Типичные ошибки родителей при обучении детей правилам дорожного движения
материал

Гасанова Ольга Сергеевна

     До того, как дети начинают самостоятельно двигаться по улице, они в течение нескольких лет находятся на ней в сопровождении родителей. Родители ведут детей в детский сад и обратно, сопровождают на прогулке и в поездках. Казалось бы, времени вполне достаточно, чтобы сформировать у детей необходимые навыки безопасного движения. Однако такой результат достигается далеко не всегда.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл oshibki_pri_obuchenii_pdd.docx15.7 КБ

Предварительный просмотр:

Типичные ошибки родителей при обучении детей правилам дорожного движения

До того, как дети начинают самостоятельно двигаться по улице, они в течение нескольких лет находятся на ней в сопровождении родителей. Родители ведут детей в детский сад и обратно, сопровождают на прогулке и в поездках. Казалось бы, времени вполне достаточно, чтобы сформировать у детей необходимые навыки безопасного движения. Однако такой результат достигается далеко не всегда.

Сами того не замечая виной этого становятся сами родители.

Ведь нередко можно наблюдать, как родители, торопясь отвести ребенка в детский сад, бегут с ним по проезжей части или выбегают из-за стоящего автобуса или автомобиля, предварительно не убедившись в отсутствии движущихся транспортных средств на дороге. При этом происходит обучение детей неправильному поведению самым эффективным способом - личным примером родителей.

Родители не должны жалеть сил и времени на обучения ребенка осторожности и внимательности на улице, находясь с ребенком на улице, не надо спешить!

Переходить проезжую часть надо спокойно, размеренным шагом, иначе ребенок учится спешить там, где надо наблюдать. При этом надо учесть, что ребенок фиксирует не только правильные действия родителей. Он замечает, и единичные нарушения ими правил движения, будь это переход дороги на красный сигнал светофора или в неустановленном месте. Сделав это хоть раз с родителями, он тем более сделает это и без них, став старше и освободившись от родительской опеки.

Кроме того, отсутствие какой-либо педагогической подготовки, неопытность приводит к тому, что родители, находясь на улице с ребенком, даже не ставят себе задачу использовать каждую прогулку в учебных целях. Им обычно неизвестны типичные ошибки детей, приводящие к несчастным дорожно-транспортным происшествиям, неизвестна ведущая роль навыков и сам перечень этих навыков. Вот простые примеры.

Уже в младшей группе детского сада малыши учатся ориентироваться в обычном для них окружении. Они начинают распознавать цвета светофора, различать некоторые транспортные средства. Но спросите какого-нибудь нарушителя из старшей группы, почему он бежал через дорогу на красный сигнал светофора, и вы услышите обычный ответ, что он не посмотрел на светофор, а машин по близости не было. Вот и побежал,…

Несчастные случаи с детьми происходят не только потому, что дети сознательно нарушают правила безопасного движения. Зачастую они имеют место в силу их легкой отвлекаемости. Что-то заинтересовало ребенка на улице, увидел знакомого, окликнули друг друга - и сразу забыли, где находятся, не замечают ни движущих на больших скоростях автомобилей, ни сигналов светофора.

Дети дошкольного возраста еще не умеют определять реальность опасности и время, необходимое для безопасного перехода улицы. Они часто переоценивают свои возможности, считая себя и более быстрыми, и более ловкими, чем есть на самом деле. Совершенно очевидно, чем раньше дети получают сведения о том, как они должны вести себя в качестве пешеходов на улице, тем дисциплинированнее они будут относиться к обязанностям, тем меньше станет случаев детского дорожно-транспортного травматизма.

Гуляя с ребенком, следует обязательно вслух комментировать все, что происходит на улице, на дороге с транспортными средствами и пешеходами. Например, ребенку следует объяснить, почему в данный момент перейти улицу нельзя, а затем, можно, какие на эти случаи существуют правила для пешеходов и автомобилей. Если есть нарушители правил безопасного движения, то указать на них, объяснив их неправильное поведение, и чем они рискуют. Дома тоже надо найти время, чтобы вернуться к разговору о правилах безопасного поведения. Детям интересно послушать стихи, рассказы, посмотреть мультфильмы на эту тему. Хорошие результаты в обучении ребенка дорожной грамоте достигаются в игре, в которой желательно самое активное участие родителей.

