Стихотворение
методическая разработка (5 класс)

Каченова Луиза Сабирзяновна

Рабочая программа  кружка " Татарский фольклор".

Цель программы:Приобщение обучающихся к культуре русского / татарского народа, его духовным и нравственным ценностям, воспитание интереса и любви к музыкальному и устному русскому / татарскому народному творчеству.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл рабочая программа73.23 КБ
Файл стихотворение12.48 КБ

Предварительный просмотр:

 МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ЦЕНТР ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА «РАДУГА»

НИЖНЕКАМСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА

РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

ПРИНЯТА

на заседании

педагогического совета

МБУ ДО «ЦДТ «Радуга» НМР РТ

Протокол № ____  

от «____»____________2025 года

УТВЕРЖДАЮ

Директор

МБУ ДО «ЦДТ «Радуга» НМР РТ

_________________Г.Р. Батталова

Приказ №_____ ______

от  «____»____________2025 года

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

«ФОЛЬКЛОР»

Направленность: туристско-краеведческая

Возраст обучающихся: 10-16 лет

Срок реализации: 1 год (144 часа)

Автор-составитель:

Каченова Луиза Сабирзяновна,

                                                                                         педагог дополнительного образования

                                                           

КАМСКИЕ ПОЛЯНЫ 2025

                Информационная карта образовательной программы

1

Образовательная организация

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Центр детского творчества «Радуга»

Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан

2

Полное название программы

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

«Фольклор» 

3

Направленность программы

туристско-краеведческая

4

Сведения о разработчиках

4.1

 ФИО, должность

Каченова Луиза Сабирзяновна,

учитель родного языка и литературы,

педагог дополнительного образования

5

Сведения о программе:

5.1

Срок реализации

1 год

5.2

Возраст обучающихся

11-12 лет

5.3

Характеристика программы:

- тип программы

- вид программы

- принцип проектирования  

  программы

- форма организации содержания

и учебного процесса

дополнительная общеобразовательная

общеразвивающая  программа

одноуровневая

5.4

Цель программы

Приобщение обучающихся к культуре русского / татарского народа, его духовным и нравственным ценностям, воспитание интереса и любви к музыкальному и устному русскому / татарскому народному творчеству.

5.5

Образовательные модули

Базовый уровень.

Обучающиеся продолжают знакомиться с самобытностью народной культуры, спецификой татарского фольклора, историей развития татарского фольклора.

6.

Формы и методы образовательной деятельности

Словесные:

рассказ, беседа, диалог, консультация, лекция.

Практико-ориентированной  деятельности:           репетиция, составление докладов, рефератов.

Наблюдения: 

фото-видеосъемка.

Проектные и проектно-конструкторские: разработка проектов, моделирование ситуации.

Метод игры:

ролевая игра.

Наглядные:

плакаты, фотографии.

Психологические  и социологические:          анкетирование, тестирование.

7.

Формы мониторинга результативности

Промежуточная аттестация: приготовление блюд татарской национальной кухни.

Аттестация по завершении освоения программы: сочинение танцев под музыку татарских народных мелодий, состоящих из несложных танцевальных движений с последующей демонстрацией.

8.

Результативность реализации программы

В результате обучения по программе ожидается:

  • развитие и укрепление у детей чувства толерантности;
  • формирование личности патриота и достойного гражданина своей страны через знание истории и культуры

Программа курса должна позволить обучающимся понять и освоить художественные традиции татарского народа во всей многогранности, в самых ярких проявлениях.

9.

Дата утверждения и последней корректировки программы

«____»  августа 2025 года

10.

Рецензенты

  • Методист

высшей квалификационной категории

МБУДО «ДТДиМ им.И.Х.Садыкова» НМР РТ Шернина Наталья Николаевна

  • Методист

высшей квалификационной категории

МБУ ДО «ЦДТ «Радуга» НМР РТ

Сорокин Алексей Витальевич

Оглавление                                                                                                                                        

№  

страница

1.

Пояснительная записка

5

2.

Учебный (тематический) план

9

3.

Содержание программы

11

4.

Планируемые результаты освоения программы

14

5.

Организационно-педагогические условия реализации программы

16

6.

Форма аттестации и контроля

16

7.

Оценочные материалы

17

8.

Методические материалы

17

9.

Список литературы

18

10.

Приложение. Календарный учебный график

19

Пояснительная записка

Направленность программы.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Фольклор» туристско-краеведческую направленность, профиль туризм и краеведение.

Нормативно-правовое обеспечение программы.

1. Федеральный закон об образовании в Российской Федерации от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ (с изменениями и дополнениями);

2. Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся»;

3. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года, утвержденная Распоряжением Правительства РФ от 31 марта 2022 г. №678-р;

4. Федеральный проект «Успех каждого ребенка» в рамках Национального проекта «Образование», утвержденного Протоколом заседания президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам от 3.09.2018 №10;

5. Приказ Минпроса России от 3.09.2019 №467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей»;

6. Федеральный закон от 13 июля 2020 г. №189-ФЗ «О государственном (муниципальном) социальном заказе на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере» (с изменениями и дополнениями, вступившими в силу с 28.12.2022 г.)

7. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27 июля 2022 г. №629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;

8. СП 2.4. 3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденные Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 г. №28;

9. Методические рекомендации по проектированию и реализации дополнительных общеобразовательных программ в новой редакции. / Сост. А.М.Зиновьев, Ю.Ю. Владимирова, Э.Г. Демина - Казань: РЦВР, 2023;

10. Устав Муниципального бюджетного учреждения  «Центр детского творчества «Радуга» НМР РТ; 

11. Положение о разработке и утверждении дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы МБУ ДО «Центр детского творчества «Радуга» НМР РТ.

