Народы России
план-конспект занятия (9 класс)

Смотрова Людмила Николаевна

Презентация к школьным олимпийским играм .Ханты...

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stsenariy.docx20.99 КБ

Предварительный просмотр:

Народы России

-Ребята,мы будем представлять на Олимпийских играх народ.живущий в Хантымансийском округе ХАНТЫ.Нужен сценарий…

-Да.но сначала нужно изучить все ,что связано с этим народом

-культуру,традиции…

-Тут-то и поможет нам интернет .Нажал на кнопку и…вмиг оказался

-Нажал  и оказался..

-Где мы?…

ЧУМ. Сидят ханты

-Вроде жилище...А это ваш дом?

-Связали шест, с другим шестом, потом еще с одним шестом, покрыв оленьей шкурой.

 И вот готов хантыйский дом. Мы чумом этот дом зовем в тайге холодной, хмурой

- Печаволитэх! Оянки, таланкиволитэх! означает – Здравствуйте! «Живите в гармонии, живите с миром! »

1- Ребята,а где мы? Здравствуйте.

- ХМАО .Югорский край,  великий. Гостеприимный, щедрый, красивый.

 Кругом леса, болота и снега, и это все моя Югра!

 Я здесь родилась, выросла, живу!

- .Уг - народ, Ры – река. Народ, проживающий у реки

2.Ну ,да,по географии – Нефтеюганск, Нижневартовск, Сургут..

-Правильно, этоЮгория

3.Что расскажете о своих традициях

праздниках?

-Сегодня праздник, я встречаю гостей, поэтому надела  свои лучшие наряды.

Это сах.

Про это даже наша поэтесса Мария Вагатова рассказывает так:

«И горда я, и красива, яркий сах на мне искрится.

 Я вольна и терпелива, с тундрою своей сродниться»

-А  что обозначает слово «ханты"?

- «Всех людей мы называем ханты, ханты - русский, ненец и узбек.  Потому что слово это «ханты» - в переводе значит «человек». 

(Звучит хантыйская мелодия)

Вековую мудрость своих предков,

Красоту заснеженных широт.

Дым костра и солнца лучик редкий,

Свежесть тундры, тихий шёпот рек

И легенды Северного края,

Из которых добрый человек,

Тайны твоей жизни постигает

Мудрость предков

-Охотились, рыбачили, собирали ягоды, заготавливали орехи. И всегда их соседями были животные и птицы.

- Февраль месяц-месяц обманчивого орла.

 Март месяц – месяц настоящего орла он хитростью и мудростью крадет у зимы отрезки времени для солнца, тем самым и увеличивается световой день.

Мудрость1;Как сегодня ты сам относишься к природе, так завтра будет жить твой народ».

Медвежий праздник...

Ты меня узнай

Кто я.

Я косолапый -

Толстый, лохматый,

Тяжелый весом.

И поберегись

Меня

При нашей встрече,

Когда под вечер,

Шагаю лесом.

В случае чего,

Беги

Что будет духу,

Тайгой и лугом,

Пока я добрый.

Я хозяин здесь в лесу.

Я косолапый -

Большой лохматый,

Хозяин леса.

Говорит медведь: Я –священное животное, я сын верховного божества Торума...

 Солнца

-И о солнце есть легенды?

- Давным - давно это было. Однажды мужчины стойбища ушли на охоту. В чумах остались женщины и дети. Огонь весело горел в чуме.

Танец Огня

-  вдруг одна искорка взвилась вверх.упала на ребёнка и обожгла его. Мать вскочила и стала ругать огонь.

- Что ты делаешь? Я кормлю тебя дровами , а ты моего ребёнка обжёг. Изрублю тебя топором.залью, затушу!

- Погас огонь. Стало темно и холодно. (Плачет ребёнок .Все замирают, не двигаются) Как не пыталась женщина разжечь огонь, ничего у неё не получалось. Во всех чумах и стойбищах погас огонь. И тогда поняла она, какую ошибку совершила. И обратилась она к солнцу, подняла руки вверх и закричала:

Хайерэко ,ХайерэкоХэй !

-Солнце, появись, обогрей мой народ!

- Хайерэко ,синаняда !

- И сжалилось солнце, обогрело стойбище. С тех пор  народ севера почитает огонь как большую святыню. Священный, всесильный, божественный

-Да,так и былоЛесовичок:

   Наконец – то добралась до своей любимой поляны. Люблю здесь на пенёчке посидеть, послушать щебет птиц (запись щебета птиц). Но что это с поляной? Совсем изменилась. Снег темнее стал. У деревьев проталины появились. Кустики брусники стали видны. Вот только не пойму: кто это у меня на поляне лишний появился? (обращается к народу).

А вы на моей полянке что делаете? Вы друзья природы или недруги?

Лесовичок:

- А раз друзья – милости прошу!

«Вороний день» . В этот день ханты готовят пищу на костре, молятся духам, кланяются дереву березе. В качестве дара приносят ленточки или лоскутки материи, монеты или специально изготовленные куколки. Подражают криками птиц севера.

Ворона — это предвестница весны, поэтому и отношение к ней особое.

ВОРОНА:"Давно это было. Как-то весной прилетела я в ваш северный край. Летала, летала – вокруг никого; холодно, хмуро. Собралась я с силами и каркнула во всё горло.  КАААР…Полетело моё звонкое "Кар-кар" над просторами севера, над могучей рекой Обь, отозвалось в Уральских хребтах, от этого крика ожила Земля от зимней спячки, проснулся человек – закипела жизнь!" - Давным-давно это было. Прилетела как-то ворона в наш северный край. Летала-летала, вокруг никого нет, пусто. Холодно и хмуро. Собралась тогда ворона с силою и каркнула во все горло. Полетело ее громкое «кар-кар» над просторами Севера, над могучей рекой Обь, отозвалась в Уральских хребтах. От этого крика ожила Земля. С этого дня начался род ханты. И был этот день седьмым от начала месяца твердого наста. И стали этот  день называть «Ворнга хатл» .

