Интегрированное занятие "Старинные музыкальные инструменты Рыбинска"
методическая разработка (5, 6 класс)

Белякова Людмила Михайловна

Музыкальные звуки сопровождали человека с младенчества и на протяжении всей его жизни. Вокруг человека звучала музыка как вокальная, так и инструментальная, характерная для данной местности, и поэтому дети с самых ранних лет тянулись к этой культуре.

Из материалов фольклорных экспедиций видно, что ещё в середине XX века песенная и инструментальная традиции России были достаточно богаты, несмотря на тяжёлое послевоенное время.  Сама история возникновения русских народных инструментов уходит в далёкое прошлое. Фрески Софийского собора в Киеве, иконографические материалы, миниатюры рукописных книг, лубочные картинки свидетельствуют о разнообразии музыкального инструментария наших предков. Обнаруженные археологами древние музыкальные инструменты являются подлинными вещественными доказательствами бытования их на Руси.

В недалёком прошлом повседневная жизнь русского народа была немыслима без музыкальных инструментов. Практически все наши предки владели секретами изготовления несложных звуковых инструментов и передавали их из поколения в поколение.

Эпохой древнерусского музыкального искусства считается исторически большой отрезок времени: с начала IX до конца XVII века. По предположениям исследователей, в Киевской Руси были известны следующие музыкальные инструменты: деревянные трубы и рога (ратные и охотничьи), колокольчики, глиняные свистульки, флейта Пана, гусли, сопель и свирель, било.

Как сложилась история старинных музыкальных инструментов на территории  Ярославской земли? Ответ заложен в предлагаемом занятии.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Тема занятия №1 «Старинные народные инструменты в истории  музыкальной культуры Рыбинска»   (2-3 кл.)

Белякова Людмила Михайловна,

учитель русского языка и литературы

МОУ СОШ № 26

Цель:

  • формирование музыкальной культуры обучающихся как неотъемлемой части духовной культуры родного края на основе эмоционального, целостного, осознанного восприятия интонационно-образного языка национальных старинных инструментов.  

Образовательные задачи:

  • Формирование представлений о русских народных инструментах, тембровых возможностях русских народных инструментов;
  • Углубление представлений о музыкальной культуре русского народа, в т.ч. культуре родного края
  • Формирование навыков творческого взаимодействия в процессе инструментального воплощения образов природы, жизни человека.

Развивающие задачи:

  • Развитие умений 1) различать на слух и сопоставлять тембры русских народных музыкальных инструментов; 2) подбирать простейший аккомпанемент к русским народным песням; 3) выражать свое эмоциональное отношение к музыке в речевых высказываниях, рисунке, творческих видах деятельности;
  • Развитие музыкальных способностей  (интонирования, ладового чувства, ритмического чувства);
  • Развитие интеллектуальной и эмоциональной сферы обучающихся.

Воспитательные задачи:

  • Воспитание уважительное отношение к отечественным традициям через осознание своей этнической и национальной принадлежности;
  • Воспитание эмоционально-ценностного отношения к музыке своего народа;
  • Воспитание слушательской и исполнительской культуры обучающихся.

Образовательные технологии – технология группового обучения, информационно-коммуникативная технология.

Планируемые результаты:

Личностные результаты: 

1) в области гражданско-патриотического воспитания:

- осознание российской гражданской идентичности;

- проявление интереса к освоению музыкальных традиций своего края, музыкальной культуры народов России.

2) в области духовно-нравственного воспитания:

- признание индивидуальности каждого человека;

- проявление сопереживания, уважения и доброжелательности;

3) в области эстетического воспитания:

- восприимчивость к различным видам искусства, музыкальным традициям и творчеству своего края;

- умение видеть прекрасное в жизни, наслаждаться красотой;

- стремление к самовыражению в разных видах искусства.

4) в области научного познания:

- первоначальные представления о единстве и особенностях художественной и научной картины мира и отражение таковой в старинных музыкальных инструментах;

- познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании.

