ЭТИЧЕСКИЕ БЕСЕДЫ – ПУТЬ К НРАВСТВЕННОМУ САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ
статья

Данилова Людмила Валентиновна
духовно-нравственное воспитание, этические ценности, общение, культура, вежливость, такт

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл eticheskie_besedy.docx33.7 КБ

Предварительный просмотр:

Данилова Людмила Валентиновна,

 МБОУ «Кудеснерская ООШ»

ЭТИЧЕСКИЕ БЕСЕДЫ – ПУТЬ К НРАВСТВЕННОМУ САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ

    Усиление внимания общества к духовно-нравственному воспитанию подрастающего поколения как к насущной проблеме – явление не случайное. Самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, - разрушение личности.  Все исследователи сходятся во мнении, что очень снизился уровень общей культуры населения. Поэтому духовно-нравственное воспитание в школе, т.к. через школу проходит каждый человек, должно рассматриваться как важнейший этап духовно-нравственного воспитания нации.

Ключевые слова: духовно-нравственное воспитание, этические ценности, общение, культура, вежливость, такт.

Danilova Ludmila Valentinovna,

Kudesnerscaya Comprehensive School

ETHNICAL CONVERSATIONS ARE THE WAY TO MORAL SELF-IMPROVEMENT

   

     Increasing attention of the society to the spiritual and moral upbringing of the younger generation as an essential problem is not an accidental phenomenon. The greatest danger lying in waiting for our society is a destruction of a personality. All researchers have the same point of view that the level of general culture has reduced very much. Therefore the spiritual and moral education at school, since every man (person) attends it, should be considered as an essential stage of spiritual and moral upbringing of the nation.

Key words: spiritual and moral upbringing (education), ethical values, communication, culture,   politeness, tact.

     Российское общество переживает в настоящее время духовно- нравственный кризис. Актуальность проблемы культуры  и воспитания «культурного человека» в современном обществе  вызвана глобальными изменениями  в политической, экономической  жизни многих стран мира. Такие понятия, как «свобода» и «демократия», к сожалению, не получив конкретного  научного разъяснения, зачастую стали превращаться в синонимы «вседозволенности» и «необоснованного, неограниченного  самовыражения».

      Россия послереволюционного периода основную нравственную задачу видела в воспитании у подрастающего поколения патриотизма, преданности идеям социалистической Родины. И весь учебно-воспитательный процесс в школе соответствовал этому направлению. Но именно в это время ушли из нашего обихода слова духовное, духовность. Нравственное, патриотическое, нравственно-патриотическое  - вот те слова, которые постоянно встречались в этот период. И которые, к сожалению, реже слышишь сейчас. Так как они у нас ассоциируются у нас с нашим недалеким прошлым.

      Отсутствие духовного развития, как мы сейчас видим, привело к нравственному опустошению. Исчезли слова: добро  как источник радости, мир и согласие в душе, покаяние – отречение от зла; милосердие как милость в сердце; благодать, которая вызвана добрыми делами и любовью к близким, и таких слов можно перечислить множество.

     Люди все больше стали нетерпимы друг к другу, жестче, жестокосерднее. Исчезла духовность. Не стало доверия друг к другу.

      В настоящее время духовно-нравственное воспитание в общеобразовательной школе приобрело особую значимость. Актуальность духовно- нравственного воспитания в школе обусловлена оторванностью молодого поколения  от духовных корней отечественной культуры, забвением и утратой культурных традиций, падением уровня духовно-нравственных ценностей, невостребованностью духовного потенциала русской культуры, утратой семейных форм культурного сотворчества, взаимопониманием «детей» и  «взрослых», негативным отношением подростков к традициям и ценностям «отцов». Поэтому  в  нашей школе совершенствуется работа по созданию развивающей среды, эмоциональному насыщению жизнедеятельности детей и подростков, обеспечиваются условия для развития  творческой одарённости обучающихся. С этой целью большим воспитательным потенциалом обладают этические беседы, классные часы и уроки нравственности. Только школа  сейчас осталась гарантом общественной нравственности.

