Методическая разработка тематических занятий с командой ЮИД по теме: «Обучение детей Правилам дорожного движения»
методическая разработка (5 класс)

Акименко Кристина Анатольевна

Трагическая статистика свидетельствует, что в России в дорожно-транспортных происшествиях каждый год гибнет более 30 тыс. человек, получают ранения свыше 180тыс. чел. Ежегодно под колесами автотранспорта гибнет до 3,5тыс. детей, около 30 тыс. становятся инвалидами. Проблема безопасности дорожного движения имеет разные аспекты. Главным из них всегда будет сохранение человеческой жизни, особенно жизни детей.

Анализ детского дорожно-транспортного травматизма показывает, что основной причиной является низкая культура участников дорожного движения, в том числе - детей. Учащиеся не обладают навыками поведения в транспортной среде, не умеют правильно оценить и предвидеть развитие дорожных ситуаций, последствий нарушения правил дорожного движения.

Этой проблеме и посвящена данная методическая разработка.

Данный материал будет полезен учащимся, преподавателям ОБЖ, педагогам-организаторам, классным руководителям при разработке внеклассных мероприятий. Методическая разработка содержит конкретные материалы, которые могут использовать педагоги в своей работе. Овладение опытом организации предлагаемой методикой может стать основой для проведения подобных мероприятий для усвоения ПДД детьми в раннем возрасте. При использовании данной разработки задействованы многие направления деятельности: совместная деятельность учащихся, самостоятельная деятельность учащегося, познавательная деятельность, игровая деятельность, поисковая и т.д. Так же затрагиваются разные образовательные области: познание окружающего мира, развитие речи, художественно-эстетическое и музыкальное развитие.

При разработке данной программы мы опирались на теоретические положения в области ПДД, основам медицинских знаний, вопросы личностно-ориентированной педагогики, которая представляет собой воплощение гуманистической психологии и педагогики.

В современных условиях особенно важно обучить школьников правилам поведения на улице и дороге. Разработать такие технологии, которые эффективно будут формировать устойчивые практические навыки у детей для применения их в сложных дорожных ситуациях. Одним из путей сохранения жизни и здоровья несовершеннолетних являются коллективная подготовка к безопасному участию в дорожно-транспортном процессе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon na_konkurs_pdd_gbou_399.doc96 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение Красносельского района Санкт-Петербурга

ГБОУ гимназия №399

методическая разработка

по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма среди детей дошкольного и школьного возраста

Методическая разработка тематических занятий

с командой  ЮИД по теме: «Обучение детей Правилам

дорожного движения»

(5 класс)

Автор-составитель: Акименко Кристина Анатольевна

Педагог-организатор

Санкт–Петербург

2020


Аннотация

Трагическая статистика свидетельствует, что в России в дорожно-транспортных происшествиях каждый год гибнет более 30 тыс. человек, получают ранения свыше 180тыс. чел. Ежегодно под колесами автотранспорта гибнет до 3,5тыс. детей, около 30 тыс. становятся инвалидами. Проблема безопасности дорожного движения имеет разные аспекты. Главным из них всегда будет сохранение человеческой жизни, особенно жизни детей.

Анализ детского дорожно-транспортного травматизма показывает, что основной причиной является низкая культура участников дорожного движения, в том числе - детей. Учащиеся не обладают навыками поведения в транспортной среде, не умеют правильно оценить и предвидеть развитие дорожных ситуаций, последствий нарушения правил дорожного движения.

Этой проблеме и посвящена данная методическая разработка.

Данный материал будет полезен учащимся, преподавателям ОБЖ, педагогам-организаторам, классным руководителям при разработке внеклассных мероприятий. Методическая разработка содержит конкретные материалы, которые могут использовать педагоги в своей работе. Овладение опытом организации предлагаемой методикой может стать основой для проведения подобных мероприятий для усвоения ПДД детьми в раннем возрасте. При использовании данной разработки задействованы многие направления деятельности: совместная деятельность учащихся, самостоятельная деятельность учащегося, познавательная деятельность, игровая деятельность, поисковая и т.д. Так же затрагиваются разные образовательные области: познание окружающего мира, развитие речи, художественно-эстетическое и музыкальное развитие.

При разработке данной программы мы опирались на теоретические положения в области ПДД, основам медицинских знаний, вопросы личностно-ориентированной педагогики, которая представляет собой воплощение гуманистической психологии и педагогики.

