Литературный турнир для учащихся 6-7 классов (по сборнику Е.Басовой "Уезжающие и остающиеся")
методическая разработка (7 класс)

Шахова Анна Ивановна

Конкурс сценариев по теме "Лучший сценарий массового мероприятия по произведениям современных авторов подростковой литературы"

Литературный турнир для учащихся 6-7 классов

(по сборнику Е.Басовой "Уезжающие и остающиеся")

Цели: расширить литературное образование школьников, воспитывать читательскую культуру,  формировать читательские интересы, пробудить и поддержать в учащихся постоянную и действенную любовь к литературе.

 

Задачи: научить детей самостоятельно работать с книгой и добиться того, чтобы они полюбили книгу как источник знания; развить творческие способности учащихся.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konkurs_stsenariev_-_shahova_ai.doc48.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конкурс сценариев по теме "Лучший сценарий массового мероприятия по произведениям современных авторов подростковой литературы"

Литературный турнир для учащихся 6-7 классов

(по сборнику Е.Басовой "Уезжающие и остающиеся")

Автор: Шахова Анна Ивановна,

учитель русского языка и литера-

туры МОУ "Большелычакская СШ"

Фроловского муниципального рай-

она Волгоградской области

Цели: расширить литературное образование школьников, воспитывать читательскую культуру,  формировать читательские интересы, пробудить и поддержать в учащихся постоянную и действенную любовь к литературе.

Задачи: научить детей самостоятельно работать с книгой и добиться того, чтобы они полюбили книгу как источник знания; развить творческие способности учащихся.

          Формируемые универсальные учебные действия:

1) личностные: усвоение гуманистических ценностей, формирование читательской культуры, проявление творческой инициативы;

2) регулятивные: осознанно строить учебно-познавательную деятельность, учитывая все ее компоненты (цель, мотив), умело выстраивать алгоритм работы над учебной задачей;

3) познавательные: осознанно и произвольно строить речевое высказывание; выбирать наиболее эффективные способы решения задач в зависимости от конкретных условий; свободно ориентироваться в текстах художественного стиля;

4) коммуникативные: умение слышать, слушать и понимать партнера; планировать и согласованно выполнять совместную деятельность,распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга; уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли, оказывать поддержку друг другу и эффективно сотрудничать как с педагогом, так и со сверстниками.

Оборудование: мультимедийное оборудование, выставка книг, карточки с заданиями.

Ход мероприятия

Вступительное слово ведущего.

Сообщение учащегося.

        Евгения Басова - член Союза чувашских писателей, лауреат Национальной детской литературной премии "Заветная мечта" и Международного конкурса детской и юношеской литературы имени А. Н. Толстого (2009), финалист конкурса "Книгуру" (2011 и 2013), финалист премии им. В. П. Крапивина (2010, 2014). Автор  произведений: повести «Эй, Рыбка!», «Школа через дорогу», сказка «Булка, Беляш и другие с Лесной улицы», сборник «УезжаюЩИе и остаюЩИеся», или «ЩИ» — заголовок в две строчки.

        Родилась Евгения Басова в городе Красноярске, окончила факультет журналистики Московского университета имени М.В.Ломоносова и какое-то время работала газетным журналистом — ездила со «Скорой помощью», с милицией, брала интервью у людей разных профессий, ходила на заводы и фабрики. Увидела, например, как пекут хлеб, делают огромные трактора, плавят сталь, вяжут колготки, и ещё многое другое. Но приходилось работать и не по специальности, когда нужна была какая-нибудь работа. Была, например, лаборанткой в литейном цехе, санитаркой в отделении для новорождённых, служительницей в собачьем приюте, художником-оформителем, репетитором по русскому языку, редактировала чужие книги в издательстве, освоила дизайн и вёрстку.  Первый рассказ «Черновик» был опубликован в журнале «Семья и школа» в 1982 году, который был написан Евгенией ещё в школе. У писательницы есть постоянный псевдоним — Илга Понорницкая. Он со студенческих времён. В детстве она много времени провела в месте, которое называется Понорница.

