Классный час по теме «Россия – моя страна»
классный час (7, 8 класс)

Предлагается разработка викторины для старшеклассников, посвященная знанию истории и культуры своей страны.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Классный час по теме «Россия – моя страна»

Автор: Степанова Т. Б.– учитель русского языка  и литературы МАОУ « СОШ с. Чапаево»
Цель: Формировать представление о народных обычаях и традициях, обрядах, об истории и культуре русского народа. Воспитыватьгордость за причисление себя к гражданам страны, развивать чувство патриотизма.
Задачи:

- закрепить исторические знания;
- закрепить культурологические знания;
- сформировать знания по символике государства;
- развить творческие способности.
Описание материала: предлагается разработка викторины для старшеклассников, посвящённая знанию истории и культуры своей страны. 

Форма: классный час - викторина.
Оборудование: компьютер, проектор, экран, слайды.
Предварительная подготовка:
- беседы по истории и культурным традициям России.

Ход классного часа:

  1. Организационный момент: 
  2. Вводная беседа

 Сегодня мы продолжим разговор о нашей замечательной стране – России.

-Какие ассоциации у вас  возникают, когда вы слышите слово Россия?

-Наша страна – это большое независимое государство с бескрайними степями, плодородными землями, густыми лесами, полноводными реками и необозримыми полями. Но славится страна, в первую очередь, людьми: спортсменами, врачами, поэтами, композиторами, художниками, учеными.

Сегодня  мы  собрались  с  вами  для  того,  чтобы    поговорить  о  самой  красивой  стране -  России,  о  её  символах, о правах граждан нашей великой Родины.

- Никто не возьмется перечислить всего, что стоит за этим  большим и емким словом Родина! Это слово знает каждый. Родина — это то место, где ты родился, вырос, где ты живешь со своими родителями, со своими друзьями. Как называется то место, где вы родились и выросли?

- Как  называется страна в которой мы живем? Ответы учащихся.

- Значит Россия, а именно Владимир – это и есть наша Родина.

- В большой стране у каждого человека есть свой маленький уголок — деревня или город, улица, дом, где он родился.

Учитель: зачитывает стихотворение.

Люблю тебя, моя Россия,

За ясный свет твоих очей,

За ум, за подвиги святые,

За голос звонкий, как ручей…

Люблю твои луга и нивы,

Прозрачный  звон твоих равнин,

К воде склонившиеся ивы,

Верха пылающих рябин.

2 ученик:

Люблю тебя с твоей тайгою,

С воспетым трижды камышом,

С великой Волгою-рекою,

С могучим быстрым Иртышом.

Люблю, глубоко понимаю

Степи задумчивую грусть

Люблю все то, что называю

Одним широким  словом «Русь»

- Вот она, какая Россия — Русь, широкая и великая! И везде живут люди.

- Как вы  думаете, а много ли народа населяет такую огромную страну? Ответы учащихся.

По данным последней переписи населения, которая проходила в 2002 году, население России составляет более 145 миллионов человек.  А как всех их можно назвать, одним словом? Ответы учащихся.

Всех людей, живущих в нашей стране, можно назвать россиянами. Но национальности у них разные. Россия — единое многонациональное демократическое государство. Её населяют более 180 национальностей, народностей и этнических групп.

В состав России входит 89 субъектов: 21 республика, 6 краев, 10 автономных округов, 1 автономная область, 49 областей, города федерального значения — Москва и Санкт- Петербург. Все они объединились в одно большое государство — Россию, или Российскую Федерацию.

Мы живем в самом большом государстве в мире по площади – более 17 млн. кв км. Россия является одновременно и европейской и азиатской державой. Берега страны омывают 12 морей  трех океанов. Россия страна, богатая природными ресурсами. 1 – е место в мире ро природному газу и торфу. 2 – е по запасам золота. 3 – е по запасам золота. Наша страна самая

Вижу чудное приволье,
Вижу нивы и поля.
Это русское раздолье,
Это русская земля!

Вижу горы-исполины,
Вижу реки и моря.
Это русские картины,
Это родина моя!

Слышу песни жаворонка,
Слышу трели соловья.
Это русская сторонка,
Это родина моя!

