Рабочая программа внеурочной деятельности "Поисковый отряд" для обучающихся 5-6 классов.2023-2024 г.
рабочая программа (5, 6 класс)

Ульянов Вадим Николаевич

Рабочая программа внеурочной деятельности "Поисковый отряд" для обучающихся 5-6 классов.2023-2024 г.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_poiskovyy_otryad.docx24.67 КБ
Файл ktp._vd.docx17.43 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Министерство образования Сахалинской области

Управление образования МО ГО «Охинский»‌‌ 

МБОУ школа-интернат с. Некрасовка им.П.Г.Чайка

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

внеурочной деятельности «Поисковый отряд»

для обучающихся 5-6 классов

с. Некрасовка ‌

2023 г.

Планируемые образовательные результаты

Цели: формирование основ патриотизма, что подразумевает воспитание качеств человека, которые составляют основу его коммуникативной, гражданской и социальной активности, развитие творческих способностей, воспитание уважения к культуре и истории своей семьи, своей малой и большой Родины

  • увековечение памяти павших защитников Отечества и жертв войн и вооруженных конфликтов;
  • сохранение исторической памяти о событиях Великой Отечественной войны;
  • воспитание у детей и молодежи гражданственности и патриотизма, чувства гордости за историческое и боевое прошлое нашей Родины, утверждение идеалов гуманизма и милосердия, как важнейших духовных ценностей.
  • формировать гражданское самосознание, ответственность за судьбу Родины;
  • расширять знаний  о Родине, её истории, традициях, культуре;
  • развивать чувство гордости, расширять знания о мировой культуре, культуре России и Кубани;
  • способствовать усвоению и реализации ребёнком своих прав и обязанностей;
  • формирование  культуру речи, культуру общения в школе, семье, обществе, сознательную дисциплину, аккуратность и умение организовывать своё рабочее место;
  • воспитывать патриотизм, гуманизм, толерантность, любовь к своей семье;

Задачи поискового движения

  • организация поисковой работы в местах боевых действий войн и военных конфликтов;
  • организация архивно-мемориальной работы в архивах местного, регионального и федерального уровней;
  • организация военно-мемориальной работы в местах боевых действий войн и военных конфликтов;
  • привлечение к социально-значимой работе детей и молодежи.

Содержание  программы

п./п.

Содержание

1.

Вводное занятие.

Знакомство с деятельностью военно-патриотического объединения «Поисковый отряд.Честь». Цели, задачи объединения.

2.

Инструктаж  по пожарной ТБ в учреждении. История поискового движения в России. Поисковое движение на современном этапе. Ознакомление с историей поискового движения в России, в Сахалинской области, целями поисковых организаций. Определение значимости поискового движения. Достигнутые результаты. Выявление морально – этических, патриотических, а так же политических аспектов деятельности поисковых организаций.

3.

Выявление предпосылок начала 2 МВ, ВОВ. География войны. Фронтовые, тыловые и оккупированные зоны. Карта войны (работа с атласами, контурными картами).

Изучение территориального охвата боевых действий, наиболее крупных и значимых сражений ВОВ. Исторические сражения на территории СССР.

4.

Понятия и термины военной истории. Структура Вооружённых Сил СССР и Германии перед 2-й Мв и Вов.

Изучение терминов и понятий, т. к. «блицкриг, апартеид, блокада,

ленд-лиз, военнопленные, РККА, операция «Багратион», эвакуация, артналет, концлагерь и т. д.»

5.

Оружие, боеприпасы и обмундирование, знаки отличия Вооружённых Сил СССР и Германии перед 2-й МВ и ВОВ.

Сравнение оружия, боеприпасов и обмундирования, знаков отличия солдат и офицеров РККА и Вермахта, производства военной техники, наличие продовольствия на линии фронта и прифронтовой полосы.

6.

Великая Отечественная война. Хроника событий 1941-43 гг. История в лицах. Партизанские отряды и подпольные организации.  Сожженные деревни. Концлагеря.

