Выступление на региональном семинаре "Формирование личностных ууд на уроках истории"
материал по теме

Шашлова Олеся Михайловна

Тема:  Формирование личностных ууд на уроках истории.

Цель: повысить мотивацию педагогов к овладению методом проектов как одним из интерактивных методов обучения.

Задачи:

Познакомить педагогов с понятием “интерактивное обучение”;

Познакомить педагогов с методами интерактивного обучения;

Углубить знания педагогов о методе проектов, алгоритме создания проекта.

Создать условия для активного взаимодействия участников мастер - класса между собой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_office_word.docx25.35 КБ

Предварительный просмотр:

Тема:  Формирование личностных ууд на уроках истории.

Цель: повысить мотивацию педагогов к овладению методом проектов как одним из интерактивных методов обучения.

Задачи:

Познакомить педагогов с понятием “интерактивное обучение”;

Познакомить педагогов с методами интерактивного обучения;

Углубить знания педагогов о методе проектов, алгоритме создания проекта.

Создать условия для активного взаимодействия участников мастер - класса между собой.

Ход:

Учитель:  Добрый день, коллеги!

А начать я хочу наше занятие со своеобразной молитвы о встрече.

Я пришёл в этот мир

Не для того, чтобы оправдывать твои надежды,

Не для того, чтобы отвечать твоим интересам,

Не для того, чтобы соответствовать твоим ожиданиям.

И ты пришёл в этот мир  

Не для того, чтобы оправдывать мои надежды,

Не для того, чтобы отвечать моим интересам,

Не для того, чтобы соответствовать моим ожиданиям.

Потому что я – это я, а ты – это ты.

Но если мы встретились и поняли друг друга – это прекрасно!

Сегодня  я хочу поделиться с вами тем, что проработала и прочувствовала сама, а также отработала вместе со своими учениками на уроках истории и обществознания.  Ведь говорят, «век живи – век учись», но всем хорошо известно, что технологию, однажды созданную автором, повторить невозможно – её необходимо изучать, исследовать и даже тогда речь может идти только об использовании отдельных элементов. И в этом случае их необходимо изучить, исследовать, попробовать и даже тогда это не всегда  может принести желаемый  результат.

Вывод: не изучив до конца, невозможно судить о предмете в целом.  Вот я и предлагаю поговорить о проектах.

   Проект – слово, слишком популярное в наши дни, и особенно в образовании. Но, несмотря на явную популярность проектов, вокруг этой темы существует множество споров и разногласий: что мы понимаем под таким известным словом - «проект»?  нужны ли проекты?  а, если да, то все ли проекты стоят того, чтобы их выполнять или любой проект уже несет положительный результат для его создателей.

В современном мире огромное количество творческих профессий,  но, я думаю, вы согласитесь со мной, что более  творческую профессию, чем профессия учителя, найти трудно. Педагоги в своей практике используют различные методы и формы обучения: пассивные, активные, интерактивные. Наиболее интересными в наше время считаются интерактивные методы, когда в корне меняются отношения «педагог - ученик». Одним из таких методов и является метод проектов. Педагог теряет свою лидирующую и контролирующую роль, он становиться участником творческого процесса:

Воспитанник определяет цель – педагог помогает ему в этом;

Воспитанник открывает новые знания – педагог рекомендует  источники;

Воспитанник выбирает – педагог содействует;

Воспитанник активен – педагог создаёт условия для проявления активности.

Таким образом, каждый ребёнок способен творить, и то, что он делает под руководством учителя сегодня, завтра он сделает самостоятельно.

Давайте заглянем в историю. Проектом (от латинского projectus = выдвинутый вперед) называют реалистический замысел о желаемом будущем. От капризного хотения, пустого мечтания, несбыточных грез и беспочвенных фантазий (сегодня их иронически именуют "прожектами" или "прожектерством") проектный замысел отличается тем, что содержит в себе рациональное обоснование и конкретный способ (технологию) своей практической осуществимости.  Иначе говоря, проектный замысел указывает нам, что и как нужно сделать для его реализации, или воплощения в жизнь. То есть получить, изготовить, создать, построить, или сконструировать то, в чем мы нуждаемся и чего пока не имеем, но сможем иметь, если приложим к тому надлежащие умственные, физические или политические усилия. Слово «проект» встречается во многих европейских языках, его появление относится к 16-17 веку, как идея, предложение, задание по тематической разработке. Возникновение собственно метода проектов относят к началу нынешнего столетия. Его называли также методом проблем и связывался он с идеями гуманистического направления в философии и образовании, разработанными американским философом и педагогом Дж.Дьюи, а также его учеником В.Х.Килпатриком. Параллельно с американцами работали и наши русские учёные. В основе любого проекта лежит развитие познавательных навыков, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления. Это – совокупность приемов, операций овладения определенной областью практического или теоретического знания какой-либо деятельности. Это путь познания, способ организации процесса познания. Поэтому, если мы говорим о создании проекта, то имеем в виду именно способ достижения цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом. Существует множество типов проектов, для обобщения типологии проектов предлагаются следующие признаки:

  1. Доминирующая в проекте деятельность: исследовательская, поисковая, творческая, ролевая, прикладная (практико-ориентированная), ознакомительно-ориентировочная, пр. (исследовательский проект, игровой, практико-ориентированный, творческий);
  2. Предметно-содержательная область: моно проект (в рамках одной области знания); межпредметный проект.
  3. Характер координации проекта: непосредственный (жесткий, гибкий), скрытый (неявный, имитирующий участника проекта, характерно для телекоммуникационных проектов).
  4. Характер контактов (среди участников одной школы, класса, города, региона, страны, разных стран мира).
  5. Количество участников проекта (индивидуальные,парные, групповые);  
  6. Продолжительность проекта (краткосрочные, долгосрочные, эпизодические).

Работа над проектами включает в себя 3 этапа.

Начальный этап.    Он включает в себя следующие действия:

  1. поиск и анализ проблемы (например, “мозговой штурм” с последующим коллективным обсуждением),
  2. выбор темы проекта, количества участников,
  3. формирование команды,
  4. планирование проектной деятельности по этапам.

Основной этап.

  1. сбор материалов, анализ способов и целей работы.

Заключительный этап.

  1. анализ результатов выполнения проекта, изучение возможностей использования результатов проектов (выставка, продажа, включение в банк проектов, публикация).

Современное общество ставит перед образованием  новые задачи и предъявляет  новые требования к организации учебной деятельности учащихся. Ведь современные дети уже не чистый лист бумаги, на который наносятся знания. К ним поступает так много информации извне, что это просто нельзя не учитывать. Поэтому основной задачей учителя является подготовка и выпуск в жизнь человека, умеющего находить и извлекать необходимую ему информацию, правильно усваивать её и превращать  в знания и  навыки продуктивного общения с окружающей средой , в том числе при помощи техники  и Интернета. Ведь, как сказал в далёком прошлом знаменитый философ Сократ, «назначение учителя – помочь родиться мысли ученика», которая впоследствии даёт возможность делать что-нибудь самостоятельно, проявлять себя, пробовать свои силы, приложить свои знания и публично показать свой результат.

Мне кажется, теории достаточно. Посмотрим, что получается у нас на практике

Для меня самой проектная технология стала возможностью реализовать свои идеи и идеи своих учеников на уроках и во внеклассной работе по предмету. Создание идеальной «естественной» среды – и есть основная миссия педагога. Он не просто учитель, а инициатор интересных идей и начинаний, провоцирующий активность учащихся. Ибо, как говорила Ф. Найтингейл, «никогда нельзя упускать возможность поддержать практическое начинание, даже самое маленькое, ибо зачастую в горчичном зерне скрывается настоящее чудо». Учителю в ходе руководства ученическим проектом приходиться играть множество ролей.

Он – энтузиаст, повышающий мотивацию детей.

Специалист – обладающий знаниями в смежных областях.

Консультант – организующий доступ к ресурсам.

Руководитель – планирующий и помогающий строить планы.

Человек, который задаёт вопросы – и поддерживает обратную связь.

Координатор – всего процесса проектирования.

Эксперт – продукта проекта, включающий детей в анализ и рефлексию полученных результатов.

  Начало нашей деятельности было положено малыми краткосрочными проектами, которые реализовывались прямо на уроках.

Пример тому - урок повторно-обобщающий по теме Древний Египет в 5 классе. Мои самые маленькие ученики ещё только начинают осваивать проектную деятельность. Но подготовка к подобным урокам всегда вызывает у них огромное желание и стремление найти и показать что-то новое и, на их взгляд, необычное. В процессе подготовки ребята  разделились на группы, состоящие из 2-5 человек в зависимости от сферы интересов. И хотя они ещё совсем маленькие, но во время урока  практически сумели погрузить всех в мир Древнего Египта, хорошо представить себе природу, одежду и быт древних египтян, фараонов и их пирамиды. Таким образам, «пятиклашки» проявили своё творчество и индивидуальность в подготовке к уроку, учились отстаивать свою позицию, защищать свои взгляды и мнения

Затем более длительные по времени и сложные по подготовке проекты к уроку обществознания «Я - человек» в 8 классе. Интересные сообщения о различных сферах деятельности человека, его отношении к жизни, труду, любви, огромное количество высказываний, пословиц, поговорок сопровождались иллюстративным материалом.

 А к показу проектов в 6 классе по теме «Средневековый город» и в 9 классе по теме « История холокоста. Тайна спасения именуется памятью» мы готовились несколько месяцев. Проект предполагал наличие нескольких этапов. А начиналось всё с того, что мы Нам с ребятами захотелось узнать побольше о трагических днях оккупационного режима в нашем городе, о судьбах наших земляков, расстрелянных в гетто. Сначала были созданы творческие группы учащихся, которые занимались подбором материалов и иллюстраций по темам «Геноцид. Холокост.», «Концлагеря».

