Урок мужества " 900 дней блокадного города"
классный час

Нина Андреевна Данилова

Материал предназначен для детей школьного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл blokadnyy_gorod.docx22.25 КБ

Предварительный просмотр:

900 дней блокадного Ленинграда.

Цель: воспитание патриотизма и уважения к героическому прошлому своей страны.

Задачи: формирование у детей осознания исторического прошлого страны, формировать представление о роли города Ленинграда в Великой отечественной войне;

Воспитание гражданской ответственности, чувства достоинства, уважения к истории и культуре своей страны;

Воспитание чувства сострадания и гордости за стойкость народа в период блокады Ленинграда с помощью музыкальных произведений и художественной литературы;

Развитие коммуникативных способностей детей.

Форма проведения: презентация итогов работы по проекту «Блокадный город» в рамках духовно-нравственного направления воспитательной работы.

Словесные методы: фронтальная беседа, рассказ, диалог.

Практические методы: презентация, литературный монтаж стихов, сообщение детей по теме занятия.

Планируемый результат занятия:

В сфере личностных универсальных учебных действий:

Дети должны понять, что являются гражданами своей страны через чувство гордости за героизм и подвиги своего народа.

В сфере регулятивных универсальных учебных действий дети получат возможность научиться планировать свои действия в связи с поставленной задачей, осуществлять поиск информации, строить речевое высказывание в устной форме, формулировать собственное мнение и позицию, контролировать действия партнеров, учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.

Подготовительный этап:

  1. Подбор публицистической и художественной литературы о блокадном Ленинграде и его жителях.
  2. Посещение библиотеки в поисках информации.
  3. Изучение ресурсов Интернет в поисках информации.
  4. Создание мультимедийной презентации.
  5. Просмотр документальных и художественных фильмов о блокадном Ленинграде.
  6. Изготовление почтовых треугольников «Письмо в блокадный город».

Ведущий 1Российское правительство 27 января объявило Днем воинской славы России. В этот день в 1944 г. была снята блокада города Ленинграда (ныне Санкт-Петербурга).

Подвигу советских людей в Великой Отечественной войне против фашистских захватчиков посвящается наше мероприятие «900 дней блокадного Ленинграда».

Ведущий 2: 75 лет отделяют нас от суровых и грозных лет войны. Но время никогда не изгладит из памяти народа Великую Отечественную войну 1941-1945 годов, самую тяжелую и жестокую из всех войн в истории нашей страны.

Чтецы. Стихотворение О. Берггольц «Август 1941».

Ведущий 1: Битва за Ленинград является одной из решающих битв Второй мировой войны и занимает особое место в мировой военной истории не только из-за своей продолжительности, но и благодаря героической стойкости, проявленной защитниками города. Ленинградское сражение охватило почти всю северо-западную часть страны и длилось более трёх лет. На защиту города Ленинграда поднялись все его жители: 500 тыс. ленинградцев строили оборонительные сооружения, 300 тыс. ушли добровольцами в народное ополчение, на фронт и в партизанское отряды.

Для гитлеровской Германии Ленинград был « лакомым куском» - ведь здесь находился Балтийский флот и дорога на Мурманск и Архангельск, откуда во время войны приходила помощь от союзников.

Слайд №2. Карта.

Ив том случае, если бы город сдался, то был бы разрушен и стерт с лица земли. А в тот момент в городе проживало около 3-х миллионов человек.

Блокада города и вражеские обстрелы продолжались  без малого 900 дней. За это время на Ленинград обрушилось свыше 100 тыс. фугасных и зажигательных авиабомб, фашисты выпустили 150 тыс. снарядов.

Первые дни блокадного города. Какие они?

Когда кольцо блокады сомкнулось в сентябре 1941 года, мало кто верил в серьезность ситуации, однако жители усиленно стали готовиться к осаде: строились защитные сооружения, укрепления, рылись окопы, противотанковые рвы.

Слайды.

Эвакуироваться удалось далеко не всем, т.к. пути были отрезаны. Буквально сразу были введены карточки на продукты (стратегического запаса в городе не было)

Стихотворение А. Ахматовой «Птицы смерти».

Воспоминания тех людей, которые пережили блокаду, открывают нам страшную картину. На людей обрушился голод. Суточная норма хлеба зимой 1941 года составляла 125 граммов хлеба.

Слайд. (Показываем кусочек хлеба такого веса)

Но и этот хлеб был мало похож на привычный нам, т.к. выпекался с добавлением целлюлозы, опилок и других примесей.

Люди жарили клей, который соскребали с оторванных обоев, по нескольку раз варили обглоданные кости, кожаные ремни и другие изделия из кожи. В аптеках было скуплено все, что можно употребить в пищу: вазелин, глицерин, касторка. Рассказывали такой случай: во время бомбежки сгорел склад, где находился сахар. Сгорело решительно все, но жители пробирались туда, рискуя жизнью, чтобы собрать верхний слой земли, который пропитался сожженным сахаром. Потом употребляли его как «кофе».

Надвигался голод! Развивалась своеобразная ленинградская кулинария: люди научились делать пышки из горчицы, суп из дрожжей, котлеты из хрена, кисель из столярного клея. Хлеб – это совсем маленький кусочек… тяжелый, липкий, сырой. Хлеб содержал всякие примеси и лишь немного муки. Почти все ленинградцы стали дистрофиками. Одни распухли и блестели, как будто покрытые лаком. Это первая степень дистрофии. Другие – высохли – вторая степень. В конце декабря хлебная пайка стала почти вдвое тяжелее – к этому времени значительная часть населения погибла. Многие от слабости падали и умирали прямо на улицах. Вдумайтесь: только за февраль 1942 г. погибло, нет, умерло 130 тысяч ленинградцев. Весной при таянии снега на улицах и площадях нашли тысячи трупов. Власти зарегистрировали более 250 случаев людоедства, а на рынках торговали сомнительным студнем.

