Новые формы воспитательных практик
методическая разработка (6 класс)

Конкурсное задание на конкурс "Воспитать человека"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл novye_formy.docx25.94 КБ

Предварительный просмотр:

Новые формы воспитательных практик

«В классах формируется будущее России.

Школа должна отвечать на вызовы времени,

тогда и страна будет готова на них ответить».

В.В.Путин

Современный мир, его стремительное развитие ставит подчас взрослых людей в тупик. Мы не всегда успеваем за теми изменениями, которые происходят в политической, социальной, экономической и других сферах жизни общества, не можем правильно сориентироваться в той или иной ситуации.

 Образование должно включать не только знания и навыки, но и духовные, моральные ценности, которые формируют личность гражданина, объединяют общество. В поправках к Конституции, которые были приняты на общероссийском голосовании, закрепляется принцип единой системы воспитания и образования в России. Задача реализации закона на практике осуществляется преимущественно классными руководителями, роль которых в школе сложно переоценить. Классный руководитель - это ключевая фигура воспитания в школе. Получив признание важности своей работы на самом высочайшем уровне, классные руководители день за днем выполняют свою непростую работу, сочетая традиционные проверенные временем методы работы с инновационными новинками 21 века. На мой взгляд, именно этот человек во многом определяет настоящее и будущее своих воспитанников.

Моя воспитательная позиция состоит в том, что необходимо создавать условия для саморазвития учащихся, ребенка надо не просто любить, а еще иметь, что ему дать.  С первого дня работы я убеждена, что ребенок должен приходить в школу с улыбкой, и улыбкой учителя должен быть встречен. Хочу показать это на примере довольно любопытного сравнения. Цветок растет сам. Его не надо тянуть за верхушку, заставлять цвести по принуждению. Его надо поливать, обогревать и освещать. Ему нужно создавать условия, и тогда растение будет расти и развиваться, давать плоды, как ему предписано природой.

Деятельность современного классного руководителя является важнейшим звеном в воспитательной системе учебного заведения, основным механизмом реализации индивидуального подхода к воспитанникам. Классный руководитель прогнозирует, анализирует, организует, сотрудничает, контролирует повседневную жизнь и деятельность учащихся своего класса.

Современный классный руководитель в своей деятельности применяет не только известные формы воспитательной работы, но и включает в свою практику новые формы работы с ученическим коллективом. Каким же должен быть современный классный руководитель? Какова его роль в современном воспитательном процессе?

Настоящий классный руководитель, владеющий технологией своей деятельности, - это мудрый воспитатель, который умеет видеть в каждом своем воспитаннике личность неповторимую, уникальную; который глубоко изучает каждого учащегося на основе педагогической диагностики, гармонизирует отношения с ним, способствует формированию детского коллектива, базируясь на личностно - ориентированном подходе.

Являясь классным руководителем 6 класса, я осваиваю современные достижения педагогической науки и практики по организации образовательного и воспитательного процесса,  изучаю новинки информационных технологий, регулярно повышаю свою квалификацию, посещая и участвуя в тематических секциях, семинарах и конференциях. «...В новых условиях учителю необходимы новые методы, позволяющие по-новому организовать процесс обучения, взаимоотношения между учителем и учеником».

Мечта любого классного руководителя - создать единый дружный коллектив. Работа классного руководителя будет более эффективна, если ее осуществлять систематически и всегда помнить, что есть мощное орудие - коллектив детей, ученика воспитывает дух коллектива.

Итак, классный руководитель призван быть связующим звеном между учеником, педагогами, родителями, социумом, а зачастую и между самими детьми.

В процессе своей деятельности современный классный руководитель в первую очередь взаимодействует с   учеником.   Классный руководитель изучает индивидуальность учащихся, процесс их адаптации и интеграции в микро -  и макросоциуме. Классный руководитель координирует связь педагога-психолога с родителями. При поддержке психолога классный руководитель анализирует развитие коллектива класса, определяя познавательные, творческие способности и возможности воспитанников, помогая ребенку определиться в выборе будущей профессии.

Большое значение в деятельности классного руководителя имеет сотрудничество с учителями-предметниками. Взаимодействие с ними помогает использовать все многообразие системы образования детей для расширения познавательных, творческих способностей своих воспитанников.

Классный руководитель способствует включению школьников в различные творческие объединения по интересам (кружки, секции, клубы), действующие как в общеобразовательных учреждениях, так и в учреждениях дополнительного образования.

Целью моей воспитательной работы является формирование у обучающихся духовно-нравственных ценностей, способности к осуществлению ответственного выбора собственной индивидуальной образовательной траектории, способности к успешной социализации в обществе.

Данная цель ориентирует, в первую очередь, на обеспечение позитивной динамики развития личности ребенка. Сотрудничество, партнерские отношения педагога и обучающегося, сочетание усилий педагога поразвитию личности ребенка и усилий самого ребенка по-своему саморазвитию - являются важным фактором успеха в достижении поставленной цели.

