РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности курса «Театр одного актёра» для 8 класса
рабочая программа (8 класс) по теме

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Театр одного актёра» составлена на основе  нормативных документов,  используемых при составлении программ учебных предметов, и основана на  разработанной дополнительной образовательной программе «Основы актёрского мастерства»  для  театральных студий и школьных кружков. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rp_i_ktp_teatr_odnogo_aktyora.doc206 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя

общеобразовательная школа № 640 Приморского района Санкт-Петербурга

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по внеурочной деятельности

курса «Театр одного актёра»

для 8 класса

4 часа в неделю (всего 130 часов)

                                    Автор-составитель:

                                        Педагог допобразования:

                                   Держиева О.А.

                             Учитель первой  

                                                        квлификационной категория

 2018 / 2019 уч.г

Санкт-Петербург

Пояснительная записка.

Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Внеурочная деятельность понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно-полезной деятельности.

Цель внеурочной деятельности: создание условий для развития школьником своих интересов на основе свободного выбора, постижения духовно-нравственных ценностей и культурных традиций.

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Театр одного актёра» составлена на основе  нормативных документов,  используемых при составлении программ учебных предметов, и основана на  разработанной дополнительной образовательной программе «Основы актёрского мастерства»  для  театральных студий и школьных кружков.  

         Занятия актёрским мастерством, техникой речи, сценическим движением являются основными в работе  театрального  кружка  и  тесно  связаны  с  другими  учебными предметами:  «МХК»,  «Культурология», «Русский язык и литература», «Риторика», «Музыка». Занятия строятся  на  использовании  театральной  педагогики,  технологии актёрского  мастерства,  адаптированной  для  школьников,  с  использованием игровых  элементов.  Для  того,  чтобы  интерес  к  занятиям  не  ослабевал, учащиеся занимаются театральными постановками, принимают участие  в концертах и других мероприятиях  школы. Школьники  обучаются творческому самочувствию и эмоциональной устойчивости.  Это  служит  мотивацией к учебе  и  даёт  перспективу показа приобретённых навыков перед зрителями.

              Дополнительная  образовательная  программа  «Основы  актерского  мастерства»  входит в курс внеурочной  деятельности и направлена  на  удовлетворение  художественно-эстетических потребностей  личности,  способствует  формированию  ее  сознания, расширяет  жизненный  опыт,  способствует    духовному,  социальному  и профессиональному становлению творческой личности школьника.

Актерские  тренинги  и  упражнения  представляют  собой непрерывную  смену  игр  и  упражнений,  которые  осуществляют последовательный,  поэтапный  отбор  различных  элементов  актерской техники,  пробуждают  творческую  и  личную  активность  каждого учащегося  без  насилия  над  его  природой.  Актерский  тренинг предполагает  самое  широкое  использование  игры,  так  как  именно  игра дает  чувство  смелости,  свободы,  азарта.  Заинтересованность  ученика становится  обязательным  условием  хорошего  выполнения  поставленных перед ним задач. Занятия по технике речи и сценической речи обучают школьников искусству слова – ораторскому искусству.

         В  течение  учебного  года  группа  готовит  минимум  два  учебных  спектакля, занимаются инсценированием басен, постановкой сценических номеров, принимают участие в конкурсах чтецов.  Каждый составляет свой личный репертуар.  

Театр помогает  ребенку  в  постижении  окружающего  мира.  Он  заражает  детей добром, желанием делиться своими мыслями и умением слышать других, развиваться,  творя  и  играя.  Именно  игра  является  непременным атрибутом  театрального  искусства.  Игра  и  игровые  упражнения   приспосабливают  ребенка  к  окружающей  среде.  На занятиях  создаётся доброжелательная атмосфера, оказывается помощь ребенку в раскрытии себя в общении и творчестве.

Целесообразность, актуальность и новизна.

 Родители, учителя достаточно    часто  сталкиваются  с ситуациями,  когда  дети  очень  плохо  владеют  речью,  не  могут  выразить собственные мысли и чувства, панически боятся публичных выступлений. В игровой  программе  занятий  эти  недостатки  развития  исправляются  легче.

Этот  курс внеурочной деятельности  включает  в  работу  физический, эмоциональный  и  интеллектуальный  аппарат  ребенка,  формирует определенные  актерские  исполнительские  умения  и  навыки,  знакомит  с  сущностью  исполнительского  театрального  искусства,  с выразительностью  и  содержательностью  сценического  действия; способствует выявлению творческого потенциала учащихся. Поэтому   программа  курса  актуальна  и педагогически  целесообразна,  как  одна    из  эффективных  форм  развития творческого потенциала личности.  

