Литературный турнир "Хотим всё знать!" 11 класс
план-конспект урока по литературе (11 класс) на тему

Цель внеклассного мероприятия "Литературный турнир": проверить знание учащимися изученных в 10-11 классах произведений. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon literaturnyy_turnir_11_klass.doc62 КБ

Предварительный просмотр:

ЛИТЕРАТУРНЫЙ ТУРНИР

«ХОТИМ ВСЁ ЗНАТЬ!»

11 класс

Цель: проверить знание учащимися изученных в 10-11 классах произведений.

1 тур. Разминка.

Из какого произведения эти строки?

1) «Велик был год и страшен год по рождестве Христовом 1918, от начала же революции второй. Был он обилен летом солнцем, а зимою снегом, и особенно высоко в небе стояли две звезды: звезда пастушеская – вечерняя Венера и красный, дрожащий Марс». (М.А.Булгаков «Белая гвардия»)

2) «Каждый день над рабочей слободкой, в дымном, масляном воздухе, дрожал и ревел фабричный гудок, и, послушные зову, из маленьких серых домов выбегали на улицу, точно испуганные тараканы, угрюмые люди, не успевшие освежить сном свои мускулы. В холодном сумраке они шли по немощёной улице к высоким каменным клеткам фабрики, она с равнодушной уверенностью ждала их, освещая грязную дорогу десятками жирных квадратных глаз. Грязь чмокала под ногами. Раздавались хриплые восклицния сонных голосов, грубая ругань зло рвала воздух, а встречу людям плыли иные звуки – тяжёлая возня машин, ворчание пара. Угрюмо и строго маячили высокие чёрные трубы, поднимаясь над слободкой, как толстые палки». (М.Горький «Мать»)

3) «В июне того года он гостил у нас в имении – всегда считался у нас своим человеком: покойный отец его был другом и соседом моего отца. Пятнадцатого июня убили в Сараеве Фердинанда. Утром шестнадцатого привезли с почты газеты. Отец вышел из кабинета с московской вечерней газетой в руках в столовую, где он, мама и я ещё сидели за чайным столом, и сказал:

- Ну, друзья мои, война! В Сараеве убит австрийский кронпринц. Это война!» (И.А.Бунин «Холодная осень»)

Кому принадлежат слова?

1) «Истина прежде всего в том, что у тебя болит голова, и болит так сильно, что ты малодушно помышляешь о смерти. Ты не только не в силах говорить со мной, но тебе трудно даже глядеть на меня. И сейчас я невольно являюсь твоим палачом, что меня огорчает». (Иешуа Га-Ноцри; М.А.Булгаков «Мастер и Маргарита»)

2) «Да, человек смертен, но это было бы ещё полбеды. Плохо то, что он иногда внезапно смертен, вот в чём фокус! И вообще не может сказать, что он будет делать в сегодняшний вечер». (Воланд; М.А.Булгаков «Мастер и Маргарита»)

3) «Вот что, Миша, он никакой не интурист, а шпион. Это русский эмигрант, перебравшийся к нам. Спрашивай у него документы, а то уйдёт…» (Иван Бездомный; М.А.Булгаков «Мастер и Маргарита»)

4) « Я – это внутри, а всё остальное – это постороннее, это – не Я. Вот эта комната, улица, деревья, небо, полковой командир, поручик Андрусевич, служба, знамя, солдаты – всё это не Я. Нет, нет, это не Я. Вот мои руки и ноги… нет, это всё – не Я. А вот я ущипну себя за руку… да, вот так… это Я. Я вижу руку, подымаю её кверху – это Я. То, что я теперь думаю, - это тоже Я. И если я захочу пойти, - это Я. И вот я остановился – это Я. (Подпоручик Ромашов; А.И.Куприн «Поединок»)

5) «Вот сейчас я вам покажу в нежных звуках жизнь, которая покорно и радостно обрекла себя на мучения, страдания и смерть. Ни жалобы, ни упрёка, ни боли самолюбия я не знал. Я перед тобою – одна молитва: «Да святится имя твоё!»

