Новые формы воспитательных практик
методическая разработка
Конкурсное задание на конкурс "Воспитать человека"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 205.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №11»
МАТЕРИАЛЫ
муниципального этапа Всероссийского конкурса
педагогических работников «Воспитать человека»
номинация «»
Зиновьева Валерия Николаевича
Преподавателя-организатора ОБЖ
Ставропольский край
с.Красногвардейское, 2022 г.
«Новые формы воспитательных практик»
«Вопрос о патриотическом воспитании молодежи – это разговор о самом главном:
о ценностях, нравственных основах, на которых мы можем и должны строить нашу жизнь,
воспитывать детей, развивать общество, в конечном итоге укреплять нашу страну»
В. В. Путин
Мое поколение уникально – мы через родителей «живьем» помним Великую Отечественную войну и поднятие страны из руин, мы сами пережили перестройку, хаос 90-х и возрождение страны в 2000-х.
Поэтому гражданско-патриотическое воспитание для меня не просто набор слов и понятий. Это стержень, который помогает жить самому, растить детей, вкладывать свою частичку в то общее и великое, что мы зовем РОДИНА.
Как воспитывать сегодня? Как в наше сложное время научить любить Родину, ценить искусство, воспитывать их цельными творческими личностями, нравственно и духовно крепкими и наполненными. Наша задача помочь не затеряться, не уступить, не отдать традиции, не потерять нить духовности и нравственности, связывающую человечество, не потерять своей индивидуальности, в основе которой лежат духовные и нравственные ценности. Важнейший вопрос, который стоит в настоящее время перед школой - это возрождение духовных традиций России с формированием в сознании учащихся таких понятий как Родина, Отечество, Родной край, Гражданин, Патриот. Прививать молодёжи гордость за принадлежность к своему народу и его свершениям, воспитывать чувство уважения к национальным святыням и символам, к культурному и историческому прошлому России, к её славным традициям, а также готовность к достойному и самоотверженному служению обществу и государству - эти принципы воспитания актуальны как никогда.
Правовой основой патриотического воспитания на современном этапе являются Конституция РФ, Федеральные законы РФ: «Об образовании», «О воинской обязанности и военной службе», «О ветеранах», «О днях воинской славы России», а также постановление Правительства РФ «О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан РФ», которыми руководствуется наша школа, организуя патриотическую работу.
Гражданско-патриотическое воспитание является одним из основных направлений деятельности нашей школы.
Главной целью гражданско-патриотического воспитания является формирование достойного гражданина и патриота России. Для достижения этой цели поставлены задачи:
- утверждение в сознании и чувствах учащихся патриотических ценностей, взглядов и убеждений;
- уважение к историческому и культурному прошлому России, к нашим славным традициям;
- создание новой эффективной системы гражданско-патриотического воспитания, обеспечивающей оптимальные условия развития у молодежи верности Отечеству, готовности к достойному служению обществу и государству, честному выполнению долга и служебных обязанностей;
- пропаганда славных дел старших поколений, формирование чувства гордости за свой народ и страну, воспитание достойных тружеников и защитников Родины.
Основные направления гражданско-патриотического воспитания:
- духовно-нравственное;
- историческое;
- политико-правовое;
- воспитание на воинских традициях.
Воспитание в школе реализовывается через три взаимосвязанных блока:
- воспитание в процессии обучения;
- воспитание во внеурочной деятельности;
- воспитание во взаимодействии с социумом.
Дети приходят в школу не только учиться. За 11 лет в стенах школы мы стараемся сформировать в каждом из них ГРАЖДАНИНА РОССИИ. В этом, кратко говоря, и есть смысл гражданско-патриотического воспитания. Очень точно в свое время сказал А. С. Макаренко: «Воспитывая детей, нынешние родители воспитывают будущую историю нашей страны, а значит — и историю мира»
В нашей школе создана система гражданско-патриотического воспитания, используется целый комплекс соответствующих форм работы. В школе реализовывается программа «Растим патриотов России», целью которой является становление и развитие качеств конкурентоспособной личности, живущей в правовом, демократическом государстве, на основе нравственных ценностей и исторического опыта России через деятельное отношение к окружающему миру, к людям, к себе.
С 20 года я руковожу школьным юнармейским отрядом «Гвардеец». Мы принимаем участие во всех мероприятиях и акциях, которые проводятся с привлечением юнармейцев, тесно сотрудничаем с Союзом по делам молодежи и другими общественными организациями.
Нашей школе есть чем гордиться в области гражданско-патриотического воспитания детей – традиционно школьная команда юнармейского отряда «Гвардеец» практически ежегодно занимает призовые места в военно-спортивной игре «Зарница», соревнованиях детско-юношеского движения «Школа безопасности. ОФП» муниципального уровня.