Выбор  произведения,  изучение  и  анализ  текста,  выбор  средств  выражения, творческое  исполнительское  воплощение,  публичные  выступления, последующие  обсуждения  должны  постоянно  вести  ребенка  вперед, способствовать его творческому росту и эстетическому развитию.

Новизна  данной  программы  выражается  в  желании  дать  возможность каждому  ребенку  почувствовать  себя  значимым,  научиться  легко устанавливать  контакты  с  партнерами,  узнать  много  нового  об  искусстве театра,  овладеть  серьезными  знаниями,  необходимыми  в  дальнейшем  в любой профессии.

 

Цели:

Выявление одаренных детей в области театрального искусства в раннем возрасте. Художественно-эстетическое  развитие  личности  ребенка  на основе  приобретаемых  им  в  процессе  освоения  программы театрально-исполнительских умений и навыков. Подготовка одаренных детей  к поступлению  в образовательные учреждения,  реализующие  профессиональные  образовательные программы в области театрального искусства.

Задачи:  

Приобретение детьми опыта творческой деятельности; приобретение детьми знаний, умений и навыков в области актерского мастерства; овладение всеми видами сценического внимания; развитие ассоциативного и образного мышления.  Научить свободно  ориентироваться  и  действовать  в  сценическом пространстве; выполнять сценическую задачу, Познакомить учащихся с театром как видом искусства. Развить творческие способности личности; сформировать у подростков устойчивый интерес к театральному искусству. Научить снимать индивидуальные зажимы; органично  и  естественно  существовать  в  предлагаемых обстоятельствах;  оправдать заданную ситуацию, импровизировать;  мыслить и взаимодействовать с партнером на сцене.

           

УМК

В  основу  обучения  актерскому  мастерству  положены  методические разработки  К.С.  Станиславского   и  В.И.  Немировича  –  Данченко,   а  также теоретические  и  практические  работы  лингвистов, психологов, преподавателей сценического действия и речи, театроведов.  

На  занятиях  используются и координируются все практические навыки,  приобретаемые  учащимися  в  процессе  освоения  курса  по словесному  действию  (художественное  слово),  сценическому  движению  и пластике  (ритмика  и  танец),  музыкальным  предметам  (основы  нотной грамоты,   слушание  музыки).  

На занятиях учащиеся знакомятся с произведениями различных жанров и стилей, что способствует  развитию  их  эстетического  вкуса.  Художественные  задачи, стоящие  перед  ребенком  на  каждом  этапе,  не  должны  превышать  его возможностей  и  одновременно  должны  постоянно  способствовать  его художественному и творческому росту. При подборе репертуара  педагог  также  обязан  учитывать  нагрузку  школьника, определенную действующими СанПиН, и не превышать ее.

 

Планируемые результаты.

Личностные универсальные метапредметные умения и знания

Обучающиеся научатся: ориентироваться на понимание причин успеха во внеурочной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, рефлексию соответствия результатов требованиям конкретной задачи оценивать себя на основе критериев успешности внеурочной деятельности, осознавать себя как гражданина России, чувствовать  сопричастность и гордость за свою Родину, народ и историю, чувствовать  прекрасное  на основе знакомства с мировой культурой, приобрести опыт эмоционально окрашенного, личностного отношения к культуре, осознать свое место в мире, оптимистически воспринимать окружающую действительность.

        

Познавательные универсальные учебные действия

           Обучающиеся научатся: осуществлять поиск необходимой информации с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в контролируемом пространстве Интернет;  осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации о мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ осознанно и произвольно строить общение, иметь понятия о  культуре речи  и культуре общения, освоить технику речи

     

Регулятивные универсальные учебные действия

Обучающиеся научатся:   планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; оценивать правильность выполнения действий,  адекватно воспринимать критику,  проявлять познавательную инициативу,  работать по плану и корректировать свою деятельность; вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Обучающиеся научатся: адекватно использовать необходимые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое сообщение, владеть диалогической формой коммуникации, ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии, учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве, формулировать собственное мнение и позицию, совершенствовать собственную речь.

Освоение  курса  может  контролироваться проведением открытых занятий, показом мини-спектаклей, творческих работ. Итоговые  занятия  проводятся  в  конце  каждого полугодия с обязательным приглашением зрителей.  

 

Содержание программы курса «Театр одного актёра»

Содержание  курса внеурочной деятельности «Театр одного актёра» очень тесно связано со всей системой эстетического воспитания и такими  практическими  дисциплинами,   как «Художественное слово», «Техника речи», «Сценическая речь», «Сценическое действие» и «Риторика».

Актёрское мастерство

Сценическое внимание. Отличительные особенности внимания в жизни и на сцене. Использование специальных упражнений и тренингов для выработки сценического внимания.

