Имитационное моделирование как способ формирования ключевых учебных компетенций
статья

Елена Владимировна Жукова

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon imitatsionnoe_modelirovanie_.doc59 КБ

Предварительный просмотр:

Имитационное моделирование как способ формирования ключевых учебных компетенций

При организации учебного процесса сегодня необходимо учитывать принципиальную особенность концепции новых Федеральных государственных образовательных стандартов – их компетентностную ориентацию. При этом надо четко отличать понятия компетенций и компетентности. В моем докладе также используется понятие ключевых компетенций.

Первостепенную роль в формировании поставленных компетенций. играют активные и интерактивные формы и методы обучения. При активном обучении обучающиеся в большей степени выступает субъектом учебной деятельности, чем при пассивном обучении, вступает в диалог с преподавателем, активно участвует в познавательном процессе, выполняя творческие, поисковые, проблемные задания. Обучение с использованием интерактивных образовательных технологий предполагает отличную от привычной логику образовательного процесса: не от теории к практике, а от формирования нового опыта к его теоретическому осмыслению через применение.

На сегодняшний день в педагогике наряду с другими технологиями широко используется в учебном процессе имитационно-моделирование.

В основе имитационных технологий лежит имитационное или имитационно-игровое моделирование, т.е. воспроизведение в условиях обучения с той или иной мерой адекватности процессов, происходящих в реальной системе. Построение моделей и организация работы слушателей с ними дают возможность отразить в учебном процессе различные виды профессионального контекста и формировать профессиональный опыт.

По этому признаку все имитационные технологии делятся на игровые и неигровые. Рассмотрим сначала неигровые формы и методы, которые представлены большой группой конкретных ситуаций.

Понятие "ситуация" достаточно многопланово и определяется по-разному в зависимости от сферы его использования. В психологии ситуация — система внешних по отношению к субъекту условий, побуждающих и опосредуюших его активность. С точки зрения профессиональной деятельности ситуация — это совокупность взаимосвязанных фактов, явлений и проблем, характеризующих конкретный период или событие в деятельности организации, требующих от ее руководителей соответствующих решений, распоряжений и других активных действий.

Метод анализа конкретных ситуаций состоит в изучении, анализе и принятии решений по ситуации, которая возникла в результате происшедших событий или может возникать при определенных обстоятельствах в конкретной организации в тот или иной момент. Анализ конкретной ситуации — это глубокое и детальное исследование реальной или искусственной обстановки, выполняемое для того, чтобы выявить ее характерные свойства. Этот метод развивает аналитическое мышление слушателей, системный подход к решению проблемы, позволяет выделять варианты правильных и ошибочных решений, выбирать критерии нахождения оптимального решения, учиться устанавливать деловые и профессиональные контакты, принимать коллективные решения, устранять конфликты.

По учебной функции различают четыре вида ситуаций: ситуация-проблема, в которой обучаемые находят причину возникновения описанной ситуации, ставят и разрешают проблему; ситуация-оценка, в которой обучаемые дают оценку принятым решениям; ситуация-иллюстрация, в которой обучаемые получают примеры на основании решенных проблем; ситуация-упражнение, в которой обучаемые упражняются в решении нетрудных задач, используя метод аналогии. По характеру изложения и целям различают следующие виды конкретных ситуаций: классическую, "живую", "инцидент", разбор деловой корреспонденции, действия по инструкции.

К игровым имитационным технологиям принято относить: стажировку с выполнением должностной роли, имитационный тренинг, разыгрывание ролей, игровое проектирование, дидактическую игру.

Стажировка с выполнением должностной роли — форма и метод активного обучения контекстного типа, при котором "моделью" выступает сама действительность, а имитация затрагивает в основном исполнение роли (должности). Главное условие стажировки — выполнение под контролем ее организатора определенных действий в реальных производственных условиях. По способу организации работы обучаемого стажировка с выполнением должностной роли относится к индивидуальным методам обучения. Она обеспечивает наиболее полное приближение процесса обучения к производству.

Имитационный тренинг предполагает отработку определенных специализированных навыков и умений по работе с различными техническими средствами и устройствами. В этом случае имитируется ситуация, обстановка профессиональной деятельности, а в качестве "модели" выступает само техническое средство (тренажеры, работа с приборами и т.д.). Профессиональный контекст здесь воссоздается как с помощью предмета деятельности (реального технического средства), так и путем имитации условий его применения.

Разыгрывание ролей (инсценировки) представляет собой игровой способ анализа конкретных ситуаций, в основе которых лежат проблемы взаимоотношений в коллективе, проблемы совершенствования стиля и методов руководства. Этот метод активного обучения контекстного типа направлен на развитие поведенческих умений как профессионального, так и социального характера и предполагает введение определенных элементов театрализации, поскольку представление ситуации, ее анализ и принятие решений осуществляются в лицах. В качестве материала для разыгрывания ролей берут, как правило, типичные профессиональные ситуации, навыки или умения, т.е. происходит отработка действий игроков в заданных предметно-социальных условиях.

