«Минутки безопасности по правилам дорожного движения»
материал

Атарщикова Екатерина Сабировна

В условиях интенсивного движения транспорта и пешеходов на улицах и дорогах возрастает количество дорожно-транспортных происшествий, несчастных случаев с участниками движения, особенно с учащимися.Одной из эффективных форм предупреждения происшествий с учащимися на дорогах является проведение в образовательных учреждениях «Минуток безопасности» по правилам дорожного движения. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Атарщикова Екатерина Сабировна, руководитель ЮИД

 муниципального общеобразовательного учреждения

«Гимназия № 13 Тракторозаводского района Волгограда»

 «Минутки безопасности по правилам дорожного движения» 

В условиях интенсивного движения транспорта и пешеходов на улицах и дорогах возрастает количество дорожно-транспортных происшествий, несчастных случаев с участниками движения, особенно с учащимися. Анализ дорожно-транспортных происшествий с детьми показывает, что основными причинами являются невнимательность и недисциплинированность учащихся, неумение учитывать особенности окружающей дорожной обстановки.

Правила дорожного движения, обучающиеся должны не только знать, но всегда и везде неукоснительно их соблюдать, то есть уметь применять полученные знания на практике. Добиться этого можно лишь при условии повсеместной организации систематической и целенаправленной работы, использования самых разнообразных форм и методов пропаганды среди  учащихся «дорожной грамоты». Одной из эффективных форм предупреждения происшествий с учащимися на дорогах является проведение в образовательных учреждениях «Минуток безопасности» по правилам дорожного движения.

«Минутка безопасности» - это своеобразная мини - беседа о дорожной безопасности, экспресс - напоминание детям о необходимости переключить внимание на дорогу в то время, когда ребёнок возвращается из образовательной организации домой, а также в повседневной жизни.

Цель «Минуток безопасности» -  повлиять на процесс стихийного формирования навыков поведения на улице во время движения по ней путем создания у детей соответствующей установки, ориентировки мышления на вопросы «дороги» и «безопасности». Учащийся, выйдя на улицу, осознанно или неосознанно изучает ее, познавая её «секреты». Улица лишь на первый взгляд проста, а в действительности сложна, имеет ряд «ловушек» – обманчивых ситуаций. Для этой цели проведение «Минуток безопасности» нельзя ориентировать только на напоминания и на повторение известных положений типа «будьте осторожны».

«Минутка безопасности» - попытка заменить ребёнку плачевный опыт проб и ошибок квалифицированной помощью в постижении скрытых опасностей, неявных закономерностей современного дорожного движения. Она призвана показать ему, что на дороге не всё так просто и очевидно, как ему кажется в силу его возраста.

«Минутка безопасности» настраивает ребёнка на внимательное наблюдение за дорогой, предупреждает его о таких ловушках для пешехода, о которых, к сожалению, зачастую не имеют представления многие взрослые, в том числе и старшие члены семьи, родители большинства школьников. Хочу пояснить, что под ловушкой для пешехода (дорожной ловушкой)  принято называть (считать) ситуацию обманчивой безопасности. Именно дорожные ловушки содержат потенциальную опасность для пешеходов.  Пешеход в первое мгновение не видит машину и спокойно выходит на проезжую часть дороги, но уже в следующий момент вдруг обнаруживает, что на него несется автомобиль. Такие "ловушки" надо уметь разгадать и избегать их. Это могут быть «ловушки закрытого обзора, или когда внимание отвлечено или сосредоточено на ком-то или чем-то (разговоры с товарищем, погодные условия,  мешающие оценивать дорожную обстановку и т.д.)

«Минутка безопасности» проводится ежедневно или не реже одного раза в два дня. Каждый день разбирается новый вопрос из правил дорожного движения, поданный в проблемной или занимательной форме.

«Минутка безопасности» хороша ещё тем, что она универсальна и подходит для детей всех возрастов – от самых маленьких дошкольников до старшеклассников. Ведь требования Правил дорожного движения одинаковы для всех – и для малышей, и для подростков, и для взрослых.

Итак, принципы проведения  «Минуток безопасности» является:

- регулярность;

- краткость (2-3 минуты);

- практическая ориентированность;

- возрастная ориентированность;

- осознанность;

- эффектная подача.

