Классный час Все мы птицы
методическая разработка (5, 6, 7 класс)

Гольтяева Наталья Сергеевна

Данную методическую разработку можно использовать ев внеклассном мероприятии с 5 по 7 класс. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл klassnyy_chas_vse_my_ptitsy.docx629.91 КБ

Предварительный просмотр:

Все мы птицы 

Цели и задачи занятия 

-  вспомнить сказки, пословицы, поговорки, стихи о птицах

- рассмотреть картины художников с изображением птиц, описать образы, настроение, создаваемое птицами в этих работах

- вспомнить символику герба России

- вспомнить о том, что образ ласточки - символ веры, любви, надежды блокадного Ленинграда

При входе в класс стоит коробка с жетонами 3 цветов. Перед началом занятия дети случайным образом разбиваются на команды, выбирая любой жетон. Класс можно украсить репродукциями полотен великих художников, на которых изображены птицы, поделками детей на «птичью» тему, глиняными фигурками-свистульками в виде птиц и т. д. В классе заготовлены столы для 3 команд (групп). На каждом столе набор наклеек с изображением птиц. Сопроводительный лист, на котором дети записывают название своей команды, шаблоны для изготовления птиц из бумаги.

Учитель: Здравствуйте, мои дорогие шестиклассники! Сегодня у нас с вами очередная встреча, тема нашего разговора – птицы.

  

 «Отчего люди не летают так, как птицы?»  Любому человеку знакомо ощущение полёта, - все летали в детстве во сне. А потом всю жизнь нам не хватает этого ощущения, и потому так мы завидуем птицам. Мы с готовностью принимаем птиц как загадочных существ, наделенных мистическими способностями, способных предсказать будущее, принести счастье или просто удачу.

Учитель Образ каких сказочных птиц знаком нам с детства?

Отвечают дети Это Жар-птица, Финист Ясный Сокол, Царевна-Лебедь.

Учитель Скажите, пожалуйста, какие птицы изображены на слайде?

Отвечают дети, учитель помогает

  1. Алконост. Сладкоголосая птица с человеческим лицом, пение которой заставляло позабыть обо всём на свете. Вместе с птицей Сирином обитает в Раю, в ветвях Мирового Дерева, но гнезда не вьёт.
  2. Грифон. Образы грифонов были широко распространены в древнерусском зодчестве и изобразительном искусстве. В волшебных сказках гриф – огромная птица с клювом и когтями из железа.
  3. Сирин. По преданию, Сирин, как и Алконост, обладал завораживающим голосом, заставлявшим забыть обо всём на свете. Но если Алконост пел песни радости, то песни Сирина были проникнуты печалью.
  4. Гамаюн. Посланница славянских богов, их глашатай. Гамаюн все на свете знает о происхождении земли и неба, богов и героев, людей и чудовищ, зверей и птиц.
  5. Жар-птица. На поиски пера жар-птицы, символа счастья, отправляются сказочные герои. Им предстоит долгий путь, потому что живёт эта птица в тридесятом царстве, в райском саду.

        Все эти птицы персонажи народных сказок, пословиц, поговорок, прибауток. Они помогали или мешали героям, заставляли отправляться в путь, открывали древние тайны. Люди часто связывали с птицами свои поверья, пели про них песни, по поведению птиц угадывалась погода.

 Мы наделяем людей качествами, которые приписываем птицам.

Учитель Какие поверья о птицах вам знакомы?

Отвечают дети

  1. Голубь. С ним соединилось представление о счастье и любви. Давно известна миротворческая роль этой птицы, в колыбельных песнях часто упоминается о голубе, который воркует и успокаивает ребёнка.
  2. Сова. Ночная гуляка величается в сказках разумною головушкой, залесною барышней. С ней всегда соединялось представление о мудрости. Любит жить в глухом лесу, сторожит клады, дружит с мудрецами.
  3. Ворон. Самая мудрая и вещая птица. В волшебных сказках он добывает живую и мёртвую воду, представляет ветер. Ворон живёт 300 лет и владеет тайнами.
  4. Сокол. По легендам, именно птица-сокол принесла на землю огонь. Сокол больше духовная птица, он помогает человеку, особенно воину. Не зря русский воин часто на шлеме носил соколиные перья.

  1. Аист. Он приносит людям младенцев. Считалось, что они вытаскивают грудных детей из моря и, подлетев к дому, бросают внутрь через дымоход. Гнездо аиста на крыше дома – к счастью и многодетности.
  2. Лебедь. Эти птицы исполняют трудные, сверхъестественные задачи и заставляют подчиняться себе саму природу. Лебедь известен своей верностью, и только лебедь перед смертью взмывает к солнцу, поёт свою последнюю песню и падает на землю.
  3. Орёл. Божья птица, царь-птица, владыка небес. Все орлы происходят от царей. Они распоряжаются, кому быть в небесах, а кому нет. Орлы связаны с небесными стихиями и управляют ими. Убивать орла запрещено.

А сейчас мы проведем  Викторину (подсказки к вопросам вы можете найти на слайдах). Учитель задает вопросы, дети отвечают, за каждый правильный ответ дети наклеивают на свой сопроводительный лист наклейку

  1.  Согласно шутке, "Кто рано ложится и рано встает — жаворонок. Кто поздно ложится и поздно встает — сова. Кто поздно ложится и рано встает — ОНА". ОНА — представитель "вида", получившего известность в 2009 году. Назовите ЕЕ двумя словами.

Ответ: Angry bird.

  1. Именно эта птица символизировала древнеегипетского бога Гора.

Ответ: Сокол.

