Юные инспектора дорожного движения
рабочая программа (8, 9, 10, 11 класс)

Никитов Сергей Дмитриевич

Юные инспектора Дорожного Движения

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_yuid.docx44.81 КБ

Предварительный просмотр:

Управление образования администрации

Павловского муниципального района Нижегородской области

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

средняя школа № 10 г. Павлово

Рассмотрена и принята на

заседании педагогического совета МАОУ СШ №10 г.Павлово

Протокол от 30.08.2022г. № 1

Утверждаю

                директор МАОУ СШ №10 г.Павлово

_______________А.В. Кочедыкова

01.09.2022г.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

«Юные инспектора движения (ЮИД)»

Возраст учащихся: 13-17 лет

Срок реализации – 1 год

Автор-составителm:

Никитов Сергей Дмитриевич

педагог дополнительного образования, преподаватель-организатор ОБЖ

г.Павлово, 2022г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Юные инспектора дорожного движения-ЮИД» разработана в соответствии с Федеральным Законом от 29.12.2012 г. №273 –ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденным Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г. № 196.

        Актуальность. Актуальность и практическая значимость профилактики детского дорожно-транспортного травматизма обусловлена высокими.

статистическими показателями ДТП с участием детей и подростков. Анализ детского дорожно-транспортного травматизма показывает, что основной причиной является низкая культура участников дорожного движения. Обучающиеся не обладают навыками поведения в транспортной среде, не умеют верно оценить и предвидеть развитие дорожных ситуаций, последствий нарушения правил дорожного движения.

Данная Программа направлена на формирование у детей культуры поведения на дорогах, гражданской ответственности и правового самосознания, отношения к своей жизни и к жизни окружающих как к ценности. Программа позволяет сформировать совокупность устойчивых форм поведения на дорогах, в общественном транспорте, в случаях чрезвычайных ситуаций, а также умений и навыков пропагандисткой работы.

Программа является современным педагогическим средством формирования социальной компетентности обучающихся в вопросах безопасности жизнедеятельности. Программа предусматривает работу в трех направлениях: знакомство с историей ГИБДД и ПДД, развитие практических навыков и применение их в реальной жизни.

Отличительная особенность. Программа построена по принципу от «простого к сложному» и углубления теоретических знаний и практических умений. Содержание занятий, объем и интенсивность нагрузок зависят от возраста и физического состояния здоровья обучающихся.

Адресат программы. Программа рассчитана на обучение учащихся 13-17 лет.

Цель Программы: формирование у обучающихся культуры безопасного поведения на дорогах, в общественном транспорте, в случаях чрезвычайных ситуаций, а также навыков пропагандисткой работы.

Задачи.

Предметные:

- познакомить с системой пропаганды в области безопасного дорожного движения;

-познакомить обучающихся с дорожной этикой и культурой безопасного поведения на дорогах, улице и в транспорте.

Метапредметные:

- формировать устойчивые навыки соблюдения и выполнения правил дорожного движения;

- формировать потребности обучающихся в изучении правил дорожного движения и осознанного к ним отношения.

Личностные:

- развивать убежденность и активность в пропаганде добросовестного выполнения Правил дорожного движения, как необходимого элемента сохранения своей жизни,

- развивать внимательность и вежливость во взаимоотношениях участников дорожного движения.

Объем и срок освоения, режим занятий.

 Программа кружка «Дружина юных пожарных - ДЮП» рассчитана на обучение учащихся 13-17 лет в течение всего учебного года 37 недель. Занятия проходят 1 раз в неделю по 2 академических часа: 2 занятия по 40 минут с перерывом 10 минут.

Формы обучения.

Кружок имеет социально-педагогическую направленность.  Формы обучения разнообразны: беседа, занятие-фантазия, занятие-игра, занятие-мастерская, занятие коллективного творчества, занятие-соревнование, защита творческих проектов, конкурсы, праздник, практическое занятие, экскурсия, выставки. Работа кружка представляет собой совместную учебно-познавательную, исследовательскую, творческую и игровую деятельность учащихся-партнеров, имеющую общую цель, согласованные методы и способы деятельности, направленные на достижение общего результата по пропаганде противопожарной безопасности.

Планируемые результаты.

Предметные:

  •  совершенствование навыков поведения на дороге, оказания первой доврачебной помощи;
  • проявление интереса к регулярным занятиям велоспортом, повышение спортивного мастерства.

Метапредметные:

  • формирование совокупности устойчивых форм поведения на дорогах, в общественном транспорте, в случаях чрезвычайных ситуаций;
  • формирование у детей желания вести работу по профилактике ДДТТ и навыков пропагандисткой работы.