(Автор слов: Ф. Савинов)

Ребята! Сегодня мы собрались, чтобы поговорить о жизни русского народа, вспомнить обычаи, обряды, историю и культуру нашей страны. Помогут нам в этом сказки, пословицы, поговорки, загадки, с которыми вы знакомились на уроках, читали в книгах, слышали по радио, видели в кино и мультфильмах.

Ещё задолго до появления первой рукописной книги русский народ создал высокую культуру звучащего слова, своеобразную литературу, которую передавали из уст в уста от одного поколения к другому; литературу, которую теперь называют устным народным творчеством.

Это мудрые пословицы, хитрые загадки, весёлые и печальные песни, торжественные былины и удивительно разнообразные сказки.

В пословицах, былинах, сказках народ выразил свои нравственные понятия: что такое добро, зло, счастье и горе, трудолюбие и лень, честность и обман.

«Эта изустная литература, — писал А. Толстой, — была достоинством и умом народа. Она становила и укрепляла его нравственный облик, была исторической памятью, праздничными одеждами его души и наполняла глубоким содержанием его размерную жизнь, текущую по обычаям и обрядам, связанным с его трудом, природой и почитанием отцов и дедов».

3. Игра-викторина.

-Ребята! Сегодня у нас проведена будет викторина, тема которой – Россия, ее культура, быт. Викторина будет проходить в довольно быстром темпе. Она чем-то напомнит вам спортивное состязание. Но вы будете состязаться не в силе и ловкости, а в знаниях — кто больше знает и быстрее соображает.

А.)Просмотр слайдов о России.

  • Территория РФ занимает около 1/8 суши Земли и 1/3 территории Евразии. Это самая большая страна в мире . Её площадь 17 075 400 квадратных километров. Площадь России приблизительно равна площади поверхности планеты Плутон.
  •  
  •  
  • В России, по данным на 2015 год, проживает 146 млн. человек и она занимает 9-ое место в мире по численности населения.
  • Россия – единственное государство, территория которого омывается 12 морями.
  •  
  • Российская Публичная библиотека – крупнейшая в Европе и вторая в мире после Библиотеки Конгресса США. Она расположена в Москве, была основана в 1862 году.
  •  
  • Многие ведущие ученые и конструкторы в мире, были русскими. Яблочков и Лодыгин изобрели первую в мире электрическую лампочку, Александр Сергеевич Попов – беспроводной телеграф, Сикорский создал вертолет и бомбардировщик, Сергей Прокудин-Горский изобрел цветную фотографию, а Зворыкин – первый телевизор. Дмитрий Менделеев составил таблицу химических элементов.
  •  
  •  

 

Б.) Второй конкурс - вопросы.

Вопрос 1. Назовите дерево – символ России, воспеваемое во многих литературных и музыкальных произведениях.

Ответ 1. Берёза.

Вопрос 2. Назовите самую старую средневековую крепость России.

Подсказка. Это самая древняя часть российской столицы, сердце города, а также официальная резиденция президента РФ.

Ответ 2. Московский Кремль

Вопрос 3. В этом городе России мостов в 3 раза больше, чем в Венеции, а 10% территории покрыто водой.

Подсказка. Этот город также называют культурной столицей России.

Ответ 3. Санкт-Петербург

Вопрос 4. Этот огромный каменный храм появился на Красной площади после того, как царь Иван Грозный пообещал Богу в случае успеха Казанского похода возвести собор.

Подсказка. Существует легенда, что мастера, создавшего это потрясающее по красоте сооружение, ослепили, чтобы тот не смог повторить свой шедевр.

Ответ 4. Собор Василия Блаженного или собор Покрова Божией Матери на Рву

Вопрос 5. Этот один из самых крупных и старинных мировых музеев находится в Санкт-Петербурге. В нём 3 миллиона произведений искусства от каменного века до современности. Если уделить каждому из этих произведений одну минуту, то потребуется больше 25 лет ходить туда, как на работу, и осматривать экспонаты по 8 часов в день, чтобы увидеть их все.

Подсказка. Самая известная часть коллекции – великолепная картинная галерея, включающая произведения Микеланджело, Моне, Ренуара, Ван Гога, Рубенса, Рембрандта, Леонардо да Винчи, Тициана. Доступ в (?) до 1852 года, когда он официально стал музеем, был практически недоступен.