Актуальность программы.

В наши дни, когда большую часть жизни дети проводят вне дома, вне семьи, когда во многом ослаблены связи не только с родственниками, но даже с родителями, когда наблюдается огромный дефицит речевого общения ребёнка с взрослыми, сверстниками. Семья теряет свою былую ведущую роль. Дети не получают элементарных представлений о народной экологии, о народной культуре. Исходя из этого, необходимо обратиться к фольклору, как к самому действенному и яркому средству решения этих проблем.

Мудрость народной культуры способствует укреплению семьи, объединению интересов взрослых и детей. Сила воздействия произведений народного творчества позволяет сохранить здоровье ребёнка, укрепить его, подготовиться к будущей жизни, к роли рачительного хозяина (хозяйки), мужа (жены), отца (матери).

Народное искусство соединяет в себе слово, музыку и движение. В соединение этих трёх компонентов образуется гармоничный синтез, достигающий большой силы эмоционального воздействия, что  позволяет  комплексно  подойти к  проблеме  социально - нравственного воспитания детей, решать коммуникативные и речевые проблемы. Кроме того, фольклор – одно из действенных методов воспитания, таящее в себе огромные дидактические возможности. Народное искусство соединяет в себе слово, музыку и движение.

Познавая и осваивая творчески опыт прошлых поколений, дети не только изучают его, но и реализуют полученные знания в повседневной жизни. Фольклорные произведения учат детей понимать добро и зло, противостоять плохому, активно защищать слабых. Проявлять заботу и великодушие к природе.

Отличительные особенности программы.

Курс программы «Фольклор» знакомит с этнографией и фольклором татарского народа и Республики Татарстан, формирует у обучающихся представление об их богатой культуре. Кроме того, курс призван сформировать одну из ключевых компетенций – толерантность, которая означает уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего края, наших форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности. 

Основным содержанием духовно нравственного развития, воспитания и социализации являются базовые национальные ценности, хранимые в социально исторических, культурных, семейных традициях, передаваемые от поколения к поколению и обеспечивающие успешное развитие Республики в современных условиях. Базовые национальные ценности производны от национальной жизни России во всей её исторической и культурной полноте, этническом многообразии.

Цель программы.

Приобщение обучающихся к культуре русского / татарского народа, его духовным и нравственным ценностям, воспитание интереса и любви к музыкальному и устному русскому / татарскому народному творчеству.

Задачи программы:

Образовательные:

  • Познакомить обучающихся с татарским народным музыкальным творчеством, традиционными праздниками; 
  • Формировать исполнительские навыки в области пения, музицирования, движения;
  • Учить понимать роль семьи, своё место в семье, воспитывать будущих хозяина (хозяйку), мужа (жену).

Развивающие:

  • Развивать самостоятельность, инициативу и импровизационные способности у детей;
  • Развивать активное восприятие музыки посредством музыкального фольклора;
  • Познакомить детей с лучшими образцами музыкально-поэтического фольклора не только своей местности, но и разных областей России, учитывая диалектичные особенности, манеру исполнения, говор;
  • Использовать малые формы фольклора для развития речи обучающихся;
  • Развивать коммуникативные качества детей посредством народных танцев, игр, забав;

Воспитательные:

  • Формировать социально-нравственное, психическое здоровье детей;
  • Создавать условия для проявления детьми любви к родной земле, уважения к традициям своего народа и людям труда;
  • Воспитывать в детях толерантность.

Адресат программы.

Программа объединения предназначена для обучающихся в возрасте 10 – 16 лет, желающих приобщиться к культуре татарского народа.

Объем программы.

         Общее количество учебных часов, запланированных на весь период обучения, необходимых для освоения программы – 144 часа.

Формы организации образовательного процесса.

Формы организации образовательного процесса – индивидуальная и групповая. Формы проведения занятий:

  • Беседы.
  • Экскурсии.
  • Игры.
  • Заочные путешествия.
  • Проектная деятельность.
  • Исследовательская деятельность.
  • Создание мультимедийных презентаций.

Формы занятий по количеству обучающихся:

  • Фронтальная: предполагает подачу учебного материала всему коллективу

обучающихся детей через беседу или лекцию. Фронтальная форма способна

создать коллектив единомышленников, способных воспринимать информацию и

работать творчески вместе;

  • Групповая: ориентирует обучающихся на создание «творческих пар», которые

выполняют более сложные работы. Групповая форма позволяет ощутить помощь

со стороны друг друга, учитывает возможности каждого, ориентирована на

скорость и качество работы);

  • Индивидуальная: предполагает самостоятельную работу обучающихся, оказание

помощи и консультации каждому из них со стороны педагога. Это позволяет, не

уменьшая активности ребенка, содействовать выработке стремления и навыков

самостоятельного творчества по принципу «не подражай, а твори».

Формы занятий по способам коммуникации:

  • учебная игра;
  • деловая игра;
  • мастер-класс;
  • мозговой штурм;
  • слушание музыкальных произведений;
  • творческая мастерская;
  • встречи с известными людьми;
  • анализ видеозаписей собственных выступлений;
  • презентация;
  • ролевые игры.

Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:

  • объяснительно-иллюстративный – обучающиеся воспринимают и усваивают

готовую информацию;

  • репродуктивный - учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные

способы деятельности;

  • частично-поисковый - участие детей в коллективном поиске, решение

поставленной задачи совместно с педагогом;

  • исследовательский - самостоятельная творческая работа обучающихся и пр.

Виды занятий.

Встречи с интересными людьми, встречи с родителями, практические занятия, беседы, диспуты, обсуждения, викторины, экскурсии, презентации, подготовка, защита и реализация проектов.