5) в области физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:

- бережное отношение к физиологическим системам организма, задействованным в музыкально-исполнительской деятельности (дыхание, артикуляция, музыкальный слух, голос);

- профилактика умственного и физического утомления с использованием возможностей музыкотерапии.

6) в области трудового воспитания:

- установка на посильное активное участие в практической деятельности;

- уважение к труду и результатам трудовой деятельности.

7) в области экологического воспитания:

- бережное отношение к природе; неприятие действий, приносящих ей вред.

Метапредметные результаты

Овладение универсальными познавательными действиями 

В результате изучения музыки на уровне начального общего образования у обучающегося будут сформированы универсальные познавательные учебные действия, универсальные коммуникативные учебные действия, универсальные регулятивные учебные действия.

У обучающегося будут сформированы следующие базовые логические действия как часть универсальных познавательных учебных действий:

- определять существенный признак для классификации, классифицировать предложенные объекты (музыкальные инструменты);

- устанавливать причинно-следственные связи в ситуациях музыкального восприятия и исполнения, делать выводы.

У обучающегося будут сформированы следующие базовые исследовательские действия как часть универсальных познавательных учебных действий:

- проводить по предложенному плану опыт, несложное исследование по установлению особенностей предмета изучения и связей между музыкальными объектами и явлениями (часть – целое, причина – следствие);

У обучающегося будут сформированы следующие умения работать с информацией как часть универсальных познавательных учебных действий:

- распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании предложенного учителем способа её проверки;

- анализировать текстовую, видео-, графическую, звуковую, информацию в соответствии с учебной задачей;

- самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления информации.

У обучающегося будут сформированы следующие умения как часть универсальных коммуникативных учебных действий:

1) невербальная коммуникация:

- передавать в собственном исполнении музыки художественное содержание, выражать настроение, чувства, личное отношение к исполняемому произведению;

2) вербальная коммуникация:

-воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде;

- строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;

- подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления.

3) совместная деятельность (сотрудничество):

- стремиться к объединению усилий, эмоциональной эмпатии в ситуациях совместного восприятия, исполнения музыки;

- ответственно выполнять свою часть работы; оценивать свой вклад в общий результат;

- выполнять совместные проектные, творческие задания с опорой на предложенные образцы.

У обучающегося будут сформированы следующие умения самоорганизации как части универсальных регулятивных учебных действий:

- планировать действия по решению учебной задачи для получения результата;

У обучающегося будут сформированы следующие умения самоорганизации и самоконтроля как часть регулятивных универсальных учебных действий:

- корректировать свои учебные действия для преодоления ошибок.

Предметные результаты

К концу изучения модуля № 1 «Народная музыка России» обучающийся научится:

- определять принадлежность музыкальных интонаций, изученных произведений к русской музыке, народной музыке Ярославского региона России;

- определять на слух и называть знакомые народные музыкальные инструменты;

- группировать народные музыкальные инструменты по принципу звукоизвлечения: духовые, ударные, струнные;

- создавать ритмический аккомпанемент на ударных инструментах при исполнении народной песни;

- участвовать в коллективной игре на основе изученных старинных музыкальных интсрументах.

Тип занятия: актуализация ранее усвоенных знаний и формирование новых знаний.

Вид занятия: музыкальное путешествие-игра

Основное содержание[1] 

Музыка в жизни человека. Истоки возникновения музыки и создание первых музыкальных инструментов (в т.ч. на территории Ярославского края). Старинные музыкальные инструменты как естественное проявление человеческих чувств и как связь между прошлым, настоящим и будущим.  Отражение окружающей жизни, природы, настроений, чувств и характера человека через старинный музыкальный инструмент.

 

Тезаурус или терминология

Народные музыкальные инструменты - самобытные музыкальные инструменты, принадлежащие культуре одного народа или распространенные у разных народов, связанных между собой этнической общностью или длительными историко-культурными контактами.    

Балалайка - русский народный трехструнный щипковый музыкальный инструмент, имеющий деревянный треугольный или полусферический корпус и длинный гриф. На шейке грифа навязаны жилы (лады) на таком расстоянии друг от друга, что, нажимая между ними струны, можно извлечь звуки гаммы.

