РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ дополнительного образования детей «Школьный военно-исторический музей «Поиск»»
рабочая программа (10 класс)
Программа «Школьный военно-исторический музей «Поиск»» предполагает обучение детей основам краеведения и музейного дела в процессе создания и обеспечения деятельности школьного музея.
Курс рассчитан на 1 год обучения. Тематическое наполнение и часовая нагрузка отражены в учебно-тематическом плане. Специфика организации занятий по программе заключается во взаимосвязанности краеведческой и музееведческой составляющих курса. Осуществление такого подхода создаёт условия для комплексного изучения истории, культуры и природы края музейно-краеведческими средствами. Проведение занятий по этой схеме даёт возможность обучающимся получать знания и представления по истории, культуре, и природе родного края, выявлять темы и проблемы, требующие музейно-краеведческого исследования, изучать методики проведения таких исследований и осуществлять их в процессе практических занятий и в свободное время.
Программа рассчитана на обучающихся 10-18лет.
Школьный военно-патриотический музей в соответствии со своим профилем расширяет и углубляет знания учащихся. Он развивает чувство причастности к судьбе малой родины, воспитывает у школьников любовь и уважение к родному краю, своей стране, к ее историческому прошлому и настоящему. Музей выступает важным фактором формирования общественной активности учеников, способствует сохранению и укреплению школьных традиций.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 961.69 КБ |
Предварительный просмотр:
ВОЕННО-ИСТОРИЧЕСКИЙ МУЗЕЙ МБОУ СШ № 2 «ПОИСК»
«Поиск во имя тех, кто ждет »
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя школа № 2 города Вязьмы Смоленской области
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
дополнительного образования детей
«Школьный военно-исторический музей «Поиск»»
(ID 6785631)
на 2025/2026 учебный год
Руководитель: А. Н. Дудник
|
Пояснительная записка
Рабочая программа дополнительного образования детей «Школьный музей» разработана в соответствии с:
- Закон РФ от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
- ФЗ «О МУЗЕЙНОМ ФОНДЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И МУЗЕЯХ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ». Принят Государственной Думой 24 апреля 1996 г. (в ред. Федеральных законов от 10.01.2003 N 15-ФЗ, от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 26.06.2007 N 118-ФЗ, от 23.07.2008 N 160-ФЗ, от 08.05.2010 N 83-ФЗ, от 23.02.2011 N 19-ФЗ)
- Письмо МО РФ от 12 марта 2003 г. N 28-51-181/16 «О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МУЗЕЕВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ»
- Письмо Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации №653/19-15 от 7.121998г. «О программе туристско-краеведческого движения обучающихся Российской Федерации «Отечество».
Программа туристско-краеведческого движения обучающихся Российской Федерации «ОТЕЧЕСТВО». Утверждено Заместителем Министра общего и профессионального образования Российской Федерации 8 декабря 1998 г. и Председателем Союза краеведов России 7 декабря 1998 г.
- Приложение к письму Департамента молодежной политики, воспитания и социальной защиты детей Минобрнауки России от 12 января 2007 г. № 06-11 «Методические рекомендации по организации деятельности школьных музеев и развитию детских краеведческих объединений».
Рабочая программа составлена в соответствии с ФГОС , основной образовательной программой , МБОУ СШ №2 г. Вязьмы Смоленской области, уставом МБОУ СШ №2 г. Вязьмы Смоленской области, учебным планом МБОУ СШ №2 г. Вязьмы Смоленской области,
Возможна реализация программы с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.
Под электронным обучением понимается организация образовательной деятельности с применением содержащейся в базах данных и используемой при реализации образовательных программ информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий, технических средств, а также информационно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по линиям связи указанной информации, взаимодействие обучающихся и педагогических работников. Под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников.
При реализации программы с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий организуется проведение учебных занятий, консультаций, вебинаров на школьном портале или иной платформе с использованием различных электронных образовательных ресурсов:
∙ e-mail, дистанционные конкурсы, олимпиады;
∙ дистанционное самообучение и обучение в Интернете;
∙ видеоконференции;
∙ оп-line тестирование;
∙ Интернет-уроки;
∙ сервисы АИС «Образование», ЯКласс, Московская Электронная Школа, Российская Электронная Школа, Инфоурок, Учи.ру, «Просвещение», ozschool.vzm.su и др.;
∙ обучение с дистанционной поддержкой: skype, Zoom,WhatsApp, Viber и др.
