ПАСПОРТ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКИ «Вожатый – это звучит гордо», практика погружения пятиклассников в вожатское движение.
проект

Никитина Лариса Владимировна

Воспитательная практика раскрывает особенности влияния уклада образовательной организации на формирование мотивации школьников к выбору педагогических профессий  через личное участие детей в работе  школьного  вожатского движения, передачу педагогических традиций от педагогов-ветеранов  к вожатым и молодым учителям. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pasport_vospitatelnoy_praktiki.docx51.73 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ВСЕРОССИЙСКИЙ КОНКУРС «ВОСПИТАТЬ ЧЕЛОВЕКА»

Номинация «Уклад образовательной организации»

ПАСПОРТ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКИ

«Вожатый – это звучит гордо»,

практика погружения пятиклассников в вожатское движение.

Автор воспитательной практики:

учитель французского языка

МАОУ СОШ № 5 г. Богдановича

Никитина Лариса Владимировна

г. Богданович

2023

Полное название воспитательной практики

«Вожатый – это звучит гордо», практика  погружения пятиклассников в вожатское движение.

ФИО, должность и наименование образовательной организации авторов Практики

Никитина Лариса Владимировна, учитель МАОУ СОШ № 5

Аннотация воспитательной практики

Воспитательная практика раскрывает особенности влияния уклада образовательной организации на формирование мотивации школьников к выбору педагогических профессий  через личное участие детей в работе  школьного  вожатского движения, передачу педагогических традиций от педагогов-ветеранов  к вожатым и молодым учителям.

Ключевые слова воспитательной практики

Уклад образовательной организации, дух школы, вожатский отряд, вожатское движение, вожатый, педагогические традиции

Актуальность внедрения воспитательной практики

На протяжении десятилетий  в школах РФ остро стоит вопрос нехватки учителей и старения педагогических кадров.

Молодые учителя по окончанию профессиональных образовательных организаций не возвращаются работать  в школу.

В целях признания особого статуса педагогических работников, в том числе осуществляющих наставническую деятельность,  2023 год  объявлен Президентом РФ «Годом  педагога и наставника».

Работа по признанию роли педагога в жизни общества не начинается и не заканчивается тематическим Годом.  Это последовательная  ежедневная работа, которая,  прежде всего, направлена на создание атмосферы доверия и уважения к профессии. А это не достигается одним днем или даже одним годом.

Помня слова  Роберта Рождественского: «Учителем надо будет родиться и только после этого стать», мы создаем условия «рождения» учителя в стенах школы  через передачу педагогических традиций и ценностей от педагогов-ветеранов учителям и вожатым уже много лет.

Уклад ОО основанный на доверии и уважении друг другу, самостоятельности в принятии решений, свободе выбора педагогических практик  способствует «рождению» учителя со школьной скамьи.  Вожатское движение – эффективный и современный инструмент достижения этой цели.

Проблема мотивации школьников к выбору педагогических профессий остается актуальной и решаемой на сегодняшний день.

Цель и задачи воспитательной практики

Цель: формировать мотивацию школьников к выбору профессии педагога на основе личностного погружения в деятельность вожатского движения и работу школьного вожатского отряда.

Задачи:

  1. Изучение педагогических традиций школы через взаимодействие с педагогами-ветеранами.
  2. Организация педагогических практик вожатых школы под наставничеством учителей и студенческих педагогических отрядов
  3. Знакомство с педагогическими образовательными организациями  через передачу личного опыта прохождения данной воспитательной практики студентами-выпускниками школы

Целевая аудитория воспитательной практики

90 учеников общеобразовательной школы (МАОУ СОШ № 5) 11-12 лет, имеющих желание взаимодействовать с младшими школьниками и пробовать себя в роли вожатого

Краткий анализ воспитательной практики

Представлен в приложении № 1 Паспорта воспитательной практики

Технологии и методы реализации воспитательной практики

Игровые перемены. 

Цель – формировать  атмосферу заботы, внимания и уважения младших и старших школьников друг к другу.

Задачи: 1. Познакомить первоклассников и пятиклассников с традициями школы. 2. Организовать первые педагогические практики для пятиклассников. 3. Организовать  совместную деятельность младших и старших ребят. 4. Создать атмосферу  сближение старших и младших школьников.

Периодичность: ежедневно, на одной из перемен по договоренности между классами начальной и основной школы.

Добровольческие акции: 

Цель: формировать атмосферу содружества и поддержки младших и старших  школьников, атмосферу осознания важности общего дела, ответственности за результат общего дела.  

