Рабочая программа по внеурочной деятельности «Индивидуальный проект», 5-7 класс
рабочая программа (7 класс)

Локтионова Ольга Евгеньевна

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Индивидуальный проект», 5-7 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл individualnyy_proekt_7_klass.docx44.69 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

 «Средняя общеобразовательная школа № 57»  

Принято на заседании

педагогического совета

МБОУ «Средняя общеобразовательная общеобразовательная школа № 57»                                                    

Протокол №        от    2025 года

Председатель ПС _______ И.Б. Панченко

 общеобразовательная                                                                       

Утверждаю

Приказ №      от           2025 года    

Директор МБОУ «Средняя обще-

общеобразовательная школа № 57»                                                                                                      

_________________________ О.А. Жилина

                                                 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Индивидуальный проект

7 Д класс

2025-2026 уч. г.

Учитель: Локтионова О.Е.

город Курск

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

         Программа  курса «Индивидуальный проект» для 6 класса составлена в соответствии с федеральным законом  от  29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; СанПин 3.3686 21 «Санитарно-эпидимеологические требования по профилактике инфекционных болезней» с 01.09. 2021; на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (приказ Министерства просвещения РФ от 31 мая 2021 г. № 287 “Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования”), с учетом примерной образовательной программы образовательного учреждения (новая редакция от 08.04.2015 г.), приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 11 декабря 2020 г.  712 «О внесении изменений в некоторые федеральные государственные образовательные стандарты общего образования по вопросам воспитания обучающихся», рабочей программы воспитания МБОУ "Средняя общеобразовательная школа №57", в соответствии с учебным планом МБОУ «Средней общеобразовательной школы  № 57» на 2025-2026 учебный год.

        Происходящие изменения в современном обществе требуют развития новых способов образования, педагогических технологий, нацеленных на индивидуальное развитие личности, творческую инициацию, выработку навыка самостоятельной навигации в информационных полях, формирование у учащихся универсального умения ставить и решать задачи для разрешения возникающих в жизни проблем — профессиональной деятельности, самоопределения, повседневной жизни. Архиважным становится воспитание подлинно свободной личности, формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и чётко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах, быть открытыми для новых контактов и культурных связей.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

Программа курса предназначена для обучающихся основной школы. Она направлена на формирование оргдеятельностных (методологических) качеств учащихся — способность осознания целей проектной и учебно-исследовательской деятельности, умение поставить цель и организовать ее достижение, а также креативных (творческих) качеств - вдохновенность, гибкость ума, терпимость к противоречиям, прогностичность, критичность, наличие своего мнения, коммуникативных качеств, обусловленных необходимостью взаимодействовать с другими людьми, с объектами окружающего мира и воспринимать его информацию, выполнять различные социальные роли в группе и коллективе.

Актуальность программы также обусловлена ее методологической значимостью. Программа позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют и позволяют решить

Цели изучения предмета:

1) в направлении личностного развития

• умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;

критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;

  • представление о науке как сфере человеческой деятельности, об этапах ее развития, о ее значимости для развития цивилизации;
  • креативность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении математических задач;
  • умение контролировать процесс и результат проектно исследовательской деятельности;
  • способность к эмоциональному восприятию изучаемых объектов, задач, решений, рассуждений;

2) в метапредметном направлении

  •  первоначальные представления об идеях и о методах научного исследования как об универсальном языке науки и техники, о средстве моделирования явлений и процессов;
  • умение видеть исследовательскую задачу в контексте проблемной ситуации в любой дисциплине, в окружающей жизни;
  • умение находить в различных источниках информацию, необходимую для исследования, представлять ее в понятной        форме;

принимать решение в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации;

  • умение        понимать и использовать различные свойства наглядности для иллюстрации, аргументации, интерпретации;

умение        выдвигать гипотезы при проведении исследования и понимать необходимость их проверки;

  • умение        применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждений;
  • умение        самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для проведения исследования;

Задачи:

  •  приобретение знаний о структуре проектной и исследовательской деятельности; способах поиска необходимой для исследования информации; о способах обработки результатов и их презентации;
  •  овладение способами деятельностей: учебно-познавательной, информационно-коммуникативной, рефлексивной;
  •  освоение основных компетенций: ценностно-смысловой, учебно-познавательной, информационной, коммуникативной;
  •  создание оптимальных условий для развития и реализации способностей детей;

Принципы:

  • интегральностъ - объединение и взаимовлияние учебной и проектной деятельности обучающихся, когда опыт и навыки, полученные при выполнении исследовательских и творческих работ, используются на уроках и содействуют повышению успеваемости и развитию психологической сферы;
  • непрерывность - процесс длительного профессионально ориентирующего образования и воспитания в творческом объединении учащихся различных возрастов и научных руководителей;
  • межпредметное многопрофильное обучение, в котором погружение в проблему предполагает глубокое систематизированное знание предмета и широкую эрудицию в разных областях, формирование навыков исследовательского труда.

ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

В области научно-исследовательской деятельности:

По окончании изучения курса обучающийся должен:

  • знать начальные сведения о теории и технологии проектно-исследовательской деятельности;
  • иметь представление о базовых понятиях и основных методах проектно-исследовательской деятельности;
  • уметь применять теоретические знания в ходе решения исследовательской проблемы, адекватно оценивать полученные результаты, обрабатывать их методами математической статистики, теоретически интерпретировать и оформлять в виде текста.

В личностном направлении:

  • способность совершенствовать и развивать свой общеинтеллектуальный и общекультурный уровень.
  • готовность использовать знание современных проблем науки при решении исследовательских задач.
  •  способность к самостоятельному освоению новых методов исследования;
  •  способствовать профессиональному самоопределению.

В метапуедметном направлении:

  •  уметь планировать свою исследовательскую деятельность, видеть различные стратегии исследования, осознанно выбирать способ решения;
  •  формирование исследовательскей культуры учащихся; умений и навыков самостоятельного и творческого труда, самостоятельной работы с научной литературой;
  • уметь работать с учебным текстом (находить ответы на поставленные вопросы, выделять смысловые фрагменты и пр.);
  • уметь проводить несложные доказательные рассуждения, опираясь на изученные определения, свойства,        признаки; распознавать

верные и неверные утверждения; иллюстрировать примерами изученные понятия и факты; опровергать с помощью контрпримеров неверные утверждения;

  •  уметь действовать в соответствии с предложенным алгоритмом, составлять несложные алгоритмы вычислений и построений;

В предметном направлении:

  •  способность анализировать результаты научных исследований и применять их при решении конкретных образовательных и исследовательских задач.
  • готовность использовать индивидуальные креативные способности для оригинального решения исследовательских задач.
  • готовность самостоятельно осуществлять научное исследование с использованием современных методов науки.
  • владеть базовым понятийным аппаратом по основным разделам содержания;

Содержание курса

I. Введение. -1 час

  •  Что такое исследовательская деятельность, индивидуальный проект. Цели и задачи научного общества. Специфика организации, занятий, общие требования к учащимся. Роль исследовательской деятельности в повышении уровня образованности
  • Организация проектной деятельности.-16 часов
  •  Тема и проблема исследования, проекта. Поиск и формулировка проблемы. Ее актуальность, новизна, значимость. Обоснование актуальности выбранной проблемы.
  •  Гипотеза исследования, проекта

Объект исследования. Цели и задачи исследования. Понятие о гипотезе. Гипотеза как предположение, касающееся установления закономерностей связи исследуемых явлений. Типы гипотез. Техника формулирования гипотезы.

  •  Основные методы исследования, их классификация.

Понятие «методы исследования». Теоретический анализ и синтез, абстрагирование, конкретизация и идеализация, индукция и дедукция, аналогия, моделирование, сравнительный и ретроспективный анализ, классификация. Эмпирические методы: наблюдение, включенное наблюдение, беседа, рейтинг, анкетирование, интервьюирование, тестирование, самооценка, эксперимент, экспертиза, социометрия, описание, изучение документации. Применение методов на различных этапах исследования.

  •  Этапы исследовательского процесса.