Программа «Школьный военно-исторический музей «Поиск»» предполагает обучение детей основам краеведения и музейного дела в процессе создания и обеспечения деятельности школьного музея.
Курс рассчитан на 1 год обучения. Тематическое наполнение и часовая нагрузка отражены в учебно-тематическом плане. Специфика организации занятий по программе заключается во взаимосвязанности краеведческой и музееведческой составляющих курса. Осуществление такого подхода создаёт условия для комплексного изучения истории, культуры и природы края музейно-краеведческими средствами. Проведение занятий по этой схеме даёт возможность обучающимся получать знания и представления по истории, культуре, и природе родного края, выявлять темы и проблемы, требующие музейно-краеведческого исследования, изучать методики проведения таких исследований и осуществлять их в процессе практических занятий и в свободное время.
Программа рассчитана на обучающихся 10-18лет.
Школьный военно-патриотический музей в соответствии со своим профилем расширяет и углубляет знания учащихся. Он развивает чувство причастности к судьбе малой родины, воспитывает у школьников любовь и уважение к родному краю, своей стране, к ее историческому прошлому и настоящему. Музей выступает важным фактором формирования общественной активности учеников, способствует сохранению и укреплению школьных традиций.
Работа школьного музея способствует реализации компетентностного подхода в воспитании и предполагает формирование у учащихся следующих ключевых компетенций:
- ценностно-смысловых: принятие ценностных ориентиров, умение осознавать свою роль и предназначение в обществе, выбирать целевые и смысловые установки, принимать решения;
- общекультурных: духовно- нравственные основы жизни и человечества, культурологические основы семейных, социальных общественных явлений и традиций, компетенции в бытовой и культурно - досуговой сфере, самовыражение личности;
- учебно–познавательных: владение способами анализа, синтеза,
сравнения, обобщения, классификации, систематизации; умение действовать в нестандартных ситуациях, креативность;
- информационных: владение современными средствами информации и информационными технологиями, формирование умений самостоятельно искать, отбирать и анализировать необходимую информацию, преобразовывать, передавать и критически осмысливать ее.
- коммуникативных: владение различными способами взаимодействия с окружающими и удаленными людьми, навыками работы в группе, разными социальными ролями в коллективе, развитие и формирование коммуникативных умений, успешная социализация в обществе.
- личностного совершенствования: духовное, интеллектуальное, физическое саморазвитие, самопознание, культура мышления и поведения.
Цель: осуществлять воспитания, обучения, развития и социализации школьников средствами музея, помочь каждому ребенку занять активную жизненную позицию в ходе экспедиционно-поисковой деятельности, в процессе познания и улучшения окружающего мира; стать достойным гражданином своей страны и малой родины.
Задачи:
- образовательные: расширение и углубление знаний по истории и культуре родного края, страны на основе знакомства с материалами музея;
- развивающие: приобщение школьников к исследовательской деятельности, развитие познавательного интереса к изучению истории и культуры;
- воспитательные: воспитание гражданственности, любви к Родине, почитания и уважения народных традиций и обычаев, ощущение своих корней, преемственности поколений, ответственности за судьбу своего народа и его культуры, формирование национальной терпимости, активной жизненной позиции.
- способствовать развитию интереса у молодого поколения к изучению истории страны через практическое участие в работе школьного музея, шефстве над ветеранами войны и труда, в сохранении и увековечении памяти об известных и безымянных героях Великой Отечественной войны;
- утверждать в сознании и чувствах ребят уважение к традициям, культурному и историческому прошлому своей страны, своего города, своей области;
- формировать у подростков и юношей позитивное отношение к Вооруженным Силам Отечества, готовности к службе в армии;
- прививать школьникам чувство гордости, глубокого уважения и почитания символов Российской Федерации и исторических святынь Отечества;
- создавать условия для самовыражения, самореализации каждого члена объединения через конкретные дела патриотической направленности;
- использовать материалы научных центров, государственных и общественных музеев, экскурсионных бюро, детских и молодежных организаций, средств массовой информации в совместной работе по патриотическому воспитанию подрастающего поколения.