Вспоминаю каждый твой шаг, улыбку, взгляд, звук твоей походки. Сладкой грустью, тихой, прекрасной грустью обвеяны мои последние воспоминания. Но я не причиню тебе горя. Я ухожу один, молча, так угодно было богу и судьбе. «Да святится имя твоё». (Г.С.Желтков; А.И.Куприн «Гранатовый браслет»)

6) «Одной правды нету в жизни. Видно, кто кого одолеет, тот того и сожрёт. А я дурную правду искал. Душой болел, туда-сюда качался». (Григорий Мелехов; М.А.Шолохов «Тихий Дон»)

О ком эти слова?

1) «Он был замечателен тем, что всегда, даже в очень хорошую погоду, выходил в калошах и с зонтиком и непременно в тёплом пальто на вате. И зонтик у него был в чехле, и часы в чехле из серой замши, и когда вынимал перочинный нож, чтобы очинить карандаш, то и нож у него был в чехольчике; и лицо, казалось, тоже было в чехле, так как он всё время прятал его в поднятый воротник. Он носил тёмные очки, фуфайку, уши закладывал ватой и когда садился на извозчика, то приказывал поднимать верх. Одним словом, у этого человека наблюдалось постоянное и непреодолимое стремление окружить себя оболочкой, создать себе, так сказать, футляр, который уединил бы его, защитил бы от внешних влияний. Действительность раздражала его, пугала, держала в постоянной тревоге, и, быть может, для того, чтобы оправдать эту свою робость, своё отвращение к настоящему, он всегда хвалил прошлое и то, чего никогда не было; и древние языки, которые он преподавал, были для него, в сущности, те же калоши и зонтик, куда он прятался от действительной жизни».

(Беликов; А.П.Чехов «Человек в футляре»)

2) «Он был твёрдо уверен, что имеет полное право на отдых, на удовольствия, на путешествие во всех отношениях отличное. Для такой уверенности у него был тот довод, что, во-первых, он был богат, а во-вторых, только что приступал к жизни, несмотря на свои пятьдесят восемь лет. До этой поры он не жил, а лишь существовал, правда, очень недурно, но всё же возлагая все надежды на будущее. Он работал не покладая рук … и наконец увидел, что сделано уже много, что он почти сравнялся с теми, кого некогда брал себе за образец, и решил передохнуть». (Господин из Сан-Франциско; И.А.Бунин «Господин из Сан-Франциско»)

3) «Была она высокая, немного сутулая, её тело, разбитое долгой работой и побоями мужа, двигалось бесшумно и как-то боком, точно она всегда боялась задеть что-то. Широкое овальное лицо. Изрезанное морщинами и одутловатое, освещалось тёмными глазами, тревожно-грустными, как у большинства женщин в слободке. Над правой бровью был глубокий шрам, он немного поднимал бровь кверху, казалось, что и правое ухо у неё выше левого; это придавало её лицу такое выражение, как будто она всегда пугливо прислушивалась. В густых тёмных волосах блестели седые пряди. Вся она была мягкая, печальная, покорная…» (Пелагея Ниловна Власова; М.Горький «Мать»)

4) «В ней не было ничего похожего на местных «дивчат»… Моя незнакомка, высокая брюнетка лет около двадцати – двадцати пяти, держалась легко и стройно. Просторная белая рубаха свободно и красиво обвивала её молодую, здоровую грудь. Оригинальную красоту её лица, раз его увидев, нельзя было позабыть, но трудно было, даже привыкнув к нему, его описать. Прелесть его заключалась в этих больших, блестящих, тёмных глазах, которым тонкие, надломленные посредине брови придавали неуловимый оттенок лукавства, властности и наивности; в смугло-розовом тоне кожи, в своевольном изгибе губ, из которых нижняя, несколько более полная, выдавалась вперёд с решительным и капризным видом». (Олеся; А.И.Куприн «Олеся»)

5) «По виду – лет сорока с лишним. Рот какой-то кривой. Выбрит гладко. Брюнет. Правый глаз чёрный, левый – почему-то зелёный. Брови чёрные, но одна выше другой». (Воланд; М.А.Булгаков «Мастер и Маргарита»)

