семинар - практикум: "Музейная педагогика на уроках истории"
методическая разработка (5 класс)
Предварительный просмотр:
Мир вам, гости дорогие,
Вы явились в добрый час
Встречу добрую и тёплую
Мы готовили для вас!
Наш актив музейного кружка «Связь (руки) поколения»:
Толстых Максим, я отвечаю за сохранение исторической памяти о защитниках Отечества в разных войнах.
Капитонова Алина, мне интересно традиции, культура и истории своего и других народов, поэтому я акцентирую своё внимание на этой области.
Трифонова Настя увлекает меня исследовательская, научно-просветительская работа, направленная на изучение истории Отечества и родного края;
Авдюкова Алиса, я люблю проводить экскурсии, рассказывать о наших экспозициях, помогаю разрабатывать создавать экспозиции. , выставки.
Руководитель и основатель музейного кружка, учитель истории Крючкова Т.В.
Цель: использование материалов музейного уголка на уроках истории, чтобы оживить учебный процесс и сделать его более доступным для учащихся.
Музейная среда - помощник учителю истории, по приобщению обучающихся к культурному наследию и погружению в изучаемую эпоху с помощью предметов и документов.
Основан: 1 сентября 2022г.
Профиль:
- История периодов и исторических событий.
- Краеведение
С чего начинается Родина…Начинается Родина с памяти, С почитанья истоков своих
Народная мудрость гласит: “Не забывай старь – она новизну держит”.
И Чтобы попасть на экскурсию, необходимо разгадать ребус: (на двери)
Да, это сундук. В сундучке спрятались музейные предметы, накануне они ушли гулять и заблудились. Наша задача, слушать экскурсоводов, внимательно смотреть и в конце расставить потеряшки на свои места. Справимся? …. В путь!
Первый шаг – быт князей, дворян, царей.
И крестьянин не робей
Оброк, барщину плати,
Жизнь боярам посвяти.
Шаг второй – Царя убили
Власть жестоко захватили
Правит всем простой народ,
В массы знания даёт
Вспомнить детство золотое
На фото всё пережитое
Образы далёкие картинок,
Песни подпеваю без запинок,
Вспомним! Песня «Гимн пионерии»
Пионеры учатся
Комсомольцы трудятся
Ленин, Сталин – вот вожди!
Но пощады ты не жди!
Коль поступит вдруг донос
Жизнь пойдёт наперекос
И в край акмолинский езжай
Камыш на стройку вырубай.
В стране Заводы открываются,
Но Европа в страхе сотрясается
Гитлер мир нам обещал,
И пока весь город спал
Крепость брестскую бомбил (№1 Левитан Вставай страна огромная)
Страшный день вдруг наступил…
Настя, Алиса, Максим, Алина.
Настя: 22 июня ровно в 4 утра
Немцы подкрались внезапно
И началась война!
По радио диктор скажет,
Что немцы нас гонят в круг,
Москву у нас отбирают и
В Ленинград идут.
Народ весь был напуган,
Но отступать не стал!
На фронт все призывались,
Чтоб дать отпор врагам!
Огромные потери советский нёс народ,
Но битву в Ленинграде он выиграть всё же смог!
Осада шла три года- народ изнеможен!
Но русский дух не сломлен- он был освобождён!
За все четыре года, в Великую войну
Мы бились в Сталинграде, и бились за Москву!
Случалось и затишье, недолгое в ночи –
Писали письма жёнкам, играли у свечи.
Но вот настала дата:
Победа над врагом!
Мы в мае 45-го
В Берлин знамя несём!
Ура! Капитуляция! Германия сдалась!
В Берлине 45 -го Победа удалась!!!
Алиса:
Говорят, "у войны не женское лицо", но женщины уходили на фронт.
Они подносили снаряды, они были снайперами, зенитчицами,
летчиками, сестрами милосердия. Они были солдатами.
Нежные, хрупкие девушки и женщины, они тоже приближали победу.
Я хочу осветить жизнь - Мурашовой Елены Павловны.
Родилась Елена Павловна 1921 году
В предвоенное время работала заведующей Пушкинским сельским клубом. Отлично играла на гитаре и балалайке. В марте 1944 года ушла добровольцем на фронт (фото с подписью) , воевала в составе Украинского фронта, была медсестрой в 3-ей Гвардейской армии в 196-м армейском полку.
По информации родственников:
Елена Павловна прошла обучение на снайпера, и выполняла боевые задачи.
Но это была секретная информация. При жизни, Елена Павловна рассказывала об этом журналистам телеканала «Антенна 7».
Во время войны, в свободное время, исполняла песни и играла на балалайке для поднятия боевого духа у бойцов! Любила петь романсы. Вернулась живой. Продолжила работать в Доме культуры. Умерла в 2005 году.
Иосиф Иларионович Сталин учредил поощрение за боевую работу санитаров, и Елена Павловна получила награды: орден Отечественной войны II степени, медали «За взятие Берлина», «За победу над Германией», «За освобождение Праги».
