РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «ТЕАТРАЛЬНАЯ СТУДИЯ"
рабочая программа (5, 6, 7 класс)

Байбородова Галина Владимировна

Рабочая программа школьной театральной студии рассчитана на 3 года (1 час в неделю)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_artist.docx41.22 КБ

Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по внеурочной деятельности «ТЕАТРАЛЬНАЯ СТУДИЯ «ARTист»

для 5 - 7 классов (11-15 лет)

общекультурное направление

Пояснительная записка

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Театральная студия «ARTист» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.

Структура документа

Программа по внеурочной деятельности «Театральная студия «ARTист» представляет собой целостный документ, включающий три раздела:

  1. планируемые результаты освоения учебного предмета;
  2. содержание учебного предмета
  3. тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы

Место предмета в учебном плане

В соответствии с учебным планом на занятия в театральной студии отводится в 5 – 7 классах по 1 часу в неделю, всего 35 часов в год в каждом классе.

  1. Планируемые результаты освоения учебного предмета

Личностные результаты:

۰осознание значимости занятий театральным искусством для личного развития.

۰формирование целостного мировоззрения, учитывающего культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

۰этические чувства, эстетические потребности, ценности и чувства на основе опыта слушания и заучивания произведений художественной литературы;

۰формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;

۰ формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

۰формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками и взрослыми в процессе творческой деятельности;

Метапредметными результатами изучения курса является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

• понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем;

• умение организовывать самостоятельную творческую деятельность, выбирать средства для реализации художественного замысла;

• анализировать причины успеха/неуспеха, осваивать с помощью учителя позитивные установки типа: «У меня всё получится», «Я ещё многое смогу».

• планировать свои действия на отдельных этапах работы над пьесой;

осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности

• Осваивать начальные формы познавательной и личностной рефлексии; позитивной самооценки своих актёрских способностей;

Познавательные УУД:

Обучающийся научится:

۰ пользоваться приёмами анализа и синтеза при чтении и просмотре видеозаписей, проводить сравнение и анализ поведения героя.

۰ понимать и применять полученную информацию при выполнении заданий;

۰ проявлять индивидуальные творческие способности при сочинении этюдов, подборе простейших рифм, чтении по ролям и инсценировании.

Коммуникативные УУД:

Обучающийся научится:

۰ включаться в диалог, в коллективное обсуждение, проявлять инициативу и активность;

۰работать в группе, учитывать мнения партнёров, отличные от собственных;

۰ обращаться за помощью; формулировать свои затруднения; понимать свой успех и неуспех; предлагать помощь и сотрудничество другим;

۰ слушать собеседника и слышать его;

۰ договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, приходить к общему решению;

۰ формулировать собственное мнение и позицию;

۰осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Предметные результаты:

обучающиеся научатся:

۰ выполнять упражнения актёрского тренинга;

۰строить этюд в паре с любым партнёром;

۰ развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию;

۰ видам театрального искусства, основам актёрского мастерства;

۰ сочинять этюды на заданную тему;

۰ умению выражать разнообразные эмоциональные состояния (грусть, радость, злоба, удивление, восхищение).

  1. Содержание курса

5 класс (1 год обучения)

РАЗДЕЛ 1. Основы театральной культуры. Театр как вид искусства

Роль театрального искусства в формировании личности. Театр - искусство коллективное, спектакль - результат творческого труда артистов театра.

История возникновения театра. Виды театрального искусства. Культура поведения в театре. «Зритель» и «фанат». Структура театра, основные профессии: актер, режиссер, сценарист, художник, гример. Театральное здание. Зрительный зал. Сцена. Мир кулис. Сценарий и правила работы с ним. Выразительное чтение разных текстов.

РАЗДЕЛ 2. РИТМОПЛАСТИКА

Ритмопластика массовых сцен и образов. Совершенствование осанки и походки. Владение своим телом, свобода и выразительность движений.

Раздел 3. ТЕАТРАЛЬНАЯ ИГРА

Театральные игры, импровизация. Действия с воображаемым предметом. Пластические, ритмические, музыкальные игры.

Этюд. Сценический этюд. Беспредметный этюд на контрасты (2 человека, сцена разделена перегородкой). Артикуляция. Работа над дикцией.

РАЗДЕЛ 4. ЭТИКА И ЭТИКЕТ

«Этика», «этикет», «этикетка» Такт. Золотое правило нравственности. Культурный человек… Какой он?

РАЗДЕЛ 5 Культура и техника речи

Учимся говорить красиво. Развитие дыхания и свободы речевого аппарата.

