Рабочая программа по внеурочной деятельности «Индивидуальный проект», 5-7 класс
рабочая программа (7 класс)
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Индивидуальный проект», 5-7 класс
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 44.69 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 57»
Принято на заседании
педагогического совета
МБОУ «Средняя общеобразовательная общеобразовательная школа № 57»
Протокол № от 2025 года
Председатель ПС _______ И.Б. Панченко
общеобразовательная
Утверждаю
Приказ № от 2025 года
Директор МБОУ «Средняя обще-
общеобразовательная школа № 57»
_________________________ О.А. Жилина
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Индивидуальный проект
7 Д класс
2025-2026 уч. г.
Учитель: Локтионова О.Е.
город Курск
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Программа курса «Индивидуальный проект» для 6 класса составлена в соответствии с федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; СанПин 3.3686 21 «Санитарно-эпидимеологические требования по профилактике инфекционных болезней» с 01.09. 2021; на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (приказ Министерства просвещения РФ от 31 мая 2021 г. № 287 “Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования”), с учетом примерной образовательной программы образовательного учреждения (новая редакция от 08.04.2015 г.), приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 11 декабря 2020 г. № 712 «О внесении изменений в некоторые федеральные государственные образовательные стандарты общего образования по вопросам воспитания обучающихся», рабочей программы воспитания МБОУ "Средняя общеобразовательная школа №57", в соответствии с учебным планом МБОУ «Средней общеобразовательной школы № 57» на 2025-2026 учебный год.
Происходящие изменения в современном обществе требуют развития новых способов образования, педагогических технологий, нацеленных на индивидуальное развитие личности, творческую инициацию, выработку навыка самостоятельной навигации в информационных полях, формирование у учащихся универсального умения ставить и решать задачи для разрешения возникающих в жизни проблем — профессиональной деятельности, самоопределения, повседневной жизни. Архиважным становится воспитание подлинно свободной личности, формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и чётко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах, быть открытыми для новых контактов и культурных связей.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
Программа курса предназначена для обучающихся основной школы. Она направлена на формирование оргдеятельностных (методологических) качеств учащихся — способность осознания целей проектной и учебно-исследовательской деятельности, умение поставить цель и организовать ее достижение, а также креативных (творческих) качеств - вдохновенность, гибкость ума, терпимость к противоречиям, прогностичность, критичность, наличие своего мнения, коммуникативных качеств, обусловленных необходимостью взаимодействовать с другими людьми, с объектами окружающего мира и воспринимать его информацию, выполнять различные социальные роли в группе и коллективе.
Актуальность программы также обусловлена ее методологической значимостью. Программа позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют и позволяют решить
Цели изучения предмета:
1) в направлении личностного развития
• умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;
критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;
- представление о науке как сфере человеческой деятельности, об этапах ее развития, о ее значимости для развития цивилизации;
- креативность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении математических задач;
- умение контролировать процесс и результат проектно исследовательской деятельности;
- способность к эмоциональному восприятию изучаемых объектов, задач, решений, рассуждений;
2) в метапредметном направлении
- первоначальные представления об идеях и о методах научного исследования как об универсальном языке науки и техники, о средстве моделирования явлений и процессов;
- умение видеть исследовательскую задачу в контексте проблемной ситуации в любой дисциплине, в окружающей жизни;
- умение находить в различных источниках информацию, необходимую для исследования, представлять ее в понятной форме;
принимать решение в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации;
- умение понимать и использовать различные свойства наглядности для иллюстрации, аргументации, интерпретации;
умение выдвигать гипотезы при проведении исследования и понимать необходимость их проверки;
- умение применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждений;
- умение самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для проведения исследования;
Задачи:
- приобретение знаний о структуре проектной и исследовательской деятельности; способах поиска необходимой для исследования информации; о способах обработки результатов и их презентации;
- овладение способами деятельностей: учебно-познавательной, информационно-коммуникативной, рефлексивной;
- освоение основных компетенций: ценностно-смысловой, учебно-познавательной, информационной, коммуникативной;
- создание оптимальных условий для развития и реализации способностей детей;
Принципы:
- интегральностъ - объединение и взаимовлияние учебной и проектной деятельности обучающихся, когда опыт и навыки, полученные при выполнении исследовательских и творческих работ, используются на уроках и содействуют повышению успеваемости и развитию психологической сферы;
- непрерывность - процесс длительного профессионально ориентирующего образования и воспитания в творческом объединении учащихся различных возрастов и научных руководителей;
- межпредметное многопрофильное обучение, в котором погружение в проблему предполагает глубокое систематизированное знание предмета и широкую эрудицию в разных областях, формирование навыков исследовательского труда.
ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:
В области научно-исследовательской деятельности:
По окончании изучения курса обучающийся должен:
- знать начальные сведения о теории и технологии проектно-исследовательской деятельности;
- иметь представление о базовых понятиях и основных методах проектно-исследовательской деятельности;
- уметь применять теоретические знания в ходе решения исследовательской проблемы, адекватно оценивать полученные результаты, обрабатывать их методами математической статистики, теоретически интерпретировать и оформлять в виде текста.
В личностном направлении:
- способность совершенствовать и развивать свой общеинтеллектуальный и общекультурный уровень.
- готовность использовать знание современных проблем науки при решении исследовательских задач.
- способность к самостоятельному освоению новых методов исследования;
- способствовать профессиональному самоопределению.
В метапуедметном направлении:
- уметь планировать свою исследовательскую деятельность, видеть различные стратегии исследования, осознанно выбирать способ решения;
- формирование исследовательскей культуры учащихся; умений и навыков самостоятельного и творческого труда, самостоятельной работы с научной литературой;
- уметь работать с учебным текстом (находить ответы на поставленные вопросы, выделять смысловые фрагменты и пр.);
- уметь проводить несложные доказательные рассуждения, опираясь на изученные определения, свойства, признаки; распознавать
верные и неверные утверждения; иллюстрировать примерами изученные понятия и факты; опровергать с помощью контрпримеров неверные утверждения;
- уметь действовать в соответствии с предложенным алгоритмом, составлять несложные алгоритмы вычислений и построений;
В предметном направлении:
- способность анализировать результаты научных исследований и применять их при решении конкретных образовательных и исследовательских задач.
- готовность использовать индивидуальные креативные способности для оригинального решения исследовательских задач.
- готовность самостоятельно осуществлять научное исследование с использованием современных методов науки.
- владеть базовым понятийным аппаратом по основным разделам содержания;
Содержание курса
I. Введение. -1 час
- Что такое исследовательская деятельность, индивидуальный проект. Цели и задачи научного общества. Специфика организации, занятий, общие требования к учащимся. Роль исследовательской деятельности в повышении уровня образованности
- Организация проектной деятельности.-16 часов
- Тема и проблема исследования, проекта. Поиск и формулировка проблемы. Ее актуальность, новизна, значимость. Обоснование актуальности выбранной проблемы.
- Гипотеза исследования, проекта
Объект исследования. Цели и задачи исследования. Понятие о гипотезе. Гипотеза как предположение, касающееся установления закономерностей связи исследуемых явлений. Типы гипотез. Техника формулирования гипотезы.
- Основные методы исследования, их классификация.
Понятие «методы исследования». Теоретический анализ и синтез, абстрагирование, конкретизация и идеализация, индукция и дедукция, аналогия, моделирование, сравнительный и ретроспективный анализ, классификация. Эмпирические методы: наблюдение, включенное наблюдение, беседа, рейтинг, анкетирование, интервьюирование, тестирование, самооценка, эксперимент, экспертиза, социометрия, описание, изучение документации. Применение методов на различных этапах исследования.
- Этапы исследовательского процесса.
Основные этапы исследовательского процесса: аналитический прогностический, организаторский, обобщающий, внедренческий. Их специфика. Цели и задачи каждого из этапов. Планирование процесса исследования. Роль и позиция исследователя на каждом этапе.
- Основы библиотечно-библиографической грамотности.-4 часа
- Библиографическая характеристика источника
Основные элементы библиографического описания. Методы библиографирования: общий библиографический анализ источника, библиографическое описание, идекф библиографическая группировка; элементы библиографического описания: областьзаглавия и сведений об авторе, область издания, область выходных данных, область серии, область применений.
- Методы работы в научной библиотеке.
Справочная литература (энциклопедии, словари - типы словарей); библиографические пособия и материалы (указатели, каталоги: универсальный, отраслевые, тематический, персональные, предметные, систематические.МБА и его возможности) Технология работы с ними.