В современных условиях особенно важно обучить школьников правилам поведения на улице и дороге. Разработать такие технологии, которые эффективно будут формировать устойчивые практические навыки у детей для применения их в сложных дорожных ситуациях. Одним из путей сохранения жизни и здоровья несовершеннолетних являются коллективная подготовка к безопасному участию в дорожно-транспортном процессе.

Содержание

Аннотация……………………………………………………………………...2

Введение………………………………………………………………………..4

Основная часть………………………………………………………………...6

Заключение……………………………………………………………………13

Список литературы…………………………………………………………...14

Введение

Детский травматизм при несоблюдении правил дорожного движения остается одной из самых болезненных проблем в наше время. А дети - это самое ценное и дорогое, что есть в жизни каждого человека. Ежегодно на дорогах России совершаются десятки тысяч дорожно-транспортных происшествий с участием детей и подростков. Особенно ситуация на дорогах ухудшается в период летних каникул. Знание и соблюдение правил дорожного движения поможет сформировать безопасное поведение детей на дорогах.

Причиной дорожно-транспортных происшествий чаще всего является незнание детьми элементарных основ правил дорожного движения. Избежать этих происшествий можно лишь путем соответствующего воспитания и обучения ребенка с самого раннего возраста. Приобщение ребенка к безопасному поведению на дороге должно быть систематическим и последовательным. Прежде всего, обучение должно происходить на личном примере. И что бы ни говорили родители, но если они сами перебегают улицу на красный свет светофора, а ребенку это делать запрещает, то в этом случае именно поведение родителей становится притягательным знаком взрослости, тем самым запретным плодом, который хочется скорее попробовать.

Одна из форм профилактики детского дорожно-транспортного травматизма — работа с родителями. Исследования показали, что подавляющее большинство родителей, не знают правил дорожного движения. Задача стоит и перед педагогами дошкольных учебных заведений - обучить дошкольников правилам дорожного движения.
Цель: создание условий для формирования навыков безопасного поведения на дороге, способствование развитию познавательных процессов, необходимых для правильной ориентации на улице. Познакомить учащихся с правилами дорожного движения.

Задачи:

  1. познакомить учащихся с дорожными знаками, светофором и его сигналами.С правилами пользования общественным транспортом и поведения в нем.
  2. познакомить учащихся с составными частями дороги и правилами поведения на ней.
  3. развивать внимание, сообразительность, умения четко и ясно выражать свою мысль;
  4. воспитывать навыки выполнения основных правил поведения на улице, дороге, с целью предупреждения детского дорожно-транспортного травматизма.

Планируемые результаты:

Личностные: воспитывать личность безопасного типа; чувство ответственности за собственную жизнь и жизнь других людей.

Метапредметные: учатся самостоятельно пользоваться полученными знаниями в повседневной жизни, сравнивают, анализируют, умеют вести диалог.

Предметные: знание основных знаков дорожного движения, правил дорожного движения для пешеходов.

Коммуникативные: умение работать в группах, организация совместной деятельности.

Оборудование: кроссворд, дорожные знаки,  бумажный светофор.

Возраст участников: 10-12 лет.


Основная часть

Слова учителя: Сегодня, ребята, у нас необычное занятие, занятие – викторина. Цель нашего занятия – проверить, как вы усвоили Правила дорожного движения. Сейчас послушайте правила викторины: вы должны разделиться на две команды (командирам вешается эмблема «Светофор» и «Автомобиль») и выбрать командира. Каждая команда выполняет задание, за правильно выполненное задание получает жетон. Победитель тот, у кого больше жетонов. (Ребятам отводится несколько минут для деления команд, выбора командира)

Задание 1. «Собери знак»

 Это задание, ребята, на время. Команда, которая быстрее соберёт разрезанный дорожный знак, получит жетон. ( В этом задании используется любой дорожный знак, разрезанный на несколько частей).

Задание 2. «Художественное задание»

Командам даётся 5-7 минут, чтобы нарисовать дорожные знаки. (За каждый правильно нарисованный знак выдаётся жетон).

После выполнения задания, подводятся итоги, учитель объявляет команду победителя. (Это команда набравшая большее количество жетонов).

Задание 3. «Знакомство с дорожными знаками»

Слова учителя:

Делаю я вам предупреждение: 
Выучите правила дорожного движения! 
Чтоб не волновались каждый день родители,
И чтоб спокойны были за рулем водители.

