Педагогические возможности в туризме
статья

Туризм в школе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pedagogicheskie_vozmozhnosti_v_turizme.doc63.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Янгелевская средняя общеобразовательная школа»

автор:

Костикова Тамара Владимировна

Анализ ситуации, сложившейся в детской среде, свидетельствует о том, что отсутствие внимания общества к организации свободного времени детей и подростков ведет к самым негативным последствиям. Рост детской преступности, наркомании, алкоголизма, проституции и других проявлений «свободного образа жизни» достиг таких размеров, что поневоле заставляет задуматься: а есть ли будущее у «нашего будущего» и есть ли в связи с этим будущее у страны?

Поэтому учителя не могут оставаться безразличными к тому, как ученики проводят свой досуг. Мы должны стремимся к тому, чтобы дети содержательно использовали свободное время для восстановления психических и физических сил, для повышения своей культуры, образования, для творчества, чтобы их досуг был интересным и активным, полезным и для них и для окружающих. Разнообразными путями и средствами необходимо способствовать формированию у них социальных и культурных потребностей, расширению их кругозора и познавательных интересов.

В недрах педагогической практики шла речь, накапливался интересный опыт, который сегодня может и должен быть использован. Анализируя этот опыт, надо отобрать такие формы работы, такие методы и приемы, которые позволят не «лепить» личность по заранее заданному образцу, а формировать человека с устойчивым мировоззрением, социальными и нравственными убеждениями и вместе с тем психологически гибкого, способного усваивать и перерабатывать информацию, способного к саморазвитию в юношеском и зрелом возрасте.

Школе, педагогике не хватает товарищества, близости людей, основанной на совместном, равноправном участии в каком-либо общем и нужном деле. В учебе товарищество между учителем и учеником возникает редко, так как у сторон разные задачи. Кроме того, классный руководитель не единственный их учитель и воспитатель. Когда учитель лишь передатчик знаний – сотрудничества, товарищества не будет. А если еще передача проходит с трудом, то между сторонами может возникнуть напряженность, и каждая сторона будет винить другую в своих неудачах. Тут уж о хороших взаимоотношениях нет речи.

Если учитель хочет овладеть разболтанным, непослушным классом, надо найти такое увлекательное общее дело, в котором они стали бы сотоварищами, в котором не было бы «двух сторон» - один руководящий, а другой – исполняющий, в котором у педагога и детей не только цели-задачи совпадают, но и дело ведется только совместно. Таким общим делом становится, в частности, туризм и краеведение.

Образовательное и воспитательное значение туризма очень ярко охарактеризовал К.Г. Паустовский: «Если хотите быть подлинными сыновьями своей страны и всей земли, людьми мужества и гуманности, труда и борьбы, людьми, создающими духовные ценности, - то будьте верны музе далеких странствий и путешествуйте в меру своих сил и свободного времени. Потому что каждое путешествие – это проникновения в область значительного и прекрасного».

В туризме заложены огромные возможности для воспитания, повышения культурного и образовательного уровня. В туристском путешествии пополняются знания людей о различных сторонах жизни народа, о своем крае, создается возможность для близкого общения с природой, для ее эстетического восприятия и более глубокого познания, понимания сути и значения дела охраны природы, для изучения ее достопримечательностей и охраняемых объектов.

Досуг в туристском путешествии включает разнообразные виды деятельности: спортивные прогулки, ловлю рыбы, сбор грибов и ягод, осмотр культурно-исторических достопримечательностей, посещение музеев. В путешествиях и экскурсиях, в общении с природой и людьми, в смене впечатлений человек видит средство, противостоящее стрессам и напряжению, которыми наполнена современная жизнь.

Участие в походах и экскурсиях расширяет кругозор ребят. Кроме того, жизнь в походах прививает ребятам навыки самообслуживания, приучает их к систематическому труду, воспитывает инициативу и выдержку. Важно, конечно, и то, что жизнь на свежем воздухе, солнце, вода, соблюдение четкого режима и постоянная спортивная тренировка физически закаливают ребят.

Педагогическая теория знает, что для воспитания ума и характера необходим собственный опыт. Но очень часто педагогическая практика не хочет рисковать своим реноме. Для нее спокойные формы работы, не требующие лишних хлопот и риска, предпочтительнее, и она оставляет приоритет за словесным методом воспитания детей.

В походе учитель как будто спускается с некоего пьедестала отчужденности, он перестает быть только наставником (надзирателем), становится товарищем в деле и раскрывается как человек. Дети по-новому видят и по-новому начинают относиться к учителю. Они делают для себя открытие: учитель - живой человек, он вместе с нами ест, спит, идет по маршруту, тащит тяжелый рюкзак, мокнет под дождем. Он, как и все, устает, чувствует голод, мерзнет, обливается потом.

