ПАСПОРТ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКИ «Вожатый – это звучит гордо», практика погружения пятиклассников в вожатское движение.
проект
Воспитательная практика раскрывает особенности влияния уклада образовательной организации на формирование мотивации школьников к выбору педагогических профессий через личное участие детей в работе школьного вожатского движения, передачу педагогических традиций от педагогов-ветеранов к вожатым и молодым учителям.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 51.73 КБ |
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ВСЕРОССИЙСКИЙ КОНКУРС «ВОСПИТАТЬ ЧЕЛОВЕКА»
Номинация «Уклад образовательной организации»
ПАСПОРТ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКИ
«Вожатый – это звучит гордо»,
практика погружения пятиклассников в вожатское движение.
Автор воспитательной практики:
учитель французского языка
МАОУ СОШ № 5 г. Богдановича
Никитина Лариса Владимировна
г. Богданович
2023
Полное название воспитательной практики | «Вожатый – это звучит гордо», практика погружения пятиклассников в вожатское движение. | ||
ФИО, должность и наименование образовательной организации авторов Практики | Никитина Лариса Владимировна, учитель МАОУ СОШ № 5 | ||
Аннотация воспитательной практики | Воспитательная практика раскрывает особенности влияния уклада образовательной организации на формирование мотивации школьников к выбору педагогических профессий через личное участие детей в работе школьного вожатского движения, передачу педагогических традиций от педагогов-ветеранов к вожатым и молодым учителям. | ||
Ключевые слова воспитательной практики | Уклад образовательной организации, дух школы, вожатский отряд, вожатское движение, вожатый, педагогические традиции | ||
Актуальность внедрения воспитательной практики | На протяжении десятилетий в школах РФ остро стоит вопрос нехватки учителей и старения педагогических кадров. Молодые учителя по окончанию профессиональных образовательных организаций не возвращаются работать в школу. В целях признания особого статуса педагогических работников, в том числе осуществляющих наставническую деятельность, 2023 год объявлен Президентом РФ «Годом педагога и наставника». Работа по признанию роли педагога в жизни общества не начинается и не заканчивается тематическим Годом. Это последовательная ежедневная работа, которая, прежде всего, направлена на создание атмосферы доверия и уважения к профессии. А это не достигается одним днем или даже одним годом. Помня слова Роберта Рождественского: «Учителем надо будет родиться и только после этого стать», мы создаем условия «рождения» учителя в стенах школы через передачу педагогических традиций и ценностей от педагогов-ветеранов учителям и вожатым уже много лет. Уклад ОО основанный на доверии и уважении друг другу, самостоятельности в принятии решений, свободе выбора педагогических практик способствует «рождению» учителя со школьной скамьи. Вожатское движение – эффективный и современный инструмент достижения этой цели. Проблема мотивации школьников к выбору педагогических профессий остается актуальной и решаемой на сегодняшний день. | ||
Цель и задачи воспитательной практики | Цель: формировать мотивацию школьников к выбору профессии педагога на основе личностного погружения в деятельность вожатского движения и работу школьного вожатского отряда. Задачи:
| ||
Целевая аудитория воспитательной практики | 90 учеников общеобразовательной школы (МАОУ СОШ № 5) 11-12 лет, имеющих желание взаимодействовать с младшими школьниками и пробовать себя в роли вожатого | ||
Краткий анализ воспитательной практики | Представлен в приложении № 1 Паспорта воспитательной практики | ||