      В музее «История села» под руководством Красновой М.В. продолжает пополняться и обобщаться большой материал для школьного музея. К памятным датам оформляются тематические экспозиции и витрины, исторические наглядные материалы. Музей всегда востребован. В нем проводятся лекции, вечера-встречи, уроки мужества, уроки истории. В музее 6 отделов: «Развитие колхоза в деревне», «Крестьянский быт», «Ветераны войны», «История школы», «Навеки в памяти земляков» (стенд о писателе В.Алендее), «Семья Волковых» (о художниках Бердниковых). Наш музей - это тоже огромный резерв для проведения тематических классных часов для учеников, родительских собраний, уроков, конференций. Недавно посетил наш  музей вместе с артистами Чувашского театра юного зрителя Заслуженный артист Чувашской Республики и Российской Федерации Василий Павлов, наш земляк. Много интересного узнали дети о жизни артиста, и остались очень довольны просмотренным спектаклем «Молния на траве» с его участием. Частыми гостями в школе являются художники Татьяна и Юрий Бердниковы, их дочь Ольга, которые знакомят нас со своими новыми шедеврами.

     В основу программы «Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся»  заложены  следующие направления деятельности: 

Направление 1. Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.

Направление 2. Воспитание ценностного отношения к традиционным российским религиям.

Направление 3. Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание).

Направление 4. Формирование ценностного отношения к  семье, здоровью и здоровому образу жизни.

Направление 5. Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.

Направление 6. Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание). Направление 7. Воспитание нравственных чувств и этического сознания.

     Я хочу остановиться более подробно на последнем направлении.

     Этическая беседа применяется в работе с учащимися различных возрастных групп с целью получения у детей представлений о нравственности, морали и моральных качествах. Главное назначение этических бесед – помочь школьникам разобраться в сложных вопросах морали, сформировать у них твёрдую нравственную позицию. Их необходимо проводить систематически. Трудно ли проводить такого рода беседы? Да, безусловно, ибо необходимо в конкретно- образной форме раскрыть школьникам абстрактные понятия: совесть, милосердие, достоинство, гуманизм и т.д.

     Ребенок школьного возраста наиболее восприимчив к эмоционально-ценностному развитию, гражданскому воспитанию. Пережитое и усвоенное в детстве отличается наибольшей психологической устойчивостью. Поэтому важно уже в детстве пробудить духовность, сформировать систему нравственных и духовных установок.

     Я как классный руководитель с 5 класса систематически, последовательно веду работу по духовно - нравственному воспитанию учащихся. Назову некоторые из наиболее актуальных сегодня тем для проведения этических бесед и классных часов:

  • Что такое этикет?
  • Умение вести беседу.
  • Как надо разговаривать, чтобы окружающие тебя поняли.
  • Ваше поведение – это ваше всё.
  • Встречают по одёжке.
  • Гостеприимство – это не так просто.
  • «Нет» и «не» в этикете.
  • Чувство времени. Благодарность.
  • Счастливого пути!
  • От улыбки станет всем светлей.
  • Это страшное слово – равнодушие.
  • Твоя ответственность перед собой и коллективом.

     А начинаю я свою работу с рассказа об истории зарождения этикета, что является составной частью духовно - нравственного воспитания.

     Первые упоминания об этикете как установленном порядке поведения уходят вглубь тысячелетней истории человечества. Один из самых известных литературных текстов Древнего Шумера – «Первые моральные идеалы». Высокие моральные качества, по мнению шумеров, были дарованы человеку богом. И человек должен быть чётко следовать этим божественным предначертаниям. Со временем правила поведения разных народов видоизменялись, отражая различные условия их жизни.

      Пособия по правилам поведения появились в Средние века. Первый трактат о поведении был издан в 1204 году испанским священником Педро Альфонсо и назывался «Дисциплина клерикалис». На основе этого сочинения были составлены книги по этикету. Они содержали правила поведения за столом, ведения беседы, приёма гостей и т.п.