Правильная артикуляция, чёткая дикцией, разнообразная интонация. Дыхательные и артикуляционные упражнения. Выразительное чтение поэзии и прозы. Работа над выразительностью речи.

6 класс (2 год обучения)

I раздел: «Основы театральной культуры»

Вводное занятие. «Театр начинается с вешалки». Театр, здание, зал, закулисье (синоним). Виды театрального искусства драматический театр; музыкальный театр; кукольный театр и др. Театр снаружи и внутри: театральное здание; зрительный зал; актёры. Рождение спектакля: творцы сценического чуда; спектакль и актёр; спектакль и зритель, фанат и театрал. Культура поведения в театре: «театр начинается с вешалки…». Зрительская культура. Театр - искусство коллективное, спектакль - результат творческого труда многих людей различных профессий.

II раздел РИТМОПЛАСТИКА

Ритмопластика массовых сцен и образов. Владение своим телом. Мимика, жесты. Артист – на все руки мастер. Действия с воображаемым предметом. Свобода и выразительность движений.

III раздел. Культура и техника речи

Учусь говорить красиво. Театральная речь должна быть чёткой, звучной и выразительной.

Правильная артикуляция, чёткая дикция, правильная интонация, логика речи. Темп речи. Слова-паразиты в речи. Сквернословие, нецензурная брань, просторечные слова.

Использование скороговорок, чистоговорок, стихов как ритмически организованного текста.

IV раздел. ТЕАТРАЛЬНАЯ ИГРА

Этюд как основное средство воспитания актера.  «Этюд» - это маленький спектакль. Разнообразные темы для этюдов. Самостоятельный подбор тем и постановка этюдов на самостоятельно выбранную тему. Импровизация как вид игры.

V раздел ЭТИКА И ЭТИКЕТ

«Этика», «этикет», «этикетка», Понятие такта. Золотое правило нравственности. Что значит культурный человек в современном обществе. Культура речи как важная составляющая образа человека

7 класс (3 год обучения)

I раздел: Основы театральной культуры

Вводное занятие. Здравствуй, театр! История зарождения театрального искусства в разных странах. Известные театры мира, выдающиеся драматурги. Драматург – автор пьесы.

Знакомство с Курскими театрами, их достижения. Деятельность курских театральных артистов в годы Великой Отечественной войны.

Театр как вид искусства. Виды и жанры театрального искусства.

Скоморохи – первые актеры на Руси. Культура костюма. Сценический образ.

II раздел. РИТМОПЛАСТИКА

Ритм, ритмика. Свобода и выразительность движения на сцене. Учись владеть своим телом. Танец, движения в такт музыки. Учимся самостоятельно создавать танцевальные движения, показывать движения и действия героев известны детям сказок.

Импровизация на материале знакомых сказок и рассказов.

III. ТЕАТРАЛЬНАЯ ИГРА

Театр - игра. Действие в сценических условиях. Воображение и вера в вымысел – главная отличительная черта сценического творчества. Имитация поведения животного. Пантомима. Бессловесный образ на сцене. Постановка этюдов по сказкам, сюжетам стихов, «Этюд» - это маленький спектакль, в котором должно происходить определённое событие в предлагаемых обстоятельствах, ситуациях. Самостоятельный выбор темы для этюда.

IV . Этика и этикет

15 основных правил поведения в театре. Поведение в общественных местах и в местах культуры.

V раздел. Культура и техника речи

Театральная речь должна быть чёткой и выразительной. Техника речи. Сила голоса, тембр и темп речи. Работа над артикуляцией гласных и согласных звуков. Работа над дикцией. Игры со словом. Техника речи. Работа над выразительностью речи.

Календарно-тематическое планирование

Первый год обучения

№ п/п

Тема занятия

Количество часов

Дата план

Дата факт

ОСНОВЫ ТЕАТРАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ. ТЕАТР КАК ВИД ИСКУССТВА

1

Вводное занятие «Что такое театр?» Особенности театра.

1

2

История возникновения театра. Культура поведения в театре.

1

3

Виды театрального искусства. Знакомство со структурой театра, его основными профессиями.

1

4

Упражнения на ритмопластику. Подготовка ко Дню учителя.

1

5

Упражнения на ритмопластику. Подготовка ко Дню учителя.

1

6

Выступление на Дне учителя.

1

7

Анализ выступления на празднике День учителя. Упражнения на воображение

1

8

Что такое сценарий? Читка пьесы к Дню матери

1

9

 Упражнения на развитие дикции. Чтение пьесы по ролям.

