Туристско-краеведческая экспедиция в г.Казань
материал (10 класс)
Областной конкурс туристических походов
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 737.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №1 с. Средняя Елюзань
Руководитель проекта: Уразаева Гульсина Яткяровна, учитель английского языка
Цель экспедиции:
-комплексное изучение памятников культуры г. Казань, представляющих ценность для истории, культуры и страны в целом
Задачи:
- познакомить участников экспедиции с г. Казань посредством исторических и культурных достопримечательностей;
-способствовать развитию познавательной активности;
-развивать патриотическое отношение к своей стране, формировать личностно-ценностное отношение к Родине, воспитывать гражданскую позицию и ответственное отношение к памятникам культурного наследия.
Подготовительный этап
-Откуда взялись татары на Пензенской Земле? Какая связь между пензенскими и казанскими татарами? Как живут татары в других республиках? Кто такие джалиловцы? Как несгибаемая сила и воля помогли поэту в тяжелой борьбе с фашизмом? В связи с этим и возникла идея экспедиции в Казань…
-А почему в Казань? А потому, что именно Казань вместила на своей территории самые разнообразные нации. Нет другого города на территории России, в котором так красиво и уютно сочетались бы культуры различных эпох и религий. «Третья столица нашей России» -один из ярких примеров того, как в атмосфере дружелюбия живут люди разных национальностей и вероисповеданий, в основном татары и русские. По данным на 2024 год, численность татар в Татарстане — 2 076 336 человек (53,2%). Русских — 1 549 447 человек (39,7%).
Выезд из Пензы, поезд 524, вагон 2,3
Прибытие в Казань 2-Восстание. Встреча с гидом.
1 день
Посещение Казанского Кремля. Памятник М.Джалилю.
2 день
Посещение Озера Кабан. Посещение уникальных архитектурных объектов Старо-Татарской слободы.
3 день
Посещение Национального мемориального Парка Победы
Отъезд на ж/д вокзал. Станция Казань-Восстание.
Отправление поезда Казань-Пенза
Группа в составе 24 человек
Проектировочный этап
Казанский Кремль. Памятник М. Джалилю
Озеро Кабан. Старо-татарская слобода.
Национальный мемориальный Парк победы.
Сроки реализации: – 2024 года (3дня)
Источник фининсирования: родители
Реализационный этап
Посещение Казанского Кремля…Памятник Муса Джалилю.
Наша страна многонациональная, и знание своей истории, своих корней помогает нам понимать происходящие в мире события, быть интеллигентным и образованным человеком. Также знание истории воспитывает в человеке патриотизм, любовь к своему народу. Посещая памятники культуры РТ, мы познаем свою историческую родину, т.е. родину своей национальности и воспитываем интерес к другим культурам и уважение к традициям и ценностям всех народов.
Со слов экскурсовода Эммы, недавние раскопки, проведенные на территории Казанского государственного университета, засвидетельствовали, что люди начали селиться в этих местах еще в каменном веке. Известно также, что уже в III веке до н. э. в Среднем Поволжье появились финно-угорские племена – далекие предки народов, населяющих сегодня северо-восточную Европу. В X-XI веках на эти земли из Северного Причерноморья и Северного Кавказа мигрировали булгарские тюркские племена. Они заселились на левобережье Волги, где основали государство, известное как Волжская Булгария. Именно с этого времени начинается и история Казани, выстроенной как город-крепость для защиты северных рубежей булгарской державы. Предками же пензенских татар-мишарей были тюркоязычные племена, жившие в IX–XIV веках на территории Пензенского края и входившие в состав Волжской Булгарии. И в XV веке Пензенский край стал западной окраиной Казанского ханства.
После присоединения Поволжья к Московскому государству (XVI–XVIII вв.) для татар-мишар характерна активная миграция по Среднему Поволжью и Приуралью, что привело к разбросанности их поселений. Здесь мы явно видим свое родство с казанскими татарами…
Из истории мы знаем, что в 1438 году, в период распада Золотой Орды, город захватил золотоордынский хан Улуг-Мухаммед, положив начало существованию независимого Казанского ханства, которому принадлежали обширные территории. Ханство имело тесные экономические связи с русскими землями, но заключаемые договора постоянно нарушались военными действиями: ханы совершали набеги на русские княжества, в ответ русские рати разоряли их земли. Это время закончилась в 1552 году, когда 150-тысячная армия во главе с Иваном Грозным штурмом взяла Казань. По приказу царя казанские татары были выселены за стены посада, а в опустевший город целыми слободами начали переселять русский народ. Сюда же царь велел направить лучших мастеров, чтобы отстроить разрушенный боевыми действиями город.
