Разные премы работы с молодыми специалистами
методическая разработка

Фролова Елена Игоревна

Приемы в помощь молодым специалистам

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мастер-класс руководителя-наставника с молодыми специалистами

на тему: «Целеполагание в педагогической деятельности»

Сл.1. Всем добрый день! Я хочу пожелать Вам  плодотворного сотрудничества. Я намеренно не указываю тему своего занятия, чтобы продемонстрировать, тот прием, который мне наиболее близок и позволяет достигать запланированных результатов.

Сл.2. Я думаю, вы со мной согласитесь, что ежедневно как на работе, так и в личной жизни каждый из нас оказывается примерно в такой ситуации, когда нам приходится делать выбор: по какому пути идти, какое принять решение, и, наконец, какой применить способ, прием, метод или технологию, чтобы научить чему-то конкретному своих учеников. Особенно актуальна эта проблема для тех, кто только начинает свой путь в педагогике.

Отсюда возникает вопрос: От чего зависит, какой путь мы выбираем?  Как Вы считаете? (рассуждают)

Сл.3. Вы совершенно правы! Действительно, многое зависит от:

  1. от жизненных обстоятельств
  2. от совета родителей

3) от того, кто идет впереди

4) от нашей интуиции

5) от намеченной цели

Сл.4. А теперь давайте выполним задание №1, которое находится в рабочих листах. Оно позволит нам сформулировать тему нашего занятия.

Тест. Уважаемый коллега! Ответьте, пожалуйста, на вопросы.

  1. Дайте определение, что такое цель в педагогической деятельности:

Цель - это………………………………………………………………………….........

  1. Расшифруйте аббревиатуру УУД - ………………………………………………………………….……………………...…
  2. Объясните, что такое soft skills - …………………………….………………………..
  3. Используете ли Вы SMART-критерии для определения целей в своей педагогической деятельности: Да – Нет (подчеркните один из вариантов ответов)
  4. Как Вы считаете, должны ли учащиеся принимать участие в постановке целей урока (занятия)? Да – Нет (подчеркните один из вариантов ответов)
  5. Ваши ученики участвуют в процессе постановки целей урока (занятия)? Да – Нет (подчеркните один из вариантов ответов)
  6. Чему Вы хотели бы научиться на данном мастер-классе?...............................................................................................................................

Спасибо за сотрудничество!

Прием, который сейчас используется, называется «подводящий диалог». Это один из приёмов, который позволяет замотивировать учащихся любого возраста на любом предмете на продуктивную деятельность и принятие учебной задачи. Если вы пока затрудняетесь ответить в тесте на последний вопрос, то не отвечайте. Вернемся к нему чуть позже. Ваши задания останутся перед вами до конца занятия.

Сл. 5. Мы не будем сейчас зачитывать вслух все записанные вами ответы, но давайте поделимся, тем, что же такое ЦЕЛЬ в педагогической деятельности?

Сл.6. Как вы расшифровали УУД?

Сл.7. Объясните, что такое soft skills?

Уважаемые коллеги, попробуйте теперь сформулировать тему занятия? (рассуждают, формулируют)…….

Сл.8. Тема: «Целеполагание в педагогической деятельности»

Сл.9. Целеполагание - это процесс выявления целей и задач субъектов деятельности (учителя и ученика), их предъявления друг другу, согласования и достижения. Оно должно быть субъектным и соответствовать планируемому результату.

 Хочу обратить ваше внимание, на то, что если у вас на уроке учащиеся не смогли правильно определить тему урока, то не следует отчаиваться. Попробуйте использовать как можно больше приёмов, которые позволят Вам подвести детей к их формулированию. О них мы поговорим чуть позже.

Сл. 10. Перейдите, пожалуйста, к заданию №2 в рабочих листах, заполните таблицу, в которой вы должны отобразить то, что Вы знаете о приёмах активного целеполагания и чтобы Вы хотели узнать. Третью колонку Вы можете заполнять в процессе проведения нашего занятия (заполнение таблицы).

Что я знаю о приёмах целеполагания

Чтобы я хотел узнать о приёмах целеполагания

Что меня заинтересовало на занятии

Давайте обсудим то, что у Вас получилось.

1.Какие приёмы целеполагания на уроке Вы знаете ? (рассуждают)

2.О чем бы Вы сегодня хотели узнать? (рассуждают)

 Молодцы, спасибо!

А теперь попробуйте сформулировать ЦЕЛЬ нашего занятия.

 Сл. 11. ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ - освоить основные приёмы целеполагания.

Сл. 12. Известно, что развитие ученика как субъекта деятельности идет по пути “выращивания” у него собственной цели в такой последовательности:

Возникает потребность → мотив → цель

Сл.13.