Конкурс "Всякая всячина"

        Ведущий: В каждом художественном произведении множество интересных и запоминающихся деталей. Они то и будут в центре нашего внимания при выполнении первого задания. Каждой команде будет быстро зачитан свой перечень вопросов. Времени на обдумывание не предусматривается, ответы должны быть даны сразу, без промедления. Побеждает та команда, которая назовет наибольшее количество ответов за максимально короткий отрезок времени. Каждый правильный ответ оценивается 1 баллом.

Задание команде 1

1) Как называется первая повесть сборника "Уезжающие и остающиеся"? ("Открытые окна")

2) Закончите фразу Косачихи из повести "Уезжающие и остающиеся": "Кто работает, у того есть своя чёрствая ...! (корка)

3) Какой фразеологизм употребляла мама одного из героев, говоря о его компьютерной зависимости? ("затянуло по самые ботинки")

4) О чем идет речь: ''Молоточки танцуют на моей макушке, отстукивают ритмические звуки'' (звонок будильника на мобильном телефоне мамы Вали из повести "Уезжающие и остающиеся")

5) Какую звезду называют Енот? (звезду Процион)

Задание команде 2

1) Какой фразой начинается повесть"Танец ветра сирокко"? («Катя, я люблю тебя»)

2) Какое выражение-паразит, употребляемое виртуальным другом в первой повести, позволило главным героям  узнать  мальчика при случайной встрече в деревне? ("ёжик соленый")

3) Почему папу Кости  из повести "Открытые окна" не взяли в космонавты? (носил очки, плохое зрение)

4) Каким салютом Ленчик проводил Ленку в конце повести"Открытые окна"? (

5) Кто такой нерд? (зануда)

Конкурс "Мысль изреченная"

        Команды получают карточки с записью высказываний, принадлежащих различным героям повестей. Учащиеся должны назвать "авторов" изречений, а также вставить "ключевое" слово в каждое из этих высказываний. До 6 баллов

Задание команде 1

1) "...Ещё во сне, поднялась, надела свою робу… Роба – это джинсы, свитер, курточка… Наверно, робой это всё называется потому, что мы с утра и сами себя [Кем?] чувствуем (роботами, Валя, "Уезжающие и остающиеся")

2) "Слушай меня, – говорит девушка, точно гипнотизируя её [Полковникову]. – У тебя всё должно быть хорошо. Ты сама из себя кое-что представляешь. Ты [Кто?]. И нечего здесь лебезить" (человек, девушка с ноутбуком, "Танец ветра сирокко")

Задание команде 2

1)  Но мама говорит, [Что?] – это самая здоровая еда. Это наша, исконно русская еда – что может быть лучше? (щи,  Валя, "Уезжающие и остающиеся")

2) В кухне папа втолковывает маме, что у Кости [Что?]. И что его уже словами не убедишь, и если заиграется – надо без лишних слов брать под мышки и тащить со стула (зависимость, "Открытые окна")

Конкурс "Кто есть кто?"

        Ведущий последовательно, в три этапа, сообщает командам сведения о том или ином персонаже повестей. Игроки угадывают, как можно быстрее, о ком идёт речь. Если учащиеся называют героя после первой информации, то один получают три балла. Если персонаж угадывается со второй или с третьей попытки, команда зарабатывает либо два, либо только один.

Задание команде 1

1. Эта героиня:

1) мыла хозяйственную будку около школы;

2) мечтает о встрече с инопланетянами;

3) её фотография висит в школе на доске почета (Катя Полковникова, "Танец ветра сирокко").

2. Этот герой:

1) любит смотреть в ночное небо и знает созвездия;

2) у него есть знакомый космонавт;

3) живёт в селе (Лёня, "Открытые окна").

3. Эта героиня:

1)  готова помочь всем и каждому, будь то заблудший котёнок или неприкаянный бомж;

2) отличница;

3) мечтает скорее вырасти и увезти маму с братом из их небольшого городка (Валя Пудякина, "Уезжающие и остающиеся").