Ведущий 1: Невиданные трудности и страдания пришлось пережить Ленинграду, его жителям и защитникам в блокадную зиму 1941-1942 года. Город был лишен запасов продовольствия и топлива, вышли из строя водопровод и канализация. Осенью 1941 года нормы продовольствия снижались пять раз. К началу осады из Ленинграда вывезли только небольшую часть жителей (менее 500 тыс. человек). Около 3 млн. человек не успели уехать. В осажденном городе осталось более 400 тыс. детей. Не было электричества, и почти весь город погрузился во тьму. Дома не отапливались. Помимо голода Ленинград атаковали и другие бедствия: очень морозные зимы (- 40). Воду приходилось брать из прорубей.

Слайды.

Однако город жил назло врагу. И не только жил, но и работал. Выпускалась военная продукция, так необходимая фронту. Восстанавливали свою деятельность театры, живым источником для ленинградцев было радио.

Надо было выстоять, доказать врагу и самим себе, что город живет.

Пульсом осажденного города была ледовая дорога через Ладогу, ее назвали «дорогой жизни». Сначала по Ладоге шли баржи, позже по льду - подводы, грузовики. Знаменитые полуторки везли по тонкому льду по 3-4 мешка. Делали по 4 тыс. рейсов в сутки. Часто машины уходили под лед, так как постоянно враг вел артобстрелы. Военно-автомобильная дорога №101 спасла тысячи жизней. А героями были люди, которые ценой своей жизни везли спасительный груз: продукты, топливо. Назад вывозили обессиленных ленинградцев. На берегу Ладожского озера открыт музей «Дорога жизни».

Во все времена нет большего горя, чем страдание детей. Дети Ленинграда рано повзрослели, наравне с другими приближали победу. На базе Дворца пионеров  был создан детский танцевальный ансамбль под руководством Обранта. Детей, обессиленных войной, разыскали, лечили и восстанавливали. Уже в марте ансамбль дал первые концерты. Выступали на передовой, в бомбоубежищах. За время блокады было дано около 3000 концертов. Своими выступлениями они вдохновляли бойцов. Дети из танцевального ансамбля были награждены медалями «За оборону Ленинграда».

Дети тушили зажигательные бомбы, помогали в госпиталях, стояли у станков на заводах. Они учились. Писали карандашами в холодных классах - чернила замерзали.

Рассказ о зоосаде Ленинграда в блокадное время.

Часть зверей перед самой войной были отправлены в Белоруссию. Некоторых удалось вывезти из блокадного города в Казань. Но остались и те, которые испытали ужас войны, как и люди.

Рассказ ребят о Слонихе Бетти, бегемоте Красавице, гамадриле, грифе Верочке.

Говоря о блокадном Ленинграде, мы вспоминаем фильмы, книги, фотографии. Но мы никогда в полной мере не сможем представить, насколько страшно было жить в таких условиях. Люди не просто выживали,но и сохраняли величайшие ценности мирового искусства.

Сотрудники Эрмитажа сохранили все экспонаты музея.

Каждый, как мог, проявлял свою стойкость и веру в Победу. Композитор Шостакович написал свою знаменитую симфонию, позже он назвал ее Ленинградской.

Звучит симфония.


Ведущий 2: Битва за Ленинград закончилась. В течение 900 дней ленинградцы и советские воины при поддержке и помощи всей страны в боях и упорном труде отстаивали город. Ни голод и холод, ни авиационные бомбардировки и артиллерийские обстрелы не сломили славных защитников города. Родина высоко оценила заслуги города-героя. Более 930 тыс. человек удостоились медали “За оборону Ленинграда”.

(Слайд «Пискаревское кладбище»). Звук метронома.

За годы блокады в Ленинграде погибло до миллиона человек. 3% - от бомбежек и артобстрелов, 97% - от голода. Это самая трагичная страница нашей страны. Почему спустя десятилетия мы обращаемся к этим событиям военных лет?

Пока память об этих страшных днях жива в сердцах людей, такое не повторится!

                                                                                  Автор-составитель

                                                                                  Данилова Н.А.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий урока мужества "Этих дней не смолкнет слава"

Сценарий мероприятия с приглашением ветеранов Великой Отечественной войны. Разработка мероприятия носит патриотический характер. Большую работу в подготовке данного мероприятия провели учащиеся школы....

Урок мужества, посвященный памяти защитников блокадного Ленинграда

27 января 2012 года, в день 68 годовщины снятия блокады с города Ленинграда,  в здании Павлово - Посадского промышленно-экономического техникума прошла встреча ветеранов – блокадников с обучающим...

Урок мужества "Блокадный Ленинград"

Материал можно использовать для проведения классных часов или урока по истории в 9,11 классе....

Урок мужества «Запомни – этот город Ленинград, запомни – эти люди – ленинградцы!»

Цель: Воспитание патриотизма, чувства гордости за свою страну, за свой народ....

презентация к уроку мужества "Славная дата - города солдата" ко дню освобождения г. Воронежа от немецко-фашистских захватчиков

Фотографии памятных мест Воронежа в честь защитников города. Материалы о подвиге Прасковьи Щеголевой...

Урок мужества "Герои блокадного кольца"

Мероприятие по воспитанию у обучающихся активной гражданской позиции, уважения и любви к истории своей Родины, по формированию у детей чувства сопереживания жертвам блокады, гордости за мужество сооте...