программа работы с одаренными детьми
рабочая программа

работа с одаренными учащимися

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_raboty_s_odar.doc84 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОГРАММА РАБОТЫ

СО СПОСОБНЫМИ (ОДАРЕННЫМИ) ДЕТЬМИ

Дугарнимаева Э.Б.,

 учителя математики

МБОУ «СОСОШ№2»

2023-2024 учебный год

  1. Актуальность проблемы

Проблема работы с одаренными учащимися чрезвычайно актуальна для современного российского общества. Забота об одарённых детях сегодня – это забота о развитии науки, культуры и социальной жизни завтра. Сегодня к школе предъявляются высокие требования. Жизнь требует от школы подготовки выпускника, способного адаптироваться к меняющимся условиям, коммуникабельного и конкурентоспособного. А что значит для родителей и общества “хорошая школа”? Это школа, где

  • хорошо учат по всем предметам, а по окончании дети легко поступают в вузы;
  • преподают высококвалифицированные и интеллигентные педагоги;
  • есть свои традиции;
  • дается современное образование;
  • уважают личность ребенка, с ним занимаются не только на уроках, но и в системе дополнительного образования.

Система работы с одаренными детьми в такой школе – это максимальное развитие умений, навыков, познавательных и творческих способностей учащихся.

  1. Уровни развития способностей

Необходимо определить значение таких понятий как способности, талант, одаренность, гениальность.

Способностями называют индивидуальные особенности личности, помогающие ей успешно заниматься определенной деятельностью.

Талантом называют выдающиеся способности, высокую степень одаренности в какой-либо деятельности. Чаще всего талант проявляется в какой-то определенной сфере.

Гениальность – высшая степень развития таланта, связана она с созданием качественно новых, уникальных творений, открытием ранее неизведанных путей творчества.

  1. Одаренные дети

Массовая школа обычно сталкивается с проблемой раннего выявления и развития способностей ученика.

Отличительные особенности одаренных детей

  • Имеют более высокие по сравнению с большинством остальных сверстников интеллектуальные способности, восприимчивость к умению, творческие возможности и проявления.
  • Имеют доминирующую, активную, не насыщаемую познавательную потребность.
  • Испытывают радость от умственного труда.

Категории одаренных детей

  • Дети с необыкновенно высоким общим уровнем умственного развития при прочих равных условиях.
  • Дети с признаками специальной умственной одаренности - одаренности в определенной области науки, искусства.
  • Учащиеся, не достигающие по каким - либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью психического склада, незаурядными умственными резервами.

Принципы работы с одаренными детьми

  • Принцип дифференциации и индивидуализации обучения.
  • Принцип максимального разнообразия предоставляемых возможностей.
  • Принцип обеспечения свободы выбора учащимися дополнительных образовательных услуг.
  • Принцип возрастания роли внеурочной деятельности одаренных детей.
  • Принцип усиления внимания к проблеме межпредметных связей в индивидуальной работе с учащимися.
  • Принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальной роли учителя.

  1. Содержание

Цель:

  • Развитие у обучающихся интереса к творческой и исследовательской деятельности, к выполнению сложных заданий, способности мыслить творчески, а также укрепление в них уверенности в своих силах.
  • Создание условий для оптимального развития одаренных детей.

Задачи:

  • выявить способных и одаренных детей, проявляющих интерес к точным наукам;
  • использовать индивидуальный подход в работе с одаренными учащимися на уроках   естественно-математического цикла и во внеурочное время с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей;
  • вовлекать учащихся в различные внеурочные конкурсы, интеллектуальные игры, олимпиады, позволяющие учащимся проявлять свои возможности.

Методы работы:

  • анкетирование, опрос;
  • собеседование;
  • тестирование;
  • анализ научных источников;
  • творческие работы;
  • метод прогнозирования;
  • метод исследования проблемы.