Фантазия и воображение. Данные понятия необходимы актеру для создания образа. Для развития этих качеств используются упражнения, где обычные предметы, благодаря фантазии ребенка совершают невероятные превращения. Использование этюдов помогает развивать воображение и смоделировать жизненные ситуации.

Раскрепощение мышц. Ряд упражнений помогает снять физиологический зажим мышц, который происходит из-за психоэмоционального состояния актеров – новичков, впервые попавших на сцену, способствуют раскрепощению упражнения  с воображаемыми предметами.

Сценическое общение. Необходимо научить актера общаться на сцене «глаза в глаза». Для этого используются упражнения на взаимодействие партнеров.

Эмоциональная память. Память присуща всем людям. Лишь необходимо в процессе этюдов помочь ребенку вспомнить то или иное состояние в конкретной жизненной ситуации.

Предлагаемые обстоятельства. Ставя актера в предлагаемые обстоятельства, добиваемся достоверных, органичных действий в ситуации, например вы – человек гранитный, стеклянный или ватный. Или как вы поведете себя в ситуации «холодная погода в горах», «земляничная поляна» и др.

Сценическое событие. Придумывание различных ситуаций с событием и развязкой. Навыки построения этюда.

Действия с воображаемыми предметами. Помогают снять мышечный зажим, напряжение развивает фантазию, включают эмоциональную память.

Этюд – сценическое произведение с одним событием. Придумывая этюды и воплощая их в жизнь, ребенок развивает свое воображение и фантазию, учится грамотно строить сценическое произведение, в игровой форме попадает в предлагаемые обстоятельства.

Сценическая речь.

Техника речи и ее значение. Знакомство с техникой речи как основой хорошей дикции. Использование упражнений и  тренингов для речевого аппарата.

Дикция. Четкое произношение всех звуков речи – неотъемлемая часть спектакля. Для выработки хорошей дикции используются чистоговорки, скороговорки, целый ряд упражнений и тренингов.

Понятие об интонировании. Знакомство детей с разнообразием подтекстов. Первые навыки отрабатываются в скороговорках и небольших упражнениях.

Тембрирование. Владеть искусством тембрирования актеру необходимо. Эта тончайшая краска особенно приковывает внимание зрителей. Тренировка тембрирования происходит в произношении текстов, требующих морально-эстетических и других оценок. Например, мудрость – глупость, доброта – жестокость, смелость – трусость и другие.

Совмещение речи и движения. Используя специальные упражнения добиваться легкости текста при различных физических действиях.

Сила звука и эмоциональная выразительность. Для снятия излишнего напряжения при сильно звучащей речи используются следующие упражнения: «Сони», «Добьюсь цели», «Шутка» и другие. Стараться сохранить выразительную «линию звучания», при большой силе звука, уметь удержать звук от повышения.

Сценическое движение.

Этюды на пластическую выразительность. Этюды помогают научиться владеть своим телом. Это – «скульптуры», «живая фотография» и другие задания.

 «Хаотичное» движение в пространстве. Цель занятия научить актера движению, не задевая партнера, не меняя скорости упражнения. Упражнение «Я хрустальный», различные перестановки со стульями и перемещение групповое и парное.

Движения в «рапиде». Научится двигаться в замедленном темпе.

Пластическое решение образа. Упражнения по пластике тела помогают решать конкретные постановочные задачи. В процессе репетиции над постановочным произведением отрабатывается пластический рисунок образа.

Сценическое общение. Усложняются задачи общения. Вводятся упражнения на необходимость «увидеть» и «услышать» партнера. Для этого используются парные упражнения и парные этюды.

Действие в предлагаемых обстоятельствах. Продолжаются этюды и упражнения на предлагаемые обстоятельства. Детям предъявляются более высокие требования по органичному включению в роль.

Этюды с воображаемыми предметами. Развитие фантазии и воображения, раскрепощение мышц идет через работу над одиночными и парными этюдами. Действия с воображаемыми предметами развивает сценическое внимание, пластику.

Парный этюд. Навыки сценического общения, фантазии, раскрепощения мышц – все это приходит через придумывание и постановки парных этюдов.

Массовый этюд. Навыки сценического движения, воображения, сценического общения, чувство «локтя» партнера дает работа над созданием массового этюда. Кроме того, придумывая массовый этюд, дети моделируют жизненные ситуации.

Тренировка речевого аппарата. Серия упражнений по сценической речи «Парикмахер - неудачник», «Сони», «Эхо», «Поезд» и другие заставляют правильно работать речевой аппарат и микромимику лица.

Работа над дикцией. Усложняется работа над скороговорками. Скороговорки берутся более сложные. Также используются более сложные групповые и индивидуальные упражнения.

Закрепление навыков интонирования. Упражнения по интонированию речи усложняются: «Переполох», «Чаепитие», «Чудо лесенка». В этих упражнениях воспитанник пытается выразить несколько способов интонационного звучания.