- Специфика работы исследователя с периодической печатью.
- Систематизация научной информации.Работа с информацией библиографического характера, тематические карточки исследователя, этапы работы с ними: этап накопления материала,этап осмысления. Личная карточка исследователя. Источники библиографических сведений. Библиографические ссылки.Цитаты и их использование
- Основные приемы сохранения информации
Работа с источником. Аннотация, реферат, конспект, тезисы, план. Специфика и назначение каждого из видов сохранения информации. Технология работы над рефератом, виды рефератов. Тезирование. План и конспект литературного источника. Взаимоанализ и самоанализ рефератов по учебным предметам. Использование компьютера для хранения информации.
- Компьютерный практикум. -4 часа
ПрограммаMicrosoft Word, ПрограммаMicrosoft PowerPoint
- Подготовка и участие в школьных и городских конференциях.- 4часа
Подготовка учащихся к выступлению на конференции.
- Анализ работ.- 3 часа
Различный стиль изложения материала на примере работ - победителей. Формулировка цели, конкретных задач, гипотез исследований по материалу исследовательских работ - победителей. Анализ результатов собственной деятельности, самооценка.
- Экскурсия в Курский краеведческий музей.-2час
Учебно - тематический план
Содержание | Количество часов |
I. Введение | 1 |
II. Организация исследовательской проектной деятельности | 16 |
III. Основы библиотечно библиографической грамотности | 4 |
IV. Практическое занятие в школьной библиотеке | 1 |
V. Компьютерный практикум | 4 |
VI. Подготовка к участию в школьной конференции | 4 |
VII. Анализ работ | 3 |
VIII. Экскурсия в Курский краеведческий музей. | 2 |
Итого | 35 |
Тематическое планирование курса «Индивидуальный проект»
7 класс
( 1 ч в неделю; всего — 35 ч )
№ | Тема | Тип занятия | Элемент содержания | Вид деятельности | Дата | ||
план | факт | ||||||
1 | Что такое исследовательская деятельность, проект | Практическое занятие | Формирование банка тем для учебноисследовательской работы учащихся . Роль исследовательской деятельности в повышении уровня образованности | Учебно - познавательная , рефлексивная
| |||
2 | Тема и проблема проекта | Практическое занятие | Определение целей и задач перед каждым членом школьного научного общества | Учебно - познавательная , рефлексивная
| |||
3 | Поиск и формулировка проблемы проекта | Практическое занятие | Поиск и подбор информации по выбранным темам | Учебно познавательная, рефлексивная
| |||
4 | Поиск и формулировка проблемы. Практическое занятие | Практическое занятие | Выбор источников информации | Учебно познавательная, рефлексивная
| |||
5 | Актуальность, новизна, значимость темы. Обоснование актуальности выбранной проблемы. | Практическое занятие | Обоснование новизны, значимости выбранных тем. Обоснование актуальности выбранной проблемы. | Учебно познавательная, рефлексивная
| |||
6 | Гипотеза исследования. Понятие о гипотезе. | Практическое занятие | Виды гипотез. Формулировка гипотезы исследования. Знакомство с данным вопросом по материалам исследовательских работ Гипотеза как предположение, касающееся установления закономерной связи исследуемых явлений | Учебно познавательная, рефлексивная
| |||
7 | Техника формулирования гипотезы | Практическое занятие | Формулировка гипотезы исследования | Учебно - познавательная . рефлексивная
| |||
8 | Основные методы исследования, их классификация и применение в проекте | Практическое занятие | Конкретизация последовательности решения задач для достижения цели каждым членом школьного научного общества | Учебно - познавательная . рефлексивная
| |||
9 | Понятие «методы исследования» | Практическое занятие | Теоретический анализ и синтез. Абстрагирование. Конкретизация и идеализация. | Учебно - познавательная . рефлексивная
| |||
10 | Понятие «методы исследования» | Практическое занятие | Индукция и дедукция. Аналогия, моделирование. Сравнительный и ретроспективный анализ. | Учебно - познавательная ,рефлексивная
| |||
11 | Эмпирические методы | Практическое занятие | Наблюдение, включенное наблюдение. Беседа, рейтинг. | Учебно - познавательная , рефлексивная
| |||
12 | Эмпирические методы | Практическое занятие | Анкетирование. Интервьюирование. Тестирование. Экспертиза. Эксперимент. | Учебно - познавательная . рефлексивная
| |||
13 | Эмпирические методы | Практическое занятие | Самооценка. Социометрия. Описание. Изучение документации. | Учебно - познавательная . рефлексивная
| |||
14 | Этапы исследовательского процесса. | Практическое занятие | Основные требования, предъявляемые к проектно- исследовательской работе. | Учебно - познавательная . рефлексивная
| |||
15 | Основные этапы исследовательского процесса. | Практическое занятие | Аналитический прогностический. Организаторский. Обобщающий. Внедренческий. | Учебно - познавательная ,рефлексивная
