Мастер-класс «Исторический опыт как способ решения конфликтной ситуации»
классный час (6 класс)

Черепанов Никита Андреевич

Цель моего мастер-класса – формирование компетентного подхода классного руководителя к формированию коллектива в классе, использование на классных часах исторические факты и знания для решения внутри личностных,  межличностных, межгрупповых и иных типов конфликтов.

Я хочу продемонстрировать вам возможности использования фактов истории, применение которых на классных часах или в личных беседах не только облегчает решение конфликтов в такой социальной группе как класс, но и способствует развитию творческих способностей обучающихся: активизирует познавательную деятельность; формирует активную жизненную позицию в современном обществе.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon master_klass.doc47.5 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс «Исторический опыт как способ решения конфликтной ситуации»

Цель моего мастер-класса – формирование компетентного подхода классного руководителя к формированию коллектива в классе, использование на классных часах исторические факты и знания для решения внутри личностных, межличностных, межгрупповых и иных типов конфликтов.

Я хочу продемонстрировать вам возможности использования фактов истории, применение которых на классных часах или в личных беседах не только облегчает решение конфликтов в такой социальной группе как класс, но и способствует развитию творческих способностей обучающихся: активизирует познавательную деятельность; формирует активную жизненную позицию в современном обществе.

Мы – граждане Российской Федерации, история нашей страны длиною множество веков и в каждой исторической эпохе были выдающиеся деятели государства, науки, искусства, у которых можно по ходу их жизни найти решения жизненных проблем современного подрастающего поколения, поэтому история может дать, как и положительных совет как поступить в той или иной ситуации, а может и наоборот показать, как не надо действовать в той или иной ситуации.

Перед вами перечень проблем, с которыми чаще всего встречаются наши подростки:

  1. проблема «отцов и детей»;
  2. проблема распределения ролей в коллективе;
  3. проблема влияния окружения на личность;
  4. проблема буллинга;
  5. проблема самореализации;
  6. проблема безответной любви;
  7. проблема эгоцентризма;
  8. проблема обостренного чувства справедливости.

С какими из этих проблем сталкивались ваши дети?

Конечно, я думаю, что при решении данных проблем вы использовали либо свой жизненный опыт или же знания психологии и педагогики. А что если мы с вами попробуем решить данные проблемы с помощью истории.

Разбор примера решения одной из проблем с помощью исторического знания.

Проблема «отцов и детей»: учащийся 6 класса Михаил имеет привычку спорить и дерзить своим родителям, когда те пытаются донести до него истинную мысль.

Подобный случай в истории: возьмем взаимодействие отца Николая I и его сына-наследника Александра II. Николай был внимателен к своему сыну, старался находить время для общения с ним, хоть и воспитывал в строгости той эпохи, временами предоставлял сыну определённую свободу в личной жизни. Понимая значимости сына как наследника и будущего императора России, Николай для обучения сына находил высококвалифицированных учителей. Александр впитывал те знания, которые ему передавал отец и учителя, уважал своего отца и даже перед его смертью дал ему обещание отменить Крепостное право, ведь Николай I так на это не решился и попросил сделать это своего сына. Крепостное право было отменено в 1861 году.

Урок из исторического факта: конфликтовать детям с родителями нет смысла, каждый родитель хочет воспитывать своего ребенка по достоинству, поэтому детям вместо того, чтобы кричать на маму или папу, нужно понять, что эти люди самые близкие для него и все их нравоучения принесут в будущем только пользу.

РАБОТА В ГРУППАХ

Каждой группе будет определена проблема из вышеупомянутых и подобные исторические факты. Задача извлечь урок из истории. (по возможности можно добавить свои примеры из истории). Затем микрогруппы обмениваются получившимся результатом.

проблема распределения ролей в коллективе;

Отечественная война 1812 года, Александр I, мечтавший о воинской славы и являясь главнокомандующим терпит поражения, неся ответственность за судьбу России понимает, о том, что не является компетентным в области ведения боевых действий. После этого назначает главнокомандующим М.И. Кутузова по ходу войны, как итог этого делегирования – победа над Наполеоном.

проблема влияния окружения на личность;

Правление Петра II. Петр становится правителем страны в 11 лет, в период формирования его личности. На его социализацию естественным образом оказывает влияние его окружение. Таковыми стали представители родовой знати Долгоруковых. Чтобы осуществить свой план по захвату власти Долгоруковы вошли в доверие императора, организовывали ему разгульный образ жизни, тем самым формируя подконтрольного государя. Этот же разгульный образ жизни привел к ухудшению здоровья человека, организм которого находился еще в стадии формирования. Как итог: Петр заболел и умер.