Искусство речевого хора. Отрабатываются навыки произношения, каких -либо текстов, перекрестного произношения, хорового звучания.

Неречевые средства выразительности. Помимо силы голоса, интонации, тембрирования воспитанник узнает о таких вспомогательных средствах как жест, мимика, поза, костюм.

Работа над стихотворным текстом. Отрабатываются навыки чтения стихотворного текста, уделяется внимание «видению» происходящего, своего отношения к произносимому тексту. Изучаются особенности стихотворного текста.

Сценическое движение.

Возрастные походки. Одной из самых сложных задач для актера, тем более для ребенка является возрастная роль. В основе этого образа лежит ее пластическое воплощение. На занятиях воспитанники учатся быть «бабушками» и «дедушками», «толстыми» и «худыми», «великанами» и «карликами».

Этюды на пластическую выразительность. Продолжается работа над пластической выразительностью тела. Задания усложняются. Это – групповые «скульптуры» на заданную тему, домашние и дикие животные, деревья и цветы.

Сценические драки. Научить актера использованию приема сценических драк. Главная задача имитировать достоверно драку, не причиняя вреда партнеру. Научиться «отыгрывать» удар.

Пластические особенности персонажа. Используя предыдущие знания о пластическом решении образа, вводится понятие пластической особенности. Ученики придумывают внешнюю, характерную черту персонажа и пытаются воссоздать ее в образе.

Искусство костюма. Ученики узнают о роли художника в театре: художник – постановщик, художник – создател костюмов, художник – гример. Практическая работа – создание костюмов к определенной тематике.

Искусство грима. Понятие о гриме. Понятие об аквагриме. Наиболее распространенные виды грима. Практическая работа – создание грима на заданную тему.

Календарно-тематическое планирование

курса внеурочной деятельности

«Театр одного актёра»

Кол-во часов в неделю: 4

Кол-во часов в году: 130

Резерв: 6

Занятия: по 40 минут

Кол-во учащихся в группе: 8 человек

Дата

Тема занятия

Кол-во

часов

по плану

Дано

по факту

1 четверть

1

04.09

Вводное занятие «Театр - синтетический вид искусства». Начальная диагностика.

1

1

2

05.09

Драматургия – основа театра. Теория.

1

1

3

06.09

Что такое репертуар? Составление репертуара театра одного актера.

1

1

4

07.09

Понятие о сценической речи. Комплекс упражнений.

1

1

5

11.09

Понятие о темпоритме речи.

1

1

6

12.09

Дикция. Артикуляционная гимнастика.

1

1

7

13.09

Содержание текста и темп речи.

1

1

8

14.09

Интонационный строй речи.

1

1

9

18.09

Пауза - условие прочтения художественного текста.

1

1

10

19.09

Ритмическая проза. Исполнение прозаических отрывков из произведений классиков русской литературы (по выбору).

1

1

11

20.09

Понятие о стихосложении. Тренинги. Сочинение куплетов. Игра «Буриме».

1

1

12

21.09

Предлагаемые обстоятельства. Что мы о них знаем?

1

1

13

25.09

Искусство декламации. Декламирование стихов А.Вертинского, П.Верлена.

1

1

14

26.09

Сочинение историй из скороговорок. Тренинг.

1

1

15

27.09

Жест – продолжение слова. Язык жестов.

1

1

16

28.09

Чтение сказки Л.Петрушевской «Пуськи бятые» и  её разыгрывание. Тренинг.

1

1

17

02.10

Понятие о сценическом движении.

1

1

18.

03.10

Снятие мышечных речевых зажимов. Тренинги: беспредметные действия.

1

1

19

04.10

О состоянии публичного одиночества или о том, как подавить волнение при выступлении.

1

1

20

05.10

Театральные монологи и их виды.

1

1

21

09.10

Внутренний монолог. Что это? Тренинг.

1

1

22

10.10

Что такое подтекст?

1

1

23

11.10

Диалог на «тарабарском» языке. Тренинг.

1

1

24

12.10

Чтение сказки Д.Сьюза «Слон Хортон слышит кого-то». Распределение ролей (приступаем к  постановке сказки).

1

1

25

16.10

Понятия: импровизация, экспромт. Репетиция сказки «Про слона Хортона…»

1

1

26

17.10

Понятия: импровизация, экспромт. Репетиция сказки «Про слона Хортона…»

1

1

27

18.10

Театральные этюды, игры: «Превращение», «Тень», «Зеркало».

1

1

28

19.10

Дефиле со словом. «Что я вижу и о чём я думаю».

1

1

29

23.10

О роли воображения и фантазии. Чтение стихотворения Л.Кэррола «Воркалось…». Тренинг.

1

1

30

24.10

Развитие образного и слухового восприятия художественного текста. «О чём услышал и что представил».