Личностные:

  • развитие дисциплины, осторожности, безопасного движения как пешехода, пассажира, велосипедиста;
  • развитие взаимной поддержки и выручки в совместной деятельности;

По окончании обучения учащиеся должны:

Знать:

  • правила дорожного движения, нормативные документы об ответственности за нарушение ПДД;
  • серии дорожных знаков и их представителей;
  • способы оказания первой медицинской помощи;
  • техническое устройство велосипеда.

Уметь:

  • работать с правилами дорожного движения, выделять нужную

информацию;

  • работать по билетам, предложенным газетой «Добрая дорога детства»;
  • читать информацию по дорожным знакам; оценивать дорожную

ситуацию;

  • оказывать первую помощь пострадавшему;
  • управлять велосипедом.

Текущий контроль и промежуточная аттестация

Текущий контроль успеваемости обучающихся проводится в течение учебного периода с целью  систематического  контроля  уровня  освоения  учащимися  тем,  разделов дополнительных  общеобразовательных  общеразвивающих  программ,  прочности формируемых  предметных  знаний  и  умений,  степени  развития  деятельностно ­ коммуникативных умений.

Текущий контроль осуществляется систематически по итогам изучения разделов программы. Формы текущего контроля: анкетирование, тестирование, устный опрос, викторина, игра, творческое выступление, самостоятельная   работа, творческая работа, собеседование, презентация работы,,   защита проектных и  исследовательских   работ.

 Промежуточная аттестация – это выявление результативности освоения учащимися содержания дополнительной общеобразовательной общеразвивающей.

           В рамках аттестации проводится оценка теоретической подготовки. Форма аттестации – зачет. Теоретическая подготовка проверяется через опрос.

Критерии оценивания

Высокий уровень – учащийся полно излагает материал, дает правильное определение основных понятий.

Средний уровень - учащийся полно излагает материал, дает правильное определение основных понятий, но допускает 1-2 ошибки, которые сам же исправляет.

Допустимый уровень – учащийся излагает материал неполно, допускает неточности в определении понятий или формулировках.

Задания для проведения промежуточной аттестации

1. Дорога включает в себя

а) тротуары и дома, б) проезжую часть и тротуары, в) игровые площадки.

2. Кто является участниками дорожного движения?

а) водитель, пешеход, регулировщик,

б) водитель, пешеход, пассажир,

в) водитель, пассажир, дорожный рабочий.

3. Садиться в легковой автомобиль можно

а) только со стороны тротуара или обочины, б) со стороны проезжей части,

в) только на остановке общественного транспорта.

4. Надо ли в автомобиле пристегиваться ремнями?

а) надо всегда б) надо, если потребует водитель в) в городе можно не пристёгиваться.

5. Входя в автобус с малышом, нужно

а) войти первому и дать ему руку, б) войти с ним одновременно,

в) помочь малышу первому войти, а потом подняться самому.

6. Выйдя из автобуса, школьнику нужно перейти на другую сторону дороги. Он

должен

а) обогнуть автобус сзади и осторожно перейти проезжую часть,

б) обойти автобус спереди и шагом, не торопясь, перейти на другую сторону,

в) найти пешеходный переход и перейти дорогу, соблюдая правила безопасности.

7. Увидев подъезжающий к остановке автобус, надо

а) быстро подбежать к бордюру и первым занять очередь для входа,

б) дождаться остановки автобуса и после этого подойти к двери,

в) выбежать на проезжую часть и ожидать, пока двери автобуса не откроются.

8. Какая из групп дорожных знаков самая «строгая»?

а) предупреждающие, б) знаки сервиса, в) запрещающие.

9. Какие пешеходные переходы самые безопасные ?

а) наземный и подземный, б) наземный и надземный, в) надземный и

подземный.

10. Где рекомендуется кататься на роликах?

а) на краю проезжей части, б) на тротуарах, в) на специальных площадках.

Рабочие программы по модулям дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Юные инспектора дорожного движения - ЮИД»

Наименование раздела

количество часов

п/п

теоретич.

практ.

всего

1.

ЮИД: цели и задачи.

2

-

2

2.

История правил дорожного движения и службы ГИБДД

4        

-

4

3.

Изучение правил дорожного движения

12

2

14

4.

Дорожные знаки

8

2

8

5.

Основы оказания первой помощи

10

4

12

6.

Фигурное вождение велосипеда

4

4

8

7.

Организационно-массовые мероприятия

6

4

10

8.

Тематическое выступление отряда ЮИД.

6

4

10

9.

Промежуточная аттестация

2

-

2

Итого:

54

20

74

Протокол промежуточной аттестации учащихся за 20_- 20_ уч.г.

