Интегрированное занятие "Старинные музыкальные инструменты Рыбинска"
методическая разработка (5, 6 класс)
Музыкальные звуки сопровождали человека с младенчества и на протяжении всей его жизни. Вокруг человека звучала музыка как вокальная, так и инструментальная, характерная для данной местности, и поэтому дети с самых ранних лет тянулись к этой культуре.
Из материалов фольклорных экспедиций видно, что ещё в середине XX века песенная и инструментальная традиции России были достаточно богаты, несмотря на тяжёлое послевоенное время. Сама история возникновения русских народных инструментов уходит в далёкое прошлое. Фрески Софийского собора в Киеве, иконографические материалы, миниатюры рукописных книг, лубочные картинки свидетельствуют о разнообразии музыкального инструментария наших предков. Обнаруженные археологами древние музыкальные инструменты являются подлинными вещественными доказательствами бытования их на Руси.
В недалёком прошлом повседневная жизнь русского народа была немыслима без музыкальных инструментов. Практически все наши предки владели секретами изготовления несложных звуковых инструментов и передавали их из поколения в поколение.
Эпохой древнерусского музыкального искусства считается исторически большой отрезок времени: с начала IX до конца XVII века. По предположениям исследователей, в Киевской Руси были известны следующие музыкальные инструменты: деревянные трубы и рога (ратные и охотничьи), колокольчики, глиняные свистульки, флейта Пана, гусли, сопель и свирель, било.
Как сложилась история старинных музыкальных инструментов на территории Ярославской земли? Ответ заложен в предлагаемом занятии.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 283.33 КБ | |
| 1.05 МБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Тема занятия №1 «Старинные народные инструменты в истории музыкальной культуры Рыбинска» (2-3 кл.)
Белякова Людмила Михайловна,
учитель русского языка и литературы
МОУ СОШ № 26
Цель:
- формирование музыкальной культуры обучающихся как неотъемлемой части духовной культуры родного края на основе эмоционального, целостного, осознанного восприятия интонационно-образного языка национальных старинных инструментов.
Образовательные задачи:
- Формирование представлений о русских народных инструментах, тембровых возможностях русских народных инструментов;
- Углубление представлений о музыкальной культуре русского народа, в т.ч. культуре родного края
- Формирование навыков творческого взаимодействия в процессе инструментального воплощения образов природы, жизни человека.
Развивающие задачи:
- Развитие умений 1) различать на слух и сопоставлять тембры русских народных музыкальных инструментов; 2) подбирать простейший аккомпанемент к русским народным песням; 3) выражать свое эмоциональное отношение к музыке в речевых высказываниях, рисунке, творческих видах деятельности;
- Развитие музыкальных способностей (интонирования, ладового чувства, ритмического чувства);
- Развитие интеллектуальной и эмоциональной сферы обучающихся.
Воспитательные задачи:
- Воспитание уважительное отношение к отечественным традициям через осознание своей этнической и национальной принадлежности;
- Воспитание эмоционально-ценностного отношения к музыке своего народа;
- Воспитание слушательской и исполнительской культуры обучающихся.
Образовательные технологии – технология группового обучения, информационно-коммуникативная технология.
Планируемые результаты:
Личностные результаты:
1) в области гражданско-патриотического воспитания:
- осознание российской гражданской идентичности;
- проявление интереса к освоению музыкальных традиций своего края, музыкальной культуры народов России.
2) в области духовно-нравственного воспитания:
- признание индивидуальности каждого человека;
- проявление сопереживания, уважения и доброжелательности;
3) в области эстетического воспитания:
- восприимчивость к различным видам искусства, музыкальным традициям и творчеству своего края;
- умение видеть прекрасное в жизни, наслаждаться красотой;
- стремление к самовыражению в разных видах искусства.
4) в области научного познания:
- первоначальные представления о единстве и особенностях художественной и научной картины мира и отражение таковой в старинных музыкальных инструментах;
- познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании.
