семинар - практикум: "Музейная педагогика на уроках истории"
методическая разработка (5 класс)

Крючкова Татьяна Владимировна

Урок - экскурсия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zdravstvuyte.docx31.33 КБ

Предварительный просмотр:

Мир вам, гости дорогие,

Вы явились в добрый час

Встречу добрую и тёплую

Мы готовили для вас!

Наш актив музейного кружка «Связь (руки) поколения»:

Толстых Максим, я отвечаю за сохранение исторической памяти о защитниках Отечества в разных войнах.

Капитонова Алина, мне интересно традиции, культура и истории своего и других народов, поэтому я акцентирую своё внимание на этой области.

Трифонова Настя увлекает меня исследовательская, научно-просветительская работа, направленная на изучение истории Отечества и родного края;

Авдюкова Алиса, я люблю проводить экскурсии, рассказывать о наших экспозициях, помогаю разрабатывать создавать экспозиции. , выставки.

Руководитель и основатель музейного кружка, учитель истории Крючкова Т.В.

Цель: использование материалов музейного уголка на уроках истории, чтобы оживить учебный процесс и сделать его более доступным для учащихся.

Музейная среда - помощник учителю истории, по приобщению обучающихся к культурному наследию и погружению в изучаемую эпоху с помощью предметов и документов.

Основан: 1 сентября 2022г.

Профиль:

  • История периодов и исторических событий.
  • Краеведение

С чего начинается Родина…Начинается Родина с памяти, С почитанья истоков своих

Народная мудрость гласит: “Не забывай старь – она новизну держит”.

И Чтобы попасть на экскурсию, необходимо разгадать ребус: (на двери)

Да, это сундук. В сундучке спрятались музейные предметы, накануне они ушли гулять и заблудились. Наша задача, слушать экскурсоводов, внимательно смотреть и в конце расставить потеряшки на свои места. Справимся? …. В путь!

Первый шаг – быт князей, дворян, царей.

И крестьянин не робей

Оброк, барщину плати,

Жизнь боярам посвяти.

Шаг второй – Царя убили

Власть жестоко захватили

Правит всем простой народ,

В массы знания даёт

Вспомнить детство золотое

На фото всё пережитое

Образы далёкие картинок,

Песни подпеваю без запинок,

Вспомним! Песня «Гимн пионерии»

Пионеры учатся

Комсомольцы трудятся

Ленин, Сталин – вот вожди!

Но пощады ты не жди!

Коль поступит вдруг донос

Жизнь пойдёт наперекос

И в край акмолинский езжай

Камыш на стройку вырубай.

В стране Заводы открываются,

Но Европа в страхе сотрясается

Гитлер мир нам обещал,

И пока весь город спал

Крепость брестскую бомбил (№1 Левитан Вставай страна огромная)

Страшный день вдруг наступил…

Настя, Алиса, Максим, Алина.

Настя: 22 июня ровно в 4 утра

Немцы подкрались внезапно

И началась война!

По радио диктор скажет,

Что немцы нас гонят в круг,

Москву у нас отбирают и

В Ленинград идут.

Народ весь был напуган,

Но отступать не стал!

На фронт все призывались,

Чтоб дать отпор врагам!

Огромные потери советский нёс народ,

Но битву в Ленинграде он выиграть всё же смог!

Осада шла три года- народ изнеможен!

Но русский дух не сломлен- он был освобождён!

За все четыре года, в Великую войну

Мы бились в Сталинграде, и бились за Москву!

Случалось и затишье, недолгое в ночи –

Писали письма жёнкам, играли у свечи.

Но вот настала дата:

Победа над врагом!

Мы в мае 45-го

В Берлин знамя несём!

Ура! Капитуляция! Германия сдалась!

В Берлине 45 -го Победа удалась!!!

Алиса:

Говорят, "у войны не женское лицо", но женщины уходили на фронт.

Они подносили снаряды, они были снайперами, зенитчицами,

летчиками, сестрами милосердия. Они были солдатами.

Нежные, хрупкие девушки и женщины, они тоже приближали победу.

Я хочу осветить жизнь - Мурашовой Елены Павловны.

Родилась Елена Павловна 1921 году

В предвоенное время работала заведующей Пушкинским сельским клубом. Отлично играла на гитаре и балалайке. В марте 1944 года ушла добровольцем на фронт (фото с подписью) , воевала в составе Украинского фронта, была медсестрой в 3-ей Гвардейской армии в 196-м армейском полку.

По информации родственников:

Елена Павловна прошла обучение на снайпера, и выполняла боевые задачи.

Но это была секретная информация. При жизни, Елена Павловна рассказывала об этом журналистам телеканала «Антенна 7».

Во время войны, в свободное время, исполняла песни и играла на балалайке для поднятия боевого духа у бойцов! Любила петь романсы. Вернулась живой. Продолжила работать в Доме культуры. Умерла в 2005 году.