Бряцание - способ извлечения звука (на балалайке) ударом указательного пальца по всем струнам сразу.

Бубенцы - шумовой музыкальный инструмент в виде набора полых металлических шариков с прорезями, внутри которых свободно перемещается один или несколько мелких литых шариков или камешков. Используются с древнейших времён как оберег и украшение. Во многих традиционных культурах сопровождают танцы, пляски. В России с середины XIX века часто использовались в составе конской упряжи.

Волынка - народный духовой язычковый музыкальный инструмент с воздушным резервуаром (мехом) из кожи или пузыря животного, в который вделаны:

- трубка для нагнетания воздуха;

- трубка с игровыми отверстиями, на которой исполняют мелодию; и

- одна или несколько басовых бурдонных трубок, издающих не изменяющиеся по высоте звуки, сопровождающие мелодию непрерывным аккомпанементом. Волынка издает сильный, пронзительный звук.

Гудок -  старинный русский трехструнный смычковый музыкальный инструмент

Жалейка - русский духовой язычковый музыкальный инструмент, имеющий пронзительный и гнусавый тембр.

Жалейка представляет собой небольшую трубку из дерева или тростника, один конец которой вставляется в раструб из коровьего рога или бересты. В боковых стенках трубки есть несколько отверстий. Зажимая их пальцами, извлекают звуки различной высоты.

Ложки - русский народный музыкальный инструмент, состоящий из двух деревянных ложек. Ложки ударяют друг о друга выпуклыми сторонами, и получают четкий, звонкий звук.

Музыкальные инструменты - инструменты, обладающие способностью воспроизводить при содействии человека ритмически организованные и фиксированные по высоте звуки или четко регулированный ритм.

Каждый музыкальный инструмент обладает:

- особым тембром звучания;

- определенным диапазоном звуков; а также

- музыкально-выразительными динамическими возможностями.

Качество звучания музыкального инструмента:

- зависит от взаимосвязи и формы материалов, применяемых для изготовления инструмента; и

- может быть изменено с помощью дополнительных приспособлений и различных приемов звукоизвлечения.

Музыкальная культура - это совокупность музыкальных ценностей, которые формируют вкус человека, его внутреннюю, индивидуальную культуру. Познание этого вида искусства оказывает преобразующее действие на личность человека.

Оркестр народных инструментов - ансамбль, состоящий из национальных музыкальных инструментов в их подлинном или реконструированном виде. По составу инструментов различают однородные и смешанные оркестры народных инструментов.

Трещотки - русский народный ударный музыкальный инструмент, идиофон. Использовались для сопровождения свадебных, величальных или плясовых песен, иногда в ансамбле с гармошкой. Использовались на северо-западе России, в т.ч. и в Ярославском регионе.  Трещотка состоит из прямоугольной рамки размером 200×100 мм с закреплёнными на её короткой стороне 1—4 упругими планками, длина которых примерно равна длине рамки.

Оборудование:  ноутбук, проектор, презентация, аудиозаписи, инструменты (бубны, ложки, трещотки)

Музыкальный материал[2]:

Н.А. Римский-Корсаков «Садко» («Заиграйте, мои гусельки»)

Русский наигрыш «Балалаечка» (исп. Дмитрий Парамонов»)

Н.А. Римский-Корсаков «Садко»  («Садко в гостях у Морского царя»)

Русский наигрыш «Поёт свирель»

Материалы занятия

Каждый музыкальный инструмент —

это не только  история музыки,

 но и история целого народа

Айшек Норам[3]

Музыкальные звуки сопровождали человека с младенчества и на протяжении всей его жизни. Вокруг человека звучала музыка как вокальная, так и инструментальная, характерная для данной местности, и поэтому дети с самых ранних лет тянулись к этой культуре.

Из материалов фольклорных экспедиций видно, что ещё в середине XX века песенная и инструментальная традиции России были достаточно богаты, несмотря на тяжёлое послевоенное время.  Сама история возникновения русских народных инструментов уходит в далёкое прошлое. Фрески Софийского собора в Киеве, иконографические материалы, миниатюры рукописных книг, лубочные картинки свидетельствуют о разнообразии музыкального инструментария наших предков. Обнаруженные археологами древние музыкальные инструменты являются подлинными вещественными доказательствами бытования их на Руси.

