Профориентационное занятие "Профессии в кино"
методическая разработка (8, 9, 10, 11 класс)

Данное мероприятие представляет собой описание подготовки и проведения занятия, направленного на профессиональное самоопределение среди несовершеннолетних. В сценарии рассматриваются особенности профессии сценариста, связанные непосредственно с подготовкой сценария к короткометражному фильму. Мероприятие будет полезно педагогам, психологам, педагогам-организаторам в организации профориентационной работы, направленной на информирование об особенностях профессии и формирование конструктивных установок на овладение профессией.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл meropriyatie_professii_v_kino.docx48.18 КБ

Предварительный просмотр:

Администрация города Дзержинска Нижегородской области

департамент образования

Муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования

«Станция юных техников»

(МБУ ДО «Станция юных техников», МБУ ДО СЮТ)

Сценарий профориентационного мероприятия

 «Профессии в кино»

Автор-составитель:

педагог дополнительного образования

Коноплева Милия Сергеевна

Дзержинск

2023

Аннотация

Данное мероприятие представляет собой описание подготовки и проведения занятия, направленного на профессиональное самоопределение среди несовершеннолетних. В сценарии рассматриваются особенности профессии сценариста, связанные непосредственно с подготовкой сценария к короткометражному фильму.

Данное мероприятие будет полезно педагогам, психологам, педагогам-организаторам в организации профориентационной работы, направленной на информирование об особенностях профессии и формирование конструктивных установок на овладение профессией.

        

Введение

Актуальность мероприятия обусловлена тем, что многие учащиеся не знакомы с практической стороной профессий, они не имеют возможности попробовать себя в профессиональной деятельности опытным путем, чтобы понять интересна она им или нет. Нередко так происходит, что учащиеся выбирают профессию за компанию, по настоянию родителей, но не учитывают свои профессиональные склонности, или даже не знают о них.

В процессе занятия учащимся представится возможность в игровой форме погрузится в профессию сценариста на этапе подготовки сценария к короткометражному фильму. Помимо этого, подготовка сценария, связанная с придумыванием героев, сюжета, темы позволяет участникам снять эмоциональное напряжение и получить положительный опыт проживания конфликта и конструктивного выхода из него вместе с персонажем.

Пояснительная записка

Целью мероприятия является информирование учащихся о профессии сценариста, формирование осознанного выбора профессии.

Задачи:

  • способствовать созданию доверительной и непринужденной обстановки среди участников;
  • раскрыть особенности деятельности сценариста на этапе подготовки сценария к фильму;
  • способствовать развитию творческой активности учащихся.

Целевая группа: учащиеся 15-17 лет.

Описательная информация:

В начале мероприятия перед основным этапом обязательно проводятся приветствие и разминки для активизации участников и эффективного погружения в работу.

Упражнение «Письмо себе» способствует активизации интереса у участников к мероприятию. В начале они прописывают свои ожидания от мероприятия, а по завершении занятия они сравнивают свои ожидания с реальностью.

В упражнении «Тема и идея» участники придумывают основу для фильма, разрабатывают концепцию фильма, то есть «о чем он». В упражнении «Жизненная ситуация» участники придумывают ситуацию (или берут реальную ситуацию из своей жизни), на основе которой можно создать фильм.

В упражнении «Герой» участники придумывают героя своего фильма поэтапно. Сперва они разрабатывают его качества, которые герой может изменить в ходе сюжета фильма. Затем дают им следующие характеристики: пол, возраст, социальное положение и др.

Упражнение «Пройти сквозь бури» позволяет участникам отдохнуть от умственной и творческой работы. Оно обязательно проводится в середине мероприятия.

В упражнении «Конфликт» участники разрабатывают конфликт, с которым столкнется герой в их фильме. Т.е. у героя обязательно должна быть цель, которую ему не дают достичь. На основе этого столкновения и возникает конфликт. Участники должны придумать выход героя из этого конфликта.