Разыгрывание ролей — более простой, чем дидактическая игра, метод обучения по характеру имитируемой ситуации, количеству действующих лиц, однозначности принимаемых решений, контролю ситуации и поведения действующих лиц со стороны преподавателя, продолжительности занятия.

Игровое проектирование является практическим занятием, суть которого состоит в разработке инженерного, конструкторского, технологического и других видов проектов в игровых условиях, максимально воссоздающих реальность. Этот метод отличается высокой степенью сочетания индивидуальной и совместной работы обучающихся. Создание общего для группы проекта требует, с одной стороны, знания каждым сути процесса проектирования, а с другой — умений вступать в общение и поддерживать межличностные отношения с целью решения   вопросов.

Характерными признаками имитационно-игрового подхода к обучению  являются:

         а) имитационное моделирование;

         б) проблемный характер педагогических ситуаций;

         в) распределение игровых ролей между участниками игры с учетом их возможностей и способностей;

         г) состояние эмоционально-положительного напряжения  участников имитационно-игровой деятельности;

         д) поиск различных решений поставленных задач в имитационно-игровой ситуации;

         е) обсуждение итогов имитационно-игровой деятельности;

         ж) четкость критериев по оцениванию действий учеников в имитационно игровой деятельности.

Имитационные технологии помогают сформировать ключевые компетентности обучающихся. Это обеспечивается благодаря следующим особенностям имитационной технологии:

деятельностный характер обучения, организация коллективной мыследеятельности. В такой деятельности формируются способы общения, мышления, понимания, рефлексии, действия. За счет рефлексии они обобщаются, закрепляются в схемах и знаковых формах, переходя из внешнего плана во внутренний план действия учащихся;

использование группы (коллектив — высшая форма развития группы) как средства развития индивидуальности. Это требует знания законов коллективной деятельности, механизмов группообразования, принципов выделения лидеров, траекторий жизнедеятельности референтных групп, научных основ гармонизации групповых и индивидуальных интересов и т.д.

Организация эффективного обучения учащихся с помощью имитационно-моделирующих игр (ИМИ) предполагает соблюдение ряда принципов.

Принцип проблемности. Имитационно-моделирующие игры основаны на групповом (коллективном) решении системы учебных проблем. Именно в процессе их обсуждения, т.е. ситуации коллективной жизнедеятельности, педагог и обучающиеся органически, функционально  включаются в учебную деятельность, и обучение становится личностно значимым и развивающим.

Принцип личностного взаимодействия. Организация взаимодействия преподавателя и обучающихся в обучении по технологии имитационного моделирования требует вовлеченности участников учебного процесса в совместное «проживание» учебно-познавательных и эмоционально-нравственных ситуаций на основе собственных позиций каждого субъекта обучения.

При этом формируются смыслообразующие мотивы познавательной деятельности (потребность в знаниях, познавательный интерес), познание становится для обучающихся желанным, добровольным, приобретает положительную эмоциональную окрашенность, стимулирует и поддерживает волевые усилия.

Принцип единства развития каждого участника и группы (кол-лективообразования). Полноценное развитие каждого обучающегося осуществляется не только в процессе парного взаимодействия с педагогом, но и в ходе общения со многими людьми. Общение — это средство становления у подростка (и у любого человека) многообразия отношений к себе и к окружающему миру. Имитационная технология предполагает организацию педагогом развивающей комфортной среды для каждого обучающегося, а это означает постоянное развитие группы до уровня истинного коллектива.

Принцип самообучения на основе рефлексии. Эта технология ориентирована на индивидуализацию деятельности каждого участника обучения на основе оперативной, регулярной самооценки, самоконтроля, так как коллективная мыследеятельность предоставляет возможность каждому участвовать в обсуждениях в той форме и в той мере, в какой человеку позволяет его развитие: это может быть позиция лидера, «генератора идей», оппонента, слушателя и т.д.

Очень важно побуждение к рефлексии. Рефлексия позволяет осознать метод, который привел к результату, способствует систематизации, обобщению конкретных способов деятельности, что открывает возможности для целостного развития личности и самообучения.

Для успеха имитационных технологий исключительно важное значение имеют психологические особенности взаимодействия субъектов обучения. Только при организации определенных условий общения имитационные методы обучения ведут к личностному развитию  и формированию общих и профессиональных компетенций обучающихся.

Приведем основные требования к характеристикам общения в системе имитационного моделирования:

• доброжелательность, неагрессивность предложений, обращений и т.д.;

• возможность свободного проявления чувств;

• развитие эмпатийных отношений. Имитационная технология основана на активном участии обучающихся в творческих коллективных поисках, а это предполагает развитие умения чувствовать другого человека, умение сопереживать, сочувствовать;

• использование способов ненасильственного общения, например таких, как свобода выбора; снятие или ограничение запретов (особенно формальных, во внешнем поведении); акцентирование на хорошем (позитивное подкрепление ответов); допущение ошибок при формировании нового; приемы доверия, авансирования похвалы и т.д.;

• развитие умений понимать, принимать и признавать других людей, выработка установок децентрации, т.е. способности встать на позицию другого, даже не соглашаясь с ним по существу вопроса;

• развитие умений воспринимать ситуации (ответы, предложения) не как хорошие или плохие, а как ситуации, требующие размышления, рассуждения, разрешения, т.е. воспринимать их как проблемные ситуации.

