Главные вкладки

    Урок мужества "Герои блокадного кольца"
    методическая разработка по истории (7, 8, 9 класс)

    Шумарина Вера Алексеевна

    Мероприятие по воспитанию у обучающихся активной гражданской позиции, уважения и любви к истории своей Родины, по формированию у детей чувства сопереживания жертвам блокады, гордости за мужество соотечественников, непринятия фашизма.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл geroi_blokadnogo_koltsa.pptx2.89 МБ
    Файл geroi_blokadnogo_koltsa.docx24.86 КБ

    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 4

    8сент1941

    Слайд 5

    Артобстрелы

    Слайд 6

    Холод

    Слайд 7

    Холод

    Слайд 8

    Беда блокадного города

    Слайд 12

    Дети Блокады

    Слайд 13

    Дети Блокады

    Слайд 14

    Дети Блокады

    Слайд 15

    Дети Блокады

    Слайд 16

    Дети Блокады

    Слайд 18

    Дети Блокады

    Слайд 19

    Дети Блокады

    Слайд 21

    ДОРОГА ЖИЗНИ

    Слайд 22

    Дорога жизни

    Слайд 23

    Прорыв блокады Ленинграда

    Слайд 24

    Город-Герой Ленинград



    Предварительный просмотр:

    "Слава и тебе, великий город, 
    Сливший воедино фронт и тыл. 
    В небывалых трудностях  который
    Выстоял. Сражался. Победил! "

    Цели: познакомить учащихся с историей блокадного Ленинграда, воспитывать патриотизм, уважение к истории своей страны, расширять кругозор учащихся.

    Тип занятия: лекция с элементами фронтального опроса.

    Сопровождение: презентация средствами PoverPoint «Непокорённый город на Неве», видео-ролик «Блокада Ленинграда».

    Содержание

    Слайд1. Вступительное слово. 

    Слайд1.1 Блокада Ленинграда, дети блокады... Эти слова слышал каждый. Одна из самых величественных и в то же время трагичных страниц в архивах Великой Отечественной войны  длилась ровно 871 день. Это самая продолжительная и страшная осада города за всю историю человечества. Почти 900 дней боли и страдания, мужества и самоотверженности. События, которые происходили в этом городе с 8.09.1941 по 27.01.1944, всему миру показали великий дух народа, способного на подвиг в условиях голода, болезней, холода и разрухи. Город выстоял, но цена, заплаченная за эту победу, была очень высока

    .

    Слайд2 План «Барбаросса» - именно так называлась вражеская стратегия, согласно которой фашисты планировали захватить Советский Союз . И одним из пунктов плана был разгром и полное взятие в короткие сроки Ленинграда. Гитлер мечтал заполучить город не позднее осени 1941 года.

    Вопрос детям: почему?

             Для Гитлера Ленинград был "лакомым куском"- ведь здесь находится Балтийский флот и дорога на Мурманск и Архангельск, откуда во время войны приходила помощь от союзников, и в том случае, если бы город сдался, то был бы разрушен и стёрт с лица земли.

    Вопрос детям: удалось фашистам взять город? 

               Официально начало блокады зафиксировано 8 сентября 1941 года. с захвата Шлиссельрбурга и окончательного перекрытия сухопутной связи Ленинграда со всей территорией страны. Настал длительный период тяжелой, невыносимой жизни в блокадном Ленинграде

    Слайд3 Это и артобстрелы заложников города. Страшно, но,как оказалось,не самое страшное……

    Слайд4. А самым невыносимым оказался страшный голод. Зима 1941 года стала испытанием на выживание. Чтобы отрегулировать обеспечение людей хлебом, были введены продуктовые карточки: тем, кто работал – полагалось 250 гр. хлеба, военные, пожарники по 300 гр., а дети – по 125 гр. Каких-либо других продуктов в городе не было. Да и этот кусочек, получить который можно было только после многочасового стояния в очереди на морозе, не такой как наш, а состоял из целлюлозы, жмыха, обойного клея, перемешанного с мукой.

