Календарно -тематическое планирование работы по обучению детей правилам дорожного движения и безопасному поведению на дороге
методическая разработка (основы безопасности жизнедеятельности) по теме

Кренева Юлия Владимировна

В данном перспективном плане представленна работа по профилактике дорожно - транспортного травматизма

Из года в год в нашем городе и нашей стране увеличивается количество автомобильного транспорта. Улицы города с потоком движущихся машин требуют от детей хорошей ориентировки, а ориентировка формируется в процессе практической деятельности. Быстрое развитие автомобильного транспорта, увеличение интенсивности движения выдвигает серьезную задачу – обеспечение безопасности движения детей. По статистике каждый десятый жертвой дорожно-транспортного происшествия становится ребенок. Ребенка интересует улица и все на ней происходящее. И часто, увлеченный чем-либо необычным, он попадает на улице в опасные ситуации, особенно в летний период. Вот почему уже в дошкольном возрасте необходимо учить детей ориентироваться в ближайшем окружении. Это тем более важно знать будущему школьнику, так как ему приходится преодолевать путь от дома в школу и обратно. В предупреждении дорожно-транспортного происшествия с детьми важную роль играет работа ДОУ по разъяснению детям правил дорожного движения и привитию навыков дисциплинированного, культурного поведения на улицах и дорогах. Ведь ребенку трудно понять, что такое тормозной путь, время реакции водителя или транспортный поток. Дети часто страдают от непонимания той опасности, которую представляет собой автомобиль.

 

Занятия по обучению ПДД в нашем учреждении проводятся 1 раз в  месяц в режимных моментах  с детьми в форме открытых мероприятий, всего 9 занятий в год. Два раза в год проводится мониторинг:

                                   1 – вводный (сентябрь)

                                   2 - итоговый (май).

В своей работе педагоги используют: модели по формированию безопасного образа жизни; сценарии музыкальных и спортивных досугов и развлечений; разработки по организации сюжетно-ролевой игры «Правила дорожного движения», «Мой микрорайон», «Улицы нашего города».

Данные мероприятия направлены на реализацию задач по обучению детей дошкольного возраста правилам дорожного движения и безопасного поведения на дорогах и улицах .

Перспективный план составлен с учетом  требований программы, возрастных особенностей, материально- технической базы ДОУ и  интеграции образовательных областей:

  1. изодеятельность - сюжетное рисование по впечатлениям  проведенных занятий, моделирования дорожных ситуаций, закрепление пройденного материала;
  2. ознакомление с художественной литературой- использование на занятиях стихов, рассказов, загадок;
  3. физическое развитие - использование подвижных игр, физкультминуток, игротренингов.
  4. ознакомление с окружающим - рассматривание  ситуаций в контексте различных природных проявлений,  ориентировка на местности, история транспорта.

Задачи:

  1. развивать мыслительную деятельность детей;
  2. формировать культуру поведения в условиях дорожного движения;
  3. стимулировать развитие психофизиологических качеств ребенка, обеспечивающих его безопасность в процессе дорожного движения;
  4. формировать у детей самооценку, самоконтроль и самоорганизацию в сфере дорожного движения;
  5. научить детей правильно и безопасно вести себе на улицах и дорогах  города.
  6. воспитывать культуру поведения.

Традиционными, интересными, поучительными стали встречи воспитанников детского сада с сотрудниками ГИБДД, на которых ребята повторяют правила, участвуют в играх на внимание, используя ситуативный метод, разбирают ошибки в поведении пешеходов

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Перспективный план работы  по обучению детей правилам дорожного движения и безопасному поведению на дороге

  1. средняя  группа

Задачи:

- Совершенствовать ориентировку в окружающем пространстве.

- Знакомить детей с разными видами транспорта, их особенностями; определять сходство и отличие троллейбуса, трамвая, автобуса.

- Знакомить детей с трудом водителя некоторых видов транспорта.

- Расширять знания детей об улице, дороге, перекрестке. Знакомить с понятием: «пешеход», «наземный (подземный) переход».

- Учить детей различать элементы дороги: разделительная полоса, пешеходный переход, полоса движения, остановка общественного транспорта.

