Рабочая программа внеурочной деятельности "Занимательная математика"
рабочая программа (6 класс)

Программа для 6 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zanimatelnaya_matematika_6m_kl._ihinyrova_ss.doc790.5 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая программа внеурочной деятельности по  математике «Занимательная математика» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.

 Программа разработана по запросу учащихся и родителей (законных представителей) 6-го класса с целью расширения и углубления знаний учащихся по математике.

Назначение рабочей программы внеурочной деятельности «Занимательная математика» заключается в возможности развития одарённости обучающихся, позволяет ученикам получить не только полезные теоретические знания, но и практические приёмы решения различных задач.

Перспектива курса внеурочной деятельности «Занимательная математика» заключается в развитии личности обучающихся и является одной из важных составляющих работы с одаренными детьми и с мотивированными детьми, которые подают надежды на проявление способностей в области математики в будущем.

Направление программы – общеинтеллектуальное,  программа создает условия для творческой самореализации личности ребенка.

Актуальность программы ориентирована на выполнение требований к содержанию внеурочной деятельности школьников, а также на интеграцию и дополнение содержания предметных программ. Программа педагогически целесообразна, ее реализация создает возможность разностороннего раскрытия индивидуальных способностей школьников, развития интереса к различным видам деятельности, желания активно участвовать в продуктивной деятельности, умения самостоятельно организовать свое свободное время.

  1. Планируемые результаты курса внеурочной деятельности
  1. Личностные результаты

Личностными результатами реализации программы станет формирование представлений о математике как части общечеловеческой культуры, о значимости математики в развитии цивилизации и современного общества, а так же формирование и развитие универсальных учебных умений самостоятельно определять,  высказывать, исследовать и анализировать, соблюдая  самые простые общие для всех людей правила поведения при общении и сотрудничестве (этические нормы общения и сотрудничества).

  1. Метапредметные результаты

Метапредметными результатами реализации программы станет формирование общих способов интеллектуальной деятельности, характерных для математики и являющихся основой познавательной культуры, значимой для различных  сфер человеческой деятельности, а именно следующих универсальных учебных действий.

  1. Познавательные УУД:
  • Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения той или иной задачи.
  • Отбирать необходимые для решения  задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников, интернет-ресурсов.
  • Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
  • Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.
  • Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.
  • Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять более простой план учебно-научного текста.
  • Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.

  1. Регулятивные УУД:
  • Самостоятельно формулировать цели занятия после предварительного обсуждения.
  • Учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.
  • Составлять план решения проблемы (задачи).
  • Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки.
  • В диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.

  1. Коммуникативные УУД:
  • Донести свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
  • Донести свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.
  • Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.
  • Читать вслух и про себя тексты научно-популярной литературы и при этом: вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное; составлять план.
  • Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).
  • Учиться уважительно относиться к позиции другого, учиться договариваться.
  1. Предметные результаты

Предметными результатами реализации программы станет создание фундамента для математического развития, формирование  механизмов мышления, характерных для математической деятельности, а именно:

  • познакомиться со способами решения нестандартных задач по математике;
  • познакомиться с нестандартными методами решения различных математических задач;
  • освоить логические приемы, применяемые при решении задач;
  • рассуждать при решении логических задач, задач на смекалку, задач на эрудицию и интуицию
  • познакомиться с историей развития математической науки, биографией известных ученых-математиков.
  • расширить свой кругозор, осознать взаимосвязь математики с другими учебными дисциплинами и областями жизни;
  •  познакомиться с новыми разделами математики, их элементами, некоторыми правилами, а при желании самостоятельно расширить свои знания в этих областях;
  • познакомиться с алгоритмом исследовательской деятельности и применять его для решения задач математики и других областей деятельности;
  • приобрести опыт самостоятельной деятельности по решению учебных задач;
  • приобрести опыт презентации собственного продукта.

Содержание курса внеурочной деятельности (33 часа)

Логические задачи. (5 ч)

Решение логических задач. Решение задач геометрического типа и с практическим содержанием.

Занимательные задачи. (6 ч)

Задачи-шутки, задачи-загадки, математические фокусы, ребусы, математические кроссворды, лабиринты, числовые головоломки.

Геометрия (7 ч)

Задачи на разрезание и складывание фигур. 5 правильных многогранников. Геометрические головоломки. Геометрический тренинг. Задачи со спичками. Оригами. Геометрия на клетчатой бумаге.

