Новые формы воспитательных практик
методическая разработка

Лукина Елена Михайловна

Материал для выступления 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Первый этап Всероссийского конкурса педагогического мастерства

«Воспитать человека»

Номинация: «Воспитание на повороте пути»

«Новые формы воспитательных практик»

на тему

«История перевоспитания»

Выполнила:

заместитель директора по воспитательной работе,

 учитель математики

МБОУ Красноборской средней

общеобразовательной школы

Лукина Елена Михайловна

+79063308321

Lena_060670@mail.ru

с. Красный Бор, Агрызский район Республика Татарстан

2021 г.

«Дети – это наше настоящее, будущим они могут стать,

 лишь если мы поможем им сегодня. Завтра будет поздно»

А. Лиханов

Стратегической целью Российского образования является воспитание успешного поколения граждан страны, обладающих знаниями адекватными современности, навыками и компетентностями, соответствующими требованиям правового государства и демократического общества, национальными и общечеловеческими ценностями и установками. «На формирование личности огромную роль оказывает внутрисемейная жизнь, и не только взаимоотношения ребенка и родителей, но и самих взрослых. Постоянные ссоры между ними, ложь, конфликты, драки, деспотизм способствуют срывам в нервной деятельности ребенка и невротическим состоянием». Эти и другие признаки дезорганизации семьи свидетельствуют о кризисном состоянии ее развития на современном этапе и увеличении количества неблагополучных семейных союзов. Именно в таких семьях люди чаще всего получают серьезные психологические травмы, которые далеко не лучшим образом сказываются на их дальнейшей судьбе. Именно из таких семей дети оказываются помещенными в социальные приюты и вынуждены вливаться в новый коллектив, как в приюте, так и в школе. «Дефекты воспитания» — считает М. И. Буянов, — это есть первейший и главнейший показатель неблагополучия семьи». Под термином «неблагополучной», мы склонны понимать такую семью, в которой нарушена структура, размыты внутренние границы, обесцениваются или игнорируются основные семейные функции, имеются явные или скрытые дефекты воспитания, вследствие чего нарушается психологический климат в ней, и появляются «трудные дети», то есть дети которых необходимо перевоспитывать [1].

Перевоспитание - это воспитание, нацеленное на перестройку неправильно сложившихся взглядов, на изменение способов поведения, осложняющих процесс формирования личности. Между воспитанием в чистом виде и перевоспитанием есть отличия.

Если воспитание - формирование качеств личности "с нуля", то перевоспитание - переделывание уже как-то воспитанной (сформированной) личности. Если в воспитании важную роль играет слово, то в перевоспитании действие слова ограничено. Здесь воздействуют в первую очередь примеры и организация нового поведенческого опыта [2].

Всего на 01.10.2021 года в МБОУ Красноборской средней общеобразовательной школе Агрызского района РТ обучается 90 детей. Вместе с детьми из сельских семей у нас обучаются 20 воспитанников социального  приюта для детей и подростков «Ласка». Это говорит о том, что коллективу учителей и учащихся необходимо быстро ориентироваться в ситуации, находить подход к новым ученикам, быть постоянно готовыми к поступлению новых детей. Вместе с тем, мы несем ответственность за каждую выставленную оценку, за организацию занятости детей во внеурочное время, за те знания, которые даем детям за тот короткий срок, который они обучаются в нашей школе, за процесс воспитания или перевоспитания, который должны организовать. С момента поступления в школу ребенок берется педагогами под особый контроль, начинается кропотливая работа по адаптации ребенка в новом коллективе, по выяснению состояния успеваемости, уровня знаний, уровня физического и психического состояния ученика, его интересов. Для этого педагоги нашей школы работают в тесном сотрудничестве с педагогическими коллективами других школ района и республики, со специалистами приюта, отделения помощи семье и детям, органов социальной защиты, комиссии по делам несовершеннолетних и защиты их прав, подразделения по делам несовершеннолетних, администрацией района и сельских поселений.

Исходя из опыта нескольких лет, коллективом школы разработан следующий алгоритм работы:

 Первый шаг – сбор информации.

Второй шаг – учителя-предметники и классный руководитель  составляют индивидуальные дорожные карты по работе с вновь поступившим учеником.

Третий шаг – работа по дорожной карте (индивидуальной программе развития (ИПР)).

