Развитие ценностных отношений учащихся кадетских классов в процессе воспитательной работы
статья (5 класс)
Представление опыта воспитателя кадетского класса по педагогическому сопровождению развития и становления ценностных отношений кадет с помощью создания ситуации успеха.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 23.93 КБ |
Предварительный просмотр:
УДК 37.03
Ермошкина Ю.С., воспитатель кадетского класса ГБОУ СОШ 290 Красносельского района Санкт-Петербурга, Санкт-Петербург, E-mail: ermoskina@bk.ru
РАЗВИТИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ УЧАЩИХСЯ КАДЕТСКОГО КЛАССА В ПРОЦЕССЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С НИМИ
Аннотация: В статье представлен опыт работы воспитателя кадетского класса школы по педагогическому сопровождению развития и становления ценностных отношений кадет с помощью создания ситуаций успеха, рассмотрены педагогические условия эффективности создания ситуаций успеха и необходимые для этого умения педагога.
Ключевые слова: кадеты, воспитание, ситуация успеха, мотивация, система ценностных отношений
Воспитательная работа в современном образовательном учреждении направлена на социализацию личности учащихся и становление системы их ценностных отношений. Перед педагогическим коллективом морских кадетских классов общеобразовательной школы стоят конкретные цель - мотивация кадет к овладению основами будущей профессии военного моряка. Достижение её реально при условии решения соответствующих задач. Из них:
- образовательные: способствовать получению кадетами знаний и навыков, необходимых для выбора будущей профессии; сформировать их представление о возможностях обучения в средних и высших профессиональных учебных заведениях морским специальностям;
- развивающие: способствовать развитию у кадет личностных профессионально-важных качеств, творческой активности, потребности в личностном самосовершенствовании, здоровом образе жизни.
- воспитательные: способствовать формированию гражданско-патриотического сознания и активной жизненной позиции.
В связи с названными задачами свои основные усилия воспитатели кадетских морских классов направляют на организацию содержательной внеурочной деятельности, мероприятий гражданско-патриотической ориентации, профилактику здорового образа жизни, создание условий для социальной активности и развития навыков самоуправления.
Воспитание гражданских качеств и развитие патриотических чувств – процессы длительные и требующие постоянного педагогического внимания. Воспитатель кадетского класса в своей деятельности исходит из того, что естественной потребностью ребенка является потребность в успехе - осознаваемое им общественное признание собственных достижений. В педагогической литературе этому вопросу посвящено немало работ. В книге С.Н. Лысенковой, изданной в 1985 г. отмечено: «Одним из мощных рычагов воспитания трудолюбия, желания и умения учиться считаю создание условий, обеспечивающих ребенку переживание успеха в своей работе, чтобы каждый почувствовал окрыляющую силу успеха при осознании смысла и результата своих усилий» [1, с.34]. По нашим наблюдениям многие учащиеся общеобразовательных школ находятся в состоянии дискомфорта в момент выполнения домашнего задания, а необходимость следовать требованиям школы вызывает у них затруднение и в некоторых случаях протест. Вместе с этим, образование взяло курс на гуманизацию процессов обучения и воспитания, при которых внимание педагогов должно быть направлено на личность ребенка, его интересы, запросы, индивидуальные особенности, сохранение и укрепление здоровья. Интерес к предлагаемой деятельности и удовлетворение от неё образуют ситуацию успеха, благотворно влияющую на развитие системы ценностных отношений учащегося, мотивируют к дальнейшей деятельности.
Организация морских кадетских классов открывает значительные возможности для создания ситуации успеха в педагогической практике, так как четко сформулированная цель позволяет создать благоприятную среду для возможных успехов каждого кадета, когда он может испытать удовольствие от результатов собственной деятельности. Для этого воспитателю кадетского класса необходимо направить свое внимание на личность ребенка, понять его стремления и мечты, определить достоинства, оценить значимое социально-культурное окружение и в соответствии с ними организовать педагогическое сопровождение развития и становления ценностных отношений кадета.
Ситуация – стечение обстоятельств, которое может быть организовано воспитателем. Ситуация успеха – созданные воспитателем педагогические условия, обеспечивающие самореализацию кадета в каком-либо виде деятельности, подкрепляемую положительными эмоциями. Продуктивность таких ситуаций заключается в появлении у кадет уверенности в возможности преодоления затруднений и достижения желаемого результата, что мотивирует к дальнейшей деятельности.
Практика нашей воспитательной деятельности показала, что основой организации ситуации успеха для кадет являются желание и готовность воспитателя к диалогу, состоящему из нескольких этапов. На первом должна произойти эмоциональная подготовка к конкретной деятельности. На втором – её планирование, определение последовательности предпринимаемых мероприятий. На третьем – рефлексия, анализ результатов и их сравнение с желаемыми. Каждый из этапов способствует развитию системы ценностных отношений кадет, т.к. вносит вклад в динамику когнитивного, эмоционального и поведенческого компонентов её структуры.
С нашей точки зрения, успех – это достижение соответствия между ожиданиями кадетом и его социальным окружением желаемого результата деятельности и полученными реальными, которое вызывает чувство удовлетворения и повышает уровень самооценки. В. А. Сухомлинский отмечал, что при этом «ребенок должен быть убежден, что успехами он обязан, прежде всего, самому себе» [2, с.208]. Помощь воспитателя не должна затмевать инициативу и деятельность самого кадета. Гуманизация образования предполагает, что воспитателем будут учтены особенности психофизиологической самобытности ребёнка в соответствии с возрастом, а деятельность ориентирована не только на подготовку к будущему, но и на обеспечение полноценности его настоящего. У подростков согласно возрасту ведущей деятельностью является общение со сверстниками, поэтому их переживание успеха практически всегда связано с презентацией своей деятельности сверстникам и получить от них реакцию одобрения. Субъективное переживание личного достижения оказывает влияние на определение вектора развития жизни и становится вкладом в развитие судьбы.
Наш педагогический опыт показал, что созданию ситуации успеха способствуют доброжелательная комфортная атмосфера общения в системах коммуникаций «воспитатель – кадет» и «кадет-кадет» как в повседневной жизни, так и в периодов подготовки и проведения воспитательных мероприятий, а так же проведение предварительного обсуждения с подростком предстоящей деятельности с целью развеивания возможных опасений неудачи. Повышает активность кадет, придает уверенность в собственных силах сообщение воспитателя о положительных результатах до того, как они получены. Практически любое из достоинств подростка соответствующее предлагаемой деятельности может стать поводом для того, чтобы отметить его исключительность. Кроме того, необходимы высокая мотивация к деятельности (конкретный и четкий ответ на вопрос «зачем?» должен быть качественно продуман воспитателем заранее), помощь в форме совета для создания образа желаемого результата и путей его достижения, эмоциональное вдохновение – напутствие – внушение с ярким фокусом на желаемом результате. Самооценку кадеты в большинстве случаев складывают на основе полученных мнений референтной группы о своей когнитивной, социальной и физической компетентности. Соответствие представлениям об идеальном себе на уровне «хороший» я или «плохой», умение понимать проблемы и находить их решения, способность поддерживать отношения с окружающими – основные критерии для её формирования.
Педагогическое сопровождение развития ценностных отношений кадет при этом требует доверительных отношений, принимаемой кадетами помощи в самостоятельной формулировке цели своей деятельности, понимания наличия у кадет собственной мотивации к дополнительной деятельности. Кроме того, воспитатель должен быть способен стать источником разнообразного опыта, чувствовать эмоциональный настрой кадета, адекватно ситуации выражать собственные чувства.
Таким образом, участие в приносящей успех деятельности может служить источником радости достижения и мотивировать к личностному росту и способствует становлению ценностных отношений кадет. При этом умения воспитателя поддерживать положительный эмоциональный фон взаимоотношений, внушать кадетам уверенность в собственные силы, организовывать ситуации успеха и подкреплять их в последующих событиях имеет важное значение.
Библиографический список:
1. Лысенкова, С.Н. Когда легко учиться [Текст]/ С.Н. Лысенкова. 2-е изд., испр. И доп. М.: Педагогика, 1985. - 175 с.
2. Сухомлинский, В.А. Воспитание и обучение [Текст]/ В.А. Сухомлинский. В 3-х т., Т.1. -М.: Педагогика, 1979. - 560с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Воспитание у учащихся ценностного отношения к здоровью - одно из важных направлений работы МКОУ "Гимназия имени Горького А.М."
Статья описывает опыт работы образовательного учреждения по направлению "Здоровье"....
Формирование ценностного отношения студентов к здоровью в процессе профессиональной подготовки в ССУЗе. Использование приёмов здоровьесберегающих технологий на уроках иностранного языка.
Здоровье подрастающего поколения является актуальной проблемой современности, предметом первоочередной важности и заботы государства, поскольку именно здоровье определяет будущее страны, генофонд наци...