5) в области физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:
- бережное отношение к физиологическим системам организма, задействованным в музыкально-исполнительской деятельности (дыхание, артикуляция, музыкальный слух, голос);
- профилактика умственного и физического утомления с использованием возможностей музыкотерапии.
6) в области трудового воспитания:
- установка на посильное активное участие в практической деятельности;
- уважение к труду и результатам трудовой деятельности.
7) в области экологического воспитания:
- бережное отношение к природе; неприятие действий, приносящих ей вред.
Метапредметные результаты
Овладение универсальными познавательными действиями
В результате изучения музыки на уровне начального общего образования у обучающегося будут сформированы универсальные познавательные учебные действия, универсальные коммуникативные учебные действия, универсальные регулятивные учебные действия.
У обучающегося будут сформированы следующие базовые логические действия как часть универсальных познавательных учебных действий:
- определять существенный признак для классификации, классифицировать предложенные объекты (музыкальные инструменты);
- устанавливать причинно-следственные связи в ситуациях музыкального восприятия и исполнения, делать выводы.
У обучающегося будут сформированы следующие базовые исследовательские действия как часть универсальных познавательных учебных действий:
- проводить по предложенному плану опыт, несложное исследование по установлению особенностей предмета изучения и связей между музыкальными объектами и явлениями (часть – целое, причина – следствие);
У обучающегося будут сформированы следующие умения работать с информацией как часть универсальных познавательных учебных действий:
- распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании предложенного учителем способа её проверки;
- анализировать текстовую, видео-, графическую, звуковую, информацию в соответствии с учебной задачей;
- самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления информации.
У обучающегося будут сформированы следующие умения как часть универсальных коммуникативных учебных действий:
1) невербальная коммуникация:
- передавать в собственном исполнении музыки художественное содержание, выражать настроение, чувства, личное отношение к исполняемому произведению;
2) вербальная коммуникация:
-воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде;
- строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;
- подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления.
3) совместная деятельность (сотрудничество):
- стремиться к объединению усилий, эмоциональной эмпатии в ситуациях совместного восприятия, исполнения музыки;
- ответственно выполнять свою часть работы; оценивать свой вклад в общий результат;
- выполнять совместные проектные, творческие задания с опорой на предложенные образцы.
У обучающегося будут сформированы следующие умения самоорганизации как части универсальных регулятивных учебных действий:
- планировать действия по решению учебной задачи для получения результата;
У обучающегося будут сформированы следующие умения самоорганизации и самоконтроля как часть регулятивных универсальных учебных действий:
- корректировать свои учебные действия для преодоления ошибок.
Предметные результаты
К концу изучения модуля № 1 «Народная музыка России» обучающийся научится:
- определять принадлежность музыкальных интонаций, изученных произведений к русской музыке, народной музыке Ярославского региона России;
- определять на слух и называть знакомые народные музыкальные инструменты;
- группировать народные музыкальные инструменты по принципу звукоизвлечения: духовые, ударные, струнные;
- создавать ритмический аккомпанемент на ударных инструментах при исполнении народной песни;
- участвовать в коллективной игре на основе изученных старинных музыкальных интсрументах.
Тип занятия: актуализация ранее усвоенных знаний и формирование новых знаний.
Вид занятия: музыкальное путешествие-игра
Основное содержание[1]
Музыка в жизни человека. Истоки возникновения музыки и создание первых музыкальных инструментов (в т.ч. на территории Ярославского края). Старинные музыкальные инструменты как естественное проявление человеческих чувств и как связь между прошлым, настоящим и будущим. Отражение окружающей жизни, природы, настроений, чувств и характера человека через старинный музыкальный инструмент.
Тезаурус или терминология
Народные музыкальные инструменты - самобытные музыкальные инструменты, принадлежащие культуре одного народа или распространенные у разных народов, связанных между собой этнической общностью или длительными историко-культурными контактами.
Балалайка - русский народный трехструнный щипковый музыкальный инструмент, имеющий деревянный треугольный или полусферический корпус и длинный гриф. На шейке грифа навязаны жилы (лады) на таком расстоянии друг от друга, что, нажимая между ними струны, можно извлечь звуки гаммы.