Задачи: 1. Познакомить первоклассников и пятиклассников с традиционными общешкольными  Добрыми делами, правилами участия  в них.  2. Организовать первые педагогические практики для пятиклассников в роли организаторов совместной деятельности. 3. Организовать  совместную деятельность младших и старших школьников.

Периодичность: 1 раз в месяц

Праздник.

Цель:  создать эмоциональный подъем  и духовное единение  всего  общешкольного коллектива; условия для развития организаторских  и творческих способностей вожатых.

Задачи: 1.  Объединение педагогических усилий вожатых и учителей,  учеников младших, средних и старших классов в период подготовки и проведения праздника.

2. развитие гибких навыков вожатых: коммуникативных,  организаторских, творческих, аналитических. 3. Обогащение и обновление традиций  школы.

Периодичность: 1 раз в четверть.

Литературная гостиная, поэтический вечер с участием педагогов-ветеранов.

Цель: формировать уважение к учителю,  чувство благодарности за учительский труд, поддерживать и передавать  традиции школы.

Задачи: 1. Изучение педагогических традиций через общение  вожатых  с педагогами-ветеранами и учителями школы в  творческой атмосфере. 2. Практика  общения вожатых со старшими поколениями. 3. Поблагодарить педагогов-ветеранов за учительских труд. 4. Показать школьникам  преимущества профессии учителя.

Периодичность: 1 раз в год – октябрь.

Мастер-класс  для педагогов-ветеранов.

Цель: формировать уважение к учителю,  чувство благодарности за учительский труд.

Задачи: 1. Организация практики проведения  мастер-класса  как формы передачи опыта. 2. Выражение уважения к ветеранам и их заслугам. 3. Создание  банка/копилки  информации об учителях-ветеранах, об истории нашей школы. 

Периодичность: 2 раза в год – ноябрь, март

Смена в школьном лагере.

Цель: организовать педагогическую практику для вожатых под наставничеством педагогов школы.

Задачи: 1. Получение первого опыта  педагогической деятельности, опыта управления минигруппой. 2. Развитие организаторских умений  вожатых. 3. Развитие гибких навыков вожатых: самоорганизации, коммуникативных,  творческих, управленческих. 4. Сплочение общешкольного коллектива.

Периодичность: 3 раза в год: осенние, весенние, летние каникулы.

Круглый стол/пресс-конференция со студентами педвезов/педколледжей – выпускниками школы.

Цель: формировать мотивацию к выбору профессии педагога.

Задачи: 1. Передача опыта вожатской деятельности в школе от выпускников  ученикам. 2. Анализ  результатов вожатской практики выпускников. 3. Передача  вожатских  традиций  от выпускников ученикам. 4.  Создание условий для осознания значимости вожатской и педагогической деятельности для  развития школы в целом.

Периодичность: 1 раз в год – апрель.

Телемост со студентами педвузов/педколледжей – выпускников школы.

Цель: формировать мотивацию к выбору профессии педагога, познакомить учеников с педагогическими образовательными организациями.  

Задачи: 1. Знакомство с профессиональными педагогическими ОО. 2. Знакомство со студенческой жизнью. 3. Польза вожатского опыта  при обучении в педагогическом ВУЗе/колледже.

Периодичность: 1 раз в год: март-апрель

День Ученика.

Цель:  формировать мотивацию к выбору профессии педагога.

Задачи: 1. Проба себя в роль учителя и классного руководителя.

2. Знакомство с педагогической этикой. 3. Развитие коммуникативных, организаторских, управленческих умений учеников.  

Периодичность: 1 раз в год - апрель

Конкурс «Вожатый года», «Вожатый-пятиклассник».

Цель: показать значимость вожатого в жизни школы, в поддержании и передаче школьных традиций, создания атмосферы сотрудничества и взаимоуважения.

Задачи: 1. Подведение итогов работы вожатых-пятиклассников за год. 2. Популяризация  вожатского движения среди школьников. 3. Поощрение вожатых за активную работу с младшими школьниками. 4. Повышение престижа  педагогических профессий. 5. Передача педагогических традиций от ветеранов школьникам.