- Учить выполнять требования сигналов светофора: красный (стой), красный и желтый одновременно (скоро загорится зеленый); зеленый (иди), мигающий зеленый и желтый (скоро загорится красный).

- Учить детей составлять небольшой рассказ о дорожной ситуации: как мы ехали в детский сад на легковом автомобиле, трамвае.

- Учить изображать на рисунке сигналы светофора.

- Учить определять, кто правильно выполнил правила, кто их нарушил.

- Знакомить детей с элементарными правилами дорожного движения: места, где можно ходить пешеходам, как переходить проезжую часть.

Показатели развития:

Дети знают:

- Ходить можно только в установленных местах дороги (тротуар, обочины, край проезжей части, пешеходная дорожка, велосипедная дорожка, но, не мешая движению велосипедистов).

- Переходить проезжую часть дороги можно только в шести местах проезжей части (пешеходные переходы; наземные переходы; у перекрестка по линии тротуаров или обочин, при отсутствии в зоне видимости перехода или перекрестка под прямым углом к краю проезжей части, где она хорошо просматривается в обе стороны движения; на остановках маршрутных транспортных средств при движении к стоящему на остановке транспортному средству или от него со стороны дверей, если посадка и высадка производятся с проезжей части или с посадочной, расположенной на ней.

- Правила перехода проезжей части и опасные места на ней.

- Транспорт не только выполняет работу по перевозке людей и грузов, но и представляет опасность.

- Движение на дороге регулируется дорожными знаками, разметкой и сигналами светофора, а не светом или цветом его.

Тема занятий

Дата

Программное содержание

Сопутствующие формы работы

Ориентирование детей в районе детского сада.

Предварительная диагностика

Сентябрь

 Знакомство со схемой микрорайона.

Сформировать способность ориентироваться по схеме.

Рисование и оформление выставки на тему «Улица нашего города».

Уважайте светофор

Октябрь

Закрепить знания детей о светофоре; воспитывать наблюдательность и дисциплинированность

Рассматривание макета светофора, конструирование из бумаги «Светофор»

Правила поведения на улицах и дорогах. Переход улиц и дорог.

Ноябрь

Расширение знаний о поведении на улицах и дорогах

Беседа «Улицы города»

Правила поведения на улице

Декабрь

Закрепить правила поведения на улице, закрепить правила безопасного поведения при самостоятельном передвижении по дороге

Сюжетно-ролевая игра «Улица»

Школа пешехода

Январь

Закрепить знания о правилах дорожного движения

Обыгрывание ситуаций на дорогах

Мы – пассажиры

Февраль

Закрепить знания детей о видах транспорта; рассказать как вести себя в общественном транспорте

Рассматривание иллюстраций, обсуждение различных ситуаций поведения пассажиров

«Приключение зайчонка»

Март

Познакомить детей с понятиями «тормозной путь», «скользкая дорога», с особенностями движения по ней транспорта; со знаком «скользкая дорога». Воспитывать у детей сознательное отношение к соблюдению правил безопасности движения.

Рисование на тему»Где можно играть»

Путешествие в страну «Знакография»

Апрель

Закрепить знания о назначении светофора, названия видов транспорта; расширить знания о поведении на улице.

Выставка детских работ «В стране Знакография»

Викторина по ПДД «Вопросы инспектора Мигалочкина»

Май

При выполнении заданий и ответах на вопросы учитывать уровень подготовленности детей.

Рисование на тему: «Безопасная дорога»

  1. в старшей группе  

Задачи:

- Учить детей свободно ориентироваться вокруг детского сада: знать все общественные здания, уметь ориентироваться в многообразии транспортных средств своего микрорайона.

- Прививать правила пользования маршрутным транспортом: поведение пассажира на остановке, во время посадки, во время движения, при выходе.

- Продолжать знакомить с правилами дорожного движения: основные термины и понятия, все элементы дорог, обязанности пешеходов и пассажиров, правила перехода железнодорожных переездов, предупредительные сигналы, подаваемые водителем, средства регулирования дорожного движения.

