Рабочая программа "Таланты"
рабочая программа (6 класс)

Новикова Екатерина Андреевна

Рабочая программа по внеурочной деятельности. Направление школьный театр "Таланты"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_shkolnyy_teatr_talanty.docx40.83 КБ

Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

НАПРАВЛЕНИЕ ШКОЛЬНЫЙ ТЕАТР «ТАЛАНТЫ»

6 класс

Составитель: Новикова Екатерина Андреевна

Тула, 2022

ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОБУЧЕНИЯ И ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ КУРСА «ШКОЛЬНЫЙ ТЕАТР «ТАЛАНТЫ».

Предметные результаты:

■ выразительно читать и правильно интонировать;

■ различать произведения по жанру;

■ читать наизусть, правильно расставлять логические ударения;

■ освоить базовые навыки актёрского мастерства, пластики и сценической речи;

■ использовать упражнения для проведения артикуляционной гимнастики;

■ использовать упражнения для снятия мышечных зажимов;

■ ориентироваться в сценическом пространстве;

■ выполнять простые действия на сцене;

■ взаимодействовать на сценической площадке с партнёром;

■ произвольно удерживать внимание на заданном объекте;

■ создавать и «оживлять» образы предметов и живых существ.

Личностные результаты.

■ умение работать в коллективе, оценивать собственные возможности решения учебной

задачи и правильность ее выполнения;

■ приобретение навыков нравственного поведения, осознанного и ответственного

отношения к собственным поступкам;

■ способность к объективному анализу своей работы и работы товарищей;

■ осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку,

его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции;

■ стремление к проявлению эмпатии, готовности вести диалог с другими людьми.

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД:

■ приобретение навыков самоконтроля и самооценки;

■ понимание и принятие учебной задачи, сформулированной преподавателем;

■ планирование своих действий на отдельных этапах работы;

■ осуществление контроля, коррекции и оценки результатов своей деятельности;

■ анализ на начальном этапе причины успеха/неуспеха, освоение с помощью педагога

позитивных установок типа: «У меня всё получится», «Я ещё многое смогу».

Познавательные УУД позволяют:

■ развить интерес к театральному искусству;

■ освоить правила поведения в театре (на сцене и в зрительном зале);

■ сформировать представления о театральных профессиях;

■ освоить правила проведения рефлексии;

■ строить логическое рассуждение и делать вывод;

■ выражать разнообразные эмоциональные состояния (грусть, радость, злоба,

удивление, восхищение);

■ вербализовать эмоциональное впечатление, оказанное на него источником;

■ ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл простого текста.

Коммуникативные УУД позволяют:

■ организовывать учебное взаимодействие и совместную деятельность с педагогом

и сверстниками;

■ работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты

на основе согласования позиций и учета интересов;

■ формулировать, аргументировать и отстаивать свою точку зрения;

■ отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации с другими людьми

(диалог в паре, в малой группе и т. д.);

■ соблюдать нормы публичной речи, регламент в монологе и дискуссии в соответствии

с коммуникативной задачей.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

С УКАЗАНИЕМ ФОРМ ОРГАНИЗАЦИИ И ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

РАЗДЕЛ 1. ВВОДНОЕ ЗАНЯТИЕ

Теоретическая часть. Знакомство. Ознакомление с режимом занятий, правилами поведения на занятиях, формой одежды и программой. Знакомство с творческой дисциплиной. Инструктаж по технике безопасности на занятиях, во время посещения спектаклей, поездок в транспорте. Знакомство с правилами противопожарной безопасности.

Практическая часть. Игра на знакомство. «Разрешите представиться» – умение представить

себя публике. Заполнение анкеты участника театральной студии. Разработка Устава коллектива.

РАЗДЕЛ 2. АЗБУКА ТЕАТРА

Теоретическая часть. История возникновения и создания театра. Театр как вид искусства.

Общее представление о видах и жанрах театрального искусства. Знакомство с мифологией.

Правила поведения в театре. Театральный этикет.

Практическая часть. Тест «Какой я зритель». Посвящение в «театральные зрители», выдача удостоверений, где можно отмечать посещения наклейками или записывать названия спектаклей.