Периодичность: 1 раз в год, апрель

Ресурсы, необходимые для реализации воспитательной практики

Финансовые: бумага для печати А4 -5 пачек*400,0 =2000,0

бумага для флипчарта – 20 листов =1300,0

бумага цветная – 20 пачек * 70,0 = 1400,0

фломастеры для скетчинга 60 шт. * 2  набора * 510,0 =1020,0

маркеры цветные – 30 шт. * 100,0 = 3000,0

клей ПВА  85 гр. – 10  шт.* 50,5 = 500,0

скотч 48*36 – 5 шт. *50,0 = 250,0

ножницы - 10 шт. * 50,0 = 500,0

скакалки – 20 шт. * 150,0 = 3000,0

обручи – 10 *350,0 = 3500,0

сценические костюмы для праздников  5 шт. * 5000,0 = 25 000,0

Итого: 41 470,0  рублей

Кадровые: классные руководители 5-х классов, куратор вожатского движения.

Материально-технические: помещения школы, актовый зал, высокоскоростной Интернет, компьютеры, наушники, микрофоны, мультимедийные средства, аудиоаппаратура, флипчарт – 3 шт., знаки отличия (форма) для вожатых.

Коммуникационные: педагоги-ветераны школы и города, студенческие отряды УрГПУ,  студенты педвузов и педколледжей – выпускники школы, городские СМИ, Управление образованием ГО/района.

Управленческие: заместитель директора по воспитательной работе, куратор вожатского движения, советник директора по воспитанию и взаимодействию с общественными организациями.

Период реализации воспитательной практики

Период: 1 сентября –  1 августа (ежегодно)

В приложении № 2 представлен план-график реализации воспитательной практики по Диаграмме Ганта

Ожидаемые результаты воспитательной практики

Настоящая воспитательная практика – это действующий инструмент формирования мотивации школьников  к выбору профессии педагога. Уклад образовательной организации – это установившиеся правила совместно проживания школьных событий, который претерпевает изменения, развивается  вместе с общешкольным коллективом.

Результат данной педагогической практики мы видим, во-первых, во взаимоотношения сотрудничества между старшими и младшими школьниками, между учителями и ребятами, во-вторых, в увеличении количества ребят-участников вожатского движения и их активности на уровне школы и города, во-третьих,   в количестве выпускников школы, выбирающих  педагогические профессиональные ОО для получения профессии педагога и желающих вернуться в качестве учителей;  в-четвертых, в обновлении и пополнении педагогического коллектива школы  нашими выпускниками, которые после педагогического ВУЗа или колледжа вернулись в школу в качестве учителей, и, наконец, в высоком уровне удовлетворенности учеников, учителей и родителей условиями организации жизнедеятельности школы, в желании созидать на благо коллектива.  

Сегодня 38% педагогического коллектива – это выпускники нашей школы. Они успешные учителя, классные  руководители, наставники «Большой перемены», участники Всероссийских конкурсов.  

В течение 3-х последних лет в педагогические ВУЗы поступило 11 человек, в СПО 14 человек.

В 2022 году в нашу школу  пришли работать 2 молодых специалиста  - это выпускники школы 2017 года, прошедшие воспитательную практику в школьном вожатском движении.  Ежегодно 71 - 83%  выпускников педвузов и педколледжей, имеющих опыт вожатского движения в нашей школе, приходят в школы в качестве молодых специалистов.  

В 2022 году уровень удовлетворенности  организацией жизни в школе, в том числе вожатским движением  составил среди учеников: высокий - 84%, средний – 13%, низкий – 3%, среди родителей: высокий – 75%, средний 20%, низкий – 5%, среди учителей: высокий – 91%, средний – 9%, низкий – 0%.

Наши вожатые – это наша сила, наше будущее, наш кадровый резерв.

Описание воспитательной практики

В нашем понимании Школьный уклад – это режим протекания совместной и самостоятельной жизни, в которой каждый ученик может определить свое место и реализовать свои способности и возможности.

Мы называем это ДУХ ШКОЛЫ, который основан на особом уровне отношений доверия, ответственности, взаимоуважения, сотрудничества, совместном проживание школьных событий.

Уклад нашей школы создавался на основе принципов гуманно-личностной педагогики сотрудничества, преемственности традиций, взаимодействия, самостоятельности, доверия, взаимной ответственности.

Эти принципы в равной степени реализуются при взаимодействии учителей и учеников, старших и младших школьников, учеников и педагогов-ветеранов, учеников – учителей - родителей.

Вожатское движение – это сложившаяся система ценностей и активностей, в которой живут школьники с 1 по 11 класс.

«Вожатый – это звучит гордо» - это ежегодный проект для пятиклассников, организаторами и руководителями которого является школьный вожатский отряд «Пятерочка».