Задание команде 2

1. Этот герой:

1) разгильдяй;

2) предпочитал виртуальных друзей;

3) впервые в жизни спал на сеновале (Костя, "Открытые окна").

2) Эта героиня:

1) "Когда появляется свежее объяснение в любви, она волей-неволей выходит с ведром и тряпкой";

2) "Скукоженная, сутулая, в чёрной курточке. Глазки у неё узкие, нос широкий. И этим носом она вечно хлюпает";

3) сама пишет себе признания в любви на стенах подъезда (Наташа, "Уезжающие и остающиеся").

3. Этот герой:

1) носил с собою папку с рисунками;

2) пил чай с директором школы;

3) написал на будке: ''Катя, я люблю тебя" (пятиклассник Миша, "Танец ветра сирокко").

Конкурс "Отгадай - и запиши"

Финальный конкурс - разгадывание кроссворда. В строках по горизонтали ребята записывают угаданные слова. В выделенной вертикальной строке появиться слово, связанное с темой игры. Побеждает команда, быстрее других справившаяся с задачей и допустившая меньше ошибок.

1. Куда затянуло Костю "по самые ботинки" в повести "Открытые окна"? (компьютер)

2. Словообразовательный  разбор какого слова идёт на уроке словесности у Вали Пудякиной в повести "Уезжающие и остающиеся"?  (сокровище)

3. Что изучал и очень хорошо знал Лёнчик в повести "Открытые окна"?

(звёзды)

4. Что оказалось мнимой в повести между Мишей Мухиным и Валей Пудякиной? (дружба)

5. Кому Валя Пудякина спасла жизнь, подкармливая горячими щами? (Николаша)

6. Куда мечтает уехать Валя Пудякина вместе с семьёй, когда закончить учёбу в гимназии? (столица или Москва)

7. С кем мечтает встретиться Катя Полковникова в повести "Танец ветра сирокко"? (инопланетяне)

8. Как зовут кота Вали Пудякиной? (Коп)

9. Кто такой Грандсон в повести "Открытые окна"? (внук)

1

П

2

О

3

Д

4

Р

5

О

6

С

7

Т

8

О

9

К

Ведущий подводит итоги игры. Награждает победителей.

Список использованной литературы

1) Басова, Е. Уезжающие и остающиеся. [Электронный ресурс] / Проза.ру. – Режим доступа: http://www.proza.ru/avtor/basova

2) Басова, Е. [Электронный ресурс] / PROFILIB. Электронная библиотека — Режим доступа: https://profilib.net/avtor/evgeniya-basova.php

3) Басова, Е. [Электронный ресурс] / БиблиоГид — Режим доступа: http://bibliogid.ru/pisateli/pisateli-o-sebe/2173-basova-evgeniya-vladimirovna-ilga-ponornitskaya


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературный турнир "Хотим всё знать!" 5 класс

Внеклассное мероприятие - литературный турнир "Хотим всё знать!" проводится с целью проверки знания текстов и героев художественных произведений, поэтов и писателей....

Литературный турнир "Хотим всё знать" 7 класс

Внеклассное мероприятие - литературный турнир "Хотим всё знать" проводится с целью развития интереса учащихся 7 класса  к чтению программных произведений....

Литературный турнир "Хотим всё знать!" 11 класс

Цель внеклассного мероприятия "Литературный турнир": проверить знание учащимися изученных в 10-11 классах произведений....

Лингвистический турнир для учащихся 5-6 классов

Лингвистический турнир для учащихся 5-6 классов...

Презентация. Литературный турнир для учащихся 7-10 классов ( занимательная игра-состязание по литературе)

Презентация представляет собой материал для проведения занимательного литературного турнира. Задания рассчитаны на две сборные команды школы (7-10классы). Можно между раундами вставить художественное ...

Игра "Литературный турнир" для учащихся 11 класса

Игра представляет собой 5 конкурсов, направленных на обобщение , систематизацию,  анализ материала и проверку знаний учащихся....