Значение учебно-исследовательской, социально-проектной и творческой деятельности патриотической направленности для становления общероссийской гражданской идентичности обучающихся в работе учителя гуманитарного цикла / из опыта работы /.
учебно-методический материал (9 класс)

Науменко Людмила Ивановна

Новая структура гражданско-патриотического образования  включает в себя урочную и внеурочную деятельность, внешкольную деятельность. Следовательно, появилась  необходимость взаимодействия субъектов образовательного процесса: учителей, обучающихся, родителей, общественности.

      Научить патриотизму невозможно, но создать условия для его формирования - обязанность учителей гуманитарного цикла в школе. Отдельные приемы, направленные на формирование патриотизма на уроках истории, обществознания, русского языка и литературы  и во внеурочное время, мы и  представляем  Вашему вниманию. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Межрегиональный  научно-практический семинар – круглый стол

Опыт историко-патриотического воспитания обучающихся на уроках и во внеурочной деятельности (секция учителей истории и литературы)

                                                                 Науменко Людмила Ивановна- учитель русского языка и литературы,

Кокарева Елена Алексеевна- учитель истории

Значение учебно-исследовательской, социально-проектной и  творческой деятельности патриотической направленности для становления общероссийской гражданской идентичности  обучающихся в работе учителя гуманитарного цикла / из опыта работы учителей         гуманитарного цикла МБОУ «Самофаловская СШ»/  

      Еще в конце 19 века  немецкий государственный и политический деятель, первый канцлер Германской империи Отто Фон Бисмарк, высказываясь о роли России и ее народа в мировой истории, утверждал: «Русских невозможно победить, мы убедились в этом за сотни лет. Но русским можно привить ложные ценности и тогда они победят себя сами». Это высказывание Бисмарка приобрело  свою особую  актуальность именно  в 21 веке. Понятно, что ожидание такой «победы» возможно прежде всего через отрицательное влияние западных идеологий на подрастающее поколение нашей страны. Поэтому именно сейчас, когда современная Россия оказалась в опале со стороны США и европейских государств, когда идеологи возродившегося фашизма  самым активным  образом подвергают  сомнению значимость вклада советского народа в Победе во второй мировой войне, когда  появились не просто  факты  искажения исторической правды, а под лозунгами ее переосмысления некоторые авторы дошли  до откровенной фальсификации,   проблема нравственного и патриотического воспитания  российской молодежи стала  ключевой проблемой нашего общества. Ведь основной категорией общества, на которую нацелены попытки переписывания истории, привития новых традиций и отбрасывания устоявшихся моральных и этический ценностей нашего народа, являются дети, которые подобно губке впитывают всю информацию таких лжеполитиков и лжеисториков.

