Программа кружка "Дискуссионный клуб"
рабочая программа (9 класс)

Татьяна Борисовна Калашникова
Программа разработана для учащихся 9-х классов, работа кружка направлена на формирование и развитие у школьников критического мышления, навыков дискуссии, в том числе: терпимости и уважения к различным взглядам; способности концентрироваться на сути проблемы; организаторского искусства; умения работать в команде; способности отстаивать различные идеи и убеждения; выступления в роли лидера.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_kruzhka_dk.doc82.5 КБ

Предварительный просмотр:

Департамент образования администрации города Перми

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 28»

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

Россия, 614000, г. Пермь, ул. Луначарского, д.4, тел. 212-51-11

Программа кружка «Дискуссионный клуб»

                                                                                     Автор -  Т.Б.Калашникова

 

                                           

                                Пермь - 2016

Актуальность программы кружка связана с переходом на новый ФГОС. В соответствии со Стандартом основного общего образования по обществознанию учащиеся должны получать опыт познавательной и практической деятельности - получать социальную информацию из разнообразных (в том числе экономических и правовых) источников, решать познавательные и практические задачи, отражающие типичные жизненные ситуации, оценивать явления и события, происходящие в социальной жизни, участвовать в обучающих играх (ролевых, ситуативных, деловых), тренингах, моделирующих ситуации из реальной жизни и др.

Дискуссия – одна из форм внеурочной деятельности, в которой отражены обучающие, развивающие, воспитательные, коммуникативные аспекты.

Работа кружка направлена на формирование и развитие у школьников критического мышления, навыков дискуссии, в том числе: терпимости и уважения к различным взглядам; способности концентрироваться на сути проблемы; организаторского искусства; умения работать в команде; способности отстаивать различные идеи и убеждения; выступления в роли лидера.

Цель кружка – формирование активной гражданской позиции старшеклассников.

Задачи:

- знакомство учащихся с системой органов власти РФ;

- обсуждение актуальных проблем города и края;

- развитие у участников навыков ведения дискуссии;

- освоение учащимися моделей гражданского поведения.

Программа кружка рассчитана на учащиеся 9-х классов, занятия проводятся 2 часа один раз в неделю.

Принципы:

- Принцип гуманистической направленности воспитательного процесса. Этот принцип предполагает создание условий, направленных на раскрытие и развитие способностей каждого ребёнка, его позитивную самореализацию.

- Принцип сотрудничества и сотворчества, это необходимое условие для личностного самоопределения учащихся.

- Принцип самоактуализации. В каждом ребёнке существует потребность в актуализации своих способностей.

- Принцип доверия и поддержки. Вера в ребёнка, доверие ему, поддержка его устремлений к самореализации

- Принцип субъективности. Способствовать формированию и обогащению его субъективного опыта

     Программа работы кружка включает в себя следующие формы работы: тренировочные игры; проведение мастерских; «мозговой штурм»; анализ новых тем в поисках аргументов; работу с источниками информации: книгами, журналами, газетами, Интернетом; практику в области риторики, импровизационной речи, актерском исполнении отрывков произведений.

     В ходе работы ребята должны овладеть следующими умениями и навыками:

- использовать различные средства массовой информации и анализировать ее;

- использовать критическое мышление для построения аргументации;

- видеть логические связи между абстрактными идеями и событиями реального мира;

- опровергать аргумент оппонента; приводить поддержку и доказательства к выдвинутому аргументу;

- умение определить и вычленить проблему; умение делать выводы и заключения;

- умения оценивать доказательства, собственный мыслительный процесс;

- умение работать в команде.

Учебно-тематический план

№ п/п

Тема занятия

Количеств часов

1.

Что такое Дискуссия.

2

2.

Работа дискуссионного клуба: суть и основные элементы.

2

3.

Работа дискуссионного клуба: регламент и правила.

2

4.

Формулировка и анализ темы.

2

5.

Разработка аргументов.

2

6.

Парламентский урок

7.

Исследование и поддержка аргументов. Аргументация и дискуссия.

2

8.

Общие понятия об умозаключениях.

2

9

Классификация умозаключений.

2

10.

Разработка аргументов.

2

11.

Возможные ошибки в доказательстве.

2

12.

Стратегии отрицания. Опровержение и отрицание.

2

13.

Исследование и поддержка аргументов.

2

14.

