Паспорт воспитательной практики
методическая разработка (5 класс)

МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ЭТАП ВСЕРОССИЙСКОГО КОНКУРСА «ВОСПИТАТЬ ЧЕЛОВЕКА»

 

Категория I. Номинация «Воспитание классного коллектива»

 

ПАСПОРТ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКИ

«Юный эколог» (Формирование и развитие личности учащихся через экологизацию образования и воспитания в начальной школе)

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №6 села Архангельского

Будённовского района»

МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ЭТАП ВСЕРОССИЙСКОГО КОНКУРСА «ВОСПИТАТЬ ЧЕЛОВЕКА»

Категория I. Номинация «Воспитание классного коллектива» 

ПАСПОРТ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКИ

«Юный эколог» (Формирование и развитие личности учащихся через экологизацию образования и воспитания в начальной школе)

Автор воспитательной практики:

учитель начальных классов

МОУ СОШ № 6 с. Архангельского

 Будённовского района

Павлюк Ирина Владимировна

с.Архангельское

 2022

Паспорт воспитательной практики «Юный эколог»

Название воспитательной практики

«Юный эколог» (Формирование и развитие личности учащихся через экологизацию образования и воспитания в начальной школе)

Ф.И.О., должность и наименование образовательной организации авторов практики

Павлюк Ирина Владимировна, учитель начальных классов

МОУ СОШ № 6 с. Архангельского

 Будённовского района

Актуальность внедрения воспитательной практики

В условиях разностороннего глубочайшего экологического кризиса усиливается значение экологического образования в начальной школе как ответственного этапа в становлении и развитии личности ребёнка. Отношение к окружающей среде формируется у человека практически на протяжении всей его жизни, и особенно, в школьные годы. А основы этого отношения закладываются еще в детстве, поэтому младший школьный возраст должен стать объектом пристального внимания педагогов, занимающихся проблемами экологического образования и воспитания. Закон «Об экологическом образовании», принятый во многих регионах России, ставит своей задачей создание непрерывного всеобъемлющего экологического образования и является основанием для поиска и разработки эффективных средств экологического образования населения.

Описание воспитательной практики

Настоящая программа воспитательной практики направлена на развитие нравственных качеств личности через экологизацию воспитания и образования. Программа включает направления работы с детьми, родителями и учителями ДШИ. Совокупность работы этих направлений  позволяет охватить всестороннее развитие личности ребенка: самого ребенка  как объекта воспитания, семью как воспитательную среду и образовательную область деятельности через учебные предметы. Программа включает и направление дополнительного образования, такое как творческое объединение учащихся.

Целевая аудитория воспитательной практики

Обучающиеся начальной школы, классный руководитель, педагоги ДШИ с.Архангельского, родители обучающихся.

Цель и задачи воспитательной практики

Целью данной практики является формирование высоко духовно-нравственной личности, обладающей экологическим сознанием, на основании которого развиваются экологическое мышление и мировоззрение, реализуемые в виде совокупности конкретных действий и поступков учащихся, непосредственно или опосредованно связанных с гражданским и патриотическим сознанием учащихся.

Задачи:

  1. Формирование осознанных представлений о закономерностях и взаимосвязях природных явлений, единстве неживой и живой природы, о взаимодействии и взаимосвязи природы, общества и человека. Формирование осознанных представлений о нормах и правилах поведения в природе и привычек их соблюдения в своей жизнедеятельности.
  2. Формирование экологически ценностных ориентаций в деятельности детей.
  3. Воспитание ответственного отношения к здоровью, природе, жизни.
  4. Развитие альтернативного мышления в выборе способов решения экологических проблем, восприятие прекрасного и безобразного, чувств удовлетворения и негодования от поведения и поступков людей по отношению к здоровью и миру природы.
  5. Развитие потребности в необходимости и возможности решения экологических проблем, доступных младшему школьнику, ведения здорового образа жизни, стремления к активной практической деятельности по охране окружающей среды.

Технологии, методы реализации воспитательной практики

Программа осуществляется:

через ведение практической деятельности учащихся по экологической направленности

через ведение аналитической и диагностической деятельности (анкетирование, собеседование, тестирование, наблюдение, опросники, социологические исследования);

через методическое обеспечение (семинары, курсы, учёбы, консультации, педсоветы, мастер-классы);

через систему дополнительного образования;

через систему КТД и традиционных дел ОУ;

в ходе организации образовательного процесса, а также во внеурочное и внешкольное время;

через сотрудничество с детскими общественными организациями;

через систему взаимодействия, сотрудничества с культурными и образовательными учреждения района (ДШИ, музей, библиотеки, ДК);

Методы:

  1. научно-исследовательский;
  2. метод проектов;
  3. коммуникативная методика;
  4. личностно-ориентированный метод;
  5. метод креативного мышления;
  6. репродуктивный метод;
  7. метод критического мышления

Формы работы по программе: классный час, беседа,  обсуждение, консультации, презентации, тренинги, занятия; конкурсы, викторины, игры, праздники, мероприятия, походы (туристические, культурологические), представления, выступления, балы, фестивали;  дебаты, дискуссии, круглые столы, конференции; встречи с интересными людьми и т.д.