    Люди пытались выжить, как могли. Пустые желудки старались наполнить тем, что можно было проглотить. В ход шло все: опустошались аптечки (пили касторку, ели вазелин), отдирали обои, чтобы добыть остатки клейстера и сварить хоть какой-то суп, резали на кусочки и варили кожаную обувь, из столярного клея готовили студень. В булочные, где выдавался ежедневный паёк, были огромные очереди.

    Слайд5  Очередной ужас блокадного города – холод : очень морозные зимы,  до - 40 градусов. Закончилось топливо и замёрзли водопроводные трубы - город остался без света, и питьевой воды. Ленинградцы вынуждены были устанавливать в своих квартирах печки, в которых постепенно, для тепла, сжигалось все: мебель, книги, предметы домашнего обихода.  Когда замерзла канализация, воду можно было взять только в 2 местах: из Фонтанки и Невы.  Но, как только люди шли за водой-фашисты начинали обстрел.

    Ещё одной бедой для осаждённого города первой блокадной зимой стали крысы. Они не только уничтожали запасы еды, но и разносили всевозможные инфекции. Люди умирали и от голода, и от эпидемий , и их не успевали хоронить, трупы лежали прямо на улицах. Жителям Питера грозила эпидемия чумы. Поэтому, весной 1943 г. из Ярославской области в город прибыли четыре  вагона кошек. Коты вступили в бой, очищая все подвалы, чердаки и свалки от крыс. Кошки победили, и крысиная армия потерпела крушения.Кошкам –спасителям в городе на домах установили памятники.

    Слайд 5  Горем и ужасом на судьбах многих людей отпечаталась блокада Ленинграда. Дети блокады – это особая категория жителей города, которых обстоятельства лишили детства, заставили повзрослеть намного раньше и бороться за выживание на уровне взрослых и умудренных опытом людей. В момент замыкания блокадного кольца, помимо взрослых, в городе оставалось 400 тысяч детей разных возрастов. Детям в этот период, было намного тяжелее, чем взрослому. Как объяснить, почему во время бомбежки нужно сидеть в темном подвале и почему нигде нет еды, детям? Про блокаду Ленинграда в народной памяти осталось много страшных историй об оставленных младенцах, одиноких ребятах, которые пытались выжить. Ведь часто бывало так, что уходя за заветным пайком,хлебом, родные ребенка просто умирали по дороге, не возвращались домой.

    Слайд 6   

    Все жители города, выстоявшие и победившие смерть, по праву называются героями. Маленькие граждане тоже боролись за родной Ленинград. Практически ни одно событие в городе не проходило без участия детей. Дети наравне с взрослыми принимали участие в уничтожении зажигательных бомб, тушили пожары, очищали трамвайные пути и дороги, разбирали завалы после бомбежки. Дети блокады вынуждены были заменить возле заводских станков взрослых, которые погибли, умерли или ушли на фронт. Специально для детей, работавших на заводах, были придуманы и изготовлены специальные подставки из дерева, чтобы они могли, как взрослые, работать над изготовлением деталей для пулеметов, артиллерийских снарядов и автоматов. Весной и осенью дети активно работали на огородах и совхозных полях. Во время налетов сигнал учителя служил тому, что дети, снимая головные уборы, падали лицом в землю. Превозмогая жару, грязь, дождь и первые заморозки, юные герои блокадного Ленинграда собирали рекордный урожай. Дети часто посещали госпитали: убирали там, развлекали раненых, помогали кормить тяжелобольных. Несмотря на то что немцы всеми силами пытались уничтожить Ленинград, город жил. Жил и выстоял. После снятия блокады 15 тысяч детей получили медаль «За оборону Ленинграда». Каждый маленький житель блокадного города имеет свою страшную правду. На весь мир стали известными дневники ленинградской школьницы Тани Савичевой,которая вела свою записную книжку, чтобы отметить очередную смерть родных и близких, в которой отражена история ленинградцев, стойко боровшихся за свой родной город.