Технологии и методы реализации воспитательной практики | Игровые перемены. Цель – формировать атмосферу заботы, внимания и уважения младших и старших школьников друг к другу. Задачи: 1. Познакомить первоклассников и пятиклассников с традициями школы. 2. Организовать первые педагогические практики для пятиклассников. 3. Организовать совместную деятельность младших и старших ребят. 4. Создать атмосферу сближение старших и младших школьников. Периодичность: ежедневно, на одной из перемен по договоренности между классами начальной и основной школы. Добровольческие акции: Цель: формировать атмосферу содружества и поддержки младших и старших школьников, атмосферу осознания важности общего дела, ответственности за результат общего дела. Задачи: 1. Познакомить первоклассников и пятиклассников с традиционными общешкольными Добрыми делами, правилами участия в них. 2. Организовать первые педагогические практики для пятиклассников в роли организаторов совместной деятельности. 3. Организовать совместную деятельность младших и старших школьников. Периодичность: 1 раз в месяц Праздник. Цель: создать эмоциональный подъем и духовное единение всего общешкольного коллектива; условия для развития организаторских и творческих способностей вожатых. Задачи: 1. Объединение педагогических усилий вожатых и учителей, учеников младших, средних и старших классов в период подготовки и проведения праздника. 2. развитие гибких навыков вожатых: коммуникативных, организаторских, творческих, аналитических. 3. Обогащение и обновление традиций школы. Периодичность: 1 раз в четверть. Литературная гостиная, поэтический вечер с участием педагогов-ветеранов. Цель: формировать уважение к учителю, чувство благодарности за учительский труд, поддерживать и передавать традиции школы. Задачи: 1. Изучение педагогических традиций через общение вожатых с педагогами-ветеранами и учителями школы в творческой атмосфере. 2. Практика общения вожатых со старшими поколениями. 3. Поблагодарить педагогов-ветеранов за учительских труд. 4. Показать школьникам преимущества профессии учителя. Периодичность: 1 раз в год – октябрь. Мастер-класс для педагогов-ветеранов. Цель: формировать уважение к учителю, чувство благодарности за учительский труд. Задачи: 1. Организация практики проведения мастер-класса как формы передачи опыта. 2. Выражение уважения к ветеранам и их заслугам. 3. Создание банка/копилки информации об учителях-ветеранах, об истории нашей школы. Периодичность: 2 раза в год – ноябрь, март Смена в школьном лагере. Цель: организовать педагогическую практику для вожатых под наставничеством педагогов школы. Задачи: 1. Получение первого опыта педагогической деятельности, опыта управления минигруппой. 2. Развитие организаторских умений вожатых. 3. Развитие гибких навыков вожатых: самоорганизации, коммуникативных, творческих, управленческих. 4. Сплочение общешкольного коллектива. Периодичность: 3 раза в год: осенние, весенние, летние каникулы. Круглый стол/пресс-конференция со студентами педвезов/педколледжей – выпускниками школы. Цель: формировать мотивацию к выбору профессии педагога. Задачи: 1. Передача опыта вожатской деятельности в школе от выпускников ученикам. 2. Анализ результатов вожатской практики выпускников. 3. Передача вожатских традиций от выпускников ученикам. 4. Создание условий для осознания значимости вожатской и педагогической деятельности для развития школы в целом. Периодичность: 1 раз в год – апрель. Телемост со студентами педвузов/педколледжей – выпускников школы. Цель: формировать мотивацию к выбору профессии педагога, познакомить учеников с педагогическими образовательными организациями. Задачи: 1. Знакомство с профессиональными педагогическими ОО. 2. Знакомство со студенческой жизнью. 3. Польза вожатского опыта при обучении в педагогическом ВУЗе/колледже. Периодичность: 1 раз в год: март-апрель День Ученика. Цель: формировать мотивацию к выбору профессии педагога. Задачи: 1. Проба себя в роль учителя и классного руководителя. 2. Знакомство с педагогической этикой. 3. Развитие коммуникативных, организаторских, управленческих умений учеников. Периодичность: 1 раз в год - апрель Конкурс «Вожатый года», «Вожатый-пятиклассник». Цель: показать значимость вожатого в жизни школы, в поддержании и передаче школьных традиций, создания атмосферы сотрудничества и взаимоуважения. Задачи: 1. Подведение итогов работы вожатых-пятиклассников за год. 2. Популяризация вожатского движения среди школьников. 3. Поощрение вожатых за активную работу с младшими школьниками. 4. Повышение престижа педагогических профессий. 5. Передача педагогических традиций от ветеранов школьникам. Периодичность: 1 раз в год, апрель | ||