1

10

Репетиция спектакля. Работа над декорациями, реквизитом.

1

11

Репетиция спектакля. Работа над музыкальным оформлением.

1

12

Спектакль ко Дню матери

1

13

Читка Новогодней пьесы. Распределение ролей. Чтение сказок по ролям.

1

14

Репетиция. Подбор музыкального сопровождения. Изготовление декораций.

1

15

Генеральная репетиция. Изготовление декораций, костюмов.

1

16

Новогодний спектакль

1

17

Обсуждение спектакля (находки, удачи, ошибки, недостатки).

1

РИТМОПЛАСТИКА

18

Ритмопластика массовых сцен и образов. Наблюдение на животных.

1

19

Творческие задания. Этюд.

1

20

Музыкальные пластические игры и упражнения. Работа в парах, группах, чтение диалогов, монологов.

1

ТЕАТРАЛЬНАЯ ИГРА

21

Читка военно-патриотической пьесы. Распределение ролей.

1

22

Репетиция спектакля. Работа над декорациями, реквизитом.

1

23

Репетиция спектакля. Работа над музыкальным оформлением.

1

24

Генеральная репетиция. Подготовка костюмов и декораций.

1

25

Военно-патриотический спектакль

1

26

Обсуждение спектакля (находки, удачи, ошибки, недостатки).

27

Беспредметный этюд - импровизация

1

28

Беспредметный этюд - импровизация

1

ЭТИКА И ЭТИКЕТ

29

Понятие такта. Золотое правило нравственности «Поступай с другими так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой».

1

КУЛЬТУРА И ТЕХНИКА РЕЧИ

30

Что такое культура и техника речи. Выразительное чтение поэзии и прозы.

1

31

Учусь говорить красиво. Что значит красиво говорить?

1

32

Экскурсия в ТЮЗ «Ровесник»

1

33

Выразительное чтение поэзии и прозы.

1

34

Посиделки за круглым столом. Итоги работы за год.

1

35

Резервное занятие

1

Календарно-тематическое планирование

Второй год обучения

№ п/п

Тема занятия

Количество часов

Дата план

Дата факт

ОСНОВЫ ТЕАТРАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ. ТЕАТР КАК ВИД ИСКУССТВА

1

«Театр начинается с вешалки». Виды театрального искусства драматический театр; музыкальный театр; кукольный театр и др.

1

2

Рождение спектакля: творцы сценического чуда; спектакль и актёр; спектакль и зритель, фанат и театрал.

1

3

Упражнения на ритмопластику. Действия с воображаемыми предметами.

1

4

Упражнения на ритмопластику. Подготовка ко Дню учителя.

1

5

Упражнения на ритмопластику. Подготовка ко Дню учителя.

1

6

Выступление на Дне учителя.

1

7

Анализ выступления на празднике День учителя. Упражнения на воображение

1

8

Читка пьесы к Дню матери

1

9

 Упражнения на развитие дикции. Чтение пьесы по ролям.

1

10

Репетиция спектакля. Работа над декорациями, реквизитом.

1

11

Репетиция спектакля. Работа над музыкальным оформлением.

1

12

Спектакль ко Дню матери

1

13

Читка Новогодней пьесы. Распределение ролей. Чтение сказок по ролям.

1

14

Репетиция. Подбор музыкального сопровождения. Изготовление декораций.

1

15

Генеральная репетиция. Изготовление декораций, костюмов.

1

16

Новогодний спектакль

1

17

Обсуждение спектакля (находки, удачи, ошибки, недостатки).

1

РИТМОПЛАСТИКА

18

Ритмопластика массовых сцен и образов. Наблюдение на человека.

1

19

Творческие задания. Этюд.

1

20

Музыкальные пластические игры и упражнения. Работа в парах, группах, чтение диалогов, монологов.

1

ТЕАТРАЛЬНАЯ ИГРА

21

Читка военно-патриотической пьесы. Распределение ролей.

1

22

Репетиция спектакля. Работа над декорациями, реквизитом.

1

23

Репетиция спектакля. Работа над музыкальным оформлением.

1

24

Генеральная репетиция. Подготовка костюмов и декораций.

1

25

Военно-патриотический спектакль

1

26

Обсуждение спектакля (находки, удачи, ошибки, недостатки).

27

Беспредметный этюд на контрасты «Разговор по телефону с невидимым оппонентом».

1

28

Сценический этюд: «Диалог – звукоподражание и «разговор» животных».