Следует всячески поддерживать и развивать интерес детей к вопросам дорожного движения и тем самым способствовать формированию у них устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах.

Необходимо развивать у детей чувство ответственности за свое поведение на улице, умение учитывать возможную опасность, учить не терять самообладание, быстро и правильно оценивать обстановку. Чтобы выработать у ребенка эти качества, необходимо:

- больше показывать, чем рассказывать; объяснение необходимо лишь как дополнение и усиление наблюдаемого;

- учить детей сдерживать свои импульсивные порывы, например желание, возможно скорее перебежать улицу; следует специально остановиться на необходимости учить ребенка умению смотреть, предвидеть опасность; показывать и объяснять "кажущуюся безопасность" (ранняя стадия ситуации) и "видимую опасность" (поздняя стадия ситуации).

Особенно сложным для ребенка является предвидение скрытой опасности. "Уроки предвидения" скрытой опасности лучше всего проводить, находясь на тротуаре в зоне пешеходного перехода или остановки общественного транспорта. Неоднократно показывайте ребенку с тротуара или другого безопасного места следующие ситуации:

- стоящий автобус или другое транспортное средство (спереди) и внезапно выезжающую из-за него встречную машину;

- стоящий автобус или другое транспортное средство (сзади) и внезапно выезжающую из-за него встречную машину;

- кусты, деревья, забор, другие мешающие обзору проезжей части предметы или сооружения и машину, выезжающую из-за них;

- движущийся транспорт и автомобиль, обгоняющий первый и выезжающий из-за него.

Постепенно, ненавязчиво следует добиваться, чтобы сам вид предметов, мешающих свободному обзору проезжей части, воспринимался ребенком как сигнал опасности, как установка к повышенной осторожности.

Навык предвидения опасности тесно взаимосвязан с формированием у ребенка наблюдения. Отсутствие этого навыка приводит ребенка к следующим типичным ошибкам:

- начинает переходить проезжую часть, не остановившись и не осмотревшись;

- двигаясь по тротуару в зоне выезда со двора или с территории предприятия, не замечает выезжающее транспортное средство;

- на улицах с нерегулируемым движением, не осмотревшись выходить на проезжую часть перед приближающимся транспортом;

- играя вблизи проезжей части и увлекшись игрой, выбегает на дорогу, предварительно не осмотрев ее;

- в сумерках не замечает автомобиль темного цвета, не замечает подаваемых водителем сигналов поворота.

Формирование навыков и предвидения опасности у детей –
длительный процесс и для этой цели необходимо использовать каждый выход с ребенком на улицу.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно -тематическое планирование работы по обучению детей правилам дорожного движения и безопасному поведению на дороге

В данном перспективном плане представленна работа по профилактике дорожно - транспортного травматизма Из года в год в нашем городе и нашей стране увеличивается количество автомобильного транспор...

Разработка творческой идеи по обучению детей правилам дорожного движения.

Аннотация.Название работы: Разработка творческой идеи по обучению детей, на занятиях технического творчества, правилам дорожного движения и безопасной жизнедеятельности в условиях города.Назначе...

Памятка для родителей по обучению детей правилам дорожного движения

Материал предназначен для родителей  по обучению детей правилам дорожного движения...

Памятка для родителей по обучению детей Правилам дорожного движения

Памятка для родителей по обучению детей Правилам дорожного движения....

Памятка для родителей по обучению детей правилам дорожного движения

Не спешите, переходите дорогу размеренным шагом. Выходя на проезжую часть дороги, прекратите разговаривать - ребенок должен привыкнуть, что при переходе дороги нужно сосредоточиться.Не переходите доро...

Памятка для родителей по обучению детей правилам дорожного движения

Уважаемые родители! Наши дети - самое ценное в нашей жизни.. Этот материал поможет вам сохранить драгоценные жизни наших детей...

Методическая разработка тематических занятий с командой ЮИД по теме: «Обучение детей Правилам дорожного движения»

Трагическая статистика свидетельствует, что в России в дорожно-транспортных происшествиях каждый год гибнет более 30 тыс. человек, получают ранения свыше 180тыс. чел. Ежегодно под колесами автотранспо...