Четвертый шаг – анализ результатов проведенной работы.

Глобальный вызов, брошенный педагогам,  делает чрезвычайно актуальной проблему появления новых идей и людей, мыслящих и действующих нестандартно, способных к творчеству и оптимальному управлению деятельностью других людей и своей собственной для достижения социально значимых целей. Необходимо создать  условия для самореализации, саморазвития, достижения успеха в обучении, воспитании и перевоспитания Этот процесс заключает в себе следующие тенденции:

1.​ Направленность на поддержку и защиту развивающейся личности, на создание оптимальных условий для её творческого развития, на «формирование социальной адаптивности и мобильности» в условиях рыночной экономики.

2.​ Обретение школьником своего образа - «лица» в процессе усвоения им накопленной культуры и выращивания своей собственной.

3.​ Развитие школы как единого «государства» с целью создания условий для созидательной деятельности каждого учителя, педагогического коллектива в целом совместно с родителями и учащимися.

Цели перевоспитания, таким образом, заключаются в том, чтобы научить ребенка социальным умениям:

- быть счастливым в своей жизни;

- адекватно оценивать свои силы и находить возможности их применения;

- быть готовым к будущим обязанностям гражданина;

- приспосабливаться к новым социальным условиям;

- развить «привычку» вести здоровый образ жизни.

В перевоспитании существует цепь последовательно связанных между собой элементов:

- Анализ положительных и отрицательных свойств характера подростка,

исследование его потребностей, отклонений в поведении.

- Изучение педагогической обстановки, среды окружения ребенка с последующей нейтрализацией или устранением вредных влияний и усилением положительных воздействий окружающей среды. Подростка необходимо поставить в положение активного сопротивления неблагоприятным условиям внешней среды.

- Перестройка отрицательного стереотипа. Переключение сил и способностей на полезные дела, изменение окружающей среды (перевод из школы в школу, из класса в класс.)

Надо, чтобы в результате такой перестройки подросток не мог проявлять свои недостатки и пороки, чтобы вся его жизнь требовала применения положительных качеств, сил и способностей.

-  Изменение привычного поведения подростка путем вовлечения его в новые виды деятельности. В результате должны усиленно развиться положительные качества.

- На базе ускоренного развития положительных качеств осуществляется устранение недостатков. Быстрыми темпами должно идти общее развитие.

Сущность перевоспитания заключается не только в борьбе с недостатками подростка и искоренении пороков и отрицательных качеств, но и в нормализации всей психической жизни подростка, в ускоренном развитии всего положительного фонда личности.

Необходимость инновационного характера развития образования стала очевидной: без инновационного прорыва в применении образовательных технологий невозможно получить принципиально новое качество уровня воспитанности учеников.

         В своей работе я использую инновационные технологии: социальное проектирование, шоу-технологии (организация публичных конкурсов, соревнований, КВН), кейс-технологии.

Социальное проектирование – особый вид деятельности, результатом которой является создание реального социального «продукта», имеющего для участников проекта практическое значение. Основные задачи социального проектирования – формирование социально-личностных компетенций, среди которых важнейшими являются навыки «разумного социального» поведения в сообществе, совершенствование полезных социальных навыков и умений (планирование предстоящей деятельности, расчет необходимых ресурсов, анализ результатов и окончательных итогов и т.п.), социальная мобильность, навыки командной работы.

Целью социального проектирования является привлечение внимания молодежи к актуальным социальным проблемам местного сообщества, включение подростков  в реальную практическую деятельность по разрешению одной из этих проблем силами самих учащихся. Так нами были разработаны и реализованы проекты по восстановлению памятников героям Великой отечественной и гражданской войны и проект организации парка Победы. Проект «Парк Победы» в рамках проекта «Красивая школа – красивое село» занял 2 место на муниципальном уровне. С проектом «Парк Победы» я заняла 1 место в 1 региональном этапе XVII Всероссийского конкурса «За нравственный подвиг учителя». В стадии разработки проект по благоустройству детской площадки. Проекты «Уважая старость», «Пусть поколения знают», «Назад, в будущее» занимают призовые места на республиканском и региональном уровне.

Шоу имеет три особенности: деление участников на выступающих («сцену») и зрителей («зал»), соревновательность на сцене, заготовленный организаторами сценарий. Реализация проекта, плана, проведение праздника основана на использовании элементов соревновательности, импровизации или игры, приёмов создания общей эмоциональной атмосферы.

