Этическая беседа как эффективное средство духовно-нравственного воспитания детей с ОВЗ.
статья (6 класс)

Дикарева Валентина Владимировна

Беседа о духовно-нравственном воспитании

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_word.docx16.8 КБ

Предварительный просмотр:

            Этическая беседа как эффективное средство духовно-нравственного воспитания детей с ОВЗ.

                                                  Воспитатель

                                                         Новооскольской

                                                      Специальной общеобразовательной

                                                       школы-интернат

                                                      Дикарева В.В.

                                                 

            Духовно-нравственной воспитание детей с ОВЗ является одной из важнейших задач воспитательной работы школы-интерната. Дети с ОВЗ испытывают проблемы в связи со сложностью нравственных понятий их противоречивого использования в реальной жизни, расхождением между нравственными категориями и их воплощением в поведении и деятельности.

Причинами такого недоразвития детей с проблемами выступают нарушения в структуре  личности,  проблемы коммуникативного взаимодействия с нормой, ограниченность или искаженность  практического опыта.

           В воспитании любого нравственного качества применяются различные средства и методы. В своей работе большое внимание уделяем методу этической беседы.

            Этическая беседа- метод привлечения воспитанников к выработке правильных оценок и суждений по всем волнующим их вопросам путем обсуждения какой-либо нравственной проблем.

            При проведении этической беседы необходимо соблюдать следующие условия:

1.Беседа должна носить проблемный характер. Воспитатель стимулирует нестандартные вопросы, а потом помогает детям находить на них вопросы.

2.Этическая беседа- не лекция, Дети, направляемые воспитателем, сами приходят к правильному пониманию сущности обсуждаемого вопроса. И проходить она должна в теплой и доверительной обстановке.

3.Не допускается развитие беседы по заранее составленному, заученному сценарию. Дети говорят то, что думают, но и уважают мнение других.

4.Темы беседы должны быть близки эмоциональному опыту детей. Обсуждение должно вестись с опорой на реальный опыт воспитанников.

5.При проведении беседы нужно выявлять и сопоставлять все точки зрения. Ничье мнение не должно   быть проигнорировано.

6.Воспитатель должен помочь детям самостоятельно прийти к правильному выводу. Смотреть на события и поступки глазами детей.

           Этическая беседа состоит из следующих этапов6

1.Подготовительного

2. Основного

3.Заключительного

            Этические беседы можно разделить  :

  1. Беседы по прочитанному рассказу

2.Обсуждение книги

3.Беседы. в основе которых лежат проблемы ( школы  или проблемы всех в данный момент)

4.Обсуждение фильма и мультфильма.

5.Обсуждение материала, который дети получили в результате наблюдений за явлениями жизни.

6.Обсуждение вопросов. Которые предложили дети.

          Этические беседы могут быть коллективными и индивидуальными.

          При проведении таких мероприятий должны  присутствовать элементы занимательности. Для этого в содержание бесед целесообразно включать различные ситуации, которые содержат моральную проблему, Очень важно, чтобы объектом общественного мнения были положительные поступки школьников и не следует направлять общественное мнение только на плохие , связанные с успеваемостью и поведением.

           При определении темы в начале беседы необходимо вызвать интерес детей к восприятию этического материала. Для этого используются следующие приемы:

-поставить вопросы. Связанные с выяснением сущности нравственного понятия, которое лежит в основе содержания беседы;

-прежде чем объявить тему, нужно вспомнить случай из жизни класса, который позволит обосновать необходимость углубленного раскрытия  и осмысления  соответствующей  нравственной нормы.

Используем в своей работе такие темы этических бесед:

-Вежливость

-Дружба

Доброжелательность

-Как мы бережем природу и другие.

         Конечно, проведение беседы требует большого мастерства от воспитателя. Главное- обеспечить активность детей в процессе самой беседы.

Задавать вопросы, приводить яркие примеры, делать краткие. Убедительные замечания, направлять и уточнять высказывания детей, не дать закрепиться неверным мыслям.

Этические беседы не должны носить морализирующий характер, содержать назидания, упреки и насмешки. Дети высказывают свои суждения,, свободно делятся впечатлениями.

            Таким образом, подготовить и содержательно провести этическую беседу- дело сложное, но интересное, а главное оно является эффективным средством нравственного воспитания детей с ОВЗ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ФОРМЫ, МЕТОДЫ И СРЕДСТВА ВОСПИТАНИЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ У ДЕТЕЙ.

Проблема духовного и нравственного становления личности. Очень важно сегодня создать среду, в которой происходит становление этой самой личности ребёнка, противостоять той современной среде, кот...

«Народные традиции как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников. Воспитание у детей интереса к историко-художественному наследию своего народа»

Тема РМО: «Духовно - нравственное развитие дошкольников посредством организации народных, календарных, фольклорных праздников и развлечений. Тема доклада: «Народные традиции как средс...

Проект «Организация внеурочной деятельности для детей-инвалидов, учащихся с ограниченными возможностями здоровья средствами духовно- нравственного воспитания: «Мы дети твои, Земля!»

Состав рабочей группы по проекту: Руководитель рабочей группы Кобзарь Т.В.. Члены рабочей группы воспитатели ГПД: Колычева Е.А., Тарасова В.В., Чернецова С.К.., Захарова М.Ю.; Педагог – библиоте...