«Театральная» викторина.

РАЗДЕЛ 3. ТЕАТРАЛЬНОЕ ЗАКУЛИСЬЕ

Теоретическая часть. Экскурсия реальная или виртуальная проводится в диалоге и интерактивно. Знакомство со структурой театра и его основными профессиями: актер, режиссер, сценарист, художник, декоратор, гример, оператор, звукорежиссёр, бутафор.

Практическая часть. Творческие задания и театральные игры помогут раскрыть тему. Сценический этюд «Представить профессию…».

РАЗДЕЛ 4. ПОСЕЩЕНИЕ ТЕАТРА

Теоретическая часть. Просмотр спектакля, поход с детьми в профессиональный театр или просмотр телеспектакля.

Практическая часть. Обсуждение с использованием вопросов

на сопереживание: «Были ли моменты, где было особенно страшно, горько, смешно, хотелось плакать, стыдно?». Написание эссе «Мои впечатления», «Что бы вы добавили или поменяли в сценарии спектакля».

РАЗДЕЛ 5. СЦЕНИЧЕСКАЯ РЕЧЬ. КУЛЬТУРА И ТЕХНИКА РЕЧИ

Теоретическая часть. Дыхательная гимнастика. Развитие артикуляционного аппарата. Работа с дикцией на скороговорках и чистоговорках.

Упражнения по сценической речи выполняются по алгоритму:

  • определение целей и условий выполнения;
  • педагогический показ;
  • просмотр упражнения;
  • комплексный контроль и корректировка.

В результате поэтапного индивидуального контроля (объяснил – показал; посмотрел – сделал замечание – показал; посмотрел – показал ошибку – показал правильный вариант – посмотрел) можно добиться максимальной эффективности в освоении того или иного упражнения.

Практическая часть. На занятиях преобладают игровые технологии. Игры применяются

в соответствии с возрастными интересами.

ДЫХАНИЕ

Обращать внимание на:

  • соединение дыхания и движения (например, гусиный шаг, пол горит, ритмические шаги, координация движений и т.п.);
  • одну техническую задачу многократно повторять с разными вариантами образов (например,
  • фиксированный выдох на Ф – задуваю свечу, отгоняю комаров, рисую портрет и т.п.);
  • активизацию коммуникативных навыков через речевые упражнения (например, парные упражнения – согреть дыханием партнера, перебросить воображаемые мячики и т.п.).

АРТИКУЛЯЦИЯ

Обращать внимание на:

  • обособленность движений (занимаемся развитием мышц языка, а губы и нижняя челюсть находятся в покое);
  • медленный темп, который увеличивает нагрузку на мышцы и делает упражнение более эффективным;
  • координация движений и покоя всех частей речевого аппарата;
  • координация работы мышц речевого аппарата с жестами и мимикой (например, движение языка противоположно движению и темпу движения рук, плюс к этому движение зрачков и т.п.).

ДИКЦИЯ

Обращать внимание на:

  • активизацию коммуникативных навыков через речевые упражнения (например,
  • давать творческие парные задания – диалог из простых и сложных звукосочетаний);
  • ритмические вариации в ускоренном темпе (скороговорки в диалогах с различным словесным действием – убедить, заинтересовать, посмеяться над кем-то и т.п.).
  • Финальным материалом могут быть индивидуальные стихи и парные этюды с использованием упражнений по дикции и дыханию.

РАЗДЕЛ 6. ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ЧТЕНИЕ

Теоретическая часть. Художественное чтение как вид исполнительского искусства. Знакомство с законами художественного чтения. Темп речи. Интонация. Понятие текста и подтекста, произносимой фразы.

Практическая часть. Работа с дикцией на скороговорках и чистоговорках. Чтение вслух литературного произведения и его разбор. Выразительное чтение, громкость и отчетливость речи. Развитие навыка логического анализа текста на материале народных и литературных сказок.

Восстановление хода сказки по одному из эпизодов (игры в «Угадайку», узнавание сказки по рисунку, по фразе).

Сочинение сказок по схеме: завязка, развитие действия, кульминация, развязка.

