Литературный турнир "Хотим всё знать" 7 класс
план-конспект урока по литературе (7 класс) на тему

Внеклассное мероприятие - литературный турнир "Хотим всё знать" проводится с целью развития интереса учащихся 7 класса  к чтению программных произведений. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon literaturnyy_turnir_7_klass.doc59 КБ

Предварительный просмотр:

ЛИТЕРАТУРНЫЙ ТУРНИР

«ХОТИМ ВСЁ ЗНАТЬ!»

7 класс

Цель: повторение изученных в 6-7 классах произведений; воспитание у учащихся интереса и любви к чтению.

I тур. Из какого произведения эти сроки?

1. Прошло сто лет, и юный град,

Полнощных стран краса и диво,

Их тьмы лесов, из топи блат

Вознёсся пышно, горделиво;

(…) По оживлённым берегам

Громады стройные теснятся

Дворцов и башен; корабли

Толпой со всех концов земли

К богатым пристаням стремятся…

(А.С.Пушкин «Медный всадник»)

2. Уж близок полдень. Жар пылает.

Как пахарь, битва отдыхает.

Кой-где гарцуют казаки.

Равняясь, строятся полки.

Молчит музыка боевая.

На холмах пушки, присмирев,

Прервали свой голодный рев.

И се – равнину оглашая,

Далече грянуло ура:

Полки увидели Петра.

(А.С.Пушкин «Полтава»)

3. Ковши круговые, запенясь, шипят

На тризне плачевной Олега;

Князь Игорь и Ольга на холме сидят;

Дружина пирует у брега;

Бойцы поминают минувшие дни

И битвы, где вместе рубились они.

(А.С.Пушкин «Песнь о вещем Олеге»)

3. Несколько лет тому назад в одном из своих поместий жил старинный русский барин, Кирилла Петрович Троекуров. Его богатство, знатный род и связи давали ему большой вес в губерниях, где находилось его имение. Соседи рады были угождать малейшим его прихотям; губернские чиновники трепетали при его имени; Кирилла Петрович принимал знаки подобострастия как надлежащую дань; дом его всегда был полон гостями, готовыми тешить его барскую праздность, разделяя шумные, а иногда и буйные его увеселения. (А.С.Пушкин «Дубровский»)

5. Едва Владимир выехал за околицу в поле, как поднялся ветер и сделалась такая метель, что он ничего не взвидел. В одну минуту дорогу занесло; окрестность исчезла во мгле мутной и желтоватой, сквозь которую летели белые хлопья снегу; небо слилось с землёю. Владимир очутился в поле и напрасно хотел снова попасть на дорогу; лошадь ступала наудачу и поминутно то въезжала на сугроб, то проваливалась в яму; сани поминутно опрокидывались; Владимир старался только не потерять настоящего направления. Но ему казалось, что уже прошло более получаса, а он не доезжал ещё до Жадринской рощи. Прошло ещё около десяти минут; рощи всё было не видать. Владимир ехал полем, пересечённым глубокими оврагами. Метель не утихала, небо не прояснялось. Лошадь начинала уставать, а с него пот катился градом, несмотря на то, что он поминутно был по пояс в снегу. (А.С.Пушкин «Метель»)

6. Прошёл ещё день, и гусар совсем оправился. Он был чрезвычайно весел, без умолку шутил то с Дунею, то с смотрителем; насвистывал песни, разговаривал с проезжими, вписывал их подорожные в почтовую книгу, и так полюбился доброму смотрителю, что на третье утро жаль было ему расстаться с любезным своим постояльцем. День был воскресный; Дуня собиралась к обедне. Гусару подали кибитку. Он простился с смотрителем, щедро наградив его за постой и угощение; простился и с Дунею и вызвался довезти её до церкви, которая находилась на краю деревни. Дуня стояла в недоумении… «Чего же ты боишься? – сказал ей отец, – ведь его высокоблагородие не волк и тебя не съест: прокатись-ка до церкви». Дуня села в кибитку подле гусара, слуга вскочил на облучок, ямщик свистнул, и лошади поскакали. (А.С.Пушкин «Станционный смотритель»)

7. Кучи девушек с мешками вломились в хату Чуба, окружили Оксану. Крик, хохот, рассказы оглушили кузнеца. Все наперерыв спешили рассказать красавице что-нибудь новое, выгружали мешки и хвастались паляницами, колбасами, варениками, которых успели уже набрать довольно за свои колядки. Оксана, казалось, была в совершенном удовольствии и радости, болтала то с той, то с другой и хохотала без умолку. С кокой-то досадою и завистью глядел кузнец на такую весёлость и на этот раз проклинал колядки, хотя сам бывал от них без ума. (Н.В.Гоголь «Ночь перед Рождеством»)

8. Подали мелкоскоп, и государь увидел, что возле блохи действительно на подносе ключик лежит.

