Организация и педагогические возможности дистанционного обучения в ходе исследовательской деятельности обучающихся
статья по теме

 

В настоящее время границы современного образовательного пространства расширяются. Сегодня педагоги используют Интернет, который выполняет многообразные функции: информационную (поиск, получение, передача информации), коммуникационную (взаимодействие с другими людьми, организациями, ресурсами), инновационную (создание новых продуктов, обусловленных возможностями сети).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon distancionnoe_obuchenie.doc42.5 КБ

Предварительный просмотр:

ОРГАНИЗАЦИЯ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ В ХОДЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Орехова В.А., учитель русского языка и литературы

МБОУ «СОШ № 30», г. Старый Оскол

        В настоящее время границы современного образовательного пространства расширяются. Сегодня педагоги используют Интернет, который выполняет многообразные функции: информационную (поиск, получение, передача информации), коммуникационную (взаимодействие с другими людьми, организациями, ресурсами), инновационную (создание новых продуктов, обусловленных возможностями сети).

        Ученикам предоставляется возможность стать участниками дистанционных мероприятий разных уровней: от школьного до международного.

        Организационные и педагогические возможности дистанционного обучения реализуются с помощью практически всех доступных телекоммуникационных сервисов: электронная почта, сайты или отдельные веб-страницы, чат, ICQ, веб-конференции и т.п.

        На базе перечисленных телекоммуникационных и информационных средств возможны различные формы педагогической деятельности. Например, дистанционные деловые игры, лабораторные работы и практикумы, виртуальное посещение недоступных объектов, виртуальные экскурсии, компьютерная переписка школьников. За последние годы увеличивается количество учеников – активных участников дистанционных курсов, олимпиад, научно-практических конференция.

        Преимуществом дистанционного обучения является возможность учёта индивидуальных темпов обучения обучающихся, насыщенная и быстрая обратная  связь с педагогом и другими обучающимися. Участники дистанционных мероприятий имеют возможность по своем усмотрению дозировать общение с учебным материалом и педагогом, задавать ему свои вопросы по мере необходимости.

        Система организации дистанционного взаимодействия субъектов обучения направлена на создание благоприятных условий их продуктивной деятельности, поэтапного развития необходимых навыков коммуникации. Характер и объём использования дистанционных форм в процессе исследовательской деятельности обучающихся у каждого учителя варьируется, так как необходимо учитывать:

  1. возрастные, индивидуальные особенности;
  2. уровень самостоятельности и мотивации субъектов деятельности;
  3. технические возможности;
  4. количество участников, вовлечённых в данную деятельность.

        На начальном этапе учителю также необходимо продиагностировать уровень умения работы с текстовым редактором, средствами телекоммуникации. Учитывая уровень готовности к применению дистанционных форм обучения, научный руководитель проводит одно или несколько очных практических занятий, на которых обсуждаются план работы по теме исследования, использование телекоммуникационных средств, возможное время дистанционного он-лайн общения; учитель знакомит юных исследователей с системой хранения, ускоренного поиска и обработки информации, ученики практикуются в использовании запланированных ИКТ.

        Оптимальное сочетание очных и дистанционных форм деятельности обучающихся позволят педагогу наиболее результативно решить поставленные задачи.

        Учитель может включить приёмы, методы дистанционного обучения на всех этапах совместной исследовательской деятельности. Когда выбрана тема, поставлена цель и определён круг задач, которые необходимо решить, предстоит большой объём работы по сбору материала, анализу, обобщению результатов исследования. Приобщение к дистанционной деятельности обучающихся на этом этапе процесса исследования возможно как в среднем, старшем звене, так и в начальных классах.

Как осуществить дистанционное консультирование с помощью Интернет?

        Дистанционный диалог учитель-ученик может осуществляться с помощью:

  1. специально созданного учителем сайта или страниц сайта школы. Например, за короткое время каждый может создать с помощью конструктора простой рабочий сайт на Интернет-портале Яндекс, в разделе «Народ».
  2. на веб-страницах учитель размещает материал, который поможет ученику в работе над теоретической и практической частью исследования. Это могут быть алгоритм выполнения работы, памятки по работе с источником информации, шаблоны оформления исследовательской работы, правила использования запланированных телекоммуникационных средств общения и т.д.