После того, как участники разработали основные элементы для кинофильма: тема, идея, герой, ситуация, цель героя, его конфликт, им необходимо структурировать эти элементы. В упражнении «Мизансцена» участники записывают последовательно сцены, происходящие в фильме. Например, сцена № 1 «по оживленному тротуару идут прохожие», сцена № 2 «героиня N приветствует соседа на площадке возле дома» и т.д. Описывают локацию (место действия), действия героев в сцене. Диалоги на этом этапе подробно не расписываются, можно просто обозначить, о чем разговор.

Завершает занятие упражнение «Презентация фильма». Презентацию участники выполняют в форме коллажа. Для этого им понадобятся вырезки из журналов, клей, ножницы, ватман, фломастеры, карандаши, скотч.

Работа в процессе занятия ведется в подгруппах. Все упражнения, связанные с придумыванием героя, конфликта, сюжета участники выполняют сами без обратной связи педагога на выполненные задания. В конце занятия педагог дает обратную связь на разработанные фильмы, но после комментариев самих учащихся в адрес другой подгруппы. В процессе выполнения упражнений, учащиеся могут задавать уточняющие вопросы педагогу, если задание будет вызывать трудности.

Ход занятия:

  1. Введение                                                                                                

       Приветствие участников, настройка на рабочий лад.

  1. Подготовительный этап                                      
  1. Упражнение «Письмо себе»                                                              
  2. Упражнение «Приветствие»                                                              
  3. Упражнение «Тостер-миксер»                                                          

  1. Основной этап
  1. Упражнение «Тема и идея»                                                                
  2. Упражнение «Жизненная ситуация»                                                
  3. Упражнение «Герой»                                                                          
  4. Упражнение «Пройти сквозь бури»                                                  
  5. Упражнение «Конфликт»                                                                    

  1. Заключительный этап
  1.  Упражнение «Мизансцена»                                                            
  2.  Упражнение «Презентация фильма»                                              
  3.  Упражнение «Письмо себе»                                                            

Общая продолжительность: 1 час 30 мин

 Сценарий профориентационного мероприятия

«Профессии в кино: сценарист»

  1. Введение

Педагог: Здравствуйте! Рада вас видеть! Сегодня у нас занятие, название которого «Профессия в кино: сценарист». Многие из вас любят смотреть кино, многие из вас обсуждают героев, сюжеты с друзьями, со знакомыми, многие из вас участвуют в спорах по поводу того, что же автор фильма хотел нам показать, какую идею он пытался до нас донести с помощью фильма. И скажите, пожалуйста, хотелось ли вам хоть раз что-то изменить в просматриваемом вами фильме, может быть характер героя, его поступки, или же сам сюжет, финал? Ответы участников.

Сегодня мы попробуем с вами оказаться по ту сторону экрана и самим решать, каким будет герой, о чем будет его история, и чем она завершиться, ведь фильм начинается со сценария. Надеюсь, что вам будет очень интересно!

II. Подготовительный этап

  1. Упражнение «Письмо себе

Педагог: Прежде, чем начать занятие, я предлагаю вам подумать и написать письмо себе: чего вы ждете от занятия, зачем оно вам нужно, чтобы вы хотели узнать? Я раздам вам конверты с листом бумаги, вы его запечатаете и подпишите, в конце занятия сверите свои ожидания с полученным результатом. Попробуйте уложиться в 2 минуты. 

  1. Упражнение «Приветствие»

Педагог: Как культурные и вежливые люди, прежде чем начать работать, поприветствуем друг друга с помощью рукопожатий. Поскольку наше занятие напрямую связано с системой масс-медиа, то и приветствовать мы будем других, опираясь на тему занятия.

Существует несколько жанров в кино: драма, комедия, мелодрама, детектив и др. Сейчас вам нужно поприветствовать друг друга, как будто вы играете в «драме» - грустные, печальные, очень нехотя здороваетесь с помощью вялого рукопожатия. Я включу соответствующую этому состоянию музыку.

Участники двигаются по залу под мелодию и приветствуют друг друга, как в «драме».

 Педагог: Теперь представьте, что вы играете в «детективе» - кругом много загадок и опасностей, и вы на редкость подозрительны.