В недалёком прошлом повседневная жизнь русского народа была немыслима без музыкальных инструментов. Практически все наши предки владели секретами изготовления несложных звуковых инструментов и передавали их из поколения в поколение.

Эпохой древнерусского музыкального искусства считается исторически большой отрезок времени: с начала IX до конца XVII века. По предположениям исследователей, в Киевской Руси были известны следующие музыкальные инструменты: деревянные трубы и рога (ратные и охотничьи), колокольчики, глиняные свистульки, флейта Пана, гусли, сопель и свирель, било.

Как сложилась история старинных музыкальных инструментов на территории  Ярославской земли? Ответ заложен в предлагаемом занятии.

1. Мотивационная беседа  

У. Сегодня  мы с вами  совершим путешествие  на  корабле  знаний  во  времена  далёкие времена  нашей  Руси- матушки. А путь нам поможет проложить вот эта песня.[4]

(слушают первый куплет песни «Течёт Волга» в исполнении Л.Зыкиной)

У. И какой же путь подсказала нам песня? (дети отвечают). Кстати, замечу, что слова этой песни принадлежат нашему поэту-земляку Льву Ошанину. Когда вы прогуливаетесь по Волжской набережной, то обязательно встречаете памятник этому выдающемуся поэту-песеннику.

Но чтобы взойти по трапу на наш корабль, вам надо приобрести билет[5].  Вот он у меня в руках (демонстрирует). Этот билет не только даст вам статус путешественника, но и поможет не сбиться с курса, укажет правильный путь  во время путешествия и поможет   вернуться к родным берегам. Вы готовы?

(учитель загадывает детям загадки о старинных музыкальных инструментах)

2. Актуализация

Загадки про русские народные музыкальные инструменты[6].

  1. Треугольная доска, а на ней три волоска.

           Волосок – тонкий, голосок – звонкий. (Балалайка)

  1. Заливается трёхрядка, и народ идёт вприсядку!

А трёхрядка неплоха – есть и кнопки и меха.

          И весёлые старушки под неё поют частушки. (Гармошка)

  1. Деревянная подружка, без неё мы, как без рук.
    На досуге – веселушка, и накормит всех вокруг.
    Кашу прямо носит в рот, и обжечься не даёт. 
    (Ложка)
  2. Приложил к губам я трубку — полилась по лесу трель,

Инструмент тот очень хрупкий, называется …(Свирель)

  1. Тараторит, словно тётка.  Называется….(Трещотка)        
  2. Мы собрали хоровод. Пригласили весь народ,

Дополняет наш кружок пастуший….(Рожок)

  1. Он под шапочкой сидит, не тревожь его – молчит.

Стоит только в руки взять и немного раскачать,

          Слышен, будет перезвон: «Дили-дон, дили-дон. » ( Колокольчик)

  1. А Садко на них играл и душевно напевал,

Перебрал он много струн, вышел из моря Нептун. (Гусли)

  1. Птица-свиристелка, звонкая поделка!

Ну-ка, ну-ка, говори, что там у тебя внутри?

          Верь, не верь, же, мой хороший, и внутри-то ничего,

          Кроме двух сухих горошин и дыханья твоего. (Свистулька)

  1.  Есть бубенчики на нем, по нему мы громко бьем.

           С ним сейчас играть мы будем, дайте в руки звонкий … (Бубен)

  1.  Если хочешь поиграть, нужно в руки ее взять

И подуть в нее слегка – будет музыка слышна.

           Подумайте минуточку… Что же это? (Дудочка)

     12. На дуге висят спокойно, стоит лишь дугу встряхнуть -
          Мелодично и привольно украшают долгий путь. 
(Бубенцы)

У. А как можно объединить все наши отгадки?  Какова же тема нашего урока?

Д. Русские народные инструменты.