Основные этапы исследовательского процесса: аналитический прогностический, организаторский, обобщающий, внедренческий. Их специфика. Цели и задачи каждого из этапов. Планирование процесса исследования. Роль и позиция исследователя на каждом этапе.

  • Основы библиотечно-библиографической грамотности.-4 часа
  •  Библиографическая характеристика источника

Основные элементы библиографического описания. Методы библиографирования: общий библиографический анализ источника, библиографическое описание, идекф библиографическая группировка; элементы библиографического описания: областьзаглавия и сведений об авторе, область издания, область выходных данных, область серии, область применений.

  •  Методы работы в научной библиотеке.

Справочная литература (энциклопедии, словари - типы словарей); библиографические пособия и материалы (указатели, каталоги: универсальный, отраслевые, тематический, персональные, предметные, систематические.МБА и его возможности) Технология работы с ними.

  •  Специфика работы исследователя с периодической печатью.
  • Систематизация научной информации.Работа с информацией библиографического характера, тематические карточки исследователя, этапы работы с ними: этап накопления материала,этап осмысления. Личная карточка исследователя. Источники библиографических сведений. Библиографические ссылки.Цитаты и их использование
  • Основные приемы сохранения информации

Работа с источником. Аннотация, реферат, конспект, тезисы, план. Специфика и назначение каждого из видов сохранения информации. Технология работы над рефератом, виды рефератов. Тезирование. План и конспект литературного источника. Взаимоанализ и самоанализ рефератов по учебным предметам. Использование компьютера для хранения информации.

  • Компьютерный практикум. -4 часа

ПрограммаMicrosoft Word, ПрограммаMicrosoft PowerPoint

  • Подготовка и участие в школьных и городских конференциях.- 4часа

Подготовка учащихся к выступлению на конференции.

  • Анализ работ.- 3 часа

Различный стиль изложения материала на примере работ - победителей. Формулировка цели, конкретных задач, гипотез исследований по материалу исследовательских работ - победителей. Анализ результатов собственной деятельности, самооценка.

  • Экскурсия в Курский краеведческий музей.-2час

Учебно - тематический план

Содержание

Количество

часов

I. Введение

1

II. Организация исследовательской проектной деятельности

16

III. Основы библиотечно библиографической грамотности

4

IV. Практическое занятие в школьной библиотеке

1

V. Компьютерный практикум

4

VI. Подготовка к участию в

школьной конференции

4

VII. Анализ работ

3

VIII. Экскурсия в Курский краеведческий музей.

2

Итого

35

Тематическое планирование курса «Индивидуальный проект»

7 класс

( 1 ч в неделю; всего — 35 ч )

Тема

Тип занятия

Элемент содержания

Вид деятельности

Дата

план

факт

1

Что такое исследовательская деятельность, проект

Практическое занятие

Формирование банка тем для учебноисследовательской работы учащихся . Роль исследовательской деятельности в повышении уровня образованности

Учебно - познавательная , рефлексивная

  • частично-поисков
  • продуктивно-деятельностная

2

Тема и проблема проекта

Практическое занятие

Определение целей и задач перед каждым членом школьного научного общества

Учебно - познавательная , рефлексивная

  • частично-поисков
  • продуктивно-деятельностная
  • творческая

3

Поиск и формулировка проблемы проекта

Практическое занятие

Поиск и подбор информации по выбранным темам

Учебно познавательная, рефлексивная

  • частично-поисков
  • продуктивно-деятельностная
  • творческая
  • исследовательская

4

Поиск и формулировка проблемы. Практическое занятие

Практическое занятие

Выбор источников информации

Учебно познавательная, рефлексивная

  • частично-поисков
  • продуктивно-деятельностная
  • творческая

5

Актуальность, новизна, значимость темы. Обоснование актуальности выбранной проблемы.

Практическое занятие

Обоснование новизны, значимости выбранных тем. Обоснование актуальности выбранной проблемы.

Учебно познавательная, рефлексивная

  • частично-поисков
  • продуктивно-деятельностная
  • творческая

6

Гипотеза исследования. Понятие о гипотезе.