проблема буллинга;

В русской истории тоже есть примеры выдающихся личностей, которые столкнулись с буллингом и унижениями - Александр Пушкин.

Великий русский поэт Александр Сергеевич Пушкин, несмотря на свое литературное дарование, сталкивался с насмешками и унижениями в молодости. Его необычный внешний вид и поведение иногда становились объектами насмешек со стороны сверстников. Кроме того, Пушкин часто вступал в конфликты с властями и другими писателями, что приводило к критике и осуждению. Однако он смог пережить это, что, несмотря на это, вырос талантливым человеком, который справился со всеми трудностями.

проблема самореализации;

Возьмем историю конструктора Михаила Калашникова. Уже будучи подростком проявил свой талант к изобретению стрелкового оружия, сформировав желания создать простой, легкий автомат. Первый вариант стрелкового оружия, сделанного в 1941 году, получил отрицательный отзыв, однако, Михаил не отчаивался и стал дальше развиваться. В 1942 году он смог создать более совершенную модель, однако в массовое производство эти разработки не ушли по причине большого веса. Только уже после Победы в Великой Отечественной войне в 1947 году он представил очередную модель автомата АК-47, которая прошла все испытания на успешно и данный вариант автомата пустили в массовое производство. Михаил несмотря на все трудности достиг своей цели, а его автомат защищал нашу Родину многие года.

проблема безответной любви;

Первая любовь — это особый этап в жизни любого человека, и исторические личности не являются исключением. Антон Чехов и Лидия Мизинова.

Антон Чехов, великий русский драматург и писатель, впервые влюбился в Лидию Мизинову, дочь известного архитектора. Их отношения развивались в 1880-х годах, и Чехов был глубоко увлечен Лидией. Однако их связь не получила продолжения, поскольку Лидия предпочла выйти замуж за другого человека. Этот опыт оставил глубокий след в душе Чехова и нашел отражение в его творчестве, например, пьеса «Чайка».

проблема эгоцентризма;

«Пётр III Фёдорович, правивший Россией всего шесть месяцев в 1762 году, действительно может рассматриваться как исторический деятель, чьи действия были направлены скорее на удовлетворение собственных желаний и интересов, нежели на благо государства и его жителей. Он, будучи наследником одновременно и русского трона и шведского вынужден был править нашей страной, но вместо добродетельного правителя лишь реализовывал свое «эго». Как итог народная ненависть и лишение трона.

проблема обостренного чувства справедливости

Примером исторической личности с обостренным чувством справедливости в русской истории является декабрист Павел Иванович Пестель.

Пестель был убежденным сторонником равенства и свободы. Он считал, что крепостное право является несправедливым и должно быть отменено. В "Русской правде" он предложил программу радикальных реформ.

Однако его методы достижения цели были жестки, кровавы и коварны, что вылилось в 1825 году в восстании декабристов.

Таким образом, использование исторических примеров может быть полезным инструментом при разрешении различных проблем, поскольку история предоставляет нам богатый опыт человеческих взаимодействий, конфликтов и их решений. По итогу, учащиеся как граждане страны воспитываются на ее богатом опыте, через исторические личности, которые внесли вклад в развитие истории, подростки понимают, что такие великие люди сталкивались с такими же проблемами и выносят урок из их поступков.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание "Способы решения конфликтных ситуаций"

Цель: обсудить проблемы воспитания детей и способы решения конфликтных ситуаций, выработать правила предотвращения конфликтных ситуаций....

Родительское собрание СПОСОБЫ РЕШЕНИЯ КОНФЛИКТНЫХ СИТУАЦИИ В СЕМЬЕ

Родительское собрание СПОСОБЫ РЕШЕНИЯ КОНФЛИКТНЫХ СИТУАЦИИ В СЕМЬЕ...

Барьеры в общении и способы их преодоления. Служба школьной медиации как один из способов урегулирования конфликтных ситуаций.

Общение давным-давно стало неотъемлемой частью нашей жизни. Оно занимает львиную долю нашего времени. И все было бы ничего, если бы не барьеры общения. Именно они, эти досадные помехи, мешают нам полу...

Родительское собрание - Способы решения конфликтных ситуаций в семье

laquo;Воспитание может сделать многое, но оно не безгранично. С помощью прививок можно заставить дикую яблоню давать садовые яблоки, но никакое искусство садовника не сможет заставить ее приносить же...

Способы решения конфликтных ситуаций

Классный сас "Способы решения конфликтных ситуаций"....