Рабочая программа по внеурочной деятельности «Кукольный театр «Арлекин»
рабочая программа

Зинаида Александровна Тюнина

Театр раскрывает духовный и творческий потенциал ребенка, способствует обогащению словарного запаса. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Составители: учитель русского языка и литературы  Тюнина З.А.,  высшая кв. категория,

учитель математики и информатики Исмагилова О.П., высшая кв. категория,

учитель технологии Мавлетова Р. Л., высшая кв. категория

        

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Кукольный театр «Арлекин» адресована обучающимся 5 - 9 классов.

Программа рассчитана на 120 часов, (4 часа в неделю), что соответствует учебному плану общеобразовательной организации.

Программа содержит пояснительную записку, общую характеристику курса, описание места учебного курса в учебном плане, формы и методы организации учебной деятельности, планируемые результаты освоения данного курса, календарно-тематическое планирование.

Рабочая программа одобрена на заседании методического совета,

протокол № ____ от «____» ____________ 2020 г.

Председатель методического совета_______________                И.В. Сосновская

                                                                                        (подпись)                                            (Ф.И.О.)

Рабочая программа рассмотрена методическим объединением учителей-предметников,

протокол № ____ от «____» __________ 2019 г.

Руководитель        ________________        З.А. Тюнина

                                                              (подпись)            (Ф.И.О.)

Пояснительная записка

Театр раскрывает духовный и творческий потенциал ребенка, способствует обогащению словарного запаса. Слово рассматривается как средство создания художественного образа. Дети, чтобы понять характеры персонажей, смысл событий, в которых они участвуют, должны вчитаться в речевые характеристики героев, понять авторскую оценку происходящего, увидеть и почувствовать фон действия. Театр – один из самых демократичных и доступных для детей видов искусства – позволяют решать актуальную проблему, связанную с развитием коммуникативных качеств личности.

Цель:

  • развитие творческих способностей детей средствами кукольного театрального искусства.

Данная цель обусловливает решение следующих задач:

  • реализация творческого потенциала личности школьника;
  • знакомство учащихся с основами кукольной театрализации (театральная игра и актёрское

мастерство, приёмы кукловождения, сценическое движение, сценическая речь, музыкальное оформление пьесы, декорации, история кукольного театра);

  • систематическое и целенаправленное развитие зрительного восприятия, пространственного

мышления, фантазии, речи детей;

  • развитие художественного и ассоциативного мышления школьников;
  • обогащение эмоционально-образной сферы;
  • формирование художественных предпочтений, этических, эстетических оценок искусства,

природы, окружающего мира;

  • формирование нравственных качеств,  гуманистической личностной позиции, позитивного и

оптимистического отношения к жизни;

  • развитие коммуникативной культуры детей.

Общая характеристика курса

                Данный курс не преследует цели изучения приёмов и методов театрального искусства, акцент делается на развитие личностных  качеств ученика, его духовного мира. Все дети – творцы, у каждого ребенка есть способности и таланты. Одни склонны к изобразительному творчеству, другие – к конструированию, третьи – к сочинительству, а четвёртые – ещё к чему-либо.  Но все они, такие разные,  любят кукольный  театр.     Театральная деятельность развивает личность ребёнка, прививает устойчивый интерес к литературе, театру, совершенствует навык воплощать в игре определённые переживания, побуждает к созданию новых образов. Благодаря занятиям в театре кукол жизнь ребят становится более интересной и содержательной, наполняется яркими впечатлениями, интересными делами, радостью творчества.

Программа направлена на:

  • создание условий для  творческой самореализации личности;
  • развитие мотивации личности ребёнка к познанию и творчеству;
  • обеспечения эмоционального благополучия ребёнка;
  • приобщение воспитанников к общечеловеческим ценностям;
  • профилактику асоциального поведения.

Занятия в кукольном театре влияют:

  • на формирование дикции;
  • выработку речевого дыхания, речевого голоса;
  • воспитание интонационной выразительности (эмоциональности речи);
  • формирование творческого мышления.

Совершенствование свойств голоса происходит в игровых ситуациях (исполнение различных ролей: зайчик, лисичка, медведь и т.п.).