При организации проектной деятельности особое внимание уделяется способности обучающихся самостоятельно организовывать свою проектную деятельность (постановка цели, определение задач,  планирование, определение оптимального соотношения цели и средств и др.), оценка результатов, определение причин возникших трудностей и пути их устранения.

Формы подведения итогов реализации программы.

Виды аттестации обучающихся:

- промежуточная;

- аттестация по завершении освоения программы.

Промежуточная аттестация проводится в середине учебного года, в декабре месяце. Форма аттестации: приготовление блюд татарской национальной кухни. 

        Аттестация по завершении освоения программы проводится в конце учебного года, в мае  месяце. Форма: сочинение танцев под музыку татарских народных мелодий, состоящих из несложных танцевальных движений с последующей демонстрацией.

При реализации данной программы могут использоваться дистанционные образовательные технологии, электронное обучение. Связь с обучающимися осуществляется посредством системы мгновенного обмена текстовыми сообщениями для мобильных и иных платформ с поддержкой голосовой связи и видеосвязи – WhatsApp.

        

        Срок освоения программы

Программа рассчитана на 9 месяцев обучения, 36 учебных недель.

Режим занятий

          Согласно требованиям СП 2.4. 3648-20 (п. 2.10.2, 2.10.3, 3.6.2), продолжительность одного академического часа - 40 минут.

Перерыв между учебными занятиями – 10 минут.

Общее количество часов в неделю – 4 часа.

Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа.

Учебный (тематический) план

дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы

Название раздела, темы

      Количество часов

Формы

занятий

Формы контроля

всего

теория

практика

Введение

12

6

6

Лекция, беседа, презентация, просмотр видео, игра

Опрос.

Педагогическое наблюдение

Татарское устное народное творчество

20

10

10

Лекция, беседа, презентация, просмотр видео, игра, экскурсия, сообщения обучающихся, консультация

Опрос, наблюдение.

Текущий контроль

Национальный татарский костюм

22

10

12

Лекция, беседа, практическая работа презентация, просмотр видео, подвижная игра, сообщения обучающихся, консультация

Опрос, наблюдение, контроль, коррекция.

Текущий контроль

Татарская национальная кухня

8

2

6

Лекция, беседа, практическая работа презентация, подвижная игра, сообщения обучающихся, консультация, зачетное мероприятие

Опрос, наблюдение, контроль, коррекция.

Промежуточная аттестация

Песенное народное творчество

8

2

6

Лекция, беседа, практическая работа презентация, подвижная игра, практическая работа

Опрос, наблюдение, контроль, коррекция. Текущий контроль

Игры татарского народа

14

4

10

Беседа, практическая работа презентация, подвижная игра, настольная игра, репетиция, сообщения обучающихся

Опрос.

Педагогическое наблюдение, контроль, коррекция.

Текущий контроль

Татарские народные сказки

8

2

6

Беседа, практическая работа репетиция, практическая работа, демонстрация работы

Опрос, наблюдение, контроль, коррекция.

Текущий контроль

Праздники татарского народа

8

2

6

Беседа, практическая работа, репетиция, демонстрация работы

Опрос.

Педагогическое наблюдение, контроль, коррекция.

Народный календарь

12

4

8

Беседа, практическая работа, репетиция, демонстрация творческой работы

Опрос, наблюдение, контроль, коррекция.

Текущий контроль

Народная философия

12

4

8

Беседа, практическая работа, творческий проект, консультация

Опрос, наблюдение, контроль, коррекция проектов.

Татарский свадебный обряд

4

2

2

Беседа, практическая работа, репетиция

Опрос.

Педагогическое наблюдение

Народные приметы

6

2

4

Лекция, беседа, практическая работа, игра, викторина

Опрос, наблюдение.

Текущий контроль

Народный танец

8

2

6

Беседа, практическая работа,

репетиция

Педагогическое наблюдение, контроль, коррекция.

Аттестация по завершении освоения программы

Повторение и итоговое занятие

2

-

2

Обобщающая беседа, игра, викторина

Опрос.

Педагогическое наблюдение

Содержание программы

Раздел 1. Введение – 12 часов.

Теоретическая часть: Знакомство с детьми. Инструктаж по технике безопасности.

Знакомство с фольклором как видом искусства. Специфика татарского фольклора, история собирания и изучения татарского фольклора. Классификация татарского фольклора.

Загадки о временах года. Загадки о предметах, о животных, о явлениях природы.

Загадки  о животных.

Загадки о явлениях природы.

Практическая часть: Просмотр видео-концертов с участием фольклорных коллективов.

Раздел 2. Татарское устное народное творчество – 20 часов.

Знакомство с пословицами по темам: «Кто гостей не любит звать, тому радостей не знать», «Играй, играй, а дела не забывай».

Пословицы и поговорки о труде, о добре и зле.

Знакомство с татарскими потешками.

Знакомство с татарскими закличками.

Знакомство с текстом колыбельных песен «Элли-бэлли».

Татарская народная игра  «Капкалы»

Особенности быта  татарского народа

Знакомство с особенностями убранства старинной татарской избы, старинная утварь.

Посещение краеведческого музея МБОУ «Камскополянская средняя общеобразовательная школа № 1» НМР РТ.

Конкурс рисунков и творческих поделок «Татарская изба».

Раздел 3. Национальный татарский костюм – 22 часа.

Ознакомление обучающихся с элементами татарского национального костюма: чапан, жилян, тасма.

Разбор  основных деталей татарской народной одежды.

Правильное подбирание узоров к различным элементам национального костюма.

Ознакомление с татарским народным орнаментом.

Рассматривание книг, альбомов с татарским народным орнаментом. Самостоятельное составление эскизов татарского орнамента для различных элементов народного костюма.