Столица Татарстана была основана в 1005 году как крепость Волжской Булгарии. Однако точная дата основания города до сих пор является предметом научных споров. Существует много версий о происхождения названия города. Но, как наиболее вероятные, выделяются две, связанные с рельефом местности, где он расположен, и его географической дислокацией. Они предполагают, что свое имя Казань получила от одного из двух тюркских слов «казан» («котлован») или «каш-ан» («граница).
В структуру кремля в Казани входят его 13 башен, новая мечеть Кул-Шариф, башня Сююмбике, благовещенский собор, Президентский дворец, Введенский храм, а также Спасо-Преображенский монастырь.
В ходе экспедиции нам стало известно, что … В 1552 году, когда Иван Грозный вошел со своим войском в Казань, то от города по большей части осталось лишь пепелище. Однако долго крепость не простаивала, и уже через несколько лет была восстановлена, а первые здания из кирпича появились после пожара 1672 года. С тех пор Казанский кремль неоднократно расширялся, перестраивался и модернизировался, что можно отчетливо проследить по разнообразной архитектуре, а в 2000 году вошел в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Не выдержала огня войны и мечеть, названная именем Кул Шарифа — известного религиозного деятеля и последнего имама сеида. С тех пор прошло несколько веков, и в 1995 году был объявлен конкурс на лучший проект по воссозданию мечети. Определившись с исполнителями, строительство начали в 1996 и завершили в 2005 к тысячелетнему юбилею Казани. Мечеть Кул-Шарифа — это не только храм, но ещё и музей, рассказывающий об истории ислама на территории Поволжья.
Здесь мы ясно видим как христианские церкви соседствуют с мусульманскими мечетями, великолепные старинные дворцы с современными зданиями, придавая столице Татарстана удивительный колорит. Один из самых узнаваемых символов Казани - памятник Мусе Джалилю у стен Казанского кремля. Это монументальный комплекс, установленный в 1966 году в память о Герое Советского Союза, татарском поэте-патриоте Мусе Джалиле, участнике антифашистского подполья. В 1974 году памятник Мусе Джалилю был включён в список памятников культуры РСФСР, подлежащих охране как памятник государственного значения.
Высота скульптуры составляет 7,9 м от основания. Мы долго смотрели на монумент, и кажется Муса Джалиль был в неукротимом порыве. Погибший в берлинской тюрьме поэт как бы разрывает сковывающие его колючие проволоки. Обнажённая по пояс фигура выражает мощь и энергию, гордо поднятая голова, непреклонный решительный взгляд говорят о мужестве, стойкости, нравственной силе и героизме. Никакие пытки не смогли сломить Мусу Джалиля – герой остался верен Родине и не стал сотрудничать с врагом. Горячий зов поэта не утратил свою силу и в наши дни. Он звучит страстным призывом к бдительности, к неустанной борьбе против фашизма, за укрепление мира и дружбы между народами. Помимо памятника, в мемориальный комплекс входит стена из каменных блоков. На них высечены цитаты из стихов Мусы Джалиля и установлен барельеф с изображением татарских подпольщиков — соратников героя, также казнённых в тюрьме.
Муса Джалиль -навсегда в нашей памяти!
Едем дальше… Перекус в национальной кухне…
Озеро Кабан. Старо-татарская слобода.
«Озеро Кабан хранит в себе легенду о сокровищах Казанского ханства, которые были спрятаны на дне от войск Ивана Грозного….» с этими словами продолжилось наше путешествие…
Документальных подтверждений всему этому нет, однако во все времена были и есть целые группу кладоискателей, готовые пойти на любой риск в надежде обрести утраченные сокровища…( со слов экспедитора)
Оказывается, существует и другая легенда, которая связывает название озера с кабанами, которые обитали в лесах вокруг него. Согласно другой версии, водоем именуется именно так в честь сына последнего Булгарского хана, звали которого Кабанбек. Именно он со своими воинами нашел убежище на берегах этого озера после того, как завоевали их государство.
На берегу озера Кабан расположился интереснейший район, где сосредоточилось более 70 памятников историко-культурного наследия, — это Старо-Татарская слобода. Здесь мы увидите необычайную и самобытную Казань.
Со слов экскурсовода Ларисы, зарождаться начал этот район в 1552 году, когда после завоевания Ивана IV сюда начали выселять татар, не угодных власти Русского государства. Так потихоньку тут начали обосновываться купцы, промышленники и деятели культуры. Долгое время слобода была лишена главного мусульманского святилища – вплоть до 1767 года, когда своим указом Екатерина II сняла все ограничения на строительство каменных мечетей, а в 1773 году произошло еще более знаменательное событие – императрица подписала еще один документ «О терпимости всех вероисповеданий». Возможно здесь было положено начало мирным отношениям между русскими и татарами…
На прибрежной части озера Нижний Кабан в основном располагались купеческие дома – яркие с богатым убранством, именно на их фоне выделяется возведенная в узнаваемом татарском стиле Мечеть Аль-Марджани. Ее возводили по указу Екатерины II после ее личного визита в Казань, на деньги, собранные прихожанами. Это была первая мечеть из камня в столице Татарстана, которая была построена после завоевания Ивана IV. Говорят, что при ее возведение местные власти озаботились тем, что татары строят слишком высокое здание, о чем сообщили императрице. В ответ она сказала, что она выделила им землю, а небо ей неподвластно.
