Внеурочная деятельность
план-конспект

Джакубалиева Юлия Владимировна

Ментальная арифметика — это система развития мозга, основанная на использовании японских счет - абакус, которая позволяет решать арифметические задачи любой сложности. Абакус дает конкретное и наглядное представление о числе, его составе, о смысле сложения и вычитания.

Актуальность программы заключается в развитии умственных способностей детей, посредством нетрадиционной методики обучения устному счету в рамках дополнительного образования. При работе с абакусом у детей одновременно включаются и визуальное, и слуховое, и кинестетическое восприятия. Применение уникальной методики позволяет гармонично развивать умственные  и творческие способностей детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mentalnaya_arifmetika.docx103.05 КБ
Файл igry.docx181.93 КБ
Файл risunki_dlya_obeih_ruk.docx284.63 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с.Орловское Марксовского района Саратовской области имени Героя Советского Союза Венцова В.К.(Венцеля В.К.)

Центр образования естественнонаучной и технологической направленностей

«Точка роста»  

СОГЛАСОВАНО:

На  педагогическом совете

Протокол  заседания

№ от  ___________ 2023г.

УТВЕРЖДАЮ:

Директор  МОУ-СОШ

с. Орловское Марксовского района

______________В.Н. Коряков

Приказ № от ____________ 2023г.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

«Ментальная арифметика»

Направленность: естественнонаучная

Возрастобучающихся:7-12 лет

Срокреализации:1 год (144 ч.)

Автор- составитель:

Джакубалиева Юлия Владимировна

педагог дополнительного образования

Орловское - 2023 год

КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ

  1. Пояснительная записка

Дополнительная программа  «Ментальная арифметика» естественно-научной направленности.

Ментальная арифметика — это система развития мозга, основанная на использовании японских счет - абакус, которая позволяет решать арифметические задачи любой сложности. Абакус дает конкретное и наглядное представление о числе, его составе, о смысле сложения и вычитания.

Актуальность программы заключается в развитии умственных способностей детей, посредством нетрадиционной методики обучения устному счету в рамках дополнительного образования. При работе с абакусом у детей одновременно включаются и визуальное, и слуховое, и кинестетическое восприятия. Применение уникальной методики позволяет гармонично развивать умственные  и творческие способностей детей.

 Программа «Ментальная арифметика» способствует:

  • развитию межполушарного  взаимодействия;
  • развитию навыков быстрого счета;
  • развитию уверенности в собственных силах;
  • улучшению внимательности и концентрации внимания;
  • развитию способностей к изучению иностранных языков.

Отличительные особенности программы. Ключевыми преимуществами занятий по ментальной арифметике является комплексное развитие ребенка. Чтобы развить математические способности, используются задания на логику и пространственное мышление. С помощь развивающих игр тренируется смекалка, внимание и наблюдательность. Работа в группе помогает детям улучшить навыки коммуникации и взаимодействия. Занятия способствуют развитию внутренней мотивации обучения.

Педагогическая  целесообразность. Программа ориентирована на развитие познавательной активности, самостоятельности, на дополнение и углубление знаний по математике, обеспечивает развитие исследовательских умений и навыков, мышления, творческих способностей обучающихся.

Данная программа разработана согласно документу: Положение о структуре, порядке разработки и утверждению дополнительных общеобразовательных общеразвиващих программ МОУ-СОШ с. Орловское Марксовского района. Приказ №114 от 31.05.2023г.

Адресат программы: обучающиеся 7-12 лет.

            Возрастные особенности.

Плавающий возрастной барьер обусловлен тем, что вхождение в программу «Ментальная арифметика» возможно для детей с 6 до 13 лет в любой промежуток времени, так как по принципу персонализации дополнительного образования посредством выстраивания индивидуальных образовательных  траекторий выставляются свои цели, задачи и планируемые результаты. Любые задатки, которые заложены генетически в человеке, благодаря этому обучению получают активное развитие. 

Количество обучающихся в группе: 12 человек.

Срок освоения программы: 1 год.

Объем программы: 144 часа.

Режим занятий: 2 раза в неделю по 2 часа.

Форма обученияочная.

1.2. Цель и задачи программы

Цель: развитие интеллектуального и творческого потенциала обучающихся, через использование методики устного счета.

     Задачи программы:

        Обучающие:

  • обучить приемам счета на абакусе, работы в уме с воображаемыми числами;

           - обучить правилам простого сложения и вычитания однозначных и двузначных чисел на счетах абакус.

        Развивающие:

- развивать математические способности, левого и правого полушария головного мозга;

 - развивать мелкую моторику,  образное  и  логическое мышление.

 Воспитательные:

  • воспитывать чувство ответственности и уверенности в своих силах;
  • воспитывать положительные качества личности, нормы коллективного взаимодействия и сотрудничества в образовательной деятельности.

  1. Планируемые результаты


Предметные  результаты:

- знают приемы счета на абакусе, работы в уме с воображаемыми числами;

- знают правила простого сложения и вычитания однозначных и двузначных чисел на счетах абакус.