Даже Пушкин просил через  Жуковского, учителя Императрицы  Александры Федоровны попасть в музей, поработать с коллекцией. Создала музей императрица Екатерина Великая в 1764 году из 255 картин, таким образом,  договорились оплатить  долг Берлина перед Россией.

С того времени императрица издала указ о скупке всех ценных картин, продаваемых в мире.

Ответ 5. Эрмитаж

Вопрос 6. Этого человека называют создателем русского литературного языка. Ещё при жизни сложилась его репутация величайшего национального русского поэта. В своем творчестве он затронул коренные общественные проблемы своего времени: самодержавие и народ, личность и государство, трагическое одиночество передовой дворянской интеллигенции Золотого века.

Подсказка. Автор произведений «Медный всадник», «Евгений Онегин», «Капитанская дочка», «Петр I», «Я вас любил…».

Ответ 6. Александр Сергеевич Пушкин

Вопрос 7. Это один из величайших композиторов России и мира, яркий представитель музыкального романтизма, живший в 19 веке. Автор знаменитых на весь мир балетов «Лебединое озеро» и «Щелкунчик», оперы «Евгений Онегин», увертюр и сюит, симфоний и концертов для фортепиано.

Подсказка. Фамилия связана с птицей, живущей у моря.

Ответ 7. Петр Ильич Чайковский

Вопрос 8. Главный театр страны, существующий с 1776 года. Его репертуар — это музыкальные постановки, признанные шедеврами мирового балетного и оперного искусства. Более 200 лет этот театр считается визитной карточкой России.

Подсказки. 1) Площадь Москвы, на которой стоит здание, называется Театральной. 2) Театр несколько раз закрывался на реконструкцию, а после московского пожара 1812 здание вообще отстраивалось заново.

Ответ 8. Государственный академический Большой театр России

Вопрос 9. Назовите художника.

Подсказка. В Феодосии находится картинная галерея, названая его именем.

Ответ 9. Иван Константинович Айвазовский.

Вопрос 10. Национальная гордость России и «визитная карточка» российской культуры. Зародившись во Франции и Италии, именно здесь этот танец обрел «вторую родину». Исполнители этого танца из России по праву считаются лучшими в мире.

Подсказка. Танцовщицы носят белые пачки и пуанты, а танцовщики – трико.

Ответ 10. Балет.

Вопрос 11. Старинный русский народный промысел, родившийся в XVII веке под Нижним Новгородом. Представляет собой декоративную роспись деревянной посуды и мебели, выполненную красными, зелёными и золотистыми тонами по чёрному фону.

Подсказка.

Ответ 11. Хохлома.

Вопрос 12. Это древняя версия электрического чайника. Работал этот прибор на угле, но выполнял ту же функцию – кипятил воду. В Западной Европе известен как «русская чайная машина».

Подсказка. Был не обычной принадлежностью домашнего хозяйства, а своеобразным олицетворением достатка, семейного уюта, благополучия. Его включали в девичье приданое, передавали по наследству, дарили. Тщательно начищенный, он красовался на самом видном и почётном месте в комнате.

Ответ 12. Самовар.

Вопрос 13. Самое крупное ведущее предприятие киноиндустрии России, а также одна из крупнейших киностудий Европы – это …

Подсказка. Эмблема – скульптура «Рабочий и колхозница» Веры Мухиной.

Ответ 13. «Мосфильм».

Вопрос 14. Это текстильное изделие с ажурным узором, образующимся за счёт переплетения нитей, имеет декоративное значение. Его используют для украшения одежды, скатертей, постельного белья, салфеток. На Руси плелось на коклюшах вручную, и было доступно только дворянам.

Ответ 14. Кружево.

Вопрос 15. Эта статуя находится в центре памятной композиции «Героям Сталинградской битвы» в городе-герое Волгограде на Мамаевом кургане. Одна из самых высоких статуй мира, высочайшая статуя России и Европы (85 метров), символизирующая Родину.

Подсказка. Статуя представляет собой фигуру женщины с поднятым вверх мечом.

Ответ 15. Статуя «Родина-Мать зовёт!».

Вопрос 16. «…Над огражденною скалою Кумир с простертою рукою сидел на бронзовом коне.…» О чем идет речь?

Подсказка. «…думал он: Отсель грозить мы будем шведу, Здесь будет город заложен на зло надменному соседу. Природой здесь нам суждено в Европу прорубить окно …» — из произведения А.С.Пушкина.