Иосиф Иларионович Сталин учредил поощрение за боевую работу санитаров, и Елена Павловна получила награды: орден Отечественной войны II степени, медали «За взятие Берлина», «За победу над Германией», «За освобождение Праги».

Максим: «Боец Дальневосточного фронта»

Бирюков Яков Андрианович В 1939 году был призван в ряды советской армии служить на Дальнем востоке., подводником. В то время в Морфлоте служили по 3 года.

Но в 1941 году на нашу страну вероломно, без объявления войны, атакуют Германские войска.

Обстановка на дальневосточном участке советской границы в предвоенный период складывалась напряжённая.

Для повышения эффективности управления войсками в июне 1940 года было воссоздано управление Дальневосточного фронта. Именно здесь мой земляк охранял границу СССР в составе сил Тихоокеанского флота и Амурской речной военной флотилии.

Опасность нападения милитаристской Японии на дальневосточные границы в 1941– 1945 гг. была вполне реальной.

9 августа 1945 года, на Дальнем Востоке три советских фронта начали наступательную операцию против Японии. В этой битве участвовал Яков Адрианович. Для них война закончилась не 9 мая, а 2 сентября 1945года.

В конце 1945 года советские войска покидали Китай. Интендантская служба (это система учреждений и заведений, которые осуществляют снабжение вооружённых сил всеми видами довольствия) была уже отправлена в распоряжение Дальневосточного штаба советских войск. Получить новую форму бойцам, находящимся еще в Китае, не было возможности, поэтому китайское командование выдало нашим бойцам свою военную форму образца 1905 года. В ней и запечатлен на фотографии боец советской армии Яков Бирюков.

Но нашего земляка настигла война в армии, и он не дослужил еще 1 год. Ему пришлось вернуться в часть, но уже в звании Старшего сержанта, и дослужить положенный срок.

К семье он вернулся в 1946 году. Дома его уже и не ждали…После ПОБЕДЫ не вернулся домой, думали погиб. Но какова же была радость встречи, когда Яков Андрианович вернулся живой и невредимый.

В своих воспоминаниях о войне с Японией Яков Андрианович пишет: «Вспоминаются первые и последующие дни боев с ненавистным врагом. Самое трудное было это прощание с Родиной и последними шагами по родной земле при форсировании пограничной водной преграды».

Яков Андрианович работал ветеринаром в родном колхозе.

Часто его приглашали в школу, чтобы Яков Андрианович рассказал ученикам о ВОВ.

Война оставила неизгладимый отпечаток в душе у нашего земляка. И простой ветеринар – пишет стихи в блокноте, который он привёз из Китая. В них он отражает пережитые эмоции на войне, красоту родного края и надежду на будущее. Обратите внимание на содержание блокнота (фото военных лет, червонцы 1937 года, боец привёз их с фронта и хранил всю жизнь, карта, документы).

Алина К.

Песня День победы)

80 лет назад 24 июня 1945 года в Москве на Красной площади прошёл исторический Парад в честь Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. Всего в торжественных шествиях приняли участие около 35 тысяч человек. Среди них были наши земляки из Омского района Омской области, которые участвовали в Параде в составе своих фронтов. Одним из них был

Александр Николаевич Мельников, он родился в 1924 году в Пушкинском сельском поселении.

Рядовой (в других источниках – сержант) стрелок, разведчик, радист. Войну начал с 1942 года.

Прошёл путь от Москвы до Берлина. Освобождал Белоруссию, Латвию, Литву, Восточную Пруссию. (карта)

Боевые подвиги:

Телефониста роты связи Мельникова Александра Николаевича наградить за то, что он в период прорыва сильно укрепленной обороны противника 16 октября 1944 года в любых условиях боя обеспечивал бесперебойной связью подразделения, кроме этого, он неоднократно под огнем противника исправлял порывы связи, чем обеспечил бесперебойную работу связи.

В бою 16 апреля .1945 года товарищ Мельников под сильным пулеметным огнем навел линию связи и обеспечил бесперебойную связь командира полка с командиром дивизиона, в течении суток рискуя жизнью устранил 8 порывов.

После выхода на пенсию много лет возглавлял Пушкинский совет ветеранов.

Эта память важна для каждого из нас, для всех поколений. В селе Ракитинка, где проживал наш герой, свято чтут память участника Великой Отечественной войны. В честь Мельникова Александра Николаевича в селе назван переулок, чтобы увековечить память героя! (фото карты Ракитинка с указанием переулка Мельникова)

Сыновья Александра Николаевича- Александр и Николай пошли по стопам отца, приняли военную присягу, участвовали в Афганской войне и вернулись живыми. (показать на уголок Афган Чечня)

Внук служил на границе с Украиной, участвовал в Специальной военной операции. (Клевно Никита) уголок СВО.

