Внеклассное мероприятие " Басни Крылова"
методическая разработка (5 класс)

Певнева Надежда Константиновна

Внеклассное мероприятие " Басни Крылова"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vneklassnoe_basni_krylova.docx27.55 КБ

Предварительный просмотр:

Итак, первый конкурс называется «Разминка».

1.Каким предметом Мартышка пользовалась таким образом: «То к темю их прижмет, то их на хвост нанижет, то их понюхает, то их полижет?» (Очками).

2.Кто сказал Стрекозе: «Ты все пела? Это дело: так поди же, попляши?» (Муравей).

1.У кого Осел предлагал учиться Соловью? (У Петуха).

2.Чем «потчевал сосед Демьян соседа Фоку»? (Ухой).

1. Из какой басни слова: «Чем кумушек считать трудиться, не лучше ль на себя, кума, оборотиться»? («Зеркало и обезьяна»).

2. Из какой басни слова: «Вперед чужой беде не смейся, Голубок»? (Чиж и Голубь»).

2. Второй конкурс – «Афоризмы, крылатые слова».

1. Что такое афоризм?

2. Что такое крылатое выражение?

1. А вы, друзья, как ни садитесь,
Все в музыканты не годитесь! « Квартет»
2. А Васька слушает да ест. « Кот и Повар»


1. Усильного всегда бессильный виноват. « Волк и ягнёнок»
2. Оглянуться не успела, Как зима катит в глаза. « Стрекоза и Муравей»
 

Третий конкурс называется «Узнай басню по иллюстрации». Попрошу капитанов команд снять с доски по две иллюстрации и дать правильное название басни и перечислить главных героев.

4. Четвертый конкурс - «Мораль сей басни такова…».

1. За что же, не боясь греха,

Кукушка хвалит Петуха?

За то, что хвалит он Кукушку («Кукушка и Петух»).

2. Как счастье многие находят

Лишь тем, что хорошо на задних лапках ходят! («Две собаки»).

Уж сколько раз твердили миру, что лесть гнусна, вредна, да только все не впрок, и в сердце льстец всегда отыщет уголок («Ворона и Лисица»).

Невежда так же в ослепленье бранит науки и ученья, и все ученые труды.

Не чувствуя, что он вкушает их плоды («Свинья под Дубом»).

А я бы Повару иному велел на стенке зарубить,

Чтоб там речей не тратить по-пустому,

Где нужно власть употребить («Кот и повар»).

Когда в товарищах согласья нет, -

На лад их дело не пойдет

И выйдет из него не дело, только мука («Лебедь, рак и щука»).

5. Пятый конкурс – «Кот в мешке». (В мешке лежат игрушки – животные, капитан команды вытаскивает одну игрушку и команда должна назвать по три басни Крылова с этим животным).

Назовите по три басни Крылова о:

лисе (“Ворона и Лисица”, “Лиса”, “Лисица и Осёл”, «Лисица и виноград», «Лиса-строитель», «Крестьянин и Лисица»)

волке (“Волк и Ягнёнок”, “Волк на псарне”, “Волк и овцы”, «Волк и журавль»)

6. Шестой конкурс – Кроссворд «И А. Крылов». (3 минуты).

Кроссворд “Басни Крылова”

– Разгадайте кроссворд, составленный по басням И.А. Крылова.

1. Кто смеялся “вперёд чужой беде”? (Голубь.)
2. Героиня, которая увидела свой образ в зеркале. (Обезьяна.)
3. У кого к зиме под мостом “был готов и стол, и дом”? (Муравей.)
4. Она осталась без обеда благодаря своей глупости. (Ворона.)
5. Кто без драки “хочет попасть в большие забияки”? (Моська.)
6. Один из героев, которые “везти с поклажей воз взялись”. (Рак.)
7. Кого “по улице водили, как будто напоказ”? (Слон.)

Игра с болельщиками – «Узнай басню по цитате».