Дата проведения ______________________________________________________

Название детского объединения_________________________________________

ФИО педагога____________________________________________________________

Группа_____________________________________________________________

Форма проведения_________________________________________________________

Члены комиссии___________________________________________________________

___________________________________________________________________

 п/п

ФИО учащегося

Год обучения

Форма аттестации

Итоги аттестации

(высокий, средний, допустимый  уровень)

Подпись педагога________________________/____________________________/

Подпись членов комиссии_________________/___________________________/

                                             _________________/___________________________/

                                             _________________/__________________________

Календарный учебный график                              

2022-2023 учебный год

Комплектование групп проводится с 1 по 12 сентября 2022 года.

Продолжительность учебного года составляет 37 учебных недель.

Учебные занятия  в МАОУ СШ №10 г.Павлово начинаются с 01 сентября 2022г. и заканчиваются 28 мая 2023г.

Занятия проходят 1 раз в неделю по 2 академических часа: 2 занятия по 40 минут с перерывом 10 минут.

 Каникулы: зимние 29.12.2022г. по 11.01.2023г., летние с 01.06.2023г. по 31.08.2023г.

В каникулярное время занятия в объединениях не проводятся. Во время каникул учащиеся могут принимать участие в мероприятиях в соответствии с планами воспитательной работы педагогов дополнительного образования.

сентябрь

октябрь

ноябрь

декабрь

январь

февраль

март

апрель

май

июнь

июль

август

Всего учебных недель/ часов

01.09-04.09

05.09-11.09

12.09-18.09

19.09-25.09

26.09-02.10

03.10-09.10

10.10-16.10

17.10-23.10

24.10-30.10

31.10-06.11

07.11-13.11

14.11-20.11

21.11-27.11

28.11-04.12

05.12-11.12

12.12-18.12

19.12-25.12

26.12-01.01

02.01-08.01

09.01-15.01

16.01-22.01

23.01-29.01

30.01-05.02

06.02-12.02

13.02-19.02

20.02-26.02

27.02-05.03

06.03-12.03

13.03-19.03

20.03-26.03

27.03-02.04

03.04-09.04

10.04-16.04

17.04-23.04

24.04-30.04

01.05-07.05

08.05-14.05

15.05-21.05

22.05-28.05

29.05-30.06

01.07-31.07

01.08-31.08

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

К

К

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

К

К

К

37/74

Условные обозначения:        

Итоговая аттестация –                                      Каникулярный период   –

Ведение занятий по расписанию –                

Содержание курса «Юные инспектора дорожного движения - ЮИД»

1. ЮИД- цели и задачи.

  1. История детского объединения юных инспекторов движения. История детского объединения юных инспекторов движения; цели и задачи объединения ЮИД; ЮИД и ГИБДД - надежные друзья. Знакомство с положением об отрядах ЮИД, городской программой «Дети - Дорога - Жизнь». Решение организационных вопросов (структура отряда, выборы командира, его заместителя, связного, пропагандистов, редакторов стенной газеты, агитационного листка, оформителя дневника отряда. Выбор названия, девиза, речевки, песни).
  2. Оформление уголка по безопасности дорожного движения. 

Оформление уголка по безопасности дорожного движения.

  1. История правил дорожного движения.
  1. История и развитие Правил дорожного движения. 

История и развитие Правил дорожного движения. Информация: о первом светофоре; об автотранспорте - легковом, грузовом, общественном; о велосипеде в России; о первых дорожных знаках, жезлах, разметке. Практические занятия.

Изготовление макетов первого светофора, автомобиля, знака.

  1. Правила дорожного движения. Общие положения.

Общие положения правил дорожного движения. Практические занятия.

Оформление собранной информации в дневник отряда.

  1. Изучение правил дорожного движения.
  1. Правила дорожного движения в России.

Правила дорожного движения в России. Общие положения. Обязанности пешеходов, водителей, велосипедистов и пассажиров. Проблемы безопасности движения, причины дорожно-транспортных происшествий.

  1. Дорога, её элементы и правила поведения на дороге.

Дороги и их элементы. Проезжая часть. Разделительная полоса. Полоса движения. Тротуар. Прилегающие территории. Перекрёстки. Границы перекрёстков. Пересечение проезжих частей на перекрёстках. Населённые пункты.

Решение задач, карточек по ПДД. С помощью схем и зарисовок провести беседы в младших классах о недопустимости перехода проезжей части дороги в неустановленном месте и перед приближающемся транспортом.

  1. Правила дорожного движения для пешеходов.

