Новые формы воспитательных практик
методическая разработка (6 класс)
Предварительный просмотр:
Новые формы воспитательных практик
«В классах формируется будущее России.
Школа должна отвечать на вызовы времени,
тогда и страна будет готова на них ответить».
В.В.Путин
Современный мир, его стремительное развитие ставит подчас взрослых людей в тупик. Мы не всегда успеваем за теми изменениями, которые происходят в политической, социальной, экономической и других сферах жизни общества, не можем правильно сориентироваться в той или иной ситуации.
Образование должно включать не только знания и навыки, но и духовные, моральные ценности, которые формируют личность гражданина, объединяют общество. В поправках к Конституции, которые были приняты на общероссийском голосовании, закрепляется принцип единой системы воспитания и образования в России. Задача реализации закона на практике осуществляется преимущественно классными руководителями, роль которых в школе сложно переоценить. Классный руководитель - это ключевая фигура воспитания в школе. Получив признание важности своей работы на самом высочайшем уровне, классные руководители день за днем выполняют свою непростую работу, сочетая традиционные проверенные временем методы работы с инновационными новинками 21 века. На мой взгляд, именно этот человек во многом определяет настоящее и будущее своих воспитанников.
Моя воспитательная позиция состоит в том, что необходимо создавать условия для саморазвития учащихся, ребенка надо не просто любить, а еще иметь, что ему дать. С первого дня работы я убеждена, что ребенок должен приходить в школу с улыбкой, и улыбкой учителя должен быть встречен. Хочу показать это на примере довольно любопытного сравнения. Цветок растет сам. Его не надо тянуть за верхушку, заставлять цвести по принуждению. Его надо поливать, обогревать и освещать. Ему нужно создавать условия, и тогда растение будет расти и развиваться, давать плоды, как ему предписано природой.
Деятельность современного классного руководителя является важнейшим звеном в воспитательной системе учебного заведения, основным механизмом реализации индивидуального подхода к воспитанникам. Классный руководитель прогнозирует, анализирует, организует, сотрудничает, контролирует повседневную жизнь и деятельность учащихся своего класса.
Современный классный руководитель в своей деятельности применяет не только известные формы воспитательной работы, но и включает в свою практику новые формы работы с ученическим коллективом. Каким же должен быть современный классный руководитель? Какова его роль в современном воспитательном процессе?
Настоящий классный руководитель, владеющий технологией своей деятельности, - это мудрый воспитатель, который умеет видеть в каждом своем воспитаннике личность неповторимую, уникальную; который глубоко изучает каждого учащегося на основе педагогической диагностики, гармонизирует отношения с ним, способствует формированию детского коллектива, базируясь на личностно - ориентированном подходе.
Являясь классным руководителем 6 класса, я осваиваю современные достижения педагогической науки и практики по организации образовательного и воспитательного процесса, изучаю новинки информационных технологий, регулярно повышаю свою квалификацию, посещая и участвуя в тематических секциях, семинарах и конференциях. «...В новых условиях учителю необходимы новые методы, позволяющие по-новому организовать процесс обучения, взаимоотношения между учителем и учеником».
Мечта любого классного руководителя - создать единый дружный коллектив. Работа классного руководителя будет более эффективна, если ее осуществлять систематически и всегда помнить, что есть мощное орудие - коллектив детей, ученика воспитывает дух коллектива.
Итак, классный руководитель призван быть связующим звеном между учеником, педагогами, родителями, социумом, а зачастую и между самими детьми.
В процессе своей деятельности современный классный руководитель в первую очередь взаимодействует с учеником. Классный руководитель изучает индивидуальность учащихся, процесс их адаптации и интеграции в микро - и макросоциуме. Классный руководитель координирует связь педагога-психолога с родителями. При поддержке психолога классный руководитель анализирует развитие коллектива класса, определяя познавательные, творческие способности и возможности воспитанников, помогая ребенку определиться в выборе будущей профессии.
Большое значение в деятельности классного руководителя имеет сотрудничество с учителями-предметниками. Взаимодействие с ними помогает использовать все многообразие системы образования детей для расширения познавательных, творческих способностей своих воспитанников.
Классный руководитель способствует включению школьников в различные творческие объединения по интересам (кружки, секции, клубы), действующие как в общеобразовательных учреждениях, так и в учреждениях дополнительного образования.
Целью моей воспитательной работы является формирование у обучающихся духовно-нравственных ценностей, способности к осуществлению ответственного выбора собственной индивидуальной образовательной траектории, способности к успешной социализации в обществе.