Метапредметные  результаты: 

- повышен уровень развития математических способностей, левого и правого полушария головного мозга;

- демонстрируют развитие  мелкой моторики,  образного  и логического мышления.

Личностные  результаты:

- повышен уровень ответственности и уверенности в своих силах;

- приобретены положительные качества личности, нормы коллективного взаимодействия и сотрудничества в образовательной деятельности.

1.4. Содержание программы

     Учебный план

п/п

Название раздела, темы

Количество часов

Формы аттестации/

контроля

Всего

Теория

Практика

Сложение и вычитание

I

«Просто»

40

6

34

1

Вводное занятие. Понятие абакус. Цифры 0,1,2,3,4,5.

2

1

1

Входная

диагностика

Наблюдение.

Обсуждение.

2

Десятки «10-50», двузначные числа «10-55».

4

1

3

3

Цифры 6,7,8,9. Десятки «60-90», двузначные числа «55-99».

4

1

3

Наблюдение, решение примеров на время

4

Счет в пределах «10-99».

4

-

4

5

Трехзначные числа «100-500». Трехзначные числа в пределах от 100 до 555.

4

1

3

Наблюдение, решение примеров на время

6

Счет в пределах от 100 до 555.

4

-

4

7

Трехзначные числа «600-900». Трехзначные числа в пределах от 600 до 999.

4

1

3

Наблюдение, решение примеров на время

8

Счет в пределах от 0 до 999

8

-

8

Наблюдение, решение примеров на время

9

Подготовка к тестовой работе.

2

-

2

10

Итоговое занятие раздела «Просто»

2

-

2

Практическая работа.

II

«Братья»

40

6

34

1

«Брат 4» однозначные числа.

4

1

3

Наблюдение, решение примеров на время

2

«Брат 4» двузначные числа.

4

1

3

3

«Брат 3» однозначные и двузначные числа.

4

1

3

Наблюдение, решение примеров на время

4

«Брат 2» однозначные и двузначные числа.

4

1

3

5

«Брат 1» однозначные и двузначные числа.

4

1

3

Наблюдение, решение примеров на время

6

Отработка всех двузначных чисел раздела «Братья».

6

-

6

7

Трехзначные числа раздела «Братья».

4

1

3

Наблюдение, решение примеров на время

8

Отработка трехзначных чисел раздела «Братья».

6

-

6

9

Подготовка к тестовой работе.

2

-

2

10

Итоговое занятие раздела «Братья»

2

-

2

Практическая работа.

III

«Друзья»

64

12

52

1

«Друг 9». Однозначные числа.

4

1

3

Наблюдение, решение примеров на время

2

«Друг 9». Двузначные числа.

4

1

3

3

«Друг 8». Однозначные и двузначные числа.

4

1

3

Наблюдение, решение примеров на время

4

«Друг 7». Однозначные и двузначные числа.

4

1

3

5

«Друг 6». Однозначные и двузначные числа.

4

1

3

Наблюдение, решение примеров на время

6

«Друг 5». Однозначные и двузначные числа.

4

1

3

7

«Друг 4». Однозначные и двузначные числа.

4

1

3

Наблюдение, решение примеров на время

8

«Друг 3». Однозначные и двузначные числа.

4

1

3

9

«Друг 2». Однозначные и двузначные числа.

4

1

3

Наблюдение, решение примеров на время

10

«Друг 1». Однозначные и двузначные числа.

4

1

3

11

Переход через «50».

6

1

5

Наблюдение, решение примеров на время

12

Переход через «100». Трехзначные числа.

6

1

5

13

Все трёхзначные числа раздела «Друзья».

8

-

8

Наблюдение, решение примеров на время

14

Подготовка к тестовой работе.

2

-

2

15

Итоговое занятие раздела «Друзья»

2

-

2

Практическая работа.

Итого:

144

35

109

Содержание учебного плана

1. «Просто»

Тема 1. Вводное занятие. Понятие абакус. Цифры 0, 1, 2, 3, 4, 5

Теория. Знакомство с ментальной арифметикой. Абакус и его конструкция. Правила передвижения бусинок, использование большого и указательного пальцев. Знакомство с цифрами 0,1,2,3,4,5.

Практика. Тренировка пальцев на абакусе. Сложение и вычитание на счетах и ментально по данной теме. Рисование двумя руками.

Тема 2.  Десятки «10-50», двузначные числа «10-55»

Теория. Знакомство с десятками «10-50» включительно, знакомство с двузначными числами «10-55».

Практика.Закрепление предыдущей темы. Знакомство с десятками «10-50» включительно, знакомство с двузначными числами «10-55».  Счет на абакусе и ментально по новой теме.

Тема 3. Цифры 6,7,8,9. Десятки «60-90», двузначные числа «55-99»

Теория. Знакомство с цифрами 6,7,8,9. Знакомство с десятками «60-90», знакомство с двузначными числами «55-99».

Практика. Закрепление предыдущей темы. Знакомство с цифрами 6,7,8,9. Знакомство с десятками «60-90», знакомство с двузначными числами «55-99». Счет на абакусе и ментально по новой теме.