6) «… капюшон слез, за капюшоном блин офицерской фуражки с потемневшей кокардой, и оказалась над громадными плечами голова… Голова эта была очень красива, странной и печальной и привлекательной красотой давней, настоящей породы и вырождения. Красота в разных по цвету, смелых глазах, в длинных ресницах. Нос с горбинкой, губы гордые, лоб бел и чист, без особых примет. Но вот один уголок рта приспущен печально, и подбородок косовато срезан так, словно у скульптора, лепившего дворянское лицо, родилась дикая фантазия откусить пласт глины и оставить мужественному лицу маленький и неправильный женский подбородок». (Виктор Викторович Мышлаевский; М.А.Булгаков «Белая гвардия»)

2 тур. Литературные герои. Как звали?..

1. Чацкого (А.С.Грибоедов «Горе от ума») – Александр Андреевич

2. Гринёва (А.С.Пушкин «Капитанская дочка») – Пётр Андреевич

3. Печорина (М.Ю.Лермонтов «Герой нашего времени») – Григорий Александрович

4. Чичикова (Н.В.Гоголь «Мёртвые души») – Павел Иванович

5. Базарова (И.С.Тургенев «Отцы и дети») – Евгений Васильевич

6. Кирсанова-младшего (И.С.Тургенев «Отцы и дети») – Аркадий Николаевич

7. Обломова (И.А.Гончаров «Обломов») – Илья Ильич

8. Адуева (И.А.Гончаров «Обыкновенная история») – Александр

9. Раскольникова (Ф.М.Достоевский «Преступление и наказание») – Родион Романович

10. Князя Мышкина (Ф.М.Достоевский «Идиот») – Лев Николаевич

11. Бесприданницу из одноимённой пьесы А.Н.Островского –

Лариса Дмитриевна Огудалова

12. Болконского (Л.Н.Толстой «Война и мир») –

Отец – Николай Андреевич

Сын – Андрей Николаевич

Внук – Николай Андреевич

13. Доктора Старцева (А.П.Чехов «Ионыч») – Дмитрий Ионыч

14. Раневскую (А.П.Чехов «Вишнёвый сад») – Любовь Андреевна

15. Героинь рассказов А.П.Чехова «Душечка» и «Попрыгунья» -

«Душечка» - Оленька (Ольга Семёновна) Племянникова

«Попрыгунья» - Ольга Ивановна (Дымова)

16. Княгиню Шеину (А.И.Куприн «Гранатовый браслет») – Вера Николаевна

17. Подпоручика Ромашова (А.И.Куприн «Поединок») – Юрий Алексеевич

18. Берлиоза, редактора толстого художественного журнала и председателя Массолита (М.А.Булгаков «Мастер и Маргарита») – Михаил Александрович

19. Директора театра Варьете Лиходеева (М.А.Булгаков «Мастер и Маргарита») – Степан Богданович

20. Председателя жилищного товарищества дома №302-бис по Садовой Босого (М.А.Булгаков «Мастер и Маргарита») – Никанор Иванович

21. Турбиных (М.А.Булгаков «Белая гвардия) – Алексей Васильевич; Елена; Николка

22. Шарикова (результат эксперимента профессора Преображенского) (М.А.Булгаков «Собачье сердце») – Полиграф Полиграфович

23. Кису Воробьянинова (И.Ильф, Е.Петров «Двенадцать стульев») – Ипполит Матвеевич

24. Меньшикова (А.Н.Толстой «Пётр Первый») – Александр Данилович

25. Морозку (А.А.Фадеев «Разгром») – Иван

26. Мечика (А.А.Фадеев «Разгром») – Павел

27. Листницкого (М.А.Шолохов «Тихий Дон») – Евгений

28. Отца Григория Мелехова (М.А.Шолохов «Тихий Дон») – Пантелей Прокофьевич

29. Доктора Живаго (Б.Л.Пастернак «Доктор Живаго») – Юрий Андреевич

30. Антипову (Б.Л.Пастернак «Доктор Живаго») – Лариса Фёдоровна

3 тур. Что? Где? Когда?