Бряцание - способ извлечения звука (на балалайке) ударом указательного пальца по всем струнам сразу.
Бубенцы - шумовой музыкальный инструмент в виде набора полых металлических шариков с прорезями, внутри которых свободно перемещается один или несколько мелких литых шариков или камешков. Используются с древнейших времён как оберег и украшение. Во многих традиционных культурах сопровождают танцы, пляски. В России с середины XIX века часто использовались в составе конской упряжи.
Волынка - народный духовой язычковый музыкальный инструмент с воздушным резервуаром (мехом) из кожи или пузыря животного, в который вделаны:
- трубка для нагнетания воздуха;
- трубка с игровыми отверстиями, на которой исполняют мелодию; и
- одна или несколько басовых бурдонных трубок, издающих не изменяющиеся по высоте звуки, сопровождающие мелодию непрерывным аккомпанементом. Волынка издает сильный, пронзительный звук.
Гудок - старинный русский трехструнный смычковый музыкальный инструмент
Жалейка - русский духовой язычковый музыкальный инструмент, имеющий пронзительный и гнусавый тембр.
Жалейка представляет собой небольшую трубку из дерева или тростника, один конец которой вставляется в раструб из коровьего рога или бересты. В боковых стенках трубки есть несколько отверстий. Зажимая их пальцами, извлекают звуки различной высоты.
Ложки - русский народный музыкальный инструмент, состоящий из двух деревянных ложек. Ложки ударяют друг о друга выпуклыми сторонами, и получают четкий, звонкий звук.
Музыкальные инструменты - инструменты, обладающие способностью воспроизводить при содействии человека ритмически организованные и фиксированные по высоте звуки или четко регулированный ритм.
Каждый музыкальный инструмент обладает:
- особым тембром звучания;
- определенным диапазоном звуков; а также
- музыкально-выразительными динамическими возможностями.
Качество звучания музыкального инструмента:
- зависит от взаимосвязи и формы материалов, применяемых для изготовления инструмента; и
- может быть изменено с помощью дополнительных приспособлений и различных приемов звукоизвлечения.
Музыкальная культура - это совокупность музыкальных ценностей, которые формируют вкус человека, его внутреннюю, индивидуальную культуру. Познание этого вида искусства оказывает преобразующее действие на личность человека.
Оркестр народных инструментов - ансамбль, состоящий из национальных музыкальных инструментов в их подлинном или реконструированном виде. По составу инструментов различают однородные и смешанные оркестры народных инструментов.
Трещотки - русский народный ударный музыкальный инструмент, идиофон. Использовались для сопровождения свадебных, величальных или плясовых песен, иногда в ансамбле с гармошкой. Использовались на северо-западе России, в т.ч. и в Ярославском регионе. Трещотка состоит из прямоугольной рамки размером 200×100 мм с закреплёнными на её короткой стороне 1—4 упругими планками, длина которых примерно равна длине рамки.
Оборудование: ноутбук, проектор, презентация, аудиозаписи, инструменты (бубны, ложки, трещотки)
Музыкальный материал[2]:
Н.А. Римский-Корсаков «Садко» («Заиграйте, мои гусельки»)
Русский наигрыш «Балалаечка» (исп. Дмитрий Парамонов»)
Н.А. Римский-Корсаков «Садко» («Садко в гостях у Морского царя»)
Русский наигрыш «Поёт свирель»
Материалы занятия
Каждый музыкальный инструмент —
это не только история музыки,
но и история целого народа
Айшек Норам[3]
Музыкальные звуки сопровождали человека с младенчества и на протяжении всей его жизни. Вокруг человека звучала музыка как вокальная, так и инструментальная, характерная для данной местности, и поэтому дети с самых ранних лет тянулись к этой культуре.