(…) Насилу государь этот ключик ухватил и насилу его в щепотке мог удержать, а в другую щепотку блошку взял и только ключик вставил, как почувствовал, что она начинает усиками водить, потом ножками стала перебирать, а наконец вдруг прыгнула и на одном лету прямое дансе и две верояции в сторону, потом в другую, и так в три верояции всю кадриль станцевала. (Н.С.Лесков «Левша»)

9. Я сказал мальчикам, что заблудился, и подсел к ним. (…) Мы немного поговорили. (…) Кругом не слышалось почти никакого шума… (…) Одни огоньки тихонько потрескивали.

Мальчики сидели вокруг их; тут же сидели и те две собаки, которым так было захотелось меня съесть. Они ещё долго не могли примириться с моим присутствием и, сонливо щурясь и косясь на огонь, изредка рычали с необыкновенным чувством собственного достоинства… Всех мальчиков было пять: Федя, Павлуша, Илюша, Костя и Ваня. (И.С.Тургенев «Бежин луг»)

10. Слой под ногами у Митраши становился всё тоньше и тоньше, но растения, наверное, очень крепко сплелись и хорошо держали человека, и, качаясь и покачивая всё далеко вокруг, он всё шёл и шёл вперёд. Митраше оставалось только верить тому человеку, кто шёл впереди его и оставил даже тропу после себя.

(М.М.Пришвин «Кладовая солнца»)

11. Тут все перестали пищать, рассыпались по увалу и начали брать землянику, только-только ещё поспевающую, белобокую, редкую и потому особенно радостную и дорогую.

Я брал старательно и скоро покрыл дно аккуратненького туеска стакана на два-три. Бабушка говаривала: главное, мол, в ягодах – закрыть дно посудины. Вздохнул я с облегчением и стал собирать ягоды скорее, да и попадалось их выше по увалу больше и больше. (В.П.Астафьев «Конь с розовой гривой»)

12. Она сидела передо мной аккуратная вся, умная и красивая, (…) до меня доходил запах духов от неё, который я принимал за самое дыхание; к тому же она была учительницей не арифметики какой-нибудь, не истории, а загадочного французского языка, от которого тоже исходило что-то особое, сказочное, неподвластное любому-каждому, как, например, мне. Не смея поднять глаза на неё, я не посмел и обмануть её. Да и зачем, в конце концов, мне было обманывать?

(В.Г.Распутин «Уроки французского»)

13. В большом городе, где столько домов и людей, что не всем удаётся отгородить себе хоть маленькое местечко для садика, и где поэтому большинству жителей приходится довольствоваться комнатными цветами в горшках, жили двое бедных детей, но у них был садик побольше цветочного горшка.

Они не были в родстве, но любили друг друга, как брат и сестра.

(Х.К.Андерсен. «Снежная королева»)

14. Волк был терпелив, но и человек был терпелив не меньше. Полдня он лежал неподвижно, борясь с забытьём и сторожа волка, который хотел его съесть и которого он съел бы сам, если бы мог. Время от времени волна забытья захлёстывала его , и он видел долгие сны; но всё время, и во сне и наяву, он ждал, что вот-вот услышит хриплое дыхание и его лизнёт шершавый язык.

Дыхание он не услышал, но проснулся оттого, что шершавый язык коснулся его руки. (Д.Лондон «Любовь к жизни»)

15. Он свернулся у меня в ногах очень неудобным для меня образом. Но напрасно было бы пытаться устроиться поуютнее, потому что едва я пробовал двинуться, как он вцеплялся в мою ногу с такой яростью, что только толстое одеяло спасало меня от тяжкого увечья. Прошёл целый час, прежде чем мне удалось так расположить ноги, передвигая их каждый раз на волосок, что можно было наконец уснуть. В течение ночи я несколько раз был разбужен гневным рычание щенка – быть моет, потому, что осмеливался шевелить ногой без его разрешения, но, кажется, также и за то, что позволял себе изредка храпеть. (Э.Сетон-Томпсон «Снап»)

II тур. О каком литературном герое эти слова?