Участники двигаются по залу под соответствующую мелодию и приветствуют друг друга, как в «детективе».

Педагог: Теперь представьте, что вы играете в «комедии» - вам весело, у вас прекрасное, радостное настроение. Вам хочется поделиться этим настроением с другими.

Участники двигаются по залу под соответствующую музыку и приветствуют друг друга, как в «комедии».

Обсуждение: Понравилось упражнение? Что чувствуете сейчас?

  1. Упражнение «Тостер-миксер»

Педагог: проведём еще одну разминку. Встаньте, пожалуйста, лицом внутрь, в центре я буду водящей. Я буду показывать на какого-либо из вас и отдавать одну из заранее условленных команд, тот, на кого я покажу и два его соседа должны изобразить соответствующую команде фигуру. Затем я показываю еще на какого-нибудь играющего и так далее. Тот, из изображающих фигуру, кто ошибается, становится водящим, а водящий встает на мое место.

Команды и фигуры следующие:

  • Телевизор: боковые показывают руками перед центральным

квадратный экран, центральный, делая вид, что он - диктор, что-то якобы говорит и, жестикулируя, выпрямляет правую руку сквозь экран.

  • При слове «миксер» тот игрок, на которого указали, поднимает руки

верх – в стороны, а его соседи вращаются вокруг своей оси как взбивалки у миксера. 

  • Слон - центральный берет себя левой рукой за нос, а правую

просовывает через получившееся кольцо и выпрямляет ладонью вперед. Боковые руками показывают уши слона.

  • Пальма - центральный поднимает руки вверх, боковые тоже, но они

еще отклоняются каждый с свою сторону.

  • Тостер - центральный подпрыгивает, боковые берутся за руки перед и

за ним.

  1. Основной этап

Педагог: Условно работу сценариста можно разделить на три части: подготовка сценария, непосредственно написание сценария и его редактирование. Во многом работа сценариста заключается в подготовке сценария, а не в его непосредственном написании. Подготовка включает в себя разработку героев, темы фильма, идеи, сюжета, финала и др. Этим мы с вами сегодня и займемся. Но, как вы понимаете, в рамках занятия мы не сможем придумать историю для полнометражного фильма, а вот для короткометражного фильма длительностью в несколько минут вполне можно попробовать это сделать.

  1. Упражнение «Тема и идея»

        Педагог: Как вы думаете, с чего в основном начинается сценарий. Ответы участников. Да, с придумывания героев, возможно, но чаще всего с идеи или с темы. В чем их отличие? Тема в кино – это вопрос, который задает автор, идея - это его ответ на заданный вопрос. Например, вопрос (тема) «сможет ли герой среди непонимания со стороны близких найти себя?» получает ответ (идею) «иногда, чтобы найти себя, необходимо уйти в свободное плавание».

        Сейчас объединитесь, пожалуйста, в две группы. Рассчитайтесь на «драма», «комедия». Участники объединяются в две подгруппы.

        Педагог: В подгруппах придумайте тему и идею вашего сценария. Жанр вы определяете сами, ведь в зависимости от жанра тема и идея будут раскрываться по-разному. Сценарист практически всегда работает в рамках ограниченного времени, поэтому на все вам дается 6 минут.

        Обсуждение: Понравилось ли вам это упражнение? Возникали ли сложности в процессе, почему, как удалось их разрешить? Удалось ли вам договориться в группе? Что чувствуете сейчас?

  1. Упражнение «Жизненная ситуация»

Педагог: Вы все в своей жизни сталкивались со сценарием, только вы

видели его не на бумаге, а на экране. Изначально практически весь визуальный контент прописывается «на бумаге»: реклама, клипы, видеоролики социальных сетей, телепередачи, ток-шоу и т.д. В основе всего лежит какая-то история. Можете привести пример какой-то ситуации из своей жизни, которая могла бы лечь в основу истории? Ответы участников. 

        Педагог: Отлично! Сейчас в подгруппах придумайте, пожалуйста, жизненную ситуацию или ситуацию, основанную на реальных событиях, которую можно было бы уложить в 5-10 минут экранного времени. Для удобства предлагаю вам ответить на такой вопрос «А что, если?» (что-то произошло, вопреки чему-то). Отвечая на него, можно придумать оригинальные сцены, истории.  На это упражнение вам дается 10 минут. 