Предупреждающие знаки – треугольные, а периметр треугольника красного цвета. Между собой знаки этой группы различаются рисунками внутри треугольника. Нарисованы бегущие дети – предупреждение водителю - приближается школа, детский сад. Автомобиль с извилистым следом шин в треугольнике предупреждает о том, что впереди скользкая дорога. На рисунке ты увидишь оленя или корову – значит, на дороге могут появиться животные. Послушайте эти загадки и попробуйте угадать, как будут называться эти предупреждающие знаки.

Вопрос учителя: Нарисован человек,
Землю роет человек,
Почему проезда нет?
Может быть здесь, ищут клад?

Ответ ученика: дорожные работы.

Вопрос учителя: Я хочу спросить про знак.
Нарисован он вот так:
В треугольнике, ребята,
Со всех ног бегут куда-то.

Ответ ученика: дети.

Слова учителя: У запрещающих знаков изображения и цифры, нарисованные внутри красного круга, точно и категорически говорят, что именно данный знак запрещает. Вы должны знать о знаках, запрещающих пешеходное и велосипедное движение. Белая широкая горизонтальная полоса в сплошном красном круге запрещает въезд.

Вопрос учителя: Круглый знак, а в нем окошко,
Не спешите сгоряча,
А подумайте немножко:
Что здесь свалка кирпича?

Ответ ученика: въезд запрещен.

Слова учителя: Следующая группа – предписывающие знаки. У этих знаков изображения и цифры расположены в круге синего цвета. Белые стрелки предписывают направление движения. Белые цифры на синем фоне предписывают водителю не максимальную, а минимальную скорость, или ехать медленно опасно.

Вопрос учителя: Отчего бы это вдруг
Стрелки дружно встали в круг?

Ответ ученика: круговое движение.

Я привык к велосипеду,
И на нем я смело еду.

Ответ ученика: велосипедная дорожка.

Слова учителя: Информационно-указательные знаки. Их основной цвет – синий, а форма – квадратная или прямоугольная. Эти знаки указывают, где пешеходный переход и место стоянки, направление к нужному населенному пункту и расстояние до него.

Вопрос учителя: Этот знак такого рода -
Он на страже пешехода.
Переходим дружно вместе
Мы дорогу в этом месте.

Ответ ученика: пешеходный переход.

Слова учителя: только кажется, что от обилия знаков кругом идет голова. На самом же деле, чем больше знаков, тем больше водитель и пешеход получает нужной, важной информации, обеспечивающей, прежде всего безопасность движения. Куда поворачивать – налево, направо? Помогает знак, подсказывающий направление объезда.

- Есть знаки, которые указывают очередность проезда перекрестков, пересечений отдельных проезжих частей, а также узких участков дорог. Их форма – треугольник, круг, квадрат и восьмигранник. Это знаки приоритета. Еще есть знаки сервиса, информирующие о расположении соответствующих объектов. Отгадайте эти знаки.

Вопрос учителя: Если вдруг в пути машина
Закапризничать решила,
Там машину вам исправят,
Мигом на ноги поставят.

Ответ ученика: техническое обслуживание автомобилей.

Вопрос учителя: Тут вилка. Тут ложка,
Подзаправишься немножко,
Накормили и собаку,
Говорим «спасибо» знаку.

Ответ ученика:  пункт питания.

Вопрос учителя: Если и нужно вызвать маму,
Позвонить гиппопотаму,
По пути связаться с другом –
Этот знак к твоим услугам.

Ответ ученика: телефон.

Познавательная игра по ПДД

Занятие №1

  1. Организационный момент

Игра «Молекулы и атомы»

Учащиеся движутся свободно по классу, по сигналу учителя объединяются в пары (тройки, пятерки и т.д.). После нескольких повторений останавливаем игру.

Действия учащихся

Учащиеся разделились на три команды.

Команды занимают места и выбирают капитана.

  1. Сообщение темы занятия

Это и последующие занятия помогут команде ЮИД  получить знания для  проведения игр по ПДД с учащимися начальной школы в рамках проекта «Старшие-младшим».

Капитаны получают зачетную книжку команды.

(Приложение «Зачетка»)

  1.  Изучение нового материала

Каждая группа получает по 2 карточки

(Приложение «Карточки»).

Учащиеся изучают текст в течение 5 минут, затем передают карточки другой команде.

Когда  команда  получает свой первоначальный вариант карточек, учащиеся придумывают три вопроса по данному материалу. Вопросы  записывают и сдают учителю.

IV. Закрепление изученного материала

Игра «Блиц опрос»

Учитель задает вопросы, заготовленные командами. Первый, ответивший правильно, приносит очко в копилку команды.