SWOT-анализ воспитательной практики

Представлен в приложении № 1 Паспорта воспитательной практики

Ресурсы, необходимые для реализации воспитательной практики

Ресурсы, позволяющие реализовать воспитательную практику:

- педагогические кадры;

- реализация проектов совместно с

родителями;

- активация внутренних ресурсов

школы;

- сетевое взаимодействие.

Период реализации воспитательной практики

Даты: 01.09.2021г.- 30.05. 2025г.

Ожидаемые результаты воспитательной практики

(в отношении к учащимся, учителям, родителям):

  1. Вовлечённость в деятельность экологического содержания.
  2. Проявление активности, инициативы, творчества в организации и проведении экологических мероприятий.
  3. Овладение разнообразными формами и методами поиска знаний, практическими умениями, в том числе исследовательскими.
  4. Обогащение знаниями о природных богатствах родного края, его экологических проблемах и способах их решения.
  5. Проявление экологической культуры, выражающейся в переводе знаний в норму поступка.

Формирование экологической культуры у младших школьников на этапе обучения в начальной школе будет характеризоваться следующими показателями:

  1. повышение уровня информированности;
  2. повышение интереса к природе родного края;
  3. потребность выразить свой интерес в творческих работах;
  4. соблюдение правил поведения в окружающей среде вошло в привычку; ребенок контролирует свои действия, соотнося их с окружающей обстановкой и возможными последствиями для тех или иных объектов окружающей среды;
  5. выражена потребность в заботе о тех или иных представителях животного и растительного мира;
  6. ребенок способен самостоятельно выбирать объекты своей экологической деятельности;
  7. доброта, отзывчивость и внимание к окружающим (людям, природе).

Приложение № 1

(к Паспорту воспитательной практики)

SWOT-анализ воспитательной практики

«Юный эколог»

Внутренние факторы

Внешние факторы

Сильные стороны

Возможности

1.Введение разнообразных инновационных педагогических технологий, форм и методов воспитания для развития нравственных качеств личности через экологизацию воспитания и образования.

2. Привлечение родителей к участию в общешкольных мероприятиях.

3. Социальное партнерство с организациями и учреждениями села, муниципального района, обеспечивающее развитие нравственных качеств личности через экологизацию воспитания и образования.

1.Вовлечённость в деятельность экологического содержания.

2.Проявление активности, инициативы, творчества в организации и проведении экологических мероприятий.

3.Овладение разнообразными формами и методами поиска знаний, практическими умениями, в том числе исследовательскими.

4.Обогащение знаниями о природных богатствах родного края, его экологических проблемах и способах их решения.

5.Проявление экологической культуры, выражающейся в переводе знаний в норму поступка.

6. Введение разнообразных инновационных педагогических технологий, форм и методов работы.

7. Повышение статуса школы в

воспитательном пространстве района.

Слабые стороны

Угрозы (риски)

1.Большая нагрузка классного руководителя.

2. Недостаточно высокая активность и ответственность учащихся и родителей.

1.Отрицательное влияние социума.

2.Издержки семейного воспитания.

3.«Виртуальная» зависимость части

детей.

4 Дополнительная нагрузка учащихся.

Приложение № 2

(к Паспорту воспитательной практики)

План-график реализации воспитательной практики

«Юный эколог

Сроки

Этапы реализации

Форма

работы

Предполагаемый результат

Сентябрь 2021 года - август

2022 года (1 класс).

  1. Проектировочный.
  2. Аналитическая работа.

Проектирование программы. Начало формирования экологической грамотности учащихся

Классные часы, беседы, участие в общешкольных мероприятиях, родительские собрания

Формирование понятия экологической деятельности и ответственности у учащихся, начало формирования экологически направленных нравственных качеств личности учащихся

Сентябрь 2022 года -  август  

2024 года (2-3 класс).

  1. Информационный.

Знакомство учителей и родителей с экологической работой класса и школы. Формирование банка данных по мероприятиям экологической направленности.

Коррекция программы

Классные часы, беседы, организация дополнительного образования и воспитания, проектные исследования, участие в общешкольных мероприятиях, родительские собрания, консультации, помощь родителей в организации экологической работы школа и класса

Дальнейшее  формирование понятия экологической деятельности и ответственности у учащихся, начало формирования экологически направленных нравственных качеств личности учащихся, организация экологических проектов и участие в конкурсах, социализация учащихся по экологическому направлению.

Внесение изменений.

Сентябрь  2024 года - май 2025 года (3-4 класс).

Основной

Выстраивание системы нравственного развития через экологизацию воспитания и образования

Реализация содержания программы по  направлениям.