  1. Что делает Иван-дурак в мультфильме 1947 года "Конек-горбунок", чтобы приманить захмелевшую Жар-птицу

Ответ: танцует перед ней

  1. Именно с этими птицами боролся в свое время Геракл.

Ответ: Стимфалийские птицы.

  1. В некоторых стаях мигрирующих птиц каждые 10-15 минут одна птица залетает в середину стаи и летит, окруженная другими птицами. Затем ее место занимает другая, и так далее. Зачем птицы это делают?

Ответ: Немного поспать.

  1. Сказочное чудовище ВАСИЛИСК имеет туловище дракона и голову именно этой птицы

Ответ: петух

  1. Эти птицы прикрепляют свои гнезда к листьям. 

Ответ: Колибри

  1. Волан для профессиональной игры в бадминтон делают из перьев именно этой птицы

Ответ: гусь

  1. Иногда нам есть чему поучиться у птиц. Назовите возможную причину конфликта.

Ответ:  Сделайте вывод.

  1.  20 ноября 1994 года в Петербурге был установлен памятник именно этой птице

Ответ: Чижику - пыжику

  1. Какая птица подсказала Сурикову образ боярыни Морозовой в одноименной картине? (ворона)

Птицы несут информацию о стихии воздуха, его звуках, тональности, ритме, мелодии. Птицы  - дети воздуха. Птицы – дети радуги. Их перья переливаются всеми мыслимыми и немыслимыми цветами, поэтому многие художники в своем творчестве обращались к образу птиц. Вместе с детьми рассматриваем картины и говорим о том, что образ птиц помогает авторам раскрыть замысел, суть работы

                 

 

Учитель Птицы – это тайна и красота. О них сложены прекрасные легенды и сказки, стихи и песни. Они могут подняться выше облаков и гор, перелететь пустыню и море. Образ птиц встречается у многих поэтов, писателей. Я прошу Вас прочитать стихи, назвав их авторов.

(Дети читают стихи, за каждый стих команда получает наклейку).

Ласточки пропали

Ласточки пропали,

А вчера зарей

Всё грачи летали

Да, как сеть, мелькали

Вон над той горой.

С вечера все спится,

На дворе темно.

Лист сухой валится,

Ночью ветер злится

Да стучит в окно.

Пушкин – один из самых известных русских поэтов, он часто обращался к образу птицы, сравнивая и придавая ему самые различные значения. Пушкин начал вновь обращаться к славянским значениям образов птиц, не забывая при этом и современных, несущих православную символику.

Читают дети (по желанию)

                    Узник

Сижу за решёткой в темнице сырой.

Вскормленный в неволе орёл молодой,

Мой грустный товарищ, махая крылом,

Кровавую пищу клюёт под окном,

Клюёт, и бросает, и смотрит в окно,

Как будто со мною задумал одно;

Зовёт меня взглядом и криком своим

И вымолвить хочет: "Давай улетим!

Учитель Скажите, пожалуйста, что символизирует орел?

Дети Орел с глубокой древности известен как царский символ. Он царь птиц. Он знак верховенства. Он знак царей земных и небесных. Орел — посланник Юпитера. Орел связан с солнцем: орел — царь птиц, Солнце — царь всех планет; орел летает выше всех, то есть ближе всех к солнцу.

Учитель Образ орла наиболее близок нам, т.к. связан с символикой нашей страны. Как? 

Дети Смысл двуглавого орла на русском гербе очень символичен: сам орёл – символизирует русское государство, одна голова – символ власти правителя (царя, т. е. символ верховной власти), другая – символ власти не светской т. е. духовной, власти церкви. 

Учитель Мы с вами живем в замечательном городе. Для нашего города особый смысл имеет образ ласточки, как символ веры, любви, надежды. (Звучит стихотворение О.Берггольц в исполнении Млады Аккерман)

Учитель Способность птиц покидать землю и взлетать вверх к источнику света привела к тому, что их стали ассоциировать с устремлениями, чистотой и красотой.

Постепенно образ птицы приобретал дополнительную роль, создавая атмосферу, показывая настроение героев. В современной литературе образ птицы редко встречается напрямую, но незаметно для нас он создаёт ту атмосферу, которую хотел передать автор.

 

В конце занятии дети делают из бумаги птиц, подводим итоги, команда, набравшая больше всех наклеек занимает 1 место, все дети получают сладкие призы (звучит песня «Лети перышко»)

Вывод делаем вместе с детьми: Наша жизнь многогранна, нет готовых рецептов как ее прожить, для чего. Сегодня мы вели разговор о птицах и каждый из нас приблизился к ним, к их СВОБОДЕ, ПОЛЕТУ, ВЫСОТЕ. ДЛЯ ЧЕЛОВЕКА ВАЖНА ВЫСОТА МЫСЛЕЙ, ВЫСОТА ОТНОШЕНИЙ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час: "День птиц".

Данная разработка преднозначена для проведения классных часов, внеклассных мероприятий для учащихся 5 - 7 классов....

Конспект классного часа "День птиц"

Конспект классного часа "День птиц"...

Классный час в 5 классе "День птиц"

Экологический праздник для учащихся 5 класса Цель: Расширить знания детей о птицах, учить проявлять заботу к ним....

Птицы Приморского края, классный час для начальной школы

Знакомство детей с птицами: японский журавль, утка мандаринка, грач, кукушка....

Птицы Приморского края, классный час для начальной школы

Знакомство детей с птицами: японский журавль, утка мандаринка, грач, кукушка....

Классный час Международный день птиц в 6 классе

Цель:  Расширить знания о птицах, их значении в природе, пробудить у детей желание беречь и заботиться о пернатых....

классный час ко Дню птиц

Классный час, подготовлен детьми 7 класса , проведен ко Дню птиц на экологическую тему...