Россию!

Люблю я всё: и реки, и поля,
И травы эти, и леса густые!
Ведь это ты, моя Земля!
Кусочек дорогой моей России!
(Лидия Ежель)

- Ребята, вы все очень хорошо поработали сегодня. Спасибо вам за активность и проявленный интерес к теме патриотизма. Любите Россию, чтите прошлое, будьте патриотами нашей русской земли!

Использованная литература:

  1. Путь генерала. О службе, о жизни./ Авт. Саватеев А.И. – Ульяновск: ООО «ПИЦ «Арсенал», 2005, - 76 с., фотоил.
  2. Они ковали Победу. По страницам газеты «Авангард» Челно- Вершинского района Самарской области. (1941-2010 гг.).  В 2-ух книгах. Книга 2-ая./ Коллектив авторов. Сост. Н.Д.Кочеткова. – Самара: 2010, -395 с., фотоил.
  3. Трижды сожжённый или жить – моё право… /Авт.Мальцев Л.Н. – М: ОАО «Молодая гвардия», 2005, -184 с., фотоил.
  4. Бурлакова И.И. «Патриотическое воспитание: от теории к практике»: методическое пособие. – М.: Центр «Перспектива», 2015.
  5. Микрюков В.Ю. Военно-патриотическое воспитание в школе: 1-11 классы. – М.: ВАКО, 2009.
  6. Сгибнева Е. П. Классные часы в средней школе. М.: Айрис-Пресс, 2007.
  7. Соколов Я. В. Наша Родина – великая Россия: Пособие для учащихся. М.:НМЦ «Гражданин», 2009.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок "Я - гражданин России" для 5-10 классов "Люблю тебя, мой край родной!"

Урок прошел в форме устного журнала "Люблю тебя, мой край родной!" Ведущие: Скидело О.С., Костенко О.С. В ходе мероприятия учащиеся познакомились с государственными символами и достижениями районов Ро...

"Люблю тебя, мой край родной"

Изучение территории своего края, развитие познавательной активности средствами краеведения, развитие навыков поисково - исследовательской деятельности....

Люблю тебя, мой край родной

  В памяти каждого человека, в тайниках его души живёт самое дорогое и сокровенное – Родина. Нашей Родиной является Россия, но есть у каждого из нас  малая Родина. Мы должны зна...

Конкурс знатоков географии родного края "Люблю тебя, мой край родной!"

Разработка внеклассного мероприятия по краеведению....

Внеклассное мероприятие "Люблю тебя,мой край родной!"

С чего начинается Родина? У каждого человека есть Родина – край, где он родился и где всё кажется особенным, прекрасным и родным. Материал посвящён Тамбовской области,Жердевскому району, с.Пичаев...

Внеклассное мероприятие "Люблю тебя, мой край родной"

Патриотическое воспитание подрастающего поколения...