Омичи в тылу трудились

Полевые сумки шились

Сапоги, ремни и главное

Танки, самолёты славные.

Принимал Омск и детей

Спасая от бомбёжки и конс.лагерей

Их любовью согревали,

Но и сложности бывали…

Послушайте воспоминания ОСТАПОВОЙ ЛИДИИ АЛЕКСАНДРОВНЫ - Заслуженного учителя РФ,

С 1974 года 10 лет проработала Директором Пушкинской средней школы.

(читаю)

Всё познали Омичи

Но виновных не ищи

Горе - закаляло

А радость - вдохновляла!

Для потомков это сохраним

Силу духа им передадим.

Ведь любые беды по плечу

Каждому О-ми-чу!

Всё узнали вы о нас

И настал ваш звёздный час

Отгадайте поскорей

Место этих вот вещей.

В 1942 году профессор Сибирского института сельского хозяйства и лесоводства (сегодня — ОмГАУ) Януш Зайковский изобрёл брикетированное сухое молоко с сахаром, которое называли белым шоколадом. Созданный Зайковским продукт мог помочь решить проблему нехватки глюкозы в питании больных и раненых.

(Алиса Бухенвальд) Песня Бухенвальдский Набат

Молодцы!

Разгадайте загадку, а кто же разыскивает старинные вещи?

Как фанат ведёт раскопки

Ради мелочной находки,

Черепок найдёт и рад,

Словно вырыл целый клад. (Ответ: археолог).

(погрузитесь в военно-полевую раскопку, может что-нибудь найдём)

Вот так вещи жили- были

И хозяевам служили.

А теперь они в музее,

Чтобы мы на них смотрели

И гордились стариной

Так как я и мы с тобой.

Гости дорогие, всё оглядите

И на фотосессию пройдите

С собой возьмете тот предмет

Который душенькой воспет. (песня Славянка, потом вальс)

История — это наука,

А кто-то скажет- скука!

Но не в нашей школе -

Здесь у всех есть роли:

Я - солдат, а кто-то царь,

Стороны сей государь.

В любую эпоху погрузись

И на пять легко учись!!!

Сегодня хочется вручить сертификаты за участие в интернет – викторинах организованных БУ ОО "Центром патриотического воспитания молодежи" Алисе Авдюковой, в конце мая она успешно ответила на вопросы об особенностях данных род войск. Поздравляю и желаю дальнейших успехов. И всем активистам музейного кружка вручаются Почётные грамоты «За особые успехи в организации мероприятий, участие в исследовательских работах и проектах, оформлении экспозиций, проведении мастер-классов, посвящённых году «Защитника Отечества» и «80-летию Великой Победы». Один из проектов – сборник биографий: «Предки Великой Отечественной войны». – Обучающиеся с Викторией Александровной подготовили. Предложили ввести в школе награду за патриотическую активность «Патриот – 2025г. МБОУ «Пушкинская СОШ» имени героя России Шиц. И.А», мастер -классы: Георгиевская лента, обереги на СВО.

Итог:

Благодарность гостям безгранична,

Ведь вы все отложили дела,

Чтоб нас навестить нынче лично

Но расстаться пора подошла.

Я желаю, чтоб близкие ваши

Находили минутку всегда,

Чтоб звонить вам и видеться чаще,

Чтоб не таяла связь никогда.

(присоединяйтесь, вы теперь с нами в связке!) «Связь ПОКЛЕНИЙ!»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование технологий здоровьесберегающей педагогики на уроках истории и географии»

Использование технологий здоровьесберегающей педагогики на уроках истории и географии»...

ТРИЗ-педагогика на уроках истории и обществознания

Материал для выступления на школьном методическом объединении учителей истории и обществознания...

Методический семинар "использование игровых технологий на уроках истории"

Цель: создание условий и системы работы с использованием игровых технологий для оптимального развития способностей учащихся.  Для достижения цели были поставлены следующие задачи:u1. Раскр...

Выступление на региональном семинаре "Формирование личностных ууд на уроках истории"

Тема:  Формирование личностных ууд на уроках истории.Цель: повысить мотивацию педагогов к овладению методом проектов как одним из интерактивных методов обучения.Задачи: Познакомить педагогов с по...

Приёмы и методы ТРИЗ – педагогики на уроках истории»

Приёмы и методы ТРИЗ – педагогики на уроках истории»...

Приемы ТРИЗ-педагогики на уроках истории и обществознания как средство активизации познавательной деятельности обучающихся, а также их актуальность в системе московского образования.

В данной презентации мы отразили некоторые приёмы использования ТРИЗ , из нашего исследования, в системе московского образования....

Отзыв на мастер-класс "Использование инновационных технологий "музейная педагогика"на уроках истории и во внеурочной деятельности "

Использование инновационных технологий "музейная педагогика"на уроках истории и во внеурочной деятельности...