Содержание программы курса «Школьный музей»
Тема 1. Всероссийское туристско-краеведческое движение обучающихся Российской Федерации «Отечество» (6 часов )
Теоретические занятия. Инструктажи (1 часа)
Цели, задачи, участники музейного движения. Целевые программы. Формы участия в движении. Школьный музей как организационно – методический центр движения в школах города, района. Организация участия учащихся в местных, региональных и всероссийских краеведческих программах
Практические занятия (2 часа)
Участие в конкурсе о символике России, региона, района.
Тема 2. Наследие в школьном музее (4 часа)
Теоретические занятия (2часа)
Понятие об историко-культурном и природном наследии. Формы бытования наследия. Законодательство об охране объектов наследия. Краеведение как комплексный метод выявления и изучения наследия. Музеефикация объектов наследия как способ их охраны и использования.
Практическое занятие (2 часа)
Творческая работа.
Тема 3. Родной край в истории государства российского (6 часов
Теоретические занятия (6 часов)
Мифология по истории заселения родного края. Первые упоминания местности в официальных источниках. Основные вехи истории края в контексте истории государства. Уникальные особенности природы, истории и культуры родного края.
Тема 4. Функции школьного музея (2 часа)
Теоретические занятия (2 часа)
Полифункциональность школьного музея: детский клуб; общественная организация, объединяющая детей и взрослых разных поколений; творческая лаборатория педагогов и учащихся; способ документирования истории природы и общества родного края; форма сохранения и представления материальных и духовных объектов наследия; школа профессиональной ориентации детей.
Тема 5. Организация школьного музея (10 часов)
Школьный музей как общественное учебно-исследовательское объединение учащихся. Профиль и название музея. Формы организации, ролевые функции, права и обязанности актива школьного музея. Учредительные документы школьного музея.
Выборы исполнительных органов школьного музея: Совета школьного музея, руководителя школьного музея, формирование рабочих групп, выборы их руководителей. Обсуждение функций Совета содействия (попечителей) школьного музея и утверждение его состава.
Тема 6. Моя семья и родной край (26 часов)
Что такое семья, род? Семейные предания, традиции и реликвии. Семейный архив. Памятные события в истории семьи. Биографии членов семьи, рода. Составление родословных таблиц. Описание семейного архива и семейных реликвий.
Запись воспоминаний и рассказов членов семьи о событиях, связанных с историей архивов и реликвий. Обсуждение собранных материалов.
Тема 7. Наша школа в истории края (18 часов)
История школы. Школьные традиции и достопримечательности. Учителя и выпускники школы, их след в истории края. Публикации о школе, её учителях и выпускниках. Летопись школы. Школьный музей и архив. Источники по истории школы в районных, городских, областных и республиканских архивах.
Выявление педагогов и выпускников школы разных лет. Запись воспоминаний и рассказов педагогов и выпускников, выявление у них материалов по истории школы. Переписка с педагогами и выпускниками, живущими за пределами родного края. Ведение исторической хроники и летописи школы.
Тема 8. Комплектование фондов школьного музея (12 часов)
Организация поисково-собирательской работы. Выбор темы музейно-краеведческого исследования. Планирование работы. Специальное снаряжение. Изучение события, явления. Выявление и сбор предметов музейного значения. Сбор дополнительной информации об исторических событиях, природных явлений и предметах музейного значения. Назначение полевой документации. Обеспечение научной и физической сохранности находок. Меры безопасности в процессе походов, экспедиций, других полевых изысканий.
Составление планов поисково-собирательной деятельности. Распределение обязанностей между участниками поисково-собирательной работы. Разработка маршрутов походов и экспедиций.