Таким образом, лестницу целеполагания можно представить так:

  • необходимо создать условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность («хочу»);
  •  актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности («надо»);
  •  установить тематические рамки учебной деятельности («могу»)

Конечно, на уроке учитель не озвучивает детям свои педагогические цели. Они у него должны быть прописаны в сценарном плане урока или технологической карте. А вот замотивировать детей на формулирование общей цели урока или занятия мы должны обязательно.

Но для построения эффективного урока, нам очень часто мешают многие проблемы.

Предлагаю вам выполнить задание №3.

Необходимо определить перечень проблем, с которыми Вы сталкиваетесь при подготовке к уроку.

??? Какая самая главная проблема у Вас возникает? (рассуждают)

  • Сл.14. Да, действительно, наиболее типичными проблемами для многих коллег нашей школы и меня, в том числе оказались: 
  • нехватка времени для написания планов урока,
  • недостаточная методическая подготовка,
  • сложность выбора того, что делать в первую очередь,
  • рутинный образ деятельности.

Сл.15. 

??? Как же быть в данной ситуации?

  1. Сл.16. Предлагаю научиться решать данные проблемы. 

(Тайм-менеджмент «Синдром хорошего исполнителя»)

Итак, одна из обозначенных проблем – это дефицит времени. Когда вы работаете учителем, то все свои дела вы стремитесь выполнить на 100% и сделать их на отметку «отлично». Но зачастую у вас ничего не получается: стопка тетрадей, распоряжений, бумаг постоянно растёт, вы теряетесь в большом количестве дел, теряете цель. Хотя и в этом можно найти вдохновение.

Тайм-менеджмент – это особая проблема современного учителя и поэтому над данной проблемой мы будем работать и далее, так как у нас запланировано отдельное занятие с коллегами.

Кстати, небольшая история о том, как можно всегда достигать поставленных целей.

Сл.17. Представьте себе! Два лучника. Один стреляет, иногда попадает в цель, а иногда нет. Стрела второго всегда попадает точно в цель. Как вы думаете, как это ему удаётся? Ответы участников.

На самом деле всё очень просто. Первый сначала определяет мишень, а потом стреляет. Второй – сначала стреляет, а потом вокруг стрелы рисует мишень.

Но это не наш путь, не путь учителя!

Я предлагаю наметить наш!

Сл.18. Для этого нам необходимо выполнить задание №4.

Определите для каждого мероприятия из перечня его характеристики (срочно/не срочно, важно/не важно).

Мероприятие

Срочно

Не срочно

Важно

Не важно

11

Подача отчёта по количеству заболевших коронавирусом в классе

+

+

22

Чтение книг, методической литературы

+

+

33

Просмотр сообщений в педагогическом чате

+

+

44

Написание научных статей

+

+

55

Беседа с родителями неуспевающих учеников

+

+

76

Участие в профессиональных конкурсах

+

+

77

Организация участия детей в проекте «Урок Цифры»

+

+

98

Организация просмотра и обсуждение тематических  видеороликов

+

+

19

Повышение квалификации

+

+

110

Ежедневное написание планов урока

+

+

Скажите, какие дела из перечисленных, придя на работу, Вы будете делать в первую очередь? (обсуждение)

Сл.19. В большинстве случаев ответ звучит так – срочное и важное. А к чему это может привести?

Сл.20. Да, Вы правы, эта ситуация приводит к:

  • Работа в условиях кризиса
  • Стресс
  • Переутомление
  • «Перегорание»
  • «Выгорание молодых специалистов»
  • «Тушение пожаров» и «вечный бой»
  • Разрушение жизни

Сл.21. Люди изо дня в день оказываются буквально бомбардируемыми проблемами. Поэтому 90% их времени приходится на решение срочных и важных проблем (сектор 1). Т.е. к жизни в кризисной ситуации. А может, стоит обратить внимание на другие секторы распределения ежедневных дел по степени важности (сектор 2)?

Эффективные люди уходят из сектора кризиса в сектор качества, т.к. он включает в себя те дела, которые являются важными, но не срочными.

Сл.22. (фразу на экран) Эффективный человек мыслит не проблемами, он мыслит возможностями.

Сл.23. Перефразируя Питера Друкера можно отметить, что если вы выполняете срочные и важные дела, то ваша жизнь напоминает бег по кругу, а если несрочные, но важные – то это путь развития.

Сл.24. Давайте стремиться к развитию и учиться уравновешивать свои решения. (на слайде Синдром монотонной жизни).

Сл.25. А теперь предлагаю Вам выполнить задание №5. 

В соответствии со шкалой оценивания, Вам необходимо оценить свою жизнь по предложенным направлениям, где:

8-9·, все прекрасно.

6-7, все хорошо.

4-5, удовлетворительно, есть тревожные моменты.

2-3·, плохо.

0-1·, необходимы срочные и радикальные меры, опасная ситуация (выполнение)

Сл.26. Колесо баланса

Что же у нас получилось?

Какие сферы жизни находятся на уровне всё хорошо и прекрасно, а какие западают?