3.  Целеполагание

У. Правильно. Сегодня на  нашем занятии  мы познакомимся с историей  создания русских народных инструментов, с их музыкальной жизнью на территории нашего края – Ярославской области. И наш корабль делает свою первую остановку в славном граде Рыбинске.

4. Приращение новых знаний

Станция «Скоморошная»

У. Поднимемся по крутому берегу Волги на улицу Стоялую, пройдём по тихим улочкам нашего города и окажемся на Скомороховой горе. А как вы думаете, почему наше музыкальное путешествие начинается именно здесь, на Скомороховой горе.

(Дети могут ответить, что скоморохи были первыми бродячими музыкантами на Руси. Могут предположить, что здесь собирались скоморохи и давали свои представления).

4.1. Экскурс в историю скоморошества

У. Вы правы, действительно такое название микрорайон получил не случайно. Существует легенда, что на небольшом холме  раз в год на Масленицу собирались скоморохи. Вот так название Скоморохова Гора и осталось за микрорайоном.

Скоморохи были и музыкантами, и  певцами, и исполнителями различных сценок.

         Русский скоморох – это актер, который   веселил людей.  Но это были  и лучшие таланты своего времени, которые отдавали душу народу. Понять, кто такие скоморохи можно через слово «смех». Именно так переводится это название с арабского и греческого языков. Скоморохов часто приглашали в свои дворы князья и бояре за отдельную плату. Они были очень популярны при дворе. Князья и бояре любили обсуждать не только дела, но и посмеяться с песен и частушек скоморохов.

Скоморохи использовали специальные инструменты для музыки, которые делали их представления более яркими и насыщенными. Любимые инструменты скоморохов: бубен, гудок, жалейка, домбра, гусли. У каждой группы скоморохов, которые действовали вместе, была своя программа и репертуар. Наиболее распространенными жанрами творчества таких артистов являлись шутки, песни, пьесы, постановки, частушки и различные сценки из жизни.  

А сейчас скоморохи приглашают нас поиграть в игру, которая так и называется «Скоромошина».

4.2. Игра «Скоромошина»[7]

О, Д, К, У,  ещё раз У, С, И, Л, Г, ещё раз Г да  И –

Вам буквы выданы не зря!

Несложен их секрет!

Из них составьте-ка, друзья,

На мой вопрос ответ.

Русский инструмент старинный:

Как Садко на нём играл!

Если б ты читал былины,

То легко б его назвал. (гусли)

***************************

Запел он громко, в круг зовёт,

Беги скорее к нам, дружок (гудок)

4.3. Музыкальная пауза

У. Предлагаю задержаться на этой станции ещё несколько мгновений, чтобы послушать музыкальный фрагмент из оперы Николая Андреевича Римского-Корсакова «Садко».

(аудиозапись: картина «Садко у Морского царя»)

        У.  (на фоне музыки через минуту от начала прослушивания рассказывает некоторые факты из жизни композитора)

         - Родился великий композитор в Тихвине, маленьком городке Новгородской губернии. И главный герой оперы «Садко» гусляр Садко родом   из Новгорода. Жил - не тужил, пел песни на пирах и праздниках. Но хотелось ему увидеть дальние страны, рассказать о своём богатом крае. Так начинается знаменитое произведение. Долгий путь предстоит пройти Садко: встретятся на этом пути и заморские купцы, и Морской царь, и дочери Морского царя, среди которых  любимица Волхова. 12 лет бороздит морские просторы корабль Садко, прежде чем окажется он лицом к лицу с Морским царём, и царство подводное наполняется величественной песней Садко, которую мы с вами сейчас услышали.

        - Морские путешествия — вот то, что волновало Римского-Корсакова с раннего детства. В возрасте 12 лет, вслед за старшим братом Воином, он поступил в Морской кадетский корпус. Затем, по окончании учебы, будущий офицер отправился служить на клипере «Алмаз». Он посетил множество стран — Англию, Норвегию, Францию, Италию, Испанию, США и Бразилию. Впечатления, полученные в путешествиях, затронули воображение композитора. А образы моря есть в его самых известных произведениях —   опере «Сказка о царе Салтане» и, конечно же, «Садко».