Научить правильно подбирать узоры к различным элементам национального костюма.

История возникновения калфака. Подбор тканей для изготовления калфака.

Применение потайных швов при создании калфака. Способы сборки калфака.

Волшебная мастерская (изготовление калфачков).

Изготовление тюбетеек – каляпуш.

Подвижная игра «Түбәтәй». Пошив татарского костюма для куклы.

Изготовление поделок к праздникам и для выставок различного уровня.

Раздел 4. Татарская национальная кухня – 8 часов.

Теоретическая часть: Познакомить с особенностями татарской национальной кухни и рецептами приготовления простейших блюд. Научить правильно называть их, перечислять ингредиенты, уметь различать по виду и составу.

Народная кулинария. Знакомство детей с народными татарскими блюдами: «Бәлеш»,

«Кош теле», «Вак бәлеш».

Знакомство детей с народным татарским блюдом «Кош теле» ( Хворост).

Практическая часть: приготовление блюд татарской национальной кухни.

 

Раздел 5. Песенное народное творчество – 8 часов.

Теоретическая часть: Познакомить учащихся с частушками, народными песнями; манерой их исполнения. Учить их правильно исполнять. Закреплять правильное произношение слов в тексте песен на татарском языке.

Разучивание такмаков (частушек) «Эх, карап алулары», «Агыйдел уены», «Наза уены».

Подвижная игра: « Кария - Закария».  

Знакомство с песнями: «Туган тел» (сл. Г.Тукай),

«Әни җыры», «Үз җырыбыз булсын әле».

Раздел 6. Игры татарского народа – 14 часов.

Теоретическая часть: познакомить с праздничными и бытовыми играми татар.

Научить различать игры для взрослых на посиделках и игры для детей в помещениях и на открытом пространстве. Закрепить знание правил и обязательное следование им.

Разучивание игры: « Күрсәт әле, үскәнем»

Игра  «Җиләк җыю»

Дидактическая игра «Лото»

Подвижная, песенная  игра «Чума урдәк, чума каз».

Раздел 7. Татарские народные сказки – 8 часов.

Познакомить с татарскими народными сказками, с творчеством Габдуллы Тукая как поэта-сказочника, с творчеством Абдуллы Алиша как писателя - сказочника.

Знакомство со сценарием детского спектакля-сказки «Кубэлэк». Обсуждение пьесы, ее темы, идеи, возможных принципов постановки.

Распределение ролей с учетом пожелания учащихся и в соответствии каждого из них избранной роли (внешние данные, дикция и т.п.).

Выразительное чтение татарских сказок по ролям.

Обсуждение предлагаемых обстоятельств, особенностей поведения каждого персонажа на сцене. Репетиция отдельных эпизодов.

Показ сказки. Самостоятельно продумать и подготовить в группах инсценировку сказок «Су анасы», «Шурале» по произведениям Г.Тукая.

Раздел 8. Праздники татарского народа – 8 часов.

Теоретическая часть: Знакомство учащихся с народными праздниками.

«Сабантуй»

«Ощип гусей» (Каз өмәсе)

Практическая часть: проведение праздника  «Аулак өй» (посиделки)

Раздел 9. Народный календарь – 12 часов.

Календарные праздники.

Народные праздники: «Науруз», «Сабантуй», «Каз өмәсе», «Сөмбелә», «Карга боткасы»

Знакомство с народным праздником «Җыен»

Татарский народный праздник «Карга боткасы».

Подготовка к празднику «Нәүрүз». Разучивание песен, танцев и стихотворений. Распределение ролей.

Работа с творческой группой.

Раздел 10. Народная философия – 12 часов.

Теоретическая часть: Семья и семейные традиции

Народная философия. Древо жизни.

Жизнь моей семьи

Что означает мое имя?

Практическая часть: Творческий проект «Генеалогическое древо»

Раздел 11. Татарский свадебный обряд – 4 часа.

Теоретическая часть: знакомство с особенностями и основными элементами татарского свадебного обряда

Практическая часть: разучивание татарских обрядовых свадебных песен

Раздел 12. Народные приметы – 6 часов.

Теоретическая часть: Учить определять погоду по народным приметам, наблюдая за погодой на практике.

Бытовые суеверия и народные приметы. Знакомство  детей с историей появления суеверий и примет.

Практическая часть: решение кроссвордов и участие в командных викторинах на лучшее знание народных примет.

Раздел 13. Народный танец – 8 часа.

Теоретическая часть: Татарские парные и одиночные танцы. Танец молодых красавиц. Танец с платками. Танец «Ручеек».

Практическая часть: Сочинение с детьми танцев под музыку татарских народных мелодий, состоящих из несложных танцевальных движений движений с последующей демонстрацией. Аттестация по завершении освоения программы.

Раздел 14. Повторение и итоговое занятие – 2 часа.

Проведение чаепития с татарскими народными блюдами, с татарскими народными играми.

Планируемые результаты освоения программы.

Личностные результаты:

  • понимание татарской культуры как одной из основных ценностей татарского народа, её значении в дальнейшем обучении и всей жизни;
  • осознание эстетической ценности татарской культуры, уважительное отношение к своей культуре, гордость за нее;
  • потребность сохранить самобытность культуры татарского народа.
  • осознавать себя ценной частью большого разнообразного мира (природы и общества);
  • испытывать чувство гордости за красоту родной природы, свою малую родину, страну;
  • осознавать себя гражданином России;
  • объяснять, что связывает тебя с историей, культурой, судьбой твоего народа и всей России;
  • искать свою позицию в многообразии общественных и мировоззренческих позиций, эстетических и культурных предпочтений;
  • уважать иное мнение;
  • вырабатывать в противоречивых конфликтных ситуациях правила поведения.