Так формирование гражданского общества и гражданской идентичности, построение правового государства, признание прав человека и его свобод высшей ценностью стала стратегической целью социального развития России в XXI веке. В России 29 мая 2015 года Правительством Российской Федерации была утверждена Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года. Согласно источнику, одним из приоритетных направлений воспитательной деятельности в контексте «Стратегии развития воспитания в Российской Федерации до 2025 года» являлось гражданско-патриотическое воспитание. Его главная цель  — воспитание у детей активной гражданской позиции, гражданской ответственности, основанной на традиционных культурных, духовных и нравственных ценностях российского общества. Также оно направлено на формирование у детей патриотизма, чувства гордости за свою Родину, готовности к защите интересов Отечества, ответственности за будущее России. Указанные приоритеты требуют консолидации усилий   различных институтов гражданского общества, формирования социокультурной инфраструктуры, интегрирующей воспитательные возможности образовательных, культурных, спортивных, научных, экскурсионно-туристических и других организаций. Так российская школа и российский учитель встали в авангарде  этой очень важной и сложной работы по  формированию умения детей и подростков соотносить себя с российским обществом, его нормами и ценностями. Это позволяет молодым людям осознавать себя полноправными гражданами своей страны, чувствовать свою принадлежность к российской гражданской общности. Образование позволяет учащейся молодёжи научиться «жить сообща» с людьми, принадлежащими к другим этнокультурам, имеющими различные взгляды и убеждения, находить справедливый компромисс между этими культурами и её приверженцами. Ключевая стадия формирования идентичности – период от 11 до 20 лет,  приходящий на время обучения в школе, колледже, на первых курсах высших учебных заведений. Поэтому формирование и укрепление гражданской идентичности – задача воспитания в молодом возрасте, а значит, её решение должно осуществляться, прежде всего, в образовательных организациях. Для этого у учителей, педагогов-воспитателей и руководителей образовательных организаций  должна быть сформирована психолого-педагогическая готовность к внедрению программ формирования гражданской идентичности личности. Нормативно-правовой базой для работы по формированию гражданской идентичности в молодёжной среде в Российской Федерации выступает  Конституция Российской Федерации, Закон «Об образовании в Российской Федерации»,  Национальная доктрина образования, Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года. 7 мая 2024 года указом N 309 была утверждена  «Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года", которая позволит создать условия для воспитания гармонично развитой, патриотичной и социально ответственной личности на основе традиционных российских духовно-нравственных и культурно-исторических ценностей. Новая стратегия определяет приоритеты государственной политики в области воспитания и социализации детей, основные направления и механизмы развития институтов воспитания, формирования общественно-государственной системы воспитания детей в Российской Федерации. Основные направления развития воспитания включают: развитие социальных институтов воспитания, включая поддержку семейного воспитания, развитие воспитания в системе образования и поддержку общественных объединений в сфере воспитания, обновление воспитательного процесса с учётом современных достижений науки и на основе отечественных традиций, включая гражданское воспитание и приобщение детей к культурному наследию. . Формирование гражданственности, высокой нравственности, уважения к правам и свободам человека и гражданина, любви к Родине, семье, воспитание толерантности - рассматривается как одно из базовых направлений государственной политики в области образования, представленной в ФГОС нового поколения. Педагогический опыт МО учителей гуманитарного цикла нашей школы направлен в большей степени на поиск путей формирования гражданина, на поиск условий, побуждающих школьников к осознанному деятельному участию в жизни класса, школы, семьи, социума, страны. Гражданская идентичность человека формируется на основе идентичности семейной, школьной, национальной и т. д.

      Сегодня, когда  идет специальная военная операция на Украине, а по сути Россия ведет войну с открытой и лживой агрессией англо-саксов,   это чувство подвергается серьезным испытаниям. Изменилось Отечество, пересматривается его прошлое, тревожит настоящее и серьезно настораживает своей неопределенностью будущее. Именно в этот период с 2023-2024 учебного года в российских школах  в соответствии с требованиями обновленных ФГОС введены единые обязательные подходы к воспитательной работе и преподаванию прежде всего таких школьных предметов как  история, обществознание, русский язык и литература.  В действие вступила новая программа воспитания,  которая направлена на  формирование  у российских школьников  российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной.

   Новая структура гражданско-патриотического образования  включает в себя урочную и внеурочную деятельность, внешкольную деятельность. Следовательно, появилась  необходимость взаимодействия субъектов образовательного процесса: учителей, обучающихся, родителей, общественности.

      Научить патриотизму невозможно, но создать условия для его формирования мы можем и обязаны. Отдельные приемы, направленные на формирование патриотизма на уроках истории, обществознания, русского языка и литературы  и во внеурочное время, мы и  представляем  Вашему вниманию. Каждый урок, каждое проведенное в школе мероприятие  – это плод совместной деятельности преподавателя и учащихся. В условиях МБОУ «Самофаловская СШ» существует  методическое объединение учителей гуманитарного цикла, куда входят учителя истории, обществознания, русского языка и литературы. Поэтому в школе системно проводятся интегрированные уроки и мероприятия, посвященные  событиям российской истории, культуры и литературы. 

       Такие мероприятия находят широкий отклик в душах детей, формируют их нравственный код, позволяют учителям истории и литературы активно  воздействовать  на учащихся с целью осознанного восприятия ими исторических знаний о лучших традициях российского народа, героической борьбе, подвигах, талантах, нравственных качествах сынов Отечества, любви к гербу, флагу, гимну страны, непримиримость к врагам России.