1

1

31

25.10

О могущественном «Если бы…» по системе К.С.Станиславского. Этюды «Испорченный телефон», «Пантомима».

1

1

32

26.10

Создание атмосферы места действия. «Джунгли». Репетиция сказки «Про слона Хортона».

1

1

2 четверть

33

06.11

Звук и шум. «О чём кричим и о чём шепчем» - разминка перед репетицией спектакля.

1

1

34

07.11

О роли музыки в спектакле. Работа с фонограммой к сказке «Про слона Хортона».

1

1

35

08.11

Чтение стихотворения Ю.Владимирова «Оркестр» (в предлагаемых обстоятельствах) – разминка перед репетицией спектакля.

1

1

36

09.11

Партитура роли. Что это? Речевые отрезки и паузы.

1

1

37

13.11

Поэзия и проза. «Не читаем, а рассказываем» - подготовка к конкурсу чтецов.

1

1

38

14.11

Тон, темп, пауза, повтор. Этюд «Любимая песня». Репетиции чтецов.

1

1

39

15.11

Несловесные ( невербальные) средства выразительности речи. Репетиции чтецов.

1

1

40

16.11

Этикетные жанры. Речевая разминка «Этикетные диалоги», «Театр начинается с вешалки»

1

1

41

20.11

Костюм – важное средство характеристики персонажа. Создание эскизов костюмов к сказке «Про слона Хортона».

1

1

42

21.11

Что такое реквизит? Выбор реквизита. Репетиция с реквизитом.

1

1

43

22.11

Речевые привычки и манеры, игровые штампы, «наигрыши». Этюд «Как надо вести себя в театре». Репетиция сказки.

1

1

44

23.11

Обучение актерскому мастерству. Этюд «Одушевление неодушевленных предметов».

1

1

45

27.11

Актёр – творец, материал, инструмент. Передача настроения, характера персонажа через мимику и жесты. Разминка; репетиция спектакля.

1

1

46

28.11

Пластический рисунок роли.

1

1

47

29.11

Театральные миниатюры. Чтение басен И.А.Крылова.

1

1

48

30.11

Синхронное движение. Репетиция танцевальной композиции к сказке «Про слона Хортона».

1

1

49

04.12

Что нужно знать о зрительской аудитории? Этюды на преодоление.

1

1

50

05.12

Основные отличия театра от других видов искусства – «здесь и сейчас». Репетиции чтецов.

1

1

51

06.12

Полётность голоса. Голосовой диапазон. Практикум

1

1

52

07.12

О мизансцене тела. Не только жесты, мимика, но и поза. Риторическая игра «Повтори позу».

1

1

53

11.12

Речевые жанры. Этюды: «Конкурс на лучшее продолжение похвалы, утешение». (Элементы актерского мастерства).

1

1

54

12.12

Комплимент как речевой жанр – кристалл похвального слова. Тренинги на повышение самооценки.

1

1

55

13.12

Понятие об индивидуальном стиле игры. Самохарактеристика «Мой речевой портрет».

1

1

56

14.12

Речевой портрет персонажа. Зерно образа (роли).

1

1

57

18.12

Сценическое внимание в репетиционном процессе. Круги внимания.

1

1

58

19.12

Интерпретация роли.

1

1

59

20.12

Работа над учебным спектаклем.

1

1

60

21.12

Взаимодействие с партнером на сцене. Репетиция миниатюр по басням И.А.Крылова.

1

1

61

25.12

Сценическое общение. Построение конфликта.

1

1

62

26.12

Проблема памяти. Тренинги.

1

1

63

27.12

Голос – одежда нашей речи. Ритмико-мелодический рисунок роли. Эффективность речи (критерий).

1

1

64

28.12

Голос – одежда нашей речи. Ритмико-мелодический рисунок роли. Эффективность речи (критерий). Тренинг по технике речи.

1

1

3 четверть

65

15.01

Дыхательная гимнастика – опора голоса. Тренинг по технике речи.

1

1

66

16.01

Приёмы захвата и поддержания внимания зрителей, слушателей.

1

1

67

17.01

Проблема первого впечатления. Что значит представиться? Дефиле актёра.

1

1

68

18.01

Правдивость актёра; органичное вхождение в роль. Репетиция учебного спектакля.

1

1

69

22.01

Эмоциональность. Плоскость юмора. Эмоциональная память. Репетиция миниатюр.

1

1

70

23.01

Понятие о сценическом событии. Действие с воображаемыми предметами – тренировочные этюды.

1

1

71

24.01

Развитие сценического внимания, пластики. Репетиции.

1

1

72

25.01

Тренировка речевого аппарата. Упражнения по сценречи: «Эхо», «Поезд», «Сони».