1 этап – сентябрь-октябрь - вхождение в деятельность, осуществляется в начале 5 класса, когда ученики приходят из начальной школы в 5 класс и становятся вожатыми для первоклассников своего первого учителя. Пятиклассники очень любят своего первого учителя и часто бегают в гости. Классному руководителю остается только предложить им подружиться с первоклассниками и стать для них вожатыми, подобрать формы взаимодействия. Пятиклассники охотно включаются в работу. На этом этапе взаимодействие проходит в форме организации совместных игровых перемен,  совместного участия в  добровольческих акциях: сбор макулатуры, Книжкина больница, «Читаем книги вслух», в  общешкольных делах: туристический слет, Посвящение в первоклассники,  День здоровья. Таким образом,  в каждом 5 классе формируется группа заинтересованные учеников, которые  выбирают вожатскую деятельность как направление внеурочной деятельности. На этом этапе формируется интерес к общению с младшими, умение самостоятельно организовать себя и своих младших друзей, ответственность за результат общего дела.

2 этап – ноябрь-декабрь - знакомство с педагогическими традициями школы. 2 этап организуется опытными вожатыми 8-9 классов и направлен на взаимодействие школьников с педагогами-ветеранами.

На этом этапе пятиклассники, заинтересовавшиеся вожатской деятельностью, объединяются со старшими вожатыми в минигруппы по 5-6 человек и участвуют в разработке и проведении поэтического вечера или литературной гостиной и Мастер-класса для педагогов-ветеранов.  Отличительной чертой  этих форм взаимодействия является прямой контакт трех поколений педагогов: вожатые – учителя – ветераны.  Поэтический вечер проходит в неформальной обстановке за чашкой чая.  Участники  читают стихи, слушают музыку и рассказывают истории из жизни нашей школы. Мастер-классы – это форма, когда  вожатые на практике показывают  педагогам-ветеранам простые, но интересные варианты изготовления чего-либо своими руками, например, декоративное сворачивание салфеток для украшения праздничного стола.

На 2 этапе дается старт школьному конкурсу «Вожатый-пятиклассник». Вожатые–пятиклассники получают маршрутные листы для фиксации баллов за участие в вожатских активностях. Настоящие баллы учитываются в условиях конкурса.

Вожатые-пятиклассники, являясь участниками различных вожатских дел, накапливают баллы в маршрутном листе, которые дают им право участвовать в школьном конкурсе «Вожатый-пятиклассник» в конце учебного года.   Кроме того, они получают небольшие домашние задания в виде написания отзыва о своем участии и рассказа первоклассникам о том событии, в котором они поучаствовали.  Отзывы публикуются в новостных материалах школы на сайте и в школьном сообществе ВКонтакте.

3 этап  - январь-февраль - проведение педагогических практик, организуется педагогами-кураторами вожатского движения.

На этом этапе организуются: 1. Весенняя смена в школьном лагере «Радуга», когда вожатые «работают» с отрядами. 2. Добровольческие акции Сбор макулатуры, «Малыш» (средства для детей-отказничков), Читаем книжки вслух, Книжкина больничка и др. 3. Игровые прогулки с воспитанниками дошкольных образовательных организаций.

4 этап – март-апрель-май -  знакомство  с педагогическими профессиями и образовательными организациями.

На 4 этапе организуются: 1. Дунь Ученика, когда старшеклассники сами проводят уроки, а пятиклассники наблюдают за ними как ученики и дают им оценку в виде отзыва. 2.  Конкурс «Вожатый-пятиклассник». 3. Пресс-конференции с выпускниками школы – студентами педагогических профессиональных ОО. 4. Теле-мост с выпускниками школы – студентами педагогических профессиональных ОО с представлением  своей ОО (видеоэкскурсия).

5 этап – июль  - Летняя смена в школьном лагере «Радуга». Пятиклассники, увлеченные вожатской деятельностью, «работают» с малышами как вожатые.

Последовательно проживая 5 этапов в атмосфере сотрудничества, доверия и взаимоуважения, у пятиклассников формируется понимание значимости педагогического труда, уважение к учителю и школе, желание заниматься вожатской деятельностью,  что является первым шагом - «рождения» УЧИТЕЛЯ.

Приложение № 1

к Паспорту воспитательной практики

Краткий анализ воспитательной практики

«Вожатый – это звучит гордо»,

практика погружения пятиклассников в вожатское движение. 

Внутренние факторы

Внешние факторы

Сильные стороны

Возможности

1.Педагогический коллектив единомышленников, поддерживающий и пропагандирующий принципы гуманно-личностной педагогики,

2.Сложившиеся традиции школы направленны на поддержание устоев и уклада школы, на уважение к личности  ребенка, его самостоятельности, на взаимодействие на равных.  