- Учить детей распознавать знаки: информационно-указательные – «Пешеходный переход», «Подземный пешеходный переход», «Место остановки автобуса и (или) троллейбуса»; предупреждающие знаки – «Дети»; запрещающие знаки – «Движение пешеходов запрещено», «Движение на велосипедах запрещено»; предписывающие знаки – «Пешеходная дорожка», «Велосипедная дорожка»; знаки приоритета – «Главная дорога», «Уступи дорогу»; знаки сервиса – «Больница», «Телефон», «Пункт питания».

- Учить объяснять дорожную обстановку после прогулки; наблюдать за правильными или неправильными действиями водителя, пешехода, пассажира, за действиями регулировщика.

Показатели развития:

 - Дети знают, что перед переходом проезжей части остановиться у края проезжей части, посмотреть налево, потом направо, а затем еще раз налево и, если нет опасности – переходить проезжую часть.

- Знают, что ходить нужно по дороге и переходить проезжую часть дороги только в разрешенных местах.

- Соблюдают правила безопасного поведения в общественном транспорте.

Тема занятий

Дата

Программное содержание

Сопутствующие формы работы

Правила поведения на улице

Сентябрь

 Закрепить правила поведения на улице; убеждать детей в необходимости вырабатывать положительные привычки по выполнению правил безопасного поведения на дороге.

Рисование и оформление выставки на тему «Улица нашего города».

Работа светофора

Октябрь

Закрепить и выявить знания детей о работе светофора, о назначении всех его сигналов, о правилах дорожного движения, транспорте и его назначении;

Рассматривание макета светофора, конструирование из бумаги «Светофор»

Моя улица

Ноябрь

Уточнить и закрепить знания о правилах дорожного движения, правилах перехода улицы, светофоре, тротуаре, проезжей части.

Беседа «Улицы города»

Правила поведения на улице

Декабрь

Выявить готовность детей к правильным действиям в сложившейся ситуации на дороге, улице; обучать правилам поведения в общественном транспорте.

Сюжетно-ролевая игра «Улица»

Мы - пешеходы

Январь

Расширять знания детей о правилах поведения на улице; познакомить с обязанностями пешеходов, правилами движения пешеходов по тротуару и через проезжую часть группами и индивидуально.

Обыгрывание ситуаций на дорогах

Правила поведения на улицах, в

общественном транспорте «Готовы ли мы стать пассажирами?»

Февраль

Формирование знаний поведения на остановках

общественного транспорта

и в общественном

транспорте.

Рассматривание иллюстраций, обсуждение различных ситуаций поведения пассажиров

«Приключение зайчонка»

Март

Познакомить детей с понятиями «тормозной путь», «скользкая дорога», с особенностями движения по ней транспорта; со знаком «скользкая дорога». Воспитывать у детей сознательное отношение к соблюдению правил безопасности движения.

Рисование на тему «Где можно играть»

Дорожные знаки 

Апрель

Закрепить знания о дорожных знаках, назначении светофора, названия видов транспорта.

Выставка детских работ «В стране Знакография»

Викторина по ПДД «Вопросы инспектора Мигалочкина»

Май

При выполнении заданий и ответах на вопросы учитывать уровень подготовленности детей.

Рисование на тему: «Безопасная дорога»

  1. в подготовительной к школе группе

 Задачи:

- Научить соблюдать правила безопасного поведения при самостоятельном движении по дороге.

- Развивать мышление (обрабатывать полученную информацию, уметь подключать знания, полученные на занятиях).

- Проводить тренировки по концентрации внимания, наблюдательности, развитию памяти, способности к восприятию пространственных отрезков и пространственной ориентации.

- Разъяснить правила дорожной безопасности в условиях плохой погоды.

- Расширять знания детей о работе сотрудников ГАИ.

- Продолжать знакомить с назначением дорожных знаков.

- Систематизировать знания детей о Правилах дорожного движения путем проигрывания проблемных ситуаций.

Показатели развития:

- Дети умеют определять опасные дорожные ситуации и пути их безопасного решения.

- Умеют дать оценку действиям водителя, пешехода и пассажира в опасных ситуациях.

- Сформирован навык выбрать наиболее безопасный путь к школе.