| |||
16 | Цели и задачи каждого из этапов исследовательского процесса проекта | Практическое занятие | Специфика каждого этапа исследовательского процесса. Исследовательская работа: структура, содержание, этапы. | Учебна - познавательная.рефлексивная
| |||
17 | Планирование процесса исследования. | Практическое занятие Практическое занятие | Формирование самостоятельного подхода к решению поставленных задач совместно с учащимися. | Учебно - познавательная, рефлексивная
| |||
18 | Технология работы с библиографическими пособиями и материалами. | Практическое занятие | Библиографические пособия и материалы (указатели, каталоги: универсальный, отраслевые, тематический, персональные, предметные, систематические.МБА и его возможности). Основные элементы библиографического описания. Общий библиографический анализ источника. Библиографическое описание. Индекс, библиографическая группировка. Элементы библиографического описания: область заглавия и сведений об авторе, область издания, область входных данных, область серии, область применений. | Учебно - познавательная , рефлексивная
| |||
19 | Справочная литература. Специфика работы с периодической печатью | Практическое занятие | Справочная литература(энциклопедии, словари - типы словарей). Углубленная проработка ключевых вопросов выбранных тем. Проверка надежности источников информации по темам. Работа с различными источниками информации и над текстом исследования | Учебно — познавательная ,рефлексивная
| |||
20 | Систематизация научной информации. Основные приемы сохранения информации | Практическое занятие | Специфика и назначение каждого из видов сохранения информации. Работа с источником. Аннотация. Реферат. Конспект. Тезисы. План | Учебно познавательная, рефлексивная
| |||
21 | Виды проектов | Практическое занятие | Работа с различными источниками информации и над текстом исследования. Взаимоанализ и самоанализ рефератов по учебным предметам | Учебно - познавательная, рефлексивная
| |||
22 | Особенности и структура проекта, критерии оценки. | Практическое занятие | Углубленная проработка ключевых вопросов выбранных тем | Учебно -- познавательная ,рефлексивная
| |||
23 | Способы представления проектов | Практическое занятие | Подготовка презентации исследовательской работы. | Учебно - познавательная, рефлексивная
| |||
24 | Создание компьютерных презентаций проектов | Практическое занятие | Подготовка презентации исследовательской работы. | Учебно познавательная.рефлексивная
| |||
25 | Работа в программе PowerPoint | Практическое занятие т | Подготовка презентации исследовательской работы. | Учебно - познавательная, рефлексивная
| |||
26 | Работа в программе PowerPoint | Практическое занятие | Подготовка презентации исследовательской работы. | Учебно познавательная, рефлексивная
| |||
27 | Работа в программе PowerPoint | Творческий отчет | Представление результатов исследовательской деятельности Риторическая отработка выступления | Учебно познавательная, рефлексивная
| |||
28 |
| Творческий отчет | Представление результатов исследовательской деятельности Риторическая отработка выступления | Учебно познавательная, рефлексивная
| |||
29 | Подготовка защиты проекта | Творческий отчет | Заслушивание полученных результатов | Учебно - познавательная . рефлексивная
| |||
30 | Защита проекта | Творческий отчет | Заслушивание полученных результатов | Учебно - познавательная . рефлексивная
| |||
31 | Формула успешной деятельности. Сильные и слабые стороны работы над проектом. | Практическое занятие | Различный стиль изложения материала на примере работ. Формы представления результатов исследовательской работы | Учебно - познавательная .рефлексивная
| |||
32 | Самооценка. Самоконтроль | Практическое занятие | Формулировка цели, конкретных задач, гипотез исследований по материалу исследовательских работ. | Учебно - познавательная . рефлексивная
| |||
33 | Анализ работ | Практическое занятие | Образцы и структуры работ. Методы исследования, их классификация по материалу исследовательских работ. Анализ результатов собственной деятельности, самооценка | Учебно - познавательная , рефлексивная
| |||
34,35 | Виртуальная экскурсия(2) | Экскурсия | Формирование творческих групп | ||||
Методическое обеспечение. Рекомендуемые формы обучения
- Мозговой штурм
- Индивидуальная
- Г рупповая
- Экскурсия
- Конкурсы
- Коллективно - творческое дело
Методы и средства педагогической диагностики
- Наблюдение
- Тестирование
- Анкетирование
Ожидаемые результаты и способы их проверки
Овладение курсом позволит учащимся знать:
- структуру проектно-исследовательской деятельности(ПИД),
- основное отличие цели и задач проектно-исследовательской работы (ПИР), объекта и предмета исследования,
- основные информационные источники поиска необходимой информации.