Смена высоты тона в процессе говорения обеспечивает певучесть, мягкость, мелодичность речи.

Произнесение звуков, слов, фраз с различной громкостью тренирует силу голоса.

В процессе репетиций кукольных спектаклей у воспитанников развиваются:

  • убедительность речи,
  • активность и инициативность в общении,
  • умение ориентироваться в коммуникативной ситуации.

Программа предназначена обучающимся 5 - 9 классов.

                Участниками  группы являются воспитанники из разных классов.

Место внеурочной деятельности «Кукольный театр «Арлекин»  в учебном плане

           Программа рассчитана на 120 ч. Количество учебных часов в неделю – 4 часа, 1, 2 группа –по 35 часов, 3 группа– 70 часов.

Место проведения

                   Занятия проводятся в учебном классе, на сцене, в зависимости от вида деятельности.

Формы и методы организации учебной деятельности

Форма занятий:  театрализованные игры, репетиционные занятия, постановка этюдов, постановочные занятия, информационные занятия, «творческие мастерские».

            Для успешной реализации программы используются разнообразные формы работы. Задания подобраны так, чтобы процесс обучения осуществлялся непрерывно от простого к более сложному.

        При разработке данной программы учитывались физические и психологические особенности учащихся, поэтому в программе применяются здоровьесберегающие технологии.

        Обучение осуществляется при условии единства теоретических знаний и практических умений. При проведении занятий теория не выделяется в самостоятельную часть, а вплетается в практическую деятельность и служит её основой. На всех этапах работы осуществляется индивидуальный подход.

        В процессе обучения  наряду с традиционными методами используются методы и приёмы развивающего и проблемного обучения, основанные на личностно – ориентированном подходе.

        Особое внимание в программе уделяется работе со сказкой, так как обращение к сказочным проблемным ситуациям развивает творческое воображение,  логическое мышление и познавательную сферу личности.

        В образовательном процессе используются информационно – коммуникационные технологии (подготовка материала к занятиям, компьютерные презентации, создание афиши к спектаклю и т.д.), технология коллективной творческой деятельности.

        Через организацию различных форм работы на занятиях ребёнок получает навыки сотрудничества, сотворчества, работы в коллективе.

        Методы обучения: театральная игра, ритмопластика, культура и техника речи, основы театральной культуры, основы работы с куклами, работа над спектаклем.

Театральная игра – исторически сложившееся общественное явление, самостоятельный вид деятельности, свойственный человеку.

Задачи. Учить детей ориентироваться в пространстве, равномерно размещаться на площадке, строить диалог с партнером на заданную тему; развивать способность произвольно напрягать и расслаблять отдельные группы мышц, запоминать слова героев спектаклей; развивать зрительное, слуховое внимание, память, наблюдательность, образное мышление, фантазию, воображение, интерес  к сценическому искусству; упражнять в четком произношении слов, отрабатывать дикцию; воспитывать нравственно-эстетические качества. 

Ритмопластика включает в себя комплексные ритмические, музыкальные пластические игры и упражнения, обеспечивающие развитие естественных психомоторных способностей детей, свободы и выразительности телодвижении; обретение ощущения гармонии своего тела с окружающим миром.

Задачи. Развивать умение произвольно реагировать на команду или музыкальный сигнал, готовность действовать согласованно, включаясь в действие одновременно или последовательно; развивать координацию движений; учить запоминать заданные позы и образно передавать их; развивать способность искренне верить в любую воображаемую ситуацию; учить создавать образы животных с помощью выразительных пластических движений. 

Культура и техника речи. Игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата.

Задачи. Развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию, четкую дикцию, разнообразную интонацию, логику речи; связную образную речь, творческую фантазию; учить сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы; произносить скороговорки и стихи; тренировать четкое произношение согласных в конце слова; пользоваться интонациями, выражающими основные чувства; пополнять словарный запас.

Основы театральной культуры. Детей знакомят с элементарными понятиями, профессиональной терминологией театрального искусства (особенности театрального искусства; виды театрального искусства, основы актерского мастерства; видами кукол, культура зрителя). 

Задачи. Познакомить детей с театральной терминологией; с основными видами театрального искусства; воспитывать культуру поведения в театре.