Многие фразы из басен Крылова стали крылатыми. А произнесли их впервые герои.

Вспомните, из каких басен взяты эти пословицы, поговорки, афоризмы.

“И в сердце льстец всегда отыщет уголок” (“Ворона и Лисица”)

“Ты всё пела? Это дело. Так пойди же, попляши!” (“Стрекоза и Муравей”)

“А ларчик просто открывался”. (“Ларчик”)

“А Васька слушает, да ест”. (“Кот и Повар”)

“Ай, Моська! Знать она сильна, что лает на слона!” (“Слон и Моська”)

“А вы, друзья, как ни садитесь, всё в музыканты не годитесь” (“Квартет”)

“Сильнее кошки зверя нет”. (“Мышь и Крыса”)

“Слона-то я и не приметил”. (“Любопытный”)

“Вперёд своей беде не смейся, голубок” (“Чиж и Голубь”)

“Как белка в колесе”. (“Белка”)

7. Седьмой конкурс – « Узнай басню».

Ведущий. Сейчас вам будет предложено несколько слов из двух хорошо известных вам басен. Все слова в форме Именительного падежа. Вы должны отгадать название двух басен.

1.“Лягушка, луг, Вол, околела …”

“Ларчик, открыть, замок, секрет …”

2.“Петух, Жемчужное зерно, куча, пустяк …”

“Осел, Соловей, защелкать, певец …”

Ответы: (1. “Лягушка и Вол», «Ларчик», 2. «Петух и Жемчужное зерно», «Осел и Соловей»).

 

8. Восьмой конкурс – «Знаем содержание».

1.Куда попал « Волк ночью, думая залезть в овчарню»? (На псарню).

2. Кто у Волка из пасти вытаскивал кость? (Журавль).

1.Что Лев поручил строить Лисе? (Курятник).

2.Чем пыталась угостить Лиса Волка в басне «Волк и Лисица? (Сеном).

1. Как «наказали» Щуку в басне «Щука»? (Бросили в воду).

2.Чем закончилась попытка Лягушки раздуться до размера Вола? (Лопнула).

(Слово предоставляется жюри)

Конспект внеурочного мероприятия по литературе «Встреча с И. А. Крыловым и его баснями»

Оформление. Портрет И. А. Крылова, иллюстрации к басням, выставка книг Крылова.

Люблю, где случай есть пороки пощипать.

И. А. Крылов

I. Слово о писателе, баснописце и драматурге И. А. Крылове.

Более двухсот лет прошло со дня рождения великого баснописца "дедушки Крылова", как любовно называет его народ, но басни его не устарели, учат нас понимать истинные нравственные ценности, народную мудрость, расширяют жизненный опыт.

Ведущий 1. И. А. Крылов (1769-1844 гг.) родился в Москве. Детство и отрочество его прошли в тяжелых условиях. Андрей Прохорович Крылов, отец будущего писателя, был армейским офицером. Своему сыну он оставил в наследство солдатский сундучок с книгами. Мать Крылова, Мария Алексеевна не знала грамоты, но была добра и умна от природы. После смерти отца Крыловы жили в глубокой нищете. Мать ходила читать и отпевать покойников в богатые дворянские и купеческие дома, а будущий баснописец начал служить в одном из казённых учреждений "подканцеляристом". Он рано познакомился с судейским произволом, взяточничеством, крючкотворством, унизительной атмосферой человеческого бесправия.

Ведущий 2. Будущий баснописец не учился в школе. Но в нём жила жажда знаний, а способностями он обладал исключительными. Он самоучкой овладел языками, математикой и стал высокообразованным для своего времени человеком.

Жизнь не баловала Крылова, и каждый шаг к успеху давался ему не даром. Крылов писал комедии для театра, выпускал журнал "Зритель". Но именно басня сделала его известным.