РАЗДЕЛ 7. ОСНОВЫ АКТЕРСКОЙ ГРАМОТЫ

Теоретическая часть. В игровой форме идет работа на развитие внимания, воображения и фантазии. Важно также развивать физическое самочувствие, коллективную согласованность действий. Сценическое действие. Сценическая задача и чувство. Разыгрываются этюды на взаимодействие с партнером.

Больше внимания уделять творческой дисциплине. Лаконично объяснять задачи упражнения. Цель занятия – закрепление результата и постановка новой цели, на следующем занятии – повторение и закрепление. Обсуждение результатов упражнения проводятся кратко, легко, с юмором. Нужно стремиться к осознанности занятий, быть заинтересованным в положительном результате.

Практическая часть. Выполнение упражнений на развитие сценического внимания. Развитие фантазии с помощью переноса в нереальные миры. Этюды на тему, фантазии на тему картин.

Упражнения на коллективные действия: «Повтори позу», «Опаздывающее зеркало», «Фигуры» и т.д.

Развитие фантазии через овладение динамикой развития сюжета. Создание и развитие сказочной ситуации на основе реального действия («…я пошел в магазин и вдруг…»).

Индивидуальные и коллективные этюды на выполнение одного и того же действия, но с различными задачами; одной и той же задачи, но в разных предлагаемых обстоятельствах. Например, открыть дверь, чтобы проветрилась комната, чтобы услышать разговор в коридоре, чтобы напугать кого-либо; собирать листья – в солнечную погоду, под дождем, под снегом и т.д.

РАЗДЕЛ 8. ПРЕДЛАГАЕМЫЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВА. ТЕАТРАЛЬНЫЕ ИГРЫ

Теоретическая часть. Понятие о предлагаемых обстоятельствах. Понятие «Я» в предлагаемых обстоятельствах.

Понятие «театральная игра». Общеразвивающие игры и специальные театральные игры. Значение игры в театральном искусстве. Воображение и вера в вымысел. Язык жестов, движений и чувств.

Практическая часть. Выполнение упражнений на предлагаемые обстоятельства. Участие в

играх-инсценировках, играх-превращениях, сюжетных играх.

Упражнения: заблудился в лесу, хочу выбраться; попал в незнакомый дом/город, хочу понять, кто здесь живёт и т.д. Упражнения на смену предлагаемых обстоятельств (жарко, вдруг пошёл дождь, подул ветер, стало холодно, налетела вьюга и т.д.).

Выполнение этюдов: «Встреча», «Знакомство», «Ссора», «Радость», «Удивление». Этюды по картинам художников.

Обыгрывание бытовых ситуаций из детских литературных произведений. Сочинение и представление этюдов по сказкам.

РАЗДЕЛ 9. РИТМОПЛАСТИКА

Теоретическая часть. Мышечная свобода. Гимнастика на снятие зажимов рук, ног и шейного отдела. Тренировка суставно-мышечного аппарата. Универсальная разминка. Жесты. Пластика. Тело человека: его физические качества, двигательные возможности, проблемы и ограничения. Правильно поставленный корпус – основа всякого движения.

Понятия:

  • точки зала (сцены);
  • круг, колонна, линия (шеренга);
  • темпы: быстро, медленно, умеренно.

Музыка и пластический образ (влияние музыки на возникновение пластических образов, попытки создания образа, внутреннее созерцание образа в движении под музыку).

Привить уважение к своему телу, научиться им владеть и держать в тонусе. Техника безопасности.

Практическая часть. Выполнение упражнений на развитие двигательных способностей (ловкости, гибкости, подвижности, выносливости), на освобождение мышц, равновесие, координацию в пространстве. Приседания, игра с мячом, бег, бег с произношением цифр, ритмические игры. Удар теннисного мяча в пол или бросок в руки другого ребенка; бег по залу в сочетании с активными выдохами на «пф»; счет с приседаниями (присел – встал – сказал РАЗ, присел – встал – сказал ДВА и т.д.).

Произношение текста в движении. Правильная техника дыхания. Пластическая импровизация на музыку разного характера.

Участие в играх и выполнение упражнений на развитие пластической выразительности

(ритмичности, музыкальности, координации движений).