        Материал, инструкции должны быть разработаны боле тщательно, чем это обычно делается в очном обучении, т.к. ученик должен самостоятельно справиться с анализом большого потока информации, сравнить, сделать выводы. Научный руководитель может разместить наиболее значимые ссылки на сайты, где ученик найдёт нужную информацию.

        Например, (универсальные):

        www.yandex.ru, www.rambler.ru – Поисковые системы.

        www.gramota.ru – Справочно-информационный потрал ГРАМОТА.РУ

        www.krugosvet.ru/ - Он-лайн Энциклопедия

        http://www.rubricon.com/ - РУБРИКОН- крупнейший энциклопедический ресурс Интернета

        http://portfolio.1september.ru/ - Фестиваль исследовательских и творческих работ обучающихся  и т.п.

  1. промежуточные результаты исследований, обработка материала обсуждаются с помощью:

электронной почты, служб мгновенного обмена сообщениями ICQ или Skype  (возможность быстрого он-лайн общения, в том числе передача новых ссылок на актуальные источники информации в сети Интернет, файлов);

        можно организовать чат, форум-общение, видео- и аудио-коммуникации (ученики и научный руководитель обмениваются вопросами, мнениями, рецензиями).

        Таким образом, в современной школе  учителя и обучающиеся имеют возможность взаимодействовать в ходе  учебного процесса на основе интеграции информационных и образовательных технологий. Наряду с навыками исследовательской деятельности, в процессе использования дистанционных форм обучения ученик приобретает личностные качества, которые отличают выпускника XXI века:

  1. компьютерная и технологическая грамотность;
  2. владение поисковым системами сети Интернет;
  3. навыки работы с базами данных и информационными ресурсами;
  4. способность устанавливать и поддерживать телекоммуникации с удаленными людьми.

Список литературы:

  1. Обухов А.С. развитие исследовательской деятельности учащихся. М.: Народное образование. -2001.
  2. Хуторской А.В. Дистанционное обучение и его технологии// Интернет-журнал «Эйдос». – 2005.
  3. Хуторской А.В. Модель Интернет-образования креативного типа// Интернет-журнал «Эйдос». – 2008.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

организация исследовательской деятельности обучающихся с применением дистанционных технологий.

В данной статье раскрываются основные методы организации исследовательской деятельности с обучающими с применением дистанционных технологий, к статье прилагается презентация выступления....

Организация исследовательской деятельности обучающихся как одна из возможностей формирования ключевых компетенций выпускника УНПО

Основы формирования ключевых компетенций у обучающихся закладываются при реализации образовательных стандартах на различных ступенях обучения путем развития соответствующих личностных качеств. Одним и...

Возможности вариативной части образовательных программ в формировании универсальных учебных действий, организации проектной и исследовательской деятельности обучающихся.

Наиболее полно решать задачу формирования универсальных учебных действий позволяет  вариативная часть учебного плана, которая в нашей школе  формируется в соответствии   с образова...

Организация исследовательской деятельности обучающихся – проблемы и возможности

«Не существует сколько-нибудь достоверных тестов на одаренность, кроме тех, которые  проявляются в результате активного участия хотя бы в самой маленькой поисковой исследовательской работе»...

Организация проектно-исследовательской деятельности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

Организация проектно-исследовательской деятельности обучающихся  с ограниченными возможностями здоровьяНекрасов Антон СергеевичМуниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя обще...

О ходе реализации личной методической темы: «Мотивация самостоятельной учебной работы студентов через совершенствование возможностей дистанционного обучения в техникуме»

Студенты СПО должны формировать соответствующие компетенции не только на уроках, но и в процессе внеаудиторной самостоятельной работы. В процессе апробации различных форм самостоятельной работы был сд...

Организация проектно-исследовательской деятельности обучающихся в ходе обучения физике. (Из опыта работы)

Выполнение пректно-исследовательских работ на уроках физики является одним  из современных направлений в системе образования. Данная публикация содержит материал, который раскрывает формы проектн...