Из материалов фольклорных экспедиций видно, что ещё в середине XX века песенная и инструментальная традиции России были достаточно богаты, несмотря на тяжёлое послевоенное время. Сама история возникновения русских народных инструментов уходит в далёкое прошлое. Фрески Софийского собора в Киеве, иконографические материалы, миниатюры рукописных книг, лубочные картинки свидетельствуют о разнообразии музыкального инструментария наших предков. Обнаруженные археологами древние музыкальные инструменты являются подлинными вещественными доказательствами бытования их на Руси.
В недалёком прошлом повседневная жизнь русского народа была немыслима без музыкальных инструментов. Практически все наши предки владели секретами изготовления несложных звуковых инструментов и передавали их из поколения в поколение.
Эпохой древнерусского музыкального искусства считается исторически большой отрезок времени: с начала IX до конца XVII века. По предположениям исследователей, в Киевской Руси были известны следующие музыкальные инструменты: деревянные трубы и рога (ратные и охотничьи), колокольчики, глиняные свистульки, флейта Пана, гусли, сопель и свирель, било.
Как сложилась история старинных музыкальных инструментов на территории Ярославской земли? Ответ заложен в предлагаемом занятии.
1. Мотивационная беседа
У. Сегодня мы с вами совершим путешествие на корабле знаний во времена далёкие времена нашей Руси- матушки. А путь нам поможет проложить вот эта песня.[4]
(слушают первый куплет песни «Течёт Волга» в исполнении Л.Зыкиной)
У. И какой же путь подсказала нам песня? (дети отвечают). Кстати, замечу, что слова этой песни принадлежат нашему поэту-земляку Льву Ошанину. Когда вы прогуливаетесь по Волжской набережной, то обязательно встречаете памятник этому выдающемуся поэту-песеннику.
Но чтобы взойти по трапу на наш корабль, вам надо приобрести билет[5]. Вот он у меня в руках (демонстрирует). Этот билет не только даст вам статус путешественника, но и поможет не сбиться с курса, укажет правильный путь во время путешествия и поможет вернуться к родным берегам. Вы готовы?
(учитель загадывает детям загадки о старинных музыкальных инструментах)
2. Актуализация
Загадки про русские народные музыкальные инструменты[6].
- Треугольная доска, а на ней три волоска.
Волосок – тонкий, голосок – звонкий. (Балалайка)
- Заливается трёхрядка, и народ идёт вприсядку!
А трёхрядка неплоха – есть и кнопки и меха.
И весёлые старушки под неё поют частушки. (Гармошка)
- Деревянная подружка, без неё мы, как без рук.
На досуге – веселушка, и накормит всех вокруг.
Кашу прямо носит в рот, и обжечься не даёт. (Ложка) - Приложил к губам я трубку — полилась по лесу трель,
Инструмент тот очень хрупкий, называется …(Свирель)
- Тараторит, словно тётка. Называется….(Трещотка)
- Мы собрали хоровод. Пригласили весь народ,
Дополняет наш кружок пастуший….(Рожок)
- Он под шапочкой сидит, не тревожь его – молчит.
Стоит только в руки взять и немного раскачать,
Слышен, будет перезвон: «Дили-дон, дили-дон. » ( Колокольчик)
- А Садко на них играл и душевно напевал,
Перебрал он много струн, вышел из моря Нептун. (Гусли)
- Птица-свиристелка, звонкая поделка!
Ну-ка, ну-ка, говори, что там у тебя внутри?
Верь, не верь, же, мой хороший, и внутри-то ничего,
Кроме двух сухих горошин и дыханья твоего. (Свистулька)
- Есть бубенчики на нем, по нему мы громко бьем.
С ним сейчас играть мы будем, дайте в руки звонкий … (Бубен)
- Если хочешь поиграть, нужно в руки ее взять
И подуть в нее слегка – будет музыка слышна.
Подумайте минуточку… Что же это? (Дудочка)
12. На дуге висят спокойно, стоит лишь дугу встряхнуть -
Мелодично и привольно украшают долгий путь. (Бубенцы)
У. А как можно объединить все наши отгадки? Какова же тема нашего урока?
Д. Русские народные инструменты.