        Обсуждение: Понравилось ли вам это упражнение? Возникали ли трудности, почему? Удалось ли вам высказаться в подгруппе? Что чувствуете сейчас?

  1. Упражнение «Герой»

Педагог: Мы продолжаем. В начале вы сказали, что сценарий начинается с героя и так тоже бывает. Сейчас в подгруппах напишите список из пяти качеств, которые вас восхищают в людях. Дальше подумайте, как может действовать герой, у которого эти качества не развиты (пока). Выберите одно качество и тщательно обдумайте, какой именно вызов (важное событие) бросит ему жизнь, чтобы он научился быть… каким?  На это вам дается 5 минут. Участники выполняют упражнение, затем сообщают, что у них получилось.

        Педагог: Теперь придумайте героя, какого он пола, возраста, как его зовут, чем он занимается в данный момент, чего он хочет достичь в рамках вашей истории. На это вам дается 10 минут. 

Обсуждение: Понравилось ли вам это упражнение? Возникали ли трудности, почему? Что чувствуете сейчас?

  1. Упражнение «Пройти сквозь бури»

Педагог: сейчас мы с вами немного отдохнем, встаньте все, пожалуйста, в ряд (можно парами или тройками) и начните идти в одну сторону, слушая то, что я буду говорить.

Текст:

Вы идете босиком по полю, наступая на торчащие стебли растений. Вам очень не нравится идти босиком. Теперь вы идете в обуви, но по непроходимому лесу. Ветки деревьев так и норовят вас задержать, но вы героически пробираетесь между ними. Вдруг, вы прислушиваетесь и слышите протяжный вой волка. Вы настороженно, оглядываясь продолжаете идти. Вы слышите шевеление позади себя и бежите вперед. Вы понимаете, что вам не убежать и решаете спрятаться под ближайшим кустом. Вы идете дальше и видите чудесное озеро. Вы заходите в него. Вода очень холодная, но вы все равно плывете на другой берег. Переплыв озеро, вы встречаетесь лицом к лицу с бурей. Но вам надо идти вперед. Она вас гнет и изгибает, но вы идете вперед. И вот, впереди, вы увидели прекрасный дом вашей мечты. Вы быстро и радостно идете к нему. Спотыкаетесь, но идете дальше. Подходите к дому, взбегаете вверх по ступенькам на крыльцо, открываете дверь и видите СЧАСТЬЕ.

Обсуждение: Смогли ли вы отвлечься и расслабиться? Что вам понравилось и что не понравилось в игре? Что вы увидели, открыв дверь дома? 

  1. Упражнение «Конфликт»

Педагог: Как вы думаете, без чего не может существовать ни одна история,

без чего она будет просто бессмысленна, неинтересна и скучна? Ответы участников.

        Педагог: История не может существовать без конфликта. Какие конфликты вы можете привести в пример, с какими вы сами сталкивались в своей жизни? Ответы участников (конфликты учителей и учеников, родителей и детей, соседей на одной площадке, в транспорте среди пассажиров).

Педагог: Сейчас попробуйте придумать конфликт вашего героя или героини с кем-либо. Это будет сердцем вашей истории. Помните, что конфликт – это столкновение интересов, целей. Вашему герою необходимо достичь какой-то цели, но на пути у него кто-то стоит. Этот кто-то тоже имеет свою цель. Как ваш герой будет выходить из этого конфликта, достигнет ли он своей цели или нет – от этого будет зависеть финал вашей истории. Помните, что конфликт должен вызывать отклик у людей, бить в болевые точки (новая компания, переезд, расставание). У героя должна быть дилемма, которую он должен разрешить.

На выполнение упражнения дается 15 минут.

Обсуждение: Понравилось ли вам это упражнение? Что было легким, что сложным?