    Слайд 7  

    Ладожское озеро - единственный путь, который давал хоть какую-то возможность поддерживать связь со страной ,который со временем начал называться «Дорога жизни».. Летом это были баржи, зимой - машины, передвигающиеся по Город начал получать хлеб, ценой которому была человеческая жизнь, ведь продвижение по этому пути было связано с огромным риском. Часто машины проваливались под лед, тонули, забирая на дно озера людей и продукты. Работа шофером такого автомобиля была смертельно опасной. Местами лед был настолько хрупкий, что даже груженная парой мешков крупы или муки машина легко могла оказаться подо льдом. Каждый пройденный рейс этим путем был героическим. Немцы очень хотели перекрыть его, бомбежки Ладоги были постоянны, но мужество и героизм жителей города не позволили свершиться этому. В Ленинграде начали пополняться запасы продовольствия, а из города машины вывозили детей и их матерей. Не всегда этот путь был безопасен. Уже после войны при обследовании дна Ладожского озера были найдены игрушки ленинградских детей, которые утонули во время таких перевозок. Помимо опасных проталин на ледяной дороге, транспорт для эвакуации часто подвергался вражеским обстрелам и затоплению. 

    Около 20 тысяч людей работали на этой дороге. И только благодаря их мужеству, силе духа и стремлению выстоять город получил то, в чем нуждался больше всего – шанс выжить.

    Слайд 8

    27 января 1944 года с помощью советские войска прорвали блокаду Ленинграда. Гитлеровцы начали отступление. Вскоре были освобождены города Пушкин, Гатчина и Чудово. Блокада была полностью снята. 
    Слайд10. Блокада Ленинграда - трагичная и великая страница российской истории, унесшая более 2 миллионов человеческих жизней. Город за героизм и стойкость получил почетное звание Город-Герой.

    Слайд 11 Город выстоял и победил, но эта победа досталось дорогой ценой!Голод привел к страшным последствиям. Тысячи ленинградцев лежат на Пискаревском кладбище в братских могилах. Это самое крупное кладбище в мире(26га). По обе стороны от вечного огня тянутся могильные холмы. У каждого холма гранитный блок с датой: 1942, 1943, 1944.Центр мемориала – 6-ти метровая величественная бронзовая фигура Родины-матери с гирляндой из дубовых листьев. Гирлянда из дубовых листьев - это символ бессмертной славы лежащих здесь героев. Тысячи людей приходят сюда, чтобы поклониться, отдать дань уважения покоящимся здесь людям, потому что, пока память об этих страшных днях живёт в сердцах людей, находит отклик в литературе, кинофильмах,  передаётся из рук в руки потомкам - такого не должно  повториться! 

    Интернет-источники:

    http://fb.ru/article/240391/blokada-leningrada-deti-blokadyi-istoriya-velikoy-otechestvennoy-voynyi#image1200741

    http://www.russlav.ru/aktualno/blokada-leningrada.html


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок мужества "Блокадный Ленинград"

    Материал можно использовать для проведения классных часов или урока по истории в 9,11 классе....

    презентация к уроку "По золотому кольцу Кубани"

    презентация содержит фотографии крупнейших православных храмов Кубани...

    Методическая разработка. Конспект урока по теме: Раздел: Баскетбол. Тема урока: Бросок в кольцо с 2-х шагов.

    Тема урока.  Баскетбол. Бросок в кольцо с 2-х шагов.Тип урока: урок изучения нового материала, урок  обучающе – развивающий.Оборудование урока: спортивный зал ПК «Энергия», детские баскетбол...

    Урок Мужества "Блокадный хлеб"

    Урок Мужества рассказывает о роли хлеба в жизни человека, особенно в тяжелые военные годы, учит ценить хлеб....

    Урок мужества "Блокадный Ленинград"

    Урок мужества "Блокадный Ленинград" рассчитан на учащихся 7 - 9 классов...

    Урок мужества "Блокадный Ленинград"

    Урок мужества "Блокадный Ленинград"(конспект и презентация)...

    Сценарий внеклассного мероприятия "Блокадный хлеб" (в рамках проведение Акции – Всероссийский Урок памяти «Блокадный хлеб»)

    Всероссийский Урок памяти «Блокадный хлеб» проводился  по всей стране 27 января 2020 года в День полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады 1944 года (День воинской славы Р...


     

    Комментарии

    Яковлева Маргарита Сергеевна

    Вера Алексеевна,спасибо за участие в Вахте памяти!