3. Целеполагание
У. Правильно. Сегодня на нашем занятии мы познакомимся с историей создания русских народных инструментов, с их музыкальной жизнью на территории нашего края – Ярославской области. И наш корабль делает свою первую остановку в славном граде Рыбинске.
4. Приращение новых знаний
Станция «Скоморошная»
У. Поднимемся по крутому берегу Волги на улицу Стоялую, пройдём по тихим улочкам нашего города и окажемся на Скомороховой горе. А как вы думаете, почему наше музыкальное путешествие начинается именно здесь, на Скомороховой горе.
(Дети могут ответить, что скоморохи были первыми бродячими музыкантами на Руси. Могут предположить, что здесь собирались скоморохи и давали свои представления).
4.1. Экскурс в историю скоморошества
У. Вы правы, действительно такое название микрорайон получил не случайно. Существует легенда, что на небольшом холме раз в год на Масленицу собирались скоморохи. Вот так название Скоморохова Гора и осталось за микрорайоном.
Скоморохи были и музыкантами, и певцами, и исполнителями различных сценок.
Русский скоморох – это актер, который веселил людей. Но это были и лучшие таланты своего времени, которые отдавали душу народу. Понять, кто такие скоморохи можно через слово «смех». Именно так переводится это название с арабского и греческого языков. Скоморохов часто приглашали в свои дворы князья и бояре за отдельную плату. Они были очень популярны при дворе. Князья и бояре любили обсуждать не только дела, но и посмеяться с песен и частушек скоморохов.
Скоморохи использовали специальные инструменты для музыки, которые делали их представления более яркими и насыщенными. Любимые инструменты скоморохов: бубен, гудок, жалейка, домбра, гусли. У каждой группы скоморохов, которые действовали вместе, была своя программа и репертуар. Наиболее распространенными жанрами творчества таких артистов являлись шутки, песни, пьесы, постановки, частушки и различные сценки из жизни.
А сейчас скоморохи приглашают нас поиграть в игру, которая так и называется «Скоромошина».
4.2. Игра «Скоромошина»[7]
О, Д, К, У, ещё раз У, С, И, Л, Г, ещё раз Г да И –
Вам буквы выданы не зря!
Несложен их секрет!
Из них составьте-ка, друзья,
На мой вопрос ответ.
Русский инструмент старинный:
Как Садко на нём играл!
Если б ты читал былины,
То легко б его назвал. (гусли)
***************************
Запел он громко, в круг зовёт,
Беги скорее к нам, дружок (гудок)
4.3. Музыкальная пауза
У. Предлагаю задержаться на этой станции ещё несколько мгновений, чтобы послушать музыкальный фрагмент из оперы Николая Андреевича Римского-Корсакова «Садко».
(аудиозапись: картина «Садко у Морского царя»)
У. (на фоне музыки через минуту от начала прослушивания рассказывает некоторые факты из жизни композитора)
- Родился великий композитор в Тихвине, маленьком городке Новгородской губернии. И главный герой оперы «Садко» гусляр Садко родом из Новгорода. Жил - не тужил, пел песни на пирах и праздниках. Но хотелось ему увидеть дальние страны, рассказать о своём богатом крае. Так начинается знаменитое произведение. Долгий путь предстоит пройти Садко: встретятся на этом пути и заморские купцы, и Морской царь, и дочери Морского царя, среди которых любимица Волхова. 12 лет бороздит морские просторы корабль Садко, прежде чем окажется он лицом к лицу с Морским царём, и царство подводное наполняется величественной песней Садко, которую мы с вами сейчас услышали.
- Морские путешествия — вот то, что волновало Римского-Корсакова с раннего детства. В возрасте 12 лет, вслед за старшим братом Воином, он поступил в Морской кадетский корпус. Затем, по окончании учебы, будущий офицер отправился служить на клипере «Алмаз». Он посетил множество стран — Англию, Норвегию, Францию, Италию, Испанию, США и Бразилию. Впечатления, полученные в путешествиях, затронули воображение композитора. А образы моря есть в его самых известных произведениях — опере «Сказка о царе Салтане» и, конечно же, «Садко».