Обязанности пешеходов. Правостороннее движение. Правила перехода дороги. Места перехода проезжей части дороги. Обход стоящего транспорта у обочины. Движение пеших групп и колонн. Регулируемые и нерегулируемые перекрёстки. Средства регулирования движения. Практические занятия.

Решение задач, карточек по ПДД. В рабочей тетради и в дневнике отряда красочно оформить места перехода проезжей части дороги. Нарисовать схемы остановочного и тормозного путей автомобиля.

  1. Правила дорожного движения для пассажиров. 

Обязанности пассажиров. Виды общественного транспорта, посадочные площадки и дорожные знаки. Правила поведения в салоне транспорта. Перевоз грузов. Взаимовежливые отношения пассажиров и водителя. Практические занятия. Решение задач, карточек по ПДД.

  1. Правила дорожного движения для велосипедистов. 

ПДД для велосипедистов: техническое состояние велосипеда, дорожные знаки, движение групп велосипедистов. Тормозной и остановочные пути. Разметка проезжей части дороги. Остановка и стоянка транспортных средств. Влияние погодных условий на движение транспортных средств. Практические занятия. Решение задач, карточек по ПДД.

4. Дорожные знаки.

  1. Дорожные знаки и их группы. 

Дорожные знаки и их группы (предупреждающие, запрещающие, предписывающие, информационно-указательные, приоритета, сервиса, дополнительной информации). Значение отдельных дорожных знаков. Установка дорожных знаков.

Изготовление макетов дорожных знаков.

  1. Средства регулирования дорожного движения. Теоретические занятия.

Средства регулирования дорожного движения. Транспортные светофоры. Опознавательные знаки транспортных средств. Места установки дорожных знаков. Дорожная разметка как способ регулирования дорожного движения. Виды разметки. Горизонтальная разметка и её назначение. Вертикальная разметка и её назначение. Светофорное регулирование движения транспорта и пешеходов. Сигналы светофора. Виды светофоров. Порядок перехода и проезда улиц и дорог по сигналам транспортного и пешеходного светофоров. Сигналы регулировщика. Изучение и тренировка в подаче сигналов регулировщика.

Практические занятия.

Встречи с инспектором ГИБДД по практическим вопросам. Решение задач,

карточек по ПДД.

4.3. Экскурсии по улицам города.

Наблюдение работы светофора и регулировщика. Оценка дорожной ситуации на перекрестке, предвидение скрытой опасности. Оценивание скорости и направления движения машин. Из участников дорожного движения выделить «образцовых и нарушителей».

  1. Основы оказания первой помощи.
  1. Основные требования при оказании первой помощи при ДТП.

Основные требования при оказании ПМП при ДТП. Аптечка автомобиля и её содержимое. Виды кровотечений. Способы наложения повязок. Переломы, их виды.

Встречи с медицинским работником по практическим вопросам.

  1. Оказание первой помощи пострадавшему.

Теоретические занятия.

Оказание первой помощи пострадавшему. Ожоги, степени ожогов. Оказание первой помощи. Обморок, оказание помощи. Правила оказания первой помощи при солнечном и тепловом ударах. Обморожение. Оказание первой помощи. Сердечный приступ, первая помощь. Транспортировка пострадавшего, иммобилизация.

Наложение различных видов повязок. Оказание первой помощи при кровотечении. Оказание первой помощи при ушибах, вывихах, ожогах, обморожении, переломах, обмороке, сердечном приступе. Транспортировка пострадавшего. Ответы на вопросы билетов и выполнение практического задания.

  1. Фигурное вождение велосипеда.
  1. Технические требования, предъявляемые к велосипеду.

Технические требования, предъявляемые к велосипеду. Экипировка. Практические занятия. Составление памятки «Юному велосипедисту».

  1. Правила движения велосипедистов.

Правила движения велосипедистов. Подача предупредительных сигналов велосипедистом световыми приборами и рукой. Дополнительные требования к движению велосипедистов. Правила проезда велосипедистами нерегулируемых перекрёстков. Правила проезда велосипедистами пешеходного перехода. Практические занятия.

Прохождение отдельных препятствий на велосипеде. Фигурное вождение велосипеда.

  1. Тренировочные занятия по фигурному катанию на велосипеде.
  2. Фигурное вождение велосипеда. Препятствия (прохождение трассы).

7. Организационно-массовые мероприятия.

  1. Подготовка выступления агитбригады.

Встречи с сотрудниками ГИБДД в отрядах. Подготовка выступления агитбригады. Составление сценария мероприятия. Подбор информации и составление дидактического материала с использованием знания ПДД и навыков работы с профильной литературой.