Достижению поставленной цели воспитания обучающихся будет способствовать решениеследующих задач:

1) вовлекать учащихся в общешкольные ключевые дела;

2) поддерживать активное участие учеников в жизни школы;

3) вовлекать школьников во внеурочную деятельность;

4) использовать в воспитании детей интерактивные формы занятий на уроках;

5) инициировать участие ребят в ученическом самоуправлении, как на уровне школы, так и на уровне класса;

6) организовывать профориентационную работу со школьниками;

 7) организовать участие ребят в школьных медиа;

8) организовать системную работу с семьями учеников (совместное решение проблем личностного развития детей);

Для достижения поставленной цели и реализации задач предполагается использование различных приемов, форм и методов работы:

  • коллективные творческие дела;
  • экскурсии, поездки, походы в театр и т.п.;
  • классные часы, беседы;
  • участие во всех проводимых в школе мероприятиях;
  • индивидуальные беседы с учащимися и их родителями;
  • тематические родительские собрания и другие формы.

Воспитательная работа строится на следующих педагогических принципах и подходах:

Индивидуальности. Необходимо не только учитывать индивидуальные особенности ребенка, но и всячески содействовать их дальнейшему развитию.

Целостности учебно-воспитательного процесса. Нельзя делить мир на уроки отдельных предметов.

Доверия и поддержки. Принцип позволяет обогатить арсенал педагогической деятельности личностно ориентированными технологиями обучения и воспитания. Внутренняя мотивация, а не внешнее воздействие должны приводить к успеху в обучении и воспитании.

Сотрудничества. Работа строится на отношениях партнерства, уважения, доверия.

Деятельности. В деятельности изменяются, укрепляются отношения между воспитанниками, меняется отношение к самому себе, растет самоуважение.

Возрастной подход. Содержание программы должно соответствовать интересам, потребностям и возможностям младшего школьника.

Современному обществу нужны мобильные люди, с гибким мышлением, которые способны быстро меняться и самообразовываться. Люди умеющие работать в команде.

Поэтому  я определила для себя  и моего классного коллектива наиболее эффективные формы работы:

  • индивидуальные (беседы, диалоги, разговор по душам);
  • групповые (творческие группы);
  • коллективные (конкурсы, спектакли, концерты, экскурсии, соревнования).
  • тренинги (индивидуальные, групповые).

В своей деятельности я стараюсь использовать как традиционные, так и инновационные формы воспитательных практик:

  • педагогику сотрудничества;
  • проектную технологию;
  • технологию КТД;
  • арт-технологию;
  • информационно – коммуникативные технологии;
  • игровые технологии.

Методы сотрудничества, создающие условия для субъект - субъектных отношений, позволяющие мне и воспитанникам быть партнерами в увлекательном процессе созидания: открытый диалог, свободный выбор, коллективный анализ и оценка, «мозговой штурм», самоанализ и самооценка, импровизация, игра. Эти методики позволяют создавать ту атмосферу сотворчества и сотрудничества, которая вовлекает и педагога, и воспитанника в благотворную созидательную деятельность по развитию своей личности.

Интересным инструментом для достижения целей воспитания для классного руководителя я считаю метод проектов, который привлекателен тем, что выбор тематики необычайно разнообразен. Он даёт возможность использовать самые неожиданные формы презентаций: от открытки, подарка до буклета. Реализованные проекты: «История моей семьи»,  «Вкусная и здоровая пища», «Семейная фотография», «Полезные советы», «Традиции моей семьи», «Наш класс», «Кем быть?» позволили раскрыть потенциал ребенка, укрепить семейные связи, окунуться с головой в создание интересных и творческих продуктов совместной деятельности воспитанников и членов их семей. Полностью разделяю слова замечательного педагога В.А.Сухомлинского: «Детство не должно быть постоянным праздником — если нет трудового напряжения, посильного для детей, для ребенка останется недоступным и счастье труда».

Технология коллективной творческой деятельности.  Методика КТД на сегодняшний день выступает как основа современных воспитательных технологий. Эта действенная сфера воспитания и самовоспитания сегодня актуальна, так как мотивация, коммуникация, результат, анализ и последействие общих дел способствуют развитию гармоничной личности обучающегося. В основе технологии лежат принципы:

 социально-полезная направленность деятельности детей и взрослых;

 сотрудничество и творчество детей и взрослых.