- Сформирован навык воспринимать дорожную информацию во взаимодействии с другими явлениями (автомобиль быстро передвигается, в тумане расстояние до автомобиля кажется далеким, а на самом деле близко, на скользкой дороге тормозной путь увеличивается).

- Знают основные знаки и термины дорожного движения.

Тема занятий

Дата

Программное содержание

Сопутствующие формы работы

«Наша улица»

Сентябрь

 систематизировать и закрепить знания детей об устройстве улиц: проезжая часть, обочина, уточнить понятия «двустороннее движение» и «одностороннее движение» транспорта. Обратить внимание детей на то, что проезжая при двустороннем движении разделена сплошной или прерывистой белой линией для обеспечения безопасности движения на дорогах.

Рисование и оформление выставки на тему «Улица нашего города».

«Нужно слушаться без спора указаний светофора»

Октябрь

познакомить детей с новой информацией из странички истории – какие, где и когда появились первые светофоры. Закрепить знания детей о назначении красного, желтого и зеленого сигналов светофора и правила поведения пешеходов при каждом сигнале. Познакомить детей с работой светофоров для пешеходов, которые устанавливают в крупных городах, где большое движение транспорта. Во время целевой прогулки обратить внимание детей на работу светофора и поведение пешехода

Чтение рассказа Б. Житкова «Светофор», стихотворения А. Северного «Три чудесных цвета». Отгадывание загадок по ПДД.  Анализ ситуаций. Конструирование из бумаги – «Светофор».

«Как правильно переходить улицу»

Ноябрь

учить устанавливать простейшие связи взаимоотношениях пешеходов и водителей транспорта. Подвести детей к осознанию необходимости соблюдать правила передвижения пешеходов. Переходить улицу только по пешеходным переходам на зеленый сигнал светофора. Если не успел закончить переход, спокойно подожди на «островке безопасности или на разделительной полосе». При переходе улицы (без светофора, без пешеходного перехода) обязательно надо посмотреть сначала налево, а дойдя до середины дороги – направо

Беседы: «Как правильно переходить улицу», С-р игра «Улица города». (Обыгрывание ситуаций на дороге)

«Нерегулируемый перекресток»

Декабрь

Рассказать детям о том, что в городе много улиц, которые проходят в разных направлениях, пересекаются друг с другом. Уточнить, как называются места пересечения улиц и чем (кем) они регулируются. На нерегулируемом перекрестке, где не обозначены пешеходные переходы, не установлены светофоры. Обратить внимание детей на поведение водителей транспорта и пешеходов. Познакомить с правилами перехода улицы в таких местах. Учить детей соблюдать особую осторожность.

Сюжетно-ролевая игра «Улица города» (обыгрывание ситуаций на дороге). П/и: «перебежки»

Мы - пешеходы

Январь

Продолжать формировать у детей основы безопасного поведения на улице. Обобщить и систематизировать знания детей о своем родном городе, о работе транспорта. Расширить знания о правилах дорожного движения  на основе проблемной ситуации. Воспитывать умение детей жить по правилам, которые сохраняют им жизнь и здоровье. Развивать мышление, память, речевую активность

беседа«Несколько советов пешеходам».

«Правила для пассажиров»

Февраль

продолжать знакомить детей с правилами этичного и безопасного поведения в общественном транспорте. Учить детей соблюдать порядок при посадке в автобус (маршрутку). Не мешать другим пассажирам. Рассказать детям о том, что в автобус, троллейбус, трамвай входят через задние двери, а выходят только через передние. Формировать культуру поведения: уступать место пожилым людям, инвалидам, женщинам и маленьким детям. Во время движения нельзя стоять на ступеньках, прислоняться к дверям, бегать по салону. Нельзя стучать ногами по сиденью, которое впереди. Заранее надо готовиться к выходу, пройти вперед. Входить и выходить из транспорта нужно спокойно и не толкаться

Беседы: «Мы пассажиры», «Правила для пассажиров».

С-р игра «Автобус» (обыгрывание ситуаций поведения пассажиров).

