Паспорт воспитательной практики
методическая разработка (5 класс)
МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ЭТАП ВСЕРОССИЙСКОГО КОНКУРСА «ВОСПИТАТЬ ЧЕЛОВЕКА»
Категория I. Номинация «Воспитание классного коллектива»
ПАСПОРТ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКИ
«Юный эколог» (Формирование и развитие личности учащихся через экологизацию образования и воспитания в начальной школе)
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №6 села Архангельского
Будённовского района»
МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ЭТАП ВСЕРОССИЙСКОГО КОНКУРСА «ВОСПИТАТЬ ЧЕЛОВЕКА»
Категория I. Номинация «Воспитание классного коллектива»
ПАСПОРТ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКИ
«Юный эколог» (Формирование и развитие личности учащихся через экологизацию образования и воспитания в начальной школе)
Автор воспитательной практики:
учитель начальных классов
МОУ СОШ № 6 с. Архангельского
Будённовского района
Павлюк Ирина Владимировна
с.Архангельское
2022
Паспорт воспитательной практики «Юный эколог»
Название воспитательной практики | «Юный эколог» (Формирование и развитие личности учащихся через экологизацию образования и воспитания в начальной школе) |
Ф.И.О., должность и наименование образовательной организации авторов практики | Павлюк Ирина Владимировна, учитель начальных классов МОУ СОШ № 6 с. Архангельского Будённовского района |
Актуальность внедрения воспитательной практики | В условиях разностороннего глубочайшего экологического кризиса усиливается значение экологического образования в начальной школе как ответственного этапа в становлении и развитии личности ребёнка. Отношение к окружающей среде формируется у человека практически на протяжении всей его жизни, и особенно, в школьные годы. А основы этого отношения закладываются еще в детстве, поэтому младший школьный возраст должен стать объектом пристального внимания педагогов, занимающихся проблемами экологического образования и воспитания. Закон «Об экологическом образовании», принятый во многих регионах России, ставит своей задачей создание непрерывного всеобъемлющего экологического образования и является основанием для поиска и разработки эффективных средств экологического образования населения. |
Описание воспитательной практики | Настоящая программа воспитательной практики направлена на развитие нравственных качеств личности через экологизацию воспитания и образования. Программа включает направления работы с детьми, родителями и учителями ДШИ. Совокупность работы этих направлений позволяет охватить всестороннее развитие личности ребенка: самого ребенка как объекта воспитания, семью как воспитательную среду и образовательную область деятельности через учебные предметы. Программа включает и направление дополнительного образования, такое как творческое объединение учащихся. |
Целевая аудитория воспитательной практики | Обучающиеся начальной школы, классный руководитель, педагоги ДШИ с.Архангельского, родители обучающихся. |
Цель и задачи воспитательной практики | Целью данной практики является формирование высоко духовно-нравственной личности, обладающей экологическим сознанием, на основании которого развиваются экологическое мышление и мировоззрение, реализуемые в виде совокупности конкретных действий и поступков учащихся, непосредственно или опосредованно связанных с гражданским и патриотическим сознанием учащихся. Задачи:
|
Технологии, методы реализации воспитательной практики | Программа осуществляется: через ведение практической деятельности учащихся по экологической направленности через ведение аналитической и диагностической деятельности (анкетирование, собеседование, тестирование, наблюдение, опросники, социологические исследования); через методическое обеспечение (семинары, курсы, учёбы, консультации, педсоветы, мастер-классы); через систему дополнительного образования; через систему КТД и традиционных дел ОУ; в ходе организации образовательного процесса, а также во внеурочное и внешкольное время; через сотрудничество с детскими общественными организациями; через систему взаимодействия, сотрудничества с культурными и образовательными учреждения района (ДШИ, музей, библиотеки, ДК); Методы:
Формы работы по программе: классный час, беседа, обсуждение, консультации, презентации, тренинги, занятия; конкурсы, викторины, игры, праздники, мероприятия, походы (туристические, культурологические), представления, выступления, балы, фестивали; дебаты, дискуссии, круглые столы, конференции; встречи с интересными людьми и т.д. |