 Традиционной в нашей школе стала предметная неделя истории и словесности которая проводится в дни победы в Сталинградской битве. Мероприятия, которые проводятся учителями истории, обществознания и литературы направлены на формирование осознанного восприятия ими исторических знаний о лучших традициях российского народа, героической борьбе, подвигах, талантах, нравственных качествах сынов Отечества, любви к гербу, флагу, гимну страны, непримиримость к врагам России. В ходе этих мероприятий дети не только знакомятся с историческими фактами или литературными произведениями на военно-патриотическую тему, но и оказываются в таких условиях, когда им необходимо избегать одностороннего прямолинейного толкования событий, когда  учащиеся включаются в активный поиск, стремятся  найти истину в столкновении мнений.  Такая работа  способствует более серьезному раздумью  над страницами истории и над эпизодами литературных произведений. Поэтому учителями проводятся уроки памяти «Мы не забыли», урок-реконструкция «Без срока давности», уроки-диспуты и уроки -размышления. И конечно же, это участие детей в традиционном конкурсе выразительного чтения «Сталинграду посвящается», участие детей в региональном конкурсе сочинений «Без срока давности», интеллектуальные игры на военно-историческую тему, литературная акция «Читаем детям о войне». Это очень важно, ведь особую роль в историко-патриотическом и нравственном воспитании, в развитии творческих способностей школьников, самостоятельности их суждений, в повышении речевой культуры играют сочинения и творческие работы об истории своей семьи, своего народа, села, края, страны в целом, что  помогает определить жизненную  позицию. Ребенок должен знать, что он хранитель памяти своих предков и должен передать её потомкам. Память о предках – это показатель нравственного здоровья нации.  И предметная неделя позволяет вести  работу по формированию общероссийской гражданской идентичности  обучающихся очень результативно.

Второе направление , которое активно используют учителя гуманитарного цикла нашей школы, это проектная и исследовательская деятельность учащихся. Мы живем на героической городищенской земле , которая в годы Сталинградской битвы была плацдармом  боев на подступах к Сталинграду. Такая работа позволяет формировать представление об истории ВОВ, используя различные виды деятельности; воспитывать уважение к заслугам и подвигам воинов Великой Отечественной войны; воспитывать духовно-нравственные и патриотические чувства, гордость за свою страну, любовь и заботливое отношение к старшему поколению, бережное отношение к семейным фотографиям и наградам, пробуждать интерес к прошлому нашего поселка, района, страны. В последние 5 лет учащимися среднего и старшего звена были реализованы следующие работы, посвященные событиям Великой Отечественной войны: исследовательская работа

«Навеки в памяти народной»/ участие 298 стрелковой дивизии в событиях Сталинградской битвы/, «Мой герой Сталинградской битвы», « Навеки в памяти народной /участие 298 стрелковой дивизии в боях за Сталинград/, «Да не прервется связь поколений. Мой дед – герой Великой Отечественной войны».

   Кроме этого  разработка и реализация социальных проектов, участие в акциях, поддержка социальных инициатив  позволяют приобщить учащихся Понятие компетентности. Согласно «Стратегии модернизации содержания общего образования» важной составляющей воспитательной работы является формирование  активной cоциально-гражданскуй позиции учащихся, их успешной позитивной социализации, а cледовательно и формирование российской гражданской идентичности. МБОУ «Самофаловская СШ» - социально активное  образовательное учреждение, которое активно сотрудничает с социумом: учреждениями культуры, администрацией поселения, поисковыми и волонтерскими отрядами, вносит гражданский вклад в благополучие территории.   Как результат реализация учащимися нашей школы целого ряда социальных проектов: «Школьно-поселковая газета «Содружество» как  средство массовой информации населения, развития коммуникативной компетенции и социальной адаптации учащихся школы в условиях  муниципального Самофаловского сельского поселения», который был направлен на духовно- нравственное  воспитание  подрастающего поколения,  развитие творческой, грамотной, интеллектуально развитой личности с развитым чувством гражданского самосознания и   ответственности за свои дела и за судьбу России в целом, объединение  талантливых, инициативных учащихся  в единую команду независимо от возраста, воспитание непосредственного интереса, чуткости и внимания ко всему происходящему. Это социальный проект «Это наша с тобою судьба! Это наша с тобой биография», посвященный исследованию проблем районной газеты «Междуречье», направленный на
повышение читательского интереса к данному печатному изданию и увеличению количественного состава подписчиков газеты в поселке Самофаловка.