Тема 4. Счет в пределах «10-99»

Практика. Отработка всех двузначных чисел «10-99». Решение примеров на время. Счет на абакусе и ментально.

Тема 5. Трехзначные числа «100-500». Трехзначные числа в пределах от 100 до 555

Теория. Знакомство с трехзначными числами «100-500». Знакомство с трехзначными числами в пределах от 100 до 555.

Практика. Знакомство с трехзначными числами «100-500». Счет на абакусе и ментально по новой теме. Знакомство с трехзначными числами в пределах от 100 до 555. Счет только на абакусе в пределах новой темы.

Тема 6.Счет в пределах от 100 до 555

Практика. Повторение трехзначных чисел от 100 до 555. Счет на абакусе и ментально по данной теме. Арифметические действия на воображаемых счетах.

Тема 7.  Трехзначные числа «600-900». Трехзначные числа в пределах от 600 до 999

Теория. Знакомство с трехзначными числами «600-900» включительно. Знакомство с трехзначными числами в пределах от 600 до 999.

Практика. Знакомство с трехзначными числами «600-900» включительно. Счет на абакусе и ментально по новой теме.  Знакомство с трехзначными числами в пределах от 600 до 999. Счет только на абакусе.

Тема 8. Счет в пределах от 0 до 999

Практика. Повторение всех изученных трехзначных чисел раздела «Просто». Ментальный счет от 0 до 999.

Тема 9. Подготовка к тестовой работе

Практика. Подготовка к тестовой работе. Закрепление всех пройденных тем. Игра «Карта старого пирата».  

Тема 10. Итоговое занятие раздела «Просто»

Практика. Тестирование. Выполнение заданий на сложение и вычитание по пройденным темам. Открытое занятие для родителей.

2. «Братья»

Тема 1. «Брат 4» однозначные числа

Теория. Знакомство с правилом «Братом 4» однозначные числа. Счет на абакусе и ментально.

Практика. Правило «Брат 4» однозначные числа. Сложение и вычитание. Счет на абакусе и ментально.

Тема2. «Брат 4» двузначные числа

Теория. Знакомство с правилом «Братом 4» двузначные числа.

Практика. Закрепление предыдущей темы. Правило «Брат 4» двузначные числа. Сложение и вычитание. Счет на абакусе и ментально.

Тема 3. «Брат 3» однозначные и двузначные числа

Теория. Знакомство с правилом «Братом 3» однозначные и двузначные числа.

Практика. Закрепление предыдущей темы. Правило «Брат 3» двузначные числа. Сложение и вычитание. Счет на абакусе и ментально.

Тема 4. «Брат 2» однозначные и двузначные числа

Теория. Знакомство с правилом «Братом 2» однозначные и двузначные числа.

Практика. Закрепление предыдущей темы. Правило «Брат 2» двузначные числа. Сложение и вычитание. Счет на абакусе и ментально.

Тема 5. «Брат 1» однозначные и двузначные числа

Теория. Знакомство с правилом «Братом 1» однозначные и двузначные числа.

Практика. Закрепление предыдущей темы. Правило «Брат 1» двузначные числа. Сложение и вычитание. Счет на абакусе и ментально.

Тема 6. Отработка всех двузначных чисел раздела «Братья»

Практика. Отработка всех двузначных чисел раздела «Братья». Счет на абакусе и ментально. Игра - квест «Пазл».

Тема 7. Трехзначные числа раздела «Братья»

Теория. Знакомство с трехзначными числами раздела «Братья».

Практика. Сложение и вычитание с помощью правил «Братьев», трехзначные числа на счетах. Отрабатывание счета с трехзначными только на счетах.

Форма контроля: Решение примеров.

Тема 8. Отработка трехзначных чисел раздела «Братья»

Практика. Повторение счета на абакусе при помощи тренажера и флеш-карт. «Батл» на лучшие параметры ментального счета с песней или стихотворением. Сложение и вычитание с помощью правил «Братьев» трехзначные числа ментально.

Форма контроля:Решение примеров.

Тема 9. Подготовка к тестовой работе

Практика. Подготовка к тестовой работе. Закрепление всех пройденных тем. Сложение и вычитание с помощью правил «Братьев». Работа с печатным материалом ментально на время.

Тема 10. Итоговое занятие раздела «Братья»

Практика. Тестирование на тренажере на время. Открытое занятие для родителей. «Батл» на лучшие параметры ментального счета с песней или стихотворением с награждением победителя.

3. «Друзья»

Тема 1. «Друг 9». Однозначные числа

Теория. Знакомство с правилом «Друг 9». Однозначные числа.  

Практика. Правило «Друг 9». Однозначные числа. Сложение и вычитание. Счет на абакусе и ментально.

Тема 2. «Друг 9». Двузначные числа

Теория. Знакомство с правилом «Друг 9». Двузначные числа. Изучение формул сложения и вычитания «Друг 9».

Практика. Знакомство с «Другом 9». Двузначные числа.  Сложение и вычитание. Счет на абакусе и ментально.

Тема 3. «Друг 8». Однозначные и двузначные числа

Теория. Знакомство с правилом «Друг 8». Однозначные и двузначные числа.