Ведущий 1. Крылов написал 205 басен. Он любил родину и считал своим долгом вести борьбу с недостатками общества. Интересы, навыки, привычки, выражения басенных персонажей близки и понятны самому широкому читателю. Из народного языка, из пословиц и поговорок черпал писатель многие свои сюжеты. По воспоминаниям одного из современников, Крылов "посещал с особенным удовольствием народные сборища, торговые площади, кулачные бои, где толкался между пёстрою толпою, прислушиваясь с жадностью к речам простолюдинов..."

Ведущий 2. По определению Н. В. Гоголя, басни Крылова - "книга мудрости самого народа". В. Г. Белинский высоко ценил творчество Крылова, говорил, что его будет читать весь русский народ. В наши дни басни Крылова переведены на 60 языков мира.

Ведущий 1. Иногда задумываешься: а что, если бы в баснях речь шла только о животных? Что, если бы персонажи и "мыслили" по-звериному? Или, напротив, действовали бы в них только люди? Пожалуй, всё бы и пропало. Ведь "душа" крыловской басни в этом "органическом синтезе человеческого и звериного, соединении тонком, тактичном и потому никак не оскорбительном".

II. Выступление учащихся.

1. Крылов отрицательно относился к царю Александру I, который много обещал и ничего не сделал для народа. Царя и его министров он высмеял в басне "Квартет".

2. В 1810 году Александр I перестроил Государственный Совет, разделив его на четыре департамента. Во главе каждого из них стоял министр. Однако законов никаких для облегчения жизни народа не последовало. Крылов высмеял это бесплодное мероприятие.

3. Басня никогда не бывает нудной, навязчивой. Она поучает незаметно, мудро, лукаво, весело. Некоторые басни похожи на спектакли, их легко инсценировать.

III. Басня "Квартет" (учащиеся инсценируют басню, в руках инструменты - картонные скрипки, баса, альта).

Ведущий 1. Чему учит эта басня? (Разоблачает хвастунов, самоуверенных, берущихся не за свое дело.)

Ведущий 2. Есть у Крылова басни, в которых нет вывода, но сама сцена, коротенький сюжет заставляют задуматься.

IV. Басня "Демьянова уха" (учащиеся инсценируют басню).

Ведущий 1. Какие слова из этой басни часто употребляются в нашей речи? ("Сыт по горло", "катился градом пот" и др.)

V. Выразительное чтение наизусть басни "Волк на псарне".

Ведущий 2. Какому событию посвящена басня? (Басня "Волк на псарне" была написана И. А. Крыловым во время Отечественной войны 1812 г. Французы заняли Москву. Наполеон предложил Кутузову заключить мир, но предложение было отвергнуто, и вскоре началось изгнание французов из России. И. А. Крылов послал эту басню Кутузову в действующую армию.)

VI. Каждая басня имеет своих действующих лиц.

Рассмотрим иллюстрации к басням. Какие строчки вспоминаются?

Ведущий 1. Сегодня вы были и артистами, и иллюстраторами, и знатоками басен И. А. Крылова, произведения которого останутся для нас умной и нужной книгой. Этим и дорог нам Крылов - актёр, художник, музыкант. Он сам читал свои басни, и замечательно!

Ведущий 2. Стихотворение М. В. Исаковского о Крылове и его баснях.

Кто не слыхал его живого слова?

Кто в жизни с ним не встретился своей?

Бессмертные творения Крылова

Мы с каждым годом любим все сильней.

Всё знал и видел ум певца пытливый,

Всего сильней желая одного,

Больше информации на сайте рекламодателя

Подробнее

sberbank.com

Перейти

favicon

Реклама

Чтоб жили жизнью вольной и счастливой

Народ его и родина его.

Ведущий 1.

Мы пригласили вас в театр,

Чтоб рассказать, что знаем о Крылове,

Раскрыть свой начинающий талант

И показать, как исполняли роли.

VII. Заключительное слово.

Поэт Батюшков писал о Крылове: "Это человек - загадка, и великая!"