Тема 9. Фонды школьного музея (20 часов)
Структура и состав собрания школьного музея: основной и научно-вспомогательные фонды, музейные коллекции. Основные принципы формирования фондов и коллекций. Организация учёта фондов школьного музея. Обеспечение сохранности музейных предметов: температурно-влажностный и световой режимы хранения. Реставрация музейных предметов и их передача в фонды государственных и муниципальных музеев и архивов. Что нельзя хранить в школьном музее.
Игра-практикум по разработке структуры музейного собрания, формированию основного и научно-вспомогательного фондов, тематических, систематических и персональных коллекций.
Тема 10. Учет и описание музейных предметов (2 часа)
Задачи учета и научного описания музейных предметов. Система учета музейных фондов: главная инвентарная книга, инвентарные книги и коллекционные описи, паспорта музейных предметов и вспомогательные картотеки.
Ролевая игра-практикум по разработке системы документов учёта и описания музейных предметов, составлению паспортов музейных предметов
Тема 11. Экспозиция школьного музея (2 часа)
Теоретические занятия (2 часа)
Концепция экспозиции школьного музея. Виды экспозиций: тематическая, систематическая, монографическая, ансамблевая экспозиция. Основные приёмы экспонирования музейных предметов. Обеспечение сохранности музейных предметов в экспозиционном использовании.
Музейные выставки: стационарные, передвижные, фондовые.
Тема 12. Тексты в музейной экспозиции (12 часов)
Назначение текстов в экспозиции. Виды озаглавливающих и сопроводительных текстов. Правила составления этикеток к экспонатам. Приёмы размещения текстов в экспозиции.
Игра-практикум по составлению этикетажа к экспонатам. Приёмы размещения текстов в экспозиции.
Тема 13. Военная слава земляков (6 часов)
Военные традиции земляков. Жители родного края – участники ВОВ и других военных действий. Выпускники школы в рядах Вооруженных Сил России. Военные реликвии семьи. Служба в армии – почетная обязанность гражданина России.
Выявление ветеранов ВОВ, выпускников школы - кадровых военных или прошедших действительную военную службу. Сбор информации у родственников и знакомых. Книга Памяти.
Тема 14. Экскурсионная работа в школьном музее (20 часов )
Экскурсия как форма популяризации историко-культурного и природного наследия музейными средствами. Виды экскурсий: обзорная, тематическая, учебная. Приёмы подготовки экскурсии с использованием опубликованных источников, научной и популярной литературы, материалов музейного собрания. Мастерство экскурсовода: речь, внешний вид, свободное владение материалом, этика.
Практические занятия (3 часа)
Игра-практикум по разработке текстов экскурсий по выбранной теме. Проведение экскурсий.
Тема 15. Индивидуальные консультации по темам проектов (6 часов)
Тематический план к программе «Школьный музей «Поиск»
№ п/п. | Содержание программы | Теоретические занятия | Практические занятия | Всего |
1 | Цели и задачи курса. Вводный инструктаж | 1 | 1 | |
2 | 1. Всероссийское туристско -краеведческое движение обучающихся Российской Федерации «Отечество». | 2 | 3 | 5 |
3 | 2. Наследие в школьном музее. | 2 | 2 | 4 |
4 | 3. Родной край в истории государства Российского. | 1 | 5 | 6 |
5 | 4. Функции школьного музея | 2 | - | 2 |
6 | 5. Организация школьного музея. | 2 | 2 | 4 |
7 | 6. Моя семья и родной край. | 4 | 6 | 10 |
8 | 7. Наша школа в истории края | 10 | 16 | 26 |
9 | 8. Комплектование фондов школьного музея | 6 | 12 | 18 |
10 | 9. Фонды школьного музея | 6 | 6 | 12 |
11 | 10. Учёт и описание музейных предметов | 5 | 15 | 20 |
12 | 11.Экспозиция школьного музея. | 2 | 2 | |
13 | 12.Тексты в музейной экспозиции | 4 | 8 | 12 |
14 | 13. Военная слава земляков | 2 | 4 | 6 |