SWOT-анализ воспитательной практики | Представлен в приложении № 1 Паспорта воспитательной практики |
Ресурсы, необходимые для реализации воспитательной практики | Ресурсы, позволяющие реализовать воспитательную практику: - педагогические кадры; - реализация проектов совместно с родителями; - активация внутренних ресурсов школы; - сетевое взаимодействие. |
Период реализации воспитательной практики | Даты: 01.09.2021г.- 30.05. 2025г. |
Ожидаемые результаты воспитательной практики | (в отношении к учащимся, учителям, родителям):
Формирование экологической культуры у младших школьников на этапе обучения в начальной школе будет характеризоваться следующими показателями:
|
Приложение № 1
(к Паспорту воспитательной практики)
SWOT-анализ воспитательной практики
«Юный эколог»
Внутренние факторы | Внешние факторы |
Сильные стороны | Возможности |
1.Введение разнообразных инновационных педагогических технологий, форм и методов воспитания для развития нравственных качеств личности через экологизацию воспитания и образования. 2. Привлечение родителей к участию в общешкольных мероприятиях. 3. Социальное партнерство с организациями и учреждениями села, муниципального района, обеспечивающее развитие нравственных качеств личности через экологизацию воспитания и образования. | 1.Вовлечённость в деятельность экологического содержания. 2.Проявление активности, инициативы, творчества в организации и проведении экологических мероприятий. 3.Овладение разнообразными формами и методами поиска знаний, практическими умениями, в том числе исследовательскими. 4.Обогащение знаниями о природных богатствах родного края, его экологических проблемах и способах их решения. 5.Проявление экологической культуры, выражающейся в переводе знаний в норму поступка. 6. Введение разнообразных инновационных педагогических технологий, форм и методов работы. 7. Повышение статуса школы в воспитательном пространстве района. |
Слабые стороны | Угрозы (риски) |
1.Большая нагрузка классного руководителя. 2. Недостаточно высокая активность и ответственность учащихся и родителей. | 1.Отрицательное влияние социума. 2.Издержки семейного воспитания. 3.«Виртуальная» зависимость части детей. 4 Дополнительная нагрузка учащихся. |
Приложение № 2
(к Паспорту воспитательной практики)
План-график реализации воспитательной практики
«Юный эколог
Сроки | Этапы реализации | Форма работы | Предполагаемый результат |
Сентябрь 2021 года - август 2022 года (1 класс). |
Проектирование программы. Начало формирования экологической грамотности учащихся | Классные часы, беседы, участие в общешкольных мероприятиях, родительские собрания | Формирование понятия экологической деятельности и ответственности у учащихся, начало формирования экологически направленных нравственных качеств личности учащихся |
Сентябрь 2022 года - август 2024 года (2-3 класс). |
Знакомство учителей и родителей с экологической работой класса и школы. Формирование банка данных по мероприятиям экологической направленности. Коррекция программы | Классные часы, беседы, организация дополнительного образования и воспитания, проектные исследования, участие в общешкольных мероприятиях, родительские собрания, консультации, помощь родителей в организации экологической работы школа и класса | Дальнейшее формирование понятия экологической деятельности и ответственности у учащихся, начало формирования экологически направленных нравственных качеств личности учащихся, организация экологических проектов и участие в конкурсах, социализация учащихся по экологическому направлению. Внесение изменений. |
Сентябрь 2024 года - май 2025 года (3-4 класс). | Основной Выстраивание системы нравственного развития через экологизацию воспитания и образования Реализация содержания программы по направлениям. Мониторинг хода реализации программы. | Классные часы, беседы, КВНы, организация дополнительного образования и воспитания, проектные исследования, участие в общешкольных мероприятиях, родительские собрания, консультации, помощь родителей в организации экологической работы школа и класса. Организация акций экологической направленности для учащихсяов, родителей и общественности. Групповые и индивидуальные формы Сбор информации. Рейтингование активности и результативности участия учащихся в реализации программы. | Становление всесторонне развитой личности с твердыми духовно-нравственными, гражданско-патриотическими принципами учащихся, готовых к социальной активной жизненной позиции. |