В своей воспитательной работе я использую следующие формы КТД:

 Трудовые КТД («Трудовой десант»)

 Интеллектуальные КТД («Брейн-ринг», викторины)

 Художественные КТД (конкурсы, проекты, праздники: фестиваль «Новый год шагает по планете», «Голос Памяти»)

  • Спортивные КТД (соревнования «Весёлые старты», «Вперёд, мальчишки!», соревнования по мини-футболу)

 Экологические КТД (акции «Помоги птицам зимой», «Добрые крышечки», «Сбор батареек», «Дети вместо цветов»)

 Досуговые КТД (игры, походы)

 Коллективные творческие дела - это, прежде всего полнокровная жизнь старших и младших, воспитателей и воспитанников и в то же время их общая забота об улучшении окружающей жизни, в которой педагоги и родители выступают как старшие товарищи ребят, действующие вместе с ними и впереди них. В процессе КТД приобретаются навыки общения, умения работать, делить успех и ответственность с другими, познание радости совместного творчества.

Арт-технология – инновационная педагогическая технология, где воспитание, образование, развитие личности осуществляются средствами искусства, как классического, так и народного. Все люди талантливы от природы, всем нравится интересно и активно жить, все хотят быть успешными и значимыми для других. А развить все эти качества учителю может помочь использование арт-технологии. Именно поэтому обратилась к арт-педагогике. Уникальность технологии заключается в том, что в ее основе лежат достижения и искусства, и науки. Методы арт-технологии универсальны и могут быть использованы для решения широкого круга учебно-воспитательных задач. Техника и приемы арт-педагогики: музыкальная, театральная и изобразительная, сказкотерапия, фотоколлаж и другие. Все выше перечисленные техники и приемы взаимосвязаны. Основная цель арт-технологии – создание условий для решения учебно-воспитательных задач на основе гармонизации внутреннего мира школьника, развития его личности. Возможности арт-технологии позволяют использовать различные виды работы с учащимися. Это внеклассные воспитательные мероприятия: классные часы, праздники, концерты, конкурсы чтецов, рисунков, инсценирование сказок, изготовление поделок, роспись игрушек, создание фотоколлажей. В непосредственной деятельности учащиеся получают возможность изобразить свои предыдущие и текущие переживания, эмоции, чувства в создаваемом продукте своего творчества.

Информационно – коммуникативные технологии (создание сайтов, видеосюжеты, Интернет, медиотека). Использование ИКТ - технологий является актуальной проблемой современного школьного образования. Для школы применение ИКТ позволяет решить ряд проблем обучения и воспитания. Основной целью применения информационных технологий считаю повышение результативности обучения и воспитания посредством активизации познавательной деятельности, повышение интеллектуального развития учащихся, эффективности и качества образования.  В своей работе использую возможности программ-приложений пакета MicrosoftOffice: (Word, Excel, PowerPoint) для создания разнообразных материалов. Мною создана медиатека с презентациями к урокам и праздникам. Собственный сайт позволил обобщить методический опыт в электронном виде, которым делюсь с коллегами. В сети интернет использую средства ИКТ технологий – электронная почта, чат, которые позволяют общаться в режиме online с родителями и учениками. Одной из интересных инновационных форм стало создание видеофильмов, флешмобов, челленджей. В этом учебном году совместно с родителями подготовили видео поздравление в шутливой форме ко Дню Учителя. Такая форма работы понравилась ребятам, и они самостоятельно записали видео открытку ко Дню Матери, видео поздравление к Новому году. Ребята придумывали образы и выразительно читали стихи. Эти видеосюжеты представлены на школьном сайте. Восхищение и похвала родителей – главная оценка для детей. Многие из учеников создают презентации для защиты проектов. Такая работа увлекает школьников и позволяет мотивировать других. Сегодня ИКТ являются неотъемлемой частью воспитания и обучения школьников, что даёт возможность существенно обогатить, качественно обновить воспитательно-образовательный процесс и повысить его эффективность воспитательных практик, индивидуализировать и одновременно сплотить коллектив.

 Квест – это игровая педагогическая технология, которая способствует формированию решений определённых задач на основе компетентного выбора альтернативных вариантов через реализацию определённого сюжета.

Игра для ребенка является наиболее привлекательной, естественной формой и средством познания мира, своих возможностей, самопроявления и саморазвития. Для воспитывающего взрослого содержательная, отвечающая интересам детей, правильно организованная игра – эффективное педагогическое средство, позволяющее комплексно решать разнообразные образовательные и развивающие задачи.

Если говорить о квесте как о форме организации детских мероприятий, то это игра, чаще всего командная, включающая различные задания соревновательного характера и имеющая определенный сюжет. Детские квесты отличаются наличием заданий, затрагивающих самые разные области знаний и умений - это могут быть как физические соревнования (например, эстафеты), так и интеллектуальные викторины.

Виды квест-технологий.

В общей классификации выделяют следующие: линейные, штурмовые, кольцевые 

Наличие видимого конечного результата и обратной связи.

Роль педагога в игре - направлять детей, «наталкивать» на правильное решение, но окончательные выводы дети должны делать самостоятельно.