А великий критик Белинский восхищённо заметил: "Слава Крылова всё будет расти и пышнее расцветать до тех пор, пока не умолкнет звучный и богатый язык в устах великого и могучего народа русского".

Дедушка Крылов по-прежнему безраздельно царствует в басенном мире.

Викторина по басням И. А. Крылова

1. В каком городе баснописцу Крылову поставлен памятник?

(В Петербурге, в Летнем саду.)

2. Что означает слово "квартет"?

(Музыкальное произведение для четырех инструментов.)

3. Из каких басен взяты эти строки?

а) Да только воз и ныне там.

("Лебедь, Щука и Рак".)

 

б) Не оставь меня, кум милый!

Дай ты мне собраться с силой

И до вешних только дней

Прокорми и обогрей!

("Стрекоза и Муравей".)

 

в) А вы, друзья, как ни садитесь,

Все в музыканты не годитесь.

("Квартет".)

 

г) Вертит очками так и сяк:

То к темю их прижмёт,

То их на хвост нанижет,

То их понюхает, то их полижет;

Очки не действуют никак.

("Мартышка и очки".)

 

д) У сильного всегда бессильный виноват:

Тому в Истории мы тьму примеров слышим,

Но мы Истории не пишем.

("Волк и Ягнёнок".)

 

е) Голубушка! Как хороша!

Ну что за шейка, что за глазки!

Рассказывать, так, право, сказки!

("Ворона и Лисица".)

 

ж) Он порча, он чума, он язва здешних мест!

(А Васька слушает да ест.)

("Кот и повар".)

 

з) Вот то-то мне и духу придаёт,

Что я совсем без драки,

Могу попасть в большие забияки.

("Слон и Моська".)

4. Каждый герой басни олицетворяет собой определенные качества. Какие качества олицетворяют Волк, Осёл, Ягнёнок, Лиса?

5. Многие басни содержат выражения, ставшие пословицами и поговорками. Объясните их смысл.

а) "Слона-то я и не приметил";

б) "Кукушка хвалит Петуха за то, что хвалит он Кукушку";

в) "Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдет";

г) "На задних лапках я хожу";

д) "Чем кумушек считать трудиться, не лучше ль на себя, кума, оборотиться?";

е) "Да только воз и ныне там";

ж) "...рыльце у тебя в пуху".

6. В каких случаях употребляется выражение "демьянова уха"?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка интегрированного внеклассного мероприятия: Басня И.А.Крылова «Стрекоза и Муравей» на немецком и русском языке

Разработка интегрированного внеклассного мероприятия:  Басня И.А.Крылова «Стрекоза и Муравей» на немецком и русском  языке....

Внеклассное мероприятие, посвящённое книге-юбиляру (205 лет «басням» И.А. Крылова) «Бессмертные творения Крылова»

Разработка представляет собой внеклассное мероприятие, которое предназначенодля учащихся 3-5 классов школы. Тема интересна, актуальна, так как проводится в рамках празднования 205-летнего юбилея «Басе...

Внеклассные мероприятия по литературе «Басни И.А.Крылова» (6 класс)

Оборудование:портрет И. А.Крылова;рисунки ребят к басням; эпиграф “Люблю, где случай есть, пороки пощипать”.В полуосвещенной гостиной возле портрета баснописца на столике зажжено две свечи.Подготовлен...

Разработка внеклассного мероприятия по литературе «Встреча с И.А.Крыловым и его баснями»

Данное внеклассное мероприятие посвящено жизни и творчеству И.А.Крылова. Факты биографии перемежаются  инсценировками, викториной и выразительным чтением наизусть басен И.А.Крылова....

Урок внеклассного чтения "Басни Крылова"

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"13641917","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"270","width":"480"}}]][[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"13641905","...

внеклассное мероприятие по басням Крылова.

Цель: ознакомление с творчеством И.А.Крылова....

Внеклассное мероприятие по литературе "Басни дедушки Крылова"

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"24900585","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]][[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"24900604","attributes":{"alt":"","class"...