Метапредметные результаты

Регулятивные:

  • учиться обнаруживать и формулировать проблему;
  • составлять план выполнения задач, решения проблем творческого и поискового характера;
  • работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки;
  • работать по составленному плану;
  • понимать причины своего неуспеха и находить способы выхода из этой ситуации.
  • способность извлекать информацию из различных источников;
  • овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему.

Познавательные: 

  • предполагать, какая информация нужна;
  • выбирать основания для сравнения, классификации объектов;
  • устанавливать аналогии и причинно-следственные связи;
  • выстраивать логическую цепь рассуждений;
  • представлять информацию в виде таблиц, схем, опорного конспекта, в том числе с применением средств ИКТ. Коммуникативные:
  • организовывать взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.);
  • предвидеть (прогнозировать) последствия коллективных решений;
  • оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций, в том числе с применением средств ИКТ;
  • при необходимости отстаивать свою точку зрения, аргументируя ее, учиться подтверждать аргументы фактами;
  • слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.

К окончанию учебной программы учащийся должен:

- знать о фольклоре, как источнике народной мудрости, красоты, жизненно силы;

- определять характер и жанр произведений;

- пересказывать сюжеты сказок, легенд;

- исполнять народные песни, танцы;

- применять пословицы, считалки, скороговорки, прибаутки и т.д.;

- играть в народные игры и организовывать их;

- исполнять мини – спектакль на татарском языке;

- работать с партнером в группе;

- оценить процесс и результаты своей работы.

1. Обучающийся разучит:

  • произведения устного народного творчества,
  • научится исполнять татарские песни (колыбельные, частушки, плясовые),
  • разучит татарские танцы, разучит татарские национальные игры;

2. Обучающийся овладеет:

  • навыками умения общаться на родном языке;
  • навыками творческих, художественных, познавательных способностей.

3. У обучающегося сформируются:

  • основы культуры поведения в рамках соблюдения национальных культурных традиций, основы национального самосознания;
  • чувство гордости за богатую историю и культуру своего народа;
  • нравственно-эстетическое отношение к действительности;

Для достижения цели программы необходимо решить определённые задачи: образовательные, развивающие, воспитательные.

Учащиеся должны уметь:

- уметь выразительно читать, инсценировать стихи и сказки;

- выделять особенности традиционной национальной одежды;

- выделять оригинальность женских головных уборов и украшений;

- исполнять частушки, народные и современные песни;

- танцевать парные и одиночные танцы;

- участвовать в театрализованных представлениях;

- работать в паре и в группе;

- определять погоду по приметам;

- играть в народные игры;

- использовать полученные знания в повседневной жизни;

- находить радость в окружающем мире.

Требования к знаниям, умениям и навыкам к концу обучения

Учащиеся должны знать:

- виды устного народного творчества;

- об особенностях национальной одежды;

- женские украшения;

- особенности культуры и быта татарского народа;

- родословную своей семьи;

- историю возникновения имён;

- обычаи, традиции и обряды своего народа;

- простейшие народные музыкальные инструменты;

- о происхождении национальных праздников;

- знать танцевальные движения.

Организационно педагогические условия реализации  программы

Материально-техническое обеспечение.

Для реализации программы «Фольклор» имеется учебный кабинет на базе МБОУ «Камскополянская средняя общеобразовательная школа №1» НМР РТ.

Учебное помещение соответствует требованиям санитарных норм и правил, установленных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020г. №28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».

В учебном  кабинете в наличии:

- классная доска;

- столы и стулья для обучающихся и педагога;

- шкафы и стеллажи для хранения дидактических пособий и учебных материалов.

        Для проведения занятий имеются следующие технические средства обучения:

- компьютер;

- аудио колонки.

Перечень канцелярских принадлежностей каждого обучающегося:

- тетрадь;

- ручка;

- карандаш.

Учреждение располагает информационной базой, обеспечивающей организацию всех видов деятельности, соответствующей противопожарным нормам и правилам. В соответствии с требованиями ФГОС  информационно-методические условия обеспечиваются современной информационно-образовательной средой.

  Обучающиеся и педагоги имеют доступ к компьютерной технике и интернет ресурсам в компьютерном классе, где расположены персональные компьютеры, объединенные в локальную сеть, имеющих выход в Интернет. Эффективно используются в учебно-воспитательном процессе  интерактивные доски,  медиатека и видеотека.  Периодически пополняется и обновляется школьный сайт, в котором размещена наиболее важная и интересная информация о жизни и функционировании школы. Здесь  можно прочитать об истории, достижениях и традициях  школы. Также получить краткую  информацию  об администрации школы (с контактными телефонами и временем приёма), увидеть преподавательский состав школы с их достижениями. В полном объёме представлена информация по образовательной деятельности школы.

Все участники образовательного процесса могут посещать библиотеку и свободно использовать ЦОР для подготовки к занятиям, написания творческих работ и других задач.

Формы аттестации/контроля.

          Педагогический контроль включает в себя:

- наблюдение;

- мониторинг навыков, умений, знаний обучающихся через тестирования, устные опросы, срезовые задания;

- отслеживание уровня умений и навыков  через выполнение презентаций, творческих работ, разработок сценариев мероприятий, фотоотчетов, фотоальбомов;

- участие обучающихся в конкурсах социально-гуманитарной направленности, конференциях и мероприятиях муниципального, регионального и республиканского уровней.

Текущий контроль производится после изучения каждого раздела программы.

Промежуточная аттестация. Форма проведения - приготовление блюд татарской национальной кухни. Обучающиеся выбирают блюдо татарской национальной кухни и изготавливают его. При необходимости разделяются по группам. Готовят сообщение о национальном блюде.

