Новые формы воспитательных практик
опыты и эксперименты по психологии (7 класс)

Из опыта работы классного руководителя. Некоторые методы сплочения классного коллектива. Методы работы с трудными подростками.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sposoby_formirovaniya_splochennogo_kollektiva.docx21.4 КБ

Предварительный просмотр:

Основные способы формирования дружного, сплоченного

классного коллектива.

(Из личного опыта).

Мир не стоит на месте, и классным руководителям, чтобы не потерять доверие, уважение детей, необходимо идти в ногу со временем. Современных детей уже не невозможно удивить или заставить задуматься над проблемами только беседами, лекциями. Эта проблема актуальна не только в воспитании, но и во взаимоотношении с детьми. Для того чтобы ребенок обратил на тебя внимание и начал слушать, необходимо использовать новые подходы, формы проведения внеклассных мероприятий, классных часов. При написании плана воспитательной  работы классный руководитель обязан учитывать характер класса, индивидуальные особенности каждого ребенка. Основным критерием для выбора практик служат задачи, которые учитель ставит перед собой, и цели, которые в результате работы должны быть достигнуты. Для каждого направления воспитания требуется тщательный выбор методик, форм, которые являются не только новыми, но и результативными. Симбиоз старых форм и новых позволяет эффективнее использовать потенциал ребенка.

Основными критериями в моем выборе методик работы послужили 3 принципа:

  1. Проблемы класса, требующие быстрого и эффективного решения.
  2. Уровень подготовленности детей к восприятию информации, выполнению действий, заданий.
  3. Интеллектуальные, физиологические, возрастные особенности детей.

Мой 6Б класс считается одним из сложных классом для обучения и воспитания. Это проявляется в следующем:

  • не развито умение организовывать свое учебное и свободное время;
  • девиантное поведение;
  • низкая замотивированность в получении знаний, умений, навыков;
  • низкий уровень толерантности, коллективизма.
  • низкая самооценка, развитое чувство неполноценности.

Некоторые из детей уже в начальной школе стояли на учете в ВШУ, СОП, ПДН.

Родители учащихся данного класса малоактивны к жизни детей, школы. Большинство из них считает, что их обязанностью является финансовое обеспечение детей, воспитание – обязанность  школы. Связано это и с тем, что большое количество детей из многодетных, неполноценных семей.

При знакомстве с детьми в 5 классе приоритетной задачей было сплочение класса в коллектив, предотвращение конфликтных ситуаций, привлечение родителей к осознанному и целенаправленному воспитанию и приобщение к общественной жизни ребенка. Для достижения назначенных целей изначально была выбрана технология КТД (Технология коллективно - творческой деятельности) с целью раскрытия творческого потенциала детей посредством коллективной работы с привлечением родителей, родительского комитета.

Данная технология подразделена на виды: спортивные, организаторские, общественно-политические, художественные, познавательные, трудовые. Большой спектр видов позволяет выбрать формы в зависимости от темы классного часа, мероприятия или цели, которую ставит учитель. Например, спортивные:  «Зимние олимпийские игры, соревнование по волейболу против родителей, игра «Зарница», походы на природу (в выходные дни, каникулы). Они способствуют развитию всех физических качеств: ловкости, быстроты, выносливости, гибкости, координации. Мероприятия, проводимые на свежем воздухе, благоприятно влияют на здоровье, психическое состояние детей. Способствуют эмоциональной разрядке, выплеску нереализованной энергии.

Организаторские КДТ связаны с поручениями, организацией классных, общеродительских мероприятий, когда дети под руководством классного руководителя готовят тематические классные часы, праздники для одноклассников и родителей. Например, «День именинника», « Мамин день» и тд. Эти мероприятия способствуют сплочению, формированию эмпатии, лидерских качеств, коммуникативных умений.

Трудовые КТД способствуют развитию трудолюбия, усердия, стремлению приносить пользу обществу. Дети занимаются чисткой пришкольной территории, уборкой мусора в лесу, на территории водоемов, зимой - чисткой катка от снега и тд.

Познавательные КТД направлены на развитие умений самостоятельно добывать, обрабатывать, выбирать нужное из потока информации. Используемые формы : тематические викторины, турниры, выступления с докладами, где дети совместно в командах занимаются поиском заданной информации и демонстрацией ее на классном часе, мероприятии. Например, «Профессия моего папы», «Конкурс семей».

Общественно-политические КТД направлены на развитие патриотизма, гражданского отношения к стране, семье, школе, здоровью, природе и тд.

Тематические выходы на природу, мероприятия, приуроченные к знаменательным событиям, встречи с представителями различных профессий, организация акций – все это мероприятия, которые можно провести по данному направлению.

Художественные КТД развивают эстетические вкусы, развивают восприимчивость, умения фантазировать, сопереживать, выражать свои чувства. Мероприятия, проводимые в классе: тематические фотовыставки, выставки рисунков, мини-спектакли, мини-концерты и тд.

Наиболее интересной формой являются театрализованные представления.

В своей практике я часто использую модернизированную форму. В отличие от традиционного театра, сцена не заканчивается, зрителю дается возможность смоделировать конец. Например, на родительском собрании показываются начала конфликтных ситуации в семье. Родители совместно с детьми  должны  найти решение и обыграть его.

Как показали опросы, большинство родителей допускают серьезные ошибки в общении с подростками, чем теряют доверие детей. Данное мероприятие направлено на нормализацию семейных отношений и повышение компетентности родителей. Взрослые и учащиеся из пассивных наблюдателей перевоплощаются в актеров, вживаются в роли и совместно находят решение проблемы, учитель только направляет и подсказывает.

 «Незаконченная история» сложна в реализации и требует подготовки, определенных умений, навыков детей. Прежде чем использовать ее на практике, форма была апробирована через систему co-working (Коворкинг).

Система Коворкинг внедрена в процесс воспитательной работы в 6Б классе. Это особый подход, который позволяет на небольшом пространстве организовать работу различных видов деятельности: шахматы, шашки, развивающие настольные игры, музыкальные инструменты, чтение и разгадывание кроссвордов и ребусов, рисование и поделки, зона физкультуры.

Данная система позволила за короткий срок выяснить предпочтения учащихся, раскрыть потенциал, научить их бороться со стеснительностью, неуверенностью. Работа в Коворкинг помогла реализовать немалое количество форм, в числе которых игра-путешествие, ярмарки, информационные часы, информ-даджейсты, представления-театры и др.

Совокупность системы Коворкинг и технологии КТД позволили за короткий срок добиться хороших результатов. Снизилось количество конфликтных ситуаций, дети научились выражать и защищать свою точку зрения, организовывать свой досуг, проявляют инициативу. Все дает право считать, что моя работа идет в правильном русле.

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Новые формы воспитательной работы с коллективом.

Статья о новых формах работы с коллективом....

Новые формы воспитательных практик

Из опыта работы классного руководителя. Некоторые методы сплочения классного коллектива. Методы работы с трудными подростками....

Новые формы воспитательных практик

Материал для выступления...

Новые формы воспитательных практик

Клуб "Международный этикет"...

Новые формы воспитательных практик

Конкурсное задание на конкурс "Воспитать человека"...

Новые формы воспитательных практик

Конкурсное задание на конкурс "Воспитать человека"...

Новые формы воспитательной практики на конкурс профессионального мастерства"Воспитать человека"

Воспитание внеучебной деятельности, новые воспитательные практики через наставничество....