1. На святой Руси, нашей матушке,

Не найти, не сыскать такой красавицы:

Ходит плавно – будто лебёдушка;

Смотрит сладко – как голубушка;

Молвит слово – соловей поёт;

Горят щёки её румяные,

Как заря на небе Божием;

Косы русые, золотистые,

В ленты яркие заплетённые,

По плечам бегут, извиваются…

(Алёна Дмитриевна; М.Ю.Лермонтов «Песня про… купца Калашникова»)

2. (Ему), казалось, был на роду написан битвенный путь и трудное знанье вершить ратные дела. Ни разу не растерявшись и не смутившись ни от какого случая, с хладнокровием, почти неестественным для 22-летнего, он в один миг мог вымерять всю опасность и всё положение дела, тут же мог найти средство, как уклониться с тем, чтобы потом верней преодолеть её. Уже испытанной уверенностью стали теперь означаться его движения, и в них не могли не быть заметны наклонности будущего вождя. Крепостью дышало его тело, и рыцарские его качества уже приобрели широкую силу качеств льва». (Остап; Н.В.Гоголь «Тарас Бульба»)

3. Перед судебным следователем стоит маленький, чрезвычайно тощий мужичонка в пестрядинной рубахе и латаных портах. Его обросшее волосами и изъеденное рябинами лицо и глаза, едва видные из-за густых, нависших бровей, имеют выражение угрюмой суровости. На голове целая шапка давно уже нечесаных, путаных волос, что придаёт ему ещё большую, паучью суровость. Он бос.

(Денис Григорьев; А.П.Чехов «Злоумышленник»)

III тур. Кому принадлежат слова?

1. «У меня сосед есть, мелкопоместный грубиян; я хочу взять у него имение. Как ты про то думаешь?»

(Кирилла Петрович Троекуров; А.С.Пушкин «Дубровский»)

2. А поведай мне, добрый молодец,

Ты какого роду, племени,

Каким именем прозываешься?

Чтобы знать, по ком панихиду служить,

Чтобы было чем и похвастаться.

(Кирибеевич; М.Ю.Лермонтов «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»)

3. Нет! Я не жалкая раба,

Я женщина, жена!

Пускай горька моя судьба –

Я буду ей верна!

О, если б он меня забыл

Для женщины другой,

В моей душе достало б сил

Не быть его рабой!

Но знаю: к родине любовь

Соперница моя,

И если б нужно было, вновь

Ему простила б я!..

(Княгиня Ек. Ив. Трубецкая; Н.А.Некрасов «Русские женщины»)

IV тур. Узнай писателя по биографии

1. Родился в селе Денисовка Архангельской губернии в семье крестьянина. Пришёл пешком в Москву. Учился в славяно-греко-латинской академии. После завершения обучения был послан в Германию для изучения механики, физики, химии, горного дела и языков.

Заботясь о распространении просвещения в России, настаивал на создании русского университета европейского типа, доступного всем слоям населения. Его хлопоты увенчались успехом в 1755 году – по его инициативе был создан университет в Москве, носящий ныне его имя.

Отдал много сил, чтобы российская наука развивалась, рождала своих учёных, чтобы российские профессора преподавали в университете.

(Михаил Васильевич Ломоносов)

2. Детские годы прошли в селе Тарханы Пензенской губернии. Получил прекрасное домашнее образование: с детства свободно владел французским и немецким языком, хорошо рисовал и лепил, учился музыке (играл на флейте, фортепиано и скрипке).

Погиб на дуэли с Н.Мартыновым в 1841 году.

(Михаил Юрьевич Лермонтов)

3. Родился в 1809 году в местечке Большие Сорочинцы Полтавской губернии. Детство будущего писателя прошло на Украине в селе Васильевке. Его отец был одним из первых украинских писателей, автором комедий из народной жизни.

Известность начинающему писателю принёс сборник повестей из народной украинской жизни, о которых с восторгом отзывался А.С.Пушкин.                                        (Николай Васильевич Гоголь)

V тур. Узнай писателя по портрету

(На усмотрение учителя)

VI тур. Как звали героев?

1. Героев повести «Метель» А.С.Пушкина?

(Марья Гавриловна, Владимир Николаевич)

2. Дубровских: отца и сына из романа А.С.Пушкина «Дубровский»?

(Андрей Гаврилович, Владимир Андреевич)

3. Станционного смотрителя из одноимённой повести А.С.Пушкина?