При подготовке  квеста для учащихся  нужно помнить 4 основных условия:

  1. Игры должны быть безопасными.
  2. Вопросы и задания должны соответствовать возрасту.
  3. Недопустимо унижать достоинство ребенка.
  4. Споры и конфликты надо решать только мирным путем.

Задания для квестов должны соответствовать выбранной теме и по своему содержанию отвечать уровню знаний и умений детей. Для этого педагогу следует четко обозначить цель предстоящей игры и учесть технические возможности организации мероприятия.

Задания для детского квеста могут быть самыми разнообразными.

Я чаще использую линейные квесты, где игра построена по цепочке: разгадав одно задание, дети получают подсказку к выполнению следующего, что является эффективным средством повышения мотивационной готовности к познанию и исследованию. В линейных квестах есть условие: задание должны выполнить все дети, от этого зависит результат. Таким образом, у ребят есть мотив - желание помочь герою и условие, выполнение которого требует сплочённости, взаимовыручки, поддержки.

Темы для квест - игр я стараюсь подбирать исходя из интересов и особенностей детей («Краски осени», «Герои - земляки»).

Роль квест-технологий в современном мире недооценивать просто нельзя. Квест-технология призвана не только улучшить восприятие, но еще и может стимулировать умственное и нравственное развитие детей. Кроме того, в  своей основе  такая методика несет двоякий смысл: поиск правильного логического мышления и использование нестандартных методов для решения поставленной задачи.

Главное преимущество квеста в том, что такая форма организации деятельности ненавязчиво, в игровом занимательном виде способствует активизации познавательных и мыслительных процессов участников.

Мои воспитанники активно принимают участие в Общероссийской  общественно-государственной детско-юношеской организации, деятельность которой направлена на воспитание подрастающего поколения, развитие детей на основе их интересов и потребностей, а также организацию досуга и занятости школьников. РДШ как общественно-государственная детско-юношеская организация для всех школьников страны является важной составляющей системы воспитания образовательной организации в части воспитания высоко - нравственных, социально успешных граждан.

Важной составляющей и хорошим подспорьем в организации досуга моих воспитанников является помощь родителей во внеклассных мероприятиях, трудовых десантах,  акциях. Родители не раз имели возможность подготовить классные часы, основываясь на своих знаниях и опыте. Я не устаю повторять своим родителям слова великого А.С.Макаренко: «Не думайте, что вы воспитываете ребенка только тогда, когда с ним разговариваете, или поучаете его, или приказываете ему. Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни. Малейшие изменения в тоне ребенок видит или чувствует, все повороты вашей мысли доходят до него невидимыми путями, вы их не замечаете».

Подводя итог, можно с уверенностью сказать, что современные инновационные образовательные технологии, описанные здесь, апробированы, применяются, заняли достойное место в методической копилке класса. Сегодня свою задачу вижу в том, чтобы каждый ученик почувствовал себя восходящей звездой. Бережные руки педагога помогут засиять таланту, поставят на крыло и отправят в полет. Но чтобы научить летать — надо самому быть крылатым. Чтобы зажечь сердца — надо самому гореть. Чтобы вести к вершинам успеха — надо самому не бояться высоты, к чему я стремлюсь.

Список литературы.

  1. Горбачева Л. Словарь современных форм воспитательной работы // Воспитание школьников. - 2017, 2. с.18-24; 2002, 3,с.16-21.
  2. Краевский В. В. Общие основы педагогики. Учеб. для студ. высших. пед. учеб. заведений. — М.: «Академия», 2019. — 256 с.
  3. Зицер Д., Зицер Н. Практическая педагогика: азбука, НО. — СПб, «Просвещение», 2017. — 287 с.
  4. Борытков Н.М. Досуг как сфера воспитания/ Культура. Искусство. Образование. - Смоленск, 2018.
  5. Маленкова Л.И. Теория и методика воспитания. Учебное пособие. - М.: Педагогическое общество России, 2019.
  6. 23. Маленкова Л.И. Воспитание в современной школе. - М., 2019. - 300 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Новые формы воспитательной работы с коллективом.

Статья о новых формах работы с коллективом....

Новые формы воспитательных практик

Из опыта работы классного руководителя. Некоторые методы сплочения классного коллектива. Методы работы с трудными подростками....

Новые формы воспитательных практик

Из опыта работы классного руководителя. Некоторые методы сплочения классного коллектива. Методы работы с трудными подростками....

Новые формы воспитательных практик

Материал для выступления...

Новые формы воспитательных практик

Клуб "Международный этикет"...

Новые формы воспитательных практик

Конкурсное задание на конкурс "Воспитать человека"...

Новые формы воспитательной практики на конкурс профессионального мастерства"Воспитать человека"

Воспитание внеучебной деятельности, новые воспитательные практики через наставничество....