Программа кружка "Дискуссионный клуб"
рабочая программа (9 класс)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 82.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Департамент образования администрации города Перми
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 28»
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
Россия, 614000, г. Пермь, ул. Луначарского, д.4, тел. 212-51-11
Программа кружка «Дискуссионный клуб»
Автор - Т.Б.Калашникова
Пермь - 2016
Актуальность программы кружка связана с переходом на новый ФГОС. В соответствии со Стандартом основного общего образования по обществознанию учащиеся должны получать опыт познавательной и практической деятельности - получать социальную информацию из разнообразных (в том числе экономических и правовых) источников, решать познавательные и практические задачи, отражающие типичные жизненные ситуации, оценивать явления и события, происходящие в социальной жизни, участвовать в обучающих играх (ролевых, ситуативных, деловых), тренингах, моделирующих ситуации из реальной жизни и др.
Дискуссия – одна из форм внеурочной деятельности, в которой отражены обучающие, развивающие, воспитательные, коммуникативные аспекты.
Работа кружка направлена на формирование и развитие у школьников критического мышления, навыков дискуссии, в том числе: терпимости и уважения к различным взглядам; способности концентрироваться на сути проблемы; организаторского искусства; умения работать в команде; способности отстаивать различные идеи и убеждения; выступления в роли лидера.
Цель кружка – формирование активной гражданской позиции старшеклассников.
Задачи:
- знакомство учащихся с системой органов власти РФ;
- обсуждение актуальных проблем города и края;
- развитие у участников навыков ведения дискуссии;
- освоение учащимися моделей гражданского поведения.
Программа кружка рассчитана на учащиеся 9-х классов, занятия проводятся 2 часа один раз в неделю.
Принципы:
- Принцип гуманистической направленности воспитательного процесса. Этот принцип предполагает создание условий, направленных на раскрытие и развитие способностей каждого ребёнка, его позитивную самореализацию.
- Принцип сотрудничества и сотворчества, это необходимое условие для личностного самоопределения учащихся.
- Принцип самоактуализации. В каждом ребёнке существует потребность в актуализации своих способностей.
- Принцип доверия и поддержки. Вера в ребёнка, доверие ему, поддержка его устремлений к самореализации
- Принцип субъективности. Способствовать формированию и обогащению его субъективного опыта
Программа работы кружка включает в себя следующие формы работы: тренировочные игры; проведение мастерских; «мозговой штурм»; анализ новых тем в поисках аргументов; работу с источниками информации: книгами, журналами, газетами, Интернетом; практику в области риторики, импровизационной речи, актерском исполнении отрывков произведений.
В ходе работы ребята должны овладеть следующими умениями и навыками:
- использовать различные средства массовой информации и анализировать ее;
- использовать критическое мышление для построения аргументации;
- видеть логические связи между абстрактными идеями и событиями реального мира;
- опровергать аргумент оппонента; приводить поддержку и доказательства к выдвинутому аргументу;
- умение определить и вычленить проблему; умение делать выводы и заключения;
- умения оценивать доказательства, собственный мыслительный процесс;
- умение работать в команде.
Учебно-тематический план
№ п/п | Тема занятия | Количеств часов |
1. | Что такое Дискуссия. | 2 |
2. | Работа дискуссионного клуба: суть и основные элементы. | 2 |
3. | Работа дискуссионного клуба: регламент и правила. | 2 |
4. | Формулировка и анализ темы. | 2 |
5. | Разработка аргументов. | 2 |
6. | Парламентский урок | |
7. | Исследование и поддержка аргументов. Аргументация и дискуссия. | 2 |
8. | Общие понятия об умозаключениях. | 2 |
9 | Классификация умозаключений. | 2 |
10. | Разработка аргументов. | 2 |
11. | Возможные ошибки в доказательстве. | 2 |
12. | Стратегии отрицания. Опровержение и отрицание. | 2 |
13. | Исследование и поддержка аргументов. | 2 |
14. | Участие в городском конкурсе дебатов. | 2 |
15. | Рассуждение: типы рассуждений. | 2 |
16. | Перекрестные вопросы во время дискуссии. | 2 |
17. | Формулировка новой темы | 2 |
18. | Стиль устного выступления. | 2 |
19. | Стиль устного выступления. | 2 |
20. | Практикум по доказательству: «Написание реприз». | 2 |
21. | Практикум: «Работа с библиотекой». | 2 |
22. | Составление аргументов утверждения по теме. | 2 |
23. | Составление аргументов утверждения по теме. | 2 |
24. | Составление аргументов отрицания по теме | 2 |
25. | Составление аргументов отрицания по теме. | 2 |
26. | Роль СССР в разгроме фашизма. | 2 |
27. | Формулировка новой темы. | 2 |
28. | Составление аргументов отрицания по теме | 2 |
29. | Составление аргументов отрицания по теме | 2 |
30. | Общие понятия об умозаключениях. Классификация умозаключений. | 2 |
31. | Упражнение «Мозговой штурм». | 2 |
32. | Крымская весна | 2 |
33. | Стиль устного выступления. | 2 |
34. | Перекрестные вопросы во время дискуссии. | 2 |
всего | 68 |
Содержание программы
Цель: научить участников дискуссии сравнивать аргументы и находить в них слабые места. Описание: мастерская строится в форме упражнения по критическому мышлению.