  1. Финальные соревнования: безопасное колесо, слёт ЮИД 

Подготовка и участие в конкурсе «Безопасное колесо» разного уровня, в слёте отрядов ЮИД. Конкурс на знание ПДД для пешеходов, пассажиров, велосипедистов, дорожных знаков и их серий, средств регулирования движением; разводка автотранспорта на макете перекрёстка; разбор дорожных ситуаций. Визитная карточка отряда «Знакомьтесь — наш отряд!».

Итоговое занятие. Выступление агитотряда в начальной школе.

Методические материалы и условия реализации программы

Формы организации образовательного процесса:

1. Групповые занятия (урок, семинар, лекция, экскурсии, круглый стол, дискуссия);

2. Индивидуальные занятия (урок – исследование);

3. Совместная творческая деятельность (путешествие в прошлое, заочная экскурсия, юные картографы).

Формы организации учебного занятия - беседа, выставка, презентация, наблюдение, практическое занятие, творческая мастерская.

Формы контроля: индивидуальный опрос, фронтальный опрос, зачетные занятия, творческие задания, самостоятельные проекты.

Методы обучения – словесный, наглядно-практический, объяснительно - иллюстративный, игровой.

Методы воспитания - убеждение, мотивация, стимулирование.

Педагогические технологии – элементы технологии группового обучения, коллективно творческой деятельности, игровой деятельности, здоровьесберегающей технологии.

Приемы и методы организации образовательного процесса: урок, семинар, лекции, рассказ, беседа, практические работы, экскурсии, круглый стол, дискуссия.

Материально - техническое обеспечение занятия: кабинет, парты, стулья, доска, компьютеры, сканер, принтер, интеактивная панель.

 При проведении занятий используется наглядный дидактический материал: плакаты, таблицы, дидактические и методические материалы.

Список литературы

  1. Зайцева О.В., Карпова Е.В. На досуге. Игры в школе, дома, во дворе. Популярное пособие для родителей и педагогов. - Ярославль: Академия Развития, 1998.
  2. Логинова Л.Н. 365 уроков безопасности.- М.: Айрис-Пресс, 2000.
  3. Суковицин В.И. От        городового до инспектора ГИБДД. Иллюстрированная история службы. - М.: Вариант, 2002.
  4. Форштат М.Л. Учись быть пешеходом. Учеб.пособие по правилам дорожного движения. - СПб.:ИД МиМ, 1998.
  5. Юсин А.А. Я купил велосипед. - М.:Молодая гвардия, 1984.
  6. Яковлев Ю. Ваши права, дети. - М.:Международные отношения, 1992.
  7. Федеральный закон «О безопасности дорожного движения», от 10.12.1995 года, № 196-ФЗ.
  8. Программа по изучению ПДД и профилактике дорожно-транспортного травматизма 1-11 классы. - Ставрополь:СКИПКРО, 2002.
  9. Учителю о правилах дорожного движения. Рекомендации по организации внеклассной работы с детьми по ПДД. - М.:Просвещение, 1982.
  10. О символах, ритуалах, атрибутах и традициях детской организации. «Проблемы школьного воспитания» № 2/2001, приложение к журналу «Педагогическое обозрение».- С. 66.
  11. Газета «Добрая дорога детства» 2016, 2017, 2018.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа юных инспекторов дорожного движения в МОУ "СОШ №53" города Саратова

В данной презентации отражена повседневная работа юных инспекторов дорожного движения  МОУ "СОШ № 53" города Саратова :в  младших классах, детском саду,а также проводимые акции в районе Улеш...

Эмблемы для юных инспекторов дорожного движения

Такие эмблемы используют юные инспектора ,когда проводят занятия с младшими классами  и на других  проводимых мероприятиях....

"Портфолио отряда юных инспекторов дорожного движения "АВТО" МБОУ "СОШ №57"

В презентации-портфолио представлены цели и задачи, основные направления деятельности, эмблема, гимн, обязанности и права, план работы отряда, фото....

Программа кружка "Юные инспектора дорожного движения"

Данная программа рекомендуется для изучения правил дорожной безопасности в начальной школе....

Рабочая дополнительная общеобразовательная программа дополнительного образования детей "Юный инспектор дорожного движения"

Правила дорожного движения являются важным средством трудового регулирования в сфере дорожного движения, воспитания его участников в духе дисциплины, ответственности, взаимной предусмотрительности, вн...

Программа кружка "Юный инспектор дорожного движения"

Общеобразовательная дополнительная программа физкультурно-спортивной направленности....

рабочая программа кружка "Юные инспектора дорожного движения"

Рабочая программа кружка "Юные инспектора дорожного движения"...