Практика. Правило «Друг 8». Однозначные и двузначные числа. «Батл» на лучшие параметры ментального счета с песней или стихотворением. Сложение и вычитание. Счет на абакусе и ментально.

Тема 4. «Друг 7». Однозначные и двузначные числа

Теория. Знакомство с «Другом 7». Однозначные и двузначные числа.

Практика. Формула сложения и вычитания «Друг 7» однозначные и двузначные числа. Решение примеров с помощью формул по теме «Друг 7».

Тема 5. «Друг 6». Однозначные и двузначные числа

Теория. Формула сложения и вычитания «Друг 6» однозначные и двузначные числа.

Практика. Решение примеров с помощью формул по теме «Друг 6». Сложение и вычитание. Счет на абакусе и ментально.

Тема 6. «Друг 5». Однозначные и двузначные числа

Теория. Формула сложения и вычитания «Друг 5». Однозначные и двузначные числа.

Практика.Решение примеров с помощью формул по теме «Друг 5». Сложение и вычитание. Счет на абакусе и ментально.

Тема 7. «Друг 4». Однозначные и двузначные числа

Теория. Формула сложения и вычитания «Друг 4». Однозначные и двузначные числа.

Практика. Решение примеров с помощью формул по теме «Друг 4». Сложение и вычитание. Счет на абакусе и ментально.

Тема 8. «Друг 3». Однозначные и двузначные числа

Теория. Формула сложения и вычитания «Друг 3». Однозначные и двузначные числа.

Практика. Решение примеров с помощью формул по теме «Друг 3». Сложение и вычитание. Счет на абакусе и ментально.

Тема 9. «Другом 2». Однозначные и двузначные числа

Теория. Формула сложения и вычитания «Друг 2». Однозначные и двузначные числа.

Практика. Решение примеров с помощью формул по теме «Друг 2». Сложение и вычитание. Счет на абакусе и ментально.

Тема 10. «Друг 1». Однозначные и двузначные числа

Теория. Формула сложения и вычитания «Друг 1». Однозначные и двузначные числа.

Практика.Решение примеров с помощью формул по теме «Друг 1». Сложение и вычитание. Счет на абакусе и ментально.

Тема 11. Переход через «50»

Теория. Изучение правила переход через «50»

Практика. Решение примеров с помощью правила «Переход через 50». Сложение и вычитание. Счет на абакусе и ментально.

Тема 12. Переход через «100». Трехзначные числа

Теория. Изучение правила переход через «100». Трехзначные числа.

Практика. Переход через «100». Сложение и вычитание. Счет на абакусе и ментально. «Батл» на лучшие параметры ментального счета с песней или стихотворением.

Тема 13. Все трёхзначные числа раздела «Друзья»

Практика. Решение примеров с двузначными, трехзначными числами по теме «Друзья». Сложение и вычитание. Счет на абакусе и ментально на время, с постепенным увеличением скорости.

Тема 14. Подготовка к тестовой работе

Практика. Подготовка к тестовой работе. Закрепление всех пройденных тем. Сложение и вычитание. Счет на абакусе и ментально.

Тема 15. Итоговое занятие раздела «Друзья»

Практика.Тестирование на тренажере на время. Открытое занятие для родителей. «Батл» на лучшие параметры ментального счета с песней или стихотворением с награждением победителя. Подведение итогов года.

  1. Формы аттестации/контроля

Формы аттестации/контроля для выявления результатов:

Предметных (входной контроль, текущий, итоговый): анкетирование,  решение примеров, зачет, мониторинг, показательные выступления.

Метапредметных: наблюдение на протяжении всего периода обучения по программе.

Личностных: наблюдение, рефлексия.

II. Комплекс организационно-педагогических условий

2.1. Методическое обеспечение программы

В программе используются следующие методические материалы:
- набор нормативно-правовых документов;
- наличие утвержденной программы;

          - календарно-тематический план;
         - необходимая методическая литература;

          - учебный и дидактический материал;
         - методические разработки;

          - раздаточный материал;
         - наглядные пособия (демонстрационный абакус).

Для решения образовательных задач используются разнообразные методы, и педагогические технологии обучения.

Методы:

  • словесные (объяснение, рассказ, беседа);
  • наглядные (демонстрация, презентации);
  •         практические(творческие и проблемные задания, выполнение практических работ).
  • объяснительно-иллюстративные (показ);

Педагогические технологии:

  • личностно–ориентированное обучение;
  • коллективная творческая деятельность;
  • информационные технологии.

  1. Условия реализации программы

Для эффективной реализации настоящей программы созданы определённые условия:

- помещения для учебных занятий отвечают  правилам СанПин;

- ученические столы и стулья соответствуют возрастным особенностям обучающихся и имеются в наличии-15шт;

- МФУ (принтер, сканер, копир)-1шт;

- ноутбук учителя-1шт;

- проектор -1шт.

-  демонстрационный абакус

- рабочие тетради;

- флэш карты.

Информационно-методические и дидактические материалы:

Методические материалы для педагога:

1.Комплексы оздоровительно-профилактических упражнений, снижающих утомление обучающихся.