Цель: научить дебатёров строить цепочки вопросов. Дебатёры получают тему, придумывают 1-2 аргумента в утверждение или отрицание, затем они по очереди задают друг другу вопросы с целью принизить значение аргумента друг друга.
Цель: обучить дебатёров выявлять поддержки в тексте и использовать их при подготовке речи. Учащимся предлагается набор цитат, касающихся какой-либо проблемы, и кейс. Необходимо указать, к какому аргументу, либо вступлению, либо заключению речи относится каждая поддержка и как может быть применена при выступлении.
24. Составление аргументов отрицания по теме 25. Составление аргументов отрицания по теме. 26. Роль СССР в разгроме фашизма. 27. Формулировка новой темы. 28. Составление аргументов отрицания по теме Мастерская «Стратегии отрицания». Здесь члены клуба учатся находить контраргументы и выстраивать линии отрицания. Описание: мастерская строится в форме упражнения по критическому чтению с последующим детальным анализом и обсуждением прочитанного. 29. Составление аргументов отрицания по теме. Тренинг «Зебра». Предложена ситуация, участники тренинга должны рассмотреть её с противоположных точек зрения, начиная фразу словами: это хорошо потому, что… ; это плохо потому, что… ответы фиксируются, а затем выбираются самые значимые на утверждение и на отрицание. 30. Общие понятия об умозаключениях. Классификация умозаключений. 31. Упражнение «Мозговой штурм». 32. Дискуссионный клуб «Крымская весна». 33.Стиль устного выступления. Отработка интонации: одна фраза произносится с разными интонациями. Например: «Родители уехали в гости, и я остался один дома»: произносится с печалью, с радостью, с гневом, с гордостью. 34. Перекрестные вопросы во время дискуссии. |
Литература
- Р. Алберти, М. Эммонс. Самоутверждающееся поведение. Санкт-Петербург. 1998 г.
- Л.П Гришак. Общение с собой. - М., 1999.
- Н.Н.Кохтев Риторика М., 1996 г.
- Р.Р. Немов Психология. - М., 1990.
- Психологические программы развития личности в подростковом и старшем школьном возрасте. Под ред. И.В. Дубровиной. Екатеринбург, 2000 г.
- П. Тресс, Ж. Пиаже Экспериментальная психология., - М., 1966.
- Р. Цукерман. Психология саморазвития.. Москва, 1995 г.
- В.Франкл. Человек в поисках смысла. - М., 1991.
- Э. Фромм. Бегство от свободы. - М., 1990.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа работы Клуба любителей исторических открытий
ЦЕНТРАЛЬНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯДЕПАРТАМЕНТА ОБРАЗОВАНИЕ г. МОСКВЫГосударственное образовательное учреждениеСредняя общеобразовательная школа с углубленным изучением английского...
программа семейного клуба "Кенгуру"
Программа является авторской, комплексной, вариативной. Она разработана на основе потребностей и возможностей детей и родителей, на основе обязательного минимума содержания по выбранным направлениям с...
![](/sites/default/files/pictures/2012/02/06/picture-56627.jpg)
программа работы Клуба "7-Я"
Все реже можно видеть картину сотрудничества родителей и детей - совместное выполнение домашних работ. Но также очевидно, что воспитание ребенка в семье это не только личное дело родителей, но и...
![](/sites/default/files/pictures/2015/07/13/picture-71056-1436796273.jpg)
Программа занятий клуба французского языка для учащихся начальной школы
Программа представляет собой методическое пособие для внеклассной работы по французскому языку. Стихи, песенки, сказки для театральной постановки. Темы "Времена года" и "Город"....
Программа семейного клуба "Содружество"
Учреждения дополнительного образования имеют широкие возможности не только в содержательном наполнении свободного времени, но и в социальном воспитании детей и их семей, их социокультурном разви...
![](/sites/default/files/pictures/2013/11/01/picture-332211-1383320972.jpg)
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «ЗДРАВСТВУЙ, МИР! ЗДРАВСТВУЙ, ДРУГ!» ( программа деятельности Клуба международной дружбы)
Программа "Здравствуй, Мир! Здравствуй, Друг!" является образовательной программой детского творческого объединения учреждения дополнительного образования детей Центра детского творчества г. Абакана Р...