4.4.  Блиц-беседа

У. Какие образы возникли в вашем воображении?

- Как изобразил композитор море? Оно тихое, спокойное или бушующее, рокочущее?

- Какие инструменты звучали в этой картине? (гусли)

- Как звучал этот инструмент? (нежно, мелодично).

У. Предлагаю вернуться на корабль, удерживая во время нашего пути  в своём сердце и мыслях музыку Римского-Корсакова.

                 5.Закрепление изученного материала.  Станция «Сказочная»

У. Наш корабль вновь поднимает паруса, чтобы мчать нас навстречу новым знаниям и новым впечатлениям. И чтобы скоротать время, предлагаю вам послушать сказку, но не простую, а с сюрпризом. Чтобы получить этот сюрприз, нужно быть очень внимательными слушателями.

    «Сказка про то, как умные и полезные вещи стали музыкальными инструментами»[8]

Давно это было. Жили, поживали себе в небольшой деревушке, в деревянной избушке, умные и полезные вещи: ложки деревянные, трещотка и рожок. Жили они в большой дружной семье. С раннего утра и до позднего вечера умные и полезные вещи трудились, не покладая рук, вместе со своими хозяевами.

Деревянные ложки варили на кухне щи да кашу, а потом кормили всю семью вкусным обедом.

Рожок – вместе с хозяином дома ранним утром выгонял стадо коров и овец на луг, а вечером, своим громким голосом созывал всё стадо домой.

Трещотка – охраняла сады и огороды от непрошеных птиц, чтобы они не испортили урожай плодов и ягод. Так и жили они все вместе, до поры до времени.

Однажды, в той деревушке появились скоморохи. Так в старинные времена на Руси называли бродячих артистов, певцов и музыкантов. Скоморохи шли по улице с весёлой песней. Вся деревня собралась, чтобы посмотреть на весёлое представление скоморохов.

В руках скоморохов пели, звенели, бренчали и играли музыкальные инструменты. Были среди них гусли  и балалайка.

Умные и полезные вещи остались дома, но и до них, доносились звуки задорной музыки и весёлые песни скоморохов, потешавших народ. Вскоре наступил вечер, и скоморохи попросились переночевать к хозяевам той самой избушки, в которой жили умные и полезные вещи. После ужина, когда гости и хозяева уснули, вещи решили поговорить с музыкальными инструментами. «Как вам живётся у своих хозяев скоморохов?» - спросили деревянные ложки у музыкальных инструментов.

- Весело живётся» - ответила балалайка, весёлая болтунья. - Везде бываем, песней звонкой народ потешаем.

- А я, никогда дальше своей деревни не бывала, - отозвалась трещотка.

Тут в разговор вступили гусли:

- За песни, да за пляски весёлые, любят нас на Руси. Везде встречают, да привечают. Мы своей музыкой людям радость приносим.

-Ой! - воскликнул рожок.  -  Как бы и нам хотелось тоже всем людям радость приносить.

- Так давайте вместе с нами по белу свету путешествовать. Вместе у нас ещё веселей да лучше музыка звучать станет, - предложили гусли и балалайка.

Так и решили умные и полезные вещи стать музыкальными инструментами, чтобы не только пользу людям приносить, но и радость им дарить.

С тех самых пор  путешествуют они вместе большой дружной семьёй. И семья их стала называться – оркестром русских народных музыкальных инструментов. Давно уже нет на свете ни той деревушки, ни деревянной избушки, ни скоморохов, а музыка в исполнении русских народных инструментов продолжает звучать и приносить радость всем, кто её слышит.

5.1. Самостоятельная работа (можно в парах) по закреплению полученных знаний

У. На ваших столах карточка с изображением музыкальных инструментов. Выпишите только те названия инструментов, о которых не шла речь в сказке (это домра, жалейка, свирель, жалейка, бубенцы, бубен, баян).