Достоинства шоу:

- обсуждаются проблемы, волнующие детей и родителей, в привлекательной и достаточно известной для них форме;

- аудитория делится на группы, отстаивающие или придерживающиеся различных точек зрения;

- ведущий направляет обсуждение на предмет спора, напоминает о правилах ведения дискуссии и о необходимости уважать друг друга;

- в ходе ток-шоу мнения взрослого не навязываются подросткам, они свободны в своем нравственном выборе, и даже если они его не сделают в ходе диспута, дискуссия натолкнет их на размышления, на поиск истины.

- особая роль ведущего ток-шоу. Ведущий помогает правильно адресовать вопросы, задает дополнительные вопросы, что помогает активизировать всех участников, комментирует некоторые ответы, а в конце обобщает результаты.

Немаловажным для ведущего, является и умение быстро ориентироваться в меняющихся обстоятельствах, уладить конфликтную ситуацию, корректно поставить на место разгоряченного участника, и при всем этом сохранить доброжелательную и доверительную атмосферу на протяжении всего ток-шоу.

Данную технологию я использую для проведения родительских собраний. Не все родители любят ходить на родительские собрания. Не интересно. Благодаря использованию шоу-технологий и кейс-технологий, проведение родительских собраний стало результативным. Родители с удовольствием приходят на собрания, берут с собой ручку и тетрадь для записей, не являются больше сторонними наблюдателями. Разработка родительского собрания по теме «Школа, семья и психическое здоровье учащихся» («круглый стол») размещена на моем сайте https://nsportal.ru/node/322551.

Кейс-технология (метод конкретных ситуаций) – технология, основанная на использовании специально смоделированной или реальной ситуации в целях анализа, выявления проблем, поиска альтернативных решений, принятия оптимального решения проблемы.

Технология социального проектирования.

Итак, наиболее результативной я считаю технологию социального проектирования. Наша задача совместно с ребенком, воспитателями приюта, родителями (по возможности), социальными службами,  спроектировать траекторию личностного развития ребенка.  

Первый шаг – сбор информации. Администрации школ, из которых поступает ребенок, предоставляют ведомость оценок за прошедший учебный период, характеристику на ребенка. Классный руководитель посещает консилиум в приюте и выясняет, какие трудности были у ребенка в школе, в семье. Выясняется какие темы были пройдены последними, для выявления пробелов в знаниях и их причин, какие кружки посещал ребенок, чем интересуется и чем хотел бы заниматься. Это самый важный этап. От объективности собранной информации зависит дальнейшее обучение ребенка, его успеваемость, время адаптации к новым условиям обучения, зависит траектория его развития как личности.

Второй шаг – учителя-предметники и классный руководитель  совместно с сотрудниками приюта, социальными службами, ПДН, КДН, психологами, составляют индивидуальные дорожные карты по работе с вновь поступившим ребенком. В план работы включаются индивидуальные занятия, консультации, тренинги и т.д.  Воспитанники приюта посещают школьные кружки, принимают участия в мероприятиях, акциях, субботниках, митингах и т.д

Третий шаг – работа по дорожной карте (индивидуальной программе развития (ИПР)). Это самый важный этап. Мы предлагаем воспитаннику составить проект своего личностного развития «Я успешный».  В проект включаем следующие разделы:

- Я - член коллектива;

- Я – член семьи;

- Я -  ученик;

- Я и мой досуг;

- Я – студент;

- Я и моя профессия (Приложение1).

Воспитанник по каждому разделу ставит для себя цели, чего он может достичь в том или ином направлении. Для того чтобы воспитанник мог поставить правильные и, главное, достижимые цели, необходимо провести большую работу. Не всегда ребенок готов идти на контакт с посторонними, навязанными ему обстоятельствами, людьми. Часто ребенок обозлен на весь окружающий мир, на всех вокруг взрослых. Преодолеть это состояние помогает работа психолога.

Мы понимаем, что перестройка отрицательного стереотипа, переключение сил и способностей на полезные дела занимает определенный временной промежуток.

Надо, чтобы в результате такой перестройки подросток не мог проявлять свои недостатки и пороки, чтобы вся его жизнь требовала применения положительных качеств, сил и способностей. Надо добиться изменение привычного поведения подростка путем вовлечения его в новые виды деятельности. В результате должны усиленно развиться положительные качества.