Обратите, пожалуйста, внимание на экран, что западает на этом колесе?

Для наиболее западающего направления попробуйте назвать 2-3 мероприятия, которые позволяют его улучшить (рассуждают).

Желаю, чтобы ваше колесо было оптимально сбалансированно.

Сл.27. на слайде «Синдром уставшего мозга». 

Выполнение ежедневных монотонных операций не оставляет места творчеству и тем самым мы сталкиваемся с «Синдромом уставшего мозга». Предлагаю разбудить вашу сообразительность и креативность.

Сл. 28. При организации уроков мы можем использовать активные приёмы целеполагания, например.

  • Работа с понятиями темы
  • Подводящий диалог
  • Яркое пятно
  • Группировка
  • Исключение
  • Домысливание
  • Проблемная ситуация

На уроках биологии я активно использую прием проблемного обучения.

И сейчас я Вас попрошу побывать в роли учеников и решить ряд проблем на уроке.

Сл.29. Например, в 6 классе, при изучении темы «Вегетативное размножение», учащимся озвучиваются противоречивые факты, вызывающие удивление, активное обсуждение проблемы и формулирование целей к уроку:

Две дачницы произвели пикировку рассады томатов. Но при этом первая — в маленькие горшочки, а затем пересадила в большие, а вторая — сразу пикировала рассаду в большие горшочки. Какая из дачниц права?

Как бы Вы ответили на данный вопрос?

Сл.30. В 8-м классе при изучении темы «Группы крови. Переливание крови» постановке учебной проблемы предшествует следующая проблемная ситуация:

Папа римский Иннокентий VIII, удрученный старостью, приказал влить себе кровь от трех юношей — это стало причиной его смерти. Почему?

Сл.31. При изучении в 10-м классе темы «Генетика пола»  учащимся ставиться вопрос:

Несмотря на многочисленные попытки, не удавалось объяснить, почему у раздельнополых видов численность женских и мужских особей приблизительно равна и каким образом одна и та же пара дает потомков разного пола. От чего же зависит рождение мужских и женских особей?

Проблемные вопросы, а также другие приёмы целеполагания наиболее интересны учащимся для активизации их умственной деятельности на уроке, нежели готовый материал, который мы самостоятельно озвучиваем детям. При организации урока каждый из нас должен не только сам хорошо  владеть приёмами целеполагания, но и научить этому детей. У каждого из нас, как и у детей свой жизненный, профессиональный или образовательный опыт, свои приоритеты, свой умственный и творческий потенциал. И мы должны это учитывать при  постановке целей каждого урока или занятия.

Сл. 32. А сейчас пришло время оценить нашу работу. Прием «Лестница успеха» позволяет выявить проблемы и усовершенствовать содержание занятия. Заполните  третью колонку таблицы в задании №2. Ответьте, пожалуйста, на вопрос: Что сегодня было для вас самым ярким, значимым и полезным? Достигли ли Вы поставленных целей? (ответы участников)

Сл.33. В качестве поддержки учителя-наставника молодым специалистам и не только, я предлагаю разработанную мной памятку и дополнительную информацию, которая поможет Вам в организации урока. Надеюсь, она поможет Вам в подготовке к Декаде молодого специалиста и позволит грамотно организовать блок целеполагания на уроке.

«Рекомендации по целеполаганию на уроке (занятии)».

• не подменять цели средствами урока

• ставить цель так, чтобы она была диагностична, т.е. можно было бы проверить.

• вовлекать детей в процесс целеполагания

• грамотно формулировать вопросы самому педагогу, обучать этому детей

• фиксировать цель урока (занятия) на доске

• в конце урока (занятия) возвращаться к поставленной цели для вывода, достигли ее или нет.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа научно-методической работы с молодыми специалистами

Программа научно-методической работы с молодыми специалистами ...

План работы с молодыми специалистами

План наставнической деятельности на три года.Первый год обучения. Тема: «Знания и умения учителя – залог творчества и успеха учащихся»Второй год обучения. Тема: «Самостоятельный творческий поиск»Трети...

План работы с молодым специалистом

План работы с молодым специалистом...

План работы с молодыми специалистами

Наставничество-одна из форм работы с молодыми специалистами...

План работы с молодыми специалистами

Руководителю ШМО классных руководителей необходимо быть наставником для молодых кл. рук-лей. Предлагаю план, с выполнения  которого можно начать такую работу!...

Адаптивная программа работы с молодыми специалистами – учителями иностранного языка.

Адаптивная программа работы с молодыми специалистами – учителями иностранного языка.Цели программы:Создание условий для самореализации молодого учителяПриобретение учителем  практических на...

Организация работы с молодыми специалистами в колледже

Преподаватель  - это не профессия, это образ жизни. Современный ритм жизни требует от преподавателя непрерывного, профессионального роста, творческого отношения к работе, самоотдачи. Мы жив...