2. Подборка математических игр, сказок, составленных педагогом.

3.Положения, приказы, информационные письма о проведении мероприятий различного уровня по профилю объединения.

4. Инструкции по охране труда и технике безопасности.

Дидактические материалы для обучающихся:

1.Тематические карточки с заданиями.

2. Обучающие тесты с возможностью самоконтроля.

3.Карточки-инструкции к практическим работам.

Кадровое обеспечение. Реализовывает программу педагог дополнительного образования, имеющий высшее математическое образование, обладающий достаточными теоретическими знаниями и практическими умениями в  области компьютерных технологий.

2.3. Оценочные материалы

Программа предусматривает диагностические методики, позволяющие определить достижение обучающимися планируемых предметных(Приложение 1) , метапредметных и личностных результатов (Приложение 2, 3).

2.4. Список литературы

Для педагога:

  1. Бенджамин А. Секреты ментальной математики. 2014— ISBN:N/A.
  2. Депман И.Я. История арифметики. Пособие для учителей. Издание второе, исправленное. М.,Просвещение,1965г.
  3. Маслан Би. Ментальная арифметика. – Издательство: Издательские решения, 2017.
  4. Т.Бьюзен. Интеллект-карты. Полное руководство по мощному инструменту мышления. – Издательство: Манн, Иванов и Фербер, 2018.
  5. Ментальная арифметика «Абакус» Сборник заданий 1,2; 2019г.
  6. Ментальная арифметика «Абакус» Упражнения к урокам, 2019г.
  7. Софуоглу Эрташ. Ментальная арифметика. – М.: Траст, 2015. — 70с.

 Для обучающихся и родителей:

  1. Ментальная арифметика «Абакус» Сборник заданий 1,2; 2019г.
  2. Ментальная арифметика «Абакус» Упражнения к урокам,2019г.

Ссылки на интернет-источники:

  1. https://umius.ru
  2. Онлайн платформа Компании «УМИУС»
  3. https://abacus-plus.ru/trenazhyor-scheta

Оценочный материал.

Предметные результаты

Приложение № 1.

1 . Входная диагностика

 1 . Из каких частей состоит абакус?

А) рамка Б) планка (линия ответа) В) ряды (спицы) Г) земные косточки

Д) небесные косточки

2 . Косточки, которые находятся ниже линии ответа, называются:

А) земные косточки Б) небесные косточки

3 . Косточки, которые находятся выше линии ответа, называются:

А) земные косточки Б) небесные косточки

4 . Значению какого числа равна небесная косточка?

А) 1 Б) 2 В) 5 Г) 4

5 . Значению какого числа равна одна земная косточка?

А) 1 Б) 2 В) 5 Г) 4

6 . Как правильно прибавлять земные косточки?

А) указательным пальцем Б) средним пальцем В) большим пальцем Г) мизинцем

7 . Как правильно прибавлять небесную косточку?

А) указательным пальцем Б) средним пальцем В) большим пальцем Г) мизинцем

8 . Как правильно отнимать земные косточки?

А) указательным пальцем Б) средним пальцем В) большим пальцем Г) мизинцем 9.

Как правильно отнимать небесную косточку? А) указательным пальцем Б) средним пальцем В) большим пальцем Г) мизинцем

10 . Решите пример на абакусе и выберите правильный вариант ответа. 3+1-2+5-2 А) 3 Б) 1 В) 5 Г) 2 Ответы: 1 . А, Б, В, Г, Д 2 . А 3 . Б 4 . В 5 . А 6 . В 7 . А 8 . А 9 . А 10 . В

Критерии оценки результатов текущей и итоговой аттестации.

1) Критерии оценки теоретической подготовки обучающихся: - соответствие теоретических знаний программным требованиям; - осмысленность и свобода владения специальной терминологией.

2) Критерии оценки практической подготовки обучающихся: - соответствие уровня практических умений и навыков программным требованиям; - качество выполнения практических заданий.

Таблица индивидуального освоения содержания программы

Годобучения         

Ф.И.О. __________________________________  Возраст _________

Показатели

начало

учебного года

конец

учебного года

Умение работать в тетради (постановка руки при написании цифр)

Эмоциональная вовлеченность ребенка в работу на занятии

Знание арифметических знаков (цифры от 0до 9)

Знание арифметический знаков (числа от 10 до 100 и больше, знак «+», «-»)

Умение считать на счётах – Абакус (работа двумя руками, работа пальцами)

Умение совершать арифметические действия на абакусе и ментально («+», «-»):

цепочкаоднозначныхчисел;

цепочкадвухзначныхчисел;

цепочкатрёхзначныхчисел;

цепочкачетырёхзначныхчисел.

Скорость выполнения задания/правильность решения арифметических действий:

насчётах «Абакус»

при ментальном счете (скорость, кол-во чисел)

- упражнения на развитие логического мышления

Самодисциплина ребенка при выполнении заданий

Умение соединять выполнение нескольких действий одновременно (счет + стихотворение)

взаимодействие с семьей, вовлеченность семьи в создание развивающей среды, создания

комфортных условий для выполнения домашнего задания (не более 20 минут в день).