Данная цель ориентирует, в первую очередь, на обеспечение позитивной динамики развития личности ребенка. Сотрудничество, партнерские отношения педагога и обучающегося, сочетание усилий педагога поразвитию личности ребенка и усилий самого ребенка по-своему саморазвитию - являются важным фактором успеха в достижении поставленной цели.
Достижению поставленной цели воспитания обучающихся будет способствовать решениеследующих задач:
1) вовлекать учащихся в общешкольные ключевые дела;
2) поддерживать активное участие учеников в жизни школы;
3) вовлекать школьников во внеурочную деятельность;
4) использовать в воспитании детей интерактивные формы занятий на уроках;
5) инициировать участие ребят в ученическом самоуправлении, как на уровне школы, так и на уровне класса;
6) организовывать профориентационную работу со школьниками;
7) организовать участие ребят в школьных медиа;
8) организовать системную работу с семьями учеников (совместное решение проблем личностного развития детей);
Для достижения поставленной цели и реализации задач предполагается использование различных приемов, форм и методов работы:
- коллективные творческие дела;
- экскурсии, поездки, походы в театр и т.п.;
- классные часы, беседы;
- участие во всех проводимых в школе мероприятиях;
- индивидуальные беседы с учащимися и их родителями;
- тематические родительские собрания и другие формы.
Воспитательная работа строится на следующих педагогических принципах и подходах:
Индивидуальности. Необходимо не только учитывать индивидуальные особенности ребенка, но и всячески содействовать их дальнейшему развитию.
Целостности учебно-воспитательного процесса. Нельзя делить мир на уроки отдельных предметов.
Доверия и поддержки. Принцип позволяет обогатить арсенал педагогической деятельности личностно ориентированными технологиями обучения и воспитания. Внутренняя мотивация, а не внешнее воздействие должны приводить к успеху в обучении и воспитании.
Сотрудничества. Работа строится на отношениях партнерства, уважения, доверия.
Деятельности. В деятельности изменяются, укрепляются отношения между воспитанниками, меняется отношение к самому себе, растет самоуважение.
Возрастной подход. Содержание программы должно соответствовать интересам, потребностям и возможностям младшего школьника.
Современному обществу нужны мобильные люди, с гибким мышлением, которые способны быстро меняться и самообразовываться. Люди умеющие работать в команде.
Поэтому я определила для себя и моего классного коллектива наиболее эффективные формы работы:
- индивидуальные (беседы, диалоги, разговор по душам);
- групповые (творческие группы);
- коллективные (конкурсы, спектакли, концерты, экскурсии, соревнования).
- тренинги (индивидуальные, групповые).
В своей деятельности я стараюсь использовать как традиционные, так и инновационные формы воспитательных практик:
- педагогику сотрудничества;
- проектную технологию;
- технологию КТД;
- арт-технологию;
- информационно – коммуникативные технологии;
- игровые технологии.
Методы сотрудничества, создающие условия для субъект - субъектных отношений, позволяющие мне и воспитанникам быть партнерами в увлекательном процессе созидания: открытый диалог, свободный выбор, коллективный анализ и оценка, «мозговой штурм», самоанализ и самооценка, импровизация, игра. Эти методики позволяют создавать ту атмосферу сотворчества и сотрудничества, которая вовлекает и педагога, и воспитанника в благотворную созидательную деятельность по развитию своей личности.
Интересным инструментом для достижения целей воспитания для классного руководителя я считаю метод проектов, который привлекателен тем, что выбор тематики необычайно разнообразен. Он даёт возможность использовать самые неожиданные формы презентаций: от открытки, подарка до буклета. Реализованные проекты: «История моей семьи», «Вкусная и здоровая пища», «Семейная фотография», «Полезные советы», «Традиции моей семьи», «Наш класс», «Кем быть?» позволили раскрыть потенциал ребенка, укрепить семейные связи, окунуться с головой в создание интересных и творческих продуктов совместной деятельности воспитанников и членов их семей. Полностью разделяю слова замечательного педагога В.А.Сухомлинского: «Детство не должно быть постоянным праздником — если нет трудового напряжения, посильного для детей, для ребенка останется недоступным и счастье труда».
Технология коллективной творческой деятельности. Методика КТД на сегодняшний день выступает как основа современных воспитательных технологий. Эта действенная сфера воспитания и самовоспитания сегодня актуальна, так как мотивация, коммуникация, результат, анализ и последействие общих дел способствуют развитию гармоничной личности обучающегося. В основе технологии лежат принципы:
∙ социально-полезная направленность деятельности детей и взрослых;
∙ сотрудничество и творчество детей и взрослых.