Есть еще награды, которые, на мой взгляд, значимее дипломов и медалей. Это когда выпускники нашей школы ежегодно на вечере встреч с горящими глазами вспоминают школьные годы и то, как они завоевывали эти награды. И когда они приводят своих детей и говорят: «Мы хотим, чтобы наши дети тоже здесь учились!»
И мы видим результат нашего гражданско-патриотического труда – активных и энергичных людей, умеющих сформулировать и отстоять свою гражданскую позицию, строящих свои семьи, переживающих за свою страну.
Однако одного искреннего желания здесь мало. Важен профессионализм педагога, занимающегося гражданско-патриотическим воспитанием детей. Перефразируя Ф. Э. Дзержинского, можно сказать, что педагог – этот холодная голова и горячее сердце.
Радуясь нашим достижениям, все время стараюсь включать «холодную голову» и анализировать – в чем причины успехов или почему не получилось задуманное? Накопленный опыт помог мне сформулировать основные правила организации гражданско-патриотического воспитания, которых я неуклонно придерживаюсь в своей работе с отрядом «Гвардеец».
Первое правило: никакого формализма и бездушного повторения.
Формы мероприятий гражданско-патриотического воспитания необходимо постоянно дорабатывать с учетом конкретных детей, конкретной ситуации в школе, округе, обществе и мире.
Широко распространенной формой гражданско-патриотического воспитания учащихся в нашей школе являются месячники гражданско-правового воспитания, гражданско-патриотического воспитания «Славной Родиной горжусь я!», героико-патриотического воспитания «Поклонимся великим тем годам»
В рамках месячников проводятся уроки мужества «О доблестях, о мужестве, о славе», «Судьба и Родина едины», урок-панорама «Фронтовые дороги моих земляков», классные часы «Помним! Гордимся! Чтим!». Проводятся встречи с тружениками тыла «Все для фронта, все для победы!», воинами – интернационалистами «Афганистан…боль души моей», исследовательские работы «Я горжусь! Я помню!», «Дети войны», рисунков «Мир без войны», сочинений «Памяти павших будем достойны!»
Мы живем в информационном обществе, где скорость изменений на порядок выше, чем в индустриальном. Дети, с которыми мы работаем, прямое отражение окружающего мира. Информационный поток на каждого человека, в том числе ребёнка, неумолимо возрастает.
Сценарий успешно прошедшего мероприятия без доработки под конкретных детей и ситуацию даже на следующий год скорее всего не даст того же эффекта.
Что очень помогает в данном направлении, из личного опыта:
а) Изучение данных социологических опросов подростков.
Как показывают опросы, ключевые потребности и жизненные ценности подростков меняются примерно каждые 4-5 лет. А именно эти метки помогают установить контакт, завоевать доверие и развить диалог с подростком.
б) Изучение социальных сведений о детях, с которыми предстоит работать.
Предварительное знание состава семьи, данных о родителях многое могут дать в планировании и организации гражданско-патриотической работы с детьми.
Отдельный и важнейший вопрос – дети беженцев. Здесь приходится учитывать и национальные особенности, и знание русского языка, и религиозное вероисповедание. Глядя на ситуацию с беженцами, осознаешь важность своей работы – от того, насколько эти дети воспримут Россию своей Родиной, многое зависит в будущем нашего общества.
в) Личный контакт и дневник наблюдений.
Личный контакт выстраивает прямой широкополосный канал взаимосвязи с подростком – психоэмоциональная, визуальная, речевая, тактильная составляющие. Без постоянного личного контакта эффективность воспитательного воздействия на подростка падает.
Дневник наблюдений помогает отслеживать изменения, происходящие в подростке, и учитывать в работе с ним.
Второе правило: дети слышат сердцем.
Как сказал кто-то из великих людей, «чтобы дети тебя слышали надо самому быть ребенком». В истинности этой фразы я многократно убеждаюсь на себе и стараюсь ей соответствовать.
Несмотря на кажущуюся простоту, этот вопрос сложен для любого педагога. С одной стороны, опыт и годы помогают в создании авторитета педагога. С другой стороны, процесс воспитания обязательно предусматривает дистанцию и дисциплину в отношениях с детьми. Игнорирование этого правила также ведет к падению авторитета педагога.
Перечитывание книг различных известных педагогов привело меня к пониманию, что важно в первую очередь сохранять внутреннюю душевную молодость и, во-вторых, обязательно быть искренним в общении с детьми.
Чтобы соответствовать высокому званию «педагог», недостаточно только своевременно вести документацию и заполнять отчетность. Необходимо постоянно работать над собой.