1

1

73

29.01

Об искусстве речевого хора. Синхронное чтение.

1

1

74

30.01

Об особенностях стихотворного текста и о видении происходящего.

1

1

75

31.01

Этюды на пластическую выразительность: «Возрастные походки», «Групповые скульптуры». Занятия по сцендвижению.

1

1

76

01.02

Имитация: сценические драки - «Отыграй удар». Виды поклонов.

1

1

77

05.02

Понятие о пластической особенности. Дефиле в образе.

1

1

78

06.02

Искусство грима. Распространенные виды грима. Понятие об аквагриме.

1

1

79

07.02

Практическая работа. Создание грима на заданную тему.

1

1

80

08.02

Грим и сценический образ. Маски-символы. Практикум.

1

1

81

12.02

Чтение А.С.Пушкина «Домик в Коломне» и распределение ролей.

1

1

82

13.02

Составление сценария по произведению А.С.Пушкина «Домик а Коломне».

1

1

83

14.02

О создании комического на сценической площадке. Упражнения по технике смеха и плача.

1

1

84

15.02

О смешанных жанрах. Лирическая комедия. Теория.

1

1

85

19.02

О создании сценического образа автора. А.С.Пушкин и его лирическое «Я» («Домик в Коломне»). Репетиция.

1

1

86

20.02

Работа над поэтической композицией по произведению А.С.Пушкина «Домик в Коломне».

1

1

87

21.02

Действенный анализ пьесы. Репетиция «Домика в Коломне».

1

1

88

22.02

Об искусстве перевоплощения. Вживание в роль. Репетиция лирической комедии.

1

1

89

26.02

Пластическое решение образов пушкинских героинь.

1

1

90

27.02

Игровые артикуляционно-дикционные тренинги. Упражнения по технике речи.

1

1

91

28.02

Постановка дыхания. Работа с поэтическим текстом и речью (по «Домику в Коломне»).

1

1

92

01.03

Приёмы создания бессловесного образа. Этюды: «Портреты заговорили». Работа над спектаклем.

1

1

93

05.03

Работа с фонограммой к мини-спектаклю «Домик в Коломне» по А.С.Пушкину.

1

1

94

06.03

Чтение - рассказывание под фонограмму. Репетиция.

1

1

95

07.03

Внутренний монолог. Что это? Второй план. Теория и практика.

1

1

96

12.03

Овладение словесным действием. Этюды: «На вокзале», «Переправа». Разминка перед репетицией.

1

1

97

13.03

Оценка факта. Этюды по актёрскому мастерству на событие. Репетиция учебного спектакля.

1

1

98

14.03

Действенная задача. Этюды на достижение цели. Репетиция мини-спектакля.

1

1

99

15.03

О приспособлениях, о тактике, о разработке роли. Теория и практика.

1

1

100

19.03

К основам актёрского мастерства. Этюды на зону молчания.  «О чём шепчем, о чём кричим…». Подготовка к конкурсу чтецов.

1

1

101

20.03

Характер и характерность. Этюды на мораль басни.

1

1

102

21.03

Работа над басенными миниатюрами (по басням И.А.Крылова).

1

1

103

22.03

Работа над басенными миниатюрами (по басням И.А.Крылова).

1

1

4 четверть

104

02.04

О создании сатирического образа. Репетиции басенных миниатюр.

1

1

105

03.04

О законах построения драматургического произведения. Работа над учебным спектаклем.

1

1

106

05.04

Инсценировки небольших фрагментов из литературных произведений русской классики. Подготовка к конкурсу чтецов.

1

1

107

06.04

Генеральная репетиция учебного спектакля. Прогон.

1

1

108

09.04

О сквозном действии, о сверхзадаче, о контрдействии.

1

1

109

10.04

Подготовка к премьере учебного спектакля. Репетиция.

1

1

110

11.04

Подбор и изучение вспомогательного материала в работе над ролью. Упражнения по технике речи и актёрскому мастерству. Подготовка к показу сказки.

1

1

111

12.04

Этюды на развитие всех видов памяти: зрительной, слуховой, эмоциональной, двигательной, мышечной и мимической.

1

1

112

16.04

О технике исполнительской игры, основы актёрского мастерства. Этюд «Любимая песня».

1

1

113

17.04

Действие как основа сценического искусства. Признаки действия: наличие цели и волевое усилие. Теория и практика. Этюд «Экзамен».

1

1

114

18.04

Предлагаемые обстоятельства, побуждающие к различным действиям. Разработка этюдов.

1

1

115

19.04

Понятие постепенного нарастания  и снижения темпо - ритма. Упражнение по ритмике.

1

1

116

23.04

Шкала темпо-ритмов в спектаклях. Репетиции.