По каждому критерию выставляются баллы от 1-3, которые суммируются и определяют общий уровень освоения программы на начало года и конец года, в зависимости от которого выстраивается индивидуальная траектория для ребенка.

Уровни освоения программы

  1.  балл - ДОСТАТОЧНЫЙ – ребёнок пассивен в работе. Не владеет основными полученнымизнаниями.
  2. балла - СРЕДНИЙ – ребёнку нравится выполнять задания с числами. Ребёнок допускает ошибки в работе, но исправляет их с небольшой помощью педагога.
  3.  балла - ВЫСОКИЙ – ребёнок активен при выполнении операции с числами. Самостоятелен при выполнениизаданий.

Данные критерии являются основанием лишь для оценки индивидуального развития ребенка. Продвижение в развитии каждого ребенка оценивается только относительно его предшествующих результатов.

Личностные  результаты

Приложение № 2

Организация рефлексии деятельности на заключительном занятии

Игра «Ice-breaker»

Целью данной игры является разрушение барьеров между учениками, поэтому важно сыграть в нее уже на первом уроке.

А также данная игра способствует развитию навыков концентрации у игроков, быстрого принятия решений в нестандартных ситуациях, поэтому данную игру необходимо играть по ходу всего курса.

Для игры вам понадобятся мячи трех цветов (например, два синих, один желтый и один красный).C:\Users\BagautdinovRR\Desktop\comm_istock_000003205667xsmall.jpg

Правила игры:

Итак, внимание! Все образуем большой круг.

  1. «Я сейчас брошу этот синий мяч одному из Вас (желательно тому, кто максимально отдален), называя имя этого Игрока-1. Каждый раз, получая синий мяч, я всегда буду кидать Игроку-1».

«Игрок-1, получивший мяч кидает другому участнику, также называя его имя. И так далее…».

При этом каждый получает мяч единожды, то есть в итоге мяч возвращается первому (то есть Вам). И так продолжается до тех пор, пока все не привыкнут к данному раскладу. После чего первый игрок (Вы) бросаете дополнительный синий мяч. Игра продолжается.

  1. По мере получения Вами синих мячей, убирайте их. «Теперь я бросаю желтый мяч уже другому участнику – Игроку-2 (также максимально отдаленному от меня), называя свое имя. Получивший мяч участник, называя свое имя, бросает тоже уже другому игроку».

Играем, пока не привыкнем. После чего, не прерывая, запустите один синий мяч, помня, кому Вы его бросали! Через некоторое время второй синий мяч. Таким образом, у Вас в игре три мяча: два синих (имя игрока, которому Вы бросаете) и желтый (свое имя).

  1. По мере получения Вами мячей, убирайте их. «Последний красный мяч бросаем Игроку-3, называя имя того, кому этот Игрок-3 должен бросить мяч. Игрок-3, в свою очередь, также кидает уже новому участнику, называя имя того, кому этот участник должен бросить красный мяч».

И так пока не установится верная последовательность бросков.

После чего постепенно добавляйте первый синий мячик, затем желтый и под конец второй синий мячик.

Дети почувствуют, как тренируется их мозг, благодаря данной замечательной игре.


Приложение № 3

Игра с цветными картонками

Дети встают так, чтобы было пространство для движения в разные стороны.

Когда Вы говорите 1 – шаг вперед, 2 – шаг вправо, 3 – шаг назад, 4 – шаг влево. В другие дни можете менять условия.

А теперь, когда Вы показываете картонку красного цвета – шаг вперед, зеленого – шаг вправо, синего – шаг назад, желтого – шаг влево. В другие дни можете менять условия.

Показывая цвета, проверяйте правильность выполнения.



Предварительный просмотр:

Игры Brain Fitness

Игра «Ice-breaker»C:\Users\BagautdinovRR\Desktop\itunesartwork2x1.png

Целью данной игры является разрушение барьеров между учениками, поэтому важно сыграть в нее уже на первом уроке.

А также данная игра способствует развитию навыков концентрации у игроков, быстрого принятия решений в нестандартных ситуациях, поэтому данную игру необходимо играть по ходу всего курса.

Для игры вам понадобятся мячи трех цветов (например, два синих, один желтый и один красный).C:\Users\BagautdinovRR\Desktop\comm_istock_000003205667xsmall.jpg

Правила игры:

Итак, внимание! Все образуем большой круг.

  1. «Я сейчас брошу этот синий мяч одному из Вас (желательно тому, кто максимально отдален), называя имя этого Игрока-1. Каждый раз, получая синий мяч, я всегда буду кидать Игроку-1».

«Игрок-1, получивший мяч кидает другому участнику, также называя его имя. И так далее…».

При этом каждый получает мяч единожды, то есть в итоге мяч возвращается первому (то есть Вам). И так продолжается до тех пор, пока все не привыкнут к данному раскладу. После чего первый игрок (Вы) бросаете дополнительный синий мяч. Игра продолжается.