На территории слободы расположено множество кафе, сувенирных лавок и отелей. Это очень приятный район, архитектура которого наглядно показывает, как бережно татарский народ относится к своей культуре и истории. Среди узких улочек и исторических зданий Старо-татарской слободы находится музей, посвященный одной из самых известных татарских вкусностей – чак-чаку. Здесь можно не просто узнать о том, как готовят этот десерт, но и погрузиться в атмосферу татарской повседневной культуры и домашних традиций.
Музей Чак-Чак – необычное сочетание кулинарной школы, историко-краеведческого музея и творческой мастерской. Каждый, кто побывает здесь, сможет почувствовать атмосферу татарской гостеприимности и узнать много нового о традициях и обычаях нашего народа.
Очень душевно и тепло мы провели время в данном музее! Приняли участие в приготовлении данного блюда…
Национальный мемориальный Парк победы
И последний наш обьект культурного наследия -Парк Победы. Не только символ памяти и гордости жителей Татарстана, но и напоминание о потерях и жертвах. Площадь его занимает примерно 50 га. Это не просто место для прогулок – здесь можно почувствовать дух истории и проникнуться уважением к подвигу наших предков. Основой его является мемориал, посвященный памяти погибших воинов. Парк, расположенный в северной части Казани, стал важным элементом городского пространства и местом поклонения героям Великой Отечественной войны.
Существует версия, что проекты воздвигнуть на болоте зеленую зону возникли еще в 1960-е годы. Работы по осушению потребовали много времени – а также немало денег. В итоге полноценное освоение этой территории началось лишь в 1970-х годах. На болотистых местах высадили 1418 деревьев и кустарников. Число не случайно – оно символически отображает количество дней и ночей Великой Отечественной войны. В парке находится расположенная под открытым небом выставка военной техники времен Великой Отечественной войны и современности. Здесь мы увидели и танки, гаубицы, самолёты, вертолеты, интересно, как же может быть наша техника одновременно и мощной и красивой….
Итоги нашей экспедиции:
Это были 3 незабываемых дня, проведенных в третьей столице нашей необъятной родины. Мы смогли ответить на волнующие нас вопросы, увидели и прочувствовали родство пензенских и казанских татар. Благодаря памятникам культуры мы узнали много интересного о городе, о жителях, прикоснулись к истории наших предков, узнали много нового об эпохе того времени. Кроме того мы убедились, такие памятники культуры, как Казанский Кремль, Башня Сююмбике, монумент М. Джалилю, мечеть Кул –Шариф, обьекты Старо-татарской слободы составляют основу культуры татарской нации, ее самобытность, уникальность.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Юный музеевед» ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Юный музеевед» ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ
В связи с увеличением роли патриотического воспитания школьников огромное значение приобретает проблема организации и деятельности школьных музеев. Школьный музей обла...

ФОРМИРОВАНИЕ ПАТРИОТИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ К «МАЛОЙ РОДИНЕ!» ЧЕРЕЗ ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКИЕ ЭКСПЕДИЦИИ.
Из опыта работы...

«Профильная смена активистов туристско-краеведческой экспедиции «Моя Родина - Горная Шория»
Профильная смена активистов туристско-краеведческой экспедиции «Моя Родина - Горная Шория» предоставляет возможность обучающимся поселковых школ наравне с городскими школьниками получить качественное ...

Дополнительные материалы к занятиям по туристско-краеведческой деятельности. Туристские игры.
Туристские игры. Дополнительные материалы к занятиям по туристско-краеведческой деятельности...
Авторская программа. Рекомендации в помощь ответственному за туристско-краеведческие экспедиции: «Маршруты однодневных походов, многодневных поисково-исследовательских экспедиций со школьниками»
Очень много сказано о пользе совершения походов и о трудностях, с которыми связана для учителя в школе их подготовка.Поэтому данные рекомендации не ставят целью агитировать за совершение походов. Напи...

туристско-краеведческая экспедиция как среда воспитания подростков из социально неблагополучных семей
Проект направлен на создание условий для проведения работы по патриотическому воспитанию населения области и осуществлению эффективной молодежной политики. Цель- туристское освоение северо-восто...
Отчет о туристско- краеведческой экспедиции на байдарках в Приозерском районе ЛО
Отчет может быть полезен начинающим водникам при выборе маршрута экспедиции на байдарках, содержит карту и обозначенную нитку маршрута, описание работ, выполненных учащимися....