1

1

117

24.04

Предлагаемые обстоятельства, определяющие темпо-ритм внутренний и внешний. Упражнения – инсценировки (по басням И.А.Крылова).

1

1

118

25.04

Обучение сценическому самочувствию, ощущение пространства. Упражнения по сцендвижению.

1

1

119

26.04

Создание атмосферы «внутри себя» и существование в атмосфере «вокруг себя». Репетиция учебного спектакля.

1

1

120

30.04

Основные правила сценического этикета.

1

1

121

03.05

Овладение словесным действием. «Положи слово на действие» - тренинг. Репетиции миниатюр.

1

1

122

07.05

Этюды – основной профессиональный актёрский навык. Поиск действенной линии поведения персонажа.

1

1

123

08.05

Этюды на события: «Находка», «Записка», «Впервые в жизни». Инсценировка рассказа В.Астафьева «Записка»

1

1

124

10.05

Оценка факта, события, и изменения сценического поведения. Репетиция спектакля.

1

1

125

14.05

Психологический жест, выражающий эмоциональное состояние и актёрская интонация. Фразовое ударение. Упражнения по технике речи и сцендвижению.

1

1

126

16.05

Этюды на сюжет сказки.

1

1

127

17.05

Инсценирование басен как переходный этап к работе с драматургией.

1

1

128

21.05

Итоговый показ сказки Д.Сьюза «Слон Хортон слышит кого-то».

1

1

129

22.05

Итоговый показ мини-спектакля по произведению А.С.Пушкина «Домик в Коломне».

1

1

130

23.05

Итоговый показ басенных миниатюр.

1

1

131-136

Резерв. Индивидуальные консультации и занятия по технике речи и актёрскому мастерству.

6

6

Приложение

К.С.Станиславский отмечает в книге "Работа актера над собой":  "напрасны все старания искусственно превратить в сознательный процесс все то, что по природным законам происходит бессознательно". Следовательно, в контексте театральной педагогики, следует искать окольные подходы к цели, кружные пути сознательного управления подсознательными процессами. Важнейшим средством, помогающим исполнителю роли найти убедительные приемы, является целенаправленность и целеустремленность действия. Для технического совершенствования требуется в меньшей степени физические упражнения, а гораздо большей психически ясное представление о задаче. Станиславский известен как сторонник "искусства переживания". Поэтому в его работах так много месте занимаю рекомендации по воспитания творческого воображения, творческого внимания и сценического самочувствия. Необходимо в ребенке воспитывать "чувство веры и правды" ("Искренность исполнения придает художественному произведения силу и жизненность").
        Педагогу следует быть крайне наблюдательным к своим ученикам, суметь уловить его индивидуальность и воздействовать на нее для развития способностей ребенка.

         Главная задача педагога – ввести ребенка в мир искусства, разбудить его творческие способности и вооружить техникой игры. Эта цель осуществима через упражнения для развития "аппарата переживания" и "аппарата воплощения".

         Известно, что творчеству научить нельзя, работать творчески можно. Управлять грамотно этим процессом является обязательной работой для педагога. Этому способствует высокая культура и профессиональное мастерство учителя, которые совершенствуются ежедневно через неутомимый поиск и труд над собой.
        Станиславский рекомендовал в момент выступления сосредоточиться на самом действии. Уместно в этот момент напомнить о мышечном напряжении, которое может дезорганизовать "аппарат воплощения", вызывая тем технические неполадки. Телесные "зажимы" сковывают душевные переживания и творческое воображение. Станиславский предлагает путем специальной тренировки выработать в себе "мышечного контроллера". "Он должен неустанно как в жизни, так и на сцене следить за тем, чтобы нигде не появлялось мышечных зажимов и судорог. Процесс снятия напряжения должен быть доведен до механической бессознательной приученности.
       Руководствуясь рекомендациями К.С. Станиславского, для курса  «Театр одного актёра»  разработан комплекс упражнений, который апробирован и успешно реализуется.
Воспитание личности формируется в деятельности, и только она создает условия для самореализации.

Идея социализации ребенка осуществляется через создание учебной среды приближенной к реальному социуму.
Идея восхождения воспитанников к общечеловеческим ценностям: Красота. Гармония. Духовность. Познание.
Во внеурочной деятельности существуют различные формы работы с родителями:
- собеседование;
- «день открытых дверей»;
- приглашение на спектакли;
- прямое и косвенное участие родителей в выпуске спектакля и других публичных выступлениях детей: фестивалях, конкурсах и других культурно-массовых мероприятиях;

Материально-техническое обеспечение

   Для реализации программы необходима следующая материально-техническая и дидактико-методическая база:

Материально-техническое обеспечение

Дидактико-методическое обеспечение

наличие учебных и служебных помещений ( зала для проведения репетиционных занятий, сцены, гардероба, санитарных комнат);