Мониторинг  хода реализации программы.

Классные часы, беседы, КВНы,  организация дополнительного образования и воспитания, проектные исследования, участие в общешкольных мероприятиях, родительские собрания, консультации, помощь родителей в организации экологической работы школа и класса.

Организация акций экологической направленности для учащихсяов, родителей и общественности.

Групповые и индивидуальные формы

Сбор информации. Рейтингование активности и результативности участия учащихся в реализации программы.

Становление всесторонне развитой личности с твердыми духовно-нравственными, гражданско-патриотическими принципами учащихся, готовых к социальной активной жизненной позиции.

Апрель –июнь 2025 года

Итоговый.

Подведение итогов работы по программе.

Анализ результатов. Составление документальной и интернет-отчетности. Обобщение опыта работы.

Разработка методических материалов. Распространение и внедрение в практику работы передового опыта.

Мониторинг социально-направленного становления учащихся (переход в среднее звено, адаптация выпускников начальной школы)

Проведенные мероприятия

Первый год работы 2021-2022

Второй год работы2022-2023

Мероприятия, направленные на изучение особенностей объектов природы

Экскурсия “Зимующие птицы”

Прогулка-наблюдение “Птицы нашей местности”

Викторина «Путешествуя по родному краю»

Экскурсия по школьной экологической тропе

 Поисковая прогулка “Краски осени”

Мероприятия, направленные на формирование поведения в природе

Прогулка-беседа “О правилах поведения в природе”

Игра “Береги природу”

Прогулка-задание “Подкормка зимующих птиц”

Игра “Перелётные птицы”

Комбинированная прогулка “Чистота вокруг нас”

Экологическое занятие “Встречаем Весну!”

Трудовая акция “Сохраним в чистоте нашу Землю!”

Операция “Экологическая скорая помощь”

Трудовая акция “Моё дерево для села”

 Беседа-обсуждение экологических проблемных ситуаций

Мероприятия, направленные на развитие творческих способностей по экологическому

воспитанию

Выставка изделий из природного материала

Игра-путешествие “Лес полон чудес”

Прогулка-фантазия “Осенние зарисовки”

Прогулка-творчество “Букет осенних листьев”

Эколого-просветительский общероссийский конкурс детских тематических рисунков «Разноцветные капли» - 2022

Творческий конкурс «Мой любимый край родной»

Муниципальный конкурс лепбуков

Как классный руководитель в своей практике использую различные виды и формы  воспитательной работы: экскурсии, классные часы, беседы и наблюдения, проведение праздников, конкурсы, викторины, КТД, экологические экспедиции.

Традиционными делами стали «Праздник осени», «День урожая». Ни один ученик не остаётся в стороне, исполняя определённую роль в подготовке, проведении и анализе этого дела. Школьники охотно воспринимают эту форму работы.

Духу соперничества, активизации познавательной активности, расширению кругозора способствуют различные конкурсы знатоков природы, КВНы, викторины, олимпиады. Вот лишь некоторые из них:

  • эколого-просветительский общероссийский конкурс детских тематических рисунков «Разноцветные капли» - 2022  -8 чел.,
  • ежегодная Всероссийская Олимпиада по экологии «Эколята-защитники природы» - 14 участников,
  • муниципальный (заочный) конкурс «Лучший Экопроект»,

посвящённого 24- й годовщине союза экологических отрядов «Шмель»- 2 проекта,

  • муниципальный этап Всероссийского (международного)

фестиваля «Праздник Эколят - молодых защитников природы» -  творческое выступление агитбригады Эколят, 1 место мун.уровень, 2 место край.

  • творческий конкурс «Мой любимый край родной»,
  • школьный конкурс рисунков «Мой младший друг» - 1 место,
  • Муниципальный конкурс лепбуков и т.д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Теория и практика создания человеческого капитала в системе А.С. Макаренко и в современной воспитательной практике

Исследовательское эссе, посвященное творчеству и педагогическому опыту А.С. Макаренко...

Паспорт воспитательной системы класса

Паспорт воспитательной системы класса....

Новые формы воспитательных практик

Из опыта работы классного руководителя. Некоторые методы сплочения классного коллектива. Методы работы с трудными подростками....

Новые формы воспитательных практик

Из опыта работы классного руководителя. Некоторые методы сплочения классного коллектива. Методы работы с трудными подростками....

Воспитание в учебной деятельности. Паспорт воспитательной практики. Математический туризм как форма математического образования

Внедрение новых форм активной деятельности детей для совместного интеллектуального отдыха, вызывающие у учащихся устойчивый интерес к изучаемому предмету. Одна из таких инновационных форм – обра...

Паспорт воспитательной практики

Данная практика помогает приобщить учащихся старших классов к национальным, историко-культурным ценностям государства для обеспечения интеллектуального, духовного и творческого развития, а также патри...