Упражнения на координацию движений и ощущения тела в пространстве при произнесении диалога. Речевое взаимодействие. Такт, музыкальная фраза, акценты, сильная и слабая доля. Правильная техника дыхания.

РАЗДЕЛ 10. РАБОТА НАД ПОСТАНОВКОЙ (ИНСЦЕНИРОВКОЙ, МИНИАТЮРАМИ, МИНИСПЕКТАКЛЯМИ)

Теоретическая часть. Выбор произведения. Чтение литературного произведение. Определение главной темы рассказа и идеи автора. Осмысление сюжета, выделение основных событий. Разбор. Определение жанра будущей театральной постановки. Читка по ролям.

Практическая часть. Распределение ролей. Разучивание текстов. Выразительное чтение по ролям, расстановка ударений в тексте. Упражнения на коллективную согласованность действий, отработка логического соединения текста и движения.

Этюдные репетиции на площадке. Разбор мизансцен. Отработка монологов. Пластический рисунок роли. Темпо-ритм.

Репетиции отдельных картин в разных составах. Создание элементов декораций, подбор реквизита и элементов костюма. Подбор музыки для музыкального оформления постановки. Сводная репетиция. Генеральная репетиция.

РАЗДЕЛ 11. ИТОГОВОЕ ЗАНЯТИЕ (ИТОГОВАЯ АТТЕСТАЦИЯ)

Практическая часть. Творческий отчёт. Показ спектакля, инсценировок или проведение мероприятия. Обсуждение. Рефлексия.

Подведение итогов. Анализ работы.

ФОРМЫ КОНТРОЛЯ

Текущий контроль проводится на занятиях в форме педагогического наблюдения за выполнением специальных упражнений, театральных игр, показа этюдов и миниатюр.

Итоговая аттестация обучающихся проводится в конце учебного года по окончании освоения программы «Школьный театр» в форме творческого отчета: показа инсценировок, театральных миниатюр, миниспектаклей, проведения школьного мероприятия.

П/П

ТЕОРИЯ

ПРАКТИКА

ТЕМА

СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЯ

РАЗДЕЛ 1. ВВОДНОЕ ЗАНЯТИЕ

1.

1

Знакомство

Правила поведения, инструктаж. Форма одежды, расписание занятий.

2.

1

Игра на знакомство

Умение представить себя публике. Заполнение анкеты участника театральной студии. Разработка Устава коллектива

РАЗДЕЛ 2. АЗБУКА ТЕАТРА

3.

1

Театр как вид искусства

История возникновения и создания театра. Виды и жанры театрального искусства. Театральный этикет.

4.

1

«Какой я зритель»

Посвящение в «театральные зрители». Тест.

РАЗДЕЛ 3. ТЕАТРАЛЬНОЕ ЗАКУЛИСЬЕ

5.

1

Знакомство со структурой театра и его основными профессиями

Актер, режиссер, сценарист, художник, декоратор, гример, оператор, звукорежиссёр, бутафор. Виртуальная экскурсия.

6.

1

«Представить профессию…»

Сценический этюд

РАЗДЕЛ 4. ПОСЕЩЕНИЕ ТЕАТРА

7.

1

Телеспектакль

Просмотр телеспектакля

8.

1

Мои впечатления

Обсуждение спектакля, написание эссе.

РАЗДЕЛ 5. СЦЕНИЧЕСКАЯ РЕЧЬ. КУЛЬТУРА И ТЕХНИКА РЕЧИ

9.

1

Сценическая речь

Дыхательная гимнастика. Развитие артикуляционного аппарата. Работа с дикцией на скороговорках и чистоговорках.

10.

1

Техника речи

Игровые технологии. Дыхание, артикуляция, дикция.

РАЗДЕЛ 6. ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ЧТЕНИЕ

11.

1

Исполнительное искусство

Темп речи. Интонация. Понятие текста и подтекста, произносимой фразы.

12.

1

Работа над художественным чтением.

Выразительное чтение, громкость и отчетливость речи. Сочинение сказок по схеме: завязка, развитие действия, кульминация, развязка.

РАЗДЕЛ 7. ОСНОВЫ АКТЕРСКОЙ ГРАМОТЫ

13.