магнитофон

кубы

столы

стулья

ковровое покрытие

пандусы разноуровневые

декорации

костюмы

музыкальный центр

видеокамера

фотоаппарат

маты, матрацы;

книги и иллюстрации для детей по истории театра

сборники пьес и другого постановочного материала

игрушки мягкие, мячи, скакалки для тренингов

записи классической музыки


ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ПЕДАГОГОВ

1. Андрачников С.Г. Теория и практика сценической школы. - М., 2006.
2. Аникеева Н.П. Воспитание игрой. Книга для учителя. – М.: Просвещение, 2004.
3. Бондарева В. Записки помрежа. - М.: Искусство, 1985.
4. Брянцев А.А. Воспоминания/ Статьи. - М., 1979.
5. Горчаков Н.М. Режиссерские уроки Станиславского. - М., 2001.
6. Гиппнус С.В. Гимнастика чувств. Тренинг творческой психотехники. - Л.-М.: Искусство, 2002.
7. Захава Б. Е. Мастерство актера и режиссера. - М.: Просвещение, 1978.
8. Когтев Г. В. Грим и сценический образ. - М.: Советская Россия, 2006.
9. Корогодский З.Я. Начало, СПб, 2005.
10. Косарецкий С. Г. П.П.М.С. – центры России: современное положения и тенденции. // Школа здоровья. – 2007.- № 3.- с. 52-57.
11.Курбатов М. Несколько слов о психотехнике актера. М., 2004.
12. Логинова В. Заметки художника-гримера. - М.: Искусство, 1994.
13. Новицкая Л.П. Тренинг и муштра. - М., 2002.
14. Поламишев А. М. Мастерство режиссера. Действенный анализ пьесы. -
М.: Просвещение, 2006.
15. Станиславский К. С. Собрание сочинений (I – II том). - М.: Искусство, 1988.
16.Станиславский К. Работа актера над собой. М., 1989, с. 151.
17. Смирнов Н. В. Философия и образование. Проблемы философской культуры педагога.- М.: Социум, 2000.
18. Суркова М. Ю. Игровой артикуляционно-дикционный тренинг. Методическая разработка.- С.: СГАКИ, 2009.
19. Товстоногов Т.А. Зеркало сцены. - Т.1-2.-Л., 1980.
20. Щуркова Н. Е. Воспитание: Новый взгляд с позиции культуры. - М.: Педагогический поиск, 2005.
21. Чистякова М.И. Психогимнастика.-М: Просвещение, 2004.
22. Эфрос А.В. Профессия: режиссер. - М., 2000.

ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ДЕТЕЙ

1. Вархолов Ф. М. Грим. - М.: 2005.
2. Васильева Т. И. Упражнения по дикции (согласные звуки). Учебное пособие по курсу «Сценическая речь». - М.: ГИТИС, 2004.
3. Генералова И.А. Мастерская чувств. – М., 2006.
4. Козлянинова И. П. Орфоэпия в театральной школе. Учебное пособие для театральных и культурно-просветительных училищ. - М.: Просвещение, 2003.
5. Невский Л. А. Ступени мастерства. - М.: Искусство, 2005.
6. Петрова А. Н. Сценическая речь. - М.: 2002.
7. Рубина Ю. Театральная самодеятельность школьников.- М.: Просвещение, 1994.
8. Шильгави В.П.Начнем с игры. - М.: Просвещение, 1994.
9. Школьников С. Основы сценического грима. - Минск: Высшая школа, 2004.
10. Эфрос А.В. Репетиция-Любовь моя. - М.: 2001.

 

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности Кукольный театр «Буратино»

Рабочая программа  составлена  в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе программы ....

Рабочая программа внеурочной деятельности "Школьный театр" 5 класс

Рабочая программа разработана на основе программы факультатива внеурочной деятельности по ФГОС «Школьный театр» МБОУ «Кингисеппская средняя общеобразовательная школа № 3 с углубленным изучением ...

Рабочая программа по организации внеурочной деятельности курса «Наглядная геометрия» для 5 класса

Рабочая программа по организации внеурочной деятельности составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, требований к результатам освоения о...

Рабочая программа по внеурочной деятельности курс "Наглядная геометрия" для 5 класса по ФГОС

Программа «Наглядная геометрия» является подготовительной работой перед изучением систематического курса геометрии. В основе курса «Наглядная геометрия» лежит максимально конкретная, практическа...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Английский театр"

Рабочая программа внеурочной деятельности "Английский театр" для 5 класса...

2015-2016 уч.г. Рабочая программа внеурочной деятельности "Любительский театр"

Рабочая программа внеурочной деятельности составлена для учащихся 5-6 классов общеобразовательных школ в соответствии с требованиями ФГОС ООО и содержит пояснительную записку, ожидаемые результат...