Что?

1. А.Н.Островский «Гроза»

Катерина:

- Он руки-то жжёт, точно уголь. Бросить его? Разумеется, надо бросить. И как он это ко мне в руки попал? На соблазн, на пагубу мою.

Что попало ей в руки?

(Ключ)

2. Ф.М.Достоевский «Преступление и наказание:

«…Вдруг он вздрогнул. Из каморки дворника, из-под лавки что-то блеснуло ему в глаза… Он осмотрелся кругом – никого, окликнул дворника, никто не ответил. Он бросился… вытащил его из-под лавки и тут же, не выходя, прикрепил его к петле и вышел». О чём идёт речь?

(О топоре)

3. А.П.Чехов «Вишнёвый сад»:

«Дорогой, многоуважаемый …! Приветствую твоё существование, которое вот уже больше ста лет было направлено к светлым идеалам добра и справедливости; твой молчаливый призыв к плодотворной работе не ослабевал в течение ста лет, поддерживая в поколениях нашего рода бодрость, веру в лучшее будущее и воспитывая в нас идеалы добра и общественного самосознания».

К кому обращается Леонид Андреевич Гаев?

(К шкафу)

М.А.Булгаков «Мастер и Маргарита»:

4) Что потерял Берлиоз, побежав звонить в бюро иностранцев по поводу странного неизвестного? (Голову)

5) Что сыпалось на зрителей в театре Варьете на сеансе чёрной магии, проводимом профессором Воландом? (Деньги (червонцы))

6) «Пришедшие немедленно устремились в коридор. (…) Первый на ходу показал Никанору Ивановичу документик, а второй в эту же минуту оказался стоящим на табуретке в уборной, с рукою, засунутой в вентиляционный ход. В глазах у Никанора Ивановича потемнело. Газету сняли, но в пачке оказались…» Что оказалось в пачке?

(«… не рубли, а неизвестные деньги, не то синие, не то зелёные, и с изображениями какого-то старика»).

7) Что вручил Азазелло Маргарите, когда пригласил её на бал к Сатане? (Крем)

8) Что использовала Маргарита в качестве транспортного средства для полёта над ночной Москвой? (Щётку)

9) Во что играли Воланд с Бегемотом при свечах, когда в квартире появилась Маргарита? (В шахматы)

Где?

1. В каком городе происходит действие романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»? (В Петербурге)

2. В каком городе происходит действие пьесы А.Н.Островского «Гроза»? (В Калинове)

3. В каком городе происходит действие романа М.Е.Салтыкова-Щедрина «История одного города»? (В городе Глупове)

4. Где родился Михаил Афанасьевич Булгаков? (В Киеве)

5. Где родился Михаил Александрович Шолохов? (На хуторе Кружилинском станицы Вёшенской)

6. Где родился Борис Леонидович Пастернак? (В Москве)

Когда?

1. В каком году родился И.А.Гончаров? (В 1812 г.) (1812 – 1891)

2. В каком году родился М.А.Булгаков? (В 1891 г.) (1891 – 1940)

3. В каком году родился Б.Л.Пастернак? (В 1890 г.) (1890 – 1960)

4. В каком году был написан роман «Мастер и Маргарита»? (В 1940 г.) (1929 – 1940)

5. В каком году М.А.Шолохову была присуждена Нобелевская премия за роман «Тихий Дон»? (В 1965 г.)

6. В каком году было написано стихотворение А.А.Ахматовой «Клятва»? (В 1941 г.)