Работа над спектаклем базируется на авторских пьесах и включает в себя знакомство с пьесой, сказкой, работу над спектаклем – от этюдов к рождению спектакля.

Задачи. Учить исполнять этюды по сказкам, басням; развивать навыки действий с воображаемыми предметами; формировать навыки работы с перчаточной куклой, учить находить ключевые слова в отдельных фразах и предложениях и выделять их голосом. Развивать умение пользоваться интонациями, выражающими разнообразные эмоциональные состояния (грустно, радостно, сердито, удивительно, восхищенно, жалобно, презрительно, осуждающе, таинственно и т.д.); пополнять словарный запас, образный строй речи.

Формы работы:

  1. Индивидуальная самостоятельная форма работы, позволяющая осуществить индивидуальный подход к ребёнку на учебных занятиях.
  2. Групповая форма:  учебные занятия, массовые мероприятия.
  3. Коллективная, которая учит сотворчеству, позволяет развивать в детях чувство ответственности, сопереживания, подчиняя свои интересы общей цели, помогает повысить их самооценку (совместная деятельность на учебных занятиях, массовых мероприятиях).
  4. Парная, предполагающая совместное творчество ученика и педагога, что способствует формированию доверительных отношений между взрослым и ребёнком.

Приемы активизации творческой деятельности:

- создание ситуации успеха;

- решение проблемных ситуаций.

Планируемые результаты освоения данного курса

                

Личностные

Метапредметные

Предметные

Знать

– о формах проявления заботы о человеке при групповом взаимодействии;

- правила поведения на занятиях, раздевалке, в игровом творческом процессе.

- правила игрового общения, о правильном отношении к собственным ошибкам,  к победе, поражению.

- знать о ценностном отношении к театру как к  культурному наследию народа.

- иметь нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми  в соответствии с общепринятыми нравственными нормами.

  •  необходимые сведения о видах изученных кукол, особенностях работы с куклами разных систем;
  • о способах  кукловождения кукол разных систем;
  • о сценической речи;
  • о декорациях к спектаклю;

- о подборе музыкального сопровождения к спектаклю.

Уметь

-  анализировать и сопоставлять, обобщать, делать выводы, проявлять настойчивость в достижении цели.

-соблюдать правила игры и дисциплину;

- правильно взаимодействовать с партнерами по команде (терпимо, имея взаимовыручку и т.д.).

-  выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для ребенка видах творческой  и игровой деятельности.

- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей          -   адекватно воспринимать предложения и оценку учителя, товарища и других людей

- контролировать и оценивать процесс и результат деятельности;

- выбирать вид чтения в зависимости от цели;

- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности

- формулировать собственное мнение и позицию

-   работать с куклами изученных систем при показе спектакля;

  • импровизировать;
  •  работать в группе, в коллективе.
  •  выступать перед публикой, зрителями.

Применять

- быть сдержанным, терпеливым, вежливым в процессе взаимодействия;

-подводить самостоятельный итог занятия; анализировать и систематизировать полученные умения и навыки.

- полученные сведения о многообразии театрального искусства

красивую, правильную, четкую, звучную речь как средство полноценного общения.

- самостоятельно выбирать, организовывать  небольшой творческий проект;

-иметь первоначальный  опыт самореализации в различных видах творческой деятельности, формирования потребности и умения выражать себя в доступных видах творчества.

Тематическое планирование по внеурочной деятельности

«Кукольный театр «Арлекин» 5 -9 класс

1 группа

№ п/п

Разделы

Кол-во часов

1

Основы театральной культуры.

17

2

Ритмопластика

2

3

Этика и этикет.

3

4

Культура и техника речи.

1

5

Театральная игра.

7

Итого

30

2 группа

№ п/п

Разделы

Кол-во часов

1

Введение

2

2

Создание афиш в AdobePhotoshopCC

10

3

Создание программ к спектаклю в MicrosoftPublisher

8

4

Работа с аудио- и видео - файлами

15

Итого

35

3 группа

№ п/п

Разделы

Кол-во часов

1

Вводное занятие

2

2

Папье - маше

32

3

Изготовление одежды.

10

4

Изготовление декораций и бутафории.

12

5

Генеральная репетиция. Спектакль.