Ресурсы, необходимые для реализации воспитательной практики | Финансовые: бумага для печати А4 -5 пачек*400,0 =2000,0 бумага для флипчарта – 20 листов =1300,0 бумага цветная – 20 пачек * 70,0 = 1400,0 фломастеры для скетчинга 60 шт. * 2 набора * 510,0 =1020,0 маркеры цветные – 30 шт. * 100,0 = 3000,0 клей ПВА 85 гр. – 10 шт.* 50,5 = 500,0 скотч 48*36 – 5 шт. *50,0 = 250,0 ножницы - 10 шт. * 50,0 = 500,0 скакалки – 20 шт. * 150,0 = 3000,0 обручи – 10 *350,0 = 3500,0 сценические костюмы для праздников 5 шт. * 5000,0 = 25 000,0 Итого: 41 470,0 рублей Кадровые: классные руководители 5-х классов, куратор вожатского движения. Материально-технические: помещения школы, актовый зал, высокоскоростной Интернет, компьютеры, наушники, микрофоны, мультимедийные средства, аудиоаппаратура, флипчарт – 3 шт., знаки отличия (форма) для вожатых. Коммуникационные: педагоги-ветераны школы и города, студенческие отряды УрГПУ, студенты педвузов и педколледжей – выпускники школы, городские СМИ, Управление образованием ГО/района. Управленческие: заместитель директора по воспитательной работе, куратор вожатского движения, советник директора по воспитанию и взаимодействию с общественными организациями. | ||
Период реализации воспитательной практики | Период: 1 сентября – 1 августа (ежегодно) В приложении № 2 представлен план-график реализации воспитательной практики по Диаграмме Ганта | ||
Ожидаемые результаты воспитательной практики | Настоящая воспитательная практика – это действующий инструмент формирования мотивации школьников к выбору профессии педагога. Уклад образовательной организации – это установившиеся правила совместно проживания школьных событий, который претерпевает изменения, развивается вместе с общешкольным коллективом. Результат данной педагогической практики мы видим, во-первых, во взаимоотношения сотрудничества между старшими и младшими школьниками, между учителями и ребятами, во-вторых, в увеличении количества ребят-участников вожатского движения и их активности на уровне школы и города, во-третьих, в количестве выпускников школы, выбирающих педагогические профессиональные ОО для получения профессии педагога и желающих вернуться в качестве учителей; в-четвертых, в обновлении и пополнении педагогического коллектива школы нашими выпускниками, которые после педагогического ВУЗа или колледжа вернулись в школу в качестве учителей, и, наконец, в высоком уровне удовлетворенности учеников, учителей и родителей условиями организации жизнедеятельности школы, в желании созидать на благо коллектива. Сегодня 38% педагогического коллектива – это выпускники нашей школы. Они успешные учителя, классные руководители, наставники «Большой перемены», участники Всероссийских конкурсов. В течение 3-х последних лет в педагогические ВУЗы поступило 11 человек, в СПО 14 человек. В 2022 году в нашу школу пришли работать 2 молодых специалиста - это выпускники школы 2017 года, прошедшие воспитательную практику в школьном вожатском движении. Ежегодно 71 - 83% выпускников педвузов и педколледжей, имеющих опыт вожатского движения в нашей школе, приходят в школы в качестве молодых специалистов. В 2022 году уровень удовлетворенности организацией жизни в школе, в том числе вожатским движением составил среди учеников: высокий - 84%, средний – 13%, низкий – 3%, среди родителей: высокий – 75%, средний 20%, низкий – 5%, среди учителей: высокий – 91%, средний – 9%, низкий – 0%. Наши вожатые – это наша сила, наше будущее, наш кадровый резерв. | ||
Описание воспитательной практики В нашем понимании Школьный уклад – это режим протекания совместной и самостоятельной жизни, в которой каждый ученик может определить свое место и реализовать свои способности и возможности. Мы называем это ДУХ ШКОЛЫ, который основан на особом уровне отношений доверия, ответственности, взаимоуважения, сотрудничества, совместном проживание школьных событий. Уклад нашей школы создавался на основе принципов гуманно-личностной педагогики сотрудничества, преемственности традиций, взаимодействия, самостоятельности, доверия, взаимной ответственности. Эти принципы в равной степени реализуются при взаимодействии учителей и учеников, старших и младших школьников, учеников и педагогов-ветеранов, учеников – учителей - родителей. Вожатское движение – это сложившаяся система ценностей и активностей, в которой живут школьники с 1 по 11 класс. «Вожатый – это звучит гордо» - это ежегодный проект для пятиклассников, организаторами и руководителями которого является школьный вожатский отряд «Пятерочка». 