Текстовые задачи (10 ч)

Задачи на движение. Задачи на работу. Задачи на смеси. Задачи, решаемые с конца. Задачи на проценты и части. Задачи на вычисление времени. Задачи на измерение величин. Старинные задачи.

Олимпиадные задачи (5 ч)

Решение олимпиадных задач

Формы организации учебных занятий:

Кружковая работа,  групповые консультации

Основные виды учебной деятельности:

1. Устный счет.

2. Слушание и анализ выступлений своих товарищей.

3. Работа с научно-популярной литературой.

4. Анализ формул.

5.Решение задач.

6.Анализ таблиц, схем.

7.Выполнение работ практикума.

Календарно-тематическое планирование

1 час в неделю/33 часа в год

№ занятия

Содержание учебного материала

Кол-во часов

Дата проведения

Логические задачи

5

 

1,2

Решение логических задач

2

3,4

Решение задач геометрического типа

2

5

Решение задач с практическим содержанием

1

Занимательные задачи

6

6

Задачи-шутки, задачи-загадки

1

7

Математические фокусы

1

8

Математические ребусы

1

9

Кроссворды, лабиринты

1

10,11

Числовые головоломки

2

Геометрия

7

12

Задачи на разрезание и складывание фигур

1

13

5 правильных многогранников

1

14

Геометрические головоломки

1

15

Геометрический тренинг

1

16

Задачи со спичками

1

17

Оригами

1

18

Геометрия на клетчатой бумаге

1

Текстовые задачи

10

19,20

Задачи на движение

2

21

Задачи на работу

1

22

Задачи на смеси

1

23

Задачи, решаемые с конца

1

24,25

Задачи на проценты и части

2

26

Задачи на вычисление времени

1

27

Задачи на измерение величин

1

28

Старинные задачи

1

Олимпиадные задачи

5

29-33

Решение олимпиадных задач

5

Лист корректировки

Список литературы

  1. Анфимова Т.Б. Математика. Внеурочные занятия. 5-6 классы. – М.: Илекса, 2011.
  2. Генкин С.А., Итенберг И.В., Фомин Д.В. Математический кружок. Первый год. – Л.: С-Петербургский дворец творчества юных, 1992.
  3. Екимова М.А., Кукин Г.П. Задачи на разрезание. – М.: МЦНМО, 2005.
  4. Канель-Белов А.Я., Ковальджи А.К. Как решают нестандартные задачи. – М.: МЦНМО, 2015.
  5. Руденко В.Н., Бахурин Г.А., Захарова Г.А. Занятия математического кружка в 5 классе. – М.: Изд. дом «Искатель», 1999.
  6. Шарыгин И.Ф., Шевкин А.В. Математика. Задачи на смекалку. 5-6 кл. – М.: Просвещение, 2001.
  7. Шейкина О.С., Соловьева Г.М. Математика. Занятия школьного кружка. 5-6 кл. – М.: НЦ ЭНАС, 2003.

Цифровые образовательные ресурсы

  1. Виртуальная галерея
  2. Обучающие видеоролики
  3. Презентации
  4. Интерактивная образовательная игра


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «Занимательная математика» для 6 класса

Программа внеурочной деятельности «Занимательная математика» относится к научно-познавательному направлению реализации внеурочной деятельности в рамках ФГОС.  Актуальность программы определ...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Занимательная математика"

В документе представлены общая характеристика внеурочной деятельности по математике в 5 классе, ценностные ориентиры содержания учебного курса, место данного курса во внеурочной деятельности учащихся ...

рабочая программа внеурочной деятельности "занимательная математика" 1-4 классы

Рабочая программа составлена на основе программы для внеурочной деятельности младших школьников  общеинтеллектуального направления «Занимательная математика»  Е.Э.Кочуровой в соответст...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Занимательная математика"

Программа для учащихся 6-х классов составлена в соответствии с ФГОС....

Рабочая программа внеурочной деятельности "Занимательная математика"

В прграммах содержится цель, задачи, учебный план, учебно-тематический план....

Рабочая программа внеурочной деятельности " Занимательная математика " для 6 класса

Программа внеурочной деятельности   " Занимательная математика"  относится к научно-позновательному направлению реализации  внеурочной деятельности в рамках ФГОС. Программа позволяет уч...

Рабочая программа внеурочной деятельности «Занимательная математика»

Рабочая программа внеурочной деятельности «Занимательная математика» для обучающихся 6 классов составлена из расчета  17.5 учебных часов ( 0,5 часа в неделю)...