В своей воспитательной работе я использую следующие формы КТД:
∙ Трудовые КТД («Трудовой десант»)
∙ Интеллектуальные КТД («Брейн-ринг», викторины)
∙ Художественные КТД (конкурсы, проекты, праздники: фестиваль «Новый год шагает по планете», «Голос Памяти»)
- Спортивные КТД (соревнования «Весёлые старты», «Вперёд, мальчишки!», соревнования по мини-футболу)
∙ Экологические КТД (акции «Помоги птицам зимой», «Добрые крышечки», «Сбор батареек», «Дети вместо цветов»)
∙ Досуговые КТД (игры, походы)
Коллективные творческие дела - это, прежде всего полнокровная жизнь старших и младших, воспитателей и воспитанников и в то же время их общая забота об улучшении окружающей жизни, в которой педагоги и родители выступают как старшие товарищи ребят, действующие вместе с ними и впереди них. В процессе КТД приобретаются навыки общения, умения работать, делить успех и ответственность с другими, познание радости совместного творчества.
Арт-технология – инновационная педагогическая технология, где воспитание, образование, развитие личности осуществляются средствами искусства, как классического, так и народного. Все люди талантливы от природы, всем нравится интересно и активно жить, все хотят быть успешными и значимыми для других. А развить все эти качества учителю может помочь использование арт-технологии. Именно поэтому обратилась к арт-педагогике. Уникальность технологии заключается в том, что в ее основе лежат достижения и искусства, и науки. Методы арт-технологии универсальны и могут быть использованы для решения широкого круга учебно-воспитательных задач. Техника и приемы арт-педагогики: музыкальная, театральная и изобразительная, сказкотерапия, фотоколлаж и другие. Все выше перечисленные техники и приемы взаимосвязаны. Основная цель арт-технологии – создание условий для решения учебно-воспитательных задач на основе гармонизации внутреннего мира школьника, развития его личности. Возможности арт-технологии позволяют использовать различные виды работы с учащимися. Это внеклассные воспитательные мероприятия: классные часы, праздники, концерты, конкурсы чтецов, рисунков, инсценирование сказок, изготовление поделок, роспись игрушек, создание фотоколлажей. В непосредственной деятельности учащиеся получают возможность изобразить свои предыдущие и текущие переживания, эмоции, чувства в создаваемом продукте своего творчества.
Информационно – коммуникативные технологии (создание сайтов, видеосюжеты, Интернет, медиотека). Использование ИКТ - технологий является актуальной проблемой современного школьного образования. Для школы применение ИКТ позволяет решить ряд проблем обучения и воспитания. Основной целью применения информационных технологий считаю повышение результативности обучения и воспитания посредством активизации познавательной деятельности, повышение интеллектуального развития учащихся, эффективности и качества образования. В своей работе использую возможности программ-приложений пакета MicrosoftOffice: (Word, Excel, PowerPoint) для создания разнообразных материалов. Мною создана медиатека с презентациями к урокам и праздникам. Собственный сайт позволил обобщить методический опыт в электронном виде, которым делюсь с коллегами. В сети интернет использую средства ИКТ технологий – электронная почта, чат, которые позволяют общаться в режиме online с родителями и учениками. Одной из интересных инновационных форм стало создание видеофильмов, флешмобов, челленджей. В этом учебном году совместно с родителями подготовили видео поздравление в шутливой форме ко Дню Учителя. Такая форма работы понравилась ребятам, и они самостоятельно записали видео открытку ко Дню Матери, видео поздравление к Новому году. Ребята придумывали образы и выразительно читали стихи. Эти видеосюжеты представлены на школьном сайте. Восхищение и похвала родителей – главная оценка для детей. Многие из учеников создают презентации для защиты проектов. Такая работа увлекает школьников и позволяет мотивировать других. Сегодня ИКТ являются неотъемлемой частью воспитания и обучения школьников, что даёт возможность существенно обогатить, качественно обновить воспитательно-образовательный процесс и повысить его эффективность воспитательных практик, индивидуализировать и одновременно сплотить коллектив.
Квест – это игровая педагогическая технология, которая способствует формированию решений определённых задач на основе компетентного выбора альтернативных вариантов через реализацию определённого сюжета.
Игра для ребенка является наиболее привлекательной, естественной формой и средством познания мира, своих возможностей, самопроявления и саморазвития. Для воспитывающего взрослого содержательная, отвечающая интересам детей, правильно организованная игра – эффективное педагогическое средство, позволяющее комплексно решать разнообразные образовательные и развивающие задачи.
Если говорить о квесте как о форме организации детских мероприятий, то это игра, чаще всего командная, включающая различные задания соревновательного характера и имеющая определенный сюжет. Детские квесты отличаются наличием заданий, затрагивающих самые разные области знаний и умений - это могут быть как физические соревнования (например, эстафеты), так и интеллектуальные викторины.
Виды квест-технологий.