Подобные ученические проекты и исследования, обладающие социальной направленностью, содержат огромный потенциал эффективных воспитательных возможностей и способствуют самореализации учащихся. А в совместной работе проявляются как индивидуальные особенности личности, так и чувства сотрудничества и партнёрства, возможность почувствовать свою причастность ко всему, что происходит в истории

Совсем недавно с учащимися 8 класса мы отработали ещё один проект под названием «Деньги, деньги, деньги... Всюду деньги – там и тут». Ребята узнали историю возникновения денег, рассказали о мировых деньгах, раскрыли их основные функции, привели множество примеров. Материал сопровождался интересными слайдами презентации.  

Хочу сказать, что метод проектов, как современная педтехнология, вполне себя оправдывает и позволяет:

  • Каждому  проявить себя как творческая личность.
  • Каждому заниматься тем, что ему по душе.
  • Получать знания  на принципах проблемного обучения.
  • Развивать навыки самостоятельной работы.
  • Развивать умения самовыражения, самоопределения и самореализации.
  • Воспитывать целеустремленность, инициативность, чувство коллективизма и ответственности.

Китайская мудрость гласит: Скажи мне – и я забуду.

                                                Покажи мне – и я запомню.

                                                Дай мне сделать это,

                                                И это станет моим навсегда.

Спасибо всем за работу, а закончить хочу наше занятие очень интересной легендой.

Однажды Акбару, царю Индии, были присланы в подарок три совершенно одинаковых золотых фигурки и письмо. В письме говорилось, что каждая из фигурок имеет свое значение и ценность.
Акбар позвал своих советников и приказал определить различия. Долго ученые мужи взвешивали их, замеряли длину, проверяли пробу золота, но так и не смогли обнаружить, ни внешних, ни внутренних различий. Они только разводили руками, признавая свою беспомощность.
Лишь мудрец Бирбал все не сдавался. Он нашел маленькие отверстия в ушах фигурок, и просунул в них тоненькую золотую проволочку. У первой фигурки конец проволочки вышел из второго уха, у второй - изо рта, а у третьей - через пупок. Подумав немного, он сказал:
Решение загадки найдено. Первая фигурка символизирует человека, у которого …
Внимание задание 1  группе: Продолжите высказывание мудреца о  первой фигурке. (в одно ухо влетает, а из другого вылетает). Вторая напоминает человека, который… Внимание, задание 2  группе: Продолжите высказывание мудреца о  второй фигурке (едва дослушав сказанное, сразу же спешит рассказать это другим, не утруждая себя подумать над этим.) Третья же фигурка схожа с тем… Внимание задание 3  группе: Продолжите высказывание мудреца о  третьей фигурке (кто запоминает услышанное и старается пропустить это через собственное сердце).

Я хочу, чтобы всё услышанное вы также пропустили через своё сердце, тогда у вас всё получится.

Ну, а сейчас обратите внимание на наш необычный градусник. На нём 4 деления: я остался холоден, от этого ни жарко, ни холодно, я почувствовал тепло, я прямо загорелся. На ваших столах лежат маленькие градусники, и мне бы хотелось, чтобы вы поместили их напротив одного из делений, тем самым выразив своё отношение к происходящему сегодня.

Спасибо!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Личностно-ориентированная технология урока истории

Материал содержит описание личностно-ориентированной технологии урока истории, фрагменты уроков, сертификаты мастер-классов по данной технологии, награды учителя и учеников....

Проект "Формирование личностной компетенции на уроках истории и во внеклассной работе у учащихся учреждений среднего профессионального образования"

Проект "Формирование личностной компетенции на уроках истории и во внеклассной работе у учащихся учреждений среднего профессионального образования" разрабатываеися на базе Ковровского колледжа сервиса...

Мастер-класс "Развитие личностных УУД на уроках истории" (6 класс история Средних веков - "На ярмаку, в Шампань!"

            Задачи урока:·         сформировать у школьников яркое образное представление о развитии торговли в Евро...

Выступление на педсовете " ФГОС:новый взгляд на уроки истории"

Так что же такое современный урок? Это урок-познание, открытие, деятельность, противоречие, развитие, рост, ступенька к знанию, самопознание, самореализация, мотивация., интерес. профессионализм,...

«Профессиональная компетентность учителя географии в рамках внедрения ФГОС» с выступлением на тему «Формирование личностных УУД на уроках географии и биологии»

Как понять себя и чувства другого?Эта деятельность обеспечивает ценностно-смысловую ориентацию учащихся. Личностные действия позволяют сделать учение осмысленным, обеспечивают ученику значимость решен...

Выступление на ярмарке методических идей. Диалог на уроке истории как составная часть технологии системно-деятельностного обучения.

Презентация включает в себя информацию, представленную на школьной  ярмарке методических идей, и включает в себя приемы, методы и формы работы на уроках истории,...

Выступление по теме " Организация проектной деятельности на уроках истории и обществознания"

Выступление по теме моего самообразования: " Проектная деятельность на уроках истории и обществознания"...