15 | 14. Экскурсионная работа в школьном музее. | 10 | 20 | 20 |
16 | Итоговое занятие | 4 | 4 | |
17 | Экскурсионные поездки по родному краю. Проведение инструктажа. | 5 | 5 | |
18 | Подготовка к конкурсам исследовательских работ по краеведению. Конкурс исследовательских работ по краеведению | По отдельному плану | ||
19 | Заседание Совета и актива школьного музея | 8 | 8 | |
20 | Областные, городские и районные мероприятия | |||
21 | Индивидуальные консультации | 5 | 5 | |
Итого: | 170 |
МЕСЯЦ | ДАТА | МЕРОПРИЯТИЕ | КЛАСС | ОТВЕТСТВЕННЫЙ |
Сентябрь | 03.09 | Музейная акция и тематический классный час, посвященные дню солидарности в борьбе с терроризмом» Акция «#ПомнимБеслан» | По запросу 2-11 | Руководитель музея, актив музея |
09.09 | Классный час ,посвящённый Всемирному дню памяти жертв фашизма | 2-7 | Руководитель музея, актив музея | |
23.09-26.09 | Интерактивная игра-квест «Смоленщина моя», посвященный дню освобождения Смоленщины. | 2-5 | Руководитель музея, актив музея | |
19.09-22.09 | Классный час ,посвящённый Международному дню Мира Мастер-класс «Голубь мира в технике оригами» | 2-7 | Руководитель музея, актив музея | |
17.09-30.09 | «Давайте познакомимся», интерактивная метапрелметная экскурсия для учащихся 1 и 10 классов | Руководитель музея, актив музея | ||
«Музей в чемодане» «Музей в музее »(по запросу классных руководителей ) | Руководитель музея | |||
Октябрь | 02.10-13.10 | Классный час « О героях былых времён»( воспоминания Р.Л.Доватор) Классный час «Поле Памяти» | 1-11 (по запросу) | Руководитель музея, актив музея |
По плану | Посещение мемориала «Поле памяти» | Актив музея | Руководитель музея, актив музея | |
08.10 | Субботник на мемориале в Пыжовке | Актив музея | Классные руководители Руководитель музея, актив музея | |
14.10 | «Поле Памяти», музейный классный час, посвящённый событиям Вяземской оборонительной операции | 1-11 (по запросу) | Руководитель музея, актив музея | |
31.10 | «Наш знаменитый земляк – А. Д. Папанов»(митинг у памятника актеру, приуроченный к очередной годовщине со Дня Рождения) | Актив музея , классные коллективы начальные классы | Руководитель музея, актив музея | |
Ноябрь | 06. 11 | Классный час ко Дню народного единства «Мы» | 1-11 (по запросу) | Рук. музея, актив музея, классные руководители |
10.11-14. 11 17.11-19.11 26.11-28.11 | Интерактивная игра-квест « В мире музея» Музейный мастер-класс «Фронтовое письмо Экскурсионные мероприятия, приуроченные к юбилею школьного музея (60 – летие) | 1-7 (по запросу) | Руководитель музея, актив музея | |
Декабрь Январь
| 02.12 | Классный час ко Дню неизвестного солдата «Пропавший без вести» (по запросу классных руководителей) | 2-7 | Рук. музея, актив музея, классные руководители |
09.12 | Классный час ко Дню героев Отечества | 1-11 | Рук. музея, актив музея, классные руководители | |
19.12- | Классный час «Актеры-фронтовики»( по запросу классных руководителей) | 1-11 | Руководитель музея, актив музея | |
22. 12 | Классный час «Бери шинель ,пойдём домой»( по воспоминаниям фронтовиков)( по запросу классных руководителей) | 1-11 | Руководитель музея, актив музея | |
В течение месяца | Музейный мастер-класс «Кукла-мотанка» | 1-7 (по запросу) 1-11 (по запросу) | Руководитель музея, актив музея Руководитель музея, актив музея | |
27.01 19.01-23.01 | Акция «Блокадный хлеб» Олимпиада по гражданско-патриотическому воспитанию «Я-Патриот» | 1 – 5 (по запросу) | Руководитель музея, актив музея | |
03.02 | Классный час ,посвящённый Всемирному дню борьбы с ненормативной лексикой | 1-7 (по запросу) | Руководитель музея, актив музея | |
06.02-09.02 | Классный час ,посвящённый дню героев-антифашистов «Пионеры-герои»( по запросу классных руководителей) | 1-11 | Руководитель музея, актив музея | |