3. Большое количество (38%) учителей – выпускников нашей школы, которые продолжают педагогические традиции школы и развитие вожатского движения

4. Крепкая административная команда, транслирующая принципы гуманно-личностной педагогики, продолжающая традиции школы при смене руководителя

5. Хорошо разработанная и развитая система ученического самоуправления, которая поддерживается учениками и педагогами

6.  Крепкая связь с педагогами-ветеранами, их большое желание и активное участие в передаче педагогических традиций,  успешных практик.

7. Традиционные общешкольные дела и праздники, создающие эмоциональный подъем  и духовное единение  всего  общешкольного коллектива.

8. Проведение на базе школы смен лагеря дневного пребывания детей,  как места практики школьных вожатых.

9. Наличие атрибутики вожатского движения: эмблема, форма.

10. Хорошая материально-техническая база

1. Поддержка администрации городского округа в организации слетов вожатых в нашем ГО

2. Участие в тематических сменах Всероссийских центров по вожатскому направления

3. Участие в организации и проведении районных акций

4.Участие в региональных и всероссийских конкурсах вожатского мастерства

5. Трансляция опыта нашего вожатского движения на уровне муниципалитета

6. Привлечение специалистов системы допобразования для получения нами нового опыта

7. Взаимодействие с дошкольными ОО, как площадками для стажировки вожатых

8. Экскурсии в педагогические профессиональные образовательные организации

 9. Совместные дела со студенческими педагогическими отрядами

10. Участие в Студенческой Весне УрГПУ

11. Перенимание педагогических практик  школьными вожатыми от вожатых загородных лагерей

12. Встречи с педагогами-ветеранами Районной организации ветеранов педагогического труда

13. Посещение районных и областных тематических мероприятий, направленных на получение нового опыта

14. Педагогический класс в соседней школе

Слабые стороны

Риски

1. Замена руководителей-кураторов вожатского движения.

2. Старение и выгорание педагогов

3. Отсутствие финансирования на развитие вожатского движения, на  поощрение.

4. Загруженность детей в системе дополнительного образования.

5. Загруженность учителей.

6. Непонимание воспитателями роли вожатого в школьном лагере и перекладывание функций воспитателя на вожатого-ребенка.

1. Появление новых, более модных направление деятельности, которым ребята отдадут предпочтение.

2.Смена руководителя вожатского движения или руководителя школы.

3. Остановка деятельности школы  из-за ЧС (эпидемии).

4. Поражения в отборочных этапах всероссийских конкурсов и, как следствие, невозможность участия в тематических сменах Всероссийских центров.

5. Высокий организационный взнос за участие в тематических конкурсах, сменах, фестивалях.

Приложение № 2

к Паспорту воспитательной практики

План-график реализации воспитательной практики

«Вожатый – это звучит гордо»,

практика погружения пятиклассников в вожатское движение.  (Диаграмма Ганта)

Наименование этапа

Длитель-ность

Временные рамки проекта (может указываться в днях, месяцах)

Сентябрь-октябрь

Ноябрь-декабрь

Январь-февраль

Март-май

Июль

1

Вхождение в деятельность вожатого

7 недель

2

Знакомство с педагогическими традициями

8 недель

3

Педагогические практики

8 недель

4

Знакомство с педагогическими профессиями

10 недель

5

Летняя смена в школьном лагере

3 недели


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

<Кадет звучит гордо!>

Социальный проектРазработчик проекта Зацепина О.В. воспитатель, классный руководительПродолжительность проекта: всего времени-6 лет Возраст учащихся-12-18 лет Основная концепция: Здоровье-развитие-о...

Волонтер это звучит гордо!

Статья опубликована в школьной газете "Эхо школы"...

Паспорт воспитательной практики

МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ЭТАП ВСЕРОССИЙСКОГО КОНКУРСА «ВОСПИТАТЬ ЧЕЛОВЕКА» Категория I. Номинация «Воспитание классного коллектива» ПАСПОРТ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКИ«Юный эк...

Воспитание в учебной деятельности. Паспорт воспитательной практики. Математический туризм как форма математического образования

Внедрение новых форм активной деятельности детей для совместного интеллектуального отдыха, вызывающие у учащихся устойчивый интерес к изучаемому предмету. Одна из таких инновационных форм – обра...

Паспорт воспитательной практики

Данная практика помогает приобщить учащихся старших классов к национальным, историко-культурным ценностям государства для обеспечения интеллектуального, духовного и творческого развития, а также патри...

Паспорт воспитательной практики 2024

Паспорт воспитательной практики Урок мужества "И арсенал, и щит России"...