Формы проведения «Минуток безопасности»

- мини-беседа;

- просмотр и обсуждение видеоролика

- блиц - опрос;

- викторины, загадки, кроссворды, ребусы;

- разбор картинок, ситуаций;

- мини-выступление агит - бригады.

 В нашем случае этим занимаются члены отряда ЮИД или члены Актива гимназии, так как начальная школа у нас находится в отдельном здании. Участие учащихся средней школы в проведении «Минуток безопасности» делает это

мероприятие более привлекательным для малышей, более праздничным.

Ученики 1 – 4 классов всегда с нетерпением ждут такие выступления.

По рекомендации специалистов и в  целях достижения наиболее эффективного результата «Минутки безопасности» следует проводить непосредственно перед тем, как обучающиеся пойдут домой, или в конце последнего урока в классе.

В нашей гимназии «Минутки безопасности»  в начальной школе  проводят чаще всего классные руководители.  В этом случае проблем с проведением не возникает, так же как и не возникает проблем с привлечением ЮИДовцев или членов Актива гимназии.  Предупреждая  вопрос по средней и старшей  школе,  могу сказать, что проведение ежедневных «Минуток безопасности» физически не возможно в связи с тем, что в 5 – 11 классах работают разные учителя. Чтобы хоть как то восполнить этот недостаток мы определили два дня в неделю, которые позволяют классным руководителям провести «Минутки безопасности»  быстро (как это и положено)  и  качественно.  Единый для всех 5 – 11 классов день – четверг (в конце 1 урока «Россия - мои горизонты» и день, когда учащиеся и классный руководитель проводят еженедельный классный час для решения своих классных задач.

В ходе проведения «Минуток  безопасности» необходимо пробудить интерес детей, а для этого, прежде всего, нужно сформулировать проблему. Согласитесь, каждый знает, что на красный сигнал пешеходного светофора переходить дорогу запрещено. Но зачастую это всего лишь неосознанный штамп, который впитывает каждый из нас ещё с детского сада. Думаю, все мы не раз становились свидетелями того, как пешеходы, не дожидаясь «зеленого сигнала» ступают на проезжую часть. То есть знать – знают, но всё равно пренебрегают этим запретом, например, когда спешат, или когда нет транспорта, или когда просто лень ждать эти несколько секунд. А наша задача – добиться ОСОЗНАННОСТИ поведения. Для этого необходимо сформулировать перед детьми проблему.

Например, «Почему на улице Ополченской рядом с остановкой  Рынок, где оборудован регулируемый пешеходный переход (ближайший к школе), люди часто перебегают через дорогу на «красный сигнал»?

Учитель задаёт вопрос (ставит проблему) и, выслушав мнение нескольких учащихся, обобщает их, и в случае необходимости поправляете ошибки. При этом можно дать краткие дополнительные объяснения, почему следует поступать так, а не иначе.

Продолжением «Минутки безопасности», ее практическим приложением является движение детей из образовательного учреждения по улице. Детям предлагаются задания по наблюдению за обстановкой на улице.

Например, «Сколько регулируемых пешеходных переходов вы встречаете по дороге из гимназии до дома? Обратите внимание, часто ли пешеходы начинают движение с тротуара на проезжую часть, не дождавшись разрешающего движение сигнала пешеходного светофора?»

В данной ситуации можно еще и уточнить что такое «пешеходный светофор» и чем он отличается от «транспортного». Это добавит «соревновательного» момента в проведение беседы, так как учащимся, особенно младших классов, важно продемонстрировать свои знания по тому, или иному вопросу.

Вопрос «Почему тротуар возвышается над проезжей частью»?

Учащиеся высказывают свои предположения. Учитель поправляет ошибки и дает краткое пояснение:  «Тротуар возвышается над проезжей частью дороги на 15-20 см, чтобы на него не заезжали машины. На некоторых улицах, где особенно многолюдно, тротуары отделяют от проезжей части дороги металлическим ограждением».

Дети получают «Домашнее задание»: По дороге из гимназии до дома обратите внимание на то, везде ли тротуар соответствует необходимым требованиям.

Непременным условием является «проверка Домашнего задания» на следующей «Минутке безопасности». Дети с удовольствием рассказывают о своих наблюдениях.

Помимо проблемного  вопроса для проведения  «Минуток  безопасности» можно использовать для  разбора  конкретный случай из жизни.

Например: ученик N  стал участником ДТП на пешеходном переходе (зебра, знаки), попав под машину и получив легкое сотрясение мозга.