Это помогает преодолеть привычные стереотипы, создать реальные возможности для демократизации отношений «учитель – учении». В походе участников связывают узы братства в борьбе с силами природы, ее естественными препятствиями, братства в достижении общей цели. Такое братство в обыкновенной жизни класса не возникает.

Для большинства ребят принципиально новые отношения с учителем становятся мощным стимулом для самовоспитания.

Сами обстоятельства туристского похода, в котором ребята «обрекли» сами себя на жизнь без родительской опеки, без домашнего комфорта меняют связи учитель – ученик, меняют характер их взаимоотношений. Тут иначе нельзя. Не волей и талантом педагога изменяются они, а объективной необходимостью. Такова жизненная ситуация, в которую они попали, отправившись в поход, сменив привычный, освоенный образ жизни на другой – необычный, сменив среду обитания.

И когда в многодневном походе группа удалилась в тайгу, в горы или тундру приходит сознание своей незащищенности, понимание, что теперь можно надеяться только на свои силы и силы своих спутников. Это сознание роднит ребят, учит ценить дружбу, взаимовыручку, воспитывает ответственность, осторожность, осмотрительность и экономность во всем. Детскую беззаботность как рукой снимает, рождается серьезное отношение к жизни, к друзьям.

В походе все друг с другом связаны, друг от друга зависят. Здесь естественным путем возникает очень важная для педагогики обстановка – ответственной взаимозависимости. В походе видно, как поразительно меняется психология взаимоотношений: как только интересы коллектива попадают в зависимость от действий каждого отдельного человека, коллектив становится непримиримым к недостаткам, требовательным. Ведь в основе этих жизненных интересов – пища, собственный труд, отдых и другие «услуги» - лежит физиология.

Еще в походе, туристском лагере, на экскурсии есть возможность своевременно диагностировать отклонения в развитии личности. Этому способствует атмосфера взаимодоверия и взаимопонимания, причем не в течение 40 минут или двух часов какого–либо мероприятия, а в течение длительного времени – от 4-8 часов до нескольких дней.

Дети становятся намного увереннее в собственных силах, целеустремленнее, позитивнее воспринимают жизнь и легче справляются с различного рода трудностями в дальнейшем. Можно с уверенностью сказать, что каждый юный турист, призванный впоследствии в армию, покажет себя образцовым, смелым, мужественным, выносливым воином, готовым встать на защиту своего Отечества.

В совместном труде, в общих переживаниях походных событий рождается товарищеская поддержка и взаимопомощь, создается коллектив и воспитывается сознательная дисциплина, основанная на уважении к товарищам. Все это делает туризм не только приятным видом активного отдыха, но и прекрасным средством воспитания.

Подросток учится соотносить свои поступки, потребности с благополучием своих товарищей. Он начинает понимать, что он может дать другим людям радость или сделать их несчастливыми. Педагог вводит своего воспитанника в мир сложных человеческих чувств, переживаний, отношений, направленных на заботу о ближнем. Воспитываются чувства ответственности перед конкретной группой ребят, учителем, с которыми подросток делит тяготы походной жизни.

С познавательными функциями туризма связано и его воспитательное значение. Велико значение туризма в формировании знаний человека об истории нашей Родины. Посещение мест, связанных с революционной, боевой и трудовой славой народа, с городами-героями, памятниками гражданской и Великой Отечественной войн, мемориалами, рассказы о подвигах и свершениях способствуют формированию у туристов чувства патриотизма, гордости за Родину.

Школьный туризм тесно связан с краеведением. Учащиеся знакомятся с природой и историей края, с культурой и бытом населения, с достопримечательностями, проводят общественно полезные работы по охране природы (посадка деревьев, подкормка птиц, сбор семян и лекарственных растений).

Педагогически правильно поставленная туристско-краеведческая работа позволяет учителю осуществлять краеведческий принцип обучения. Собирается и накапливается краеведческий материал в походах и на экскурсиях, в поисковой работе. Краеведение тесно связано с изучением основ наук, с практическим применением законов физики, химии, биологии, математики, способствует получению знаний о жизни на материале местного края. Краеведение становится наиболее рациональным средством в познании общих закономерностей природы, дает возможность связать теорию с практикой, помогает развивать практические умения и навыки.

Написание докладов к научно-практическим конференциям, выполняя поисково-исследовательскую работу по различным темам, например: «События гражданской войны на территории Вашего района»; «Игровой инвентарь, игрушки, игры, куклы, бытовавшие в Вашей местности»; «Обычаи, обряды, таинства, религиозные традиции или праздники Вашей местности»; « История развития промышленности в Вашем районе, городе, селе» и т. д. не только развивают навыки исследовательской работы, но и воспитывают патриотизм и формируют у подрастающего поколения бережное отношение к историческому прошлому своего края.