Максим: «Боец Дальневосточного фронта»
Бирюков Яков Андрианович В 1939 году был призван в ряды советской армии служить на Дальнем востоке., подводником. В то время в Морфлоте служили по 3 года.
Но в 1941 году на нашу страну вероломно, без объявления войны, атакуют Германские войска.
Обстановка на дальневосточном участке советской границы в предвоенный период складывалась напряжённая.
Для повышения эффективности управления войсками в июне 1940 года было воссоздано управление Дальневосточного фронта. Именно здесь мой земляк охранял границу СССР в составе сил Тихоокеанского флота и Амурской речной военной флотилии.
Опасность нападения милитаристской Японии на дальневосточные границы в 1941– 1945 гг. была вполне реальной.
9 августа 1945 года, на Дальнем Востоке три советских фронта начали наступательную операцию против Японии. В этой битве участвовал Яков Адрианович. Для них война закончилась не 9 мая, а 2 сентября 1945года.
В конце 1945 года советские войска покидали Китай. Интендантская служба (это система учреждений и заведений, которые осуществляют снабжение вооружённых сил всеми видами довольствия) была уже отправлена в распоряжение Дальневосточного штаба советских войск. Получить новую форму бойцам, находящимся еще в Китае, не было возможности, поэтому китайское командование выдало нашим бойцам свою военную форму образца 1905 года. В ней и запечатлен на фотографии боец советской армии Яков Бирюков.
Но нашего земляка настигла война в армии, и он не дослужил еще 1 год. Ему пришлось вернуться в часть, но уже в звании Старшего сержанта, и дослужить положенный срок.
К семье он вернулся в 1946 году. Дома его уже и не ждали…После ПОБЕДЫ не вернулся домой, думали погиб. Но какова же была радость встречи, когда Яков Андрианович вернулся живой и невредимый.
В своих воспоминаниях о войне с Японией Яков Андрианович пишет: «Вспоминаются первые и последующие дни боев с ненавистным врагом. Самое трудное было это прощание с Родиной и последними шагами по родной земле при форсировании пограничной водной преграды».
Яков Андрианович работал ветеринаром в родном колхозе.
Часто его приглашали в школу, чтобы Яков Андрианович рассказал ученикам о ВОВ.
Война оставила неизгладимый отпечаток в душе у нашего земляка. И простой ветеринар – пишет стихи в блокноте, который он привёз из Китая. В них он отражает пережитые эмоции на войне, красоту родного края и надежду на будущее. Обратите внимание на содержание блокнота (фото военных лет, червонцы 1937 года, боец привёз их с фронта и хранил всю жизнь, карта, документы).
Алина К.
Песня День победы)
80 лет назад 24 июня 1945 года в Москве на Красной площади прошёл исторический Парад в честь Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. Всего в торжественных шествиях приняли участие около 35 тысяч человек. Среди них были наши земляки из Омского района Омской области, которые участвовали в Параде в составе своих фронтов. Одним из них был
Александр Николаевич Мельников, он родился в 1924 году в Пушкинском сельском поселении.
Рядовой (в других источниках – сержант) стрелок, разведчик, радист. Войну начал с 1942 года.
Прошёл путь от Москвы до Берлина. Освобождал Белоруссию, Латвию, Литву, Восточную Пруссию. (карта)
Боевые подвиги:
Телефониста роты связи Мельникова Александра Николаевича наградить за то, что он в период прорыва сильно укрепленной обороны противника 16 октября 1944 года в любых условиях боя обеспечивал бесперебойной связью подразделения, кроме этого, он неоднократно под огнем противника исправлял порывы связи, чем обеспечил бесперебойную работу связи.
В бою 16 апреля .1945 года товарищ Мельников под сильным пулеметным огнем навел линию связи и обеспечил бесперебойную связь командира полка с командиром дивизиона, в течении суток рискуя жизнью устранил 8 порывов.
После выхода на пенсию много лет возглавлял Пушкинский совет ветеранов.
Эта память важна для каждого из нас, для всех поколений. В селе Ракитинка, где проживал наш герой, свято чтут память участника Великой Отечественной войны. В честь Мельникова Александра Николаевича в селе назван переулок, чтобы увековечить память героя! (фото карты Ракитинка с указанием переулка Мельникова)
Сыновья Александра Николаевича- Александр и Николай пошли по стопам отца, приняли военную присягу, участвовали в Афганской войне и вернулись живыми. (показать на уголок Афган Чечня)
Внук служил на границе с Украиной, участвовал в Специальной военной операции. (Клевно Никита) уголок СВО.