Участие в городском конкурсе дебатов.

2

15.

Рассуждение: типы рассуждений.

2

16.

Перекрестные вопросы во время дискуссии.

2

17.

Формулировка новой темы

2

18.

Стиль устного выступления.

2

19.

Стиль устного выступления.

2

20.

Практикум по доказательству: «Написание реприз».

2

21.

Практикум: «Работа с библиотекой».

2

22.

Составление аргументов утверждения по теме.

2

23.

Составление аргументов утверждения по теме.

2

24.

Составление аргументов отрицания по теме

2

25.

Составление аргументов отрицания по теме.

2

26.

Роль СССР в разгроме фашизма.

2

27.

Формулировка новой темы.

2

28.

Составление аргументов отрицания по теме

2

29.

Составление аргументов отрицания по теме

2

30.

Общие понятия об умозаключениях. Классификация умозаключений.

2

31.

Упражнение «Мозговой штурм».

2

32.

Крымская весна

2

33.

Стиль устного выступления.

2

34.

Перекрестные вопросы во время дискуссии.

2

всего

68

Содержание программы

  1. Что такое Дискуссия. Формы и виды дискуссии.
  2. Работа дискуссионного клуба: суть и основные элементы. Работа с определениями: в начале дискуссии стороны обязательно должны договориться о предмете спора, т. е. определить поле игры.
  3. Работа дискуссионного клуба: регламент и правила. Работа с вопросами учащиеся знакомятся с разными типами вопросов, учатся их формулировать, а также сами отвечают на вопросы оппонентов. Для этого предусмотрены специальные раунды вопросов.
  4. Формулировка и анализ темы. Определение актуальности темы осуществляется через указание разных точек зрения на рассматриваемую проблему в обществе.
  5. Разработка аргументов. Подготовка к парламентскому уроку.
  6. Парламентский урок «20-летие Законодательного Собрания Пермского края.
  7. Исследование и поддержка аргументов. Аргументация и дискуссия.
  8. Общие понятия об умозаключениях. Тренинг «Задай вопрос»10.  учащиеся готовят речь на одну минуту, а затем отвечают на вопросы. Задача тех, кто задает вопрос, чётко его сформулировать (15 сек), попробовать вопросы разных типов: закрытые ( предполагают ответы да или нет) и открытые. Можно выстраивать логические цепочки из вопросов, чтобы подвести отвечающего к противоречию, или ослабить его позицию.
  9. Классификация умозаключений.
  10. Разработка аргументов. Выстраивание собственной позиции базируется на формулировании аргументов по степени важности для доказательства своей линии в дискуссии. Подтверждение своей позиции фактами, статистикой, цитатами известных людей.
  11.  Возможные ошибки в доказательстве.
  12. Стратегии отрицания. Опровержение и отрицание. Опровержение позиции оппонентовможет достигаться приведением фактов или статистики, ставящей под сомнение утверждение оппонентов, а также анализом соответствия аргументов выдвинутому критерию.
  13. Исследование и поддержка аргументов. Мастерская «Сравнительный анализ позиций сторон».

Цель: научить участников дискуссии сравнивать аргументы и находить в них слабые места.

Описание: мастерская строится в форме упражнения по критическому мышлению. 
Учащимся выдается статья, в которой содержатся аргументы как в пользу, так и против некоторого тезиса, производится сравнение этих аргументов и оценка их убедительности в связи с тремя типичными недостатками аргументов.

  1. Участие в городском конкурсе дебатов.
  2. Рассуждение: типы рассуждений.
  3. Перекрестные вопросы во время дискуссии. Мастерская «Перекрестные вопросы».

Цель: научить дебатёров строить цепочки вопросов. 
Описание: мастерская строится в форме упражнения по критическому мышлению.

Дебатёры получают тему, придумывают 1-2 аргумента в утверждение или отрицание, затем они по очереди задают друг другу вопросы с целью принизить значение аргумента друг друга.