Много интересных и познавательных походов можно совершить по родному краю, но особое место в туристско-краеведческой работе занимают походы, посвященные памятным событиям или знаменитым людям. Секция туризма Янгелевской школы совершила лыжный переход по льду Усть-Илимского водохранилища Янгель-Березняки-Янгель, посвященный 75-летию Победы в Великой Отечественной войне. Это был двухдневный поход по родному краю, чтобы возложить гирлянду памяти к памятнику-мемориалу воинам-илимчанам, погибшим в годы Великой Отечественной войны. Ребята, несмотря на мороз и усталость, кроме своей ноши несли ветки для изготовления гирлянды и испытывали гордость, неся флаг России с собой.

4 марта 2021 года группа школьников отправилась в лыжный поход к месту затопленной деревни Зырянова. Посвятив этот поход 110-летию со дня рождения М.К. Янгеля, 60-летней годовщине полета в космос Ю.А. Гагарина и 95-летию Нижнеилимского района. Волнение охватывало каждого участника похода: трудно было осознавать, что под ногами, под огромной толщей льда находилась деревня, в которой родился и жил М.К. Янгель. Добираясь по льду до Зыряновой, проходили еще места затопленных деревень. Ребята с интересом изучали по карте место положения деревень. Приобретенные навыки и полученные знания пригодятся и в больших категорийных походах.

Таким образом, познавательные, спортивные и краеведческие возможности туризма создают благоприятные условия для интересного и полезного в образовательном и воспитательном отношении проведения досуга школьников.

Поэтому туризм может занимать значительное место в свободном от учебы времени школьников, в период каникул, в выходные дни и является одним из основных направлений внешкольной воспитательной работы.

Но, имея в соответствии с конституцией Российской Федерации равные права и обязанности на образование, личностное развитие и участие в общественной жизни, дети из малообеспеченных и неполных семей зачастую не могут в полной мере реализовать это право. Родители не могут в силу финансовых возможностей устроить своих детей во время летних каникул в «престижные лагеря» и центры отдыха.

Ребенок, искусственно оторванный от общественной жизни, имеет нарушения в сфере отношений в детском коллективе. Отсюда отклонения в познавательной сфере, низкий уровень трудовой культуры.

В связи с этим, необходимо организовать лагерь для такой категории детей позволяющая обеспечить их летнюю занятость, привить любовь к труду, расширить границы познания природы и общества и взаимодействия детей с социальным окружением, а также воспитание чувства коллективизма в процессе совместной деятельности.

Детский лагерь сегодня становится важным сектором дополнительного образования, эффективным инструментом воспитания, социальной адаптации несовершеннолетних, профилактики безнадзорности, правонарушений.

Туризм как один из наиболее популярных видов активного отдыха становится неотъемлемой частью жизни человека. В туризме заложены огромные возможности для воспитания, повышения культурного и образовательного уровня. Оздоровительная деятельность сочетается в туризме с познавательной деятельностью; в этом заключается одно из основных отличий туризма от отдыха в здравницах.

Путешествие, в котором отдых, физическое закаливание и тренировка соединяются с образовательными и воспитательными целями, игра и романтика повышают общий тонус детского коллектива, вызывают интерес и обогащают учащихся новыми впечатлениями и хорошими, благородными чувствами, развивают в них чувство товарищества и взаимопомощи. Походы воспитывают смелость, мужество, выносливость, сближают ребят, они лучше узнают друг друга, туристический коллектив хорошо воздействует на учащихся.

Романтика самостоятельной жизни на природе дает дополнительные сложности самообслуживания. Подростки проявляют свои способности, самоутверждаются, определяют свою жизненную позицию. Учась, все делать самостоятельно и не только для себя, но и для всей группы, они взрослеют, избавляются от многих ложных представлений.

Участие в походе позволяет ребятам ознакомиться с новыми регионами Российской Федерации, более подробно изучить родной край, повысить туристско-спортивное мастерство, качественно отдохнуть, получить профессиональную ориентацию для работы в сфере социального туризма.

Во время похода юные туристы приобретают навыки владения техникой туризма, ориентирования на местности, использования спец. снаряжения, подбора продуктов питания для похода, оказания доврачебной помощи, применения необходимых методов и средств обеспечения безопасности, выживания в нестандартных или аварийных ситуациях. Поход способствует сохранению и укреплению здоровья.

За время пребывания в туристско-спортивном походе подросток овладеет системой следующих знаний и умений:

В сфере общего оздоровления и укрепления организма:

Знать:

- основные способы укрепления и сохранения здоровья;

- правила личной гигиены в походе;

Уметь:

- адекватно реагировать на неблагоприятные погодные условия;

- применять элементарные формы самоконтроля;

- проводить утреннюю физическую зарядку.