Методические приёмы формирования ценностного отношения учащихся к здоровью на уроках английского языка в классах коррекции
Методические приёмы формирования ценностного отношения учащихся к здоровью на уроках английского языка в классах коррекции...

Формирование у учащихся эмоционально-ценностного отношения к регионам России в процессе изучения географии
Ценностные ориентации - важнейшая характеристика личности человека, поскольку определяет его отношение к окружающему миру и поведение. Формирование ценностных ориентаций личности - длительный и сложны...

Доклад на тему: «Психологические условия формирования мотивационно-ценностного отношения учащихся средних и старших классов к занятиям физической культурой»
Доклад на тему: «Психологические условия формирования мотивационно-ценностного отношения учащихся средних и старших классов к занятиям физической культурой»...
Статья "Формирование эмоционально-чувствительной сферы и ценностных отношений личности ребенка с ОВЗ через воспитательные беседы"
Авторы статьи: Ким Ю. Д., Заркова Т. А., Хохлова Т. В....

К некоторым вопросам формирования ценностных отношений учащихся при реализации требований ФГОС на совместных уроках гуманитарного цикла (иностранного языка и истории.) Из опыта работы учителей истории и иностранных языков
Описание требований к личностным результатам учащихся.Пути установления межпредметных связей в обучении на уроках истории и иностранных языков.Примеры успешных реализованных проектов....