Имитационное моделирование реализуется через обучающие игры. Имитационно-моделирующие игры представляют собой цепь имитационных проблемных ситуаций, в том числе конфликтных, в которых участники выполняют отведенные им социальные роли в соответствии с поставленными целями. Непосредственная эмоциональная включенность в ситуацию, состязательность и коллективизм в поиске лучших решений, возможность широкого варьирования ситуаций, овладение новыми методиками непосредственно в деле, в процессе делового общения, тренировка интуиции и фантазии, развитие импровизационных возможностей и умения быстро реагировать на изменяющиеся обстоятельства сделали метод обучающих игр очень популярным. ИМИ – способ  решения затруднений в утилитарной деятельности, передачи информации о реальной деятельности для обучения, средства для состязания, развлечения и эстетического совершенствования. Интерпретировать человеческую жизнь и деятельность, воссоздать критические ситуации с помощью масок, вызвать у зрителей  и  участников  переживание, рефлексивное переосмысление - такова функция игр- представлений. Однако в силу ограниченности времени чаще используются отдельные игровые ситуации или фрагменты.

Остановимся на некоторых внеклассных мероприятиях, построенных на имитационном моделировании:

Научно-практическая  конференция «О дате святой Пасхи» (организатор Петрова Е.В.)

 Мероприятие основано на имитационно-моделирующем проектировании. Группа разбилась на три секции: историческая, культурная и математическая. Каждый участник проекта представил себя в роли исследователя, историка, культуролога или математика. Объединившись в микрогруппы,  «коллеги»  стали готовить свои исследовательские отчеты. Подготовив доклады, обучающиеся выступили на конференции. Историки рассказали об истории возникновения Пасхи, культурологи поведали о традициях праздника, математики представили несколько вариантов расчета даты празднования.

День молодого избирателя (организатор Евстафьева Ю.А.)

В колледже была сымитирована модель избирательного участка. Между участниками мероприятия были распределены роли: избиратели, члены избирательной комиссии и политологи. «Политологи» выступили перед «избирателями», объяснили важность участия в выборах. «Члены избирательной комиссии» разъяснили порядок проведения выборов, оформление бюллетеней и правила поведения избирателей на избирательных участках. Затем  молодые избиратели участвовали в импровизированных выборах.

Основы бесконфликтного взаимодействия участников дорожного движения. (организатор Ковалев В.А.)

Участники мероприятия разделились на две группы: «пешеходов» и «водителей». Обучающимся были предложены конфликтные ситуации, возникающие на дорогах, которые необходимо  разрешить. В результате между «пешеходами» и «водителями» возник диспут, который показал, что обучающиеся небезразлично относятся к правам и обязанностям участников дорожного движения.

«Давай попробуем влюбиться» (организатор Фокина С.Д.)

Моделью этого внеклассного мероприятия ко Дню святого Валентина стала известная телепрограмма. Обучающиеся примерили на себе роли телеведущих и участников телешоу, при этом показали талантливые номера, с интересом вели беседу.

Литература

1.  Зимняя, И. А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. Авторская версия. – М. : Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. – 42 с. с. 12

2.  Панина, Т. С. Современные способы активизации обучения : учебное пособие / Т. С. Панина, Л. Н. Вавилова ; под ред. Т. С. Паниной. – 4-е изд., стер. – М. : Издательский центр «Академия», 2008. – 176 с

 МАСТАК – технология – это метод активного социологического тестирования, анализа и контроля. МАСТАК – технология заключается в разработке и применении пособий, разработанных с использованием метода мозговой эстафеты, содержащих рекомендации по совершенствованию стиля работы в определённых должностях и видах деятельности, например, «МАСТАК-первокурсник», «МАСТАК-диссертант» и другие


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация научно- исследовательской деятельности школьников как способ формирования ключевых компетенций

Данная статья описывает один из вариантов организации научно- исследовательской деятельности школьников через элективный курс....

Исследовательская деятельность как способ формирования ключевых компетенций обучающихся.

Исследовательская деятельность учащихся, как метод проблемного обучения все прочнее внедряе...

"Проектная деятельность учащихся как способ формирования ключевых компетенций в условиях сельской школы"

Практика показывает, что в условиях сельской школы творческая проектная деятельность учащихся обеспечивает целостность педагогического процесса, позволяет в единстве осуществлять развитие, обучение и ...

Метод проектов как один из способов формирования ключевых компетенций школьников

В статье обобщается опыт по применению метода проектов, как способа формирования ключевых компетенций школьников....

Проект "Моделирование как средство формирования ключевых компетенций на основе деятельностного подхода".

В проекте представлена теоретическая часть, включающая в себя сведения о целях и задачах метода моделирования в учебном процессе, классификации видов моделирования, свойствах и этапах создания модели....