Вопрос: Кто виноват в данной ситуации?

Выслушав ответы детей, обобщив сказанное ими, учитель уточняет ситуацию, поясняя, что ученик N вышел (неожиданно выскочил) на пешеходный переход из-за припаркованного у обочины автомобиля. Учащиеся вновь отвечают на вопрос «Кто виноват в данной ситуации?» Важно, чтобы, помимо, юридической стороны вопроса, учащиеся не забывали о человеческой составляющей (в данной ситуации, несмотря на виновность водителя, нельзя забывать о том, что водитель не бог и при всем желании (даже если он ехал медленно), не сможет мнгновенно остановить транспортное средство.

Вывод: безопасность пешехода-обязанность, в первую очередь, самого пешехода!

Говоря о «Минутках безопасности» нельзя пренебрегать и другими формами их проведения. Они не менее эффективны за счет своей необычности, яркости, соревновательного момента. Например, использование коротких мультфильмов и роликов по ПДД. «Вредные советы от Плуто или ГИБДД тут не поможет».

После просмотра мультфильма учащиеся исправляют ошибки и  формулируют

правила.

Неоценимую помощь в проведении «Минуток безопасности» играют викторины, ребусы, загадки. Их проведение можно поручить членам отряда ЮИД или Актива гимназии.

Вот такие кроссворды с учащимися начальной школы, а также 5 и 6 классов мы периодически разгадываем.  

Помимо готовых кроссвордов мы составляем свои собственные. Берем какой – либо термин, например «светофор» и, исходя из него, составляем кроссворд. Это помогает осмыслить и правильно сформулировать  определения уже давно знакомых элементов ПДД.  

Каждый день мы сталкиваемся с различными дорожными ситуациями, которые могут быть опасными как для детей, так и взрослых. Правила дорожного движения едины для всех. Написаны они языком взрослых, без всякого расчета на детей. Поэтому задача педагогов и родителей - доступно объяснить ПДД ребенку.

«Минутки безопасности» ни в коем случае не должна заменять повседневное обучение навыкам поведения в транспортной среде. «Минутка безопасности» — это короткий, ежедневный диалог с ребёнком (вопрос — ответ), который учит наблюдать за дорогой, предвидеть скрытые опасности и правильно действовать в различных ситуациях, которые ежедневно встречаются на дороге. Опыт проведения подобных бесед - минуток показывает, что они меняют отношение детей к безопасности на дороге, способствуют выработке у них критического отношения к поступкам сверстников и взрослых, нарушающих Правила дорожного движения, благодаря чему у детей появляется «иммунитет» к  нарушениям ПДД и подражанию нарушителям.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Азбука безопасности» (внеклассное мероприятие по правилам дорожного движения)

Представлен конспект к мероприятию по правилам дорожного движения.Данный ресурс предназначен для учащихся начальных классов.Для учащихся среднего звена ресурс тоже будет полезен....

Календарно -тематическое планирование работы по обучению детей правилам дорожного движения и безопасному поведению на дороге

В данном перспективном плане представленна работа по профилактике дорожно - транспортного травматизма Из года в год в нашем городе и нашей стране увеличивается количество автомобильного транспор...

Классный час по правилам дорожного движения в 5-м классе на тему "Правила дорожной безопасности"

формирование у детей понимания о необходимости соблюдать правила дорожного движения, а также воспитывать  чувство ответственности за свою жизнь и  жизнь окружающих....

Конспект классного часа по правилам дорожного движения "Безопасный маршрут движения от дома до школы и обратно" для обучающихся с легкой степенью умственной отсталости 5 класса

Классный час разработан для обучающихся 5 класса с целью определения правил безопасного движения по пути в школу и обратно. В разработке обращено внимание на правила поведения на дорогах с односторонн...

Сценарий агитбригады по правилам дорожного движения "Вместе- к безопасности дорожного движения"

Сценарий  разработан для выступления на районном конкурсе агитбригад по правилам дорожного движения "Светофор"....

Открытое занятие по правилом дорожного движения. Тема: «Маша и Медведь знакомятся с правилами дорожного движения»

Тема: «Маша и Медведь знакомятся с правилами дорожного движения»Цель: повторить правила дорожного движения: значение сигналов светофора, правила безопасности на улицах и дорогах, дорожные ...