  1. По мере получения Вами синих мячей, убирайте их. «Теперь я бросаю желтый мяч уже другому участнику – Игроку-2 (также максимально отдаленному от меня), называя свое имя. Получивший мяч участник, называя свое имя, бросает тоже уже другому игроку».

Играем, пока не привыкнем. После чего, не прерывая, запустите один синий мяч, помня, кому Вы его бросали! Через некоторое время второй синий мяч. Таким образом, у Вас в игре три мяча: два синих (имя игрока, которому Вы бросаете) и желтый (свое имя).

  1. По мере получения Вами мячей, убирайте их. «Последний красный мяч бросаем Игроку-3, называя имя того, кому этот Игрок-3 должен бросить мяч. Игрок-3, в свою очередь, также кидает уже новому участнику, называя имя того, кому этот участник должен бросить красный мяч».

И так пока не установится верная последовательность бросков.

После чего постепенно добавляйте первый синий мячик, затем желтый и под конец второй синий мячик.

Вы почувствуете, как тренируется Ваш мозг, благодаря данной замечательной игре.


Игра «Abakus-Code»

Целью игры является развитие у игроков мелкой моторики, концентрации и, естественно, небольшая разминка.

Вам нужно показать на экране один из вариантов данной игры и включить ритм для данной игры, в последующих занятия можете увеличивать скорость.

Правила игры: Итак, все стали. Сейчас я включу мелодию, и Ваша цель выполнять действия, показанные на этом рисунке под определенный такт.


H:\Курс Абакус\Body Code life kinetik®\Правила Bode-Code.tif

«Сено-солома»

Для игры нужны теннисные мячи.

Дети встают по парам на расстоянии 3-6 метров (в зависимости от размеров класса). Каждой паре Вы вручаете по одному мячу.

Правила игры: игрок правой или левой рукой бросает мяч напарнику, тот в свою очередь должен поймать мяч той же рукой, какой бросил ему первый участник. То есть, если первый бросил левой рукой, то ему следует поймать тоже левой, а если правой – то правой.

Можно намеренно перекладывать мячи из руки в руки и неожиданно бросить напарнику.

Польза: сосредоточенность, скорость принятия решений.

После 5 минут усложните игру. Теперь если первый игрок кинул левой рукой, то второй участник должен поймать этот мяч тоже левой рукой, выставив правую ногу вперед.

Польза: одновременная работа обоих полушарий мозга, сосредоточенность, скорость принятия решений.


Игра «2 города и имя»

Все встают в круг, а Вы в его центр, объясните правила.

Правила: Выбираем два города (можете предложить смешные или трудно проговариваемые названия городов). Я рукой показываю на участника, потом на второго, после на третьего и так далее. Тот игрок, кому я показываю рукой первым, проговаривает название первого города, второй игрок – название второго города, а третий свое имя. И так продолжается. Я показываю на одного из Вас. Ваша задача сохранить последовательность произношения Город 1 – Город 2 – Ваше имя. Поиграйте так до тех пор, пока все поймут правила.

Теперь кто ошибается, тот вылетает из игры.

Вам нужно всячески провоцировать участников на ошибку.

Игра «Фрукты-овощи»

Правила игры примерно те же, что и игра сено-солома.

Для игры нужны теннисные мячи.

Ребята встают по парам на расстоянии 3-6 метров (в зависимости от размеров класса). Каждой паре Вы вручаете по одному мячу.

Правила игры: игрок бросает мяч напарнику, называя фрукт (или ягоду), либо овощ, тот в свою очередь должен поймать мяч правой рукой, если был назван фрукт (или ягода) и левой рукой – если был назван овощ. То есть, если первый перед броском сказал яблоко, то ему следует поймать правой, а если картошка – то левой.

Польза: сосредоточенность, скорость принятия решений.

После 5 минут усложните игру. Теперь если первый игрок кинул, назвав фрукт (или ягоду), то второй участник должен поймать этот мяч тоже правой рукой, выставив левую ногу вперед, и, наоборот.

Польза: одновременная работа обоих полушарий мозга, сосредоточенность, скорость принятия решений.

Игра «Робот»

Все образуют круг, Вы встаёте в центр круга.

Правила игры: Я робот! Выбрав жертву, я иду в его сторону, подняв руки на 90 градусов. Жертва, чувствуя это, выбирает спасителя и подмигивает ему, прося тем самым помощь, спаситель называет имя одного из участников (но не свое имя). Если за это время зомби не дошел до первой жертвы, то он перенаправляется к тому участнику, имя которого назвал спаситель первой жертвы. Игра продолжается. Если спаситель не успел сказать имя, либо жертва от испуга, нечаянно, сама назвала имя одного из участников, то роли меняются: зомби становится игроком (потенциальной жертвой), а игрок, который либо проговорился, вместо того, чтобы мигнуть спасителю, либо был захвачен зомби, сам становится зомби.

Игра с цветными картонками

Дети встают так, чтобы было пространство для движения в разные стороны.

Когда Вы говорите 1 – шаг вперед, 2 – шаг вправо, 3 – шаг назад, 4 – шаг влево. В другие дни можете менять условия.