  1. Заключительный этап

  1. Упражнение «Мизансцена»

Педагог: Ребята, вы придумали основные элементы, необходимые для создания истории. Сейчас вам нужно их структурировать, т.е. записать последовательно сцены, происходящие в вашем фильме. Например, сцена № 1 «по оживленному тротуару идут прохожие», сцена № 2 «героиня N приветствует соседа на площадке возле дома» и т.д. Описываете локацию, действия героев в сцене. Диалоги на этом этапе подробно не расписываются, можно просто обозначить, о чем разговор. На это вам дается 10 минут.

Обсуждение: Понравилось ли вам это упражнение? Удалось вам с ним справиться, как вы считаете?

  1. Упражнение «Презентация фильма»

Педагог: Ваш история готова, теперь вам нужно ее представить. Для этого

Вам понадобится ватман, фломастеры, ручки, вырезки из журналов. Вы можете рисовать, писать, клеить и, конечно же, рассказывать.

В презентацию входит:

1) обложка фильма

2) тема, идея, жанр

3) главный герой

4) его конфликт

5) непосредственно история в виде сцен

Какой пункт вы будете изображать на плакате, а о каком рассказывать – решает сами. Лучше всего, когда вы не повторяете словами то, что видно на плакате, а дополняете изображенное устно. На подготовку презентации 15 минут.

Участники представляют свои фильмы и дают обратную связь другой команде. Педагог комментирует фильмы обеих подгрупп: что получилось очень хорошо, что можно добавить или убрать, что можно отредактировать.

Обсуждение: Понравилось ли вам это упражнение? Возникали ли трудности, почему? Что чувствуете сейчас?

  1.  Упражнение «Письмо себе»

Педагог: Ребята, наше занятие подошло к завершению, сейчас вы откроете

свои конверты, и сравните ваши реальные ожидания от записанных ранее. Если есть желающие, можете прочитать письма и рассказать, чем они отличаются от того, что на самом деле вы сейчас чувствуете. Желающие участники читают письма.

        Педагог: Надеюсь, что сегодняшнее занятие было для вас интересным и полезным. Желаю успехов! Всем спасибо, до новых встреч!

Список источников:

  1. Линда Сегер Как хороший сценарий сделать великим. Практическое руководство голливудского эксперта. – М.: Манн, Иванов и Фербер, 2019. – 320 с.
  2. Кристофер Воглер, Дэвид Маккенна. – М.: Альпина нон-фикшн, 2020. – 314 с.
  3. https://interrasibir.ru/storage/editor/Rabochaya_tetrad.pdf Упражнение «Тостер-миксер».
  4. https://uprazhnenie-igra.ru/uprazhnenie-projti-skvoz-buri/ Упражнение

«Пройти сквозь бури».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация "Кино, кино, кино..."

Первая часть презентации содержит материал об истории мирового кинематографа, включая советское кино (первые фильмы, звуковые и цветные, актеры, жанры). Вторая часть - викторина, включающая 18 вопросо...

Родительское собрание «Образ матери в кино», посвящённое Дню матери и Году российского кино

Родительское собрание проводится совместно с детьми в форме кино-гостиной и посвящено сплочению детей и взрослых....

Кино, кино, кино. Беседа-презентация.

Знакомство с историей создания кинематографа....

"Кино, кино, кино...!"

Разработка праздничного мероприятия, посвященного отечественному кинематографу (рекомендуется для проведения в средних и старших классах общеобразовательной школы)...

"Кино, кино, кино...!"

Разработка праздничного мероприятия, посвященного отечественному кинематографу (рекомендуется для проведения в средних и старших классах общеобразовательной школы)...

Форма мероприятия: путешествие-экскурсия по этапам развития кино. "Такой Разнообразный и удивительный мир кино…"

Ознакомление с синтетическим искусством кино, понимание и представление: о языке кинемотографии, этапах усовершенствования  технологий  кино, жанрах кино, выдающихся режиссёрах (на примере т...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа кино клуба «Кино и дети»

Программа  заключается в разумном педагогическом руководстве кино восприятием, в грамотном педагогическом сопровождении образовательно-воспитательного процесса, в предоставлении обучающимся самос...