Практическое занятие

Виды гипотез. Формулировка гипотезы исследования. Знакомство с данным вопросом по материалам исследовательских работ Гипотеза как предположение, касающееся установления закономерной связи исследуемых явлений

Учебно познавательная, рефлексивная

  • частично-поисков
  • продуктивно-деятельностная
  • творческая
  • исследовательская

7

Техника формулирования гипотезы

Практическое занятие

Формулировка гипотезы исследования

Учебно - познавательная . рефлексивная

  • частично-поисков
  • продуктивно-деятельностная
  • творческая
  • исследовательская

8

Основные методы исследования, их классификация и применение в проекте

Практическое занятие

Конкретизация последовательности решения задач для достижения цели каждым членом школьного научного общества

Учебно - познавательная . рефлексивная

  • частично-поисков
  • продуктивно-деятельностная
  • творческая
  • исследовательская

9

Понятие «методы исследования»

Практическое занятие

Теоретический анализ и синтез. Абстрагирование. Конкретизация и идеализация.

Учебно - познавательная . рефлексивная

  • частично-поисков
  • продуктивно-деятельностная

10

Понятие «методы исследования»

Практическое занятие

Индукция и дедукция. Аналогия, моделирование. Сравнительный и ретроспективный анализ.

Учебно - познавательная ,рефлексивная

  • частично-поисков
  • продуктивно-деятельностная

11

Эмпирические методы

Практическое занятие

Наблюдение, включенное наблюдение. Беседа, рейтинг.

Учебно - познавательная , рефлексивная

  • частично-поисков
  • продуктивно-деятельностная
  • творческая
  • исследовательская

12

Эмпирические методы

Практическое занятие

Анкетирование. Интервьюирование. Тестирование. Экспертиза. Эксперимент.

Учебно - познавательная . рефлексивная

  • частично-поисков
  • продуктивно-деятельностная
  • творческая
  • исследовательская

13

Эмпирические методы

Практическое занятие

Самооценка. Социометрия. Описание. Изучение документации.

Учебно - познавательная . рефлексивная

  • частично-поисков
  • продуктивно-деятельностная
  • творческая
  • исследовательская

14

Этапы исследовательского процесса.

Практическое занятие

Основные требования, предъявляемые к проектно- исследовательской работе.

Учебно - познавательная . рефлексивная

  • частично-поисков
  • продуктивно-деятельностная
  • творческая
  • исследовательская

15

Основные этапы исследовательского процесса.

Практическое занятие

Аналитический прогностический. Организаторский. Обобщающий. Внедренческий.

Учебно - познавательная ,рефлексивная

  • частично-поисков
  • продуктивно-деятельностная
  • творческая
  • исследовательская

16

Цели и задачи каждого из этапов исследовательского процесса проекта

Практическое занятие

Специфика каждого этапа исследовательского процесса. Исследовательская работа: структура, содержание, этапы.

Учебна - познавательная.рефлексивная

  • частично-поисков
  • продуктивно-деятельностная
  • творческая
  • исследовательская

17

Планирование процесса исследования.

Практическое занятие Практическое занятие

Формирование самостоятельного подхода к решению поставленных задач совместно с учащимися.

Учебно - познавательная, рефлексивная

  • частично-поисков
  • продуктивно-деятельностная
  • творческая
  • исследовательская

18

Технология работы с библиографическими пособиями и материалами.

Практическое занятие

Библиографические пособия и материалы (указатели, каталоги: универсальный, отраслевые, тематический, персональные, предметные, систематические.МБА и его возможности). Основные элементы библиографического описания. Общий библиографический анализ источника. Библиографическое описание. Индекс, библиографическая группировка. Элементы библиографического описания: область заглавия и сведений об авторе, область издания, область входных данных, область серии, область применений.

Учебно - познавательная , рефлексивная

  • частично-поисков
  • продуктивно-деятельностная
  • творческая
  • исследовательская

19

Справочная литература. Специфика работы с периодической печатью

Практическое занятие

Справочная литература(энциклопедии, словари - типы словарей).