Капитаны записывают

первые очки в зачетную книжку команды.

V. Рефлексия

Учащимся предлагается разместить на изображении светофора кружочки красного,  («сложно»), желтого, («понятно, но не интересно»), зеленого, («интересно, поучительно» цвета.

Учащиеся закрепляют кружочки на макете светофора и  анализируют получившуюся картину.

VI. Итог урока

Учитель подводит итоги, благодарит учащихся за работу.

Учащиеся записывают время и место следующего занятия.

Занятие №2

  1. Организационный момент

«Наряду с Правилами дорожного движения ЭТО является очень важным для соблюдения порядка на дорогах. ЭТО составляет азбуку пешехода, водителя. Что ЭТО?»

Команды по очереди высказывают предположения.

II. Актуализация новых знаний

Учитель раздает командам карточки (приложение «Знаки»)

Учащиеся рассматривают картинки, обсуждают в командах и формулируют предполагаемую тему  урока.

III. Изучение нового материала

«Дорожные знаки делятся на несколько групп»

Команды знакомятся со знаками в течение 3 минут, после чего передают карточки  друг другу.

IV. Закрепление изученного материала

Игра «Блиц опрос»

Учитель показывает изображения разных типов знаков. Первый, ответивший правильно, приносит очко в копилку команды.

Капитаны записывают очки в зачетную книжку команды.

V. Рефлексия

Учащимся предлагается разместить на изображении светофора кружочки красного,  («сложно»), желтого, («понятно, но не интересно»), зеленого, («интересно, поучительно» цвета.

Учащиеся закрепляют кружочки на макете светофора и  анализируют получившуюся картину.

VI. Итог урока

Учитель подводит итоги, благодарит учащихся за работу и предлагает посмотреть видеоролик

(приложение «Регулировщик»)

Учащиеся записывают домашнее задание – выучить жесты регулировщика.

Занятие №3

  1. Организационный момент

Учащимся выдаются индивидуальные карточки

(приложение «Индивидуальные карточки»)

Учащиеся знакомятся с правилами заполнения личной карточки.

II. Актуализация новых знаний

Учащимся предлагается выступить в роли регулировщика. Команды  расшифровывают жесты.

Очки в личную карточку записывают и те, кто демонстрировал  и те, кто правильно ответил.

Учащиеся выполняют задание и заполняют индивидуальные карточки.

III. Обобщение и закрепление изученного материала

Учащимся предлагается работа по станциям:

1.Конкурс «Знатоки ПДД» (командный зачет)

«Основные понятия и термины, используемые в правилах дорожного движения Российской Федерации» (раздел правил «Общие положения»).

Количество вопросов - 5.

Каждый участник отвечает на задание самостоятельно.

Контрольное время ответа – 7 минут.

Результат команды определяется суммой правильных ответов. При равенстве правильных ответов предпочтение отдаётся команде, затратившей наименьшее время.

2.«Видео викторина» (командный зачет) (приложение «Братья Пилоты»)

Называем нарушения, которые допустили герои ролика. За каждый правильный ответ участник приносит команде 1балл.

3.Конкурс «Проверь себя» (командный зачет)

1 этап – выбирается правильный вариант ответа и заполняется соответствующий столбец.

2 этап – письменно объясняется, почему выбран данный вариант, заполняется столбец «бонус».  

Капитаны получают маршрутные листы, учащиеся выполняют задание и заполняют карточки.

IV. Рефлексия

Ребятам предлагается найти ассоциацию своему командному стилю работы.

Учащиеся совещаются, капитан озвучивает ответ.

V. Итог урока

Судьи на станциях комментируют работу команд и оглашают результаты.

Капитаны заполняют зачетку

Занятие №4

  1. Организационный момент

Учащимся предлагается просмотр видеоролика (приложение «Смешарики»)

Учащиеся повторяют основные правила.

II. Сообщение темы занятия

Итог командных соревнований

Учащиеся готовятся, распределяют роли.

III. Обобщение и закрепление изученного материала

1.«Дорога и мы» (командный зачет)

Соревнование проводится на площадке, где размещены перекрестки, дорожные знаки, действующие светофоры, работает регулировщик. Необходимо пройти по маршруту с соблюдением всех требований ПДД. При определении победителей учитывается количество штрафных баллов.

При равенстве набранных баллов, преимущество отдается команде, затратившей наименьшее количество времени.