- Праздник «Ворна хатл» - это ожившая культура предков. Здесь и песни, и танцы, и национальные угощения, и поделки мастеров.

- А жизненные корни нашего народа крепки потому, что наши предки умели хранить и из поколения в поколение передавать весь многовековой опыт и практику своей жизни, надежно связанные с законами Неба и Земли. Мы не зря их называем Отцом и Матерью.

Исполнение песни ханты группы «Анки сам», «Тувт па тувт»

- И существовал у наших предков обычай такой: каждую весну, празднуя прилет серой вороны развешивать на деревья сладости круглой формы: сушки, печенье, пряники, калачи,  символизирующие солнце. Приносили в дар духам ленточки, лоскуточки ткани, платочки с завязанными в них белыми монетками, загадывая самые сокровенные желания.

- Береза - это дерево Бога.

            Берёза – это дерево высшего мира, светлого неба,

            Исполнения мечтаний и надежды.

            Символизирует благополучие, здоровье, изобилие.

-: Она тянет свои ветви к небу и просит богов исполнить ваше желание. Кланялись, обращаясь к светлым духам, и молились о благополучии, здоровье детей и взрослых. Обязательно накрывали стол с угощением возле берёзы. Давайте и мы по древнему обычаю загадаем желания и привяжем на березу ленточки да угощения наши.

Выносится большая ветка, все привязывают ленточки

Шаман: Хэй,хэй,охей. (ходит вокруг с  бубном). По древнему обычаю все охотники пред охотой должны пройти обряд очищения, чтобы охота была удачной. ЧУ! (припадает ухом к земле). Я слышу топот оленей ,крики людей, скрип снега.  

(Руки к небу)Но слышу небо, оно воет, завывает, я слышу землю, она замерзает. Это от нас уходит на покой наш отец – Солнце. Солнце – это самое святое для нас, это тепло, это свет, это жизнь. (стучит в бубен и говорит) Хэйро! Хэйро!Я зову  солнце, ведь хэйро- это и есть солнце.Я зову весну!

Йэнки, йэнкинюрмэм

Йэнкат,йнкатпачэл.

Лирэх,лирэхнюрмэм

Валь юх, вальюхтоял.

Йэнки, йэнкинюрмэм

Йэнкат,йнкатпачэл.

Лирэх,лирэхнюрмэм

Валь юх, вальюхтоял.

Лорэн, лорэнмэхам

Йохмэн, йохмэнмэхам.

Моя, моя земля

Край ты мой любимый,

Вечный и родной.

Тростниковый водный,

Нет нигде такой.

Мховые болота,

Блюдца озер родных.

Это мое дыхание,

Это мой родник.

Белый, белый ягель,

Белый, белый снег.

-Сколько интересного узнали..а  лишь  я нажал на кнопку и…очутился

Дома.а теперь за работу Л.Н.есть идея, готовы писать сценарий

Всех людей мы называем ханты, ханты - русский, ненец и узбек.

 Потому что слово это «ханты» - в переводе значит «человек».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тематическое планирование курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур народов России»

Тематическое планирование курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур народов России»...

Конспект открытого урока по основам духовно - нравственной культуры народов России "Христианские и мусульманские праздники в культуре народов России"

Конспект урока по теме "Христианские и мусульманские праздники в культуре народов России" поможет учителю ОРКСЭ провести урок интересно с использованием игровых, проблемно - поисковых,  творчески...

Из литературы народов России. Г. ТУКАЙ. «РОДНАЯ ДЕРЕВНЯ», «КНИГА». К. КУЛИЕВ. «КОГДА НА МЕНЯ НАВАЛИЛАСЬ БЕДА…», «КАКИМ БЫ МАЛЫМ НИ БЫЛ МОЙ НАРОД…»

конспект урока по литературе - 6 класс. Урок 51  Тема: Из литературы народов России. Г. ТУКАЙ. «РОДНАЯ ДЕРЕВНЯ», «КНИГА». К. КУЛИЕВ. «КОГДА НА МЕНЯ НАВАЛИЛАСЬ БЕДА…», «КАКИМ БЫ МАЛЫМ НИ БЫЛ ...

Методическая разработка внеклассного занятия " Быт и традиции народов Поволжья" в рамках проекта" Национальные традиции народов России" для учащихся 7-9 классов

Это внеклассное занятие проводилось в рамках общешкольного внеклассного интегрированного проекта " Национальные традиции народов России" и предназначено для учащихся 7-9 классов с интеллектуальной нед...

Сказки народов мира, в том числе сказки народов России, как дополнительный воспитывающий, развивающий и обучающий ресурс.

Особенно дети младшего школьного возраста чутки и восприимчивы к чужой кеультуре. Они, в отличие от взрослых и подростков, внутренее расположены к межкультурной коммуникации и могут выступать посредни...

БРЕЙН-РИНГ «PROнацию» в рамках цикла городских мероприятий посвященных знакомству с культурой народов России "Народы Средней Азии"

laquo;Брэйн ринг» — это интеллектуальная игра, в рамках которой участники соревнуются друг с другом в знании и умении быстро и правильно отвечать на вопросы. Быстрый ход брейн-ринга помог...