Подробное изучение боевых операций обоих противоборствующих сторон (Операция «Искра», «Барбаросса», «Цитадель»). Определение роли полководцев и адмиралов РККА, т.к. К.К. Рокоссовский,  И.Х. Баграмян, И.С. Конев, А.М. Ватутин, А.М. Василевский, Н.Г. Кузнецов, Клыков Н.К., Власов А.А., во время ВОВ. История появления партизанских отрядов, их влияние на ход войны. Концлагеря: цель создания и организация содержания в них военнопленных и мирного населения.

7.

Работа с документами, архивом. Историческая мотивация проведения поисковых работ. Архивы страны. Методика работы с документами. Изучение специфики и методики работы с архивными документами. Взаимодействие с архивами региона, России.

8.

Изучение боевых действий в районе поиска.

Исследование истории боевых действий, непосредственно на территории Сахалинской  области

9.

Работа со снаряжением поисковика.

Ознакомление со снаряжение поисковика (щуп для верхового поиска, глубинный щуп, крюк, металлоискатель, биолокатор, нож, лопата, щетка). Методы и способы применения. Практическое занятие с выходом  на почву.

10.

Осуществление поиска на местности. Методика проведения поисковых работ. Эксгумация останков. Осуществление и полное вскрытие захоронения. Основные требования к проведению эксгумационных работ.

Работа с архивом, картой. Определение границ раскопа, снятие дерна, выемка грунта, протоколирование открывшихся фактов, ТБ при эксгумация останков, рекультивация грунта.

11.

Классификация захоронений. Санитарные, воинские, мемориальные, временные захоронения, незахороненные останки. Проведение захоронений и перезахоронений.

Аннотация каждого типа захоронения: боевые, санитарные, плановые, мемориальные, временные, братские, индивидуальные. Определение класса захоронения. Последовательность перезахоронения. Процедура отдачи воинских почестей при перезахоранении.

12.

Работа с металлоискателем. Знакомство с различными видами приборов. Принцип устройства. Освоение навыков практической работы.

Разновидности металлоискателей, ТБ при работе с металлоискателем, методы использования. Практическое занятие. При содействии  МЧС.

13.

Техника безопасности при работе с взрывоопасными предметами. Санитарные нормы при эксгумации останков. Противопожарная безопасность. Оказание первой медицинской помощи при травмах.

ТБ при работе с взрывоопасными предметами (ВОП). Меры предосторожности при передвижении по потенциально опасной территории.  Изучение поражающего воздействия взрывчатого вещества (патрон, граната, мина, артиллерийский снаряд, авиационный снаряд) и влияния окружающей среды на сохранность ВОП. Соблюдение обязательных санитарных норм при работе с человеческими останками. Соблюдение противопожарной ТБ. Виды травм, оказание первой медицинской помощи.  Практическое занятие при содействии МЧС.

14.

Школа выживания. Туристские навыки в поиске. Спортивное ориентирование. Природа и народные приметы. Природная аптечка.

Ориентирование с компасом, картой на местности. Разновидности палаток, способы их установки, ТБ при разведении костра,  приготовление пищи, вязание узлов, распаковка и упаковка снаряжения. Использование народных примет для определения ближайших погодных условий, сторон света. Применение народной медицины при отсутствии современных медицинских препаратов. Практические занятия.

15.

Документация в поисковом отряде. Акты, протоколы эксгумаций, акты проведения захоронений и перезахоронений. Ежедневные отчеты. Листы опроса местного населения. Необходимость ведения отрядной документации. Изучение сопутствующей отрядной документации, последовательность ее заполнения.

16.

Работа с медальонами. Правила обращения с медальонами при раскопках. Виды медальонов, порядок регистрации и хранения медальонов.

Определение термина «солдатский медальон». Виды медальонов и период выпуска/применения в  советской и немецкой армиях. Правила работы с найденными медальонами. Поиск родных в архивах по данным солдатских медальонов.

17.