  1.  Формулировка новой темы Мастерская «Построение кейса».Члены клуба знакомятся с понятием "кейс", т.е. чемодан, в котором аккуратно разложены аргументы, учатся, как его защищать и атаковать.
  2.  Стиль устного выступления. Ораторское мастерство для постановки дикции произносятся разные скороговорки. Учитывая то, что в дискуссии время речи ограничено, произносить её следует достаточно быстро, громко и чётко. Данное упражнение позволяет отработать этот навык.
  3.  Стиль устного выступления. Работаем над ошибками: дискуссия или отдельное выступление записываются на видеокамеру, а затем просматриваются с целью выявить ошибки в речи спикера, предлагаются варианты новых вопросов и ответов, обсуждается культура речи и общения с
  4. Практикум по доказательству: «Написание реприз».
  5. Практикум: «Работа с библиотекой».
  6. Составление аргументов утверждения по теме. Мастерская «Подготовка поддержек».

Цель: обучить дебатёров выявлять поддержки в тексте и использовать их при подготовке речи. Учащимся предлагается набор цитат, касающихся какой-либо проблемы, и кейс. Необходимо указать, к какому аргументу, либо вступлению, либо заключению речи относится каждая поддержка и как может быть применена при выступлении.

  1.  Составление аргументов утверждения по теме.

24. Составление аргументов отрицания по теме

25. Составление аргументов отрицания по теме.

26. Роль СССР в разгроме фашизма.

27. Формулировка новой темы.

28. Составление аргументов отрицания по теме Мастерская «Стратегии отрицания».

Здесь члены клуба учатся находить контраргументы и выстраивать линии отрицания.

Описание: мастерская строится в форме упражнения по критическому чтению с последующим детальным анализом и обсуждением прочитанного.

29. Составление аргументов отрицания по теме. Тренинг «Зебра». Предложена ситуация, участники тренинга должны рассмотреть её с противоположных точек зрения, начиная фразу словами: это хорошо потому, что… ; это плохо потому, что… ответы фиксируются, а затем выбираются самые значимые на утверждение и на отрицание.

30. Общие понятия об умозаключениях. Классификация умозаключений.

31. Упражнение «Мозговой штурм».

32. Дискуссионный клуб «Крымская весна».

33.Стиль устного выступления. Отработка интонации: одна фраза произносится с разными интонациями. Например: «Родители уехали в гости, и я остался один дома»: произносится с печалью, с радостью, с гневом, с гордостью.

34. Перекрестные вопросы во время дискуссии.

Литература 

  1. Р. Алберти, М. Эммонс. Самоутверждающееся поведение. Санкт-Петербург. 1998 г.
  2. Л.П Гришак. Общение с собой. - М., 1999.
  3. Н.Н.Кохтев Риторика М., 1996 г.
  4. Р.Р. Немов Психология. - М., 1990.
  5. Психологические программы развития личности в подростковом и старшем школьном возрасте. Под ред. И.В. Дубровиной. Екатеринбург, 2000 г.
  6. П. Тресс, Ж. Пиаже Экспериментальная психология., - М., 1966.
  7. Р. Цукерман.  Психология саморазвития.. Москва, 1995 г.
  8. В.Франкл. Человек в поисках смысла. - М., 1991.
  9. Э. Фромм. Бегство от свободы. - М., 1990.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа работы Клуба любителей исторических открытий

ЦЕНТРАЛЬНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯДЕПАРТАМЕНТА ОБРАЗОВАНИЕ г. МОСКВЫГосударственное образовательное учреждениеСредняя общеобразовательная школа  с углубленным изучением английского...

программа семейного клуба "Кенгуру"

Программа является авторской, комплексной, вариативной. Она разработана на основе потребностей и возможностей детей и родителей, на основе обязательного минимума содержания по выбранным направлениям с...

программа работы Клуба "7-Я"

Все реже можно видеть картину сотрудничества родителей и детей - совместное выполнение домашних работ. Но также очевидно, что воспитание ребенка в семье это не только личное дело родителей, но и...

Программа занятий клуба французского языка для учащихся начальной школы

Программа представляет собой методическое пособие для внеклассной работы по французскому языку. Стихи, песенки, сказки для театральной постановки. Темы "Времена года" и "Город"....

Программа семейного клуба "Содружество"

Учреждения дополнительного образования имеют широкие возможности не только в содержательном наполнении свободного времени, но и в социальном воспитании детей и их семей, их социокультурном разви...

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «ЗДРАВСТВУЙ, МИР! ЗДРАВСТВУЙ, ДРУГ!» ( программа деятельности Клуба международной дружбы)

Программа "Здравствуй, Мир! Здравствуй, Друг!" является образовательной программой детского творческого объединения учреждения дополнительного образования детей Центра детского творчества г. Абакана Р...