(Самсон Вырин)

4. Младшего сына Тараса Бульбы? (Н.В.Гоголь «Тарас Бульба»)

(Андрий)

5. Купца Калашникова?(М.Ю.Лермонтов «Песня про купца Калашникова»)

(Степан Парамонович)

6. Героя повести Л.Н.Толстого «Детство»?               (Николенька Иртеньев)

7. Брата и сестру – героев сказки М.М. Пришвина «Кладовая солнца»?

(Митраша и Настя)

8. Учительницу французского языка из повести В.Г.Распутина «Уроки французского»?                                                    (Лидия Михайловна)

9. Учителя из рассказа Фазиля Искандера «Тринадцатый подвиг Геракла»?

(Харлампий Диогенович)

VII тур. Как звали писателей?

 1.Чехов – Антон Павлович

 2. Бунин – Иван Алексеевич

 3. Куприн – Александр Иванович

 4. Горький – Алексей Максимович Пешков

5. Пришвин – Михаил Михайлович

6. Паустовский – Константин Георгиевич

7. Астафьев – Виктор Петрович

8. Распутин – Валентин Григорьевич

10. Маяковский – Владимир Владимирович

11. Блок – Александр Александрович

12. Есенин – Сергей Александрович

VIII тур. Что? Где? Когда?

1. Что обещал князь Олег кудеснику в награду за предсказание судьбы?

(Коня; «В награду любого возьмёшь ты коня…»)

2. «И пробились было уже козаки, и, может быть, ещё раз послужили бы им верно быстрые кони, как вдруг среди самого бегу остановился Тарас и вскрикнул: «Стой! Выпала…

Что потерял Тарас?

(…люлька с табаком; не хочу, чтобы и люлька досталась вражьим ляхам!»)

3. «Пятый день несло непроглядной вьюгой. В белом от снега и холодном хуторском доме стоял бледный сумрак и было большое горе: был тяжело болен ребёнок. И в жару, в бреду он часто плакал и всё просил дать ему…»

Что?                                                                       (Красные лапти)

4. Где жил Андрей Гаврилович Дубровский? (В Кистенёвке)

5. Где разворачивается действие повести «Ночь перед Рождеством»?

(В Диканьке)

6. Где происходит действие «Песни про… купца Калашникова»?

(В Москве)

7. Когда (в каком году) родился А.С.Пушкин? (В 1799; 1799 – 1837)

8. Когда (в каком году) родился М.Ю.Лермонтов? (В 1814; 1814 – 1841)

9. Когда (в каком году) родился Н.В.Гоголь? (В 1809; 1809 – 1852)

IX тур. Конкурс художественного чтения

Прочитать наизусть отрывок из изученного произведения (на усмотрение учащихся)

X тур. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: Посвящение КНИГЕ

(В стихах или в прозе)

Подведение итогов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Система работы над литературным произведением в старших классах коррекционной школы"

Данный материал познакомит с литературными произведениями, с которыми учащиеся знакомятся в старших классах и познакомит с рекомендациями в работе над этими произведениями....

Литературная викторина в 10 классе на тему: "Основные этапы жизни и творчества Николая Васильевича Гоголя".

Данная викторина содержит вопросы, позволяющие проверить знание основных фактов жизни и творчества Николая Васильевича Гоголя...

Литературная викторина для 5 класса на тему: "Сказки ".

конспект внеклассного мероприятия в 5 классе...

Рабочая программа элективного курса "Современный отечественный литературный процесс" для 10 класса

Рабочая программа составлена на основе  авторской программы Т.Г.Кучиной, канд. филол. наук, доцента, зав. кафедрой иностранных языков и литератур Ярославского ГПУ им. К.Д.Ушинского «Современный о...

Рабочая учебная программа для обучающихся по программам специальных (коррекционных) школ 8 вида по предмету литературное чтение для 7 класса.

Данная программа составлена на основе программы, авторами которой являются Н.Г.Галунчикова, А.К.Аксенова. Программа по чтению построена на коммуникативно-речевом подходе к обучению. Цель литературного...

Открытый урок литературного чтения в 4 классе КОУ 8 вида

Урок литературеого чтения по теме:внеклассное чтение. Приключение Буратино или золотой ключик. А. Толстой...

ЛИТЕРАТУРНАЯ ИГРА-ВИКТОРИНА «ЛИТЕРАТУРНЫЙ СЛУЧАЙ» 5-6 класс

Закрепить полученные на уроках литературы знания, вызвать живой интерес к  литературе, к слову; способствовать развитию творческих способностей школьников....