Музейное дело. Общественные музеи и их значение в героико-патриотическом воспитании молодежи. Документация, необходимая при работе общественного музея. Хранение, учет и инвентаризация экспонатов музея. Изучение деятельности экскурсовода. Поэтапность подготовки информации об экспонате, экскурсии. Многообразие, используемых экскурсоводом источников информации при создании экскурсии.  Музейное дело (учет, инвентаризация, хранение экспонатов).

18.

Летопись поискового движения. Отрядные и личные дневники.  Роль средств массовой информации в пропаганде поискового движения.

Создание собственной летописи поискового отряда, охватывающей весь период подготовки к участию в поисковой экспедиции. В процессе организации, либо участия в экспедиции обязательное ведение отрядных и  личных дневников.

19.

Организация и проведение, поисковых экспедиций, походов с целью обследования населенных пунктов.

Для закрепления полученных знаний и приобретения практических навыков организуются одно – двухдневные походы (экспедиции). По завершению участия в поисковых экспедициях, вносятся дополнения в летопись поискового отряда, включая информацию личных дневников.

20.

Взаимодействие поискового отряда с государственными и общественными учреждениями и организациями (совет ветеранов). Для упрочнения и сохранения военной истории организуется взаимодействие поискового отряда с государственными и общественными учреждениями и организациями (совет ветеранов). Редактируется Книги Памяти, посещаются музеи, архивы, местные администрации, детские и молодежные организации.

21.

Творческие работы.

Создаются творческие работы по военной тематике (ВОВ), по организации, участию в полевых экспедициях.

22.

Полевая практика. Одно - двух - трехдневные (и более) походы, экспедиции. Участие в «Вахтах Памяти». Уход за братскими могилами, воинскими захоронениями. Помощь ветеранам войны в сельскохозяйственных работах.

Принимается участие в «Вахтах Памяти». Систематическое проведение мероприятий по уходу за братскими могилами, воинскими захоронениями, а так же  помощь ветеранам войны в сезонных сельскохозяйственных работах.



Предварительный просмотр:

Тематическое планирование

Тема занятий

Всего

Теория

Практика

1.

Вводное занятие. Техника безопасности на занятиях.

1

1

2.

История поискового движения в России. Поисковое движение на современном этапе. Республиканские, региональные и межрегиональные поисковые объединения России. Проблемы поискового движения. Актуальное значение поискового движения. Особенности и условия поисковой работы в отдельных регионах страны. Слагаемое поисковой работы.

2

1

1

3.

Великая Отечественная война.

 География войны. Фронтовые, тыловые и оккупированные зоны. Карта войны (работа с атласами, контурными картами). Исторические сражения на территории СССР: Смоленское сражение, битва за Москву, Сталинградская битва, битва на Курской дуге и т.д. Величайшие трагедии войны: Вяземский котел 1941 г., оборона Ленинграда (Мясной бор), Ржев.

4

2

2

4.

Понятия и термины военной истории. Структура Вооружённых Сил СССР и Германии перед 2-й Мировой войны и ВОв.

2

1

1

5.

Оружие, боеприпасы и обмундирование, знаки отличия Вооружённых Сил СССР и Германии 2-й МВ и ВОВ.

2

1

1

6.

Великая Отечественная война. Хроника событий 1941-43 гг. История в лицах. Партизанские отряды и подпольные организации.  Сожженные деревни. Концлагеря.

2

1

1

7.

Работа с документами, архивом. Историческая мотивация проведения поисковых работ. Архивы страны. Методика работы с документами.

2

1

1

8.

Изучение боевых действий в районе поиска.

2

1

1

9.

Работа со снаряжением поисковика.

2

1

1

10.

Осуществление поиска на местности. Методика проведения поисковых работ. Эксгумация останков. Осуществление и полное вскрытие захоронения. Основные требования к проведению эксгумационных работ.

2

1

1

11.

Классификация захоронений. Санитарные, воинские, мемориальные, временные захоронения, незахороненные останки. Проведение захоронений и перезахоронений.