Для выполнения проекта – траектории личностного развития, воспитанник определяет что он будет делать для достижения цели по каждому разделу. Он взвешивает свои возможности, возможности своего окружения. Причем, эта часть проекта может меняться, с течением времени воспитанник может включить новые действия. Наша задача, как педагогов, помочь воспитаннику определить правильность выбранных действий.

В последней графе проекта воспитанник записывает то, чего он хочет добиться. Цели тоже могут меняться, могут быть конкретными на данном этапе жизни, а могут быть из далекого будущего.

Следующий шаг работы по технологии социального проектирования – выполнение проектов по каждому разделу. Например, «Наш класс» по разделу «Я – член коллектива», «Семейная фотография» по разделу «Я – член семьи», «Учу.ру» по разделу «Я – ученик» и т.д. (Приложение 2)  

Наряду с выполнениями проектов воспитанник принимает участие в воспитательных мероприятиях, направленных на его социализацию и развитие. Примеры проводимых мероприятий приведены в Приложении 3.

Используя технологию социального проектирования можно включать воспитанников в работу над большими общешкольными проектами. Это будет способствовать их социализации, формированию активной гражданской позиции, осознанию своей нужности.

Четвертый шаг – анализ результатов проведенной работы.

Анализ проводимой работы  позволяет сделать вывод о результативности используемых технологий.  Наблюдается рост качества знаний в среднем на 3,8%. Учащиеся, оставленные на повторный год обучения в своих школах, успешно осваивают программу соответствующего класса  и успешно переходят в следующий, повышая при этом качество знаний на 17%. Среди учащихся 8 класса 3 воспитанника приюта приняли активное участие в республиканской акции «Посади дерево», которая посвящена памяти погибших во время ВОВ.

Учащиеся 7-9 классов оказывают шефскую помощь ветеранам войны и труда. Не один год учащиеся 9 класса и воспитанники приюта «Ласка» оказывают посильную помощь пожилым людям, детям войны.

Воспитанники СПДП «Ласка» встречаются со своими сверстниками, участниками проекта «Самостоятельные дети» (8 класс) и членами отряда профилактики правонарушений «Бесстрашные  барсы»  из  числа учащихся  9, 10 классов  за круглым столом, чтобы обсудить одну из глобальных проблем современности – распространение курения электронной сигареты и увлечения различными интернет группами среди подростков.

Учащиеся школы, в том числе и воспитанники приюта, принимают участие в мероприятиях, проводимых в детском саду «Теремок».

Проведен новогодний праздник для учащихся младшего звена, полностью подготовленный учащимися 4 класса, среди которых 3 воспитанника приюта, проведены мероприятия «Вечер встречи с выпускниками», «Девицы – красавицы», концерт в доме культуры, посвященный 9 мая «Пусть поколения знают».

Стало традицией проводить осенний кросс, посвященный памяти учителя физической культуры Драчева Евгения Павловича и лыжные гонки, посвященные памяти учителя физкультуры Бочкарева Валерия Ильича. Активными участниками и победителями являются воспитанники приюта.

 Учащиеся школы активно посещают сельскую библиотеку, готовят и  принимают участие в мероприятиях, проводимых в ней, очень любят участвовать на концертах, проводимых в сельском доме культуры, в субботниках, экологических акциях школьного лесничества, проводимых в тесной связи с Красноборским участковым лесничеством. Не однократно сотрудники лесничество проводили встречи с выпускниками 9 класса с целью профориентации, рассказывали о Лубянском техникуме, об условиях поступления и обучения в нем.

   Также осуществляется тесное сотрудничество с организациями села, такими как центр социальной помощи «Красноборская дубрава», отделение МЧС, участковое лесничество, дом культуры, участковая больница, которые играют большую роль в социализации и воспитании детей, ведь главной задачей школы остается не только обучение детей, но подготовка их к жизни в обществе, жизни среди людей.

Воспитанники приюта, состоящие на разных видах учета, успешно обучаются, заканчивают школу и трудоустраиваются. В 2020-2021 учебном году нашу школу закончили две воспитанницы приюта. Одна из них состояла на учете в ПДН. Проведенная работа помогла девушке получить хороший аттестат об основном среднем образовании и поступить в колледж по выбранной профессии. Вторая девушка тоже получила аттестат и трудоустроена.