4

Итого

60

Календарно-тематическое планирование  по внеурочной деятельности

«Кукольный театр «Арлекин» 5 -9 класс

1 группа

№ 

п/п

Тема занятия

Дата

план

факт

Основы театральной культуры. Театр как вид искусства.

1

Вводное занятие « Что такое театр?»

2

 Обсуждение сценария сказки «Теремок». Обсуждение декораций, костюмов, музыкального сопровождения.

3

Распределение ролей с учетом пожелания юных артистов и соответствие каждого из них избранной роли (внешние данные, дикция и т. п.)

4

Выразительное чтение сказки по ролям.

5

Репетиция индивидуальная.

6

Анализ выступления (недостатки, интересно ли было работать над спектаклем, что будем делать дальше).

7

Виды театрального искусства. Знакомство со структурой театра, его основными профессиями: актер, режиссер, сценарист, художник, гример.

8

Культура поведения в театре. Понятия «зритель» и «фанат». Обсуждение сценария.

9

Знакомство с Новогодними сказками. Выбор для постановки. Распределение ролей с учетом пожеланий артистов.

10

Выразительное чтение сказки по ролям.

11

Репетиция индивидуальная.

12

Репетиция. Работа с каждым артистом.

13

Генеральная репетиция.

14

Постановка Новогоднего спектакля.

15

Обсуждение спектакля (успех или неуспех? ошибки, недостатки).

16

Театральное здание. Зрительный зал. Сцена. Мир кулис.

17

Сценарий и правила работы с ним.

Ритмопластика

18

Ритмопластика массовых сцен и образов. Совершенствование осанки и походки. Учимся создавать образы животных.

19

Творческие задания «Изобрази», «Войди в образ». «Профессионалы», «Что бы это значило», «Перехват». Упражнения «Исходное положение», « Зернышко»

Этика и этикет

20

«Этика», «этикет», «этикетка», научиться их различать. Золотое правило нравственности «Поступай с другими так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой».

21

Понятие такта. Золотое правило нравственности «Поступай с другими так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой».

22

Шутливые словесные загадки. Найди ошибку и назови слово правильно.

Культура и техника речи.

23

Учусь говорить красиво. Что значит красиво говорить? «Сквернословие… это всегда плохо или иногда хорошо?».

Театральная игра.

24

Выбор сценок и распределение ролей. Репетиция.

25

Репетиция. Работа с каждым артистом.

26

Репетиция индивидуальная.

27

Генеральная репетиция.

28

Генеральная репетиция.

29

Постановка спектакля.

30

Обсуждение спектакля (успех или неуспех? ошибки, недостатки).

31

Выразительное чтение поэзии и прозы.

32

Шутливые словесные загадки. Найди ошибку и назови слово правильно.

33

Показ заранее подготовленных самостоятельно сценок из школьной жизни.

34

Показ заранее подготовленных самостоятельно сценок из школьной жизни.

35

Посиделки за круглым столом: «Наши успехи и недостатки». Итоги работы за год.

Всего: 35 часов

Календарно-тематическое планирование  по внеурочной деятельности

«Кукольный театр «Арлекин» 5 -9 класс

2 группа

№ п/п

Тема занятия

Дата

план

факт

Введение

1

Театр начинается с афиши.

2

Программы для дизайна и вёрстки.

Создание афиш в AdobePhotoshopCC

3-4

Профессиональная разработка дизайна афиш к спектаклю №1.

5

Создание афиши к спектаклю №1.

6

Создание афиши к спектаклю №1.

Создание программ к спектаклю в MicrosoftPublisher

7-8

Профессиональная разработка дизайна программы спектакля №1.

9

Создание программы к спектаклю №1.

Работа с аудио- и видео- файлами

10-11

Музыкальное оформление спектакля №1.

12-13

Видеосъемка спектакля №1.

14

Монтаж видео спектакля №1.

Создание афиш в AdobePhotoshopCC

15-16

Создание афиши к спектаклю №2

Создание программ к спектаклю в MicrosoftPublisher

17-18

Создание программы к спектаклю №2.

Работа с аудио- и видео- файлами

19-20

Музыкальное оформление спектакля №2.

