Рабочая программа объединения внеурочной деятельности Исследовательский проект «Секреты мудрости хокку»
рабочая программа на тему

Кортунова Лилия Николаевна

Содержание и модель исследовательского проекта

«Секреты мудрости хокку» в рамках объединения внеурочной деятельности

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_obedineniya_vneurochnoy_deyatelnosti.docx29.21 КБ

Предварительный просмотр:

МКОУ «Лицей села Верхний Мамон»

Рабочая программа

объединения внеурочной деятельности

Исследовательский проект

«Секреты мудрости хокку»

(18 часов)

        Разработала :

учитель русского языка и литературы

Кортунова  Лилия  Николаевна 

        2014 год

Пояснительная записка

        Успех в современном мире во многом определяется способностью человека организовать свою жизнь как проект: определить дальнюю и ближайшую перспективу, найти и привлечь необходимые ресурсы, наметить план действий и, осуществив его,  достичь   поставленных целей.

      Многочисленные исследования, проведенные как в нашей стране, так и за рубежом, показали, что большинство современных лидеров в политике, бизнесе, искусстве, спорте – люди, обладающие проектным мышлением и овладевшие навыками проектно – исследовательской  деятельности.

      Современный образованный человек должен уметь самостоятельно находить необходимую информацию и использовать ее для решения возникающих проблем. Чем больше информации, тем подчас труднее найти именно то, что тебе нужно. Навыки поиска информации и эффективного использования ее для решения проблем лучше   осваиваются в ходе проектно-исследовательской  деятельности.

     Исследовательская деятельность обучающихся связана с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением (в отличие от практикума, служащего для иллюстрации тех или иных законов природы) и предполагает наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере, нормированных исходя из принятых в науке традиций: постановку проблемы, изучение теории, посвященной данной проблематике, подбор методик исследования и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, научный комментарий, собственные выводы. Любое исследование, неважно, в какой области естественных или гуманитарных наук оно выполняется, имеет подобную структуру. Такая цепочка является неотъемлемой принадлежностью исследовательской деятельности, нормой ее проведения.

         Проектно-исследовательская деятельность - образовательная технология, предполагающая решение учащимися исследовательской, творческой задачи под руководством специалиста,  в ходе которого реализуется научный метод познания (вне зависимости от области исследования)

        Проектная исследовательская деятельность учащихся прописана в стандарте образования.  Поэтому каждый ученик должен быть обучен этой деятельности. Программы всех школьных предметов ориентированы на данный вид деятельности. 

       Цель проектно-исследовательской деятельности: формирование условий для введения проектно - исследовательской деятельности как основы саморазвития, самореализации и самообразования учащихся.

       Задачи проектно-исследовательской деятельности::

1.Создать условия для организации деятельности учащихся: определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации и применять их на практике, взаимодействовать с другими людьми в достижении общих целей, оценивать достигнутые результаты;

2. Создать условия для формирования у школьников навыков самостоятельного добывания новых знаний, сбора необходимой информации, умения выдвигать гипотезы, делать выводы и строить умозаключения. 

  Модель исследовательской   деятельности учащихся

  1. Постановка проблемы.
    2. Прояснение неясных вопросов.
    3. Формулирование гипотезы исследования.
    4. Планирование учебных действий.
    5. Сбор данных.
    6. Анализ и синтез данных.
    7. Подготовка сообщений.
    8. Выступление с сообщениями.
    9. Ответы на вопросы, корректировка.
    10. Обобщения, выводы.
    11. Самооценка.

Содержательная часть исследовательского проекта

«Секреты мудрости хокку»

      XX век подарил миру замечательный способ фиксации неуловимого мгновения - фотографию, с помощью которой можно остановить неумолимое течение реки времени. Японские хокку напоминают моментальную фотографию в поэзии. Они позволяют зафиксировать неуловимый момент, поймать биение жизни, выразить в словах мимолётное настроение, а краткость хокку подразумевает быстроту создания трёхстишия.

Разумеется, придумывание хокку, которое претендует на шедевр,  требует определённого мастерства, которое приходит только с опытом. Но у каждого есть возможность попробовать свои силы в этом жанре поэзии, поскольку сочинение хокку не требует поиска рифм.

      В этом-то, с моей точки зрения, и состоит привлекательность хокку для современного человека.

       Более важен поэтический настрой, желание видеть и выражать увиденное в словах. А это полезное упражнение для души! Кроме того, прикосновение к восточной  культуре делает мир ребенка ярче, душу  - наполненной, культурные пристрастия – богаче.

     Отсюда определяются цели и задачи  конкретного исследовательского проекта.

Цель:

Изучение и анализ традиционных хокку.