1 этап – сентябрь-октябрь - вхождение в деятельность, осуществляется в начале 5 класса, когда ученики приходят из начальной школы в 5 класс и становятся вожатыми для первоклассников своего первого учителя. Пятиклассники очень любят своего первого учителя и часто бегают в гости. Классному руководителю остается только предложить им подружиться с первоклассниками и стать для них вожатыми, подобрать формы взаимодействия. Пятиклассники охотно включаются в работу. На этом этапе взаимодействие проходит в форме организации совместных игровых перемен, совместного участия в добровольческих акциях: сбор макулатуры, Книжкина больница, «Читаем книги вслух», в общешкольных делах: туристический слет, Посвящение в первоклассники, День здоровья. Таким образом, в каждом 5 классе формируется группа заинтересованные учеников, которые выбирают вожатскую деятельность как направление внеурочной деятельности. На этом этапе формируется интерес к общению с младшими, умение самостоятельно организовать себя и своих младших друзей, ответственность за результат общего дела. 2 этап – ноябрь-декабрь - знакомство с педагогическими традициями школы. 2 этап организуется опытными вожатыми 8-9 классов и направлен на взаимодействие школьников с педагогами-ветеранами. На этом этапе пятиклассники, заинтересовавшиеся вожатской деятельностью, объединяются со старшими вожатыми в минигруппы по 5-6 человек и участвуют в разработке и проведении поэтического вечера или литературной гостиной и Мастер-класса для педагогов-ветеранов. Отличительной чертой этих форм взаимодействия является прямой контакт трех поколений педагогов: вожатые – учителя – ветераны. Поэтический вечер проходит в неформальной обстановке за чашкой чая. Участники читают стихи, слушают музыку и рассказывают истории из жизни нашей школы. Мастер-классы – это форма, когда вожатые на практике показывают педагогам-ветеранам простые, но интересные варианты изготовления чего-либо своими руками, например, декоративное сворачивание салфеток для украшения праздничного стола. На 2 этапе дается старт школьному конкурсу «Вожатый-пятиклассник». Вожатые–пятиклассники получают маршрутные листы для фиксации баллов за участие в вожатских активностях. Настоящие баллы учитываются в условиях конкурса. Вожатые-пятиклассники, являясь участниками различных вожатских дел, накапливают баллы в маршрутном листе, которые дают им право участвовать в школьном конкурсе «Вожатый-пятиклассник» в конце учебного года. Кроме того, они получают небольшие домашние задания в виде написания отзыва о своем участии и рассказа первоклассникам о том событии, в котором они поучаствовали. Отзывы публикуются в новостных материалах школы на сайте и в школьном сообществе ВКонтакте. 3 этап - январь-февраль - проведение педагогических практик, организуется педагогами-кураторами вожатского движения. На этом этапе организуются: 1. Весенняя смена в школьном лагере «Радуга», когда вожатые «работают» с отрядами. 2. Добровольческие акции Сбор макулатуры, «Малыш» (средства для детей-отказничков), Читаем книжки вслух, Книжкина больничка и др. 3. Игровые прогулки с воспитанниками дошкольных образовательных организаций. 4 этап – март-апрель-май - знакомство с педагогическими профессиями и образовательными организациями. На 4 этапе организуются: 1. Дунь Ученика, когда старшеклассники сами проводят уроки, а пятиклассники наблюдают за ними как ученики и дают им оценку в виде отзыва. 2. Конкурс «Вожатый-пятиклассник». 3. Пресс-конференции с выпускниками школы – студентами педагогических профессиональных ОО. 4. Теле-мост с выпускниками школы – студентами педагогических профессиональных ОО с представлением своей ОО (видеоэкскурсия). 5 этап – июль - Летняя смена в школьном лагере «Радуга». Пятиклассники, увлеченные вожатской деятельностью, «работают» с малышами как вожатые. Последовательно проживая 5 этапов в атмосфере сотрудничества, доверия и взаимоуважения, у пятиклассников формируется понимание значимости педагогического труда, уважение к учителю и школе, желание заниматься вожатской деятельностью, что является первым шагом - «рождения» УЧИТЕЛЯ. | |||
Приложение № 1
к Паспорту воспитательной практики
Краткий анализ воспитательной практики
«Вожатый – это звучит гордо»,
практика погружения пятиклассников в вожатское движение.