Это социальный практико-ориентированный проект по благоустройству территории Самофаловского сельского поселения « Чудеса творим сами», который позволил благоустроить как  школьную  территории, так и территорию поселения, объединив усилия  детей, родителей и учителей, местное самоуправление.   Проект  решал задачи, направленные на         формирование  у подрастающего поколения активной гражданской позиции, содействовал нравственному, эстетическому и трудовому воспитанию школьников, привлек детей к поиску механизмов решения актуальных проблем местного сообщества  через разработку и реализацию социально значимых проектов .     А последние три года школа реализовывала социальный проект «Этих дней не смолкнет слава!», целью которого была реставрация  школьного  Зала боевой славы.    Выпускники нашей школы под руководством учителей гуманитарного цикла    провели огромную   по поиску и сбору информации, проанализировали  имеющиеся материалы о событиях Сталинградской битвы на территории Самофаловки и ее участниках как среди жителей поселка Самофаловка, так и тех курсантских полках, которые воевали на линии обороны Котлубань – Самофаловка летом и  осенью 1942 года,  провели поиск дополнительной информации, уточнили имеющиеся  сведения о защитниках Сталинграда. Но кроме этого были разработаны эскизы новых, красивых современных стендов, которые были созданы и смонтированы в настоящее время в Зале. Часть экспозиции Зала посвящена событиям локальных войн, в которых принимали участие и выпускники нашей школы: Афганской войне, 1 и 2 чеченской компании. В начале декабря 2024 года была завершена работа по оформлению той части экспозиции , которая посвящена участию и подвигам самофаловцев в специальной военной операции. В школе состоялось торжественное открытия нового Зала боевой славы

     Политические события 21 века отрицательно сказались и на положении русского языка и литературы в мире. Д.С.Лихачева  всегда считал, что  «наш язык – это важнейшая часть нашего общего поведения в жизни». Засорение русского языка  ненормированной лексикой через рекламу типа «Поцелуй меня в пачку!»,  его варваризация  вызывают беспокойство общества.

         Поэтому  сегодня очень важно обращение к живому народному слову, к тому слову, которое на протяжении всей своей жизни так бережно собирал В.И. Даль и сохранил потомкам в своем словаре. Не вульгарной и ненормативной лексикой, а литературной лексикой, живым русским народным словом должно владеть наше молодое поколение.  Мы же обязаны сохранить языковое наследие наших предков, потому что донское казачество – это часть человечества, а его язык – достояние мировой культуры. Не знать языка собственных предков – позор и беда для мыслящего, уважающего себя человека. Наша школа при жизни Е.А.Кулькина активно сотрудничала с писателем, было проведено несколько встреч с автором книг об истории донского казачества. И его рассказ об истоках своего творчества, его глубокие  знания истории, быта и культуры донского казачества поразили всех учащихся нашей школы, которые присутствовали на таких встречах. Поэтому  произведения  Е.Кулькина заслуживают того, чтобы они использовались в качестве регионального компонента как на уроках истории, так и на уроках русского языка и литературы. Именно в  таком ракурсе  в школе был реализован интегрированный исследовательский проект  по творчеству Е.Кулькина, автора романа «Крушение», который посвящен участию казаков Дона в событиях гражданской войны и восстанию казаков в 1918 году. В ходе реализации проекта учащиеся познакомились  не только с ходом  восстания на Дону в 1918 году, но одновременно с этим в русле актуальных проблем современной русистики, связанных с изучением общенародного русского языка во всех его формах, были исследованы особенности диалектов донских казаков, был составлен толковый словарь донских диалектов.  Познакомившись с целым рядом произведений писателя, обучающие  поняли, что современные подростки, изучая великую русскую литературу, знакомясь с творчеством зарубежных писателей, оказывается, совершенно не знают  творчества местных писателей, в произведениях которых отражаются особенности речи того или иного региона, вся красота и выразительность русской речи, отражены события российской истории, ставшие судьбоносными для всей нашей страны.  У ребят возник интерес к творчеству других волгоградских писателей, к особенностям их языка. И чтобы не стать «Иванами, не помнящими родства», они активно занялись изучением  творчества  другого волгоградского писателя Бориса Екимова. Итогом такой работы стало интегрированные  открытые мероприятия для обучающихся 8-9 классов: уроки-диспуты по рассказу «Под высоким крестом», «Ночь исцеления», в которых события Великой Отечественной войны являются тем идейным стержнем, вокруг которого и развивается сюжет  произведений. Великой Победе  в этом году 80  лет! Это не просто историческая дистанция, обозначающая годы без большой войны. Это время испытания послевоенного поколения Памятью. Уходят в небытие герои войны. Вместе с ними уходит и уникальный жизненный опыт поколения военного лихолетия.  Поэтому «историю родных мест надо знать! Франция и Испания – они далеко! А это наше – родное!»  Такая работа позволяют учителям истории и литературы вести работу по формированию личности современного подростка, для которого  слово «патриотизм» не будет формальным понятием, а приведет к  глубокому  пониманию подрастающим поколением  ключевых исторических тенденций, станет  неотъемлемой частью их нравственного облика. Читая и обсуждая произведения о событиях Великой Отечественной войны, готовясь к юбилейным датам учащиеся школы  принимают активное участие в творческих конкурсах районного, регионального и всероссийского уровня: это ежегодный районный конкурс «Виктория», «Сталинграду – слава!», региональные конкурсы «Острое перо», «Гренадеры – вперед», «Сталинградская сирень»,  «Мирознай»,