Аттестация по завершении освоения программы. Форма проведения - сочинение танцев под музыку татарских народных мелодий, состоящих из несложных танцевальных движений. Демонстрация танца. Готовят сообщение о танце (сюжет).

Оценочные материалы.

Определение индивидуального развития ребенка в процессе индивидуальной беседы.

  1. Обучающемуся предлагаются картинки с изображением людей в разной

национальной одежде.

Инструкция: Выбери людей, которые одеты в татарскую национальную одежду.

Назови предметы одежды на татарском языке.

  1. Обучающемуся предлагаются картинки с предметами одежды, посуды, игрушках,

животных, частей суток.

Инструкция: Назови, что изображено на картинке на татарском языке.

  1. Обучающемуся предлагаются картинки с национальными блюдами. Инструкция:

Выбери татарские национальные блюда и назови их, из чего можно приготовить.

Методические материалы.

- методические материалы по подготовке и проведению массовых мероприятий;

- сценарии проведения праздничных мероприятий;

- видео материалы праздничных и других мероприятий;

- фотоотчеты о проведенных мероприятиях.

Список литературы

  1. Баязитов Ф.С. “Татар халкының бәйрәм һәм көнкүреш йолалары.”- Казан , татар китап нәшрияты,2006 ел.
  2.  Захид Хабибуллин «Куңелле Мажаралар», Казань 1990
  3. Низамов И.М, “Уем тел очында.”- Казан, татар китап нәшрияты, 2000
  4. “Сүз эчендә хикмәт бар” –Татар халык иҗаты – Казан, “Мәгариф,” 2009
  5. Татарские народные сказки.
  6. Халык уеннары. – Казань, 1996.

Рекомендуемая литература для детей

  1. Сабантуй. Шигырьләр. - Казан, 2006 ,-68 б.
  2. Табышмаклар.-Казан, 2009, - 36 б.
  3. Татар халык иҗаты. Әкиятләр.
  4. 1 нче китап.- Казан, 1977.-408б.;
  5. 2 нче китап.- Казан, 1978.- 446б.;
  6. 3 нче китап.- Казан, 1981- 360 б.
  7. Татар халык йолалары. –Казан,1986- 102 б.
  8. Татар халык ижаты. Жырлар. –Казан, 1977-380 б.
  9. Татар халык ижаты. Балалар фольклоры/Тоз. Р.Ягъфаров.- Казань, 1993.
  10. Халык уеннары. –Казань, 1996

Приложение

Календарный учебный график

месяц

число

Время проведения

Форма

Занятия

Количество часов

Наименование раздела

Тема занятий

место

проведения

Форма и

контроль занятия

Раздел 1. Введение – 12 часов

Беседа

2

Знакомство с обучающимися. Инструктаж по технике безопасности.

учебный кабинет

Опрос

Беседа, лекция, презентация

2

Знакомство с фольклором как видом искусства. Специфика татарского фольклора, история собирания и изучения татарского фольклора. Классификация татарского фольклора.

учебный кабинет

Опрос, наблюдение

Игра

2

Загадки о временах года. Загадки о предметах, о животных, о явлениях природы.

учебный

кабинет

Педагогическое наблюдение

Игра

2

Загадки  о животных.

учебный

кабинет

Педагогическое наблюдение

Игра

2

Загадки о явлениях природы.

учебный

кабинет

Педагогическое наблюдение

Видео просмотр

2

Просмотр видео-концертов с участием фольклорных коллективов

учебный

кабинет

Текущий контроль

Раздел 2. Татарское устное народное творчество - 20 часов

лекцияБеседа

2

Пословицы «Кто гостей не любит звать, тому радостей не знать», «Играй, играй, а дела не забывай».

учебный

кабинет

Педагогическое наблюдение

Беседа, игра

2

Пословицы и поговорки о труде, о добре и зле.

учебный

кабинет

Опрос, Педагогическое наблюдение

Беседа, игра

2

Татарские потешки.

учебный

кабинет

Опрос, Педагогическое наблюдение

Беседа, игра

2

Татарские заклички.

учебный

кабинет

Опрос, наблюдение

Практическая работа

2

Колыбельная песня

«Элли-бэлли».

учебный

кабинет

Опрос, Педагогическое наблюдение

Игра

2

Татарская народная игра  «Капкалы»

учебный

кабинет

Наблюдение

Презентация

2

Особенности быта  татарского народа.

учебный

кабинет

Опрос

Презентация

2

Знакомство с особенностями убранства старинной татарской избы, старинная утварь.

учебный

кабинет

Опрос, Педагогическое наблюдение

Экскурсия

2

Посещение краеведческого музея МБОУ «Камскополянская СОШ № 1» НМР РТ

краеведческий музей школы

Опрос, Педагогическое наблюдение

Конкурс

2

Конкурс рисунков и творческих поделок «Татарская изба».

учебный

кабинет

Текущий контроль

Раздел 3. Национальный татарский костюм - 22 часа

учебный

кабинет

Беседа, практическая работа

2

Элементы татарского национального костюма: чапан, жилян, тасма.

учебный

кабинет

Опрос, наблюдение

Беседа, практическая работа

2

Основные детали татарской народной одежды.

учебный

кабинет

Опрос, педагогическое наблюдение, контроль

Беседа,практическая работа

2

Узоры к различным элементам национального костюма.

учебный

кабинет

Опрос, педагогическое наблюдение, контроль

Беседа, практическая работа

2

Татарский народный орнамент.

учебный

кабинет

Опрос, педагогическое наблюдение, контроль

практическая работа

2

Татарский народный орнамент.

Работа с книгами, альбомами.

Самостоятельное составление эскизов татарского орнамента для различных элементов народного костюма.