А теперь, когда Вы показываете картонку красного цвета – шаг вперед, зеленого – шаг вправо, синего – шаг назад, желтого – шаг влево. В другие дни можете менять условия.

Показывая цвета, проверяйте правильность выполнения.

Включите секундомер и попросите решить в уме примеры на стр. 23, 24 и 25.

Пират

Для игры необходимы: теннисный мяч, пластмассовая посуда (чтобы ловить мяч) и пиратка (чтобы закрыть один глаз). Встаем по парам на расстоянии 4-6 метров. Закрываем один глаз и бросаем напарнику мяч, ему нужно поймать мяч посудой.

После закрываем другой глаз и продолжаем игру.



Предварительный просмотр:

https://i.mycdn.me/image?id=858382074701&t=3&plc=WEB&tkn=*C0MH5r5kdXxy5BcVn0Q322vnL9Uhttps://i.mycdn.me/image?id=858382074701&t=3&plc=WEB&tkn=*C0MH5r5kdXxy5BcVn0Q322vnL9U

https://i.mycdn.me/image?id=858382074189&t=3&plc=WEB&tkn=*5B1hdCXnjBIPxneNGAUYWgwe4VUhttps://i.mycdn.me/image?id=858382074189&t=3&plc=WEB&tkn=*5B1hdCXnjBIPxneNGAUYWgwe4VU

https://i.mycdn.me/image?id=858382073677&t=3&plc=WEB&tkn=*qiHn2RZEIEJ0ZSqq_LT6Mj-ccOM т

https://i.mycdn.me/image?id=858382073677&t=3&plc=WEB&tkn=*qiHn2RZEIEJ0ZSqq_LT6Mj-ccOM

https://i.mycdn.me/image?id=858382074957&t=3&plc=WEB&tkn=*Nfq648hUK9Y9o_uRbwBtiOI7gug 

https://i.mycdn.me/image?id=858382074957&t=3&plc=WEB&tkn=*Nfq648hUK9Y9o_uRbwBtiOI7gug

https://i.mycdn.me/image?id=858382075213&t=3&plc=WEB&tkn=*6-8Iw1THX79anQ2v0pV89GcCJHM

https://i.mycdn.me/image?id=858382075213&t=3&plc=WEB&tkn=*6-8Iw1THX79anQ2v0pV89GcCJHM

https://i.mycdn.me/image?id=858382075725&t=3&plc=WEB&tkn=*dnRQiLPOgqydxBR01ELe0cV5sDE

https://i.mycdn.me/image?id=858382075725&t=3&plc=WEB&tkn=*dnRQiLPOgqydxBR01ELe0cV5sDE

https://i.mycdn.me/image?id=858382076749&t=3&plc=WEB&tkn=*MQdFRNOJYGyUthmMSTUXooj3ChI

https://i.mycdn.me/image?id=858382076749&t=3&plc=WEB&tkn=*MQdFRNOJYGyUthmMSTUXooj3ChI

https://i.mycdn.me/image?id=858382076237&t=3&plc=WEB&tkn=*LcFut93VxHvuHG0hmswt1yj3Ezk

https://i.mycdn.me/image?id=858382076237&t=3&plc=WEB&tkn=*LcFut93VxHvuHG0hmswt1yj3Ezk


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Организация внеурочной деятельности: модель организации работы школы по реализации внеурочной деятельности в 5-х классах»

В рамках перехода на новые образовательные стандарты актуальным является вопрос  формирования модели построения внеурочной деятельности, ее специфики, основанной на   взаимосвязи внутре...

программа внеурочной деятельности"Экспериментальная деятельность педагога. Внеурочная деятельность в 5.классе"

Следуя требованиям новым ФГОС, наш лицей участвует в эксперименте по внедрению внеурочной деятельности в среднюю школу. Данная программа содержит пояснительную записку, тематическое и поурочное планир...

ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. Основные задачи внеурочной деятельности

В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (ФГОС НОО) основная образовательная программа начального общего образования реализуется обра...

"Приемы формирования исторического мировоззрения на уроках английского языка и во внеурочной деятельности "городской семинар «Приемы формирования исторического мировоззрения лингвистическими средствами на уроках и во внеурочной деятельности»

Презентация к выступлению на городском семинаре «Приемы формирования исторического мировоззрения лингвистическими средствами на уроках  и во внеурочной деятельности» в рамках инновационной площад...

Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6 классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеурочной деятельности «Моя экологическая грамотность 5-6 классы. Р

Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6  классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеу...

Применение здоровьесберегающих технологий на уроках ИЗО и во внеурочной деятельности. Формирование УУД в художественном обрвзовании, во внеурочной деятельности духовно-нравственной и направленности. Используемые педагогические методики.

Представление опыта рабботы на уроках изобразительного искусства. Доклад включает в себя примеры практического применения современных педагогических технологий на уроках и во внеурочной деятельности. ...

План-конспект внеурочной деятельности в 4 классе по теме «Использование метода проектов во внеурочной деятельности».

План-конспект внеурочной деятельности в 4 классе по  теме «Использование метода проектов во внеурочной деятельности"Тема: "Экология Земли"На своем занятии, я решила связать 2 предмета: информатик...