«Правила для велосипедистов и водителей мопедов»

Март

познакомить детей с правилами для велосипедистов и водителей мопедов. рассказать детям, что при движении по дорогам управлять  велосипедом разрешается лицам не моложе 14 лет, а мопедом – не моложе 16 лет. Велосипедисты и водители мопедов обязаны двигаться только по правой полосе или по обочине. Запрещается им ездить, не держась за руль; двигаться по дороге, если рядом есть велосипедная дорожка;  перевозить пассажиров (кроме детей до 7 лет); поворачивать налево и разворачиваться, если дорога имеет больше двух полос; буксировка.

Ознакомить детей с дорожными знаками для велосипедистов.

Беседы: «Правила для велосипедистов и водителей мопедов», «Предупреждающие знаки», «Запрещающие знаки».

«Всем без исключения о правилах движения»

Апрель

через игровые образы учить детей умению ориентироваться на улице, строго соблюдать правила дорожного движения. Закрепить правильное употребление пространственной терминологии, знания дорожных знаков. Повторить правила безопасного поведения на улице, в транспорте. Уточнить знания о сигналах светофора, регулировщика. Воспитывать умение внимательно слушать, не перебивать, дополнять ответы и исправлять ошибки своих товарищей.

Беседы: «Опасные игры на дорогах и вблизи проезжей части», «Больше уважения к правилам движения».

Игровое занятие «Всем без исключения о правилах движения»

Викторина по ПДД «Вопросы инспектора Мигалочкина»

Май

При выполнении заданий и ответах на вопросы учитывать уровень подготовленности детей.

Рисование на тему: «Безопасная дорога»

Тематическое планирование открытых мероприятий для закрепления полученных знаний и умений

Название

Сроки

Ответственный

Развлечение «Красный, желтый, зеленый»;

Встреча с инспектором ГИБДД

сентябрь

Зам.директора по УВР;

воспитатели

Занятие – развлечение «Светофор»

октябрь

воспитатели

Открытое занятие «Как кот Мурзик познакомился с правилами дорожного движения »

ноябрь

воспитатели

Открытое занятие «Путешествие по стране знаков»

декабрь

воспитатели

Открытое занятие «Уважайте светофор»

январь

воспитатели

Развлечение «Красный, желтый, зеленый»

февраль

воспитатели

Открытое занятие «Правила дорожные – совсем, совсем не сложные»;

Встреча с инспектором ГИБДД

март

Зам.директора по УВР;

воспитатели

Развлечение «Поможем смешарикам»

апрель

воспитатели

Мониторинг

май

воспитатели


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка творческой идеи по обучению детей правилам дорожного движения.

Аннотация.Название работы: Разработка творческой идеи по обучению детей, на занятиях технического творчества, правилам дорожного движения и безопасной жизнедеятельности в условиях города.Назначе...

Памятка для родителей по обучению детей правилам дорожного движения

Материал предназначен для родителей  по обучению детей правилам дорожного движения...

Памятка для родителей по обучению детей Правилам дорожного движения

Памятка для родителей по обучению детей Правилам дорожного движения....

Памятка для родителей по обучению детей правилам дорожного движения

Не спешите, переходите дорогу размеренным шагом. Выходя на проезжую часть дороги, прекратите разговаривать - ребенок должен привыкнуть, что при переходе дороги нужно сосредоточиться.Не переходите доро...

Памятка для родителей по обучению детей правилам дорожного движения

Уважаемые родители! Наши дети - самое ценное в нашей жизни.. Этот материал поможет вам сохранить драгоценные жизни наших детей...

Программа по обучению детей дошкольного возраста правилам дорожного движения и безопасного поведения на дороге «Светофорчики»

Обеспечение знаний о безопасном поведении на улицах и дорогах.Предупреждение попаданий детей в различные дорожно-транспортные происшествия.Решение образовательных задач средствами систематических меро...

Методическая разработка тематических занятий с командой ЮИД по теме: «Обучение детей Правилам дорожного движения»

Трагическая статистика свидетельствует, что в России в дорожно-транспортных происшествиях каждый год гибнет более 30 тыс. человек, получают ранения свыше 180тыс. чел. Ежегодно под колесами автотранспо...