Третье правило: один в поле не воин.
Обращусь еще раз к А. С. Макаренко – «Коллектив является воспитателем личности». Сложно, что-нибудь еще добавить.
Поэтому планируя свою работу, я никогда не замыкаю ее только на себя. Я могу отвечать за определенное направление, но это лишь часть общей воспитательной работы всего педагогического коллектива школы.
Систематически у нас проводятся общешкольные мероприятия: акция «Письмо ветерану», «Мы за мир во всем мире!», вахта памяти «Никто не забыт, ничто не забыто…», библиотечный час «Память сердца», литературная гостиная «Память в наших сердцах жива», день юного героя-антифашиста «Помни меня!», утренники «Слава армии и флоту!», военно-спортивные соревнования «А ну-ка, парни!»
Проводятся мероприятия, посвященные Дню конституции РФ «Я - гражданин России». Цель этих мероприятий: показать школьникам беспримерный подвиг народа на войне и в тылу, тесную связь героического прошлого с современностью.
Ежегодно наши юнармейцы принимают участие в акции «Бессмертный полк№ и «Бессмертный полк-онлайн», в формировании виртуального Бессмертного полка в соцсетях. Ребята поздравляют тружеников тыла, детей войны с праздником Победы. Многие ребята писали «Письмо Победы» труженикам тыла, детям войны и блокадникам и поздравили их с Днем Победы.
В социальных сетях были организованы флешмобы «Мы все равно скажем спасибо», «Наследники Победы»
Учащиеся школы приняли участие в различных проектах: «Окна Победы», «Знаменосцы Победы», акции: «Георгиевская ленточка», «Живая память», «Автопробег»,
На 22 июня юнармейцы принимают участие в акциях: «Минута молчания», «Свеча памяти». В онлайн режиме прошел онлайн-флешмоб «Поклонимся великим тем годам!»
Цель всех этих мероприятий: показать школьникам беспримерный подвиг народа на войне и в тылу, тесную связь героического прошлого с современностью.
Здесь есть немаловажный аспект – мы ведь не только педагоги участники гражданско-патриотического воспитания, но и сами субъекты этого процесса. Формируя у подростков их гражданско-патриотическую позицию, неминуемо переосмысливаешь и свое отношение.
И спрятаться в раковину педагогу в данном вопросе не получается, потому что срабатывает правило второе – подростки моментально чувствуют фальшь.
Еще одной из самых эффективных форм гражданско-патриотического воспитания является диспут. Причем зачастую это не заранее спланированный и методически подготовленное мероприятие, а спонтанно возникшее обсуждение горячих социально-общественных вопросов с одним или несколькими подростками. Игнорировать или отказываться от таких мини-диспутов нельзя – изначально проигрыш для педагога. Значит педагог внутренне всегда должен быть готов к выражению и отстаиванию своей гражданской позиции. А для этого ее необходимо убежденно иметь.
Если обратиться к государственной программе "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016 - 2020 годы» и Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, то в них отдельный раздел посвящен научно-исследовательскому и научно-методическому сопровождению патриотического воспитания граждан.
Поэтому заниматься совершенствованием и поиском новых форм гражданско-патриотической работы в школах необходимо опираясь на обновляемые базы данных аналитики по социально-общественным вопросам. Для современного педагога именно такой подход становится актуален.
Список литературы
1. Воспитательная деятельность педагога: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / под общ. ред. В.А. Сластёнина и И.А. Колесниковой. М.: Издательский центр «Академия», 2008. - 336 с.
2. Гликман И.З. Теория и методика воспитания. Воспитатика: учебник для студ. высш. учеб. заведений. М.: НИИ школьных технологий, 2008. - 320 с.
3. Ильин И.А. О грядущей России: избранные статьи / под ред. Н.П. Полторацкой. М.: Воениздат, 1993. -368 с.
4. Луховицкий А. Патриотическое воспитание: задачи, содержание, акценты // Народное образование. 2009. №7.- С.202-217.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Новые формы воспитательных практик
Из опыта работы классного руководителя. Некоторые методы сплочения классного коллектива. Методы работы с трудными подростками....
Новые формы воспитательных практик
Из опыта работы классного руководителя. Некоторые методы сплочения классного коллектива. Методы работы с трудными подростками....
Новые формы воспитательных практик
Конкурсное задание на конкурс "Воспитать человека"...
![](/sites/default/files/pictures/2015/01/15/picture-531880-1421272112.jpg)
Новые формы воспитательной практики на конкурс профессионального мастерства"Воспитать человека"
Воспитание внеучебной деятельности, новые воспитательные практики через наставничество....