В общей классификации выделяют следующие: линейные, штурмовые, кольцевые
Наличие видимого конечного результата и обратной связи.
Роль педагога в игре - направлять детей, «наталкивать» на правильное решение, но окончательные выводы дети должны делать самостоятельно.
При подготовке квеста для учащихся нужно помнить 4 основных условия:
- Игры должны быть безопасными.
- Вопросы и задания должны соответствовать возрасту.
- Недопустимо унижать достоинство ребенка.
- Споры и конфликты надо решать только мирным путем.
Задания для квестов должны соответствовать выбранной теме и по своему содержанию отвечать уровню знаний и умений детей. Для этого педагогу следует четко обозначить цель предстоящей игры и учесть технические возможности организации мероприятия.
Задания для детского квеста могут быть самыми разнообразными.
Я чаще использую линейные квесты, где игра построена по цепочке: разгадав одно задание, дети получают подсказку к выполнению следующего, что является эффективным средством повышения мотивационной готовности к познанию и исследованию. В линейных квестах есть условие: задание должны выполнить все дети, от этого зависит результат. Таким образом, у ребят есть мотив - желание помочь герою и условие, выполнение которого требует сплочённости, взаимовыручки, поддержки.
Темы для квест - игр я стараюсь подбирать исходя из интересов и особенностей детей («Краски осени», «Герои - земляки»).
Роль квест-технологий в современном мире недооценивать просто нельзя. Квест-технология призвана не только улучшить восприятие, но еще и может стимулировать умственное и нравственное развитие детей. Кроме того, в своей основе такая методика несет двоякий смысл: поиск правильного логического мышления и использование нестандартных методов для решения поставленной задачи.
Главное преимущество квеста в том, что такая форма организации деятельности ненавязчиво, в игровом занимательном виде способствует активизации познавательных и мыслительных процессов участников.
Мои воспитанники активно принимают участие в Общероссийской общественно-государственной детско-юношеской организации, деятельность которой направлена на воспитание подрастающего поколения, развитие детей на основе их интересов и потребностей, а также организацию досуга и занятости школьников. РДШ как общественно-государственная детско-юношеская организация для всех школьников страны является важной составляющей системы воспитания образовательной организации в части воспитания высоко - нравственных, социально успешных граждан.
Важной составляющей и хорошим подспорьем в организации досуга моих воспитанников является помощь родителей во внеклассных мероприятиях, трудовых десантах, акциях. Родители не раз имели возможность подготовить классные часы, основываясь на своих знаниях и опыте. Я не устаю повторять своим родителям слова великого А.С.Макаренко: «Не думайте, что вы воспитываете ребенка только тогда, когда с ним разговариваете, или поучаете его, или приказываете ему. Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни. Малейшие изменения в тоне ребенок видит или чувствует, все повороты вашей мысли доходят до него невидимыми путями, вы их не замечаете».
Подводя итог, можно с уверенностью сказать, что современные инновационные образовательные технологии, описанные здесь, апробированы, применяются, заняли достойное место в методической копилке класса. Сегодня свою задачу вижу в том, чтобы каждый ученик почувствовал себя восходящей звездой. Бережные руки педагога помогут засиять таланту, поставят на крыло и отправят в полет. Но чтобы научить летать — надо самому быть крылатым. Чтобы зажечь сердца — надо самому гореть. Чтобы вести к вершинам успеха — надо самому не бояться высоты, к чему я стремлюсь.
Список литературы.
- Горбачева Л. Словарь современных форм воспитательной работы // Воспитание школьников. - 2017, 2. с.18-24; 2002, 3,с.16-21.
- Краевский В. В. Общие основы педагогики. Учеб. для студ. высших. пед. учеб. заведений. — М.: «Академия», 2019. — 256 с.
- Зицер Д., Зицер Н. Практическая педагогика: азбука, НО. — СПб, «Просвещение», 2017. — 287 с.
- Борытков Н.М. Досуг как сфера воспитания/ Культура. Искусство. Образование. - Смоленск, 2018.
- Маленкова Л.И. Теория и методика воспитания. Учебное пособие. - М.: Педагогическое общество России, 2019.
- 23. Маленкова Л.И. Воспитание в современной школе. - М., 2019. - 300 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Новые формы воспитательных практик
Из опыта работы классного руководителя. Некоторые методы сплочения классного коллектива. Методы работы с трудными подростками....
Новые формы воспитательных практик
Из опыта работы классного руководителя. Некоторые методы сплочения классного коллектива. Методы работы с трудными подростками....

Новые формы воспитательной практики на конкурс профессионального мастерства"Воспитать человека"
Воспитание внеучебной деятельности, новые воспитательные практики через наставничество....
- Мне нравится (1)