4.4. Блиц-беседа
У. Какие образы возникли в вашем воображении?
- Как изобразил композитор море? Оно тихое, спокойное или бушующее, рокочущее?
- Какие инструменты звучали в этой картине? (гусли)
- Как звучал этот инструмент? (нежно, мелодично).
У. Предлагаю вернуться на корабль, удерживая во время нашего пути в своём сердце и мыслях музыку Римского-Корсакова.
5.Закрепление изученного материала. Станция «Сказочная»
У. Наш корабль вновь поднимает паруса, чтобы мчать нас навстречу новым знаниям и новым впечатлениям. И чтобы скоротать время, предлагаю вам послушать сказку, но не простую, а с сюрпризом. Чтобы получить этот сюрприз, нужно быть очень внимательными слушателями.
«Сказка про то, как умные и полезные вещи стали музыкальными инструментами»[8]
Давно это было. Жили, поживали себе в небольшой деревушке, в деревянной избушке, умные и полезные вещи: ложки деревянные, трещотка и рожок. Жили они в большой дружной семье. С раннего утра и до позднего вечера умные и полезные вещи трудились, не покладая рук, вместе со своими хозяевами.
Деревянные ложки варили на кухне щи да кашу, а потом кормили всю семью вкусным обедом.
Рожок – вместе с хозяином дома ранним утром выгонял стадо коров и овец на луг, а вечером, своим громким голосом созывал всё стадо домой.
Трещотка – охраняла сады и огороды от непрошеных птиц, чтобы они не испортили урожай плодов и ягод. Так и жили они все вместе, до поры до времени.
Однажды, в той деревушке появились скоморохи. Так в старинные времена на Руси называли бродячих артистов, певцов и музыкантов. Скоморохи шли по улице с весёлой песней. Вся деревня собралась, чтобы посмотреть на весёлое представление скоморохов.
В руках скоморохов пели, звенели, бренчали и играли музыкальные инструменты. Были среди них гусли и балалайка.
Умные и полезные вещи остались дома, но и до них, доносились звуки задорной музыки и весёлые песни скоморохов, потешавших народ. Вскоре наступил вечер, и скоморохи попросились переночевать к хозяевам той самой избушки, в которой жили умные и полезные вещи. После ужина, когда гости и хозяева уснули, вещи решили поговорить с музыкальными инструментами. «Как вам живётся у своих хозяев скоморохов?» - спросили деревянные ложки у музыкальных инструментов.
- Весело живётся» - ответила балалайка, весёлая болтунья. - Везде бываем, песней звонкой народ потешаем.
- А я, никогда дальше своей деревни не бывала, - отозвалась трещотка.
Тут в разговор вступили гусли:
- За песни, да за пляски весёлые, любят нас на Руси. Везде встречают, да привечают. Мы своей музыкой людям радость приносим.
-Ой! - воскликнул рожок. - Как бы и нам хотелось тоже всем людям радость приносить.
- Так давайте вместе с нами по белу свету путешествовать. Вместе у нас ещё веселей да лучше музыка звучать станет, - предложили гусли и балалайка.
Так и решили умные и полезные вещи стать музыкальными инструментами, чтобы не только пользу людям приносить, но и радость им дарить.
С тех самых пор путешествуют они вместе большой дружной семьёй. И семья их стала называться – оркестром русских народных музыкальных инструментов. Давно уже нет на свете ни той деревушки, ни деревянной избушки, ни скоморохов, а музыка в исполнении русских народных инструментов продолжает звучать и приносить радость всем, кто её слышит.
5.1. Самостоятельная работа (можно в парах) по закреплению полученных знаний
У. На ваших столах карточка с изображением музыкальных инструментов. Выпишите только те названия инструментов, о которых не шла речь в сказке (это домра, жалейка, свирель, жалейка, бубенцы, бубен, баян).