       Рассказывать о такой системной совместной работе  учителей истории и литературы можно и на примерах в рамках урочной деятельности: это уроки, посвященные событиям Крестьянской войны под предводительством Емельяна Пугачева с опорой на роман А.С.Пушкина «Капитанская дочка», это интегрированный урок  развития речи и урок истории, посвященный событиям Золотой Орды. В ближайшее время в этом году будет проведено интегрированное мероприятие на базе музея «Россия – моя страна» на тему «События войны 1812 года в истории и литературе» с активным привлечением регионального исторического материала.

    И конечно же , это выездные экскурсии в музеи и театры. Учащиеся школы дважды принимали участие в празднике «Шолоховская весна», которые ежегодно в начале мая проводится в станице Вешенской.

     Мы, учителя гуманитарного цикла,  верим в то, что  наш опыт историко-патриотического воспитания обучающихся на уроках и во внеурочной деятельности является  частью огромной работы по сохранению  культурных, исторических и языковых традиций русского народа и донского казачества, будет способствовать формированию твердой убежденности  российской молодежи в нашей исторической правоте на основе подлинных исторических фактов, что в конечном итоге общими усилиями правительства России, общественности, педагогического сообщества и родителей позволит сформировать положительный облик истинного патриота нашей страны. Мы абсолютно уверены в том, что уроки гуманитарного цикла  – «это не часы развлечений и отдыха… эти часы должны быть часами воодушевления, эмоционального подъема нравственного прозрения» подрастающего поколения, которое  должно сделать все, чтобы нить человеческой памяти не разорвалась. Перед нынешними школьниками  стоит очень важная задача  – успеть собрать и сохранить то, что связано с историческим прошлым нашей отечественной истории, что  напоминает о героях войны: фотографии, документы, воспоминания. Это нужно сделать, чтобы   душа всего народа осталась чиста до конца, до тихого креста перед светлой памятью  предков. Именно таковы итоговые цели  Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации». 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЛАН РАБОТЫ УЧИТЕЛЕЙ ГУМАНИТАРНОГО ЦИКЛА

Значимый учитель сегодня – это одновременно профессионал и личность. Для того чтобы стать значимым, сегодня необходимо практическое овладение теми видами педагогической культуры, к которым учитель гот...

Анализ работы учителей гуманитарного цикла н

Анализ работы учителей гуманитарного цикла за 2014-2015 учебный год....

Исследовательский проект по краеведению на уроках гуманитарного цикла. (Из опыта работы учителя-словесника.)

Одной из форм работы по краеведению является исследовательский проект, ставший обязательным по новым программам. Это самостоятельная или групповая работа, направляемая на всех этапах работы учителем....

Аналитическая справка руководителя ШМО учителей гуманитарного цикла о проделанной работе

Аналитическая справка руководителя ШМО учителей гуманитарного циклао проделанной работе...

ФОРМИРОВАНИЕ УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

В последние годы в условиях непрерывной модернизации образования важнейшей задачей школы становится не столько обеспечение учащихся системой готовых знаний, сколько развитие и становление личностного ...

План работы учителей гуманитарного цикла

План работы учителей гуманитарного цикла представлен на 2018-2019 учебный год. В плане представлена вся планируемая работа школьного методического объединения. План интнресный, содержательный, насыщен...

Интеграция на уроках гуманитарного цикла (из опыта работы)

Формирование широкой, целостной картины мира в сознании учащихся, способности системно мыслить при решении  практических задач - вот главная цель интеграции в школе...