Ответ 16. Памятник Петру I, основателю Санкт-Петербурга, «Медный всадник».

Вопрос 17. Создатели славянского алфавита – это …

Подсказка. Они были братьями. Их канонизировали.

Ответ 17. Братья Кирилл и Мефодий.

Вопрос 18. Назовите имя поэта, написавшего в годы ВОВ письмо в стихах своей жене. Это стихотворение затем стало одним из символов ВОВ, его знал наизусть каждый солдат Красной Армии.

Подсказка. «Жди меня, и я вернусь…» — первая строка.

Ответ 18. Константин Симонов

Вопрос 19. Самый большой когда-либо отлитый колокол – российский, работы мастеров Ивана Фёдоровича Моторина и его сына Михаила. Вес его составляет 12327 пудов и 19 фунтов, то есть 201 тонна 924 килограмма. Его высота – 6 метров 14 сантиметров. Считается своеобразным произведением русского искусства 18 столетия и высшим достижением литейного дела на Руси. Название колокола — … ?

Подсказка. Находится в Кремле, город Москва. Там же, на Ивановской площади, был отлит. К концу работ случился пожар. Раскалившийся колокол начали поливать водой. От перепада температур в теле гиганта образовались трещины, которые и привели к тому, что от него откололся значительный кусок, вес которого составил 11,5 тонн.

Ответ 19. Царь-колокол. Ему более 250 лет (1736 г.)

Вопрос 20. Назовите самый ожидаемый праздник России.

Подсказка. Обязательные атрибуты праздника – ёлка, шампанское, оливье и бой курантов.

Ответ 20. Новый год.

4. Заключение.

Преподаватель: Ребята, вы хорошо поработали, а теперь давайте подведем итоги нашей игры-викторины.
(Подводятся итоги, по сумме набранных учащимися баллов, объявляется победитель, вручаются сладкие призы участникам)
Преподаватель: Спасибо всем за участие в нашей викторине. Надеюсь, что каждый из вас вырастет настоящим патриотом нашей великой Родины. В заключении позвольте также закончить нашу викторину поэтическими строчками:
Люби цветы, леса, простор полей,
Всё, что зовётся Родиной твоей!

Учащиеся читают стихотворение А. Прокофьева.

Нет на свете родины милее,

Где других лазурней небеса,

Солнце ярче, звезды всех светлее,

Где отрадны рощи и леса;

Где в реках стремительные воды

Голубеют, словно бирюза,

Где, когда настанет непогода,

Весь народ выходит, как гроза!

Нет на свете Родины дороже.

Надо все нам делать для нее,

Чтобы день, который нами прожит,

Каждым часом радовал ее.

Всюду все в ее раздольях — наше.

Отдадим ей думы и дела

И кругом садами опояшем,

Чтобы вечно Родина цвела!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа кружка по теме "Россия-наша страна"

Рабочая  программа охватывает   историю, культур, особенностиу  нашей  страны....

классный час по теме "Путешествие в страну Доброта"

Открытый классный час в 6 классе....

Урок по теме: " Россия – моя страна. Артикль с географическими названиями."

Этот урок позволит  сформировать и закрепить систему знаний, умений по теме “Россия – моя страна” путем интеграции школьных предметов: английского языка и географии. Материал ур...

Самоанализ урока английского языка по теме : "Россия - моя страна. Артикль с географическими названиями".

Данный самоанализ поможет учителям, работающим в 5 классе по учебно-методическому комплексу "Rainbow English" О.В Афанасьевой, И.В. Михеевой...

План-конспект урока по английскому языку в 5 классе на тему «Россия – моя страна»

Тема урока: «Россия – моя страна»Тип урока: Урок открытия нового знанияТехнология урока: проблемное обучение, ИКТ, коммуникативное обучение, деятельностный подход, парная работа, гру...

Конспект урока по географии для 9 класса на тему "Россия многонациональная страна"

Конспект урока по географии для 9 класса на тему "Россия многонациональная страна"...

Творческо-исследовательский краткосрочный проект Тема: «Россия-многонациональная страна» старшая группа

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ЛЕНИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНАМУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕУЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД №22 «ГОРОД ДЕТСТВА»...