Февраль | 13.02 | классный час (по запросу) ко Дню воинов-интернационалистов | 1 – 11( по запросу) | Руководитель музея, актив музея |
16.02-20.02 24.02-27.02 | Интерактивная игра -квест ко Дню Защитника Отечества «На призывном пункте » Музейный мастер-класс «Военная техника средствами оригами» | 1 – 7 (по запросу) 1-7 ( по запросу) | Руководитель музея, актив музея Руководитель музея, актив музея | |
09.03-13. 03 | Мероприятие ко Дню освобождения Вязьмы (викторина) Интерактивная игра-квест «Смоленщина в Великой Отечественной войне» | 5-7 1,6-7 (по запросу) | Руководитель музея, актив музея | |
Март | 16.03-18.03 | Музейный классный час «Бери шинель – пошли домой ( по запросу классных руководителей) | 1-7 | Руководитель музея, актив музея |
Апрель | 07. 04-14.04 | Викторина ,посвящённая Дню Космонавтики | 1-4 5-7 8-11 | Руководитель музея, актив музея |
06.04 | Классный час «Огромное небо»( по запросу) | 1-11 | Руководитель музея, актив музея | |
10.04 | Классный час ,посвящённый Международному дню освобождения узников фашистски лагерей»( по запросу ) | 1-7 | Руководитель музея, актив музея | |
10.04 | Классный час-экскурсия «ДуЛаг -184» | 5-7 | Руководитель музея, актив музея | |
По плану | Организация и проведение научно-практической конференции «Наследники Победы » | Руководитель музея, актив музея | ||
18.04 | Классный час «Музеи моего города»( по запросу) | 1-11 | Руководитель музея, актив музея | |
26.04 | Классный час «Чёрная быль» | 1-7 | Руководитель музея, актив музея | |
27.04 | Классный час «Вязьма-город воинской славы » | 1-7 | Руководитель музея, актив музея | |
28.04-30.04 | Музейный мастер -класс «Георгиевская лента»( по запросу ) | 1-7 | Руководитель музея, актив музея | |
Май | По плану | Мероприятия ко Дню Победы | 1-11 | |
1-7 | Классные руководители,Руководитель музея, актив музея | |||
1-8.05 | Организация и проведение всероссийской акции «Это наша Победа » | Актив музея | Руководитель музея, актив музея, классные коллективы, классные руководители | |
1-9.05 | Организация и участие во Всероссийской акции «Бессмертный полк» | Актив музея | ||
06.05 | Субботник на мемориале в Пыжовке | Актив музея | Руководитель музея, актив музея | |
19.05 | Классный час «День Пионерии»(по запросу) | 1-7 | Руководитель музея, актив музея | |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по дополнительному образованию детей
В нашей школе всю кружковую работу ведет один педагог дополнительного образования, поэтому и программы для работы в кружках я объединяю в одну рабочую программу. В этом учебном году работа ведет...
РАБОЧАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ГАНДБОЛ
Программа предназначена для ДЮСШ...
Рабочие программы отделения дополнительного образования детей.
Рабочие программы отделения дополнительного образования детей....
Рабочие программы отделения дополнительного образования детей
Рабочие программы отделения дополнительного образования детей...

РАБОЧАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «ЧУДЕСА ВОКРУГ НАС»
Предлагаемая программа имеет естественнонаучную направленность, которая является важным направлением в развитии и формировании у школьников первоначального целостного представления о мире на основе со...

Методическая разработка: «Рабочая программа внеурочной деятельности для детей с ограниченными возможностями здоровья»
Методическая разработка:«Рабочая программа внеурочной деятельностидля детей с ограниченными возможностями здоровья»...

Рабочие программы отделения дополнительного образования детей.
Программы военно-патриотического направления (Спасатель, Кадет).Программы физкультурно-спортивного направления (ОФП, Футбол, Школа безопасности)....