       На Руси первые письменные правила поведения были составлены князем Владимиром Мономахом. В «Поучениях» мудрый князь писал: «Куда не пойдёте по своей земле, нигде не позволяйте ни своим, ни чужим отрокам обижать жителей ни в селениях, ни в полях…где не остановитесь в пути, везде напойте и накормите всякого просящего…чтите гостя, откуда бы к вам не пришёл, - простой ли человек, или знатный, или посол, - …угостите пищей или питьём… Больного посещайте, мёртвого пойдите проводить… Не пройдите мимо человека, не приветствуя его, а скажите всякому при встрече доброе слово…»

      Раньше культуре общения, учтивости, умению вести себя в обществе – всей этой тонкой науке поведения – обучали только избранных. Хорошие манеры поведения считались признаком превосходства и просвещённости.

      А что же происходит с этикетом в наше время? В наше время правила этикета довольно просты, но охватывают все области жизни человека. Они предусматривают поведение в обществе, отношения с другими людьми. Правила этикета определяют поведение человека в той или иной ситуации, а также правила ведения переговоров. Этикет – это вежливость, во многом доброта и хорошее отношение к людям, уважение, милосердие.  В наше время очень важно, как выглядит человек, умеет ли он разговаривать и вести себя в обществе.

      Человеку обязательно нужно научиться искусству беседы – ведь большинство наших повседневных разговоров – это и есть беседа. На классных часах мы рассматриваем разные ситуации общения между людьми и приходим к выводу: правильно вести беседу с человеком – задача не из лёгких. Для этого человеку нужно научиться не только красиво говорить, но и внимательно слушать. Вам неинтересно? Для этого есть одна хитрость: проявите повышенное внимание и интерес и тактично переведите разговор на другую тему, более близкую вам.

       Как же надо разговаривать, чтобы окружающие тебя поняли? Русский язык – один из богатейших языков мира. И для выражения наших мыслей и чувств существует множество слов, но, к сожалению, язык многих из нас загрязняют слова-паразиты. Они мешают восприятию сказанного и просто отвлекают внимание собеседника, вызывают раздражение. Следует  избавиться от частого употребления таких слов, как «в принципе», «значит», «понимаешь», «ну», «так», «так сказать», «блин», «это самое» и т.д. Для этого, например, можно проанализировать отрывки из русской литературы с обязательным включением в тексты слов-паразитов; составить рассказы, используя слова-паразиты (1 группа), без этих слов (2 группа) на одну и ту же тему, а затем их сравнивать.

      Нынешние подростки грубоватые, пренебрегают вежливостью по отношению к окружающим, проявляют бестактность к ним. Вежливость – неотъемлемая часть этикета. Она подразумевает, в первую очередь, употребление так называемых  «волшебных» слов: «здравствуйте», «спасибо», «пожалуйста» и фраз: «будьте любезны», «не могли бы вы» и т.д. Вежливость – это и улыбка, и уважение, и интонация. Можно провести небольшую ролевую игру, используя правила вежливости. Учитель приглашает двух учеников к участию в сценке. Ученица изображает библиотекаря, а ученик – посетителя библиотеки. Цель ученика – взять на дом книгу, которую обычно дают только в читальном зале. А сделать он это должен с помощью исключительно вежливости. Разыгрывается сценка.

      В отличие от вежливости, тактичность подразумевает не просто уважительное обращение с окружающими и употребление некоторых слов. В словаре даётся такое определение такту: «Это чувство меры и приличия, выражающееся в словах и поступках человека, отчасти прирождённое, отчасти приобретённое; в понятии такта много условного, зависящее от обстоятельств, времени и места. Чувство такта бывает присуще человеку с рождения, но чаще оно прививается воспитанием. Такт не позволяет говорить грубости ни при каких обстоятельствах». Тактичность – это наука, не позволяющая обидеть человека, сказать ему что-то, что можно не говорить, чтобы не нанести ему удар. Кроме того, тактичность учит не замечать физические и другие недостатки в другом человеке, не задавать нетактичные вопросы как, например: «Сколько стоит та вещь, которую ты купила?», «Сколько зарабатывают твои родители?», «Почему у тебя родители развелись?» и т.д. Тактичность не позволяет приходить в гости не вовремя или без приглашения, занимать деньги без отдачи, говорить человеку неприятные для него вещи.