2

1

1

12.

Работа с металлоискателем. Знакомство с различными видами приборов. Принцип устройства. Освоение навыков практической работы.

2

1

1

14.

Школа выживания. ТБ. Туристские навыки в поиске (ориентирование, обнаружение источников воды и ее фильтрация, разведение огня, обустройство укрытия). Природа и народные приметы. Природная аптечка.

2

1

1

15.

Документация в поисковом отряде. Акты, протоколы эксгумаций, акты проведения захоронений и перезахоронений. Ежедневные отчеты. Листы опроса местного населения. Паспортизация населенных пунктов и т.д.

2

1

1

16.

Работа с медальонами. Правила обращения с медальонами при раскопках. Виды медальонов, порядок регистрации и хранения медальонов. Розыск родных без вести пропавших, чьи имена восстановлены по медальонам. Работа с архивами, адресными бюро, сельсоветами. Увековечение памяти погибших, взаимодействие с редакциями Книг Памяти.

2

1

1

17.

Музейное дело. Общественные музеи и их значение в героико-патриотическом воспитании молодежи. Документация, необходимая при работе школьного музея. Хранение, учет и инвентаризация экспонатов музея. Создание экспозиций «Война глазами поисковиков», «Наш край в годы Великой Отечественной войны», «Трагедия 41-го», «День скорби» и т.п. Необходимые навыки, умения будущих экскурсоводов.

2

1

1

18.

Летопись поискового движения. Отрядные и личные дневники.  Роль средств массовой информации в пропаганде поискового движения.

Организация и проведение, поисковых экспедиций, походов с целью обследования населенных пунктов. Обобщающее занятие. Применение теоретических знаний, приобретенных навыков на практике (участие в экспедиции, в составе сводного областного поискового отряда).

Взаимодействие поискового отряда с государственными и общественными учреждениями и организациями (совет ветеранов). Редакция Книги Памяти, посещение музея, архива, местных администраций, детских и молодежных организаций. Встречи, экскурсии, походы.

Творческие работы.

Полевая практика. Одно - двух - трехдневные (и более) походы, экспедиции. Участие в «Вахтах Памяти». Уход за братскими могилами, воинскими захоронениями. Помощь ветеранам войны в сельскохозяйственных работах.

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку для 10 -11 классов 2023-2024 уч.год

Федеральная рабочая программа учебного предмета «Русский язык» на уровне среднего общего образования составлена на основе требований к результатам освоения ФОП СОО, представленных в Ф...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРЕДМЕТНОГО КУРСА. МАТЕМАТИЧЕСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ 5А, 6А КЛАССЫ. 2023-2024

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРЕДМЕТНОГО КУРСА. МАТЕМАТИЧЕСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ 5А, 6А КЛАССЫ. 2023-2024...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА. ВЕРОЯТНОСТЬ И СТАТИСТИКА (УГЛУБЛЕННЫЙ УРОВЕНЬ). 10Б КЛАСС. (2023-2024)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА. ВЕРОЯТНОСТЬ И СТАТИСТИКА (УГЛУБЛЕННЫЙ УРОВЕНЬ). 10Б КЛАСС. (2023-2024)...

Рабочая программа кружковой работы "Волшебная кисточка" 1 - 3 класс 2023- 2024 учеб.год

     В основу изучения курса внеурочной деятельности «Волшебная кисточка» положены ценностные ориентиры, достижение которых определяются воспитательными результатами....

Рабочая программа по русскому языку в 10-11 классах (2023-2024)

Рабочая программа по русскому языку в 10-11 классах (2023-2024)...

Рабочая программа по русскому языку в 10-11 классах (2023-2024)

Рабочая программа по русскому языку в 10-11 классах (2023-2024)...

Рабочая программа по вероятности и статистике 7-9 классов 2023-2024

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА В современном цифровом мире вероятность и статистика приобретают всё большую значимость, как с точки зрения практических приложений, так и их роли в образовании, необходимом...