1

Творческая дисциплина

Развитие внимания, воображения и фантазии. Сценическое действие. Сценическая задача и чувство. Взаимодействие с партнером.

14.

1

Упражнения на коллективные действия

Развитие сценического внимания. Упражнения, этюды.

РАЗДЕЛ 8. ПРЕДЛАГАЕМЫЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВА. ТЕАТРАЛЬНЫЕ ИГРЫ

15.

Понятие «театральная игра»

Общеразвивающие игры и специальные театральные игры.

16.

Упражнения и игры

Упражнения: заблудился в лесу, хочу выбраться; попал в незнакомый дом/город, хочу понять, кто здесь живёт и т.д. Упражнения на смену предлагаемых обстоятельств (жарко, вдруг пошёл дождь, подул ветер, стало холодно, налетела вьюга и т.д.).

Выполнение этюдов: «Встреча», «Знакомство», «Ссора», «Радость», «Удивление». Этюды по картинам художников.

РАЗДЕЛ 9. РИТМОПЛАСТИКА

17.

1

Основы движения

Универсальная разминка. Жесты. Пластика.

18.

1

Учись владеть своим телом

Выполнение упражнений на развитие двигательных способностей. Произношение текста в движении. Правильная техника дыхания. Пластическая импровизация на музыку разного характера.

РАЗДЕЛ 10. РАБОТА НАД ПОСТАНОВКОЙ (ИНСЦЕНИРОВКОЙ, МИНИАТЮРАМИ, МИНИСПЕКТАКЛЯМИ)

19.

1

Выбор произведения

Чтение литературного произведение.

20.

1

Читка по ролям

Осмысление сюжета, выделение основных событий. Разбор.

21.

1

Распределение ролей

Разучивание текстов. Выразительное чтение по ролям, расстановка ударений в тексте.

22.

Связь текста и движений

Упражнения на коллективную согласованность действий, отработка логического соединения текста и движения.

23.

1

Этюдные репетиции на площадке

Разбор мизансцен. Отработка монологов.

24.

1

Отработка монологов

Пластический рисунок роли. Темпо-ритм.

25.

1

Репетиция 1

Репетиции отдельных картин в разных составах.

26.

1

Репетиция 2

Создание элементов декораций, подбор реквизита и элементов костюма.

27.

1

Репетиция 3

Подбор музыки для музыкального оформления постановки.

28.

1

Репетиция 4

Примерка костюмов. 

29.

        

1

Репетиция 5

Сводная репетиция.

30.

1

Репетиция 6

Сводная репетиция в костюмах.

31.

1

Репетиция 7

Монтаж декораций на сцену.

32.

1

Репетиция 8

Отработка сценария в костюмах с реквизитом и декорациями.

33.

1

Репетиция 9

Генеральная репетиция.

34.

1

Творческий отчёт

Выступление

35.

1

Подведение итогов

Обсуждение. Рефлексия. Анализ работы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игровая программа "Таланты"

Игра проводится в рамках завершения КТД "Интеллектуальный марафон" для учащихся 5-9 класс, включает в себя вопросы разлиных отраслей знаний....

Рабочая программа театрального кружка "Юные таланты"

Материал поможет организовать занятия в театральном кружке...

Рабочая программа кружка "Радуга талантов"

Программа составлена на основе знаний возрастных, психолого-педагогических, физических особенностей детей данного возраста. Работа с обучающимися строится на взаимном сотрудничестве, на основе уважите...

Рабочая программа объединения "Созвездие талантов"

Программа студии «Созвездие талантов» осуществляет комплексный подход к воспитанию творческой личности и охватывает широкий круг вопросов, относящихся к проблемам обще-эстетического и нрав...

Рабочая программа по выявлению и развитию предпосылок одаренности у детей дошкольного возраста «Мы ищем таланты».

Рабочая программа по выявлению и развитию предпосылок одаренности у детей дошкольного возраста «Мы ищем таланты»....

Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программа по географии

Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программ...

Рабочая программа объединения дополнительного образования школы мюзикла "Фейерверк талантов"

Программа по музыкальному театру для школьников младшего школьного возраста...