Углубленная проработка ключевых вопросов выбранных тем. Проверка надежности источников информации по темам. Работа с различными источниками информации и над текстом исследования

Учебно — познавательная ,рефлексивная

  • частично-поисков
  • продуктивно-деятельностная
  • творческая
  • исследовательская

20

Систематизация научной информации. Основные приемы сохранения информации

Практическое занятие

Специфика и назначение каждого из видов сохранения информации. Работа с источником.

Аннотация. Реферат. Конспект. Тезисы. План

Учебно познавательная, рефлексивная

  • частично-поисков
  • продуктивно-деятельностная
  • творческая
  • исследовательская

21

Виды проектов

Практическое занятие

Работа с различными источниками информации и над текстом исследования. Взаимоанализ и самоанализ рефератов по учебным предметам

Учебно - познавательная, рефлексивная

  • частично-поисков
  • продуктивно-деятельностная
  • творческая
  • исследовательская

22

Особенности и структура проекта, критерии оценки.

Практическое занятие

Углубленная проработка ключевых вопросов выбранных тем

Учебно -- познавательная ,рефлексивная

  • частично-поисков
  • продуктивно-деятельностная
  • творческая
  • исследовательская

23

Способы представления проектов

Практическое занятие

Подготовка презентации исследовательской работы.

Учебно - познавательная, рефлексивная

  • частично-поисков
  • продуктивно-деятельностная
  • творческая
  • исследовательская

24

Создание компьютерных презентаций проектов

Практическое занятие

Подготовка презентации исследовательской работы.

Учебно познавательная.рефлексивная

  • частично-поисков
  • продуктивно-деятельностная
  • творческая
  • исследовательская

25

Работа в программе PowerPoint

Практическое занятие

т

Подготовка презентации исследовательской работы.

Учебно - познавательная, рефлексивная

  • частично-поисков
  • продуктивно-деятельностная
  • творческая
  • исследовательская

26

Работа в программе PowerPoint

Практическое занятие

Подготовка презентации исследовательской работы.

Учебно познавательная, рефлексивная

  • частично-поисков
  • продуктивно-деятельностная
  • творческая
  • исследовательская

27

Работа в программе PowerPoint

Творческий отчет

Представление результатов исследовательской деятельности Риторическая отработка выступления

Учебно познавательная, рефлексивная

  • частично-поисков
  • продуктивно-деятельностная
  • творческая
  • исследовательская

28

Составление таблиц, диаграмм

Творческий отчет

Представление результатов исследовательской деятельности Риторическая отработка выступления

Учебно познавательная, рефлексивная

  • частично-поисков
  • продуктивно-деятельностная
  • творческая
  • исследовательская

29

Подготовка защиты проекта

Творческий отчет

Заслушивание полученных результатов

Учебно - познавательная . рефлексивная

  • частично-поисков
  • продуктивно-деятельностная
  • творческая
  • исследовательская

30

Защита проекта

Творческий отчет

Заслушивание полученных результатов

Учебно - познавательная . рефлексивная

  • частично-поисков
  • продуктивно-деятельностная
  • творческая
  • исследовательская

31

Формула успешной деятельности. Сильные и слабые стороны работы над проектом.

Практическое занятие

Различный стиль изложения материала на примере работ. Формы представления результатов исследовательской работы

Учебно - познавательная .рефлексивная

  • частично-поисков
  • продуктивно-деятельностная
  • творческая
  • исследовательская

32

Самооценка. Самоконтроль

Практическое занятие

Формулировка цели, конкретных задач, гипотез исследований по материалу исследовательских работ.

Учебно - познавательная . рефлексивная

  • частично-поисков
  • продуктивно-деятельностная
  • творческая
  • исследовательская

33

Анализ работ

Практическое занятие

Образцы и структуры работ. Методы исследования, их классификация по материалу исследовательских работ. Анализ результатов собственной деятельности, самооценка

Учебно - познавательная , рефлексивная

  • частично-поисков
  • продуктивно-деятельностная
  • творческая
  • исследовательская

34,35

Виртуальная экскурсия(2)

Экскурсия

Формирование творческих групп

Методическое обеспечение. Рекомендуемые формы обучения

  •  Мозговой штурм
  •  Индивидуальная
  • Г рупповая
  •  Экскурсия
  •  Конкурсы
  •  Коллективно - творческое дело

Методы и средства педагогической диагностики

  •  Наблюдение
  •  Тестирование
  •  Анкетирование

Ожидаемые результаты и способы их проверки

Овладение курсом позволит учащимся знать:

  •  структуру проектно-исследовательской деятельности(ПИД),
  •  основное отличие цели и задач проектно-исследовательской работы (ПИР), объекта и предмета исследования,
  •  основные информационные источники поиска необходимой информации.