А также уметь :
- определять характеристику объекта познания,
- разделять ПИД на этапы,
- самостоятельно организовывать деятельность по реализации ПИР (постановка цели, определение оптимального соотношения цели и средств и др.
- выдвигать гипотезы, осуществлять их проверку,
- планировать и координировать совместную деятельность по реализации проекта в микрогруппе (согласование и координация деятельности с другими ее участниками; объективное оценивание своего вклада в решение общих задач группы; учет способностей различного ролевого поведения - лидер, подчиненный),
- пользоваться библиотечными каталогами, специальными справочниками, универсальными энциклопедиями для поиска учебной информации об объектах.
Главным ориентиром результативности программы станет показатель участия школьников в научно-практических конференциях, интеллектуальных и творческих конкурсах различного уровня
Техническое обеспечение программы
- Учебные столы
- Видеомагнитофон
- Ученическая доска
- Магнитная доска
- Интерактивная доска
- Компьютер
- Диски СД, СДЯ и другие электронные носители.
Список литературы
- Балюк В.А., Мосин Е.Ф. Учебно-исследовательская и научно-исследовательская работа как факторы развития познавательной активности учащихся и студентов. Развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся и студентов. Межвуз.
Научн. Сб. вып. 1. - Саратов, 1979. -
- Ивочкина Т., Ливерц И. Организация научно-исследовательской деятельности учащихся. - Народное образование, 2000, №3.
- Новикова Т. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности. - М.: «Народное образование». - 2000, №7
- Пахомова Н.Ю. Метод проектов. Информатика и образование. Международный специальный выпуск журнала. - Технологическое образование, 1996.
- Чечель И.Д. Управление исследовательской деятельностью педагога и учащегося в современно школе. - М.: Сентябрь, 1998.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности "До-ми-солька"2 класс
Программа преполагает формирование устойчивого интереса к пению,развитие исполнительских вокальных навыков через активную музыкально-творческую деятельность,научить правильноисполнять вокальные произв...

Рабочая программа объединения внеурочной деятельности Исследовательский проект «Секреты мудрости хокку»
Содержание и модель исследовательского проекта«Секреты мудрости хокку» в рамках объединения внеурочной деятельности...

Рабочая программа объединения внеурочной деятельности Исследовательский проект «Характер русского человека в пословицах и поговорках»
Современная школа требует развития новых способов образования, педагогических технологий, имеющих дело с индивидуальным развитием личности, творческой инициативой, навыка самостоят...

Рабочая программа по внеурочной деятельности учащихся для 5 «К»класса «Юные инспектора дорожного движения» (социальное направление) (на 1 год реализации) Программу составила Учитель физической культуры Михеева Ольга Николае
Рабочая программапо внеурочной деятельности учащихся для 5 «К»класса «Юные инспектора дорожного движения»(социальное направление)(на 1 год реализации)...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «Первая помощь» для 5 класса на 2022-2023 учебный год Шульдешов Иван Иванович (Ф.И.О. учителя, составителя рабочей программы)
Актуальность курса. В современных условиях все возрастающей сложности и напряженности жизни, пребывания людей в стрессовых ситуациях, роста аварийности на предприятиях и дорогах, возрастает роль...

Рабочая программа по элективному курсу «Индивидуальный проект» 10-11 класс
Индивидуальный проект представляет собой особую форму организации деятельности обучающихся (учебное исследование или учебный проект)....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Мой проект»
Рабочая программа курса внеурочной деятельности с поурочным планированием....