Внутренние факторы | Внешние факторы |
Сильные стороны | Возможности |
1.Педагогический коллектив единомышленников, поддерживающий и пропагандирующий принципы гуманно-личностной педагогики, 2.Сложившиеся традиции школы направленны на поддержание устоев и уклада школы, на уважение к личности ребенка, его самостоятельности, на взаимодействие на равных. 3. Большое количество (38%) учителей – выпускников нашей школы, которые продолжают педагогические традиции школы и развитие вожатского движения 4. Крепкая административная команда, транслирующая принципы гуманно-личностной педагогики, продолжающая традиции школы при смене руководителя 5. Хорошо разработанная и развитая система ученического самоуправления, которая поддерживается учениками и педагогами 6. Крепкая связь с педагогами-ветеранами, их большое желание и активное участие в передаче педагогических традиций, успешных практик. 7. Традиционные общешкольные дела и праздники, создающие эмоциональный подъем и духовное единение всего общешкольного коллектива. 8. Проведение на базе школы смен лагеря дневного пребывания детей, как места практики школьных вожатых. 9. Наличие атрибутики вожатского движения: эмблема, форма. 10. Хорошая материально-техническая база | 1. Поддержка администрации городского округа в организации слетов вожатых в нашем ГО 2. Участие в тематических сменах Всероссийских центров по вожатскому направления 3. Участие в организации и проведении районных акций 4.Участие в региональных и всероссийских конкурсах вожатского мастерства 5. Трансляция опыта нашего вожатского движения на уровне муниципалитета 6. Привлечение специалистов системы допобразования для получения нами нового опыта 7. Взаимодействие с дошкольными ОО, как площадками для стажировки вожатых 8. Экскурсии в педагогические профессиональные образовательные организации 9. Совместные дела со студенческими педагогическими отрядами 10. Участие в Студенческой Весне УрГПУ 11. Перенимание педагогических практик школьными вожатыми от вожатых загородных лагерей 12. Встречи с педагогами-ветеранами Районной организации ветеранов педагогического труда 13. Посещение районных и областных тематических мероприятий, направленных на получение нового опыта 14. Педагогический класс в соседней школе |
Слабые стороны | Риски |
1. Замена руководителей-кураторов вожатского движения. 2. Старение и выгорание педагогов 3. Отсутствие финансирования на развитие вожатского движения, на поощрение. 4. Загруженность детей в системе дополнительного образования. 5. Загруженность учителей. 6. Непонимание воспитателями роли вожатого в школьном лагере и перекладывание функций воспитателя на вожатого-ребенка. | 1. Появление новых, более модных направление деятельности, которым ребята отдадут предпочтение. 2.Смена руководителя вожатского движения или руководителя школы. 3. Остановка деятельности школы из-за ЧС (эпидемии). 4. Поражения в отборочных этапах всероссийских конкурсов и, как следствие, невозможность участия в тематических сменах Всероссийских центров. 5. Высокий организационный взнос за участие в тематических конкурсах, сменах, фестивалях. |
Приложение № 2
к Паспорту воспитательной практики
План-график реализации воспитательной практики
«Вожатый – это звучит гордо»,
практика погружения пятиклассников в вожатское движение. (Диаграмма Ганта)
№ | Наименование этапа | Длитель-ность | Временные рамки проекта (может указываться в днях, месяцах) | ||||
Сентябрь-октябрь | Ноябрь-декабрь | Январь-февраль | Март-май | Июль | |||
1 | Вхождение в деятельность вожатого | 7 недель | |||||
2 | Знакомство с педагогическими традициями | 8 недель | |||||
3 | Педагогические практики | 8 недель | |||||
4 | Знакомство с педагогическими профессиями | 10 недель | |||||
5 | Летняя смена в школьном лагере | 3 недели | |||||
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
<Кадет звучит гордо!>
Социальный проектРазработчик проекта Зацепина О.В. воспитатель, классный руководительПродолжительность проекта: всего времени-6 лет Возраст учащихся-12-18 лет Основная концепция: Здоровье-развитие-о...
Паспорт воспитательной практики
МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ЭТАП ВСЕРОССИЙСКОГО КОНКУРСА «ВОСПИТАТЬ ЧЕЛОВЕКА» Категория I. Номинация «Воспитание классного коллектива» ПАСПОРТ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКИ«Юный эк...

Воспитание в учебной деятельности. Паспорт воспитательной практики. Математический туризм как форма математического образования
Внедрение новых форм активной деятельности детей для совместного интеллектуального отдыха, вызывающие у учащихся устойчивый интерес к изучаемому предмету. Одна из таких инновационных форм – обра...
Паспорт воспитательной практики
Данная практика помогает приобщить учащихся старших классов к национальным, историко-культурным ценностям государства для обеспечения интеллектуального, духовного и творческого развития, а также патри...

ВСЕРОССИЙСКИЙ КОНКУРС ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ «ВОСПИТАТЬ ЧЕЛОВЕКА» Номинация «Эстетическое воспитание» ПАСПОРТ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКИ Создание мини-музея с детьми старшего дошкольного возраста в условиях дополнительного образования»
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ВСЕРОССИЙСКИЙ КОНКУРС ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ «ВОСПИТАТЬ ЧЕЛОВЕКА»Номинация «Эстетическое воспитание»...
Паспорт воспитательной практики 2024
Паспорт воспитательной практики Урок мужества "И арсенал, и щит России"...