А также уметь :

  •  определять характеристику объекта познания,
  •  разделять ПИД на этапы,
  • самостоятельно организовывать деятельность по реализации ПИР (постановка цели, определение оптимального соотношения цели и средств и др.
  •  выдвигать гипотезы, осуществлять их проверку,
  •  планировать и координировать совместную деятельность по реализации проекта в микрогруппе (согласование и координация деятельности с другими ее участниками; объективное оценивание своего вклада в решение общих задач группы; учет способностей различного ролевого поведения - лидер, подчиненный),
  •  пользоваться библиотечными каталогами, специальными справочниками, универсальными энциклопедиями для поиска учебной информации об объектах.

Главным ориентиром результативности программы станет показатель участия школьников в научно-практических конференциях, интеллектуальных и творческих конкурсах различного уровня

Техническое обеспечение программы

  •  Учебные столы
  •  Видеомагнитофон
  •  Ученическая доска
  •  Магнитная доска
  •  Интерактивная доска
  •  Компьютер
  •  Диски СД, СДЯ и другие электронные носители.

Список литературы

  • Балюк В.А., Мосин Е.Ф. Учебно-исследовательская и научно-исследовательская работа как факторы развития познавательной активности учащихся и студентов. Развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся и студентов. Межвуз.

Научн. Сб. вып. 1. - Саратов, 1979. -

  • Ивочкина Т., Ливерц И. Организация научно-исследовательской деятельности учащихся. - Народное образование, 2000, №3.
  •  Новикова Т. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности. - М.: «Народное образование». - 2000, №7
  •  Пахомова Н.Ю. Метод проектов. Информатика и образование. Международный специальный выпуск журнала. - Технологическое образование, 1996.
  • Чечель И.Д. Управление исследовательской деятельностью педагога и учащегося в современно школе. - М.: Сентябрь, 1998.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности "До-ми-солька"2 класс

Программа преполагает формирование устойчивого интереса к пению,развитие исполнительских вокальных навыков через активную музыкально-творческую деятельность,научить правильноисполнять вокальные произв...

Рабочая программа объединения внеурочной деятельности Исследовательский проект «Секреты мудрости хокку»

Содержание и модель исследовательского проекта«Секреты мудрости хокку» в рамках объединения внеурочной деятельности...

Рабочая программа объединения внеурочной деятельности Исследовательский проект «Характер русского человека в пословицах и поговорках»

  Современная школа  требует развития новых способов образования, педагогических технологий, имеющих дело с индивидуальным развитием личности, творческой инициативой, навыка самостоят...

Рабочая программа по внеурочной деятельности учащихся для 5 «К»класса «Юные инспектора дорожного движения» (социальное направление) (на 1 год реализации) Программу составила Учитель физической культуры Михеева Ольга Николае

Рабочая программапо внеурочной деятельности учащихся для 5 «К»класса       «Юные инспектора дорожного движения»(социальное направление)(на 1 год реализации)...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «Первая помощь» для 5 класса на 2022-2023 учебный год Шульдешов Иван Иванович (Ф.И.О. учителя, составителя рабочей программы)

Актуальность курса.  В современных условиях все возрастающей сложности и напряженности жизни, пребывания людей в стрессовых ситуациях, роста аварийности на предприятиях и дорогах, возрастает роль...

Рабочая программа по элективному курсу «Индивидуальный проект» 10-11 класс

       Индивидуальный проект представляет собой особую форму организации деятельности обучающихся (учебное исследование или учебный проект)....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Мой проект»

Рабочая программа курса внеурочной деятельности с поурочным планированием....