Задачи:

  • изучить и проанализировать литературу о хокку;
  • исследовать структуру хокку;
  • проследить  актуальность хокку путём опроса учащихся, учителей, родителей и жителей села;
  • доказать уникальность хокку;

  • Критерии новизны: использование различных источников, социологический опрос, его диагностика, собственные наблюдения и выводы в результате сравнительного анализа стихотворений. 
  • Экспериментальная база исследования: учащиеся МКОУ «Лицей села Верхний Мамон», учителя, родители, жители села.

Деятельность в рамках проекта сформирует у учащихся  следующие УУД:

  • Регулятивные УУД

Целеполагание

Постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено обучающимся, и того, что еще не известно

Планирование

Определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата. Составление плана и последовательности действий

Прогнозирование

Предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик

Контроль

Сличение способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона

Коррекция

Внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта

Оценка

Выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено, и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения

Волевая саморегуляция

Способность к мобилизации сил и энергии. Способность к волевому усилию - к выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий

  • Познавательные УУД

Моделирование: замещение, кодирование, декодирование

Преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (в пространственно-графическую или знаково-символическую)

Преобразование модели

Изменение модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область

Освоение системы социально принятых знаков и символов, существующих в современной культуре

Обнаружение знаков, их раскодирование; кодирование информации

Понимание

Определение объекта понимания, выделение смысловых частей, переведение смысловой части в тезис, озаглавливание тезиса

  • Коммуникативные УУД

Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

Определение цели, функций участников, способов взаимодействия

Постановка вопросов

Инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации

Разрешение конфликтов

Выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация

Управление поведением партнера

Контроль, коррекция, оценка действий партнера

Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

Владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка

План

работы объединения в рамках проекта

№ п/п

Тема занятия

Кол-во часов

1.

Постановка проблемы. Прояснение неясных вопросов.

(История хокку. Японская письменность. Структура хокку)

3

2.

Формулирование гипотезы исследования. Планирование учебных действий.

2

3.

Сбор данных. Анализ и синтез данных.

(Анкетирование членов  ученического коллектива, социума о культуре хокку.)

2

4.

Сопоставительный  анализ  русской пейзажной лирики и поэзии хокку.

2

5.

Подготовка сообщений.  Выступление с сообщениями.

1

6.

Корректировка. Обобщения, выводы.

2

7.

Самооценка. Творческие мастерские

4

8

Презентация итогов проекта

2

ВСЕГО:

18

Ожидаемые результаты

проектно-исследовательской деятельности

Общеучебные умения и навыки, формирующиеся в проектно- исследовательской  деятельности: 

Мыследеятельностные: выдвижение идеи (мозговой штурм), проблематизация, целеполагание и формулирование задачи, выдвижение гипотезы, постановка вопроса (поиск гипотезы), формулировка предположения (гипотезы), обоснованный выбор способа или метода, пути в деятельности, планирование своей деятельности, самоанализ и рефлексия;

Презентационные: построение устного доклада (сообщения) о проделанной работе, выбор способов и форм наглядной презентации (продукта) результатов деятельности, изготовление предметов наглядности, подготовка письменного отчёта о проделанной работе;

Коммуникативные: слушать и понимать других, выражать себя, находить компромисс, взаимодействовать внутри группы, находить консенсус;

Поисковые: находить информацию по каталогам, контекстный поиск, в гипертексте, в Интернет, формулирование ключевых слов;

Информационные: структурирование информации, выделение главного, приём и передача информации, представление в различных формах, упорядоченное хранение и поиск;

Проведение инструментального эксперимента: организация рабочего места, подбор необходимого оборудования, проведение собственно эксперимента, наблюдение хода эксперимента, измерение параметров, осмысление полученных результатов.

             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа объединения внеурочной деятельности Исследовательский проект «Характер русского человека в пословицах и поговорках»

  Современная школа  требует развития новых способов образования, педагогических технологий, имеющих дело с индивидуальным развитием личности, творческой инициативой, навыка самостоят...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Секреты английского языка"

Рекомендована для подготовки обучающихся к ОГЭ...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Секреты русского языка» (7 класс)

Программа курса внеурочной деятельности для 7 класса «Секреты русского языка» разработана на основе следующих нормативных документов: 1. Внеурочный план по внеурочной деятельности для 5-9 ...

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Секреты позитивного общения» для 9 класса срок реализации программы: 2021-2022 учебный год

Курс внеурочной деятельности «Секреты позитивного общения» ориентирован на достижение личностных, предметных и метапредметных результатов основного общего образования. Повышение уровня ком...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Во всём поможет мудрость книг»

Рабочая программа курса внеурочной деятельности по духовно-нравственному, общеинтеллектуальному, общекультурному направлениям развития обучающихся на уровне основного общего образования предназна...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Исследовательская лаборатория по биологии"

Пояснительная запискаРабочая программа учебного курса внеурочной деятельности «Исследовательская лаборатория по биологии» разработана в соответствии с требованиями пункта 32.1 ФГОС ООО, по...