- Какие старинные музыкальные инструменты мы и сегодня можем слышать в оркестре[9] (балайка, гусли, гармоники, свистульки, рожок, свирель, трещотки)
6. Творческая реализация темы (систематизация знаний). Станция «Концертная»
У: Давно уже нет на свете ни той деревушки, ни деревянной избушки, ни скоморохов, а музыка в исполнении русских народных инструментов продолжает звучать и приносить радость всем, кто её слышит.
А вы, ребята, хотели бы поиграть в оркестре русских народных инструментов?
(Раздаются инструменты: картонные балалайки, ложки, бубны, колокольчики)
Звучат: Русский наигрыш «Балалаечка» и русский наигрыш «Поет свирель» (см. Аудиоприложение; дети имитируют оркестр народных инструментов).
7. Домашнее задание. Станция «Творческая»
У: Вы получили шаблоны балалаек, на которых должны нарисовать струны, а также балалайку нужно расписать узорами, так как это делали мастера-умельцы. На следующем занятии мы устроим выставку наших работ.
8. Рефлексия. Станция «Окрыляющая»
У. Наше занятие подходит к концу. С какими инструментами и новыми понятиями вы познакомились?
- Как называется опера Н.А. Римского-Корсакова?
- Назовите русский народный духовой инструмент, подражающий пению птиц.
- Назовите старинный русский народный струнный инструмент, на котором играл Садко.
- Как называется весёлый трехструнный русский народный инструмент?
-Какую музыку сегодня слушали?
-Какие наигрыши исполняли?
У. Очень часто за событиями
И за сутолокой дней.
Старины своей не помним,
Забываем мы о ней.
Это очень важно – знать историю своей Родины. Помнить, любить и уважать традиции своего народа. И каждый музыкальный инструмент — это не только история музыки, но и история целого народа. Слушайте музыку, любите музыку.
Литература для учителя по теме занятия:
- Бычков В.Н. Музыкальные инструменты/ В.Н. Бычков// - М.: АСТ-ПРЕСС, 2000 - С.167
- Музыка. 3 класс: учеб. для общеобразоват. организаций. / Г.П. Сергеева. — М.: Просвещение, 2021.
- Музыка. 3 класс. Электронная форма учебника.
- Музыка. Творческая тетрадь. 3 кл.: учеб. пособие для общеобразоват. организаций. / Г.П. Сергеева. — М.: Просвещение, 2021.
- Михеева Л.В. Словарь юного музыканта / Л.В. Михеева// – М.: АСТ; СПб: Сова, 2005 – С.223
- Учебно-методический комплекс «Мир музыки» для детей 5-10 лет. Практическое мультимедиа-пособие. / Г.П. Сергеева. – М.: Новый диск, 2008.
- Учимся понимать музыку. Серия «Школа развития личности Кирилла и Мефодия». Практическое мультимедиа-пособие. – М.: Нью Медиа Дженерейшн, 2007.
Электронные ресурсы
- Балалайка - https://bogatyr.club/uploads/posts/2023-06/1688096939_bogatyr-club-p-balalaika-pikkolo-foni-krasivo-36.jpg
- Гармошка - https://vkoem.kz/images/stories/content/fond/muzykalnye-instrumenty/DSC_4877%2B.jpg
- Ложки - https://flomaster.top/uploads/posts/2022-07/1657259609_13-flomaster-club-p-lozhki-muzikalnii-instrument-risunok-krasi-17.jpg
- Свирель - https://www.ta-musica.ru/sites/default/files/imagecache/product_full/svirel_narv1.jpg
- Трещотка – https://magazin77.ru/wa-data/public/shop/products/50/05/550/images/1643/1643.970.JPG
- Рожок – https://cdn2.static1-sima-land.com/items/404184/0/400.jpg
- Колокольчик – https://polinka.top/uploads/posts/2023-05/1682907856_polinka-top-p-kartinka-kolokolchik-muzikalnii-instrument-7.png
- Гусли – https://flomaster.top/uploads/posts/2023-01/1673449924_flomaster-club-p-gusli-risunok-vkontakte-28.jpg
- Свистулька - https://suveniri-podarki.su/image/cache/data/product/igrushki/svistok/728-1-Svistok-600x600.JPG
- Бубен – https://cf.ppt-online.org/files1/slide/u/UdVyen9xwSYtujfzN2mPqGC8WbXgI3Ol64s5H1Zick/slide-2.jpg
- Дудочка - https://rmmedia.ru/attachments/117747/
- Бубенцы - https://doshkolnik39.ru/storage/images/mb000013461_0.jpg
- Карточка «Старинные музыкальные инструменты» - https://pichold.ru/wp-content/uploads/2021/08/img2.jpg
[1] Содержание занятия соответствует модулю № 1 «Народная музыка России» (
Данный модуль является одним из наиболее значимых. Цели воспитания национальной и гражданской идентичности, а также принцип «вхождения в музыку от родного порога» предполагают, что отправной точкой для освоения всего богатства и разнообразия музыки должна быть музыкальная культура родного края, своего народа, других народов нашей страны. Особое внимание при этом уделяется культуре родной края, в частности, появлению первых музыкальных инструментов и их функциональным характеристикам.