Омичи в тылу трудились
Полевые сумки шились
Сапоги, ремни и главное
Танки, самолёты славные.
Принимал Омск и детей
Спасая от бомбёжки и конс.лагерей
Их любовью согревали,
Но и сложности бывали…
Послушайте воспоминания ОСТАПОВОЙ ЛИДИИ АЛЕКСАНДРОВНЫ - Заслуженного учителя РФ,
С 1974 года 10 лет проработала Директором Пушкинской средней школы.
(читаю)
Всё познали Омичи
Но виновных не ищи
Горе - закаляло
А радость - вдохновляла!
Для потомков это сохраним
Силу духа им передадим.
Ведь любые беды по плечу
Каждому О-ми-чу!
Всё узнали вы о нас
И настал ваш звёздный час
Отгадайте поскорей
Место этих вот вещей.
В 1942 году профессор Сибирского института сельского хозяйства и лесоводства (сегодня — ОмГАУ) Януш Зайковский изобрёл брикетированное сухое молоко с сахаром, которое называли белым шоколадом. Созданный Зайковским продукт мог помочь решить проблему нехватки глюкозы в питании больных и раненых.
(Алиса Бухенвальд) Песня Бухенвальдский Набат
Молодцы!
Разгадайте загадку, а кто же разыскивает старинные вещи?
Как фанат ведёт раскопки
Ради мелочной находки,
Черепок найдёт и рад,
Словно вырыл целый клад. (Ответ: археолог).
(погрузитесь в военно-полевую раскопку, может что-нибудь найдём)
Вот так вещи жили- были
И хозяевам служили.
А теперь они в музее,
Чтобы мы на них смотрели
И гордились стариной
Так как я и мы с тобой.
Гости дорогие, всё оглядите
И на фотосессию пройдите
С собой возьмете тот предмет
Который душенькой воспет. (песня Славянка, потом вальс)
История — это наука,
А кто-то скажет- скука!
Но не в нашей школе -
Здесь у всех есть роли:
Я - солдат, а кто-то царь,
Стороны сей государь.
В любую эпоху погрузись
И на пять легко учись!!!
Сегодня хочется вручить сертификаты за участие в интернет – викторинах организованных БУ ОО "Центром патриотического воспитания молодежи" Алисе Авдюковой, в конце мая она успешно ответила на вопросы об особенностях данных род войск. Поздравляю и желаю дальнейших успехов. И всем активистам музейного кружка вручаются Почётные грамоты «За особые успехи в организации мероприятий, участие в исследовательских работах и проектах, оформлении экспозиций, проведении мастер-классов, посвящённых году «Защитника Отечества» и «80-летию Великой Победы». Один из проектов – сборник биографий: «Предки Великой Отечественной войны». – Обучающиеся с Викторией Александровной подготовили. Предложили ввести в школе награду за патриотическую активность «Патриот – 2025г. МБОУ «Пушкинская СОШ» имени героя России Шиц. И.А», мастер -классы: Георгиевская лента, обереги на СВО.
Итог:
Благодарность гостям безгранична,
Ведь вы все отложили дела,
Чтоб нас навестить нынче лично
Но расстаться пора подошла.
Я желаю, чтоб близкие ваши
Находили минутку всегда,
Чтоб звонить вам и видеться чаще,
Чтоб не таяла связь никогда.
(присоединяйтесь, вы теперь с нами в связке!) «Связь ПОКЛЕНИЙ!»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование технологий здоровьесберегающей педагогики на уроках истории и географии»
Использование технологий здоровьесберегающей педагогики на уроках истории и географии»...

ТРИЗ-педагогика на уроках истории и обществознания
Материал для выступления на школьном методическом объединении учителей истории и обществознания...

Методический семинар "использование игровых технологий на уроках истории"
Цель: создание условий и системы работы с использованием игровых технологий для оптимального развития способностей учащихся. Для достижения цели были поставлены следующие задачи:u1. Раскр...

Выступление на региональном семинаре "Формирование личностных ууд на уроках истории"
Тема: Формирование личностных ууд на уроках истории.Цель: повысить мотивацию педагогов к овладению методом проектов как одним из интерактивных методов обучения.Задачи: Познакомить педагогов с по...
Приёмы и методы ТРИЗ – педагогики на уроках истории»
Приёмы и методы ТРИЗ – педагогики на уроках истории»...

Приемы ТРИЗ-педагогики на уроках истории и обществознания как средство активизации познавательной деятельности обучающихся, а также их актуальность в системе московского образования.
В данной презентации мы отразили некоторые приёмы использования ТРИЗ , из нашего исследования, в системе московского образования....

Отзыв на мастер-класс "Использование инновационных технологий "музейная педагогика"на уроках истории и во внеурочной деятельности "
Использование инновационных технологий "музейная педагогика"на уроках истории и во внеурочной деятельности...