учебный кабинет

Опрос, педагогическое наблюдение, контроль

практическая работа

2

Подбор узоров к различным элементам национального костюма.

учебный кабинет

Опрос, педагогическое наблюдение, контроль

Беседа, практическая работа

2

История возникновения калфака. Подбор тканей для изготовления калфака. Применение потайных швов при создании калфака. Способы сборки калфака.

учебный кабинет

педагогическое наблюдение, контроль, коррекция работ

практическая работа

2

Волшебная мастерская (изготовление калфачков)

учебный кабинет

наблюдение, контроль, коррекция работ

практическая работа

2

Изготовление тюбетеек – каляпуш.

учебный кабинет

наблюдение, контроль, коррекция работ

Игра, практическая работа

2

Подвижная игра «Түбәтәй». Пошив татарского костюма для куклы

фойе

наблюдение, контроль, коррекция работ

практическая работа

2

Изготовление поделок к праздникам и для выставок различного уровня

учебный кабинет

наблюдение, контроль, коррекция работ, текущий контроль

Раздел 4. Татарская национальная кухня - 8 часов.

Беседа, практическая работа

2

Особенности татарской национальной кухни и рецепты приготовления простейших блюд.

учебный кабинет

Опрос

практическая работа

2

Народная кулинария. 

Знакомство с народными татарскими блюдами: «Бәлеш», «Кош теле»,

«Вак бәлеш».

учебный кабинет

Опрос, педагогическое наблюдение

практическая работа

2

Знакомство детей с народным татарским блюдом

«Кош теле» (Хворост).

учебный кабинет

Опрос, педагогическое наблюдение, контроль

Зачетное мероприятие

2

Практическая часть: приготовление блюд татарской национальной кухни.

учебный кабинет

Промежуточная аттестация

Раздел 5. Песенное народное творчество - 8 часов.

Слушание аудио записей

2

Народные песни

учебный кабинет

Опрос, педагогическое наблюдение

практическая работа репетиция

2

Разучивание такмаков

(частушек)

«Эх, карап алулары», «Агыйдел уены»,

«Наза уены».

учебный кабинет

Контроль, педагогическое наблюдение

Игра

2

Подвижная игра:

«Кария - Закария».  

учебный кабинет

педагогическое наблюдение, контроль

практическая работа репетиция

2

Знакомство с песнями: «Туган тел» (сл. Г.Тукай), «Әни җыры», «Үз җырыбыз булсын әле»

учебный кабинет

наблюдение, контроль, коррекция, текущий контроль

Раздел 6. Игры татарского народа – 14 часов.

Беседа, практическая работа

2

Праздничные и бытовые игры татар.

учебный кабинет

Опрос, педагогическое наблюдение, контроль

практическая работа, игра

2

Игры для взрослых на посиделках.

Игры для детей в помещениях и на открытом пространстве.

учебный кабинет

педагогическое наблюдение, контроль

практическая работа, игра

2

Игра «Күрсәт әле, үскәнем»

учебный кабинет

педагогическое наблюдение, контроль

практическая работа, игра

2

Игра  «Җиләк җыю»

учебный кабинет

педагогическое наблюдение, контроль

практическая работа, игра

2

Дидактическая игра «Лото»

учебный кабинет

педагогическое наблюдение, контроль

практическая работа, игра

2

Подвижная, песенная  игра «Чума урдәк, чума каз»

учебный кабинет

педагогическое наблюдение, контроль

игра

2

Подвижная, песенная  игра «Чума урдәк, чума каз».

учебный кабинет

Текущий контроль

Раздел 7. Татарские народные сказки - 8 часов.

беседа

2

Татарские народные сказки. Творчество Габдуллы Тукая. Творчество писателя – сказочника Абдуллы Алиша

учебный кабинет

Опрос

практическая работа

2

Детский спектакль-сказка «Кубэлэк».

Обсуждение пьесы. Распределение ролей.

учебный кабинет

Опрос, педагогическое наблюдение

практическая работа

2

Выразительное чтение татарских сказок по ролям. Обсуждение предлагаемых обстоятельств, особенностей поведения каждого персонажа на сцене. Репетиция отдельных эпизодов.

учебный кабинет

Контроль, педагогическое наблюдение

практическая работа

2

Показ сказок «Су анасы», «Шурале» по произведениям Г.Тукая.

учебный кабинет

Текущий контроль

Раздел 8. Праздники татарского народа - 8 часов

Беседа, презентация

2

Знакомство с народными праздниками.

учебный кабинет

педагогическое наблюдение, контроль

Беседа, презентация

2

Знакомство с народными праздниками.

«Сабантуй»

учебный кабинет

педагогическое наблюдение, контроль

практическая работа

2

Знакомство с народными праздниками.

«Ощип гусей» (Каз өмәсе)

учебный кабинет

Опрос,

педагогическое наблюдение, контроль

мероприятие

2

Проведение праздника  

«Аулак өй» (посиделки)

учебный кабинет

педагогическое наблюдение,

Текущий контроль

Раздел 9. Народный календарь - 12 часов

беседа

2

Календарные праздники.

учебный кабинет

Опрос

практическая работа

2

Народные праздники: «Науруз», «Сабантуй», «Каз өмәсе», «Сөмбелә», «Карга боткасы»

учебный кабинет

Контроль, педагогическое наблюдение

презентация

2

Знакомство с народным праздником «Җыен»

учебный кабинет

педагогическое наблюдение, контроль

презентация

2

Татарский народный праздник «Карга боткасы».

учебный кабинет

педагогическое наблюдение, контроль

Работа с творческой группой

2

Подготовка к празднику «Нәүрүз». Разучивание песен, танцев и стихотворений. Распределение ролей.

учебный кабинет

Опрос,

педагогическое наблюдение, контроль

мероприятие

2

«Нәүрүз».