Формы работы с одаренными учащимися:

  • творческие мастерские;
  • групповые занятия с сильными учащимися;
  • кружковые занятия;
  • интеллектуальные конкурсы;
  • интеллектуальный марафон;
  • участие в предметных олимпиадах;
  • работа по индивидуальным планам;
  • научно-исследовательские конференции;

Направления программы:

  1. Диагностика обучающихся – оценка общей одаренности.
  2. Работа со способными и одаренными детьми на уроках.
  3. Использование системы заданий повышенной сложности:
  • задания на развитие логического мышления, нахождение общего, частного, промежуточного понятий, расположение понятий от более частных к более общим.
  • задания на развитие творческого мышления – выполнение творческих работ обучающимися.
  • задания на составление учебных проектов.
  • задания на прогнозирование ситуаций.
  1. Внеклассная работа с обучающимися –создание временных групп (групп по подготовке к олимпиадам, конкурсам, конференциям)  с учетом интересов учащихся.
  2. Основной принцип работы – принцип «обогащения».

Ресурсное обеспечение:

  • наличие учебной аудитории;
  • библиотечный фонд – наличие литературы;
  • цифровые ресурсы – ИКТ.

Критерий эффективности:

  1. Высокий уровень познавательного интереса к предмету.
  2. Отсутствие неуспевающих по предмету.
  3. Увеличение количества обучающихся, сдающих успешно ОГЭ, ЕГЭ по математике.
  4. Учащиеся становятся призерами олимпиад и конкурсов различного уровня.

Условия успешной работы с одаренными учащимися

  1. Осознание важности работы с одаренными детьми каждым членом коллектива и усиление в связи с этим внимания к проблеме формирования положительной мотивации к учению.
  2. Создание и постоянное совершенствование методической системы работы с одаренными детьми.
  3. Признание коллективом педагогов и руководством школы того, что реализация системы работы с одаренными детьми является одним из приоритетных направлений работы школы.


  1.  План индивидуальной работы с одарёнными детьми

        

Направление

Мероприятия

Срок

Изучение нормативных документов, рекомендаций и опыта работы педагогов

1. Изучение нормативных документов и методических рекомендаций по работе с одаренными детьми.

Сентябрь

Создание методической копилки

2.Создание методической копилки (тесты, карточки для дифференцированной работы, олимпиадные задания, задания повышенной трудности по математике, разработки интеллектуальных марафонов, игр).

В течение учебного года.

Систематизация работы  в урочной деятельности

 3. Развитие и стимуляция познавательного интереса учащихся:

  • умения учиться
  • постановка и решение учебных проблем
  • творческие работы
  • исследования
  • дидактические игры

В течение учебного года.

4. Развитие общеучебных умений самостоятельной работы:

творческие умения:

  • уметь видеть проблему;
  • уметь сформулировать проблему;
  • уметь выдвинуть гипотезу;
  • уметь составить план решения проблемы, задачи;
  • уметь делать обобщения и выводы;
  • уметь систематизировать материал;
  • уметь составить доклад по теме (на основании разных источников);
  • уметь перекодировать материал (изобразить его в виде схемы, рисунка, диаграммы, таблицы);
  • уметь решить задачу;
  • уметь делать прогноз;

организационно-рефлексивные умения:

  • уметь планировать свою деятельность (ставить цели, составлять план);
  • уметь анализировать свою деятельность (вычленять успешные и неудачные способы, приемы, затруднения, сравнивать результаты с целями);
  • уметь оценивать свою и чужую познавательную и коммуникативную деятельность

В течение учебного года.

 

5. Формирование исследовательской культуры учащихся:

  • формирование мыслительных умений и навыков
  • формирование умений и навыков работы с книгой и другими источниками информации
  • формирование умений и навыков, связанных с культурой устной и письменной речи
  • развитие исследовательских умений и навыков

В течение учебного года.