      Тактичные люди и в дороге ведут себя тактично и ненавязчиво. Это касается любых путешествий – и на поезде, и на самолёте, и на теплоходе. В дороге можно встретиться с такими  типами  людей:  «шумный», «король остроумия», «капризный», «навязчивый», «болтливый». Как с ними вести себя, зависит от нашего этикета.

      Все эти вопросы с интересом обсуждаются нами во время нравственных классных часов. Тактичность нужна человеку постоянно, чтобы о нём не думали и не говорили плохо. Стать тактичным легче всего, научившись ставить себя на место другого человека.             О нравственных ценностях говорит и умение одеваться, внешний вид человека. Первое впечатление о человеке складывается за время от 5 секунд до 5 минут. Чтобы его впоследствии изменить, потребуется вся жизнь. Люди всегда судят о чём-то по первому впечатлению.  Для подтверждения сказанного можно провести тест и «Игру на одевание». На доске написаны слова: школа, театр, улица, вечеринка. Ученики по очереди должны называть одежды, которые подходят к каждому отдельному случаю. Затем обсуждается то, что написано на доске. Вывод: одежда должна быть такой, чтобы в ней было удобно, и она  должна соответствовать случаю. Значит, человек каждый день должен стараться выглядеть опрятно.

      Психологи установили, что из всех впечатлений 55% определяется тем, что люди видят – визуальный критерий, 38% -  что слышат (голос, интонация) – аудиальный критерий, 7% - какие слова произносят – конкретный критерий.

      Успех работы по выработке твёрдых нравственных позиций зависит от отношения детей к теме, от желания принять в ней участие. В этические беседы и классные часы можно включать инсценировки, чтение отрывков из художественной литературы, просмотр кинофильмов, но при этом преобладать должен живой обмен мнениями, диалог, обсуждение отношения к нравственному понятию.

      Путь к вершине нравственности начинается с отношения к человеку. Долг начинается   с умения чувствовать рядом с собой другого человека, согласовывать свои поступки с его человеческим достоинством...  Нравственная воспитанность заключается в том, что человек стремится делать добро и не может делать зла:  всё начинается с заботы о цветах, вещах, о живом и живущих, потом – это уже забота о людях.  И здесь хочется привести слова В.А. Сухомлинского: «Руководить  нравственным воспитанием – это значит создавать тот моральный тонус школьной жизни, который выражается в том, что каждый  воспитанник о ком-то заботится, о ком-то печётся и беспокоится, кому-то отдаёт своё сердце ».

Литература

1. http://www.verar.ru/common/mpublic/php?num=11

2. http://pedsovet.org/component/option, com.mtree/task

3. Классные часы на темы этикета. 5-11 классы: методическое пособие / авт.- сост. Ю.А.Матюхина; под ред. Т.К. Инусиловой. – 3-е изд. – М.: Планета, 2011.

4. Л.В.Строганова. Этические беседы и уроки нравственности в воспитании подростков. – ж.«Воспитание школьников», №2, 2010 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мое здоровье - здоровье нации. Этическая беседа

Представлена этическая беседа, направленная на сохранение своего здоровья. Что такое здоровье, какого человека называют здоровым, почему говорят: мое здоровье - здоровье нации - на эти вопросы должны ...

Пути и способы самосовершенствования личности

Презентация была подготовлена для методического совещания преподавателей Центра дистанционного образования детей Камчатского края...

Презентация к этической беседе "Нравственно -эстетическое качество человека."

Духовно-нравственной воспитание детей с ОВЗ является одной из важнейших задач воспитательной работы школы . Дети с ОВЗ испытывают проблемы в связи со сложностью нравственных понятий их противоречивого...

Этическая беседа "Нравственно-эстетическое качество человека."

Духовно-нравственной воспитание детей с ОВЗ является одной из важнейших задач воспитательной работы школы . Дети с ОВЗ испытывают проблемы в связи со сложностью нравственных понятий их противоречивого...