[2] См. Аудиоприложение
[3] Айшек Норам – псевдоним Норама Сергеевича Тернова (гр. 1981). Основатель нового направления науки об эволюции личности человека и его сознания.
[4] Аудио «Темёт Волга» (первый куплет) сл. Л. Ошанина, муз. М.Фрадкина
[5] Учитель после блиц-игры выдаёт детям «билет» – рабочий лист урока
[6] Одновременно демонстрируется презентация в в Microsoft PowerPoint с установленным таймером. Фон для презентации взят из свободного доступа в Интернете - https://catherineasquithgallery.com/uploads/posts/2021-02/1613465182_31-p-fon-dlya-prezentatsii-russkii-narodnii-sti-44.jpg
(Дата доступа: 28 апреля 2024 год)
[7] Дети работают в парах за партами, собирают слова, обозначающие старинные музыкальные инструменты
[8] Автор сказки – учитель музыки Eлисеева Ольга Валентиновна, МБОУ Лицей №78 «Фарватер», РеспубликаТатарстан, г. Казань
[9] Повторяем, что такое оркестр. Если дети забыли, то объясняем.
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сборник информационных материалов "Музыкальные традиции Рыбинска"
Представленные материалы могут быть использованы на уроках музыки с целью воспитания интереса и бережного отношения к музыкальной культуре родного края, приобщение к национальной культуре русского нар...
Музыкальные инструменты. Игра-знакомство с музыкальными инструментами для детей младшего дошкольного возраста.
Музыкальные инструменты.Игра-знакомство с музыкальными инструментами для детей младшего дошкольного возраста. Описание игры: Дети стоят в зале в кружочке ( если еще не могут то в хаот...

Интегрированное занятие в разновозрастной группе. «В мире музыкальных инструментов.»
Цель. Формировать основы музыкальной культуры дошкольников. Развивать музыкальные и творческие способности на основе синтеза различных видов искусств....

Конспект интегрированного занятия «В мире музыкальных инструментов» Старшая группа.
Конспект интегрированного занятия«В мире музыкальных инструментов»Старшая группа. Цель:Закрепление, формирование и развитие музыкальных способностей детей, позволяющих применять получ...

Разработка интегрированных уроков по музыкальному инструменту фортепиано для обучающихся 2 класса с включением элементов игры по слуху
Обучение игре по слуху учащихся ДШИ и ДМШ обусловлено целью современного образования, которое заключаетса в воспитании личности ребенка. Занимаясь подбором по слуху мы приближаем обучение игре на форт...
Конспект интегрированного занятия по художественно-эстетическому и познавательному развитию в подготовительной группе «Путешествие в страну музыкальных инструментов»
Интеграция образовательных областей: художественно-эстетическое развитие, познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие, социально-коммуникативное развитие....

Звонкие голоса Музыкальные инструменты. Духовые музыкальные инструменты.
Музыкальные инструменты. Духовые музыкальные инструменты....