4 тур. «Крылатые фразы»

1. «Счастливые часов не наблюдают» (А.С.Грибоедов «Горе от ума»; Софья Павловна Фамусова)

2. «И какой же русский не любит быстрой езды?» (Н.В.Гоголь «Мёртвые души»)

3. «Всё это прекрасно, да как бы чего не вышло» (Беликов; А.П.Чехов «Человек в футляре»)

4. «Человек! Это звучит гордо!» (Сатин; М.Горький «На дне»)

5. «И вечный бой! Покой нам только снится…» (А.А.Блок «На поле Куликовом»)

6. «Рукописи не горят» (Воланд; М.А.Булгаков «Мастер и Маргарита»)

5 тур «Исправьте ошибку»

1. «В час жаркого весеннего заката на Патриарших прудах появилось двое граждан. Первый из них – приблизительно сорокалетний, одетый в серенькую летнюю пару, - был маленького роста, темноволос, упитан, лыс, свою приличную шляпу пирожком нёс в руке, а аккуратно выбритое лицо его украшали сверхъестественных размеров очки в чёрной роговой оправе. Второй – плечистый, рыжеватый, вихрастый молодой человек в заломленной на затылок клетчатой кепке – был в ковбойке, жёваных белых брюках и белых тапочках». (М.А.Булгаков «Мастер и Маргарита»)

(Вместо «белых тапочках» нужно «чёрных тапочках»)

2. «И сейчас же с площадки сада под колонны на балкон двое охранников ввели и поставили перед креслом прокуратора человека лет двадцати семи. Этот человек был одет в старенький и разорванный голубой хитон. Голова его была прикрыта белой повязкой с ремешком вокруг лба, а руки связаны за спиной. Под левым глазом у человека был большой синяк, в углу рта – ссадина с запекшейся кровью. Приведённый с тревожным любопытством глядел на прокуратора». (М.А.Булгаков «Мастер и Маргарита»)

Вместо «двое охранников» нужно «двое легионеров»)

3. «Невидима и свободна! Невидима и свободна! Пролетев по своему переулку, Маргарита попала в другой, пересекавший первый под прямым углом. Этот заплатанный, заштопанный, кривой и длинный переулок с покосившейся дверью нефтелавки, где кружками продают керосин и жидкость от паразитов во флаконах, она перерезала в одно мгновение и тут усвоила, что, даже будучи совершенно свободной и невидимой, всё же и в наслаждении нужно быть хоть немного благоразумной. Только каким-то чудом затормозившись, она не разбилась насмерть о старый покосившийся фонарь на углу. Увернувшись от него, Маргарита покрепче сжала метлу и полетела медленнее, вглядываясь в электрические провода и вывески, висящие поперёк тротуара». (М.А.Булгаков «Мастер и Маргарита»)

(Вместо «сжала метлу» нужно «сжала щётку»)

Подведение итогов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Система работы над литературным произведением в старших классах коррекционной школы"

Данный материал познакомит с литературными произведениями, с которыми учащиеся знакомятся в старших классах и познакомит с рекомендациями в работе над этими произведениями....

Литературная викторина в 10 классе на тему: "Основные этапы жизни и творчества Николая Васильевича Гоголя".

Данная викторина содержит вопросы, позволяющие проверить знание основных фактов жизни и творчества Николая Васильевича Гоголя...

Литературная викторина для 5 класса на тему: "Сказки ".

конспект внеклассного мероприятия в 5 классе...

Рабочая программа элективного курса "Современный отечественный литературный процесс" для 10 класса

Рабочая программа составлена на основе  авторской программы Т.Г.Кучиной, канд. филол. наук, доцента, зав. кафедрой иностранных языков и литератур Ярославского ГПУ им. К.Д.Ушинского «Современный о...

Рабочая учебная программа для обучающихся по программам специальных (коррекционных) школ 8 вида по предмету литературное чтение для 7 класса.

Данная программа составлена на основе программы, авторами которой являются Н.Г.Галунчикова, А.К.Аксенова. Программа по чтению построена на коммуникативно-речевом подходе к обучению. Цель литературного...

Открытый урок литературного чтения в 4 классе КОУ 8 вида

Урок литературеого чтения по теме:внеклассное чтение. Приключение Буратино или золотой ключик. А. Толстой...

ЛИТЕРАТУРНАЯ ИГРА-ВИКТОРИНА «ЛИТЕРАТУРНЫЙ СЛУЧАЙ» 5-6 класс

Закрепить полученные на уроках литературы знания, вызвать живой интерес к  литературе, к слову; способствовать развитию творческих способностей школьников....