 

Создание условий для работы с одаренными детьми во внеурочное время

6. Подготовка и проведение школьных предметных олимпиад по математике

По графику 

7. Участие в районных предметных олимпиадах по математике

По графику

8. Участие в предметных неделях, творческих конкурсах

По графику

9.Участие в общероссийских конкурсах: «Кенгуру», «Олимпиада по логике», «Учу.ру» и др.

По графику

10. Математический кружок в 5а классе

По графику

 11. Работа с учащимися по углубленному изучению предмета на консультациях (9 класс, 11 класс)

По графику

12. Участие в  научно-практической конференции учащихся.

Проведение мероприятий с родителями одаренных детей

13.Беседы с родителями с целью определения их основных подходов к данной проблеме.

Сентябрь

14. Совместное участие родителей и детей в творческих конкурсах.

По графику

Литература:

  1. Математика. 6-9 класс. Поступаем в ВУЗ по результатам олимпиад. Часть 2./Под редакцией Ф.Ф.Лысенко. – Ростов-на Дону: Легион-М, 2009. – 112 с.
  2. Макарычев Ю. Н., Миндюк Н. Г. Алгебра: элементы статистики и теории вероятностей, 7-9 кл. – М.: Просвещение, 2008 г.
  3. Подготовка школьников к олимпиадам по математике: 5-6 классы. Методическое пособие / авт.-сост. Г.И.Григорьева. – М.: Издательство «Глобус», 2009. – 152 с.
  4. Предметная неделя математики в школе / Т.Г.Власова. – Изд. 5-е – Ростов н/Д.: Феникс, 2009. 168 с.
  5. Самое полное издание типовых вариантов заданий ОГЭ : 2015 : Математика  под ред. А.Л.Семенова, И.В.Ященко. – М.: АСТ: Астрель, 2015

Технические средства обучения.

  1. Ноутбук.
  2. Мультимедийный проектор

Дидактический материал к уроку

1.Виртуальная школа Кирилла и Мефодия.

2. Презентации уроков по разделам.

3. Таблицы, макеты.

4. Интернет ресурсы:

1. www.fipi.ru - Федеральный институт педагогических измерений

2. www.school-collection.edu.ru – единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

3. www.mathgia.ru – Открытый банк заданий по математике

4. www.uroki.net – бесплатная методическая помощь учителю математики

5. www.math-on-line.cov – занимательная математика школьникам

6. www.kenguru.sp.ru – международный математический конкурс «Кенгуру»

8. www.methmath.ru – методика преподавания математики

9. www.uztest.ru – ОГЭ по математике (подготовка)

10. www.math.ru – Интернет поддержка учителей математики (электронные книги, видеоколлекции, …)

11. www.it-n.ru – сеть творческих учителей

12. www.problems.ru – база данных по всем темам школьной математики

13. www.som.fsio.ru – образовательный математический сайт

14. www.presentaci.ru 
4. Медиатека:

- CD  диск. Математика 5-11 классы в 2-х частях

- CD диск. Интерактивная математика 5-9 классы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа работы с одаренными детьми в МОУ Ильичевская ООШ на 2010-2013 гг.

Создание системы работы с одаренными и талантливыми детьми является одним из направлений национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», поэтому обеспечение условий для выявления и развити...

программа работы с одаренными детьми

программа. одаренные дети...

Программа работы с одаренными детьми

Таланты надо воспитать,Их надо развивать, в них надо верить!...

программа работы с одаренными детьми

программа разработана  с 2011 по2014 год...

Программа работы с одаренными детьми

В программе раскрывается значимость в современное время работы с одаренными детьми. Раскрываются формы, принципы и методы работы....

Программа работы с одаренными детьми

В данной программе обозначены основные направления работы с одаренными детьми в основной школе. Предлагается примерный календарно-тематический план. Программа рассчитана на 3 учебных года....

Программа работы с одаренными детьми

Программа работы школы с одаренными детьми. Программа работы учителя русского языка с одаренными детьми....