- Какие старинные музыкальные инструменты мы и сегодня можем слышать в оркестре[9] (балайка, гусли, гармоники, свистульки, рожок, свирель, трещотки)

C:\Users\User\Desktop\img2.jpg

6.  Творческая реализация темы (систематизация знаний). Станция «Концертная»

У:  Давно уже нет на свете ни той деревушки, ни деревянной избушки, ни скоморохов, а музыка в исполнении русских народных инструментов продолжает звучать и приносить радость всем, кто её слышит.

А вы, ребята, хотели бы поиграть в оркестре русских народных инструментов?

(Раздаются инструменты: картонные балалайки, ложки, бубны, колокольчики)

Звучат:  Русский наигрыш «Балалаечка» и  русский наигрыш «Поет свирель» (см. Аудиоприложение; дети имитируют оркестр народных инструментов).

7. Домашнее задание. Станция «Творческая»

У: Вы получили шаблоны балалаек, на которых должны нарисовать струны, а также балалайку нужно расписать узорами, так как это делали мастера-умельцы.  На следующем занятии мы устроим выставку наших работ.

8. Рефлексия. Станция «Окрыляющая»

         У. Наше занятие подходит к концу. С какими инструментами и новыми понятиями вы познакомились?

- Как называется опера Н.А. Римского-Корсакова?

- Назовите  русский народный духовой инструмент, подражающий пению птиц.

- Назовите старинный русский народный струнный инструмент, на котором играл Садко.

- Как называется весёлый трехструнный русский народный инструмент?

-Какую музыку сегодня слушали?

-Какие наигрыши исполняли?

У. Очень часто за событиями

              И за сутолокой дней.

              Старины своей не помним,

              Забываем  мы  о ней.

Это очень важно – знать историю своей Родины.  Помнить, любить и уважать традиции своего народа. И каждый музыкальный инструмент —  это не только  история музыки, но и история целого народа. Слушайте музыку, любите музыку.

Литература для учителя по теме занятия:

  1. Бычков В.Н. Музыкальные инструменты/ В.Н. Бычков// - М.: АСТ-ПРЕСС, 2000 - С.167
  2. Музыка. 3 класс: учеб. для общеобразоват. организаций. / Г.П. Сергеева. — М.: Просвещение, 2021.
  3. Музыка. 3 класс. Электронная форма учебника.
  4. Музыка. Творческая тетрадь. 3 кл.: учеб. пособие для общеобразоват. организаций. / Г.П. Сергеева. — М.: Просвещение, 2021.
  5. Михеева Л.В. Словарь юного музыканта / Л.В. Михеева// – М.: АСТ; СПб: Сова, 2005 – С.223
  6. Учебно-методический комплекс «Мир музыки» для детей 5-10 лет. Практическое мультимедиа-пособие. / Г.П. Сергеева. – М.: Новый диск, 2008.
  7. Учимся понимать музыку. Серия «Школа развития личности Кирилла и Мефодия». Практическое мультимедиа-пособие. – М.: Нью Медиа Дженерейшн, 2007.

Электронные ресурсы

  1. Балалайка - https://bogatyr.club/uploads/posts/2023-06/1688096939_bogatyr-club-p-balalaika-pikkolo-foni-krasivo-36.jpg
  2. Гармошка - https://vkoem.kz/images/stories/content/fond/muzykalnye-instrumenty/DSC_4877%2B.jpg
  3. Ложки - https://flomaster.top/uploads/posts/2022-07/1657259609_13-flomaster-club-p-lozhki-muzikalnii-instrument-risunok-krasi-17.jpg
  4. Свирель - https://www.ta-musica.ru/sites/default/files/imagecache/product_full/svirel_narv1.jpg
  5. Трещотка – https://magazin77.ru/wa-data/public/shop/products/50/05/550/images/1643/1643.970.JPG
  6. Рожок –  https://cdn2.static1-sima-land.com/items/404184/0/400.jpg
  7. Колокольчик – https://polinka.top/uploads/posts/2023-05/1682907856_polinka-top-p-kartinka-kolokolchik-muzikalnii-instrument-7.png
  8. Гусли – https://flomaster.top/uploads/posts/2023-01/1673449924_flomaster-club-p-gusli-risunok-vkontakte-28.jpg
  9. Свистулька - https://suveniri-podarki.su/image/cache/data/product/igrushki/svistok/728-1-Svistok-600x600.JPG
  10.  Бубен – https://cf.ppt-online.org/files1/slide/u/UdVyen9xwSYtujfzN2mPqGC8WbXgI3Ol64s5H1Zick/slide-2.jpg
  11.  Дудочка  - https://rmmedia.ru/attachments/117747/
  12.  Бубенцы - https://doshkolnik39.ru/storage/images/mb000013461_0.jpg
  13.  Карточка «Старинные музыкальные инструменты» - https://pichold.ru/wp-content/uploads/2021/08/img2.jpg