В сфере организации туристического быта:

Уметь:

- поставить палатку, правильно организовать бивуак;

- развести костер, приготовить пищу в полевых условиях с соблюдением правил безопасности и природоохранных норм;

- правильно и быстро собирать рюкзак;

- выполнять легкий ремонт личного и группового туристского снаряжения;

- обращаться с топором, пилой;

- полностью обслуживать себя в условиях похода.

В сфере экологии и природоохранительной деятельности:

Знать:

- правила поведения на природе;

- последствия человеческой деятельности на экологическое равновесие;

- простейшие приемы тушения лесных пожаров.

Уметь:

- грамотно устранять последствия своего пребывания в лесу, в горах, на воде;

- оказать необходимую природоохранную помощь лесничеству.

В сфере организации досуга:

Знать:

- правила поведения в коллективе, позволяющие каждому достичь самореализации, не ущемляя прав другого;

- песни туристских и самодеятельных авторов.

Уметь:

- сотрудничать с педагогами в разработке сценариев и культмассовых мероприятий;

- проводить несложные игры и конкурсы среди сверстников.

В сфере организации безопасности:

Знать:

- правила безопасного поведения в природных условиях;

- возможные экстремальные ситуации, причины их возникновения, способы преодоления.

Уметь:

- правильно и безопасно применять туристское снаряжение;

- устраивать укрытия;

- оказывать простейшую само- и взаимопомощь при часто встречающихся травмах и наиболее распространенных заболеваниях;

- организовать транспортировку пострадавшего с помощью подручных средств.

В сфере повышения туристско-спортивного мастерства:

Знать:

- основные приемы ориентирования на местности, понятие азимута;

- правила соревнования по туристскому многоборью;

- туристские узлы, основные приемы организации страховки и самостраховки.

Уметь:

- преодолевать природные препятствия различными способами;

- грамотно и безопасно применять туристское снаряжение;

- повысить свое спортивное мастерство, безаварийное прохождение маршрута 1-й категории сложности.

По завершению похода участники делятся своими впечатлениями через выступления на научно-практической конференции, на классных часах, выпускают газеты с заметками и фотографиями. Материал, полученный учащимися во время похода, используется на уроках истории, географии, экологическом факультативе.

1. Вопросы туризма в школьном курсе географии. Даринский А.В. Москва 1979

2. Когда зацветает Байкал. Воробьев С. Иркутск 2003 г.

3. Народное образование №3, 2003 г.; №3 2004 г.

4. Организатору школьного туризма. Пшенников Ф.Б.

5. Путешествие по Прибайкалью. Воробьев С.А. ВСКИ 1991

6. Соревнования туристов. Кодыш Э.Н. Москва 1990 г.

7. Спортивное ориентирование. Тыкул В.И. Москва 1990 г.

8. Туризм в школе. Верба И.А. Москва 1983 г.

9. Туристу о природе. Стрижев А.Н. Москва 1986 г.

10. Энциклопедия туриста. Тамм Е.И.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогические возможности современной системы дополнительного образования

Система дополнительного образования на современном этапе....

Организация и педагогические возможности дистанционного обучения в ходе исследовательской деятельности обучающихся

В настоящее время границы современного образовательного пространства расширяются. Сегодня педагоги используют Интернет, который выполняет многообразные функции: информационную (поиск, получение,...

Статья Чернушевича Н.Н., преподаватель дисциплины Информационные технологии в профессиональной деятельности ГБОУ СПО «МУ № 9 ДЗМ» ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ МУЛЬТИМЕДИА ТЕХНОЛОГИЙ из Научного сборника Института управления и информатики 2011.

Интернет и всеобщая компьютеризация населения, новые информационные технологии коренным образом изменили менталитет нового поколения студентов. Использование компьютеров сформировало особый, мозаичный...

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ СОЦИАЛЬНО-ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ: ИГРОВОЙ И КТД.

Выступление на межрегиональной конференции педагогв ДО. Из опыта работы руководителя школьного драмкружка....

Педагогические возможности фортепианного ансамбля в музыкальном развитии обучающихся

В процессе обучения игре на музыкальном инструменте создаются оптимальные условия для систематического пополнения багажа знаний учащегося, получения им самой широкой разнохарактерной информации. Исклю...

Применение мобильных средств связи в процессе обучения истории: педагогические возможности и проблемы

Тотальная телефонизация, или «мобилизация», населения делает актуальным исследование влияния МТ на подростков.Как влияет МТ на людей, чье мировоззрение еще формируется? Какое воздействие о...

Возможности школьного туризма как средства интеграции основного и дополнительного образования в МАОУ "Курманаевская СОШ"

Среди разнообразных средств, способствующих формированию нового человека, особое место принадлежит туризму и краеведению, занимающим прочные позиции в учебно-воспитательном процессе, осуществляющих ра...