Это говорит о том, что в школе заложен прочный фундамент для дальнейшей жизни и успешного будущего подростков.

Приложение 1

Приложение 2

Буду делать

Добьюсь

Тема проекта

Я – член коллектива

  • уважать мнение других
  • слушать
  • не обижать
  • уважать старших

Найду друзей

«Наш класс»

Я – член семьи

  • Защищать интересы семьи
  • Помогать родителям
  • Экономить деньги
  • Беречь вещи

Хорошая дружная семья.

Создам свою семью.

«Семейная фотография»

Я - ученик

  • Слушать учителей
  • Делать Д/З
  • Дополнительно- заниматься

Буду ударником

Закончу школу

«Учу.ру»

Я и мой досуг

  • Найти занятие по душе
  • Телевизор не более 1,5 ч в день
  • Телефон – средство связи
  • Заниматься в кружках

Будет интересная жизнь

«Моё хобби»

Я - студент

  • Поговорить с первокурсниками
  • Изучить возможности
  • Посоветоваться со старшими
  • Хорошо учиться
  • Вступительные экзамены

Закончу ВУЗ или колледж

«Кем быть?»

Я и моя профессия

  • Хорошо учиться
  • Закончу ВУЗ или колледж
  • Изучить формулу «Хочу-могу»

Хорошая работа

Высокая зарплата

«Мой выбор»

Приложение 3

Игра «ГОВОРЯЩИЕ ВЕЩИ»

Вы можете представить себе говорящие вещи? Возникало ли у вас когда-нибудь ощущение, что окружающие вас предметы будто что-то хотят сказать вам? Представьте себе, что какой-то предмет научился говорить. Что он рассказал бы о вас? Выберите из этого списка три предмета и напишите всё, что каждый из них смог бы рассказать о вас. Запишите на доске названия следующих предметов: Зубная щётка, автобус, пальто; ботинки, шкаф, расчёска; шариковая ручка, зеркало, обеденный стол; кровать, телевизор, тарелка; велосипед, радио, учебник по русскому языку; мыло, письменный стол, лампа; футбольный мяч, мягкая игрушка, домашнее животное. Даётся примерно 20 минут на то, чтобы ребята могли нарисовать три рисунка, изображающие эти предметы. Затем от имени каждого предмета ребёнок должен составить рассказ о самом себе и записать его. А теперь разбейтесь на четвёрки и покажите друг другу свои рисунки и рассказы. Спросите остальных, что они думают по этому поводу. Какие предметы ты для себя выбрал? Что из того, что сказали о тебе предметы, тебе понравилось больше всего? Рассказали ли предметы о каких-нибудь твоих слабых сторонах? Чьи рассказы были для тебя самыми интересными? Что бы сказал о тебе стол за которым сидит учитель?
Возможны различные вариации.

Игра «УГАДАЙКА»

Один человек выходит за дверь, группа тем временем договаривается о том, по какому признаку делиться и расходится на две группы (например, те, у кого есть шнурки, и те, у кого их нет). Задача вошедшего – угадать по какому признаку группа разбита на две части.

Задание: Поставьте на листе бумаги столько отпечатков, чтобы получился сюжет на следующую тему:
"Моя семья";
"Моя квартира";
"Мой автомобиль";
"Моя дача";
"Мои любимые домашние животные".

Игра «КВАДРАТ»

Все играющие встают квадратом (так, чтобы было занято все пространство внутри квадрата) как можно теснее, можно даже заранее очертить квадрат, в который они должны поместиться. Затем ведущий отдает команды, а квадрат их выполняет, стараясь не увеличить занимаемую им площадь, например:

- Квадрат пошел влево. - квадрат идет влево.

- Квадрат садится. - квадрат с криками и воплями пытается сесть.

- Квадрат прыгает. - квадрат с не менее интенсивным шумом прыгает.

Игра «КТО Я?»