Апрель –июнь 2025 года | Итоговый. Подведение итогов работы по программе. | Анализ результатов. Составление документальной и интернет-отчетности. Обобщение опыта работы. | Разработка методических материалов. Распространение и внедрение в практику работы передового опыта. Мониторинг социально-направленного становления учащихся (переход в среднее звено, адаптация выпускников начальной школы) |
Проведенные мероприятия | Первый год работы 2021-2022 | Второй год работы2022-2023 |
Мероприятия, направленные на изучение особенностей объектов природы | Экскурсия “Зимующие птицы” Прогулка-наблюдение “Птицы нашей местности” Викторина «Путешествуя по родному краю» | Экскурсия по школьной экологической тропе Поисковая прогулка “Краски осени” |
Мероприятия, направленные на формирование поведения в природе | Прогулка-беседа “О правилах поведения в природе” Игра “Береги природу” Прогулка-задание “Подкормка зимующих птиц” Игра “Перелётные птицы” Комбинированная прогулка “Чистота вокруг нас” Экологическое занятие “Встречаем Весну!” | Трудовая акция “Сохраним в чистоте нашу Землю!” Операция “Экологическая скорая помощь” Трудовая акция “Моё дерево для села” Беседа-обсуждение экологических проблемных ситуаций |
Мероприятия, направленные на развитие творческих способностей по экологическому воспитанию | Выставка изделий из природного материала Игра-путешествие “Лес полон чудес” Прогулка-фантазия “Осенние зарисовки” Прогулка-творчество “Букет осенних листьев” | Эколого-просветительский общероссийский конкурс детских тематических рисунков «Разноцветные капли» - 2022 Творческий конкурс «Мой любимый край родной» Муниципальный конкурс лепбуков |
Как классный руководитель в своей практике использую различные виды и формы воспитательной работы: экскурсии, классные часы, беседы и наблюдения, проведение праздников, конкурсы, викторины, КТД, экологические экспедиции.
Традиционными делами стали «Праздник осени», «День урожая». Ни один ученик не остаётся в стороне, исполняя определённую роль в подготовке, проведении и анализе этого дела. Школьники охотно воспринимают эту форму работы.
Духу соперничества, активизации познавательной активности, расширению кругозора способствуют различные конкурсы знатоков природы, КВНы, викторины, олимпиады. Вот лишь некоторые из них:
- эколого-просветительский общероссийский конкурс детских тематических рисунков «Разноцветные капли» - 2022 -8 чел.,
- ежегодная Всероссийская Олимпиада по экологии «Эколята-защитники природы» - 14 участников,
- муниципальный (заочный) конкурс «Лучший Экопроект»,
посвящённого 24- й годовщине союза экологических отрядов «Шмель»- 2 проекта,
- муниципальный этап Всероссийского (международного)
фестиваля «Праздник Эколят - молодых защитников природы» - творческое выступление агитбригады Эколят, 1 место мун.уровень, 2 место край.
- творческий конкурс «Мой любимый край родной»,
- школьный конкурс рисунков «Мой младший друг» - 1 место,
- Муниципальный конкурс лепбуков и т.д.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Паспорт воспитательной системы образовательного учреждения
системный подход в воспитании...
Теория и практика создания человеческого капитала в системе А.С. Макаренко и в современной воспитательной практике
Исследовательское эссе, посвященное творчеству и педагогическому опыту А.С. Макаренко...
Паспорт воспитательной системы класса
Паспорт воспитательной системы класса....
Новые формы воспитательных практик
Из опыта работы классного руководителя. Некоторые методы сплочения классного коллектива. Методы работы с трудными подростками....
Новые формы воспитательных практик
Из опыта работы классного руководителя. Некоторые методы сплочения классного коллектива. Методы работы с трудными подростками....
Воспитание в учебной деятельности. Паспорт воспитательной практики. Математический туризм как форма математического образования
Внедрение новых форм активной деятельности детей для совместного интеллектуального отдыха, вызывающие у учащихся устойчивый интерес к изучаемому предмету. Одна из таких инновационных форм – обра...
Паспорт воспитательной практики
Данная практика помогает приобщить учащихся старших классов к национальным, историко-культурным ценностям государства для обеспечения интеллектуального, духовного и творческого развития, а также патри...