Проведение праздника.

учебный кабинет

педагогическое наблюдение,

Текущий контроль

Раздел 10. Народная философия - 12 часов

беседа

2

Семья и семейные традиции

учебный кабинет

Опрос

практическая работа

2

Народная философия

учебный кабинет

Контроль, педагогическое наблюдение

практическая работа

2

Древо жизни.

учебный кабинет

педагогическое наблюдение, контроль

практическая работа

2

Жизнь моей семьи

учебный кабинет

педагогическое наблюдение, контроль

практическая работа

2

Что означает мое имя?

учебный кабинет

Опрос,

педагогическое наблюдение, контроль

практическая работа

2

Творческий проект «Генеалогическое древо»

учебный кабинет

педагогическое наблюдение,

Текущий контроль

Раздел 11. Татарский свадебный обряд - 4 часа

Лекция

презентация

2

Знакомство с особенностями и основными элементами татарского свадебного обряда

учебный кабинет

Опрос,

педагогическое наблюдение, контроль

практическая работа

2

Разучивание татарских обрядовых свадебных песен

учебный кабинет

педагогическое наблюдение,

Текущий контроль

Раздел 12. Народные приметы - 6 часов

Практическая рбота

2

Определение погоды по народным приметам,

Практическое наблюдение за погодой.

учебный кабинет

Педагогическое наблюдение, контроль

Беседа, презентация

2

Бытовые суеверия и народные приметы. Знакомство  детей с историей появления суеверий и примет.

учебный кабинет

Опрос,

педагогическое наблюдение, контроль

Практическая часть. Викторина

2

Решение кроссвордов и участие в командных викторинах на лучшее знание народных примет.

учебный кабинет

педагогическое наблюдение,

Текущий контроль

Раздел 13. Народный танец – 8 часов

Теоретическая часть

2

Татарские парные и одиночные танцы.

Танец молодых красавиц. Танец с платками.

Танец «Ручеек».

учебный кабинет

Опрос

Практическая часть, репетиция

2

Сочинение танцев под музыку татарских народных мелодий, состоящих из несложных танцевальных движений.

учебный кабинет

Наблюдение. Контроль, коррекция

Практическая часть, репетиция

2

Сочинение танцев под музыку татарских народных мелодий, состоящих из несложных танцевальных движений.

учебный кабинет

Наблюдение. Контроль, коррекция

Зачетное мероприятие

2

Демонстрация танцев, поставленных под  музыку татарских народных мелодий

учебный кабинет

Аттестация по завершении освоения программы

Раздел 14. Подведение итогов работы – 2 часа.

Итоговое мероприятие

2

Проведение чаепития с татарскими народными блюдами, с татарскими народными играми.

Учебный кабинет

Наблюдение



Предварительный просмотр:

                              Бөек Җәлил.

Сугыш... Сугыш...

Син канкойгыч авыр афәт булдың,

Күпме халык гомерен алып киттең,

Күз яшьләре белән тулды Туган җирем!

Ватанымның күпме улы, кызы

Ятып калды сугыш кырларында.

Җәлилнең дә исеме генә кайтты

Сәлам булып безгә җырларында.

Волхов буйларында каты сугыш,

Авыр яра... фашист токымы...

Зур йөрәкле, халкыбызның сөйгән улы-

Инде син дә лагерь тоткыны.

Сындыра алмый сине явыз фашист,

Коралың синең- илгә мәхәббәт.

Шигырьләрең үткен кылыч кебек,

Палачларга каршы зур нәфрәт!

Үзең кайта алмадың Туган илгә,

Канатланып кайтты җырларың.

Фашист сине ныграк “ кыскан” саен

Бөек Җиңү турында җырладың.

Бөек Җәлил! Безнең күңелләрдә син,

Син һәрвакыт безнең арада!

Герой- шагыйрь, илем каһарманы

Исемеңне салдык җырларга!               


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Стихотворение Мустая Карима "В городе далеком".Презентация к стихотворению.

Стихотворение, подготовленный на конкурс ко Дню Республики Башкортостан " Пою мою Республику". Чтение - это радость, удовольствие, счастье познания и творчества....

Анализ стихотворения А.С. Пушкина "Зимняя дорога. Анализ стихотворения Есенина «Пороша».Сопоставительный анализ стихотворения С.А. Есенина «Пороша» с приведённым стихотворением А.С. Пушкина «Зимняя дорога».

Стихотворение А. С. Пушкина « Зимняя дорога» — одно из замечательных произведений русского поэта. Когда читаешь это стихотворение, невольно представляются унылые и в то же время таинственные рус...

Смотр-конкурс стихотворений «Природа в стихотворениях русских поэтов»

Смотр- конкурс был проведен ко дню языков народов Казахстана в 3-4 классах национальной школы...

Урок литературы .ФГОС. 5 класс."М.Ю.Лермонтов. Краткие сведения о детских годах писателя. Стихотворение «Бородино». История создания стихотворения"

Урок литературы в 5 классе, соответствует ФГОС. Тема:"М.Ю.Лермонтов. Краткие сведения о детских годах писателя. Стихотворение «Бородино». История создания стихотворения"...

М.Ю.Лермонтов. Стихотворение «Бородино». Анализ стихотворения.

Данная разработка урока предназначена для учителей русского языка и литературы. Она поможет провести урок по теме "Стихотворение "Бородино""...

М.Ю.Лермонтов. Стихотворение "Бородино". Историческая основа и патриотический пафос стихотворения. (Урок литературы в 5 классе).

Данная тема является программной в курсе литературы 5 класса. Предлагается подробный конспект урока, который дополняется дидактическим материалом. Интересным видом работы на уроке является заполнение ...