1

ЭТИКА И ЭТИКЕТ

29

Культурный человек в современном обществе. Памятка для зрителя

1

КУЛЬТУРА И ТЕХНИКА РЕЧИ

30

Что такое культура и техника речи. Выразительное чтение поэзии и прозы.

1

31

Учусь говорить красиво. Что значит красиво говорить?

1

32

Экскурсия в Курский драматический театр

1

33

Выразительное чтение поэзии и прозы.

1

34

Посиделки за круглым столом. Итоги работы за год.

1

35

Резервное занятие

1

Календарно-тематическое планирование

Третий год обучения

№ п/п

Тема занятия

Количество часов

Дата план

Дата факт

ОСНОВЫ ТЕАТРАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ. ТЕАТР КАК ВИД ИСКУССТВА

1

Здравствуй, театр! История зарождения театрального искусства в разных странах. Известные театры мира, выдающиеся драматурги.

1

2

Знакомство с Курскими театрами, их достижения.

1

3

Театр как вид искусства. Виды и жанры театрального искусства.

1

4

Упражнения на ритмопластику. Подготовка ко Дню учителя.

1

5

Упражнения на ритмопластику. Подготовка ко Дню учителя.

1

6

Выступление на Дне учителя.

1

7

Анализ выступления на празднике День учителя. Упражнения на воображение

1

8

Читка пьесы к Дню матери

1

9

 Упражнения на развитие дикции. Чтение пьесы по ролям.

1

10

Репетиция спектакля. Работа над декорациями, реквизитом.

1

11

Репетиция спектакля. Работа над музыкальным оформлением.

1

12

Спектакль ко Дню матери

1

13

Читка Новогодней пьесы. Распределение ролей. Чтение сказок по ролям.

1

14

Репетиция. Подбор музыкального сопровождения. Изготовление декораций.

1

15

Генеральная репетиция. Изготовление декораций, костюмов.

1

16

Новогодний спектакль

1

17

Обсуждение спектакля (находки, удачи, ошибки, недостатки).

1

РИТМОПЛАСТИКА

18

Учись владеть своим телом. Танец.

1

19

Творческие задания. Этюд.

1

20

Импровизация на материале знакомых сказок

1

ТЕАТРАЛЬНАЯ ИГРА

21

Читка военно-патриотической пьесы. Распределение ролей.

1

22

Репетиция спектакля. Работа над декорациями, реквизитом.

1

23

Репетиция спектакля. Работа над музыкальным оформлением.

1

24

Генеральная репетиция. Подготовка костюмов и декораций.

1

25

Военно-патриотический спектакль

1

26

Обсуждение спектакля (находки, удачи, ошибки, недостатки).

27

Пантомима. Бессловесный образ на сцене.

1

28

Постановка этюдов по сказкам, сюжетам стихов

1

ЭТИКА И ЭТИКЕТ

29

15 основных правил поведения в театре.

1

КУЛЬТУРА И ТЕХНИКА РЕЧИ

30

Театральная речь должна быть чёткой и выразительной. Техника речи. Сила голоса, тембр и темп речи.

1

31

Экскурсия в молодежный театр «3Д»

1

32

Выразительное чтение поэзии и прозы.

1

33

Театральный капустник

1

34

Посиделки за круглым столом. Итоги работы за год.

1

35

Резервное занятие

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности вокальной студии "Соловушка"

Улучшение художественного и эстетического воспитания учащихся - одна из важнейших задач общеобразовательной школы. Главный ориентир - это учебная программа «Музыка». Но место искусству и жизненным про...

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Театральная радуга»

Рабочая программа по курсу "Внеурочная деятельность" в 5-х классах. Театральная игра способствует развитию личности учащихся, развитию детского воображения, памяти, всех видов творчества....

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Театральная студия Фантазия"

Театр как искусство научит видеть прекрасное в жизни и в людях, зародит стремление самому нести в жизнь благое и доброе. Реализация программы с помощью выразительных средств театрального искусства так...

Рабочая программа кружковой внеурочной деятельности "Театральная студия"

Программа разработана на 2 года, применяется в ЦССВ "Сколковский". Основное направление -социализация детей, развитие коммуникативных навыков....

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Театральная студия" 3 класс

Рабочая программаРассмотренона заседании педагогического совета Протокол № 1от «30» августа 2019 г.СогласованоЗам. директора по УМР_______О.С. Гусева« 30 » августа 2019 г.Утвер...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности ( Театральная студия «Югорка») (духовно- нравственное направление)

Важнейшей целью современного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России....

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Театральная студия"

Рабочая программа внеурочной деятельностипо    общекультурному направлениюдля обучающихся 10-11 классов«Театральная студия»...