21

Обсуждение спектакля (успех или неуспех? ошибки, недостатки).

Создание афиш в AdobePhotoshopCC

22-23

Профессиональная разработка дизайна афиш к спектаклю №3.

24-25

Создание афиши к спектаклю №3.

Создание программ к спектаклю в MicrosoftPublisher

26

Профессиональная разработка дизайна программы спектакля №3.

27-28

Создание программы к спектаклю №3.

Работа с аудио- и видео- файлами

29-30

Музыкальное оформление спектакля №3.

31

Видеосъемка спектакля №3.

32

Монтаж видео спектакля №3.

33

Обсуждение спектакля (успех или неуспех? ошибки, недостатки).

34

Итоговое оформление результатов в виде коллажа.

35

Посиделки за круглым столом: «Наши успехи и недостатки». Итоги работы за год. Показ заранее подготовленных самостоятельно сценок из школьной жизни.

Всего: 35 часов

Календарно-тематическое планирование  по внеурочной деятельности «Кукольный театр «Арлекин» 5 -9 класс

3 группа

№ п/п

Тема занятия

Дата

план

факт

Вводное занятие

1

Декоративно – прикладное искусство России, других стран и народов.

2

Обсуждение эскизов кукол и декораций. 

Папье -маше

3

История возникновения папье-маше.

4

Основные и прикладные материалы.

5

Техника безопасности.

6

Изготовление игрушки  (головы).

7

Расписывание головы

Изготовление одежды для кукол

8

Обсуждение эскизов, костюмов. Техника безопасности при работе.

9

Изготовление одежды дол кукол.

Изготовление декораций и бутафории.

10

Дизайн-спецификация и дизайн-анализ.

Разработка эскизов для ширмы.

Изготовление бутафории, декорации, пошив занавеси для ширмы и оформление.

Генеральная репетиция. Спектакль.

11

Генеральная репетиция. Спектакль.

12

Посиделки за круглым столом: «Наши успехи и недостатки». Итоги работы за год. Показ заранее подготовленных самостоятельно сценок из школьной жизни.

Учебно-методический комплекс

Дополнительная литература

Интернет ресурсы

Т.Н. Караманенко “Кукольный театр”  М. 2001.

Н.Ф. Сорокина “Играем в кукольный театр”  М., 1999 г.

И.А. Генералова «Театр» М: «Баллас», 2010.

Ю.Л. Алянский  «Азбука театра»  М. : АРКТИ, 1998.

Т.Н. Доронова  «Развитие детей в театрализованной деятельности» М. : Просвещение, 1998.

В.Е. Зарубина «Куклы» М. : ТЦ «Сфера», 2001.

    Калмановский Е. «Театр кукол, день сегодняшний» Л.  Искусство, 1977.

Колчеев Ю.В., Колчеева Н.И. «Театрализованные игры в школе» М., 2001

     Парулина, О.В. «Мир игрушек и поделок»  Смоленск, 2000.

Сорокина, Н.Ф. «Играем в кукольный театр : программа «Театр – творчество – дети» М. : АРКТИ, 2002.

Фесюкова, Л.Б. «Воспитание сказкой» М. : Фолио, 2000.

http://lit.lib.ru/e/emelxjanowa_o_w/

http://www.rukukla.ru/article/idea/kukolnyi_teatr.htm

http://jollity.narod.ru/dolls.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по внеурочной деятельности "Кукольный театр" первый год обучения

Рабрчая программа по внеурочной деятельности"Кукольный театр". Данную рабочую программу можно использовать с 5-7 классы, т.к. она для первого года обучения....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности курса «Театр одного актёра» для 8 класса

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Театр одного актёра» составлена на основе  нормативных документов,  используемых при составлении программ учебных предметов, и ос...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Музыкальный театр».

Рабочая программа к курсу «Музыкальный театр» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Курс вве...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Школьный театр"

Старшеклассникам для поступления в творческие учебные заведения необходимы школьный театр и актерское мастерство для качественного развития личности. Необходимо точно понимать, в каком направ­лени...

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Кукольный театр»

Театр – один из самых демократичных и доступных для детей видов искусства – позволяют решать актуальную проблему, связанную с развитием коммуникативных качеств личности....