[1]  Содержание занятия  соответствует   модулю № 1 «Народная музыка России» (

Данный модуль является одним из наиболее значимых. Цели воспитания национальной и гражданской идентичности, а также принцип «вхождения в музыку от родного порога» предполагают, что отправной точкой для освоения всего богатства и разнообразия музыки должна быть музыкальная культура родного края, своего народа, других народов нашей страны.   Особое внимание при этом уделяется культуре родной края, в частности, появлению первых музыкальных инструментов и их функциональным характеристикам.

 

[2] См. Аудиоприложение

[3] Айшек Норам – псевдоним Норама Сергеевича Тернова (гр. 1981). Основатель нового направления науки об эволюции личности человека и его сознания.

[4] Аудио «Темёт Волга» (первый куплет) сл. Л. Ошанина, муз. М.Фрадкина

[5] Учитель после блиц-игры выдаёт детям «билет» – рабочий лист урока

[6] Одновременно демонстрируется презентация в в  Microsoft PowerPoint с установленным таймером. Фон для презентации взят из свободного доступа в Интернете -   https://catherineasquithgallery.com/uploads/posts/2021-02/1613465182_31-p-fon-dlya-prezentatsii-russkii-narodnii-sti-44.jpg 

(Дата доступа: 28 апреля 2024 год)

[7] Дети работают в парах за партами, собирают слова, обозначающие старинные музыкальные инструменты

[8] Автор сказки – учитель музыки Eлисеева Ольга Валентиновна,  МБОУ Лицей №78 «Фарватер»,  РеспубликаТатарстан, г. Казань

[9] Повторяем, что такое оркестр. Если дети забыли, то объясняем.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сборник информационных материалов "Музыкальные традиции Рыбинска"

Представленные материалы могут быть использованы на уроках музыки с целью воспитания интереса и бережного отношения к музыкальной культуре родного края, приобщение к национальной культуре русского нар...

Музыкальные инструменты. Игра-знакомство с музыкальными инструментами для детей младшего дошкольного возраста.

Музыкальные инструменты.Игра-знакомство с музыкальными инструментами для детей младшего дошкольного возраста. Описание игры: Дети стоят в зале  в кружочке ( если еще не могут то в хаот...

Интегрированное занятие в разновозрастной группе. «В мире музыкальных инструментов.»

Цель. Формировать основы музыкальной культуры дошкольников. Развивать музыкальные и творческие способности на основе синтеза различных видов искусств....

Конспект интегрированного занятия «В мире музыкальных инструментов» Старшая группа.

Конспект интегрированного занятия«В мире музыкальных инструментов»Старшая группа. Цель:Закрепление, формирование и развитие музыкальных способностей детей, позволяющих применять получ...

Разработка интегрированных уроков по музыкальному инструменту фортепиано для обучающихся 2 класса с включением элементов игры по слуху

Обучение игре по слуху учащихся ДШИ и ДМШ обусловлено целью современного образования, которое заключаетса в воспитании личности ребенка. Занимаясь подбором по слуху мы приближаем обучение игре на форт...

Конспект интегрированного занятия по художественно-эстетическому и познавательному развитию в подготовительной группе «Путешествие в страну музыкальных инструментов»

Интеграция образовательных областей: художественно-эстетическое развитие, познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие, социально-коммуникативное развитие....

Звонкие голоса Музыкальные инструменты. Духовые музыкальные инструменты.

Музыкальные инструменты. Духовые музыкальные инструменты....