У каждого подростка есть потребность во внимании и уважении, каждый стремится быть замеченным другими. Поэтому подросткам очень нужны такие упражнения в ходе которых они оказываются в центре всеобщего внимания, при этом находясь в психологически наиболее безопасной и комфортной атмосфере. Инструкция: “Я прошу каждого сейчас написать загадку, в которой он описывает самого себя. Например, кто-нибудь из мальчиков может написать: “Я мальчик. Я живу в небольшом белом доме. Я люблю гулять с огромной чёрной собакой. Я умею рисовать красивые картинки. Я с удовольствием играю в футбол. Иногда я проявляю нетерпение. Кто я?” Напишите пять или шесть предложений и завершите загадку о себе вопросом: “Кто я?” Написав, ребята складывают листики со своими сочинениями вчетверо и складывают в одну общую коробку. Коробка “проходит” по кругу, и каждый достаёт одну из загадок. Тот, кто случайно вытащит своё сочинение, должен вернуть его и взять из коробки другое. После этого каждый ученик зачитывает вслух доставшуюся ему загадку и предлагает всему классу угадать, кто имеется в виду. Когда загадка будет разгадана, сочинение зачитывает следующий человек. Чья загадка понравилась больше всего? Твою загадку быстро разгадали? Ты загадал слишком сложную загадку?

Профориентационная игра «Кто есть кто?»

Цель упражнения – дать возможность участникам соотнести свой образ с различными профессиями на основании знания учащихся друг о друге.

Игра проводится в круге, но возможен вариант проведения ее в классе. В игре могут участвовать от 6 – 8 до 12 – 15 человек.

Время на первое проигрывание – 5 – 7 минут.

Процедура игрового упражнения следующая:

 Инструкция: «Сейчас я буду называть профессии, каждый в течение нескольких секунд должен посмотреть на своих товарищей и определить, кому эта профессия подойдет в наибольшей степени.Далее я хлопну в ладоши и все по команде одновременно должны показать рукой (или ручкой) на выбранного человека (наиболее подходящего для названной профессии)».Ещё перед началом самой игры ведущий может спросить у участников группы, какие профессии для них наиболее интересны и выписать эти профессии (примерно 10 – 15 штук) на доске, называя впоследствии профессии из этого перечня. Это исключит случаи, когда названная профессия будет никому не интересна, а может даже и неприятна.

Если игроков немного (6 – 8 человек), то показывать можно не одной рукой, а двумя (одной рукой – на одного человека, другой – на другого). Для большего количества участников лучше всё это проделывать одной рукой, иначе будет путаница.

Показав рукой на своего товарища, все должны на время замереть, а ведущий сам по очереди подсчитывает, сколько рук показывает на каждого человека, т.е. чей об раз, по мнению большинства игроков, в наибольшей степени соответствует данной профессии. Если упражнение проводится в классе и учащиеся сидят на своих местах за партами, то все основные правила сохраняются, а ведущий должен быть готов к несколько большим эмоциям игроков. Однако, при таком варианте игры, школьникам намного проще сосчитать самим, сколько товарищей на них показывают, ведь в отличие от игры в круге, где все сидят плотно друг с другом, в классе больше простора и меньше ошибок с показыванием и обращением друг к другу.

В целом, данное игровое упражнение достаточно простое и с интересом воспринимается участниками.

Литература

1.https://nsportal.ru/shkola/vneklassnaya-rabota/library/2020/12/20/novye-formy-vospitatelnyh-praktik 

2.https://azbyka.ru/deti/neblagopoluchnaya-semya-neblagopoluchnyjj-rebenok 

3.https://www.psychologos.ru/articles/view/perevospitanie 

4. https://nsportal.ru/shkola/vneklassnaya-rabota/library/2013/02/04/igry-na-splochenie-kollektiva 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Новые формы воспитательной работы с коллективом.

Статья о новых формах работы с коллективом....

Новые формы воспитательных практик

Из опыта работы классного руководителя. Некоторые методы сплочения классного коллектива. Методы работы с трудными подростками....

Новые формы воспитательных практик

Из опыта работы классного руководителя. Некоторые методы сплочения классного коллектива. Методы работы с трудными подростками....

Новые формы воспитательных практик

Клуб "Международный этикет"...

Новые формы воспитательных практик

Конкурсное задание на конкурс "Воспитать человека"...

Новые формы воспитательных практик

Конкурсное задание на конкурс "Воспитать человека"...

Новые формы воспитательной практики на конкурс профессионального мастерства"Воспитать человека"

Воспитание внеучебной деятельности, новые воспитательные практики через наставничество....