2.«Дорожные знаки» (командный зачет) За каждый правильно нарисованный и названный дорожный знак команда получает 1 балл.

IV. Рефлексия

Учащимся предлагается разместить на доске, где указаны пройденные темы, кружочки красного,  («сложно»), желтого, («понятно, но не интересно»), зеленого, («интересно, поучительно» цвета.

Учащиеся выполняют задание и ставят оценку командной работе.

V. Рефлексия

- А теперь небольшая самостоятельная работа. Нарисуйте цветными карандашами любой знак, который вы запомнили.

- Дорожные знаки – яркие и видны уже издалека. Для чего они бросаются в глаза?

- Каждый водитель и пешеход видит уже издалека яркий дорожный знак. Задача дорожного знака в том и состоит, чтобы своевременно информировать водителя об опасности и условиях движения.

VI. Итог урока

Подведение командных и личных результатов

Капитан сдает зачетку с индивидуальными картами учителю.

Заключение

Сегодня, в век стремительного роста автомобильных потоков на наших улицах, ребенок с раннего детства становится участником дорожного движения, поэтому проблема обучения основам безопасного поведения на улицах и дорогах является особенно актуальной. Причины этого явления лежат не только в области дорожного движения: нарушения со стороны водителей транспорта, плохие дороги, отсутствие регулируемого движения на многих улицах городов и поселков и другое, но и в области образования подрастающего поколения.[1]

Придавая важное значение деятельности всех участников учебно - воспитательного процесса по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма, педагогический коллектив должен вести работу в тесном контакте с сотрудниками ОГИБДД закрепленными за районом и родителями, постоянно совершенствуя формы и методы изучения детьми ПДД. Работа только сотрудников государственных органов автоинспекции не дает желаемых результатов. Подрастающее поколение имеет достаточно низкую грамотность в области дорожного движения: не сформирована готовность детей разного возраста к самостоятельному безопасному поведению на дорогах, отсутствуют умения, которые позволяли бы каждому юному участнику дорожного движения анализировать ситуации, предугадывать возможные последствия своего поведения, вовремя устанавливать и устранять их причины.

Данная методика работы призвана помочь педагогам в изучении с детьми школьного возраста Правил дорожного движения и рассчитана на их успешное усвоение. Приоритетом системы обучения является личность каждого воспитанника, ее защита и развитие.

Список литературы

  1. Вашкевич А.В., Толочко Е.И. и др. Методические рекомендации для педагогов образовательных организаций по обучению детей основам безопасного поведения на дорогах, 2015
  2. Правила дорожного движения Российской Федерации. Официальный текст с иллюстрациями и комментариями. СПб, изд-во «Мир автокниг», 2017
  3. ПДД-онлайн.com   http://www.xn----8sbka1akndeg.com/
  4. https://www.voaspb.ru/voa-detyam/prochtite-detyam 


[1]Васильева М. Н. Дорогу пешеходам [Текст] / М. Н. Васильева. – М.: Дорожный калейдоскоп, 2015. – С. 16


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно -тематическое планирование работы по обучению детей правилам дорожного движения и безопасному поведению на дороге

В данном перспективном плане представленна работа по профилактике дорожно - транспортного травматизма Из года в год в нашем городе и нашей стране увеличивается количество автомобильного транспор...

Разработка творческой идеи по обучению детей правилам дорожного движения.

Аннотация.Название работы: Разработка творческой идеи по обучению детей, на занятиях технического творчества, правилам дорожного движения и безопасной жизнедеятельности в условиях города.Назначе...

Памятка для родителей по обучению детей правилам дорожного движения

Материал предназначен для родителей  по обучению детей правилам дорожного движения...

Памятка для родителей по обучению детей Правилам дорожного движения

Памятка для родителей по обучению детей Правилам дорожного движения....

Памятка для родителей по обучению детей правилам дорожного движения

Не спешите, переходите дорогу размеренным шагом. Выходя на проезжую часть дороги, прекратите разговаривать - ребенок должен привыкнуть, что при переходе дороги нужно сосредоточиться.Не переходите доро...

Памятка для родителей по обучению детей правилам дорожного движения

Уважаемые родители! Наши дети - самое ценное в нашей жизни.. Этот материал поможет вам сохранить драгоценные жизни наших детей...

Типичные ошибки родителей при обучении детей правилам дорожного движения

   До того, как дети начинают самостоятельно двигаться по улице, они в течение нескольких лет находятся на ней в сопровождении родителей. Родители ведут детей в детский сад и обратно,...